военная подготовка древней греции и древней руси
Военное дело в Древней Греции
Греческое войско состояло обыкновенно из трех разрядов: тяжеловооруженных гоплитов, легковооруженных и всадников.
Конница играла в греческой армии вспомогательную роль. Как правило, всадники сражались только с всадниками и решались нападать на пехоту лишь в том случае, когда ее ряды были расстроены. Обычным вооружением всадника были меч и длинное копье. Применялся также кривой меч – сабля.
Различали два вида шлема: коринфский (закрывающие лицо) и аттический (оставлявший лицо открытым). Коринфские шлемы в свою очередь существовали в двух видах. Один из них закрывает все лицо, другой – только две щеки (http://www.proza.ru/2015/01/08/1951).
Шлем состоял из собственно шлема (шапки) – кроноса, к которому крепились налобник, нащечники и подзатыльник. Нашлемный гребень (конос), дугообразно опускавшийся назад до самой шеи, украшали султаном из конских волос. Шлем поддерживался подбородником (охевс) из крепкого ремня. Нащечники поднимались вверх. Они были упругими, так что шлем можно было натянуть на голову, и при этом нащечники плотно прилегали к лицу. Таким образом шлем легко сдвигался на макушку, продолжая надежно сидеть на голове. Именно так носили его гоплиты вне поля боя. Все металлические шлемы для защиты от контузии имели подшлемники. Их приклеивали изнутри.
Существовало несколько видов панцирей.
1) Колоковидный панцирь, состоящий из двух цельнометаллических частей для спины и для груди (http://www.proza.ru/2015/01/08/1979). Обе половинки панциря соединялись с правой стороны крючками, а внизу опоясывались поясом. Из-под панциря спускался запон из кожи или войлока, к нему прикреплялись металлические пластины, наложенные одна на другую.
2) Чешуйчатый панцирь. Представлял собой кожаную рубаху, поверх которой были прикреплены металлические (бронзовые) пластинки или металлические чешуйки. На бедрах панцирь охватывал кожаный ремень (ксостер) с бляхами. Для защиты нижней части туловища к внутренней стороне пояса прикреплялась т.н. ксама. Она напоминала фартук, состоящий из металлических полос, прикрепленных к гибкой кожаной или войлочной подкладке.
3) Льняной панцирь. Он изготавливался из нескольких слоев ткани, склеенной так, чтобы получилось что-то вроде толстой рубашки, примерно в 0,5 см толщиной. Панцирь доходил до бедер. Ниже пояса имелись разрезы, чтобы дать воину возможность наклоняться. Изнутри прикреплялся второй слой, тоже разрезанный на полоски – птериги, закрывавший разрез в верхнем слое. По фигуре панцирь не подгонялся – его просто обматывали вокруг туловища и скрепляли на левой стороне. П-образный фрагмент, прикрепленный к спине, притягивался вперед для защиты плеч (http://www.proza.ru/2015/01/08/1994). Если их отстегнуть, эти жесткие лямки сами возвращались назад и торчали из-за плеч. Панцирь усиливали чешуйками или пластинками.
Закрывали голень от лодыжек до колен, защищали они и само колено. Изготавливались из бронзы. Чтобы поножи не давили на ноги, их внутреннюю сторону делали из кожи или другого мягкого материала. Часто они были богато украшены и воспроизводили форму мышц ноги. Поножи одевали слегка разогнутыми, а затем зажимали по ноге и сзади на икрах скрепляли особыми пряжками.
Различали беотийский и аргивский щиты. Беотийский имел овальную форму, с полукруглыми выемками по обеим сторонам, что позволяло держать копье обоими руками. Аргосский щит был круглый, диаметром около 1 м.
Наружная сторона щита делалась выпуклой и имела в центе т.н. пуп (амфалос). Щит носили на перевязи (теламон), перекинутой через плечо. На его внутренней стороне укреплялась скобка (канонес), через которую просовывалась рука, так чтобы щит оказался на предплечье. Собственно ручка представляла собой ремень, закрепленный рядом с краем. Воин держался за нее, чтобы не дать щиту сползти с предплечья. Сильный изгиб левой деревянной части удобно подходил к левому плечу и позволял переместить на него значительную часть веса.
Изготавливался щит следующим образом. Сначала из каких-нибудь твердых пород, например, дуба, делали деревянную основу щита. Затем к его внутренней стороне прикреплялись все необходимые детали (скобка и ручка), а гвозди, которые выходили на внешнюю сторону щита, отгибали и вбивали в дерево. Потом щит покрывался с наружной стороны бронзой или несколькими слоями бычьей кожи. По краю щита крепилась украшенная орнаментом бронзовая кромка. Внутри щит выстилался тонкой кожей. Деревянная основа щита имела в середине толщину всего 0,5 см, и потому здесь закладывали дополнительную усиливающую пластину. По краю щита под бронзовую кромку загонялись деревянные плашки.
Греки использовали короткий (около полуметра), прямой, обоюдоострый меч, которым можно было рубить и колоть. Он был снабжен эфесом с маленькой поперечной пластинкой (щечкой). Носили меч у левого бедра в ножнах, висевших на перевязи, перекинутой через плечо (http://www.proza.ru/2015/01/08/2028).
Впрочем, в зависимости от места изготовления меч мог меняться. Так у лаконского меча (махеры) острая сторона клинка была слегка вогнута, а тупая сторона делалась широкой и прямой. Таки мечом можно было рубить, но не колоть (http://www.proza.ru/2015/01/08/2058 ).
У большей части греческих копий острие было плоское, но употреблялись трех- и четырехгранные. Копье состояло из гладкого древка, чаще всего ясеневого, и острия, насаженного своим трубчатым концом (авлосом) на верхний конец древка, а затем прикрепленного особым кольцом (поркесом). Копья гоплитов были длиной около 2,4 м. Их острие было длиной около 14 см. С обратной стороны копье имело подток (чтобы втыкать его в землю).
Дротик имел длину около 1,5 м. К середине древка крепился ремень (анкила). При броске воин накручивал сложенный вдвое ремень на дротик и с размаху бросал его, продев два пальца правой руки в оставшуюся петлю ремня. Таким образом можно было поражать противника с расстояния 20-60 м.
Греческий лук состоял из двух гибких дуг (пехеес), соединенных перекладиной (рукоятием). Тетиву изготовляли из высушенных говяжьих кишок. Стрела делалась из тростника или легкого дерева. Она была длиной около 60 см и на конце, прилегающем к тетиве, имела выемку (глифис). Для регулирования полета ее снабжали оперением, а на металлическом острие, которое имело длину от 5 см до 7,5 см, делали зазубрины. Воин носил стрелы на левом плече или на левом боку в колчане, который обычно закрывался крышкой. В колчан входило 12 – 20 стрел. Лук или привязывали к колчану или носили в самом колчане вместе со стрелами. Стрела поражала на дистанции 100 – 200 м.
Щит пелтастов имел диаметр около 60 см. Изготавливался он из дерева или сплетался из ивовых прутьев, а затем обтягивался козьей или овечьей кожей. В отличие от щита гоплита, пелта не имела металлической кромки и была снабжена только одной ручкой в центре. Имелся также ремень для переноски.
Колесница стояла на двух колесах около 75 см в диаметре, которые надевались на ось около 2 м длины. На оси лежал кузов шириной около 1,5 м, а от оси вперед шло дышло. Колесо имело по 8 спиц, а на окружности металлический обод. Кузов состоял из дощатого дна и перил. Перила спереди и с боков доходили до колен стоящего. Задняя часть оставалась открытой. К переднему концу дышла присоединялось ярмо, состоящее из двух дуг, соединенных перекладиной. Эти дуги огибали шеи коней и фиксировались при помощи крепких ремней, обхватывающих их грудь.
Основным типом боевого корабля в Древней Греции была триера (http://www.proza.ru/2011/05/21/256), оснащенная спереди мощным тараном. Длина ее составляла 40-50 м, при ширине 5-7 м. В походе при попутном ветре триера могла идти под парусом. Большая мачта несла два паруса, называемые большими; к малой мачте также прикреплялось два паруса, называвшиеся акатиями; большие паруса снимали перед боем, чтобы они не затрудняли маневрирование судов, и оставляли на берегу. На каждой триере было 174 гребца и два десятка матросов, в ведении которых находились паруса и мачты. И те и другие набирались обыкновенно среди метэков и самых бедных граждан. Гребцами командовал келевст. Главной его обязанностью было управлять греблей при помощи флейтиста, намечавшего такт. Кроме того, келевст раздавал съестные припасы и наблюдал за поддержанием дисциплины. Капитан корабля именовался триерархом. По обычаю, на триеру брали также около десятка гоплитов, которые использовались в морских сражениях и при высадке десанта.
13. Воинские упражнения
В чучело так же бросали учебные копья, более тяжелые, чем настоящие. Учащий внимательно наблюдал, чтобы копье было брошено с большой силой, чтобы, наметив себе цель, новобранец попал своим копьем или в чучело или, по крайней мере, рядом с ним. Благодаря этому упражнению возрастала сила руки, и приобретался навык в бросании копий. Эфебов учили прыгать и наносить удары, в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, то стремительно выбегать, то отскакивать назад.
В обращении с копьем все движения воинов доводились до автоматизма. Эфебов учили брать копье на правое плечо при начале маршевого движения, поднимать во время боя для удара, склонять для атаки, опускать к правой ноге при остановке.
Помимо меча и копья эфебов заставляли упражняться с деревянными луками и стрелами. Искусные наставники учили как умело держать лук, как сильно натягивать, чтобы левая рука оставалась неподвижной, чтобы правая как следует отводилась, чтобы сосредоточить одинаково и взор и внимание на том, что должно поразить.
Для того чтобы обучить искусству вскакивания на коня, ставились деревянные кони («кобылы»), зимой – под крышей, летом – на поле; на них вскакивали сначала невооруженные, а потом и в вооружении. Учили вскакивать и соскакивать не только с правой, но также и с левой стороны.
14. Строевая подготовка
Успех в битве во многом зависел от умения воинов сохранять в боевом строю построение рядов и умения в любых обстоятельствах не нарушать дистанцию (не сбиваться в толпу и не растягивать рядов). Все это достигалось упорной строевой подготовкой. Юношей выводили в поле и, согласно порядку, ставили в ряды так, чтобы вначале строй был ординарным. Строго следили за тем, чтобы в строю не было никаких изгибов и закруглений, чтобы каждый воин стоял от воина на равном и установленном расстоянии. Затем юношей учили сдваивать ряды и сохранять во время движения тот ряд, в котором их поставили.
В греческой армии было установлено три вида сигналов: словесные, звуковые и немые. Словесные произносились голосом; в караулах и сражениях они служили паролем, например: «победа», «слава оружия», «доблесть», «с нами бог». Эти пароли каждый день менялись, чтобы враги не успели их узнать. Звуковые сигналы подавались трубачом, горнистом или на рожке. По звукам этих инструментов войско узнавало, нужно ли стоять на месте, или двигаться вперед; отступать, дальше преследуя бегущих врагов, или бить отбой и т.п. Немыми сигналами служили значки. В бою они указывали направление, которому необходимо следовать.
16. Наставление всадникам
Среди сочинений Ксенофонта сохранился любопытный трактат «О коннице», собравший в себе разнообразные наставления греческим всадникам. Прежде всего, они касались покупки лошади. Выбирая коня, всадник должен первым делом осмотреть его ноги. Кость выше копыта и ниже маслока не должна быть прямая, как у козы, и не должна быть очень низка; в последнем случае маслок теряет волосы, и на нем являются нарывы. Бедренные кости должны быть толстые, но полнота не должна зависеть от жил или от мяса, в противном случае во время езды по твердой земле они будут наполняться кровью, а кровеносные сосуды растягиваться.
Для испытания коня нужно накинуть и снять узду, чтобы узнать, как он ее принимает. Нужно испытать, как он держит всадника, как разгоняется до галопа, как скоро останавливается и опять бежит, как он прыгает через ров, перескакивает невысокие стены, всходит на вершину, спускается вниз, ездит по крутизнам.
Отдельная тема трактата – содержание лошади. Стойло Ксенофонт советовал устраивать в таком месте, где лошадь чаще может видеть хозяина. Стойло мокрое и гладкое вредит копытам. Следует сделать его покатым и засыпать камнями. Такое стойло укрепляет копыта стоящей лошади. Конюх должен выводить коня, когда чистит, а после обеденной пищи отвязывать от яслей, чтобы он охотнее шел к вечерней.
Привязывая лошадь не надо завязывать недоуздок там, где кладется головная упряжь, потому что лошадь часто чешет голову об ясли, и если недоуздок не лежит на ушах, могут образоваться раны. Каждый день следует выносить навоз и солому. Если ведут невзнузданную лошадь, следует одевать намордник.
Чистку надо начинать с головы и гривы. Тело чистят сперва против шерсти, затем по шерсти, но до спины нельзя касаться никаким инструментом, а тереть и разглаживать руками по шерсти. Голову нужно чистить только водой, а не скребницей, потому что можно причинить боль. Мыть голени не следует, это вредит копытам. Не особенно надо чистить под животом. Не следует подходить при чистке спереди или сзади, но лучше сбоку. Набрасывая узду, нужно подходить с левой стороны; уздечку нужно накинуть на голову на загривок; челку держать правой рукой, а удила поднести левой. Когда лошадь приняла, подкладывают подшейник.
Воспитание воинов на Руси
На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Были, конечно, и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владели военными навыками все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы, охотники.
Надо помнить, что взросление в ту пору происходило быстрее, мужчина в 14-16 лет считался вполне взрослым и мог начать самостоятельную жизнь, жениться. Для землепашца всей общиной строили дом, боярский сын поступал на военную службу, юный князь получал в управление град.
Кроме того, люди той поры сильно отличались от нынешних, и сравнение будет не в нашу пользу. Практически все они были психически и физически здоровы. Все болезненные дети умирали в первые годы или при рождении – действовал естественный отбор. Выживали самые здоровые, в дальнейшем постоянный тяжелый физический труд землепашца, ремесленника, охотника, воина укреплял их. В обществе Руси отсутствовали нынешние пороки индустриального и постиндустриального обществ – алкоголизм, наркомания, проституция, блуд, ожирение от недостатка движения, переедание и т. д.
Первым этапом в становлении мужчины было посвящение, переход из возраста младенчества в состояние ребёнка (отрока) – в 2-3 года. Этот рубеж был отмечен постригом и сажанием на коня. Надо отметить, что этот обычай бытовал у всех социальных слоёв. Этот священный обряд восходит ко времени седой языческой древности. Только позднее церковь взяла обряд пострига на вооружение. Обряд пострига прослеживается у всех народов индоевропейского корня, в христианской Европе он сохранился, как ритуал посвящения в рыцари.
Это очень важный психологический рубеж, он создавал в мальчиках особый настрой, закладывал основные принципы бытия. Мальчиков настраивали на то, что они защитники своей семьи, общины, города, области, всей «Светлой Руси». В них закладывали стержень, который определял их судьбу. Очень жаль, что эта традиция почти утрачена в нынешней России. Мужчин воспитывают женщины – дома, в садиках, школе, в вузах, в итоге в стране очень мало «мужского начала», русские перестали быть Воинами. Только в критической ситуации, на войне, у части русских просыпается родовая память, и тогда русским нет равных в бою. Частично подобное воспитание сохранилось у кавказских народов, в Чечне, но в извращенном виде, там свой народ считается избранным, а остальные принижаются (своеобразный нацизм).
Вопросами существования особой школы боя на Руси занимался А. Белов, он создал систему – «Славяно-горицкая борьба». Он подтверждает, что боевая подготовка проходила в форме народной игры, а затем «форма» поддерживалась регулярными состязаниями, которые проходили по праздникам, большинство из них имели дохристианские корни (Купала, день зимнего солнцестояния и другие). Одиночные кулачные бои, бои «стенка на стенку» были обыкновенным явлением вплоть до 20 века. Дети впитывали эту культуру боя чуть ли не «с пелёнок».
Обучение велось и на уровне учитель – ученик, сравните: на Руси до 18 столетия университетов не было, но города и храмы строили, пушки и колокола отливали, книги писали, уровень образованности населения в X-XIII века был намного выше европейского (как и уровень гигиены). Навыки передавались от учителей к ученикам на практике, чтобы стать мастером-зодчим русский человек шёл не в специальную школу, а становился учеником мастера, в военном деле также.
Важнейшую роль играла практика, Русь вела постоянные войны с соседними народами, часто шли и междоусобные войны. Недостатка в реальных боевых условиях не было, молодые воины могли на практике проверить себя. Естественно, война брала свою «дань», но те кто выживал, получали уникальный урок. Ни в одной школе таких «уроков» не получишь.
Источники:
Белов А. К. Славяно-горицкая борьба. Изначалие. М., 1993.
Долгов В. В., Савинов М. Храбры Древней Руси. Русские дружины в бою. М., 2010.
Полное Собрание Русских Летописей.
Поучение Владимира Мономаха. СПб., 1997.
Военная подготовка древней греции и древней руси
© ООО Издательство «Питер», 2018
© Серия «Учебник для военных вузов», 2018
Учебная дисциплина «Военная история» изучается во всех высших военно-учебных заведениях России. Являясь важной составной частью высшего военного образования, военная история выступает гордостью любого государства и представляет основу героико-патриотического и военно-патриотического воспитания его защитников и молодого поколения.
Военная история накопила огромный опыт подготовки и ведения боевых действий, применения Вооруженных сил в различных условиях. При этом русская военная мысль часто была прогрессивной, опережая европейские страны на несколько десятилетий. Примерами этому могут быть использование в сражении линейных боевых порядков (Добрыничи, 1605 г.), применение в кавалерийских частях артиллерии (Петр I), решение вопросов комплектования армии путем призыва на военную службу местных жителей, а не вербовки наемников из других стран, и т. п.
Тысячелетняя история России неотделима от славного пути ее Вооруженных сил. Именно рост военной мощи позволил нашей стране устоять перед многочисленными вторжениями захватчиков и решить насущные территориальные задачи. Это обеспечило надежную защиту Отечества и вывело российское государство в разряд мировых держав. История России во многом – это история войн, которые вели ее армия и флот, народы, ее населяющие. Две трети своего существования в X–XIX вв. Россия провела в войнах, что свидетельствует о титанической борьбе многих поколений наших предков за свою свободу и независимость. В XX в. наше Отечество и Вооруженные силы выдержали Первую и Вторую мировые войны, череду локальных конфликтов.
Кардинальные перемены, которые произошли в последние десятилетия в мире, стремление США и блока НАТО доминировать в любом регионе нашей планеты и создавать угрозы интересам России делают необходимыми поддержание на должном уровне военной мощи государства и оценку способов и методов вооруженной борьбы. Знания военной истории в этой связи играют и будут играть важнейшую роль.
Поэтому, продолжая серию учебников для военных вузов, коллектив преподавателей военных академий Санкт-Петербурга подготовил отдельный учебник по военной истории. Он предназначен для будущих офицеров Вооруженных сил Российской Федерации, которые должны знать летопись воинской славы своего Отечества, помнить, что у каждого времени были свои герои, оставившие современному поколению замечательное военное наследие, и в таком духе воспитывать своих подчиненных.
В отличие от предыдущих учебников данного профиля, авторский коллектив не только ориентировался на требования учебной программы, но и расширил содержание учебной дисциплины важнейшими положениями, необходимыми для формирования современного офицера. В частности, в учебник включена отдельная глава «Традиции российского воинства», что, на наш взгляд, должно способствовать воспитанию новых поколений офицеров, формированию у них необходимых для военной службы ценностей.
В целом содержание учебника структурировано в духе важнейших традиций Вооруженных сил, основу которых всегда составляли высокий моральный дух и несокрушимая стойкость. Они проявлялись в Русской армии всех исторических эпох (с древних времен и до 1917 г.): в войсках Александра Невского, Дмитрия Донского, К. Минина и Д. Пожарского, Петра Великого, П. Салтыкова, П. Румянцева, А. Суворова, М. Кутузова, М. Скобелева, А. Брусилова. Свое проявление нашли эти традиции и в русском флоте под командованием флотоводцев Ф. Ушакова, Д. Сенявина, П. Нахимова, В. Корнилова.
Советские Вооруженные силы продолжили славные традиции русской армии. Увековечены в памятниках герои Красной (1918-1946) и Советской (1946-1991) армии и флота М. Фрунзе, В. Чапаев, Г. Жуков, Н. Кузнецов, С. Горшков, командиры, солдаты и матросы, победившие фашизм.
Военнослужащие, стоящие в современном строю российских Вооруженных сил, могут гордиться подвигами спецназовцев в ходе кампаний по принуждению Грузии к миру (2008) и возвращению Крыма (2014), летчика Олега Пешкова и разведчика Александра Прохоренко в антитеррористической операции в Сирии (2015-2016).
Авторы попытались систематизировать все основные войны, которые вела Россия, начиная с эпохи первых киевских князей и заканчивая войнами начала XXI в. Важной особенностью учебника является осмысление в его содержании истории современных локальных войн и вооруженных конфликтов, их специфики, причин и последствий. Другой особенностью издания является его унификация для межвидового обучения и воспитания вооруженных защитников с учетом требований Военной и Морской доктрин Российской Федерации и героического прошлого государства Российского.
Авторский коллектив составили представители всех видов и родов войск Вооруженных сил Российской Федерации, участники боевых действий, ветераны армии и флота, имеющие значительный опыт преподавательской и воспитательной работы в Военной академии связи имени С. М. Буденного, Михайловской военной артиллерийской академии, Морском корпусе Петра Великого Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова», Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского и других вузах.
В данном учебнике обобщается опыт преподавания военной истории преподавателями ведущих военных учебных заведений г. Санкт-Петербурга. Авторы опирались в своей работе также на учебники и учебные пособия по военной истории, выпущенные в предыдущие годы[1]. Тем самым осуществлена преемственность педагогических поколений, учтен труд педагогов-предшественников. Многие авторы этих пособий вошли в состав авторского коллектива нового учебника. Также широко использовались материалы учебников и учебных пособий по военной истории, вышедших в различных издательствах.
Руководитель авторского коллектива: Ачкасов Николай Борисович, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор военных наук, профессор.
Члены авторского коллектива:
Бочинин Дмитрий Анатольевич, профессор кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии, доктор военных наук, доцент;
Бурдин Александр Георгиевич, доцент кафедры оперативно-тактической подготовки Военной академии связи, кандидат военных наук, доцент;
Дворянов Евгений Яковлевич, профессор кафедры оперативно-тактической подготовки Военной академии связи, кандидат военных наук, профессор;
Вербицкий Александр Анатольевич, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат военных наук;
Ершов Николай Владимирович, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, кандидат исторических наук, доцент;
Каторин Юрий Федорович, профессор кафедры организации информационной безопасности Государственного университета морского и речного флота имени С. О. Макарова, доктор военных наук, профессор;
Костарев Сергей Валерьевич, начальник Военной академии связи, кандидат педагогических наук, генерал-майор;
Котков Вячеслав Михайлович, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, доктор педагогических наук, профессор;
Кузинец Исай Моисеевич, ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военного института (военно-морского) ВУНЦ ВМФ, доктор исторических наук, профессор;
Лужняк Руслан Владимирович, доцент кафедры управления повседневной деятельностью и общей тактики Военно-космической академии, кандидат военных наук;
См.: Мелентъев В. Д. Военная история: Учеб. пособие. СПб.: ВАТТ, 2005; Военная история: Учебник. М.: Воениздат, 2006; Дворянов Е. Я., Чистяков Б. И. История военного искусства: Учеб. пособие. СПб.: ВАС, 2008; Военная история: курс лекций / В. Л. Бельтюков, К. Б. Муксинов, С. Ю. Окунев, Б. М. Олейник; под ред. А. М. Гончарова. СПб.: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2013; Военная история: Учеб. пособие / А. М. Барабанов, Л. И. Головко, И. Н. Моторин, А. Г. Постников. СПб.: МВАА, 2015; Военная история: Учеб. пособие / Н. Н. Девин, К. Б. Муксинов, С. Ю. Окунев, П. В. Чернов; под ред. Б. Д. Казахова. СПб.: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2016; Военная история. Развитие артиллерии: Учеб. пособие / А. М. Барабанов, Л. И. Головко, И. Н. Моторин, А. Г. Постников. СПб.: МВАА, 2016 и др.