воронежский регион в истории нашей страны
История Воронежа
Город Воронеж, один из пятнадцати российских миллионников и крупный региональный экономический центр, с момента основания по настоящее время пережил немало славных побед и тяжелых испытаний, не раз был разрушен и восстановлен. История Воронежа насчитывает более четырех столетий. В городе множество памятников, напоминающих о прошедших временах и о людях, сыгравших важную роль в его судьбе. Современный Воронеж очень красив, живет насыщенной жизнью и, как всегда, с достоинством преодолевает трудности и устремлен в будущее.
Основание Воронежа
Многие историки считают, что первые описания поселения, существовавшего на месте будущего города-крепости, датируются 1177 годом, то есть концом XII века. Однако, эти гипотезы не нашли достаточного подтверждения, поэтому датой основания Воронежа принято считать 1 марта 1586 года.
Указ о возведении новой крепости исходил от царствовавшего в те времена Федора Иоановича. Руководить строительством было поручено первому воронежскому воеводе С.Ф. Сабурову. Образование города обошлось государевой казне в 140 тысяч рублей золотом. В 1585 году в выбранном с учетом всех природных и географических факторов месте появился сторожевой городок, который с 1 марта 1586 года по указу боярина Н. Р. Юрьева стал именоваться Воронежем.
Возникновение военного поселения прежде всего было обусловлено необходимостью защитить южные рубежи от разорительных набегов ногайцев и крымчаков. Служить в город прибыли многие донские атаманы, войско состояло из жителей соседних уездов. Из крепости в придонские степи на охрану границ регулярно отправлялись конные отряды. Из-за удачного расположения вблизи слияния двух судоходных рек (Дон и Воронеж) недавно построенный в военных целях город в короткий период стал достаточно крупным торговым узлом. Через двадцать лет со дня основания в городе насчитывалось до 7 тысяч жителей, что подтверждено записями в Дозорной книге.
Воронеж в XVI и XVII веках
В смутные времена горожане, возглавляемые боярами, признали государем Лжедмитрия I, а позднее и Лжедмитрия II, нашедшего за крепостными стенами Воронежа кратковременное пристанище в 1610 году.
Но главу Речи Посполитой, короля Сигизмунда, войска которого заняли Москву, воронежцы своим правителем признавать не желали и разбили казачье войско атамана Заруцкого, ставшего на сторону поляков.
В начале второй половины XVII столетия была построена Белгородская сторожевая черта, одной из крепостей которой стал Воронеж. Во время вспыхнувших в 1670-1671 годах народных волнений опасавшиеся восставших крестьян и донских казаков бояре решили укрепить крепостные стены. Отряды мятежников из войска Степана Разина в Воронеж войти не смогли.
Воронеж во времена Петра Первого
Новый, судьбоносный этап в истории города, которому предстояло по воле Петра Первого стать колыбелью славного флота российского, начался в 1696 году. Император счел Воронеж самым подходящим местом для строительства флота из-за удобного водного пути в Азовское море по рекам Воронеж и Дон и наличия большого количества леса по берегам реки Воронеж.
Петр Первый в последующие 25 лет в общей сложности прожил в Воронеже пятьсот дней. В эти дни небольшой город фактически превращался во временную российскую столицу, куда приезжали ближайшие соратники и домочадцы Петра, представители зарубежных держав. До 1709 года на корабельной верфи, устроенной на речном берегу, завершилась постройка десятков кораблей.
В Воронеже поселились европейские и российские кораблестроители, здесь было отстроено здание Адмиралтейства, а в 1703 году с целью обучения флотских офицеров учреждена специальная школа. Флот строился для действий в Азовском море, участвовал в захвате принадлежавшей туркам крепости Азов и в Керченском походе. Именно в Воронеже нарабатывался начальный опыт постройки кораблей, который использовался при создании Балтийского и Черноморского флотов.
В процессе реформирования в 1708 году структуры местных органов власти образовалась Азовская губерния, состоящая из пяти провинций, включая Воронежскую, управлявшуюся Ф.М. Апраксиным. В год смерти Петра Великого город Воронеж стал губернским центром вместо Азова.
XIX век и начало XX века в воронежской истории
С наступлением XIX столетия в городе начало развиваться народное образование, появились гимназии и училища, приступила к работе типография. В 1802 году открылся первый воронежский театр, улицы по вечерам стали освещаться свечными фонарями.
С 1868 года установлено железнодорожное сообщение с Москвой, спустя два года – с Ростовом-на-Дону. Воронеж постепенно становился промышленным центром: появились заводы сельскохозяйственного машиностроения, механический, чугунолитейный, машиностроительный и др. В начале XX века население одного из крупнейших губернских центров России составляло 61 тыс. человек. Половина из 5500 городских зданий были каменные.
С началом первой мировой войны на территории Воронежа происходило формирование резерва российских войск, сюда были вывезены заводы и фабрики из западных регионов.
После революции и во время войны
В 1917 году в истории Воронежа, как и всей страны, произошли кардинальные изменения: с 30 октября город стал управляться большевиками, пришедшими к власти в результате Октябрьского переворота.
В годы индустриализации Воронеж вошел в число крупных научно-промышленных центров страны. Продолжилось строительство заводов, наиболее значительные: авиационный, по производству каучука, экскаваторный. В 1930 году, 2го августа, во время учений недалеко от Воронежа впервые высадился воздушный десант. После этого город стал считаться родиной воздушно-десантных войск (ВДВ).
С началом Великой Отечественной войны многие заводы перешли на выпуск военной продукции, а к зиме 1941 года были эвакуированы из города за Урал. В июне 1942 года регулярные части германской армии подошли к Воронежу. С момента формирования Воронежского фронта в июле 1942 года и до полного освобождения города армией генерала И.Д. Черняховского на протяжении 212 дней велись оборонительные бои на территории города. Воронеж был разрушен на 90%, часть населения угнана в оккупированные фашистами российские регионы. Однако река Воронеж так и не была форсирована германскими войсками. Активная оборона сдерживала часть германских войск, продвигавшихся к Сталинграду и помогла легендарному городу выстоять и победить.
Воронеж в советское время
На основании постановления Совнаркома СССР в победном 1945 году началось возрождение Воронежа. Восстановительные работы завершились к 1959 году. Были введены в действие вновь отстроенные промышленные предприятия, развивалось самолетостроение, производство ракетных двигателей. В Воронеже выпущена серия сверхзвуковых пассажирских ТУ-144 и построен самый первый в стране аэробус ИЛ-86.
В советское время продолжалось строительство жилищного фонда, на реке Воронеж появилось огромное водохранилище. В 1986 году отмечалось 400-летие города, в связи с которым Воронежу был вручен орден Ленина. К юбилею были восстановлены многие памятники и исторические здания.
Современный Воронеж
В 90-х годах прошлого века, когда СССР прекратил свое существование, многим крупным воронежским предприятиям угрожало банкротство. Их руководители стали искать пути выживания, вступая во всевозможные холдинги и концерны. Ухудшилось состояние жилого фонда и дорог, прекращено движение трамваев.
В 1990 году Воронеж вошел в список исторических городов РФ, составленный Министерством культуры.
В 1992 году для нужд теплоснабжения начато сооружение атомной станции, но против возведения этого объекта на референдуме высказались жители, напуганные событиями на Чернобыльской АЭС в 1986 году. В течение 10 лет предпринимались попытки возобновить стройку, но воронежцы решительно протестовали.
В настоящее время ситуация в городе значительно улучшилась. На обоих берегах Воронежского водохранилища строятся торгово-развлекательные и бизнес-центры, супермаркеты известных сетей, крупные жилые комплексы. В Воронеже обустраиваются парки и скверы, реставрируются исторические здания, поддерживается хорошее состояние дорог.
Воронеж. История и достопримечательности
Воронеж называют столицей Черноземья и колыбелью военно-морского флота, его история связана с Петром I, но в туристическом плане он остается terra incognita. Несмотря на то, что город серьезно пострадал во время Великой отечественной войны, в нем есть что посмотреть и попробовать, в нем можно получить впечатления и эмоции, насладиться уютом и спокойствием.
Краткая история Воронежа
В послевоенные годы началось восстановление города. Заработало ракетно-космическое предприятие «Конструкторское бюро химавтоматики», выпускающее ракетные двигатели, также в Воронеже находились Воронежский авиационный завод и Воронежский научно-исследовательский институт связи.
В настоящее время Воронеж является крупным городом, население которого превышает миллион человек. Он расположен на левом и правом берегах реки Воронеж, в 12 км от ее впадения в Дон. В 1972 году было создано Воронежское водохранилище, которое является одним из крупнейших в мире водохранилищ, целиком расположенных в черте города.
Достопримечательности Воронежа
Центр Воронежа расположен на правом берегу реки Воронеж (точнее водохранилища). В городе сохранилось более 200 исторических зданий, представляющих интерес с точки зрения архитектуры.
1. Адмиралтейская площадь
Адмиралтейская площадь считается одной из самых красивых в Воронеже. Здесь размещается Успенских Адмиралтейский храм, который является старейшим в городе и единственным свидетелем петровских времен. Церковь основали в XVI веке, позже ее неоднократно перестраивали и изменяли. В XVII веке построили монастырь, в состав которого вошел и храм. Изначально он был деревянным, но в конце XVI веке или начале XVII века его возвели в камне. Историки расходятся во мнение о точной дате постройки храма.
В 1696 году в Успенской церкви прошли богослужения, после которых спустили на воду корабли первого регулярного военно-морского флота России. В 1700 году в храме освятили один из первых военно-морских флагов России, который был поднят на первом российском линейном корабле «Гото Предестинация».
В 1700 году монастырь упразднили, потому что он мешал разросшейся верфи. А церковь стала Адмиралтейской. Существует воронежская легенда, согласно которой царь Петр I пел на клиросе во время богослужений. Когда в 1711 году строительство флота прекратилось, храм обеднел. В 1748 году случился пожар, после которого жители стали селиться подальше от этих мест, что также негативно сказалось на церкви. Возрождение началось в начале XIX века. В 1803 году построили колокольню, в конце столетия провели ремонтные работы. После революции храм был разграблен, но закрыли его лишь в 1940 году. В годы Великой отечественной войны церковь несильно пострадала во время бомбежки. Позже в нем располагался архив, а в 1969 году здание передали краеведческому музею. Возрождение храма началось в 1986 г. Внутреннее убранство не сохранилось до наших дней.
2. Корабль-музей «Гото Предестинация»
На центральной набережной Воронежа находится действующая копия корабля «Гото Предестинация», его название означает «Божье провидение».
Петр I впервые приехал в Воронеж в 1696 году. Недалеко от Успенского храма он нашел место, подходящее для строительства парусников. Специально для этого основали Немецкую слободу, на острове возвели адмиралтейство, включающее в себя крепость, «парусный двор» и каменный цейхгауз. А недалеко отсюда построили царский дворец и дома для приближенных.
Корабль «Гото Предестинация» заложили 19 ноября 1698 года. Его строительство велось по личным чертежам царя. В отсутствии Петра I работами руководили два корабельных мастера Федосей Скляев и Лукьян Верещагин. Таким образом, «Гото Предестинация» стал одним из первых российских кораблей, построенных без участия иностранных специалистов. Работы длились 2 года, судно торжественно спустили на воду в 1700 году.
«Гото Предестинация» был двухпалубным парусников, с 58 пушками.
Оно было предназначено для участия в походе на Азов, который являлся «ключом» к Азовскому морю и выходом в Черное море, но он оставался турецкой крепостью.
Несмотря на то, что корабль «Гото Предестинация» успешно служил во время турецких кампаний, судьба его оказалась печальной. В 1711 году после неудачного Прутского похода Петр I подписал мирный договор на невыгодных для России условиях. В результате Азов вернулся к Турции, все укрепления в Азове и Таганроге срыли, а флот уничтожили. Большинство кораблей затопили или сожгли. «Гото Предестинацию» продали туркам, где он и закончил свою жизнь в рядах турецкого флота. В 1715 году он обвешал, и его забрали на дрова.
В 2014 году открыли корабль-музей «Гото Предестинация». Он состоит из двух частей: верх выполнен с исторической достоверностью, внизу спрятаны современные механизмы.
В отличие от петровского парусника, современное судно ходит на дизельном топливе. Правда, большая осадка не позволяет ему стронуться с места.
Деревянную верхнюю часть сделали в Карелии, и в разобранном виде доставили в Воронеж.
Если внешне корабль идентичен своему историческому прототипу, но внутреннее убранство является плодом фантазии, потому что не сохранилось чертежей или рисунков, опирались на дворцы петровской эпохи и иностранные корабли.
Во время экскурсии можно увидеть каюту капитана типичную для того периода, кают-компанию, где жили офицеры, нижнюю палубу и трюм.
3. Проспект Революции
Проспект Революции – центральная магистраль Воронежа, вдоль которой расположены исторические здания, рестораны, кафе и многочисленные памятники. Его длина составляет 2,3 км. Проспект появился благодаря регулярному плану 1774 году. До революции он назывался Большая Дворянская улица.
В доме №50 находится кукольный театр «Шут», перед которым установлен легендарный пес Белый Бим Черное Ухо, выполненный по проекту Эльзы Пак и Ивана Дикунова. Писатель Гавриила Троепольский, автор одноименной повести, родился в Воронежской области. Памятник сделан в полную величину из нержавеющей стали, лишь правое ухо и лапа – из бронзы. Для исполнения желания нужно потереть уже отполированное ухо пса. Перед театром часто выступают музыканты, певцы и танцоры.
Мимо дома под номером 43 не пройдешь: он привлекает внимание оригинальным фасадом в стиле модерн. Здание построено по проекту московского инженера М. Фурманова. Когда-то в нем размещалась гостиница «Бристоль» с рестораном. Здесь в 1913 году выступала начинающая певица Агриппина Гранская, в которую влюбился пианист и дирижер Яков Фельдман. В то время он обучал местных музыкантов по контракту. Через год Агриппина и Яков поженились, с тех пор они часто выступали вместе, а Фельдман все свои сочинения он посвящал любимой супруге. Например, в 1914 году Яков положил на музыку стихи Николая Александровича фон Риттера, так родился романс «Ямщик, не гони лошадей». Агриппина первой исполнила этот романс, что принесло ей широкую известность.
Чуть дальше по проспекту установлена фигура фронтового почтальона, прообразом которого послужил Иван Леонтьев, ефрейтор и почтальон, доставлявший корреспонденцию в горячие точки фронта. Рядом с памятником находится информационный офис, в котором можно взять карту и проспекты.
На противоположной стороне стоит памятник Андрею Платонову.
Проспект пересекает площадь Победы, где расположен мемориальный комплекс, состоящий из скульптурной группы, стелы и обелисков. Он был установлен в честь 30-летия победы над фашистскими захватчиками.
В доме №22 расположен дом губернатора, который с конца XVIII века до 1917 года был официальной резиденцией воронежских губернаторов. Здесь проживали губернаторы А. Сонцов, Д.Толстой, историк М.Веневитинов и статский советник Петр Иванович Федотов. Левую часть усадьбы построили в 1780 году.
А далее возвышается башня здания управления Юго-Восточной железной дороги. Его построили в 1929-30-х гг. в стиле конструктивизма, но оно сильно пострадало в годы Великой отечественной войны, и было восстановлено в духе сталинской архитектуры.
4. Воронежский художественный музей имени И.Н. Крамского
Воронежский художественный музей имени И.Н. Крамского находится во дворе, образованном зданием управления ЮВЖД. Часто его называют Воронежским дворцом. Его возвели в 1777-1779 гг. в стиле барокко для местного губернатора генерала-поручика И.А. Потапова. Городская легенда рассказывает, что дворец предназначался Екатерине II или крымскому хану Шахин-Гирею, но эти версии не имеют исторических предпосылок.
Здание похоже на небольшую шкатулку. С 1959 года в нем размещается областной художественный музей имени И.Н. Крамского, коллекция которого насчитывает более 20 тысяч экспонатов.
5. Петровский сквер
Петровский сквер разбит в начале проспекта Революции. Он назван в честь царя Петра I, скульптура которого установлена в центре. Первый монумент появился в 1860 году, но во время Великой отечественной войны его вывезли немецкие войска. В 1956 году памятник восстановили по фотографиям. Пьедестал из розового гранита, на котором стоит Петр I, сохранился с 1860 года. В начале XX века в сквере возвели фонтан и поставили скамейки.
6. Благовещенский кафедральный собор
Благовещенский кафедральный собор считается одним из самых больших в России, он вмешает в себя 6 тысяч человек. Его строительство осуществлялось с 1998 по 2009 гг., в основании храма заложен камень, освященный Святейшим Патриархом Алексием II. Собор расположен на территории Первомайского сквера. Когда-то Благовещенский собор находился на территории Митрофановского монастыря, до 1836 года он имел статус кафедрального, но после революции обитель и храм закрыли, во время войны собор был практически полностью уничтожен, а в 1950-е гг. его окончательно снесли. Сейчас на его месте находится главный корпус Воронежского государственного Университета. Новый Благовещенский собор не похож на утраченный, но имеет черты Владимирского храма, построенного в русско-византийских традициях, но также разрушенного.
В 2009 году в новую церковь перенесли мощи первого воронежского епископа Митрофана, его фигура установлена перед храмом.
7. Музей железнодорожной ретротехники
Музей железнодорожной ретротехники открыт на вокзале Воронеж-1, его можно посетить абсолютно бесплатно. Здесь можно увидеть путевой струг 1936 года выпуска, вагон-цистерну 1948 года, товарные вагоны, перевозившие военнопленных и заключенных, построенные в 1921 году в Германии, а также старинные паровозы. В музее представлены более 20 экспонатов, почти все они курсировали по Юго-Восточной железной дороге.
8. Советская площадь
Советская площадь считается одной из древнейших в Воронеже. В прошлом она называлась Мясной горой, потому что здесь торговали мясом, а позже стали продавать рыбу, овощу и прочие товары. Своё нынешнее название площадь получила после революции, в 1970-х гг. ее расширили, сломав старые дома. Внимание привлекает Покровский кафедральный собор, который до революции был одной из самых красивых церквей Воронежа, построенный в стиле классицизма. Впервые храм упоминался в 1615 году, в 1736 году его перестроили в камне, в 1791-1792 гг. добавили трехъярусную колокольню. В 1835 году собор еще раз перестроили.
С 1927 по 1932 гг. церковь являлась кафедральным собором григорианцев, сторонников раскольнического движения в Русской православной церкви. Затем храм передали Дому обороны, позже в его стенах располагался краеведческий антирелигиозный музей. Во время войны здание сильно пострадало. После освобождения города от немцев в церкви разместились квартиры. В 1948 году храм передали верующим.
Рядом монументальной глыбой доминирует концертный зал, построенный московским институтом «Гипротеатр» в 1970-х гг. для академического театра драмы имени Алексея Кольцова.
9. Улица Карла Маркса
Улица Карла Маркса расположена в центре Воронежа, она начинается практически от набережной, рядом с Успенской Адмиралтейской церковью и тянется на 2,3 км. Магистраль отличается разнообразием и является частично пешеходной. В конце XIX века улица называлась Старомосковской.
Ее основной достопримечательностью считается Каменный мост, который построили в 1826 году, но полностью обновили в конце 1980-х гг. Обычно сюда приезжают воронежские свадьбы, чтобы скрепить свою любовь символичным замком. Также существует традиция, согласно которой жених должен перенести невесту на руках через мост, тогда брак будет долгим и счастливым.
После пересечения с проспектом Революции на улице Карла Маркса установлен памятник поэту Ивану Саввичу Никитину. Отсюда начинается пешеходная часть. Под №70 расположен старинный дом Шуклиных, а чуть дальше разместилась фигура Высоцкого, сидящего на стуле с гитарой в руке. В доме №72 жил Самуил Яковлевич Маршак, сейчас рядом со старинным зданием установлен памятник известному поэту и автору любимых детских стихов.
Синие здание (дом №65) – лютеранская кирха святой Марии, возведенная в 1811-1819 гг.
10. Центральный рынок
На Центральный рынок стоит пойти, чтобы попробовать местную гастрономию. За Воронежем давно закрепилась слава мясной столицы России, здесь производят мраморную говядину, которая считается лучшей в нашей стране. На рынке можно купить готовые бургеры или свежее мясо. На первом этаже расположен корнер и магазин Prime Beef, премиального бренда мраморной говядины. Стоит обратить внимание на молочную продукции Воронежского производителя «ЭкоНива», а также попробовать вкусный хлеб и выпечку от «ЭкоХлеб».
На втором этаже можно попробовать продукты собственного производства Центрального рынка.
Адрес: ул. Пушкинская, д. 8
Глава 2. Воронежский край с XII века до основания города-крепости Воронеж
В XII веке южные земли современного Воронежского края входили в историческую область неразграниченных и слабозаселённых степей между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке. На картах Речи Посполитой, выполненных в 1648 году французским инженером и военным картографом Гийомом Левассёр де Бопланом эта местность была впервые названа «Диким Полем», что символизировало дикость и безлюдность данного региона. Однако подлинно дикими и незаселенными эти земли никогда не являлись и на Руси уважительно звались просто «Полем» или «Степью». А потому, нарекая эти огромные степные пространства «диким» (польск. Dzike Polie или лат. Loca deserta), французский картограф лишь обосновывал территориальные претензии Речи Посполитой – ибо слово «дикое» в данном контексте могло читаться как «ничье».
«Дикое поле» (польск. Dzike Polie или лат. Loca deserta) на карте Гийома Левассёра де Боплана (1648 год)
Примыкающая на юге к исконным границам русских земель, территория «Поля» была пригодна для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что способствовало началу освоения «Степи» ещё во времена Древнерусского государства.
Первые поселенцы Дикого Поля
Но этому препятствовали непрекращающиеся набеги кочевых народов, которые волнами прокатывались по этим землям с древнейших времён: сначала это были хазары, потом – печенеги, половцы, татары. Для защиты от них из Киева, Чернигова и других русских городов в район «Поля» направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, из которых в дальнейшем вырастали поселения и города.
Русские сторожа «Поля»
Со второй трети XII века в истории Руси начался длительный период феодальной раздробленности. Ранее единая государственная территория распалась на ряд самостоятельных феодальных земель и княжеств. Междоусобицы, распри, военные столкновения между отдельными князьями стали обычным явлением. К этой эпохе относится первое письменное упоминание слова «Воронеж», которое в разном контексте встречается и в Ипатьевской, и Лаврентьевской летописях.
Ипатьевская и Лаврентьевская летописи
Но самое древнее упоминание, датируемое 1177 годом, было сделано в Никоновской летописи в связи с битвой владимирских и рязанских князей и побегом Ярополка Рязанского. После чего владимирский князь Всеволод, как рассказывает летописец, послал в Рязань гонца-посла со словами: «Вы имеете нашего ворога, али иду к вам». Рязанцы не пожелали пропадать из-за чужого князя, и «ехавше в Воронежь, яша его сами и приведоша его в Володимерь».
Летописец не пояснил, о каком Воронеже он вел речь – реке, городе или целом регионе. Позднее, в XIX веке, это породило противоречивые суждения о «летописном Воронеже». Так, например, известный историк России Н.М. Карамзин (1766—1826 гг.) в своей «Истории государства Российского» признавал существование современного ему губернского центра города Воронежа с XII века, тогда как другой русский историк С.М. Соловьев (1820—1879 гг.) в «Истории России с древнейших времен» усомнился в существовании летописного города Воронежа и высказал предположение о том, что в летописи речь шла о реке Воронеж.
Н.М. Карамзин и С.М. Соловьев: противоречивые суждения о «летописном Воронеже»
Нашествие Батыя на Русь (1237—1240 гг.)
В 1284 году появилась следующая летописная запись о Воронеже: при описании расправы татар с населением Курского княжества в летописях описывались «воронежские леса», по которыми, предположительно, подразумевалось место у реки Воронеж.
Летописные «воронежские леса»
Начатое в 1237 году и продлившееся до 1240 года, нашествие Батыя принесло неисчислимые бедствия древнерусскому государству. Татарами были сожжены дотла и разрушены многие города и села, сотни тысяч русских людей погибли в боях или были уведены в плен. В связи с этим изменилась граница Руси: она отодвинулась далеко на север и запад. И хотя монгольское нашествие не привело к полному запустению воронежского края, число поселений и жителей в них за период с XII по XIV век значительно сократилось по сравнению с предшествующим временем.
Татаро-монгольское нашествие на Русь
Через девять лет после Куликовской битвы в 1389 году митрополит Пимен, отправившись из Москвы в Царьград (Константинополь), проплывал по Дону через Воронежский край. В его свиту входил дьякон Игнатий Смольнянин, который описал запустение этих земель, где полтора столетия назад процветали города: «Бысть же сие путное шествие печально и уныльниво: бяше бо пустыня зело всюду, не бе бо видети тамо ни что же, ни града, ни села; аще бо и бываша древле грады красны и нарочиты зело видением, места точию, пустожь все и ненаселенно; ни где бо видети человека, точию пустыни велия и зверей множество: козы, лоси, волцы, лисицы, выдры, медьведи, бобры, и птицы: орлы, гуси, лебеди, журавли и прочая, и бяше вся пустыни великия…»
Путь митрополита Пимена через воронежские земли в 1389 году
В те годы лишь часть современной Воронежской области входила в состав русских земель: в месте впадения реки Воронеж в Дон проходила южная граница Елецкого княжества, а на северо-востоке владения Рязанского княжеством граничили с «Золотой Орды». Этим именем в более позднее время русскими историками было названо средневековое монголо-татарское государство Улус Джучи (тюрк. Улу Улус — «Великое государство»), которое возникло в Евразии после разделения Чингисханом Монгольской империи между своими сыновьями.
Золотая Орда и Русь
Продолжавшееся на воронежской земле вплоть до XVI века, господство тюркоязычных кочевых народов отмечено памятниками истории и культуры ордынской эпохи. Наиболее известны золотоордынские мечети-мавзолеи у поселка Красный Бобровского района, могильник «Олень-Колодезь» с погребенными там представителями кочевой золотоордынской аристократии и Таганский грунтовый могильник.
Вещи из кургана у села Олень-Колодезь
Память о золотоордынской эпохе сохранили и современные географические названия. Так, многие речки и урочища в Воронежской области носят тюркские имена, кстати, легко переводимые на русский язык: Еманча (плохая речка), Карачан (черная яма), Кисляй (родник, источник), Курлак (ручей), Тамлык (хвойный лес), Тойда (глинистая гора), Толучеевка (полноводная речка).
Реки Карачан и Тулучеевка (Воронежская область)
Во времена Золотой Орды в хоперско-донском междуречье возникло объединение татарских, восточнославянских и, вероятно, мордовских территориальных общин с военно-демократическим общинным управлением. Получившее общее название «Червленый Яр», оно стало прообразом будущих казачьих обществ и территорией, на которой появились первые российские казаки – хопёрцы, иногда называемые Казачьей Ордой. В актах Московского княжества упоминаются христиане Сарской и Подонской епархии в пределах Червлёного Яра живущие: «по Великую Ворону возле Хопор, до Дону по караулам» — «народ христианский воинска чина живущий, зовомии Козаци».
Казачья Орда и Червленый Яр
Изначально поселившиеся в бассейне реки Хопёр — левого притока Дона, протекающего по территории современных Саратовской, Пензенской, Волгоградской и Воронежской областей, хопёрцы представляя собой особый вид казаков. Появившись значительно раньше донских казаков и отдельно от них, они долгое время сохраняли свои особенности, и донцы даже называли хопёрцев не казаками, а «чигой», высмеивая их за обычай драть лыко и носить лапти (на Хопре в то время было ещё много липовых лесов), а также за характерный акающий говор.
Первые казаки — хопёрцы
После того как в XV веке Золотая Орда распалась на несколько ханств (Казанское — на востоке русских земель, Астраханское, Крымское и Ногайское — на юге), началась эпоха крымско-ногайских набегов на Русь. Их основной экономической целью был грабёж материальных ценностей и, прежде всего, добыча ясыря — людей на продажу, которые большей частью поставлялись на рабовладельческие рынки Османской империи, а частично оставлялись в Крыму в качестве рабов. После невольников, второй по значению целью набегов, был угон лошадей и крупного рогатого скота.
Татарский ясырь: русские люди на продажу
Как правило, эти набеги устраивались летом, но иногда и зимой. При этом все свои набеги на северные русские земли крымские и ногайские татары осуществляли, используя пять основных дорог, называемых шляхами. Два из них — Кальмиусский и Ногайский шляхи — проходили по территории современной Воронежской области, северная часть которой в XV веке входила в состав Рязанского княжества и простиралась до реки Хопёр, реки Ворона и устья реки Воронеж. Однако русские поселения здесь были малочисленны, а между владениями рязанских князей и татарскими кочевьями лежала обширная ничейная территория «Поля». И угроза набегов со стороны крымских татар и ногайцев в значительной степени препятствовала освоению плодородных степных земель.
Основные татарские дороги: шляхи или сакмы
В 1521 году вся территория Рязанского княжества, включая земли по реке Воронеж, перешла в подчинение московских князей и стала составной частью Русского государства. Но официального признания со стороны Крымского ханства новые границы не получили. Вторжения крымских и ногайских татар продолжались. С 1511 по 1550 год они 43 раза прошли по воронежской земле, совершая набеги на Русь. За эти годы ими были угнаны в плен более 200 тысяч русских людей – около 4 процентов от количества всего населения страны в то время.
Набеги крымских и ногайских татар на русские земли в начале XVI века
Для защиты от непрекращающихся грабительских набегов татар на южных границах Московского государства началось строительство оборонительных сооружений, представлявших собой природные препятствия (непроходимые леса, озёра и болота), открытые пространства между которым закрывали засеки, земляные валы, города-крепости со сменными и постоянными воинскими гарнизонами. Со временем увеличивая протяжённость, они превращались в гигантские оборонительные линии, самой известной из которых стала 500-километровая Большая Засечная черта или линия, созданная в период с 1521 по 1566 год.
Большая засечная черта
Протянувшаяся от Брянских до Мещерских лесов, она служила не только для пассивной, но и для активной обороны, ибо Большая Засечная линия являлась тем стратегическим рубежом, к которому стягивались войска из тыла страны, чтобы вступить в решающее сражение с врагом. Одновременно с тем на засечной линии размещалось и постоянное полевое войско, численность которого в 1636 году доходила до 17 тысяч человек. Отдельные его полки дислоцировались в укрепленных городах засечной черты. основными из которых в 30-х годах XVII века были Одоев, Рязань и Тула. Причем в Туле находился штаб этого постоянного войска, и потому Большая Засечная черта именовалась еще и Тульской.
Оборонительные сооружения Тульской засечной черты
Одновременно с укреплением южных границ Московского государства шла колонизация территории «Поля» разного рода людьми, часть из которых несла пограничную государственную службу, а другие, наоборот, пытались обрести независимость от государства как такового. Примером тому поселения в поймах рек Воронеж и Дон, которые в середине XVI века стали родиной вольных, непослушных Москве людей – казаков, ряды которых регулярно пополнялись беглецами от крепостной неволи и «лихими людьми», убегавшими от преследований по закону.
Казаки и высший орган их самоуправления — казачий круг
И хотя официальной датой основания Войска Донского считается 3 января 1570 года, когда атаманам донских казаков была послана «первая» грамота царя Ивана IV Грозным, донское казачество значительно древнее этой даты. Ещё в 1502 году московский князь Иван III знал о своеобразной моде рязанцев «пойти самодурью на Дон в молодечество», а в письменных российских источниках о донских казаках впервые упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Московии Ивану Грозному, датированной 1550 годом: ««Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют, — жаловался ногайский князь. — Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сары азманом зовут — разбойник твой пришел и взял их».
Казаки на Дону у Воронежа
Частично расположенные на территории «Дикого Поля», земли современной Воронежской области были полностью официально включены в пределы России весной 1571 года. Произошло это в ходе военной экспедиции под руководством князя Михаила Тюфякина и дьяка Матвея Ржевского, которые, находясь значительно южнее воронежских владений, установили пограничные знаки между Московским государством и Крымским ханством, вырубив их топорами на коре деревьев.
Московское царство при первом царе Всея Руси Иване IV, прозванном Грозным
Закреплению Воронежского края за Россией так же способствовала общегосударственная сторожевая служба, которая была основана в незаселенной придонской лесостепи и степи по Указу царя Ивана IV в январе 1571 года. Она состояла из сторож — выставленных на удалении от русских поселений, наблюдательных пунктов, где круглосуточно дежурили несколько всадников-сторожей, а так же разведывательных конных отрядов, именуемых станицами, которые постоянно совершали глубокие рейды в степь для обнаружения вражеских войск.
Сторожевой пост на южной границе Московского царства
Кроме того, согласно «Боярскому приговору» 1571 года были созданы 4 крупные общегосударственные сторожи (сторожевые посты), где с ранней весны и до поздней осени стояли отряды по 60-100 человек, составленные из служилых людей нескольких городов и возглавляемые «стоялыми головами», которые посылали в Поле свои собственные станицы.
Станичники — разведчики русской сторожевой службы XVI века
Две из четырех общероссийских сторож располагались в пределах современной Воронежской области. Один из таких сторожевых постов находился в окрестностях современного города Борисоглебска недалеко от места впадения реки Вороны в реку Хопер, а другой на Кальмиусской полевой дороге на правом берегу Дона у Богатого затона (современное озеро Богатое в городе Лиски). Стоялым головой там был назначен Василий Григорьевич Биркин — будущий первостроитель города-крепости Воронеж.
Богатый Затон — место общегосударственного сторожевого поста XVI века