С чего начинать изучать искусство

7 важных книг для тех, кто хочет хорошо разбираться в искусстве

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

С чего начинать изучать искусство

Филип Хук, «Завтрак у Sotheby’s. Мир искусства от А до Я»

С чего начинать изучать искусство

Книга известного искусствоведа и сотрудника аукционных домов – это увлекательнейший путеводитель по миру искусства. Стиль изложения довольно сложного материала настолько лёгкий, что создает ощущение неторопливой беседы о великом искусстве между двумя давно знакомыми людьми. Филип Хук преподносит структурированную информацию, касающуюся, в том числе, и коммерческой составляющей искусства, рассказывает о порядке и принципах формирования цен на творения мастеров, останавливается на порядке организации торгов. При этом на страницах книги скрыто множество интересных историй и случаев из личной практики автора.

Витторио Згарби, «Сокровища Италии. От Караваджо до Тьеполо»

С чего начинать изучать искусство

Витторио Згарби в присущей ему увлекательной манере знакомит читателя о лучших представителях барокко. Автор словно проводит увлекательную экскурсию по Апеннинскому полуострову, делая долгие остановки в больших городах, чтобы рассказать о лучших художниках Италии. Во время прочтения книги складывается полное ощущения знакомства с интересным художественным произведением.

Сэм Филлипс, «. Измы. Как понимать современное искусство»

С чего начинать изучать искусство

Ещё один качественный и захватывающий путеводитель по миру искусства, на этот раз от редактора британского журнала Frieze. Здесь собрана краткая информация об эволюции искусства, появлении и развитии новых стилей и течений, начиная со второй половины ХIX века. Желающие разобраться в многочисленных стилях и школах могут порадоваться наличию удобной таблицы, информация в которой представлена в хронологическом порядке. Для знатоков и искусствоведов книга вряд ли будет полезна, а вот для тех, кто только начинает знакомиться с историей искусства, станет незаменимой.

Анастасия Постригай, «Влюбиться в искусство. От Рембрандта до Энди Уорхола»

С чего начинать изучать искусство

Анастасия Постригай – блогер, который пишет о культуре, а её книга написана для тех, кто начинает своё знакомство с многогранным миром искусства. В книге отсутствуют хитросплетения терминов, зато материалы о выдающихся личностях представлены живым и понятным языком, который дополнен справками о тех фильмах и книгах, что помогут читателю глубже изучить творчество художника или эпоху, когда он жил и творил. Единственное, в чём можно упрекнуть автора, так это в личных оценочных суждениях по отношению к деятелям искусства. Впрочем, даже в названии Анастасия Постригай обещала своим читателям влюбить их в искусство.

Сара Торнтон, «Семь дней в искусстве»

С чего начинать изучать искусство

Эта книга написана более десяти лет назад, однако и сегодня не утратила своей актуальности. Сара Торнтон рассказывает о рынке искусства и о месте художника в нём. Отличие данной книги от других изданий об искусстве состоит в том, что автор создает эффект полного погружения не в творчество, а в околотворческую среду. Интервью с владельцами галерей и коллекционерами, художниками и критиками позволяет взглянуть на коммерческую изнанку искусства.

Бэнкси, «Wall and Piece»

С чего начинать изучать искусство

Настоящее имя автора книги о граффити никому неизвестно. И никто не может похвастаться знакомством с граффитистом Бэнкси. Но он известен каждому, кто интересуется культурой граффити. В книге можно познакомиться с философией творчества загадочной личности, посмотреть на фотографии его работ и посмеяться вместе с автором над забавными случаями из жизни таинственного незнакомца и талантливого творца.

Аксёнова Алина, «История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения»

С чего начинать изучать искусство

Алина Аксёнова является лектором известного московского лектория Level One. В своей книге автор кратко знакомит читателя с историей искусств, начиная с Древней Греции и Рима. Для тех, кто хочет научиться определять стили по характерным признакам и различать течения и направления в искусстве, книга станет настоящим путеводителем. Отлично подойдет для изучения азов вместе с детьми.

Жители разных стран находят свои собственные источники счастья. Предлагаем познакомиться с книгами о том, в чём находят счастье жители разных стран. К примеру, шведы используют технику лагом, датчане – хюгге, а жители Южной Кореи называют свой стиль счастливой жизни палли-палли. Впрочем, можно использовать опыт любого человека и просто научиться быть счастливым, невзирая на обстоятельства. Главное – получать удовольствие от жизни в любой точке планеты.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Искусство8 лекций, которые помогут разобраться в классическом искусстве

С чего начинать изучать искусство

О «Моне Лизе», искусстве гравюры во Франции XVIII века и многом другом

Текст: Катя Савченко

Мы уже рассказывали, какие лекции стоит посмотреть, чтобы начать разбираться в современном искусстве, но советуем не останавливаться на достигнутом. Наша новая подборка поможет сориентироваться в более объёмном предмете — классическом искусстве. Поскольку охватить такую широкую тему всесторонне всего в нескольких лекциях невозможно, мы подобрали материалы, которые подскажут, откуда стоит начать и в каких направлениях можно двигаться, изучая историю искусства до XX века, а также научат воспринимать классическое искусство в широком контексте и замечать в нём интересные параллели с современностью.

Основные течения классического искусства

Начинать изучать историю искусства лучше всего с основных течений и общей периодизации. Быстро разобраться в хронологии поможет таймлайн, подготовленный калифорнийским колледжем искусства и дизайна Отис. Двадцать семь коротких видео охватывают историю искусства от наскальной живописи до конца XVIII века. Отдельный плейлист на YouTube-канале колледжа посвящён художественным направлениям XIX века: реализму, импрессионизму и постимпрессионизму. Важно иметь в виду, что такая классическая периодизация описывает развитие именно западного искусства и практически не касается процессов, которые происходили в это время в культуре других регионов мира, из-за чего сегодня часто подвергается критике.

Дополнить общую картину поможет сайт «Академии Хана». Здесь в наборе коротких текстов, объединённых в разделе Art History, предлагается курс базовых знаний по всем основным вехам мировой истории искусства.

Собрание Метрополитен-музея

Если вы решили более детально углубиться в изучение конкретного периода или специфической темы, советуем обратить внимание на сайт нью-йоркского Метрополитен-музея. Здесь в открытом доступе представлена информация об огромной коллекции изобразительного и прикладного искусства музея, которая охватывает пять тысячелетий художественной культуры. Захотелось послушать полуторачасовой рассказ об искусстве гравюры во Франции XVIII века? Тогда вам точно сюда.

Лекции знаменитых музеев

Получив общее представление об основных направлениях в искусстве, стоит подробнее изучить его главных представителей и шедевры. Прежде всего имеет смысл исследовать собрания крупных музеев изобразительного искусства: обычно у них есть свои YouTube-каналы, где можно найти видеозаписи с информацией об основных произведениях из их коллекций. Например, подборка Третьяковской галереи предлагает лекции о «Явлении Христа народу» Александра Иванова, «Портрете М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского, «Неизвестной» Ивана Крамского и ещё двенадцати важных произведениях собрания.

ГМИИ им А. С. Пушкина запустил совместно с «Арзамасом» специальный проект, посвящённый его коллекции. Здесь можно проголосовать за то, какое произведение из музейного запасника включить в основную экспозицию, разобрать по частям десять произведений искусства XIX–XX вв. и детально изучить четыре шедевра коллекции, собрав их в виде пазла.

В особенно дружественном формате рассказывает о своём собрании британская Национальная галерея. Ежемесячно её сотрудники организуют так называемые Lunchtime Talks, в рамках которых кураторы вместе со зрителями выбирают наиболее интересную работу в музее и подробно обсуждают её. Видеозаписи лекций можно найти на канале Национальной галереи на YouTube.

Работы Вивьен Вествуд и искусство

Ещё один приятный способ изучать музейные коллекции — делать это вместе с харизматичными знаменитостями. Например, в этом небольшом видеоролике дизайнер Вивьен Вествуд рассказывает о коллекции лондонского музея Собрание Уоллеса и его влиянии на её собственные коллекции. В этом музее хранятся полотна Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара — главных художников рококо, кокетливого и насыщенного декоративными элементами художественного течения начала XVIII века, а также большая коллекция севрского фарфора.

Любимые произведения Джерри Солца

Короткий, но запоминающийся тур по музеям Нью-Йорка можно совершить вместе с художественным критиком Джерри Солцем. Бунтарь и звезда New York Magazine, чья страница в Facebook была заблокирована почти на год за публикации откровенных средневековых иллюстраций и гравюр, делится со зрителями своими любимыми произведениями разных периодов: от итальянского кватроченто до импрессионистов.

Свежий взгляд на классическое искусство

Беседа классика американского поп-арта Эда Рушея с директором нью-йоркского музея Коллекция Фрика в рамках проекта «Frieze Masters Talks» — незабываемый пример того, как субъективный взгляд на классическое искусство может сломать его традиционное восприятие. Художник выбрал несколько неочевидных работ из коллекции музея (в собрании которого шедевры таких мастеров, как Рембрандт, Вермеер, Гойя и Уистлер) и рассказал зрителям и своему собеседнику, что он в них видит. Узнав, что в картине Джованни Беллини Рушей в первую очередь усмотрел геометрические диагонали, уже упомянутый выше Джерри Солц заявил, что его жизнь никогда не будет прежней.

Искусство в контексте истории

С чего начинать изучать искусство

Для того чтобы разбираться в искусстве, важно не только владеть фактами об истории его создания и технике исполнения, но и обладать умением критически его интерпретировать. Многие труды посвящены тому, каким образом мы смотрим на изображение и какие социальные и исторические факторы влияют на наше понимание и восприятие образов, даже классических. Курс «Sexing the Canvas: Art and Gender» на сайте Coursera обучает слушателей этому навыку, причём призывает сделать это за рамками канонических трактовок. Целью создателей курса было обратить внимание зрителя на то, как в классическом европейском искусстве традиционно преподносились феминность, сексуальность и вопрос взаимоотношения полов и как это повлияло на развитие культуры и общества. Сейчас запись на курс, к сожалению, недоступна — но когда она откроется, настоятельно советуем вам не терять ни минуты.

Обратить внимание на другой важный аспект понимания искусства — его нахождение в историческом контексте — предлагает декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков. Его курс на «Арзамасе» рассказывает о восьми шедеврах художников XIX века и том, каким образом в них отразились происходящие в то время в обществе социальные и культурные изменения.

Искусство вне времени

Понять, что классическое искусство не заканчивает свою жизнь с перемещением в музей, но продолжает отзываться эхом в последующих поколениях, помогает его изучение во временной перспективе. Предлагаем посмотреть выпуск образовательной передачи телеканала «Культура» «Academia», в котором ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова подробно рассказывает о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Эта двухсерийная лекция (вторую серию можно найти здесь) интересна не только тем, что в ней подробно разбирается история создания «Моны Лизы», но и тем, что в ней затрагиваются другие актуальные вопросы: почему именно эта картина стала настолько известной, как она проникла в популярную культуру и каким образом именно она оказалась в столь многих работах современных художников — от дадаистов до Энди Уорхола.

Менее очевидную временную параллель провёл сокуратор выставки прерафаэлитов в лондонской галерее Тейт Джейсон Розенфельд. Он сравнил это художественно-поэтическое течение Викторианcкой эпохи с искусством современных британских художников группы YBA. О том, что общего можно найти у художественных направлений, которые на первый взгляд кажутся столь разными, Розенфельд рассказал на лекции в музее «Гараж».

Источник

Как научиться разбираться в искусстве? И зачем? Личный опыт

С чего начинать изучать искусство

С чего начинать изучать искусство

Ни слова про «саморазвитие» и про «каждый интеллигентный человек должен уметь отличать Мане от Моне». Никто никому ничего не должен. Но как быть, если понимать картины хочется, а ты не умеешь? Яна Зубцова — о том, как решить эту проблемку. Ну, или хотя бы попытаться.

Я убеждена: если бы в обычной средней школе на уроках ИЗО детей не заставляли рисовать яблоки и груши, а рассказывали, например, про сочетания цветов и то, как они работают, и почему, скажем, мастера Возрождения соединяли красный и синий в одном одеянии через зеленый, мир стал бы прекраснее. В самом буквальном смысле. То есть мы реже бы встречали на улицах людей, которые «красились в темноте» и «одевались, потому что холодно».

Да, некоторые на этих уроках бы зевали. Им и так было бы все интуитивно понятно. Эти «некоторые» прямо-таки рождаются с тонким эстетическим чутьем вместо серебряной ложки во рту. Но, с одной стороны, не все. А с другой стороны, на базовом уровне там все просто, как арифметика. И зайчика можно научить. А через 25 лет кто-то, тупя над новой палеткой с 25-ю оттенками и изнывая от тоски при мысли «опять краситься в нюд, а по-другому ведь страшно», вспомнил бы эти уроки. И было бы ему счастье.

Это я — о том, почему на нашем бьюти-ресурсе появляется такой текст. Но на самом деле нет. По большому счету, это бьюти-тема в моей жизни возникла только потому, что это про краски и красиво. А не наоборот.

Краткий экскурс в мое детство. Тяжелое)

В моем детстве считалось, что «девочка должна учиться музыке», и точка. Изо-кружки и прочее — факультативно. Но музыку я ненавидела, а старый рояль (еще с канделябрами) не сожгла только потому, что выяснила, что в его чреве замечательно можно хранить алкоголь и сигареты. А в кружок по рисованию в Дом пионеров бежала, как на праздник. Учил нас там Георгий Ефимович, фронтовик с переломанными конечностями (хромал страшно) и мозолисто-артритными художественными пальцами. Как мог, так и учил. Доводил до ума наши яблочные натюрморты с натуры, ставил кому-то руку, кому-то объяснял про перспективу. Но не все должны быть художниками. Я не хотела быть художником. Я хотела научиться понимать, хотя вряд ли тогда могла это сформулировать. Просто было интересно: почему этот ваш Рембрандт — гений? А Леонардо? А Рубенс, у него же все жирные? И вот эта дамочка в хрустящем холодном голубом, кажется, из Эрмитажа, почему над ней положено вздыхать. Георгий Ефимович этого не знал, а если и знал, то не знал, что это надо объяснять. Но все равно спасибо ему, он был отличным дядькой, удивительно, что спустя почти полвека я помню его имя и его пальцы, и аромат того класса, где смешивались запахи красок, папирос «Беломор-Канал» (курил Г.Е. нещадно) и влажного снега, стекающего с наших ботинок на старый паркет.

Еще у меня были марки. Собирать марки было модно, хотя и дорого, надо было гоняться за какой-то редкостью, для этого не завтракать неделю в школе, а потом купить, вставить в альбом и рассматривать.

С чего начинать изучать искусство

Мои альбомы разделялись по темам — флора-фауна, рыбки-птички, наша великая советская Родина (куда без нее?). И был альбом с марками «по искусству». На них я залипала. Что можно рассмотреть на той самой «Даме в голубом» Гейнсборо в формате 2,5х1,5 см? Но я рассматривала. Может, просто хотела такое платье? Не исключено.

А, и еще у нас в классе был парень, чей отец был талантливым скульптором и — как все талантливые скульпторы — отчасти диссидентом. У парня водилась «запрещенка» — альбомы Дали (тогда казалось, это круто), Кирико, Миро, Мондриан и… а, Фрейд, конечно же. Читали, смотрели, цитировали к месту и нет, дело кончилось изданием в 10 классе собственного рукописного сюрреалистическо-дадаистического-ужасно-прекрасного журнала. И еще я любила Модильяни, потому что он писал Ахматову, а она — «сжала руки под темной вуалью, отчего я сегодня бледна?». Ахматову в школе хоть подпольно, но проходили, а этого несчастного гениального алкоголика, Модильяни, конечно, нет. Но все же его тогда занесло в мою юную голову попутным ветром.

Черт, это было классно, но вспоминаю я это только затем, чтобы вспомнить свое невежество, и неутоленную тоску, и неловкость — когда кто-то рядом жонглирует именами, терминами и веками, а ты прячешь глаза. Как будто у тебя типа дырка в колготочном носке.

Я бегала по Венецианской бьеннале и на выставки — Кабаков, Булатов, Ларионов, Шагал, Пиросмани, у одного все летают по небу, у другого пьют и едят. В целом, похоже, но одного судили за то, что гей, другого выгнали за то, что еврей, и каждый раз, выходя — «вау, класс», но почему вау, почему класс?! Опять тот же дырявый носок.

А Херст? Почему за его черепа платят бешеные деньги?!

А это классическое — про какого-нибудь Кандинского — «мой ребенок нарисует так же»? Мне так не казалось. Но аргументов, почему мой ребенок «так же» не нарисует, не было.

Можно было б, конечно, забить. В конце концов, из 100 человек, которые смотрят на потолок Микеланджело в Сикстинской капелле, хорошо, если 10 понимают, почему это на самом деле круто. А остальные просто стоят, задрав голову, и ахают. Ну и ты стой и ахай.

Но мне надо было этот колготок заштопать.

И я… наделала кучу ошибок

Я исправно каждую неделю ходила в РГГУ, записывала в тетрадочку термины, имена и даты, сохраняла на десктопе Пикассо и Татлина и думала, что вот-вот в моей голове что-то щелкнет, разляжется по полочкам, и все мне, дурашке, станет ясно.

Но вопрос «почему вот это — круто?» не отпал. Носок чуть подлатали, но розовое невежество просвечивало.

Ну и разные еще книжки я пыталась читать, конечно. Хорошие. С тем же неутешительным результатом.

Но потом — ура!

И тут я в очередной раз скажу спасибо судьбе за то, что у нас есть этот блог, и его читают прекрасные люди. Потому что именно после ваших советов, дорогие, я собрала себя в кучку и записалась на два курса «Введение в историю искусства» и «Современное искусство» на сайте «Открытое образование».

И закончила оба (на «отлично», хе-хе), сдав экзамены онлайн (очень забавное ощущение) и получив настоящие сертификаты. Но Бог с ними, с сертификатами: после того, как мне рассказали, как и с чего все начиналось (примерно с тех самых Фаюмских портретов начиналось, и даже чуточку раньше), как и куда развивалось, и почему каждый великий художник велик (если в двух словах — потому что делал то, что не делали до него) — мой пазл, наконец, сложился. В нем, конечно, еще полно зияющих дыр, но, в общем, это уже нечто цельное. Тот самый фундамент, на котором.

Времени это, понятно, заняло много. Перед экзаменами весь дом был обклеен распечатками сфинксов, пирамид, брейгелевскими крестьянами, танцующими на свадьбе, и теми же самыми черепами Херста.

Экзамены потому что были серьезными, хотя право их сдавать стоило до смешного мало — 1 800 рублей. (Само обучение — бесплатно, но, я считаю, это неправильно. Правильно — когда ты платишь за знания и время, которое прекрасные лекторы тратили на запись этих лекций, ощутимую сумму. Иначе — влетит и вылетит, проверено многократно.)

Скоро эти лекции начнутся снова, пока не поздно — записывайтесь.

И встал вопрос: ну ок, а что дальше?

Как оно обычно бывает по законам жизненной логики, ответ нашелся сам. Во-первых, на карантине прекрасная марка Bvlgari проводила прекрасные виртуальные экскурсии по Пушкинскому музею (мы вас туда даже приглашали, помните?).

С чего начинать изучать искусство

С чего начинать изучать искусство

И на все эти глиняные черепки и метателей дискоболов я смотрела уже другими глазами. С явными проблесками интеллекта:) Хотя экскурсоводы объясняли и показывали все так, что было понятно даже нашей кошке Лямбде, которая тоже за этим всем с интересом наблюдала. Bvlgari сделали очень классный проект, и я робко надеюсь, что он будет продолжаться. (Будет же? Ну пожа-а-а-алста!»)

А во-вторых, я попала на реально крутые он-лайн курсы «Как научиться понимать картины», которые из Рима ведет искусствовед Елена Гусева. Прослушала первый блок, где каждую субботу Лена рассказывала — нет, не о конкретной работе и не о конкретном художнике, хотя и имена, и названия, конечно, звучали. А именно об инструментах, которые помогают читать любые картины. Например, символика в Возрождении — и в XX веке. (Все эти рыбы, лимоны, часы и зеркала, да-да, от голландцев до Дали и обратно). И секретах реставрации. И почему Караваджо стал культовым, а кому-то повезло меньше:) И почему там мужчины в красных тюрбанах, у Яна нашего Ван Эйка? То есть и про моду тоже, да. Без придыхания, что мы тут «о высоком».

В чем отличие этих курсов от десятков других, которые стоят примерно столько же (5-8-10 тысяч рублей за 5-8-10 лекций?) В том, что, помимо собственно лекций, в Телеграме есть закрытый чатик, где у Елены можно спросить то, что недопонял, уточнить то, что пролетело мимо ушей, и попросить — «Подробностей, подробностей!» (Например, список классных фильмов по теме. Смотрю до сих пор.)

И вообще все это очень живо:

С чего начинать изучать искусство

Да, нам высылали шпаргалки:)

Лена дает домашние задания и возится с каждым, кто его выполняет. (Тех, кто не выполняет — не выгоняют, если что:) Так мы разбирали картины по символам, описывали текстуры красок, и ковырялись еще в куче интереснейших мелочей. Которые не увидеть, если.

С чего начинать изучать искусство

Сейчас начинается второй курс лекций с Леной Гусевой. Старт — 25 июля.

С чего начинать изучать искусство

И это то, чего я жду с нетерпением и практически — повизгиванием (не считая снятия запретов на въезд в Грецию:) Это быстрее, чем учить все от пирамид до Бэнкси, и для реального понимания дает не меньше. Хотя все это не взаимоисключающе, конечно. Кому интересно — присоединяйтесь. (И пишите на почту yana.3@mail.ru, если что, выхлопочу промокод:) А пока можете посмотреть на Инстаграм Лены Гусевой, тоже затягивает.

С чего начинать изучать искусство

Ну и зачем оно мне надо?

Кроме как — доштопать-таки носок и поддержать светский разговор?

Да черт его знает. Ну надоело, конечно, стоять в музее перед картиной и чувствовать себя слепым. Это само собой.

Но не только это. Вот, например, помните, фотограф Оля Павлова давала Маше Ботвининой совет, как встать перед камерой так, чтобы было «живенько», оперевшись на одну ногу? А, между прочим, этот прием был изобретен скульпторами в Древней Греции. Называется «хиазм». Как так могло получиться, что древние греки это знали, а мы с Машкой — нет, и стояли, как деревянные?:)

Ну и — не бояться красок, в конце концов. Тех же палеток со 150 оттенками голубого. У Гейнсборо их было еще больше. Но смог же он сделать шедевр, от которого взгляд не отвести? Хотя, если честно, это самый мизерный плюс из всех возможных, перечисленных тут и не.

А вот то, что чему-то учиться — лучшая анти-эйдж методика, это уже без дураков. Я тут пишу время от времени, что кремики какие-то сделали мой цвет лица лучше и избавили от морщин, угу. Ну, может, и они причастны. Но, по-моему — искусство:)

Еще немного сайтов для интересующихся культуркой и сочувствующих.

А теперь вопрос знатокам — я уверена, вы тут есть. Что еще читать-смотреть-слушать? Мне очень надо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *