вопросы к экзамену по истории искусств
Вопросы к экзамену по истории искусств
1. Искусство Древней Греции. Архитектура. Скульптура: Венера Милосская, Ника Самофракийская, Пергамский алтарь Зевса, Мирон, Поликлет, Пракситель, Скопас, Лисипп, Фидий. Вазопись.
2. Искусство Древнего Рима. Архитектура: форумы, базилики, амфитеатры, цирки, термы, триумфальные арки. Скульптура. Роспись.
3. Живопись. Портрет. Примеры.
4. Искусство Византии. Архитектура: крестово-купольные церкви. Живопись, мозаика.
5. Гравюра. Ксилография, литография, линогравюра, офорт. Примеры.
6. Романское искусство. Архитектура: базилики.
7. Пластические искусства. Классификация и характеристика каждого из видов.
8. Искусство готики. Архитектура. Скульптура. Витражи. Росписи.
Джотто ди Бондоне.
9. Характеристика изобразительных искусств.
10. Раннее Возрождение. Характеристика. Архитектура: Ф. Брунеллески. Скульптура: Л. Гиберти, Донателло, Л. дела Роббиа, А. дела Роббиа, А. Верроккио. Живопись: Т. Мазаччо, Липпи, П. дела Франческа, А. Мантенья, С. Боттичелли.
11. Архитектура. Пирамиды в Гизе.
12. Творчество Леонардо да Винчи.
13. Определение понятия искусство.
14. Творчество Микеланджело Буонарротти.
15. Определение понятия художественный стиль.
16. Творчество Рафаэля Санти.
17. Архитектура. Греческий Акрополь в Афинах.
18. Возрождение в Европе. Ж. Гужон, Ж. Пилон, Я. Ван Эйк, Х. Ван Эйк, И. Босх, П. Брейгель Старший, А. Дюрер, Л. Кранах Старший, Х. Хольбейн Младший, Ж. Клуэ. Ф. Клуэ.
19. Характеристика неизобразительных искусств.
20. Искусство барокко. Характеристика стиля. Архитектура. Скульптура: Л. Бернини. Русское барокко.
21. Станковая живопись. Жанры. Примеры.
23. Классификация живописи по назначению.
24. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна.
25. Архитектура. Собор Нотр-Дам и капелла Сент-Шапель в Париже.
27. Живопись. Натюрморт. Примеры.
29. Классификация живописи по технике исполнения.
31. Архитектура. Собор и колокольня Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
33. Графика. Станковая, книжная и журнальная, плакат, промышленная графика. Примеры.
34. Русский критический реализм. П. Федотов, передвижники: И. Крамской, В. Перов, Н. Ярошенко.
35. Монументальная живопись. Примеры.
36. Русский критический реализм: А. Саврасов, В. Поленов, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи, И. Левитан.
37. Определение понятия художественный образ.
38. Русский критический реализм: Н. Ге, И. Репин, В. Васнецов, В. Суриков.
39. Архитектура. Площадь и собор Святого Петра в Риме.
Вопросы для экзамена по курсу «История искусств»
Вопросы для экзамена по курсу «ИСТОРИЯ ИСКУССТВ»
1. Первобытное искусство. Особенности живописи, мегалитические сооружения, скульптура.
2. Описать изобразительный канон Древнего Египта в живописи и скульптуре. Памятники.
3. Архитектура Древнего Египта. Особенности, примеры.
4. Дать характеристику искусству Крита и Микен.
5. Архитектура Древней Греции: ордерная система, особенности ордеров; основные типы храмов примеры (Афинский акрополь).
6. Скульптура Древней Греции от архаики до классики. Особенности, памятники, скульпторы.
7. Дать характеристику искусству эпохи эллинизма. Назвать, самые знаменитые скульптурные произведения.
8. Дать характеристику архитектуры Древнего Рима. Перечислить новшества, внесённые римлянами в архитектуру. Перечислить знаменитые римские постройки.
9. Дать характеристику скульптуры Древнего Рима. Римский скульптурный портрет. Перечислить знаменитые римские скульптуры и портреты.
10. Искусство Византии. Архитектура, живопись, мозаика. Храм Святой Софии в Константинополе.
11. Искусство Средних веков Западной Европы. Романское искусство. Архитектура (тип храма, основные черты).
12. Искусство Средних веков Западной Европы, Готика, Архитектура. (Основные черты, примеры).
13. Искусство эпохи Возрождения, Проторенессанс. Джотто. (Особенности творчества, произведения).
15. Искусство эпохи Возрождения. Раннее Возрождение. Сандро Боттичелли.
16. Искусство эпохи Возрождения. Высокое Возрождение. Леонардо да Винчи.
17. Искусство эпохи Возрождения, Высокое Возрождение. Микеланджело.
18. Искусство эпохи Возрождения. Высокое Возрождения. Рафаэль.
19. Искусство эпохи Возрождения. Позднее Возрождение. Венецианская живопись. Тициан, Джорджоне, Тинторетто, Веронезе, Билини.
20. Искусство Северного Возрождения. Нидерланды. Братья ван Эйки, Питер Брейгель. (Особенности творчества, произведения).
21. Искусство Северного Возрождения. Германия. Дюрер, Кранах, Гольдбеин.
22. Барокко в архитектуре и живописи, отличительные черты стиля. Лоренцо Бернини, Караваджо. (Произведения, особенности творчества).
23. Искусство 17 века. Общая характеристика, стили. Фландрия. Рубенс. (Произведения, особенности живописи).
24. Искусство 17 века. Общая характеристика, стили. Голландия. Рембрандт. (Произведения, особенности живописи).
25. Искусство 17 века. Общая характеристика, стили. Испания. Эль Греко. (Произведения, особенности живописи).
26. Классицизм в архитектуре и живописи Западной Европы. Отличительные черты стиля (авторы, произведения).
27. Рококо в живописи. Отличительные черты стиля. Ватто, Фрагонар, Буше.
28. Искусство 19 века. Франция. Эдуард Мане, Дега. (Произведения, особенности живописи).
29. Искусство 19 века. Франция. Импрессионизм (Клодт Моне, Ренуар). (Произведения, особенности живописи).
30. Искусство 19 века. Франция. Постимпрессионизм. (Сезан, Ван Гог, Гоген). (Произведения, особенности живописи).
31. Искусство 20 века. «Авангард». Фовизм. Матис (Произведения, особенности живописи).
32. Искусство 20 века. Кубизм. Пикассо. (Произведения, особенности творчества).
33. Искусство 20 века. Абстракционизм. Кандинский. (Произведения, особенности творчества).
34. Искусство 20 века. Сюрреализм. Дали. Магритт. (Произведения, особенности творчества).
35. Искусство 20 века. Модерн в искусстве. Гауди, Роден, Бёрдслей, Муха, Климт, Макинтош. (Произведения, особенности стиля).
36. Искусство 20 века. Архитектура. Корбюзье, Хундертвассер, Райт, Фостер, Калатрава, Хадид. (Произведения, архитектурные стили).
2. Великие иконописцы. Основные работы. Иконописный канон. Феофан Грек и его место в истории древнерусского искусства.
3. Великие иконописцы. Основные работы. Иконописный канон. А. Рублёв и его место в истории древнерусского искусства.
4. Великие иконописцы. Основные работы. Иконописный канон. Дионисий и его место в истории древнерусского искусства.
5. Архитектура XVI века. Храмы московского кремля.
6. От иконы к портрету. (На примере парсун, и творчества Антропова, Аргунова, Никитина).
7. «Русское барокко» в русской архитектуре XVIII века. Особенности стиля. Ярчайшие представители. (Северное, «нарышкинское»).
8. Классицизм и романтизм в русской XVIII века архитектуре. (В. Казаков).
9. Русская архитектура середины XVIII в. Растрелли.
12. Жанровая живопись в русском изобразительном искусстве 18 века. Венецианов, Федотов.
15. Библейские сюжеты в творчестве Передвижников. Крамской, Н. Н. Ге, Перов.
17. Критический реализм 60-е годы XIX века. (, Флавицкий, Перов. Бунт 14).
18. Товарищество передвижных художественных выставок (история возникновения). Крамского.
20. и русская живопись исторического жанра.
27. Модерн в русском искусстве рубежа XIX-XX вв. Ярчайшие представители. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусства. (Шехтель, Бенуа, Бакст, Васнецов, Билибин).
28. Талашкино и Абрамцево, как центры русского искусства.
29. Кустодиев. Жизнь и Творчество.
30. Конструктивизм. Отличительные черты, авторы, произведения.
32. Искусство сталинской эпохи «Социалистический реализм».
33. Искусство революционной России 20-30 годы ХХ века. Живопись, соцплакат, графика, фотоискусство. (Петров-Водкин, Дейнека, Родченков).
34. Искусство революционной России 20-30 годы ХХ века. Архитектура. (Татлин, Щусев, «ВХУТЕМАС»).
35. «Суровый стиль» в русском искусстве 1950-х – начала 1960-х годов.
36. Великая Отечественная война в произведениях советских художников. (Кукрыниксы, Иогансон, Корин, Вучетич, Герасимов, Дейнека).
Экзаменационные билеты по предмету История искуссв
Билеты по истории искусств.
1.Искусство первобытного общества.
2. Жанровая живопись Венецианова.
1.Искусство Древнего Египта.
1.Искусство Древней Греции.
2. Творчество Брюллова. «Последний день Помпеи».
1.Искусство Древнего Рима.
2.Портретное искусство Кипренского и Тропинина.
1.Романский и Готический стили архитектуры Западной Европы средних веков ( X — XV ).
2. Советское изобразительное искусство в послевоенные годы.
1.Русское искусство XI — XII вв. (Киевской Руси, Новгородского, Псковского и Владимиро-Суздальского княжеств).
2. Критический реализм Федотова.
2. Историческая живопись периода Великой Отечественной Войны.
1.Искусство высокого Возрождения Италии XVI века. Творчество Леонардо да Винчи.
2. Виды и жанры изобразительного искусства.
1.Творчество Рафаэля Санти.
2. Советское изобразительное искусство в 1921-32 г.
2. Советское искусство в 1917- 1920 годах.
1.Искусство Испании XVII в. (Эль Греко, Веласкес).
2. Пейзажная живопись Саврасова, Левитана.
1.Творчество В.А Серова.
2. Творчество И. Репина.
1.Портретная живопись Левицкого.
2. Пейзажи Шишкина, Куинджи, Айвазовского.
2. Историческая живопись Сурикова.
Любой билет из списка на выбор.
Любой билет из списка на выбор.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-186781
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
На базе колледжей создадут программы профориентации
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответы на экзамен по истории искусств
1.Периодизация первобытной культуры. 2.Первобытная живопись: палеолит, мезолит, неолит.
• Мезолит (12-8 т. лет до н. э.) – многофигурные сцены и композиции охоты и т.п.; стремительные движения людей(пещеры Восточной Испании). Человеческая фигура условна = символ. Основные цвета: черный, белый, красный.
3. Скульптурная пластика эпохи палеолита.
4. Культура скифов. Звериный стиль.
Животноводство => сезонные перекочевки вместе со всем бытом в поисках корма для стада, которое давало кочевникам пищу, одежду, жилище и являлся основным мерилом богатства и средства обмена. Основная пища: мясо и молоко лошадей.
Кочевой быт требовал воинских навыков для защиты своего и захвата чужого имущества => 1) создание подвижного и организованного конного войска, внушающего страх оседлым народам, 2) только самое необходимое в быту: минимальное количество вещей в хозяйстве, рациональное их использование.
Скифы принадлежали к исчезнувшим этносам, говорили на языке иранского происхождения. Не имели письменности.
Жестокие обычаи, культ воинской доблести. Ритуалы: царей и воинов хоронили с конем(ями) (средство передвижения в загробном мире).
Курганы близ аула Ульского в Адыгее. 15 м. Захоронение не человека, а конских остатков (360 коней, как дней в году), расположенных в строгом порядке: 18 лошадей вдоль 4 стоек.
Контакты скифов с греками => эллино-скифское искусство (изделия, созданные греками для скифской знати). Изображались не только животные, но и люди. Напр. золотой гребень из кургана Солоха.
5. Мегалит, кромлех, дольмен.
Мегалиты (мегос-большой Lithos-камень) сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного камня. Большей частью для погребений или были связаны с погребальным культом. Скорее всего это общинные сооружения. Их возведение представляло сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Стоунхендж (Англия) комплекс каменных блоков, ограниченных земляным рвом. Кромлех из трилитов и менгиров. 3000-2000 тыс лет до н.э.
Караундж (Армения) (предположительно самая древняя обсерватория в мире. Многи камни в верхней части имеют отверстия. Более 7500 лет)
Блухендж (Англия к юго-востоку от Стоунхенджа)(практически ничего не осталось кроме рва, никак не связан с солнцем или луной, был в виде кромлеха. Прим. 3000-2400 до н. э.)
Ла- Хуг- Би (Джерси)(коридорная гробница, коридор 20 м., на которой возвышается курган высотой 12м, в эпоху неолита около 3500 г. до н. э.)
Корик (Северная Ирландия) Состоит из каменных кругов и радов камней, возможно остаток могильного сооружения.
Тинкинсвуд (Уэльс) дольмен, прим. 5 тыс лет до н. э. эпоха неолита. Внутри гробницы обнаружено около 40 чел. и керамика. К гробнице ведет ряд параллельных камней, образуя улицу.
Анстен (Шотландия) гробница (гибрид кургана, мегалита) 3400-2800 гг до н.э. обнаружены останки 2 человек и кости
Кокино (Македония) радиус 100м. ок. 3800 лет до н.э. древняя обсерватория, так же найдены глиняные сосуды, формы для отливки, каменные жернова.
Кальден (Германия) гробница эпохи неолита, обнаружены останки 30 чел. 2000-1500г. до н.э. найдены кремневые наконечники и режущие инструменты, обломки янтаря.
Дольмены Северного Кавказа (Россия) конец 4- насало 2 тыс. лет до н.э.
Мегалитические сооружения различают на 3 вида.
1. Дольмен – сооружение из огромного камня поставленного на 2 других, или же 4 вертикальных камня с крышей. (для пребывания души умершего)
2. Менгиры одиночный вертикальный камнень 1-20 м. (для ритуальных обрядов)
3. Кромлехи – группа менгиров, образующая круг или полукруг.(возможно храм Солнца)
Таула-в форме буквы Т (памятник культуры талайотов, с 1000-300 гг. до н. э.)
Трилит- сооружение, из каменной глыбы, установленной на 2 вертикальных камня. (некоторые дольмены в виде трилита) Многие трилиты не являются самостоятельной постройкой.
6. Трипольская и майкопская культуры.
Трипольская культура VI-II тыс лет до н.э. энеолитеческая(медно-каменный век) архиологическая культура распространенная в Дунайско-Днепровском междуречье. На территории правебережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии(Кукутень), в Венгрии наибольший ее расцвет в 5500-2750 гг до н.э. Первые археологические раскопки в 1897, велись киевским арх. Викентием Хвойке с разрешения императорской археологической комиссии (были найдены фигурки животных, людей и утварь удивительной формы). В 1899 впервые появилось понятие трипольская культура.
1901 на архиологическом съезде появился термин Триполье. (по названию села Триполии в 40 км от Киева) Трипольская культура возникла благодаря смешению населения неолитических землевладельческих культур балкано-карпатского региона. Основная отрасль хозяйства- земледелие и скотоводство.
Две гипотезы о трипольской цивилизации.
Историческая: Триполье- первое бесклассовое государство древнего золотого века, и страна носило название Ората.
Археологическая: Триполье было почти государством, но им не стало : не было человека, объединивший разрозненные племена, не развивалась писменность.
В III тыс. до н.э. у села Майданецкое (Украина) был город с населением 10 тыс. чел. Есть археологический план, снятый магнитной пленкой. Постройки 2-3 этажа. Город с 2-3 линиями укрепления. Причина исчезновения города: сами сожгли, т.к. был ритуал перенесение города в другое место через сожжение.
Город на реке Днестр (сейчас там водохранилище) Культовые сооружения 2 этажа, могли вместить 100 чел. Каждая семья имела отдельный дом. Дома стояли вплотную, их соединял общий проход.
Возле села Бойдарки археологи много находят разные изделия из кремния: ножи, пилы и т.д. пластинки=деньги, Кремний=золото, клали в могилы богатых людей.
Пещера Вертеба (Село Бильче-Золотое) обнаружена в 1822 князем Сапеги. (найдено много керамики) цель пещеры: от кладбища до убежища.
Изображение быка = телец, созвездие тельца = символ неба= символ отца.
Мать- земля, в виде женской статуэтки.
Женсике фигурки в рогатом кресле, единство матери и отца.
Артефакты хранятся в музеях Кракова, Киева
Майкопская культура археологическая культура Кубани (I тыс до н.э.) эпоха бронзы (бронзовый век-эпоха раннего металла). Культура названа по Майкопскому кургану ОШАД исследованному в 1897 Николаем Ивановичем Веселовским (ездил и Рерих, который зарисовал курган в разрезе и предметы усыпальницы). Захоронение вождя и его семьи, найдены изделия из золота и серебра, фигурки бычков = земледелие, глиняная и металлическая посуда (керамика сосудов тонкая, что при соприкосновением с другим сосудом звенит, без ручек и орнаментов) разные орудия труда, гончарный круг).
Майкопский курган Ошад 11м., разделен на 3 части, самая большая вождя (похоронен под балдахином), 2 остальные его жены. Высота кургана особый статус, который занимает погребенный, признак уважения (по высоте можно судить о статусе человека), могилу засыпал весь род или даже племя.
Основа хозяйства скотоводство, пользовались как бронзовыми изделиями, так и каменными. Керамика красная сделана при помощи гончарного круга (но есть и ручная). Захоронения курганного типа. Родина предположительно Передняя Азия, преемница Майкопской культуры стала северокавказская культура.
Появились в Месопотамии в 4 тыс. до нэ и до конца 3 тыс до нэ заселяли южные территории. Обрабатывали земли. Жили в начальную эпоху человеческой культуры.
Ввели годовой календарь. Разделили год, час.
Статуэтки с изображением людей (бритые головы). Была изобретена письменность.
Сложился единый пантеон богов. (Ану, Эклиль, Эйя, Иштар). Зиккурат – ступенчатая башня около храма (в честь духовной троицы богов). + он служил фундаментом святилищу, расположенному на вершине (дом Бога).
Обычно свои постройки шумеры окрашивали черной краской. Они являются создателями первого колеса. + школы для детей при храмах.
На рисунках изображались обычные сюжеты: люди, животные, различные события – но все объекты были изображены в разных временных и материальных пространствах. За каждым сюжетом стоит система абстрактных понятий, что базировались на верованиях Шумеров
Вскоре эту территорию завоевали аккадцы, но они берегли культуру шумеров. Только боги получили другие имена.
Керамические оттиски – похожи на надписи на табличках + с табличек можно было стирать информацию.
8. Старовавилонское и нововавилонское искусство.
9. Культурное наследие ассирийцев.
Большие изменения, совершавшиеся в искусстве Передней Азии в 1 тыс. до н.э., были связаны с возвышением Ассирии, занимавшей среднее речение Тигра (север современного Ирака). Мощь государства, завоевавшего огромные территории, централизация власти в руках царей, постоянная готовность к походам способствовали сложению искусства, прославлявшего силу правителей, их славу и военную доблесть. Грандиозные крепости, великолепные дворцы, изображения реальных исторических событий в рельефах, украшавших внутренние стены залов в дворцах, характеризуют ассирийское искусство. Рельефы представляли собой небольшого размера плитки из мягкого камня.
Наиболее совершенные рельефы украшали дворец Ашшурбанипала (создал новую библиотеку. собрав и систематизировав все шумерские и вавилонские таблички) в Ниневии. Зрелое мастерство проявилось здесь не только в возросшей динамике, в чеканной ленке, сильной и сочной моделировке фигур, но и в более эмоциональном восприятии жизни. Мчащиеся галопом кони, как и фигуры всадников, полны напряжения, пафоса и силы. Художники подметили страдания зверей, безжалостно уничтожаемых людьми: сцены гибели газелей, диких лошадей и львов исполнены подлинного драматизма. Гладкий фон рельефов с одной стороны передает суровый дух пустыни, где, пронзенная стрелами, издает свой последний предсмертный рев раненая львица (“Раненая львица”, 669 г., известняк). Сильный и гордый лев мучительно изрыгает из пасти кровь (“Царская охота”). Смелость и простота приемов раскрывают напряженность чувства.
В 612 г. до н.э., завоеванная Вавилоном и Мидией, Ассирия пала, однако ее искусство оказало влияние на другие страны древнего мира.
10. Культура и искусство Сасанидов.
Сасаниды – государство, образовавшееся на территории современных Ирака и Ирана в результате падения власти парфянской династии Аршакидов и прихода к власти персидской династии Сасанидов.
Сасаниды – династия, правившая в Иране с 224 до 651 г.н.э. Основателем ее был Папак, потомок Сасана, жреца храма Огня. Его сын Ардашир I Папакан после победы над парфянским царем Артабаном принял власть с титулами «царь царей» и «почитатель Ахура Мазды, происходящий от богов». В середине VII века империя Сасанидов была уничтожена и поглощена Арабским Халифатом.
Сасаниды считали себя продолжателями династии Ахменидов, потомками Дария I. Империя Сасанидов охватывала огромную территорию от Сирии до Индии и от Иберии до Персидского залива.
• Сасанидские рельефы: лицо шахиншаха, наследника престола или знатного вельможи изображали на рельефах в профиль. С особой тщательностью изображали прическу и головной убор со знаками отличия и сложной символикой. Изображения сопровождались надписью.
• Изображение зороастрийских божеств в облике человека с атрибутами божественной власти: зубчатая корона, меч, лотос, царские одежды (Серебряные сосуды).
• Сасанидское искусство возродило традицию монументального зодчества и скальной скульптуры эпохи Ахменидов:
— Чертак – «четыре арки». В плане это квадратное четырехарочное здание с куполом в центре.
— Айван – высокий сводчатый парадный зал без передней стены.
— Дворец Сасанидов в Ктесифоне V-VI вв. разрушен землетрясением.
11. Архитектура Древнего Египта (Древнее Царство).
Мир пирамид. Свыше 70 пирамид составляют непрерывную сеть, развернувшуюся длиной в 50 километров с севера на юг от Мемфиса. Некоторые из них имеют ступенчатую форму, другие с гладкими сторонами.
Мастаба, воспроизводящая жилой дом, имела вестибюль, зал, ведущий во внутренние комнаты, внутренний дворик, малый зал для погребальных ритуалов и тризн, шахту, ведущую в подземные помещения, погребальную камеру с саркофагом.
Внезапный «скачок» в строительстве гробниц произошел во времена Джосера (2700 г. до Р.Х.) (пирамида Джосера была ступенчатой). После возведения первой пирамиды началась эпоха возведения пирамид из камня – сооружений, способных существовать тысячелетия.
Египтяне считали, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. Дом простого египтянина был построен из глины, а крыша из широких пальмовых листьев.
Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века.
Великие пирамиды Египта. Пирамиды в Гизе и Саккаре по воззрению древних греков являются первыми из семи чудес света. В Древнем Египте пирамиды составляли центр огромного погребального ансамбля.
Отец Хеопса построил 3 пирамиды, прежде выбрав ту, которая лучше всего отображала его величие. В египетской архитектуре заметно стремление всегда превзойти других.
Хемиун – архитектор пирамиды Хеопса (высота – почти 139 м).
Рядом с пирамидой Хеопса стоят гробницы других фараонов: сына и внука. Они ориентированы по частям света и повторяют движение солнца (с востока на запад).
Пирамиды Хеопса и Хефрена стоят строго по диагонали с северо-востока на юго-запад таким образом, что ни одна из них не заслоняет солнце от других. Вершины первых двух находятся практически на одной высоте, т.к. пирамида Хефрена, меньшая по размерам, находится на более высокой части плато.
Отличительная черта Пирамиды Хефрена (Хафры) в том, что она единственная сохранила полированную облицовку. Также, рядом с ней находится Сфинкс (храм Сфинкса) – сакральный образ царя Хефрена. Пирамида Хафры так же пуста, как и пирамида Хеопса.
Пирамида Менкаура (Микерина) – самая маленькая из Великих пирамид. Ее окружают пирамиды-спутницы, где похоронена супруга фараона, его дети и ближайшие родственники. В погребальной камере в 1837 был найден базальтовый саркофаг в форме дома и деревянный гроб в форме мумии с молитвой Нут.
12. Скульптура Древнего Египта (Древнее Царство).
Складывание канона. Спокойствие и равновесие поз. Фронтальность постановки фигур. Симметричность. Идеализация образа. Холодность, безэмоциональность, неподвижность, торжественность, спокойствие, величие. Канон диктовал единственно возможные позы изображаемого: у стоящей фигуры мужчины левая нога вытянута вперед, руки опущены вдоль тела или одна опирается на посох, женская стоящая фигура была неподвижной, с сомкнутыми ногами, вытянутыми вдоль туловища руками или с положенной на живот левой рукой. Сидящая статуя имела общие правила для изображения и мужчин, и женщин. В этом смысле она сохранила традиции Раннего царства. Часто при этом тела статуй раскрашивались: мужские – в красно-кирпичный, женские – в белый цвета. Одежда всегда имела светлый оттенок, волосы – темный. Другой вид статуи – групповая композиция. Это либо царь с царицей, либо царь с богами. При этом с богами он изображается на равных: боги либо приобнимают царя, либо просто соприкасаются с ним руками. Ушебти – скульптурки, сопровождающие фараона в загробном мире и прислуживающие ему.
13. Живопись Древнего Египта (Древнее Царство).
Во времена Древнего Царства барельеф и живопись не различались между собою и составляли средство выражения, применяемое в декорации гробниц царских и должностных особ.
• расположение сцен одна над другой
• общий плоскостной характер
• условность и схематичность (отчасти обусловленные верой в магический характер изображения)
Техника стенной росписи:
1. темпера по сухой поверхности
2. вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления
Применялись исключительно минеральные краски! Иероглифы тоже как часть рисунка)жений писцов.
14. Палетка Нармера. Назовите ее историко-художественные особенности. (обязательно посмотри фото!)
Палетка Нармера- это шиферная плита фараона Нармера, сделанная в память победы Южного Египта над Северным (и объединения долины Нила в единое государство). Царь в короне южного Египта убивает северянина, внизу — убегающие северяне, на другой стороне наверху — торжество по случаю победы: царь в короне побежденного Севера идет с приближенными смотреть на обезглавленные трупы врагов, а внизу — царь в образе быка, разрушающего вражескую крепость и топчущего врага; средняя часть этой стороны занята символической культовой сценой неясного содержания.
Это первый памятник, иллюстрирующий сложившийся канон в искусстве Египта:
• Каждая сцена является законченным целым
• Сцены расположены поясами
• Общественное и социальное положение каждого человека явно охарактеризовано различием одежд, головных уборов, атрибутов, а также разницей в размерах их фигур
• Символы: бык- символ царской власти, Гор в виде сокола, протягивающий веревку с пленным северянином фараону
15. Перечислите археологов-коллекционеров и создателей музейных коллекций египетских находок.
Говард Картер Джованни Баттиста Бельцони (1778-1823)
Работал в цирке силачом в Великобритании. В Египте работал носильщиком, вскоре начал воровать. Подрядился доставить гигантскую статую Рамзеса 2 (храниться в Британском музее) из Луксора в Александрию. Он собирал все, что попадалось в руку, был охотником за сокровищами и особо не берег древние памятники. И порой, добыв нужный ему предмет, он разрушал по неаккуратности другие.
2 марта 1818г он открыл вторую по величине пирамиду Гизэ – пирамиду Хефрена и проник в ее погребальную камеру. Чтобы оставить память о себе, Бельцони оставил надпись с его именем на стене камеры.
В 1820 году в Лондоне Бельцони открыл выставку египетских древностей. + он написал книгу о своих путешествиях.
Многие его находки хранятся в Британском музее.
Французский археолог Франсуа Огюст Фердинанд Мариетт (1821-1881)
В 1849 году был назначен ассистентом в Луврский музей в Париже и послан в Каир для закупки различных папирусов.
ОН решил остаться в Египте, чтобы сохранить археологические находки (тк их воровали и продавали, а сооружения разрушали)
Он создал самый большой в мире египетский музей.
Он был назначен директором Управления по делам египетских древностей и главным инспектором всех раскопок.
В 1981 году музей их города Булаке, где он изначально был организован, был перенесен в Гизэ, а в 1902году музей получил постоянное помещение в Каире.
16. Архитектура Древнего Египта (Среднее Царство). Назовите причину видоизменения архитектурного заупокойного сооружения.
Попытка соединить храм с пирамидой.
Пирамиды утратили грандиозность. Правители областей – номархи – теперь строили гробницы не у подножия царских пирамид, а в своих владениях. Появилась новая форма царского захоронения – скальная (высеченная в толще скалы) усыпальница, вход в которую обычно оформлялся портиком с двумя или четырьмя колоннами. В храмах стали помещать статуи фараонов, предназначенные для всеобщего обозрения.
Причины отказа от пирамид:
1. Расхищения гробниц
2. Затопления гробниц
Недостаток ровных площадок в окрестностях новой столицы – Фив – способствует развитию нового типа погребального строения – скальной гробницы, вырубленной в склонах гор, вход в которую обычно оформляется в виде портика с несколькими колоннами.
Храм Ментухотепа 2 – один из самых выдающихся памятников Среднего царства. В основе общего композиционного замысла храма лежало, очевидно, стремление объединить два традиционных типа гробниц: пирамидный комплекс фараонов Древнего царства и скальную гробницу фиванских номархов.
Усыпальница – храм Ментухотепов в Деир-эль-бахри. – в этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого продолжения. Но храм положил начало развития более позднего времени.
17. Скульптура Древнего Египта (Среднее Царство). В чем отличие от скульптуры Древнего царства.
Был в то время определенный канон! (см. билеты о скульптуре Древнего царства)
Широко применялся канонический тип статуи писца. В связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, а также тщательное декоративное оформление статуй, которые, несмотря на каноническую композицию, получали индивидуальную живописную интерпретацию. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона Снофру) и его жены Нофрет ; царских писцов, племянника фараона Хеопса, зодчего Хемиуна. Высокого мастерства древнеегипетские художника достигли в деревянной скульптуре (статуя Каапера, известной под названием «Сельский староста»). В гробницах повсеместно встречаются небольшие статуэтки, изображавшие работающих людей. Здесь канон соблюдён менее строго, хотя мастера всячески избегают неуравновешенности в положении фигуры.
Рельефы в эту эпоху не ограничиваются сферой малых форм. В них появляется сюжетная повествовательность, особенно характерная для ритуальных изображений в гробницах. Постепенно складывается строгая система их размещения: у входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы во весь рост. Далее вдоль стен коридоров следуют изображения носителей даров, сюжетно направленные к средней нише с ложным входом. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. Рельефные композиции дополнялись росписью.
Целые сценки и модели приходят на смену одиночным скульптурам эпохи Древнего царства; единая точка зрения, концентрация на действии и взаимоотношениях персонажей
Значительные изменения в скульптуре происходит именно в Среднем царстве, что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных школ, получивших самостоятельность в период распада. Со времен XII династии шире используются (и, соответственно, изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры саркофагов. К этому типу относится хеб-седная статуя Ментухотепа-Небхепетра, изображающая фараона в подчеркнуто застывшей позе со скрещенными на груди руками. Стиль отличает большая доля условности и обобщенности, в целом типичная для скульптурных памятников начала эпохи. В дальнейшем скульптура приходит к более тонкой моделировке лиц и большей пластичной расчленённости: раньше всего это проявляется в женских портретах и изображениях частных лиц.
Со временем меняется и иконография царей. Ко времени XII династии идея божественной могущественности фараона уступает место в изображениях настойчивым попыткам передать человеческую индивидуальность. Расцвет скульптуры с официальной тематикой приходится на время правления Сенусерта III, который изображался во всех возрастах — от детского до зрелого.. Оригинальной находкой мастеров местных школ может считаться тип кубической статуи — изображение фигуры, заключенной в монолитный каменный блок.
Искусство Среднего царства — эпоха расцвета пластики малых форм, связанных в большинстве своём по-прежнему с погребальным культом и его обрядами (плавание на ладье, принесение жертвенных даров и др.). Статуэтки вырезались из дерева, покрывались грунтом и расписывались. Нередко создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре (подобно тому, как это было принято в рельефах Древнего царства).
+ Ушебти были маленькие статуэтки изображающие бытовые сюжеты. Их основная цель – сопровождать фараона в царстве Осириса. Были одиночные статуэтки и массовые. Их раскрашивали, формы тела были более свободные. Изображали женщин и мужчин, животных. У них были атрибуты их профессии. Изображали: прислугу, бытовые сюжеты (работу).
+ ювелирные украшения: жук Скарабей, его украшали камнями, на животе могли написать молитву; изображали Око; перо Маат (все украшали камнями).
18. Живопись Древнего Египта (Среднее Царство).
темы становятся разнообразнее, охват жизни — шире.
Искусство перестаёт служить, и направлять свой взгляд только в сторону заупокойного культа.
Художников среднего царства начинают интересовать сцены жизни, В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности.
Большой шаг вперед в Среднем Царстве был сделан в искусстве росписей. В Древнем царстве стены усыпальниц расписывались редко, преобладали раскрашенные рельефы. Теперь их все чаще заменяли живописью темперой, вероятно, просто потому, что это менее трудоемкая работа, да и не всякий камень годился для высекания рельефа.
росписи имели художественные преимущества, допуская большую гибкость рисунка и богатство цвета.
В рельефах гробницы номарха Среднего царства Сенби в Меире (20 в. до н. э.), изображающих сцены охоты, звери показаны свободнее и живее, чем прежде. Их фигуры не располагаются строго по фризам, но свободно размещены в пейзаже.
Росписи исполняются темперой по сухому грунту.
19. Архитектура Древнего Египта (Новое Царство).
В период нового царства Столицей Египта вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство.
Жречество, получившее земли и богатства, было особенно могущественным в связи с этим процветало храмовое строительство. Основное храмовое строительство посвящалось заупокойному культу и богу Амону-Ра.
В период Нового царства наиболее распространён тип храма с четким прямоугольным планом и фасадом, обращенным к Нилу. Вход обычно имел вид пилона (пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм), перед которым стоят обелиски и статуи царя. Дальше располагалось здание храма с местами для молений.
В Фивах были возведены колоссальные, посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнака и Луксора, взаимосвязанные между собой. Они занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью.
Строителем Карнакского храма (16 в. до н. э.) был зодчий Инени, Луксорского (15 в. до н. э.)— Аменхотеп Младший.
Оба архитектора способствовали сложению особенностей архитектуры Нового царства. Аменхотеп впервые ввёл в архитектуру колоннаду двора.
Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов — совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Амона)
Из гипостильного зала можно было пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам.
В храмах сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства.
Каждый последующий правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора сильно разрастались и в последствии превратились в своеобразные каменные города с аллеями и площадями и колоннадами.
Комплекс внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
А также, в период Нового царства. Особый характер приобрели гробницы царей и величественные заупокойные храмы при них. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор.
20. Дайте информацию о храме царицы Хатшепсут. (посмотри фото)
Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Он строился на протяжении 9 лет — с1482 до н. э, по1473 до н. э (Новое царство. XVIII династия ). Строительством сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время расположен в Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I, являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.
К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.
Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.
Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, композиция символизирует единство большого государства.
Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы.
За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса. Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс.
После прихода к власти Тутмоса III, было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма.
По обе стороны храма находятся святилища родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес, а по центру располагается святилище бога Солнца — Амона-Ра, главная часть храмового комплекса Дейр эль-Бахри. Кроме храма Хатшепсут, в комплекс входят также менее грандиозные поминальные храмы фараонов Ментухотепа II и Тутмоса III.
21. Карнак и Луксор как ритуальные комплексы. (фото)
Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Реc и Ипет Сут, посвящённые богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились начиная с XVI в. до н. э. в течение многих столетий. Они занимали большую площадь и отличались подчёркнутой монументальностью. Пилоны обрамляли входы в храмы. Расположенный вдоль берега Нила храм в Луксоре почти целиком воздвигнут архитектором Аменхотепом Младшим в XVI в. до н. э. и завершён уже в XV в. до н. э. Великолепны дворы Луксора, окружённые могучими золотистыми колоннами в виде папируса.
В древности Ипет Рес и Ипет Сут были соединены трёхкилометровой аллеей сфинксов, по которой проходили торжественные религиозные процессии.
Перед храмом в Карнаке сохранилась часть аллеи из сорока каменных сфинксов — совершенно одинаковых, с телом льва и головой барана (священного животного бога Амона), расположенных на равном расстоянии друг от друга. Аллея сфинксов подходила к первому входу, который был сравнительно невелик и узок.
Гипостильный (от греч. «хипостилос» — «поддерживаемый колоннами») зал Карнакского ансамбля (XVI—XII вв. до н. э.), в котором более ста тридцати колонн образуют шестнадцать рядов, принадлежит к шедеврам мирового зодчества. Центральный проход, обрамлённый колоннами высотой более двадцати метров и диаметром около трёх с половиной метров, с капителями в виде раскрытых цветов папируса, освещался из боковых проёмов. Не существующие ныне потолки густосинего цвета были украшены жёлтыми звёздами и парящими священными коршунами.
Из гипостильного зала можно было пройти в маленькое тёмное святилище, куда разрешалось входить только фараону и жрецам. Лишь во время общенародного многодневного весеннего праздника Амона изваяние этого бога, установленное на солнечной ладье, торжественно выносилось из святилища для совершения ритуального плавания по Нилу до храма в Луксоре.
Сохранилось множество прекрасных рельефов и росписей, исполненных в эпоху Нового царства. На стенах храмов, в гробницах знати и высшего чиновничества запечатлены самые разнообразные сюжеты: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Таков, например, редкий по выразительности рельеф из Мемфиса (XIV в. до н. э.), изображающий толпу плакальщиков. В сюжетах рельефов гробниц господствует движение. Кони, запряжённые в колесницы, мчатся галопом; от стрел охотников убегают звери; падают поверженные враги. Лодка фараона вторгается в глубь нильских зарослей, отчего гнётся цветущий тростник, взлетают птицы, хлопая крыльями; рыжая кошка успевает схватить зубами утку, а лапами — двух иволог. Изобразительное искусство этой эпохи отличает стремление к изысканности. Больше внимания уделяется деталям: пышным ками, что придаёт взгляду таинственность (рельефы гробницы визира Рамеса, XIV в. до н. э.). Живопись обогащается сочетанием розовато-фиолетовых, золотистых, голубых тонов; условность раскраски исчезает: передаются более близкие к реальным оттенки светлой и тёмной кожи; на женских лицах заметен румянец; сквозь прозрачные одежды просвечивает тело; часто изображаются нагие молодые служанки, танцовщицы, музыкантши.
Высоким вкусом отмечены произведения скульптуры малых форм. Предметы женского туалета (ложечки для косметики, зеркала, коробочки) обычно украшались изображениями юных девушек, которые несут большой сосуд, играют на арфе, плывут с лотосом, уткой, рыбой в руках. Впервые появились изделия из стекла, в том числе и скульптура. Обязательные в гробницах фигурки слуг уступили место так называемым ушебти («ответчикам»). Это статуэтки из терракоты (пористой обожжённой глины), фаянса, камня, дерева в форме мумий с открытыми головой и руками. Они изображали тех, кто отбывал за усопшего повинность в загробном мире.
22. Аменхотеп IV – Эхнатон и его супруга Нефертити. В чем заключаются архитектурно-художественные особенности памятников в период их правления.
Аменхоте́п IV (позднее Эхнато́н) — фараон Древнего Египта (1375—1336 гг. до н. э.), правивший приблизительно в 1353 — 1336 годах до н. э.,(Новое царство), из XVIII династии, выдающийся политик, знаменитый религиозный реформатор, во время правления которого произошли значительные изменения в египетской жизни — в политике и в религии. Однако после его смерти произошел возврат к прежним традициям, и все реформы были забыты.
• Основание новой столицы – фараон покидает враждебные ему Фивы и приказывает основать новую столицу Ахет-Атон. Там был сооружен огромный дворец Эхнатона и храм Атона.
Нефертити («прекрасная пришла») – жена Эхнатона. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени.
Годы правления Эхнатона отразились в развитии нового периода египетского искусства – амарнского, просуществовавшего около 20 лет, вплоть до смерти фараона. В это время рушились старые каноны искусства, вырабатывался новый, более натуралистичный художественный стиль, не совпадавший с предыдущими канонами.
• Реалистичность в изображении человека и природы, нет идеализированного тела
• Разнообразные позы и действия придают жизненность, динамичность и непринужденность изображению
• Стремление к передаче чувств и характера человека
• Плавность, гибкость линий
• Присутствие на многих рельефах диска Атона с лучами-руками
• Изображение бытовой, семейной жизни Эхнатона (с женой и детьми) нарушило запрет интимности в египетском искусстве (сцены семейной жизни проникнуты нежностью и заботой, что раньше не изображалось)
• В сценах поклонения Атону нередко изображалась вся семья
• Больше уделяется внимание фону, конкретной обстановке, пейзажу
• Впервые в скульптуре применялись разные породы камня: лицо и руки делали из песчаника, белые одежды – из известняка.
• В архитектуре не было больших изменений. Основным новшеством в нем было отсутствие в храмах колонных залов и наличие огромных открытых дворов с жертвенниками, поскольку богослужения теперь совершались под открытым небом (священный свет солнца мог открыто проникать на землю)
Стали изображать женщин в живописи и в скульптуре тк надо было прославлять культ Нефертити. Эхнатон стал объявил свою жену – Нефертити – богиней.
23. Назовите имена исследователей периода Аменхотепа-Нефертити и Тутанхамона.
• Говард Картер — знаменитый английский археолог и египтолог, совершивший в 1922 году в Долине Царей близ Луксора открытие гробницы Тутанхамона (KV62), признанное одним из решающих и наиболее известных событий в египтологии. В результате их (с Карнавоном) сотрудничества при раскопках фиванского некрополя были открыты гробница Аменхотепа I. Дэвис и Картер обнаружили целый ряд усыпальниц знаменитых фараонов Нового царства, в частности, гробницы царицы Хатшепсут, Тутмоса IV, Хоремхеба, Рамсеса Саптаха, а также саркофаг с останками, отождествлёнными с мумией «фараона-еретика» Эхнатона.
• Карнарвон и Картер (Аменхотеп 1, Тутанхамон + несколько цариц 18 династии)
• Картер и Дэвис (Рамсес 3, Рамсес 4, храм Хатшепсут, Тутмос 4, Хоремхеб, саркофаг предп. Эхнатон и др.)
24. Гробница Тутанхамона. Дайте информацию о находках в ней.
Тутанхамон знаменит тем, что его гробница в «Долине царей» возле Фив оказалась почти нетронутой древними грабителями и сохранилась до наших дней. Она была обнаружена в 1922 году двумя англичанами — египтологом Говардом Картером и археологом-любителем лордом Карнарвоном. В ней, среди погребальных принадлежностей и утвари, было обнаружено множество замечательных произведений искусства той эпохи — тысячи различных предметов, включая позолоченную колесницу, сиденья, ложа, светильники, драгоценные украшения, одежду, письменные принадлежности и даже пучок волос его бабки. Это открытие дало миру наиболее полное представление о великолепии древнеегипетского двора. Благодаря этому имя владельца этих сокровищ, ничем не примечательного юного египетского царя, стало сразу же широко известным.
В глазах историков Тутанхамон оставался малоизвестным второстепенным фараоном вплоть до начала XX века. Более того, даже высказывались сомнения в реальности его существования. Поэтому открытие гробницы Тутанхамона рассматривается в качестве величайшего события за всю историю археологии.
Самая главная находка – Это знаменитая маска Тутанхамона. + Он умер молодым (лет 19)
25. Скульптура Древнего Египта (Новое Царство).
Искусство Нового царства отличается значительным развитием монументальной скульптуры, назначение которой теперь часто выходит за пределы сферы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты, не свойственные доселе не только официальному, но и светскому искусству. Индивидуальность отличает портретные изображения Хатшепсут.
В искусстве Нового царства появляется скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новые качества приобретает искусство рельефа. На эту художественную область оказывают заметное влияние некоторые жанры литературы, получившие в эпоху Нового царства широкое распространение: гимны, военные летописи, любовная лирика. Нередко тексты, выдержанные в этих жанрах, соединяются с рельефными композициями в храмах и гробницах. В рельефах фиванских храмов налицо усиление декоративности, свободное варьирование техник барельефа и высокого рельефа в сочетании с красочными росписями. Таков портрет Аменхотепа III из гробницы Хаемхета, сочетающий разную высоту рельефа и в этом отношении являющийся новаторским произведением. Рельефы по-прежнему располагаются по регистрам, позволяя создавать повествовательные циклы огромной пространственной протяженности.
26. Розетский камень. Назовите имена людей, которые расшифровывали египетские иероглифы.
Розеттский камень — плита, найденная в 1799 году в Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии.
На ней выбиты три идентичных по смыслу текста. Первый текст на древнеегипетском (иероглифы), торой тоже на древнеегипетском (демотическое письмо), третий на древнегреческом.
Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трёх текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 года Розеттский камень хранится в Британском музее.
Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую в 196 году до н. э. египетские жрецы адресовали Птолемею V Епифану, очередному монарху из династии Птолемеев. Начало текста: «Новому царю, получившему царство от отца»…
Камень был обнаружен капитаном французских войск в Египте Пьером-Франсуа Бушаром при сооружении форта Сен-Жюльен близ Розетты на западном рукаве дельты Нила.
Жан Франсуа Шампольон (18-19 в.) расшифровал египетские иероглифы. Француз, вундеркинд. В свои 20 лет он свободно владел 14 языками.Активно принимал участие в поисках ключа к расшифровке египетских иероглифов, интерес к которым усилился после открытия Розеттского камня.
На протяжении 10 лет он пытался определить соответствие иероглифов современному коптскому языку, основываясь на исследованиях шведского дипломата Давида Юхана Окерблата. Шампольону удалось прочитать имена «Птолемей» и «Клеопатра», однако его дальнейшее продвижение тормозило господствовавшее мнение о том, что фонетическая запись стала применяться только в Позднее царство или эллинистический период для обозначения греческих имён. Однако вскоре он натолкнулся на картуши с именами фараонов Рамсеса II и Тутмоса III, правивших в Новое царство. Это позволило ему выдвинуть предположение о преимущественном применении египетских иероглифов не для обозначения слов, а для обозначения согласных звуков и слогов.
Шведский дипломат Давид Окерблад сумел правильно распознать в демотической части Розеттского камня несколько десятков имён.
Генрих Карл Бругш (19 в.). Египтолог. Он внёс существенный вклад в египтологию, прежде всего, в расшифровке демотического письма и создании огромного иероглифическо-демотического словаря (1867—1882)
Карл Рихард Лепсиус (19 в.) Он развил идеи Шампольона об алфавитном значении ряда египетских иероглифов, указав при этом на то, что гласные на письме не отображались. Лепсиус считается отцом современной египтологии.
Рамсес (Рамзес) II Великий — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1279 — 1213 годах до н. э., из XIX династии.
Рамзес Великий взошёл на престол в возрасте двадцати лет. Это время знаменовалось сезоном Засухи. Несмотря на то, что фараон управлял Египтом в течение 46 лет, информация о нём крайне неоднозначна.
Во время восхождения Рамзеса II государство было подавлено, и местные жители ждали от нового повелителя изменения ситуации. В первые же годы своего правления Рамзес Великий укрепил положение Египта, присоединив к своей территории области, населённые ханаанцами. Также были подавлены ливийцы и нубийцы. Количество его памятников различной степени сохранности в Египте и Нубии крайне велико.
Абу-Симбел (в другой транскрипции Абу-Симбиль ) — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II. Находится в Нубии.
Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный фараону Рамсесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамсеса II Нефертари-Меренмут. Малый храм намного проще и скромнее, чем Большой.
Вплоть до начала XIX века храмы Абу-Симбел были затеряны в песках пустыни. Только в 1813 году швейцарский историк Иоганн Людвиг Буркхардт, высадившись на берегу Нила, натолкнулся на храмовый комплекс.
После революции 1952 года начались работы по проектированию второй плотины на реке Нил, близ Асуана. Находившимся на берегу Нила храмам угрожало затопление, что привело бы к разрушению. В 1959 году началась кампания по спасению исторического наследия. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место.
Процесс переноса памятника происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Все работы были осуществлены силами советских специалистов при информационной поддержке ЮНЕСКО.
Новое местоположение храмов — в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологической операцией в мире.
28. Живопись Древнего Египта (Новое Царство).
Новое Царство — это исторический период наивысшего политического, экономического и социального могущества. Фараон одновременно является абсолютным сувереном, военачальником и героем; он также представляет собой воплощение бога. Сохранилось большое число настенных росписей, относящихся к гробницам фиванской аристократии и храмам богов.
Значение стенной живописи возрастает. Росписи выполняются на гладкой белой штукатурке, покрывавшей известняковые стены. В погребальных склепах знатных персон живопись превращается почти в самостоятельное искусство, в котором подвергаются проверке все накопленные традицией средства. Именно в таких гробницах частных лиц проявляется воля к свободе выражения художника.
Обилие росписей констатирует, что виртуозность изображений всегда зависит от темы и мастерства художника, поскольку не все гробницы демонстрируют одинаковые достижения.
• Свобода выражения художника
• Проникновение «светского» духа в искусство => изображение роскоши, пиров и праздников
• Контакты с азиатскими народами привносят увлечение деталями и орнаментальными формами
• Различные сюжеты (прием послов, косметические процедуры и одевания, новые сцены погребальных церемоний)
• Воспроизведение женского тела (изображение арфисток, танцовщиц, служанок – передача гибкости и изящества движений)
• В цвете происходит переход к мягким тональным переливам, раскраска становится более естественной
• Новые позы и ракурсы, усиливается впечатление движения тел (попытки передать движение и объемность фигур, показать их со спины, в полный фас или полный профиль)
Искусство начинает перекликаться с безопасностью и национальной гордостью (во многом из-за изгнания гиксосов):
• Изображение фараона в завоевательных походах
• Сцены охоты фараона
+особенности амарнского периода (см. 22 вопрос)
При последних фараонах XVIII (амарнский период) и в эпоху XIX династии сохраняется сюжетное и композиционное разнообразие, интерес к пейзажу, стремление к портретной точности и тщательной моделировки тела. Одновременно происходит возврат к традиционным принципам композиции, идеализации образов, несоразмерности фигурных изображений, особенно в храмовых рельефах культового содержания. После Рамсеса III эта тенденция одерживает полную победу; в фиванском искусстве реалистическое направление умирает; религиозная тематика подавляет светскую.
Раннее царство ( нач. 3 тыс. до н. э)
Обряд хеб-сед – возрождение царя. Изображение старого человека. Нет идеализированных черт. Появление изображения человека, сидящего в неподвижной, скованной позе. Материалы: Боги, цари и вельможи: камень (изветняк, красный и черный гранит, кварцит, алебастр, диорит, шифер). Маленькие статуэтки, такие как женщины, дети, слуги, карлики: кость, дерево, фаянс.
Древнее царство ( 3 тыс до н. э)
Складывание канона. Спокойствие и равновесие поз. Фронтальность постановки фигур. Симметричность. Идеализация образа. Холодность, безэмоциональность, неподвижность, торжественность, спокойствие, величие. Канон диктовал единственно возможные позы изображаемого: у стоящей фигуры мужчины левая нога вытянута вперед, руки опущены вдоль тела или одна опирается на посох, женская стоящая фигура была неподвижной, с сомкнутыми ногами, вытянутыми вдоль туловища руками или с положенной на живот левой рукой. Сидящая статуя имела общие правила для изображения и мужчин, и женщин. В этом смысле она сохранила традиции Раннего царства. Часто при этом тела статуй раскрашивались: мужские – в красно-кирпичный, женские – в белый цвета. Одежда всегда имела светлый оттенок, волосы – темный. Другой вид статуи – групповая композиция. Это либо царь с царицей, либо царь с богами. При этом с богами он изображается на равных: боги либо приобнимают царя, либо просто соприкасаются с ним руками. Ушебти – скульптурки, сопровождающие фараона в загробном мире и прислуживающие ему. Появление изображений писцов.
Среднее царство (22-18 вв до н. э)
Было сказано новое слово в искусстве. Изменилось назначение статуй. На трон взошла 12 династия, родоначальник которой, Аменемхет 1, не был законным правителем. Следовательно, появилась необходимость утверждения себя на троне. Возвеличить себя в глазах жителей Египта фараоны пытались через скульптуру. Следовательно, появились портретные изображения. Теперь в скульптуре изображен не не холодный, монументальный образ, а обычный человек с присущими ему недостатками и достоинствами. Только тело продолжает изображаться идеализированным: оно по-прежнему наделено мощными мускулами и правильными пропорциями.
29. Скульптурный портрет Древнего Египта (эволюция).
Новое царство(16-11вв до н. э)
Насыщенно новыми тенденциями в изображении человека Новое царство. Этот период можно начать с изгнания гиксосов Яхмесом 1. Как и после любой войны, экономика страны после победы над захватчиками была подорвана. Искусство находилось в некотором упадке. Скульптурный портрет этого периода отличается некоторой грубостью и тяжеловесностью форм. Однако уже при царице Хатшепсут подход к изображению человеческого образа меняется. Появляется изящество, точность форм и подробность в деталях (влияние Востока).
Преемники Эхнатона, проклинающие его за введение новой религии, отказываются от его радикальных приемов и возвращаются к канонам среднего царства. Однако они уже не могут придерживаться определенного канона и непроизвольно включают в портретное изображение много естественности и непосредственности.
Полностью лишены правильности пропорций, симметричности. Монументальности и изящества портреты позднего царства. Это последний всплеск, попытка остановить уходящее время шедевров и ухватиться за понятие канона. В этот период причудливо сочетаются грубость форм и попытки следовать канону.
30. Типы храмовых построек Древнего Египта (Древнее, Среднее, Новое Царство). ( здесь не уверен! Проще выучить предыдущие вопросы, связанные с архитектурой+ нижняя инфа )
В Древнее царство утвердились первые религиозные и гражданские законы.
К концу периода Древнего царства появляется новый тип храмовой постройки —солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями (помещение для служения богам) ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны. К числу наиболее известных солнечных храмов принадлежит храм Ниусирра
Новым видом храмовой постройки для того времени является Лабиринт. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса.. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.
Наземные храмы — выглядит как втянутый прямоугольник, окружённый высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила широкая дорога. По обе стороны дороги — сфинксы. Воздвигали статуи фараона и позолочённые обелиски. Вход вёл в открытый двор. В центре двора находился жертвенный камень. В глубине храма — молельня. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор.К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.
Скальные храмовые комплексы — выглядит как перевёрнутая букву «Т». Фасад храма вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Примером храма такого типа может служить храм Рамзеса II в Абу-Симбеле.
Полускальные заупокойные храмы — примером может служить храм царицы Хатшепсут Это сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями колоннад. После прихода к власти Эхнатона ведется строительство храмов посвящённых Атону. Храмы, как и раньше, были ориентированы с запада на восток, а их территория обнесена стенами. Построены они были из кирпича, поэтому до наших дней не сохранились.