воронцовский дворец год постройки история
Тайны воронцовского дворца
В Крыму бытует легенда о татарине-пилигриме, который отправился в Мекку из Алупки, когда та была еще пустынной местностью. Вернувшись, бедняга решил, что Аллах помутил его разум, иначе откуда здесь взяться дворцу? Вдруг кто-то тронул его за плечо — перед ним стоял хозяин здешних мест граф Воронцов. Узнав, в чем дело, тот рассмеялся и провел гостя по своим владениям.
В поисках мужа графиня обошла полдворца. Их дочь собиралась замуж за Андрея Шувалова, а отец все еще не выделил приданое. Елизавета Ксаверьевна намеревалась поговорить с супругом. Обнаружила его в библиотеке.
— Мишель, мне кажется, ты невнимателен к Софи, — раздраженно начала она. — Совершенно забыл о приданом.
Воронцов отложил книгу и взглянул на жену. Она была уже немолода, но по-прежнему обворожительна, и у него привычно заныло сердце.
— Лиза, любезный друг, ты неправа — я все помню. И уже отписал Софии некоторые из имений, в коих насчитывается шесть тысяч шестьсот пятьдесят девять душ, — как всегда снисходительно-невозмутимо ответил он и благоразумно сменил тему: — Представь, мои опыты по калифорнийской магнолии дали результаты — кусты прижились и зацвели.
Жена прижала руки к вискам: «Он по-прежнему равнодушен к Софи. Он ничего не забыл» — и не говоря ни слова, вышла из комнаты. Граф подошел к окну. Парк тонул в сумерках, с гор наплывал туман. Очертания Ай-Петри напоминали развалины средневекового замка. Почти двадцать лет назад он начал строить уголок Англии на Южном берегу Крыма. Тогда же случилась и неприятная история, ставшая семейной тайной.
. В мае 1823 года граф Михаил Семенович Воронцов, представитель одной из самых именитых дворянских фамилий империи, красавец и умница, был назначен новороссийским генерал-губернатором и наместником Бессарабии. Подыскивая место для летней резиденции, он увидел с яхты под грядою Ай-Петри скалистый мыс. На его склонах, словно брошенные чьей-то могучей рукой, разметались огромные глыбы. Средь них мелькали редкие крыши татарских саклей.
Воронцовский дворец год постройки история
Среди многочисленных дворцов и парков Южнобережья Крыма особое место занимает Воронцовский дворец — Алупкинский дворцово-парковый ансамбль.
В 1823 году вступивший в должность генерал-губернатора Новороссийского края — генерал-фельдмаршал, герой войны 1812 года, граф Михаил Семёнович Воронцов, одержимый идеей освоения Крыма, решил осуществить свой замысел — построить в маленькой горной деревушке Алупка свою летнюю резиденцию. Алупка — aulUka
Проект дворца был сделан английским архитектором Эдуардом Блором, одним из создателей Букингемского дворца в Лондоне. Первоначально строительство дворца началось по проектам архитекторов Томаса Харрисона и Франческо Боффо. Именно им дворец обязан портальной нише. Строительством дворца руководил ученик Эдуарда Блора Уильям Гунт. Именно Гунт внёс в основной проект свои поправки в соответствии с рельефом местности.
На основании сохранившихся планов и акварели можно судить о первоначальном замысле архитектора Эдуарда Блора и изменениях, внесенных Уильямом Гунтом. Эдуард Блор проектировал дворец как легкий павильон с более ярко выраженными восточными чертами, чем это было осуществлено впоследствии Уильямом Гунтом.
Вильям Гунт внёс ряд изменений в планировку внутренних помещений главного корпуса дворца. Вместо открытой биллиардной выстроил застекленный зимний сад — легкий, обнесенный открытой галереей корпус, примыкающий к столовому крылу с запада, выстроил более монументальное и тяжеловесное здание самого дворца. Изменил форму западных башен, планировку хозяйственных построек и служебных флигелей.
С 1828 по 1830 годы составлялся проект дворца, заготавливался материал. Но настоящая стройка началась с закладкой первых камней только в марте 1830 года. Место, где проектировали постройку дворца и устройство дворцового парка, представляло собой склон, заваленный огромными каменными глыбами диабаза и заросший колючим кустарником.
Одновременно со строительством дворца был заложен парк по проекту выдающегося немецкого садового архитектора Карла Кебаха.
Дворец и парк создавался на горном склоне, заваленном глыбами диабаза (диорита) — красивого зеленовато-серого камня вулканического происхождения. Камень для строительства брали из природной россыпи на горных склонах Алупки. Оставшиеся в большом количестве нагромождения скальных обломков диорита была сохранена в первоначальном виде для воплощения «дикого пейзажа» в западной части алупкинского парка — этот уголок парка называют «Каменный Хаос». Вы не поверите, но этому каменному нагромождению 150 миллионов лет. Излившаяся в наружные слои земной коры магма застыла и в результате землетрясений и оползней превратилась в бесформенные глыбы диабаза (диорита).
Диорит сам по себе очень прочный и твёрдый камень. Для получения строительных блоков строители брали многотонные бесформенные глыбы диорита, и вручную обрабатывали их с помощью простейших инструментов, придавая им правильную форму. Эта работа требовала больших физических затрат и времени. Сейчас даже не верится, что огромные прямы блоки для стен вырезаны вручную. Из камня диабаза художники резчики вырезались сложные орнаменты и украшения, высекались целые купола и зубцы на стенах. Тщательно отшлифованный диорит применялся для оформления внутренних помещений.
Строительство Воронцовского дворца началось не со знаменитого северного фасада центрального здания. Первым был выстроен столовый корпус и параллельно с ним с 1830 по 1834 год возводился Шуваловский корпус позднее преобразованный Гунтом в бильярдный зал. Изначально он был предназначен для гостей и зятя Воронцова графа Шувалова.
Уже после постройки западного крыла алупкинского дворца строители занялись восточным крылом дворца. Центральный корпус Воронцовского дворца, не смотря на все сложность реализации архитектурных замыслов, планировали закончить к приезду в Крым императорской семьи в 1837 году.
«С необыкновенными усилиями и издержками, — сообщалось в то время, — этот дом был окончен к приезду императорской фамилии. Он, лучше сказать, был приготовлен: ибо некоторые вещи, а особенно украшения, как внутренние, так и наружные, были сделаны только временно и после должны быть переделаны или вовсе уничтожены».
Внутренняя и наружная отделка главного корпуса длилась ещё четыре года после визита императора в Крым.
В 1838 году была построена часовая башня и восточные флигеля. Зимний сад был закончен тогда же, но окончательно Воронцовский дворец расцвёл с появлением львиной террасы в 1841 году. Хозяйственные и библиотечный корпуса построены с 1841 по 1846 г.
Всю работу по строительству и внутренней отделке дворца выполняли не иностранцы, а простые русские мастера, главным образом крепостные Воронцова. Особенно много работало здесь владимирских каменотесов, издавна славившихся своим искусством возводить белокаменные соборы и высекать на камне сложные орнаментальные узоры.
Почти из всех вотчин Воронцова — из северных районов и новороссийских земель крепостные мастера направлялись со всей семьёй на переселение в Крым. Многие наёмные рабочие добровольно шли в Крым в надежде на заработки. К началу XIX века крепостные северных имений Воронцова были переведены на денежный оброк вместо барщины. В поисках заработка они пешком отправлялись из центральной России в Крым. Надежды на большие заработки были тщетны, за работу на строительстве дворца рабочие получали ничтожную сумму, из которой должны были выплачивать оброк. Работая до изнеможения, люди жили впроголодь, денег им не хватало даже на хлеб.
Из-за отсутствия архивных данных трудно установить точное число крепостных работавших на строительстве Воронцовского дворца. Считается, что в течение 18 лет на строительстве дворца работало несколько тысяч человек, за это время на стройке дважды вспыхивали эпидемии, в 1833 и 1837 годах унёсшие жизни тысяч строителей.
К сожалению, очень мало имен строителей дошло до нас. Известно, что здесь работали крепостные из Владимирской губернии: каменотес Дмитрий Боровков, садовод Максим Иванов, камнерез Ермолай Иванов, выполнивший фонтан «Трильби» и один из каскадных фонтанов у южного входа во дворец.
После смерти графа Воронцова дворец принадлежал его сыну, затем дальним родственникам Воронцовых — Воронцовым-Дашковым, богатым русским дворянам. После событий 1917 года Воронцовский дворец стал «народным» достоянием и был национализирован. В 1921 году в Воронцовском дворце был открыт историко-бытовой музей дополненный предметами искусства и быта из других дворцов и аристократических имений Южного берега Крыма.
Весной 1945 года во дворце разместилась английская делегация приглашённая для участия в Ялтинской конференции.
В 1956 году в Воронцовском дворце был открыт музей изобразительных искусств, ставший спустя два года архитектурно-художественным Дворцом-музеем действующий по сей день.
Сегодня Воронцовский Дворец-музей занимает центральный корпус, Шуваловский, столовый, хозяйственный и библиотечный корпус. Вы можете посетить следующие выставки и экспозиции: парадные залы и Южные террасы, выставки «Дар профессора В.Н. Голубева», «Парижский архив», «Кабинет графа И.И. Воронцова-Дашкова», «Кабинет коменданта государственной дачи, «Украинская живопись», «Дом графа А.П. Шувалова» «Цветы в живописи» и «Воронцовская кухня».
Воронцовский дворец в Алупке – роскошное творение архитектуры XIX столетия, сохранившееся до наших дней
Содержание:
Краткая история
Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.
Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.
1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон.
Воронцовский дворец с высоты птичьего полёта
Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.
Общий вид на Воронцовский дворец
Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам.
Северный фасад главного корпуса
И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов. Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей.
Каменная лестница с беломраморными скульптурами львов
Планировка Воронцовского дворца
Весь дворцовый комплекс, возведенный по заказу Воронцова, представлен несколькими солидными корпусами, обозначенными как:
Слева направо: парадная столовая, зимний сад
Корпус, предназначенный для приема гостей, впоследствии назвали Шуваловским, поскольку в его правой части находилась комната дочери Воронцова, ставшей после замужества графиней Шуваловой.
Как ни странно, строительство дворца начиналось с возведения столового корпуса, и на эти работы ушло 4 года (с 1830 по 1834 гг.). На строительство центрального корпуса ушло 6 лет – 1831 – 1837 годы. С 1841 по 1842 годы велись работы по строительству бильярдной, дополнившей здание столовой.
Северный фасад главного корпуса
На возведение гостевого корпуса, всех башен, хозяйственных построек, флигелей и оформление Парадного двора также потребовалось немало времени (это были 1838 – 1844 годы). И, наконец, к дворцовому комплексу присоединился корпус библиотеки, построенный с 1842 по 1846 годы.
Украшением центральной лестницы стали скульптуры львов, изготовление которых было поручено итальянскому мастеру Джованни Боннани. А завершался весь роскошный дворцовый ансамбль львиной террасой, то есть множеством фигур львов.
Особенности архитектуры Воронцовского дворца
Воронцовский дворец, ставший в середине XIX столетия украшением Алупки в Крыму, был своего рода инновацией, нарушившей некоторые архитектурно-строительные принципы. Корпусы дворцовых ансамблей в те времена было принято располагать в строгой геометрической группировке, однако архитектор Блор отступил от этого правила и все сооружения, входящие в состав Воронцовского дворца, распределил на местности так, что они стояли по направлению с запада на восток, как бы в соответствии с движением гор. Такой подход позволил всем постройкам гармонично вписаться в местный ландшафт – Воронцовский дворцовый комплекс нашел свое место на крымских просторах.
Перемещаясь от корпуса к корпусу, можно наглядно отследить этапы развития архитектуры средневековья, начиная с ее самых ранних форм и заканчивая традициями XVI столетия.
Однако упор при разработке проектов всех сооружений все-таки делался на английский стиль. Чем же так привлекателен Воронцовский замок в Крыму? Его особенностью является внешний вид, напоминающий замок-крепость из древних VIII – XI столетий.
Башни западного входа
Попадая на двор хозяйственных корпусов, невольно натыкаешься на глухие стены и попадаешь в замкнутые пространства, а при попытке пробраться к центральному корпусу оказываешься в окружении сторожевых башен круглой формы.
Далее общее впечатление неприступности дополняют узкие окна-бойницы и высокие стены грубой кладки. Но неожиданно появляется ажурный висячий мост, изготовленный из чугуна, и вносит праздничную нотку в эту суровую композицию. И так по мере удаления от арки западного въезда всё более проявляются признаки архитектуры следующих эпох.
Перебравшись по ажурному мостику и избавившись от ощущения замкнутости, можно оказаться в Парадном дворике, из которого открывается вид на гору Ай-Петри. Но это не просто вид – это своеобразная картина, ведь пейзаж как бы ограничен архитектурной рамкой, представленной часовой башней, восточным флигелем и подпорной стеной с фонтаном.
Слева направо: парадная столовая, зимний сад, главный корпус
Интересна и архитектура главного корпуса Воронцовского дворца в Крыму. Его стены выдвинуты из плоскости на разных уровнях, как того требует английский стиль Тюдор. Центральная часть украшена парадным входом и оформлена выступами эркеров и боковыми ризалитами. Крышами башен служат луковичные купола. Северный фасад здания декорирован узкими полуколонками-многогранниками, венцами которых являются пинакли (декоративные верхушки).
Шуваловский проезд с видом на ажурный мостик
Изящные пинакли и зубцы, купола и дымовые трубы, украшенные навершиями цветочной формы, сглаживают грубость каменной фактуры стен и их массивной клади.
Рассматривая резные украшения из камня, которыми оформлен Воронцовский дворец, стоит отметить их ярко выраженное сходство с некоторыми элементами западного и восточного зодчества. Так, настоящие знатоки архитектуры сразу замечают готические дымовые трубы и минареты мечети, и именно такая совместимая несовместимость делает дворцовый комплекс особенным. Особенно остро это сходство ощущается по мере перемещения к южному фасаду корпуса, наименованного главным. В лучах солнца его очертания кажутся необычными, причудливыми.
Шуваловский проезд с видом на западные ворота
Описание парка, окружающего Воронцовский дворец
В годы строительства дворца велись и работы по закладке прилегающего парка. Но если на возведение Воронцовского дворца ушло два десятка лет, то работы по созданию парка не прекращаются и по сей день. На территории площадью 40 га гармонично уживаются самые разнообразные растения, свезенные со всего мира.
В целом придворцовый парк подразделяется на Верхний и Нижний. Верхний парк оформлен несколькими полянами – Каштановой, Контрастной, Солнечной. И каждая из них примечательна своими деревьями (сосна итальянская, платан восточный, тис ягодный, кедр гималайский, араукария чилийская, или обезьянье дерево и др.). Кроме того, на территории Верхнего парка находится Лебединое озеро, на котором действительно живут эти прекрасные птицы, Верхнее и Зеркальное озера и водопад.
Парадный кабинет графа Воронцова
В Нижнем парке в окружении красивейших и редчайших представителей флоры стоит небольшой чайный домик, которым в свое время пользовалась семья Воронцова для проведения праздников на берегу моря. Тогда это место часто освещалось салютами и фейерверками.
Находясь здесь, можно действительно прочувствовать атмосферу праздника, ведь неспроста архитектор выбрал место для строительства домика именно здесь. Окруженный множеством уникальных растений, он создает ощущения пребывания в сказке, поскольку вся территория Нижнего парка располагает к созданию феерического настроения. А оформлена нижняя часть Воронцовского парка в Крыму в итальянском стиле регулярного парка.
Использование комплекса Воронцовского дворца в разные годы
С 1990 года Воронцовский дворец в Алупке стал дворцово-парковым музеем-заповедником. Несколько интересных экспозиций расположены в девяти парадных залах. Благодаря их содержанию все желающие могут ознакомиться с укладом графской семьи, проживавшей во дворце до Октябрьской революции, и характером интерьеров дворца.
Но в 1990 году открытие Воронцовского дворца как музея было вторичным – впервые его здание использовалось как музей в 1921 году.
Китайский кабинет или Малая гостиная
Но с началом Великой отечественной войны 1941 года ценные музейные экспонаты не удалось спасти, а само здание неоднократно подвергалось угрозе разрушения. Однако благодаря стараниям одного из сотрудников музея Щеколдина С.Г. Воронцовский дворец-музей всё-таки уцелел. Конечно, множество художественных ценностей было утрачено за годы войны, но после ее окончания некоторые картины все же удалось разыскать и вернуть в музей.
В феврале 1945 года Воронцовский дворец всего на одну неделю превратился в резиденцию для делегации англичан, ведь тогда на полуострове Крым проводилась Ялтинская конференция.
Уже в последующее десятилетие дворец исполнял роль государственной дачи для советского правительства, а с 1956 года дворец вновь функционировал как обычный музей.
Воронцовский дворец.
Начало его возведения датируется 1828 годом, когда генерал-губернатор Воронцов, ответственный за Новороссийский край, выбрал место строительства будущего главного здания и вбил на нем колышки. Однако появился дворец не быстро – на его возведение ушло целых 20 лет.
Изначально проект будущего Воронцовского дворца разрабатывался в стиле строгой классики, а трудился над ним известный итальянский зодчий по имени Франческо Боффо и его коллега из Англии Томас Харрисон.
1829 год стал началом воплощения их совместного проекта в жизнь, и по мере окончания всех подготовительных работ сразу же был заложен фундамент и сделана первая кладка. Однако вскоре случилась неприятная неожиданность – в разгар подготовки рабочих чертежей умер архитектор Харрисон. Чтобы строительство шло своим чередом, Боффо был нужен новый напарник. Им стал Эдуард Блор – молодой архитектор, работающий по романтическому направлению английской архитектуры.
Почему же граф Воронцов выбрал именно его и решил внести изменения в проект будущего дворца в крымской Алупке? Дело в том, что в те годы он находился в Англии, и его впечатлила местная архитектура и новые веяния моды на строительство зданий. Поэтому граф пересмотрел уже разработанный проект и доверил новому архитектору скорректировать его так, чтобы результатом работы стал настоящий замок, сочетающий в себе строгость английской архитектуры и роскошь, присущую индийским дворцам. И вот с 1832 года строительные работы по возведению Воронцовского дворца в Крыму уже ведутся по обновленному проекту, но без искажения ранее пройденных этапов. Выполнение всех работ было возложено на самых лучших умельцев – каменотесов, лепщиков, резчиков по камню и дереву, художников, мебельщиков и других тружеников, со всей ответственностью подходивших к доверенным им заказам. В итоге строительство дворца обошлось Воронцову в 9 млн рублей.
Весь дворцовый комплекс, возведенный по заказу Воронцова, представлен несколькими солидными корпусами, обозначенными как:
Корпус, предназначенный для приема гостей, впоследствии назвали Шуваловским, поскольку в его правой части находилась комната дочери Воронцова, ставшей после замужества графиней Шуваловой.
Как ни странно, строительство дворца начиналось с возведения столового корпуса, и на эти работы ушло 4 года (с 1830 по 1834 гг.). На строительство центрального корпуса ушло 6 лет – 1831 – 1837 годы. С 1841 по 1842 годы велись работы по строительству бильярдной, дополнившей здание столовой. На возведение гостевого корпуса, всех башен, хозяйственных построек, флигелей и оформление Парадного двора также потребовалось немало времени (это были 1838 – 1844 годы). И, наконец, к дворцовому комплексу присоединился корпус библиотеки, построенный с 1842 по 1846 годы.
Украшением центральной лестницы стали скульптуры львов, изготовление которых было поручено итальянскому мастеру Джованни Боннани. А завершался весь роскошный дворцовый ансамбль львиной террасой, то есть множеством фигур львов.
Воронцовский дворец, ставший в середине XIX столетия украшением Алупки в Крыму, был своего рода инновацией, нарушившей некоторые архитектурно-строительные принципы. Корпусы дворцовых ансамблей в те времена было принято располагать в строгой геометрической группировке, однако архитектор Блор отступил от этого правила и все сооружения, входящие в состав Воронцовского дворца, распределил на местности так, что они стояли по направлению с запада на восток, как бы в соответствии с движением гор. Такой подход позволил всем постройкам гармонично вписаться в местный ландшафт – Воронцовский дворцовый комплекс нашел свое место на крымских просторах.
Перемещаясь от корпуса к корпусу, можно наглядно отследить этапы развития архитектуры средневековья, начиная с ее самых ранних форм и заканчивая традициями XVI столетия.
Однако упор при разработке проектов всех сооружений все-таки делался на английский стиль. Чем же так привлекателен Воронцовский замок в Крыму? Его особенностью является внешний вид, напоминающий замок-крепость из древних VIII – XI столетий. Попадая на двор хозяйственных корпусов, невольно натыкаешься на глухие стены и попадаешь в замкнутые пространства, а при попытке пробраться к центральному корпусу оказываешься в окружении сторожевых башен круглой формы. Далее общее впечатление неприступности дополняют узкие окна-бойницы и высокие стены грубой кладки. Но неожиданно появляется ажурный висячий мост, изготовленный из чугуна, и вносит праздничную нотку в эту суровую композицию. И так по мере удаления от арки западного въезда всё более проявляются признаки архитектуры следующих эпох.
Перебравшись по ажурному мостику и избавившись от ощущения замкнутости, можно оказаться в Парадном дворике, из которого открывается вид на гору Ай-Петри. Но это не просто вид – это своеобразная картина, ведь пейзаж как бы ограничен архитектурной рамкой, представленной часовой башней, восточным флигелем и подпорной стеной с фонтаном.
Интересна и архитектура главного корпуса Воронцовского дворца в Крыму. Его стены выдвинуты из плоскости на разных уровнях, как того требует английский стиль Тюдор. Центральная часть украшена парадным входом и оформлена выступами эркеров и боковыми ризалитами. Крышами башен служат луковичные купола. Северный фасад здания декорирован узкими полуколонками-многогранниками, венцами которых являются пинакли (декоративные верхушки).
Изящные пинакли и зубцы, купола и дымовые трубы, украшенные навершиями цветочной формы, сглаживают грубость каменной фактуры стен и их массивной клади.
Рассматривая резные украшения из камня, которыми оформлен Воронцовский дворец, стоит отметить их ярко выраженное сходство с некоторыми элементами западного и восточного зодчества. Так, настоящие знатоки архитектуры сразу замечают готические дымовые трубы и минареты мечети, и именно такая совместимая несовместимость делает дворцовый комплекс особенным. Особенно остро это сходство ощущается по мере перемещения к южному фасаду корпуса, наименованного главным. В лучах солнца его очертания кажутся необычными, причудливыми.
В годы строительства дворца велись и работы по закладке прилегающего парка. Но если на возведение Воронцовского дворца ушло два десятка лет, то работы по созданию парка не прекращаются и по сей день. На территории площадью 40 га гармонично уживаются самые разнообразные растения, свезенные со всего мира.
В целом придворцовый парк подразделяется на Верхний и Нижний. Верхний парк оформлен несколькими полянами – Каштановой, Контрастной, Солнечной. И каждая из них примечательна своими деревьями (сосна итальянская, платан восточный, тис ягодный, кедр гималайский, араукария чилийская, или обезьянье дерево и др.). Кроме того, на территории Верхнего парка находится Лебединое озеро, на котором действительно живут эти прекрасные птицы, Верхнее и Зеркальное озера и водопад.
В Нижнем парке в окружении красивейших и редчайших представителей флоры стоит небольшой чайный домик, которым в свое время пользовалась семья Воронцова для проведения праздников на берегу моря. Тогда это место часто освещалось салютами и фейерверками.
С 1990 года Воронцовский дворец в Алупке стал дворцово-парковым музеем-заповедником. Несколько интересных экспозиций расположены в девяти парадных залах. Благодаря их содержанию все желающие могут ознакомиться с укладом графской семьи, проживавшей во дворце до Октябрьской революции, и характером интерьеров дворца.
Но в 1990 году открытие Воронцовского дворца как музея было вторичным – впервые его здание использовалось как музей в 1921 году.
Но с началом Великой отечественной войны 1941 года ценные музейные экспонаты не удалось спасти, а само здание неоднократно подвергалось угрозе разрушения. Однако благодаря стараниям одного из сотрудников музея Щеколдина С.Г. Воронцовский дворец-музей всё-таки уцелел. Конечно, множество художественных ценностей было утрачено за годы войны, но после ее окончания некоторые картины все же удалось разыскать и вернуть в музей.
В феврале 1945 года Воронцовский дворец всего на одну неделю превратился в резиденцию для делегации англичан, ведь тогда на полуострове Крым проводилась Ялтинская конференция.