янтарная комната в москве в кремле
Янтарная комната, выменянная на русских красавцев
Поиски янтарной комнаты, исчезнувшей в 1945 году, – одно из главных занятий российских кладоискателей. Но в истории этого шедевра есть и другие интересные факты.
Пётр I, будучи в гостях у короля Пруссии, увидел в его дворце диковину: кабинет, стены которого были облицованы янтарем. Хотя немецкие мастера еще не закончили работу над этим шедевром дизайна, русскому царю очень захотелось заполучить его себе. Такая возможность представилась лишь несколько лет спустя, когда на престоле Пруссии сменился король. Фридрих Вильгельм к отцовскому баловству с янтарем был равнодушен, зато очень хотел, чтобы в его личной охране красовались рослые богатыри, коими Пруссия была не богата. Пётр предложил мену: янтарный кабинет отправляется в Петербург, а король Пруссии получает в дар 55 русских блондинов ростом под два метра. Они должны были служить в Неметчине по 20 лет, а отправляясь домой, заменяться новыми. На том и порешили.
За государственными делами Пётр позабыл о приобретении. Любоваться янтарными панелями довелось только его дочери Елизавете, которая распорядилась собрать кабинет в новом Зимнем дворце. Архитектор Растрелли обнаружил, что метраж дворцовых залов великоват для панелей. Их пришлось увеличивать, вставляя зеркала и флорентийские мозаики. Потом капризная императрица захотела увидеть янтарный кабинет в еще незаконченном Большом дворце в Царском Селе. Панели вновь разобрали и вывезли из Петербурга. По одним сведениям на новом месте комнату смонтировали спустя двадцать лет, по другим — аж через 120, лишь в 1870-м при Александре II. Больше века панели и мозаики якобы хранились в подвалах Царскосельского дворца.
Как бы то ни было, к началу 1940-х годов янтарная комната стала одной из главных достопримечательностей города Пушкина. Правда, панели изрядно обветшали, и советские мастера готовились к их тщательной реставрации. Но тут грянула война. Янтарную комнату разобрали и зарыли панели в саду, однако кто-то выдал схрон немцам. Те считали кабинет шедевром прусского прикладного искусства и отправили его на «родину» — в Кенигсберг. В тамошнем музее он стоял до начала 1945 года. В суматохе немецкого бегства от наступавшей советской армией янтарная комната бесследно исчезла. Выдвигалась масса версий о её возможном местонахождении, но все поиски оканчивались ничем. Скорее всего, янтарь просто расплавился в огне охватившего Кенигсберг пожара.
В 1981 году реставраторы решили не ждать чуда и воссоздавать янтарную комнату заново. Трудность заключалась в том, что не существовало цветных изображений старого кабинета — только черно-белые фотографии. Работа длилась более двадцати лет. Сегодня в Екатерининском дворце можно видеть новую янтарную комнату, по красоте не уступающую своей предшественнице. Из убранства начала XVIII века в ней демонстрируются лишь чудом уцелевший оригинальный комод и одна из мозаик, украденная отступавшим немецким солдатом из музея в Кенигсберге.
Янтарная комната в москве в кремле
Парадный вестибюль Оружейной палаты
Организаторы: Федеральное государственное учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль»
Янтарь – один из самых древних и любимых драгоценных камней. Почти десять тысяч лет – возраст резной подвески, наиболее раннего из известных ювелирных украшений из янтаря эпохи мезолита.
Расцвет янтарного искусства в Европе приходится на конец XVI – середину XVIII столетия. Разнообразные художественные изделия из этого материала создают на территории Северной Германии, Польши, Прибалтики.
В моде был янтарь самых разных оттенков, нередко в сочетании с деталями из дерева и оправой из ценных металлов. Мастера формировали крупные изделия из отдельных орнаментированных пластин или объемных фрагментов, которые склеивались или нанизывались на металлический штифт. Подобные произведения имелись в сокровищницах европейских монархов, ставших основой известных музеев, в том числе Оружейной палаты и Государственного Эрмитажа.
К числу наиболее распространенных в XVII столетии произведений из янтаря, предназначенных для оформления парадного интерьера, относятся подсвечники для одной свечи. Представленные на выставке две пары из фондов Музеев Московского Кремля – редкие образцы, отличающиеся изяществом формы и изысканным декором. Они составлены из прозрачных точеных деталей темного янтаря с декором в виде листьев аканта, витых долов и корзиночек. Из смолы золотисто-красного и желто-медового оттенков изготовлены патриарший посох и Распятие с Предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Вероятно, это Распятие оказалось в царской казне в 1667 году среди прочих дипломатических даров, направленных в Москву королем Яном Казимиром.
Уникальным произведением является янтарный чайник. Он по конструкции сродни старинному самовару или современному термосу. Основа его декоративного решения представляет собой сопоставление разных материалов. Здесь присутствуют пластины из непрозрачного ярко-желтого янтаря с природным рисунком, а также серебряная оправа и крышка с яркими, но лишь частично сохранившимися эмалями. Сочетание янтаря с эмалевым декором на драгоценной оправе – прием, хорошо известный ювелирам, работавшим в XVII веке. Пример тому – четыре рассольника, изящный футляр для ножниц, а также плоская табакерка работы немецких мастеров из собрания кремлевских музеев.
Впервые в стенах Оружейной палаты демонстрируются более сорока экспонатов из трех крупнейших музеев Калининграда: Калининградского музея янтаря, Музея Мирового Океана, Калининградской художественной галереи. Несомненный научный интерес представляют реконструкции изделий из янтаря XVI-XVIII вв., которые хранились до Второй Мировой войны в различных художественных собраниях Кёнигсберга. Наборный ларец с четырьмя вставными шкатулками, пара традиционных подсвечников соседствуют в витрине с выразительной фигурой «Странника». Высококвалифицированная работа по возрождению утраченных памятников была выполнена мастерами «Царскосельской янтарной мастерской».
Долгие годы янтарь использовался как ювелирный камень. Калининградские мастера делали из него зрелищные гарнитуры, броши, колье, кулоны, получившее признание на многих российских и международных выставках. Изысканностью и тонким проникновением в неповторимое своеобразие материала покоряют работы молодой художницы Н. Лапинус. Органичную слитность природной формы янтаря и дизайна оправы автор создает в гарнитуре “Зимушка”.
Сегодня главным направлением в работе с «солнечным» камнем становится резьба, создание объемных форм. В камеях, пластических композициях, кубках, флаконах, шкатулках и других изделиях более полно раскрывается красота янтаря, его своеобразие и богатые пластические возможности.
В экспозицию также включены крупные раритетные куски природного янтаря.
В Москве появится своя Янтарная комната
Также к 9 Мая планируется открытие двух экспозиций, посвящённых истории Великой Отечественной войны.
Янтарная комната Екатерининского дворца. Фото © ТАСС / Мария Колосова
В Москве в 75-ю годовщину Великой Победы появится трёхмерная экспозиция, посвящённая военным событиям. Её готовит команда творческой мастерской «Невский баталист». В числе прочего художники и скульпторы воссоздадут интерьеры Янтарной комнаты, которую в годы войны вывезли из Екатерининского дворца в Царском Селе, сообщает газета «Петербургский дневник».
— Мы обратились в музей и воссоздали по архивным фотографиям, слепкам архитектурного убранства Янтарную комнату. При помощи пластика и различных колеров воспроизвели Янтарную комнату, разграбленную фашистами. Там же будут багеты с мерцающими картинами, утраченными в ходе этого грабежа, — рассказал автор трёхмерных панорам Дмитрий Поштаренко.
Также авторы представят ещё две композиции. Одна из них посвящена первым дням Великой Отечественной войны в Брестской крепости и представляет собой реконструкцию интерьеров и помещений того времени.
Вторая экспозиция стоит отдельной темой и напоминает об уничтожении гитлеровцами российского культурного наследия. Она рассказывает о разграблении памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы воссоздадут момент минирования Софийского собора, а также покажут сцены, как немцы делали сувениры из окладов вынесенных из храма икон.
Открыть выставку предполагают к 9 Мая, но работы над ней завершатся уже в апреле. Также у мастерской «Невский баталист» есть несколько масштабных проектов, например, реконструкция битвы на Курской дуге. Работу над ней планируют завершить в 2023 году.
Алмазный фонд Кремля: режим работы 2021 и цена билета, официальный сайт
Среди достопримечательностей Москвы одно из главных мест занимают музеи. Удивительные экспонаты можно увидеть, если Вы посетите Алмазный фонд Московского Кремля, который представляет собой российскую коллекцию ювелирных изделий, расположенную в здании Государственной Оружейной палаты.
Режим работы Алмазного фонда в 2021 году
Цена билетов в Алмазный фонд в 2021 году
Экскурсии в Алмазный фонд Московского Кремля
Перед входом в залы Алмазного фонда посетителей проверяют на металлоискателе. Входить в зал с телефонами, фото- и видеоаппаратурой нельзя. Все вещи необходимо сдать на вешалку. Посетители останавливаются у витрины, и экскурсовод рассказывает об экспонатах. Затем все подходят ближе к витрине и рассматривают драгоценности. Продолжительность экскурсии — 40 минут.
История Алмазного фонда Московского Кремля
Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 году он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками. Только когда три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел ключ от одного замка, собирались вместе, они могли достать драгоценные предметы для торжественных церемоний. Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, а позже — Алмазной комнатой. Бояре охраняли казну и отвечали за ценности животом и головой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным.
В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом Первой мировой войны возникла угроза над ценностями. Поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы, где она хранилась до января 1922 года. Комиссия по экспертизе и отбору ценностей часть драгоценностей передала музеям, другие — в Государственное хранилище ценностей — Гохран, которое стало преемником царской казны. В 1925 году впервые драгоценности были выставлены в Доме союзов. В 1927 и в 1933 годах по решению Совнаркома многие из них были проданы. Наиболее ценные экспонаты музея были представлены на выставке, посвященной 50-летию Октября в 1967 году. Благодаря своей популярности по решению Правительства выставка стала постоянной.
Экспозиция Алмазного фонда Московского Кремля
Алмазный фонд содержит уникальную коллекцию ювелирных изделий, а также алмазов и бриллиантов. В течение всей своей истории она пополнялась редкими самоцветами, орденскими знаками и другими драгоценными изделиями. Большой вклад в коллекцию внесла экспериментальная ювелирная лаборатория, выполнявшая реставрацию разрушавшихся ценностей, в том числе Большой и Малой императорских корон и других предметов императорской семьи. Так, более ста предметов вошли в представляемую экспозицию.
Экспонаты музея демонстрируются в двух залах. В первом представлены драгоценности — алмазы, бриллианты, самородки и ювелирные изделия. В первой витрине расположена коллекция драгоценных и полудрагоценных камней с территории бывшего Советского Союза. Во второй витрине можно увидеть карту России из бриллиантов. Далее демонстрируются алмазы-гиганты и способы огранки алмазов. Также в зале представлено современное искусство. В центре — самородки золота и платины — известные «Большой треугольник», «Верблюд» и «Мефистофель». Во втором зале можно увидеть исторические ценности.
Экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля
Среди самых известных экспонатов — императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр.
Корона Екатерины II, изготовленная в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине её — тёмно-красная шпинель (398,72 кар). Длина нижней окружности короны — 64 см. Высота с крестом — 27,5 см.
Золотая Держава — гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков — индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Весит Держава — 861 грамм, высота с крестом — 24 см.
Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на её именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии — Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага — белый, синий, красный.
Среди других экспонатов — изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» — один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.
Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста, звезды и ленты, а для торжественных случаев — цепи.
Все современные работы выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством работы. Среди них — брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.
Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.
Телефон Алмазного фонда
Официальный сайт Алмазного фонда Московского Кремля
Выставка Алмазный фонд принадлежит Гохрану России. Информацию о выставке можно узнать на сайте Гохрана:
При подготовке раздела использованы фотографии сайта Гохран России.
Алмазный фонд
В Оружейной палате Кремля в Москве, с 60-х гг. прошлого века размещается выставка «Алмазный фонд». Она принадлежит федеральному учреждению «Гохран России», поэтому иногда используется название «Алмазный фонд Гохран». Здесь представлены уникальные предметы, которые имеют историческую и художественную значимость. Камни и ювелирные украшения «Алмазного фонда» Кремля являются ценным собранием, известным на весь мир, поэтому сюда часто приезжают иностранные туристы.
В 2016 году выпущены монеты «Алмазный фонд России». Тираж — ограничен, поэтому купить их непросто. В основе изделий — серебро, а дизайн отражает наиболее значимые сокровища «Алмазного фонда России». Предметы выставки также изображались на марках, выпущенных в 2017 г.
Купить билеты в «Алмазный фонд»
Попасть в «Алмазный фонд» вполне возможно, коллекция доступна для осмотра. Цена билета в «Алмазный фонд» зависит от категории посетителей:
Билеты в «Алмазный фонд» можно купить исключительно на месте, в день визита. Для этого нужно пройти к кассам № 4 и 5 в Александровском саду по Манежной улице, владение 2–10, стр. 3.
На выставку проходят по 20 человек, для которых организуется экскурсия в «Алмазный фонд» (услуга включена в билет, самостоятельно пройти в залы нельзя). Гид будет сопровождать вас и пояснять экспонаты. Экскурсии в «Алмазный фонд» Кремля для иностранцев организуются при помощи аудиогида. Доступные языки: английский, французский, испанский, итальянский, немецкий, китайский, японский. Вопросы про билеты в «Алмазный фонд» Кремля можно задать по телефону: +7 495 629-20-36. Интервалы между сеансами экскурсий в «Алмазный фонд» Кремля составляют 20 мин. За билетами в «Алмазный фонд» Оружейной палаты советуют приезжать с утра, обычно в кассы образуются большие очереди. В кассах один человек может приобрести до четырех билетов.
Администрация выставки информирует, что билеты онлайн в «Алмазный фонд» не продаются. С интернет-порталами по продаже билетов они не сотрудничают. Для группового посещения необходима предварительная заявка по электронной почте: gokhran@gokhran.ru. Тем не менее, некоторые турагентства позволяют купить билет в «Алмазный фонд» Кремля на сайтах своих организаций. Цена билета на такие экскурсии значительно выше, чем в официальных кассах. Многие торгуют объединенными экскурсиями в «Алмазный фонд» и Оружейную палату.
Прежде чем попасть в «Алмазный фонд» Кремля, необходимо сдать в камеру хранения Александровского сада рюкзаки, чемоданы и другие крупногабаритные предметы. Перед проходом в залы организуется досмотр посетителей и их вещей. Нужно учесть, что фото и видеосъемка не допускаются во время экскурсии в «Алмазный фонд» Московского Кремля. Внутри ведется строгое наблюдение за посетителями. Экскурсии в «Алмазный фонд» Оружейной проходят таким образом, что вся группа держится рядом с экскурсоводом. Гид рассказывает о разных экспонатах и потом дает возможность гостям ближе осмотреть стенды.
Бронирование
На сайте «Алмазного фонда» есть опция бронирования билетов. Предложение действует для физических лиц, с 08:00 до 18:00. При бронировании «Алмазный фонд» позволяет отложить максимум четыре билета за один раз. Резерв можно сделать за 34 дня до даты посещения.
Забронировать билеты в «Алмазный фонд» не означает совершить покупку, заплатить за них нужно в день визита в кассе, прийти придется за час до начала экскурсии. На электронную почту придет не сам билет, а лишь подтверждение бронирования, которое нужно будет предъявить в бумажном виде или на электронном устройстве. Когда вы подойдете, чтобы купить билеты в «Алмазный фонд» Московского Кремля, нужно будет также показать идентифицирующие документы.