С чего следует начать изучать финансовый менеджмент
Финансовый менеджмент – просто о сложном. Часть 1
Друзья, хотите понять, что такое финансовый менеджмент и зачем он нужен? Тогда давайте ниже разберём эту заумную фразу на человеческом языке 🙂
Мы с вами по порядку и пристально рассмотрим следующие вопросы:
1. Как финансовый менеджмент рассматривает работу компании?
2. Какая существует основная финансовая отчетность?
Часть 1. Работа компании «глазами» финансового менеджмента
Не хотите читать, тогда смотрите видео
Первоочередная цель финансового менеджмента – это увеличение капитала владельцев (акционеров) компании. Для того чтобы эту задачу выполнить, в компании должен быть хорошо организован процесс управления финансовыми ресурсами и выстроена эффективная финансовая политика.
Финансовый менеджмент должен решать такие задачи:
— обеспечение максимально эффективного использования финансовых ресурсов;
— оптимизация денежных потоков;
— эффективная оценка финансовых возможностей компании;
— минимизация финансовых рисков;
— обеспечение целевой рентабельности и финансовой устойчивости.
Думаю, с целями и задачами финансового менеджмента всё понятно, теперь давайте заглянем внутрь компании глазами финансиста.
Чтобы начать работать, любому бизнесу нужны деньги, т.е. стартовый капитал. Те деньги, которые есть у собственника, называются собственный капитал. В качестве собственных средств могут выступать не только деньги, а и товарно-материальные запасы (имеющееся в наличие сырье, полуфабрикаты и т.д.) и основные средства (здания, оборудование и т.п.), которые владельцы вложили в компанию. Это уже будет уставный фонд.
Но в случае, когда собственных денег не достаточно или их и вовсе нет, компании используют займы. Это деньги, которые компания получает в процессе получения кредитов, выпуска облигаций и т.д. Они называются заемный капитал.
Теперь, когда есть необходимые денежные средства, начинаем приобретать всё, что необходимо для основной деятельности. Первым делом, как правило, приобретается то, что будет приносить компании прибыль. Это производственные и офисные помещения, оборудование, мебель и т.д. Всё это будет составлять основные средства (фонды) компании.
Основные средства – это материальные ресурсы компании, которые задействованы в производственном процессе, но при этом сохраняют свою натуральную форму. Срок использования основных средств более одного года.
Основные средства переносят свою первоначальную стоимость, за которую они были приобретены, на стоимость производимого продукта путем амортизации. Говоря простым языком, стоимость основных средств не сразу включается в стоимость произведенного продукта, а частями в течение всего срока службы этих основных средств.
Но для того, чтобы начать производство продукта, необходимо найти поставщиков и закупить у них сырье и материалы, которые нужны для работы основных фондов.
Теперь всё готово для работы компании и производства продукции. И наши активы начали работать.
Активы – ресурсы предприятия, которые имеют денежную ценность и от которых компания ожидает в будущем получить экономическую выгоду.
К активам относятся:
— основные средства (фонды)
— товарно-материальные запасы (сырье)
А вот источники получения денег для приобретения активов называются пассивы.
Пассивы – это совокупность всех обязательств компании. То есть это источники формирования средств.
К пассивам относятся:
Итак, подведем промежуточный итог на простом языке:
— Активы – это деньги и то, на что мы их тратим для того, чтобы в будущем получить из этого прибыль.
— Пассивы – источники, откуда мы эти деньги берем и суммы, которые мы должны вернуть.
Теперь давайте перейдем к выпуску продукции. Для производства продукции нам понадобится сырье и материалы, которые мы уже закупили ранее. А также денежные ресурсы, которые мы потратим на заработную плату рабочим и другие нужды.
Товар мы произвели, но чтобы его реализовать (продать) с выгодой для нас, нам необходимо определить себестоимость нашей продукции, т.е. подсчитать, сколько ресурсов в денежном эквиваленте мы вложили в производство.
Себестоимость продукции – это все затраты компании на её производство и реализацию (продажу), выраженные в денежном эквиваленте. Правильный расчет и грамотный анализ себестоимости – важнейшая задача любой компании, которая непосредственно входит в систему управленческого учета. Именно себестоимость лежит в основе большинства важных управленческих решений!
Теперь можно переходить к реализации (продажи) нашей продукции.
Деньги, полученные от продажи продукции или услуг, называются выручка. Выручка должна быть больше чем себестоимость. Разница между выручкой и себестоимостью называется валовая прибыль.
При получении валовой прибыли, собственный капитал компании увеличивается. Но если выручка оказалась ниже себестоимости, то это значит, что компания терпит убытки.
Теперь давайте погорим подробнее об активах. Они бывают оборотные и необоротные.
Оборотные активы – это элементы капитала со сроком службы до 1 года. Их стоимость сразу входит в затраты на создание товаров или услуг. К ним относятся:
Необоротные активы – это ресурсы, срок службы которых более 1 года. К ним относятся:
— основные средства (фонды)
— долгосрочные финансовые инвестиции
Теперь давайте ещё раз вернёмся к оплате за товар или услуги. В реальном бизнесе не редко бывает, что клиент не сразу расплачивается с вами, а, например, с отсрочкой в несколько дней или даже месяцев. Такой вид расчётов называется дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – это сумма всех долгов, которые причитаются вашей компании со стороны потребителей. Она возникает, когда товар или услуга проданы, но деньги не получены.
Дебиторская задолженность – это оборотный актив, т.к. в ближайшем будущем она превратится в реальные деньги, которые будут вновь вложены в производство продукции.
Но в процессе деятельности, компании необходимо закупать сырье и материалы, без которых выпуск продукта или оказания услуг не возможен. Однако бывает так, что не все покупатели расплачиваются сразу. В целях экономии денег на счетах компании, мы приобретаем сырье, но договариваемся оплатить его с отсрочкой, например, в несколько недель.
Такой вид расчетов называется кредиторская задолженность. Она возникает, когда дата поступления сырья, материалов, услуг и т.д. будет раньше, чем их фактическая оплата.
Обратите внимание, что мы не потратили деньги сразу на закупку сырья и материалов. А значит, в течение периода возврата кредиторской задолженности, мы можем их использовать для других целей. Из этого следует, что кредиторская задолженность так же является ещё одним источником финансирования деятельности компании.
Подводя очередной промежуточный итог – важно понять, что одной из основных задач финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностями и материальными запасами.
Очень важно, чтобы в процессе операционной деятельности у компании всегда на счетах были деньги, а на складах были в наличии сырье и материалы.
Важно чтобы деньги от дебиторской задолженности заходили раньше, чем наступает период расчетов по кредиторской задолженности!
Итак, мы с вами разобрались в вопросе, каким образом компания получает прибыль. Чтобы нарастить прибыль, компании необходимо расширить свою деятельность. Для этого она может:
— приобрести новое оборудование;
— капитально отремонтировать имеющееся оборудование;
— приобрести новые активы;
— увеличить долю рынка.
Однако всё вышеперечисленное требует инвестиционных вложений. Для инвестиций можно использовать денежные средства на счетах компании, полученные от дебиторов за реализованную продукцию, или привлечь дополнительные заёмные средства.
Но раз уж мы заговорили об инвестициях, тогда давайте поговорим о финансах компании предметно.
Вся финансовая активность компании делится на три вида деятельности:
Операционная деятельность приводит к увеличению потока денежных средств за счет прибыли от основной деятельности и получения предоплат, а также приводит к уменьшению денежных средств за счёт увеличения дебиторской задолженности и увеличения запасов на складах.
Инвестиционная деятельность приводит к увеличению потока денежных средств за счет денег, полученных от продажи основных средств и денег от погашения депозитов, а также приводит к уменьшению денежного потока в ходе приобретения основных средств и размещения средств на депозитах.
Финансовая деятельность приводит к увеличению потока денежных средств за счёт займов, а также приводит к уменьшению потока денег из-за погашения задолженностей и выплаты дивидендов собственникам (акционерам).
В следующей части мы с вами предметно поговорим об основных отчётах, используемых в финансовом менеджменте.
Если материал поста был для Вас полезен, поделитесь ссылкой на него в своей соцсети:
Почему необходимо изучать финансовый менеджмент?
На сегодняшний день одним из основных условий стабильного функционирования любого предприятия является грамотно и корректно выбранная стратегия предпринимательской деятельности. И ключевую роль в создании этой стратегии играет финансовый менеджмент.
Сущность финансового менеджмента
Финансовый менеджмент — это финансовая наука, которая изучает методы эффективного использования собственного и заемного капитала компании, способы получения наибольшей прибыли при наименьшем риске, быстрого увеличения капитала. Финансовый менеджмент отвечает на вопрос, как можно легко и быстро превратить предприятие из неинтересного в привлекательное для инвесторов.
Это определенная система принципов, форм и методов, которая применяется для корректного регулирования финансовой деятельности предприятия. Именно финансовый менеджмент отвечает за принятие инвестиционных решений и обнаружение для них финансовых источников. То есть по большому счету отвечает на вопросы, где взять деньги и что с ними дальше делать. Актуальность применения финансового менеджмента также обуславливается тем, что современные экономические реалии и требования мирового рынка предполагают постоянное развитие. Сегодня успешный бизнес не может стоять на месте, он должен расти, расширяться, находить новые пути самореализации.
Направления деятельности финансового менеджмента
Направления деятельности финансового менеджмента – это области деятельности (закрытые зоны ответственности) финансовых менеджеров в процессе осуществления их функций.
Цели и задачи финансового менеджмента
Основной целью финансового менеджмента является максимизация стоимости предприятия за счет наращивания капитала.
Базовые концепции финансового менеджмента
Доскональное владение концепциями финансового менеджмента и их взаимосвязью влечет принятие эффективных, взвешенных, выгодных и рациональных решений в процессе управления финансовыми потоками предприятия.
Функции финансового менеджмента
Любой процесс или деятельность предполагает наличие определенных функций. Функции финансового менеджмента разделены на 2 формата:
Актуальность и востребованность финансового менеджмента в современном бизнесе приводит к огромному спросу на квалифицированных специалистов, который на сегодняшний день значительно превышает предложение, существующее на рынке труда. Это говорит о том, что человек, обладающий знаниями в сфере финансового менеджмента может рассчитывать не только на гарантированное трудоустройство и стабильно высокий заработок, но и на стремительное развитие карьеры.
Итак, какими знаниями и умениями должен обладать специалист, претендующий на должность финансового менеджера?
Как прокачаться начинающему финансисту: инструкция по самообразованию
Руководитель региональных офисов АССА в странах СНГ
Вера Стародубцева — руководитель региональных офисов АССА в странах СНГ, глобальной ассоциации, объединяющей специалистов из мира финансов, аудита и учёта. Она подготовила список ресурсов и возможностей, которые помогут начинающему финансисту прокачаться и получить новые знания.
Чтобы преуспеть в финансовой сфере, надо постоянно учиться и следить за трендами. По карьерной лестнице продвигаются сильнейшие, а конкуренция очень высока.
Узнать тонкости профессии, стать профи в международной отчётности, налогообложении и на «ты» общаться с аудиторами, помогут узко специализированные книги и различные источники. Если времени на серьёзные экзамены пока нет, не стоит выпадать из профессионального контекста — начинать можно и с малого.
Тематические Telegram-каналы
Секрет успеха №1 — следить за всем, что происходит в профессиональной сфере. Перерыв на чашку кофе даёт возможность почитать Telegram-каналы, где собирается самое важное и интересное.
Онлайн-курсы
Как бы ни дёргался глаз от того, что жизнь ушла в онлайн, дистанционное образование позволяет сэкономить время и не толкаться в транспорте. Качественное и хорошее образование можно получить на курсах большой четвёрки.
Книги
Читать и снова читать, без этого никуда. Если нужна проверенная профессиональная информация, которую планируете применять на практике, подключать надо сразу специализированную литературу. У нас есть аккредитованные издательства, которые на 100 процентов соответствуют требованиям к современным знаниям в сфере финансов.
Но мы верим в то, что читать нужно не только учебники — расширять кругозор и погружаться в тему финансов и менеджмента хорошо помогают проверенные опытными финансистами книги. Мы специально опросили членов ассоциации, чтобы они поделились лучшими по их мнению книгами, которые помогают в работе и жизни.
RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.
Дэниел Койл, «Культурный код. Секреты чрезвычайно успешных групп и организаций». Дэниел Койл, американский журналист и автор бестселлеров New York Times, считает, что самая важная составляющая успеха — это «культурный код», или культура взаимодействия внутри коллектива, независимо от его размера. Тщательно проанализировав деятельность наиболее эффективных команд, например Google, Pixar или спецназ ВМС США, Койл обнаружил три важных принципа, лежащих в основе взаимодействия внутри команды.
Рэй Далио, «Принципы. Жизнь и работа». Американский миллиардер Рэй Далио вырос в обычной семье со средним достатком, а теперь он входит в список 100 самых влиятельных людей планеты (по версии Time) и 100 самых богатых людей в мире (по версии Forbes). Секретом успеха Рэй Далио называет свои универсальные принципы, которые постепенно сформировались по мере приобретения опыта.
Талеб Нассим Николас, «Одураченные случайностью». Нассим Талеб, успешный трейдер, математик и философ, рассказывает, что люди часто принимают случайность за закономерность, путают причину и следствие, а их мышлению недостает критичности. Интеллектуальная близорукость и самоуверенность часто обходятся нам очень и очень дорого. Невозможно предугадать случайное событие, но можно подготовиться к встрече с ним и даже попытаться обратить его себе на пользу.
Джордж Сорос, «Алхимия финансов». Знаменитый финансист и спекулянт Джордж Сорос раскрывает секреты принятия решений при игре на бирже и рассказывает о собственной философии, согласно которой не только игроки влияют на рынок, но и рынок влияет на игроков.
Финансовые подкасты
Это новый и удобный способ обучения, не требующий много времени — их можно слушать в дороге, на беговой дорожке или во время мытья посуды. Правда, лучшие подкасты по финансам для профессионалов на английском, с другой стороны — это ещё один способ подтянуть язык. Мы рекомендуем серьёзные подкасты, где обсуждаются сложные вопросы мира финансов. Умение ориентироваться в трендах и знание английского поможет в карьере в международных компаниях.
Финансовый менеджмент
Учебное пособие содержит комплекс вопросов, подлежащих рассмотрению в процессе разработки оптимальных управленческих решений в рамках системы управления финансами предприятия. Пособие предназначено для студентов финансово-экономических специальностей, а также слушателей учебно-методических центров подготовки финансовых менеджеров и бухгалтеров.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовый менеджмент предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 Теоретические и методологические основы финансового менеджмента
1.1 Цели и задачи финансового менеджмента. Функции финансового менеджера
Деятельность любой компании начинается с решения нескольких ключевых вопросов:
— определение состава и структуры имущества предприятия, необходимого для реализации стратегии развития компании;
— определение объема и оптимальной структуры источников финансирования активов;
— эффективная организация управления финансовой деятельностью компании.
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента как системы эффективного управления финансовыми ресурсами, являющиеся одной из ключевых подсистем общей системы управления компанией.
Чтобы определить, что представляет собой элемент системы, необходимо понять, что такое система в целом. В данном случае для понимания сущности и роли финансового менеджмента в деятельности предприятия следует раскрыть понятие управления предприятием.
Таким образом, управление предприятием (менеджмент предприятия) — это система, функционирование которой направлено на достижение поставленных целей развития и включает процессы планирования, прогнозирования, организации, руководства и контроля.
В отечественной литературе финансовый менеджмент чаще всего рассматривается также с позиции принятия финансовых решений. Однако при этом отечественные ученые по-разному определяют содержание финансовых решений и выделяют различные критерии оценки эффективности реализаций таких решений.
Цель финансового менеджмента нельзя определить однозначно: ею могут быть выживание фирмы в конкурентных условиях, максимизация рыночной стоимости, рост объемов продаж, максимизация прибыли, минимизация расходов, обеспечение рентабельности, избежание банкротства и т.д. В качестве цели финансового менеджмента большинство американских и западноевропейских ученых рассматривают обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, т.е. максимизация рыночной стоимости обыкновенных акций компании. В результате финансовый менеджмент представляет собой процесс принятия краткосрочных и долгосрочных управленческих решений в области финансов: соотношения риска и доходности, инвестиций, структуры капитала, дивидендной политики, управления оборотными активами и т.д., — направленных на достижение главной стратегической цели — максимизацию стоимости акций компании. Эта цель получает конкретное выражение в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия.
Этот подход базируется на основной идее развития общества, согласно которой социальное и экономическое процветание общества можно достигнуть через частную собственность. С позиции инвесторов в основе такого подхода лежит предпосылка, что повышение достатка собственников предприятия заключается не столько в росте текущих прибылей предприятия, сколько в повышении рыночной стоимости их собственности. В результате любое финансовое решение, обеспечивающее в перспективе рост стоимости акции, а, следовательно, и рост стоимости предприятия, должно быть принято.
Следует отметить, что вышеизложенная главная цель финансового менеджмента вступает в противоречие с весьма распространенным мнением, что главной целью финансовой деятельности предприятия является максимизация прибыли, рентабельность деятельности и минимизация затрат. Дело в том, что максимизация рыночной стоимости предприятия далеко не всегда автоматически достигается при максимизации его прибыли. Так, полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего развития (а неразвивающееся предприятие утрачивает в перспективе достигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников, что, в конечном итоге, снижает его рыночную стоимость). Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при соответственно высоком уровне финансового риска и угрозе банкротства в последующем периоде, что также может обусловить снижение его рыночной стоимости. Согласно данному подходу в рыночных условиях максимизация прибыли, рентабельность деятельности и минимизация затрат могут выступать как важнейшие задачи финансового менеджмента, но не как главная его цель.
Таким образом, в результате возникает альтернативность целей финансового менеджмента: рентабельность или ликвидность.
В процессе реализации своей главной цели финансовый менеджмент направлен на решение следующих основных задач:
1) обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов в соответствии с задачами развития предприятия в определенном периоде. Эта задача реализуется путем:
— определения общей потребности в финансовых ресурсах предприятия на предстоящий период;
— максимизации объема привлеченных собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников;
— определения целесообразности формирования собственных источников финансовых ресурсов за счет внешних источников;
— управления привлечением заемных финансовых средств;
— оптимизации структуры источников формирования ресурсного финансового потенциала;
2) обеспечение эффективного использования сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия.
Оптимизация распределения сформированного объема финансовых ресурсов предусматривает:
— установление необходимой пропорциональности в их использовании на цели производственного и социального развития предприятия;
— выплаты необходимого уровня доходов на инвестированный капитал собственникам предприятия и т.п.
В процессе производственного потребления сформированных финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности предприятия должны быть учтены стратегические цели его развития и возможный уровень отдачи вкладываемых средств;
3) оптимизация денежного потока. Эта задача решается путем:
— эффективного управления денежными потоками предприятия в процессе кругооборота его денежных средств;
— обеспечением синхронизации объемов поступления и расходования денежных средств по отдельным периодам;
— поддержанием необходимой ликвидности его оборотных активов.
Одним из результатов такой оптимизации является минимизация среднего остатка свободных денежных активов, обеспечивающая снижение потерь от их неэффективного использования и инфляции. Если предприятие имеет чрезмерное количество наличности, то оно теряет прибыль, которую можно было бы получить при инвестировании этих денег. Запас наличности должен соответствовать прогнозируемому движению наличности;
4) обеспечение максимизации прибыли предприятия. Максимизация прибыли достигается за счет:
— эффективного управления активами предприятия;
— вовлечения в хозяйственный оборот заемных финансовых средств;
При этом для достижения целей экономического развития предприятие должно стремиться максимизировать чистую прибыль, остающуюся в его распоряжении, что требует осуществления эффективной налоговой, амортизационной и инвестиционной политики. Решая эту задачу, необходимо иметь в виду, что максимизация уровня прибыли предприятия достигается, как правило, при существенном возрастании уровня финансовых рисков, так как между этими двумя показателями существует прямая связь. Поэтому максимизация прибыли должна осуществляться в пределах допустимого финансового риска.
Финансовый менеджмент как управляющая система характеризуется наличием определенных субъектов и объектов управления. Субъект управления финансами, которым выступает финансовая служба или отдельный финансовый менеджер, в процессе принятия управленческих решений финансового характера воздействует на объект управления (рисунок 1).
Рисунок 1 — Схема финансового управления на предприятии
В условиях рыночной экономики финансовый менеджер становится одной из ключевых фигур на предприятии. Он ответственен за постановку проблем финансового характера, анализ целесообразности выбора того или иного способа их решения и, иногда, за принятие окончательного решения по выбору наиболее приемлемого варианта действий. Финансовый менеджер часто входит в состав высшего управленческого персонала фирмы, поскольку принимает участие в решении всех важнейших вопросов.
В зависимости от масштаба предприятия функции финансового менеджера могут выполнять непосредственно директор (владелец), главный бухгалтер, финансовый директор или финансовый отдел.
Функции финансового менеджера как представителя управляющей системы:
1) разработка финансовой стратегии предприятия.
В процессе реализации этой функции, исходя из общей стратегии и экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры финансового рынка, формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период; определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе и разрабатывается политика действий предприятия по основным направлениям его финансового развития;
2) создание организационных структур (финансовых служб), обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений финансового характера.
Такие структуры строятся по иерархическому или функциональному признаку с выделением конкретных «центров ответственности». В процессе реализации этой функции финансового менеджмента необходимо обеспечивать постоянную адаптацию этих организационных структур к меняющимся условиям функционирования предприятия и направлений финансовой деятельности. Организационные структуры финансового менеджмента должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием;
3) формирование информационной системы, необходимой для принятия управленческих решений.
В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей финансового менеджмента, сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности; организован постоянный мониторинг финансового состояния предприятия и конъюнктуры финансового рынка;
4) осуществление анализа и планирование имущественного и финансового положения предприятия.
В процессе реализации этой функции проводятся экспресс — и углубленный анализ отдельных финансовых операций; результатов финансовой деятельности отдельных дочерних предприятий, филиалов и «центров ответственности»; обобщенных результатов финансовой деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных ее направлений. При этом разрабатывается система текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, различным структурным подразделениям и по предприятию в целом. Основой такого планирования является разработанная финансовая стратегия предприятия, требующая конкретизации на каждом этапе его развития;
5) осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений.
Реализация этой функции финансового менеджмента связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров, выделением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля.
Функции мобилизации и распределения финансовых ресурсов:
1) управление капиталом.
В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для финансирования формируемых активов предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее ее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в более эффективные виды активов;
2) управление активами.
Данная функция заключается в выявлении реальной потребности в отдельных видах активов исходя из предусматриваемых объемов рационной деятельности предприятия и определение их структуры в целом, оптимизации состава активов с позиций активности комплексного их использования, обеспечении ликвидности отдельных видов оборотных активов, выборе эффективных форм и источников их финансирования;
3) управление инвестициями.
Функциями этого управления являются формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них; формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций;
Рисунок 2 — Основные функции финансового менеджмента
4) управление денежными потоками.
Финансовый менеджер осуществляет формирование входящих и исходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизацию по объему и во времени, оптимизацию остатка временно свободных денежных активов;
5) управление финансовыми рисками.
В процессе реализации этой функции выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия; осуществляется оценка уровня рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию.
1.2 Объекты финансового менеджмента. Финансовые ресурсы предприятия
Как и каждая управляющая система, финансовый менеджмент предполагает наличие определенного объекта управления.
Поскольку действия финансового менеджера направлены на формирование, распределение и использование финансовых ресурсов предприятия, то в качестве объекта финансового менеджмента предлагаем рассматривать финансовые ресурсы и финансовую деятельность предприятия.
Во-вторых, на наш взгляд, финансовая деятельность предприятия представляет собой деятельность по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов предприятия, вследствие чего охватывает не только финансовые отношения между компанией и ее заемщиками и кредиторами, но и все прочие финансовые отношения, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости, осуществлением капитальных и финансовых вложений. Поэтому финансовую деятельность предприятия следует рассматривать гораздо шире взаимоотношений данного предприятия и его кредиторов, заемщиков и акционеров, вследствие чего гораздо шире следует рассматривать и понятие финансовый поток.
Финансовые ресурсы используются предприятием в процессе производственной и хозяйственной деятельности. Они находятся в постоянном движении и прибывают в денежной форме лишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете в банке и в кассе предприятия.
Важнейшей характеристикой их сущности являются функции, которые выполняют финансовые ресурсы. Так, они играют важную роль в воспроизводственном процессе и его регулировании, распределении средств по направлениям их использования, стимулируют развитие хозяйственной деятельности и повышение ее эффективности и выполняют контрольную функцию.
К финансовым ресурсам предъявляются определенные требования:
— необходимо осуществлять их централизацию, что позволит обеспечить быструю маневренность и концентрацию средств на более важных направлениях хозяйственной деятельности;
По своему происхождению финансовые ресурсы предприятия разделяются на внутренние и внешние (рисунок 3).
Рисунок 3 — Финансовые ресурсы предприятия
В свою очередь внутренние в реальной форме представлены в виде чистой прибыли и амортизационных отчислений. Внутренние финансовые ресурсы являются всегда собственными источниками финансирования.
Внешние или привлеченные финансовые ресурсы делятся на две группы: собственные и заемные.
Собственные внешние финансовые ресурсы — это базовая часть всех финансовых ресурсов, которая образуется на момент создания предприятия и находится в его распоряжении на всем протяжении жизни организации. Эту часть финансовых ресурсов принято называть уставным капиталом предприятия. К собственным привлеченным финансовым ресурсам относят также добавочный капитал и резервный капитал. К привлеченным средствам, приравниваемым к собственным, относятся средства, не принадлежащие предприятию, но временно находящиеся в его обороте, появляющиеся в силу особенностей расчетов (кредиторская задолженность перед поставщиками, задолженность перед работниками предприятия по заработной плате, задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами и другие временно образующиеся задолженности).
Заемные финансовые ресурсы наиболее часто встречаются в форме банковских кредитов и ссуд, средств от выпуска и продажи ценных бумаг предприятия, займов от других небанковских субъектов рынка.
Все финансовые ресурсы предприятия как внутренние, так и внешние в зависимости от времени, в течение которого они находятся в распоряжении предприятия, делятся на краткосрочные и долгосрочные. Это деление достаточно условно, а масштаб временных интервалов зависит от финансового законодательства, правил ведения финансовой отчетности, национальных традиций.
1.3 Показатели информационного обеспечения финансового менеджмента
Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит ль ее информационного обеспечения. От качества используемой информации при принятии управленческих решений зависят объем затрат финансовых ресурсов, уровень прибыли, рыночная стоимость предприятия, альтернативность выбора инвестиционных проектов и финансовых инструментов инвестирования и другие показатели, формирующие уровень благосостояния собственников предприятия и темпы его экономического развития.
Состав показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, их количество определяются отраслевыми особенностями деятельности предприятий, их организационно-правовой формой функционирования, объемом и степенью диверсификации финансовой деятельности и рядом других условий. Конкретные показатели информационного обеспечения финансового менеджмента формируются за счет как внешних, так и внутренних источников информации.
Показатели информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников, делятся на четыре основные группы:
1) показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны. Показатели этой группы служат основой проведения анализа и прогнозирования условий внешней финансовой среды при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности. Формирование системы показателей этой группы основывается на публикуемых данных государственной статистики.
Показатели, входящие в состав первой группы, подразделяются на два блока: показатели макроэкономического развития (темп роста внутреннего валового продукта, объем эмиссии денег в рассматриваемом периоде, среднедушевые доходы населения, объем вкладов населения в банках, индекс инфляции, уровень безработицы, ставка рефинансирования Центрального банка и другие) и показатели развития предприятий отдельного вида экономической деятельности (ВЭД) (объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика в целом по ВЭД, общая стоимость активов предприятий, сумма собственного капитала предприятий, сумма прибыли предприятий, ставка налогообложения прибыли по основной деятельности, ставки налога на добавленную стоимость и акцизного сбора на продукцию, выпускаемую предприятиями данного ВЭД, индекс цен на продукцию ВЭД в рассматриваемом периоде);
2) показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка.
Показатели этой группы служат для принятия управленческих решений в области формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций, осуществления краткосрочных финансовых вложений и некоторых других аспектов финансового менеджмента. Формирование показателей этой группы основывается на публикациях периодических коммерческих изданий, фондовой и валютной биржи, а также на соответствующих электронных источниках информации.
Показатели, входящие в состав второй группы, подразделяются на два блока: показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов (виды основных фондовых инструментов, обращающихся на биржевом и внебиржевом фондовом рынках, котируемые цены предложения и спроса основных видов фондовых инструментов, объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке), и показатели, характеризующие конъюнктуру рынка денежных инструментов (кредитные ставки отдельных коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления кредитов, депозитные ставка отдельных коммерческих банков, дифференцированные по видам вкладов; официальный курс отдельных валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности;
курс покупки — продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками) 29 ;
3) показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов.
Информативные показатели этой группы используется в основном для принятия оперативных управленческих решений по отдельным аспектам формирования и использования финансовых ресурсов. Эти показатели формируются обычно в разрезе таких блоков, как: «Банки», «Страховые компании», «Поставщики продукции», «Покупатели продукции», «Конкуренты». Источником формирования показателей этой группы служат публикации отчетных материалов в прессе, соответствующие рейтинги с основными результативными показателями деятельности, различные бизнес-справки, предоставляемые информационными агентствами, данные промышленного шпионажа.
Состав информативных показателей каждого блока определяется конкретными целями управления финансами, объемом операционной, инвестиционной и финансовой деятельности, деятельностью партнерских отношений и другими условиями;
4) нормативно-регулирующие показатели.
Эти показатели учитываются в процессе подготовки финансовых решений, связанных с особенностями государственного регулирования финансовой деятельности предприятий, Источником формирования показателей этой группы являются нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами государственного управления.
Показатели информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делятся на три группы:
1) показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности по предприятию в целом.
Показатели этой группы широко используются как внешними, так и внутренними пользователями. Они применяется в процессе финансового анализа, планирования, разработки финансовой стратегии и политики по основным аспектам финансовой деятельности, дают наиболее агрегированное представление финансовом состоянии предприятия. Формирование показателей этой группы основывается на данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности предприятия 30 ;
2) показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия.
Эта группа показателей используется для текущего и оперативного управления практически всеми аспектами финансовой деятельности предприятия. Формирование показателей этой группы основывается на данных управленческого учета 31 ;
3) нормативно-плановые показатели.
Эти показатели используются в процессе текущего и оперативного контроля за ходом осуществления финансовой деятельности. Они формируются непосредственно на предприятии по двум блокам: внутренние нормативы регулирующие финансовое развитие предприятия (нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т.п.) и плановые показатели финансового развития предприятия.
1.4 Базовые концепции финансового менеджмента
Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных концепций, развитых в рамках теории финансов. Основополагающими являются следующие:
1) концепция использования ретроспективных и прогнозных данных.
Ретроспективный подход означает, что финансовый менеджер, основываясь на информации прошлых лет, выявляет тенденции развития предприятия и планирует с учетом этих тенденций. Такой подход возможен, если анализируемые данные сопоставимы и сильно не отличаются.
Принцип использования прогнозных данных предполагает, что финансовый менеджер использует свои знания и опыт, анализирует риски исходя из заданной внешней среды. В большинстве случаев целесообразнее основываться и на ретроспективных данных и использовать прогнозную информацию. С одной стороны, данные прошлых лет являются более надежными, чем прогнозные, с другой стороны — внешние условия подвержены изменениям. А поскольку задача финансового менеджера состоит в определении будущих результатов, то прошлые показатели должны использоваться лишь как дополнительные для характеристики будущих доходов;
2) концепция денежного потока предполагает идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид, оценку факторов, определяющих величину его элементов, выбор коэффициента дисконтирования и оценку риска, связанного с данным потоком 32 ;
3) концепция приведения будущих доходов к текущей стоимости (концепция «время — деньги»). Необходимость применения этого принципа обоснована изменением стоимости денежной единицы во времени (денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению, не равноценны), что вызвано действием следующих причин:
— оборачиваемостью — заключается в том, что денежные средства, как и любой актив, должны генерировать доход по ставке, которая представляется приемлемой владельцу этих средств;
Приведение будущих доходов к текущей стоимости осуществляется по формуле (1.1).
где PV — текущая стоимость дохода;
FV — будущая стоимость дохода;
r — ставка дисконтирования;
i — порядковый номер периода.
Пример — Рассчитайте суммарную текущую стоимость денежных потоков, возникающих в конце года, если ставка дисконтирования равна 12 %. Денежные потоки по годам составили: первый год — 200 тыс. р.; второй год — 0; третий год
— 600 тыс. р.; четвертый год — 800 тыс. р.
В случае если проценты начисляются несколько раз в год, то данная формула модифицируется (1.2).
где m — количество начислений в год;
4) концепция компромисса между риском и доходностью состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе сопряжено с риском, причем связь между этими характеристиками прямопропорциональная, то есть, чем выше требуемая доходность, тем выше риск неполучения этой доходности. Финансовым менеджером могут ставиться предельные задачи: минимизация риска или максимизация прибыли, но эффективное управление предполагает разумное соотношение между этими показателями. Категория риска используется в оценке инвестиционных проектов, формировании инвестиционного портфеля, выборе финансовых инструментов, принятии решений по структуре капитала 34 ;
5) концепция стоимости капитала. Обслуживание того или источника капитала обходится предприятию неодинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость: например, за банковский кредит необходимо платить проценты, за выпуск акций — выплачивать дивиденды и т.п. Количественная оценка стоимости капитала имеет важнейшее значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности предприятия 35 ;
6) концепция асимметричной информации. Отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. В этом случае говорят о наличии ассиметричной информации. Носителями такой информации чаще всего могут быть менеджеры и отдельные владельцы предприятия. Эта информация может использоваться ими различными способами.
Асимметричность информации способствует существованию рынка капитала, так как каждый потенциальный инвестор имеет собственное мнение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости финансового инструмента. Каждый полагает, что именно он обладает некой информацией, недоступной другим участникам рынка. Чем большее число участников придерживается такого мнения, тем более активно осуществляются операции купли-продажи на рынке;
7) концепция агентских отношений. Большинству предприятий присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля. Интересы владельцев предприятия и его управленческого персонала могут не совпадать (например, альтернативное решение — получение сиюминутной прибыли или получение большей прибыли в перспективе). Чтобы сгладить возможные противоречия между участниками группы, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров, владельцы предприятия вынуждены нести так называемые агентские издержки. Их величина должна учитываться при принятии управленческих решений финансового характера 36 ;
8) концепция учёта альтернативных решений. Он играет важную роль в оценке вариантов возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора политики кредитования покупателей и других случаях. Поскольку любое решение финансового характера почти всегда связано с отказом от альтернативного варианта, то решение обычно принимается в результате сравнения альтернативных затрат. Альтернативные затраты — доход, который могла бы получить компания, если бы выбрала иной вариант использования ресурсов. Например, предприятие имеет свободные производственные мощности: оно может либо использовать их для расширения масштабов деятельности, либо сдать их в аренду с целью получения лизинговых платежей. Неполученный доход по одному из двух вариантов будет считаться альтернативными затратами при реализации другого варианта 37 ;
1.5 Методы финансового менеджмента
Важной составной частью финансового менеджмента являются методы управления деятельностью предприятия: финансовый анализ, планирование финансовых ресурсов, контроль за потоком денежных средств.
Финансовый анализ предприятия предполагает комплексное изучение деятельности предприятия за прошедший период, выявление тенденций его дальнейшего развития, установление его объективного финансового состояния, выявление резервов и определение путей лучшего использования ресурсов.
Целью финансового анализа является получение количественной оценки результатов деятельности предприятия в разрезе отдельных ее аспектов, небольшого числа ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия.
Анализ проводится с помощью специальных методов и приемов (сравнение показателей и результатов в различные периоды деятельности, балансовый метод, расчет коэффициентов и т.д.).
Анализу подлежат состояние и динамика, как всего имущества предприятия, так и его составных частей, а также источники образования этого имущества. Особое внимание обращается на структуру активов, на динамику, состояние и объем собственных средств, уровень обеспеченности ими; на долю заемных средств; на показатели иммобилизации оборотных средств, направления иммобилизации.
Финансовое планирование. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в предстоящем периоде. Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, движение которых относительно отграничено от движения материальновещественных элементов производства.
Цель финансового планирования состоит в обеспечении соответствия между наличием финансовых ресурсов и потребностью в них; в выявлении источников формирования финансовых ресурсов и поиске наиболее дешевых и эффективных вариантов их использования; установлении оптимальных пропорций распределения финансовых ресурсов по элементам; в определении конкретных направлений использования средств. Диспропорции, допущенные в планировании или текущей деятельности, ведут либо к недостатку, либо к избытку денежных средств в обороте и отрицательно сказываются на движении ТМЦ, эффективности использования трудовых и материальных ресурсов.
Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях кругооборота и хозяйственной деятельности, во всех подразделениях и службах предприятия.
Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Объектами финансового контроля на предприятии являются: основные и оборотные средства; фонды и резервы, образуемые предприятием; процесс производства; капитальное строительство; численность работающих и уровень эффективности использования трудовых ресурсов; себестоимость и прибыль; источники финансового обеспечения; обязательства предприятия.
Финансовый контроль проявляется, с одной стороны, в выявлении и фиксации фактов отклонений и нарушений в запланированном кругообороте капитала или неадекватного объема задействованных в обороте средств. Отклонения и нарушения проявляются в виде отсутствия денежных средств на расчетном счете, чрезмерного объема денежных средств, излишков запасов ТМЦ, готовой продукции и в расчетах. С другой стороны, финансовый контроль предполагает разработку мер по ликвидации выявленных нарушений и системы профилактики и предупреждения их появления.
1.6 Контрольные вопросы
1 Раскройте понятие, цели и задачи финансового менеджмента.
2 Можно ли считать максимизацию прибыли целью деятельности предприятия?
3 Какова взаимосвязь между основными функциями финансового менеджера?
4 Ограничиваются ли управлением движением капитала функции финансового менеджера?
5 Определите источники финансирования деятельности предприятия и методы их мобилизации.
6 Охарактеризуйте основные методы финансового менеджмента.
7 Каковы основные концепции финансового менеджмента?
8 Как учитывается риск в финансовом менеджменте?
9 Какое значение в финансовом менеджменте имеет сопоставление различных вариантов решения задачи?
10 Чем определяется стоимость капитала предприятия?
11 Каковы причины неравноценности денег в разные периоды времени?
12 Прокомментируйте смысл идентификации денежных потоков во времени.
13 Какие финансовые рынки называются эффективными? Назовите виды эффективности финансовых рынков. Что подразумевается под повышением эффективности финансовых рынков?
14 Каким образом наличие ассиметричной информации влияет на состояние финансового рынка?
15 Что представляют собой агентские издержки в финансовом менеджменте?
16 Охарактеризуйте состав основных пользователей финансовой информации предприятия.
17 Определите требования к информации, используемой финансовым менеджером?
18 Каковы внешние источники информации финансового менеджмента? Внутренние источники? В каких случаях финансовый менеджер использует информацию, формируемую из внутренних источников?
19 Определите основные недостатки информационной базы, формируемой на основе финансового учета.
20 Определите преимущества использования информации управленческого учета по сравнению с использованием информации финансового учета.