водоотводный канал в москве история

Водоотводный канал в Москве: фото и описание, история, достопримечательности и отзывы туристов

водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история

Длина канала составляет около 4 километров, ширина — от 30 до 50 метров, а глубина — всего около 2 метров. Его русло проложено по старице Москвы-реки: канал и река идут параллельно, разветвляясь чуть выше Большого Каменного моста (на их стрелке установлен огромный памятник Петру I) и соединяясь вновь в районе Шлюзовой набережной, образуя посередине вытянутый остров Балчуг (Болотный остров).

Через Водоотводный канал переброшено 11 мостов, в том числе 5 пешеходных, а его набережные отделаны гранитом.

Берега канала застроены зданиями разных эпох: дореволюционными, советскими, современными — их ансамбль нельзя назвать целостным, и застройка набережных представляет собой мешанину самых разных стилей. Однако, вдоль набережных расположено значительное количество исторических и культурных достопримечательностей, архитектурных памятников (включая образцы качественной современной архитектуры), а также различных культурных учреждений, присутствие которых превращает Водоотводный канал в один из интереснейших прогулочных маршрутов.

К сожалению, набережные канала в целом не располагают к прогулкам: лишь некоторые из них качественно благоустроены, в основном же это просто узкие полоски тротуара.

Историческая справка

Искусственное сооружение (Водоотводный канал в Москве), история которого уходит корнями к 1783 году, стало решением проблемы периодических разливов Москвы-реки, подтопления находящихся рядом домов и ремонта поврежденных опор Большого моста. Для отвода воды использовали старое русло Москвы-реки, что позволило провести проектные работы в привязке к действующей архитектурной застройке района, поэтому расположение улиц почти не изменили. Снесли лишь несколько деревянных построек. Еще одним положительным фактором строительства канала оказалось осушение заболоченных мест в низинах района. Начинается водоток чуть выше Большого моста и соединяется с Москвой-рекой в районе шлюзовой набережной. В народе канал получил простое название «канава».

В 1836 году водное хозяйство города вновь претерпело изменения. Одним из новшеств явилась постройка на Москве-реке, между набережными Берсеневской и Кропотскинской, Бабьегородской плотины, что позволило пустить по каналу суда. А вблизи восточного устья «канавы» возвели плотину со шлюзом, который через век был разобран при строительстве и запуске Канала имени Москвы. В память об этом шлюзе назвали мост и набережную.

Сейчас водная артерия достигает ширины от 30 до 50 м, средняя глубина – 2 м, а длина почти 4 км. Водоотводный канал, соединяясь с Москвой-рекой, образует остров Балчуг.

водоотводный канал в москве история

водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история

Немного мистики

Таинственная аура роднит набережную Обводного канала с Медным всадником и Петропавловкой. Рассказывают, что задолго до основания города где-то в этом районе было древнее языческое капище, разрушенное шведским воинским отрядом. Перед смертью главный волхв проклял захватчиков и предрек, что все они утонут в болоте. В 1923 г. при строительстве теплотрассы рабочие наткнулись на несколько гранитных надгробий со скандинавскими рунами. Во избежание кривотолков их распилили на поребрики, а скелеты просто выбросили на свалку. С тех пор, как говорят, самоубийства здесь стали обыденностью.

Обводной канал Санкт-Петербурга

Мосты канала

На всем протяжении водоотводного канала построены мосты, их всего 11, пять из которых – пешеходные.

Если рассматривать их по порядку, то первым и самым молодым является Патриарший мост. Строили его с 2004 по 2007 год. Свое начало он берет от Храма Христа Спасителя, а заканчивается на Якиманской набережной.

водоотводный канал в москве история

Дальше сооружен Малый Каменный мост, который стал продолжением Большого моста. Большой и Малый – так их попарно и называют. Малый мост был построен еще в 1938 году, и соединяет две улицы – Серафимовича и Большую Полянку.

Затем идет самый известный пешеходный мост. Он имеет несколько названий – Лужков, Третьяковский, из-за близости комплекса картинной галереи. Также есть мост Влюбленных, ввиду наличия на нем «деревьев любви» и скамьи «примирения». А соединяет он Кадашевскую набережную и Болотную площадь.

Следующий построенный в 1938 году Малый Москворецкий мост. Он связан с Большим мостом, и от него начинается Большая Ордынка.Чугунный – получил свое название от материала, из которого он был изготовлен. Он был построен в 1966 году, существует и ныне.

В 1963 году для удобства пешеходов был открыт Садовнический мост.

Комиссариатский мост построен в 1927 году. Название связано с учреждением, которое занималось снабжением армии. Является продолжением Большого Устьинского моста, который находится в районе Замоскворечья.

Зверев мост в ширину 4 м, длиной — 33м. Дата его постройки – 1930 год, и назван он в честь Зверева переулка.

Большой Краснохолмский мост переходит в Малый Краснохолмский и находится в районе Садового кольца.

К московскому Дому Музыки можно пройти по Второму Шлюзовому мосту. Эта пешеходная переправа была построена в 1997 году.

водоотводный канал в москве история

И закончить этот список можно Первым Шлюзовым мостом. Назван так из-за того, что рядом когда-то находился шлюз, который перекрывал канал.

Неспешные прогулки по мостам — отличная возможность насладится красочной панорамой вокруг, видом сверху на водоотводный канал в Москве. Фото, сделанные при этом, пополнят коллекцию памятных снимков.

водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история водоотводный канал в москве история

Отрывок, характеризующий Водоотводный канал (Москва)

Достопримечательности канала. Памятник Петру

Одна из них – исполинский 100 метровый монумент знаковой личности в российской истории, возведенный на искусственном острове в месте отхода водоотводного канала от Москвы-реки. Памятник Петру – неповторимое инженерное сооружение, как в техническом, так и в эстетическом плане. Увидев его, невольно захватывает дух. Основа скульптуры выполнена из нержавеющей стали, а все остальное из бронзы. Монумент собирался частями. В последнюю очередь монтировали корабль, каждый вант которого состоит из нескольких сплетенных между собой тросов, что полностью исключает их подвижность.

Паруса внутри имеют пустотелый каркас из меди для снижения массы монумента. Для придания памятнику долговечности основной материал подвергали обработкой песком под высоким давлением с дальнейшим покрытием воском и лаком. Для придания монументальности свиток в руке Петра I, а также Андреевские кресты, как символ созданного им морского флота России, позолотили. Памятник обрамили фонтанами, символизирующими морскую гладь, рассекаемую кораблями.

водоотводный канал в москве история

Открытие памятника было осуществлено в первых числах сентября 1997 года и приурочено к празднованию 850-летию Москвы.

Деревья любви

водоотводный канал в москве история

Прогулка вдоль набережной

Александро-Невская Лавра

Канал начинается от Невы рядом с Александро-Невской Лаврой, учрежденной Петром I. На набережную выходит строгий фасад Духовной академии. Сразу за ней русло расширяется почти вдвое и протока ведет в так называемый бассейн, который, по идее, должен был собирать излишек воды и спасать город от наводнений. Но надежды не оправдались, все равно пришлось строить дамбу.

Арт-пространство «Ткачи»

В пятиэтажном промышленном здании середины 19 века под № 60, расположился крупнейший лофт Санкт-Петербурга. Первый и второй этажи занимают магазины сувениров, картин и одежды отечественных дизайнеров, винтажного секонд-хенда. Третий уровень отведен под интерактивные квесты, наверху расположены лекторий, выставочные залы и книжный магазин «Борхес». [Оф. сайт].

Газгольдеры

Чуть дальше, под № 74 высится огромный кирпичный цилиндр, а правее еще три, поменьше. В них когда-то хранился запас светильного газа для уличных фонарей. Здание считается памятником промышленной архитектуры, сейчас в нем размещается креативное пространство Люмьер-холл ([оф. сайт]). Во втором газгольдере открыт бар-клуб «Башни» с живой музыкой, любимое место сбора питерских байкеров.

Церковь Воскресения Христова

Храм на набережной Обводного канала, 116 построен в 1908 г. на деньги, собранные членами Всероссийского общества трезвости.

В народе церковь получила прозвище «с бутылочкой» за характерную форму колокольни.

В 1930 г. ее закрыли, по традиции сделали складом, богослужения возобновлены в 1990 г.

Вокзалы

В реконструированном и перестроенном здании бывшего Варшавского вокзала, закрытого в начале нынешнего века, расположен ТРК «Варшавский экспресс». За небольшим сквером высится фасад Балтийского вокзала, откуда отправляются электрички в Петергоф, Ораниенбаум, Гатчину, Лугу и Псков. Рядом находится Музей железных дорог России с обширной коллекцией паровозов, тепловозов и вагонов. Особенно интересны редкие платформы с орудиями большого калибра.

Красный треугольник

Огромное мрачное здание под № 134 — некогда знаменитый завод резинотехнических изделий. Галоши, сделанные здесь, носила вся Россия, а потом и Советский Союз. Ныне предприятие закрыто и практически заброшено, помещения сдают под офисы и склады, большинство цехов пустует. Зрелище впечатляющее и грустное, многие стекла выбиты, но жизнь постепенно возвращается и сюда.

Отзывы туристов

Приезжая в Москву, большинство туристов, так или иначе, оказываются возле водоотводного канала Москвы-реки, поскольку рядом расположено много значимых исторических объектов столицы, да и сама «канава» считается памятником архитектуры. Опытные путешественники советуют в обязательном порядке совершить прогулку по акватории канала на экскурсионном трамвайчике, прогуляться по красивым набережным, с пешеходных мостов полюбоваться красочными видами на город и непременно сделать фото на фоне плавающих фонтанов. Море приятных впечатлений и заряд позитива обеспечен.

Источник

Водоотводный канал в Москве: фото и описание, исторические факты, достопримечательности и отзывы

Историческая справка

Искусственное сооружение (Водоотводный канал в Москве), история которого уходит корнями к 1783 году, стало решением проблемы периодических разливов Москвы-реки, подтопления находящихся рядом домов и ремонта поврежденных опор Большого моста. Для отвода воды использовали старое русло Москвы-реки, что позволило провести проектные работы в привязке к действующей архитектурной застройке района, поэтому расположение улиц почти не изменили. Снесли лишь несколько деревянных построек. Еще одним положительным фактором строительства канала оказалось осушение заболоченных мест в низинах района. Начинается водоток чуть выше Большого моста и соединяется с Москвой-рекой в районе шлюзовой набережной. В народе канал получил простое название «канава».

В 1836 году водное хозяйство города вновь претерпело изменения. Одним из новшеств явилась постройка на Москве-реке, между набережными Берсеневской и Кропотскинской, Бабьегородской плотины, что позволило пустить по каналу суда. А вблизи восточного устья «канавы» возвели плотину со шлюзом, который через век был разобран при строительстве и запуске Канала имени Москвы. В память об этом шлюзе назвали мост и набережную.

Сейчас водная артерия достигает ширины от 30 до 50 м, средняя глубина – 2 м, а длина почти 4 км. Водоотводный канал, соединяясь с Москвой-рекой, образует остров Балчуг.

водоотводный канал в москве история

Набережные канала

Вдоль канала расположились 6 набережных: Шлюзовая, Болотная, Кадашевская, Якиманская и Садовническая. Берега русла укреплены бетонными ограждениями, которые в свою очередь, облицованы декоративным камнем – гранитом. Вдоль набережных расположено много зданий, построенных в XVII–XIX веках и имеющих историческую ценность: рабочие казармы, купеческие усадьбы, мануфактуры и жилые дома. Некоторые из них сегодня отданы под офисы и кафе.

Мосты канала

На всем протяжении водоотводного канала построены мосты, их всего 11, пять из которых – пешеходные.

Если рассматривать их по порядку, то первым и самым молодым является Патриарший мост. Строили его с 2004 по 2007 год. Свое начало он берет от Храма Христа Спасителя, а заканчивается на Якиманской набережной.

водоотводный канал в москве история

Дальше сооружен Малый Каменный мост, который стал продолжением Большого моста. Большой и Малый – так их попарно и называют. Малый мост был построен еще в 1938 году, и соединяет две улицы – Серафимовича и Большую Полянку.

Затем идет самый известный пешеходный мост. Он имеет несколько названий – Лужков, Третьяковский, из-за близости комплекса картинной галереи. Также есть мост Влюбленных, ввиду наличия на нем «деревьев любви» и скамьи «примирения». А соединяет он Кадашевскую набережную и Болотную площадь.

Следующий построенный в 1938 году Малый Москворецкий мост. Он связан с Большим мостом, и от него начинается Большая Ордынка.Чугунный – получил свое название от материала, из которого он был изготовлен. Он был построен в 1966 году, существует и ныне.

В 1963 году для удобства пешеходов был открыт Садовнический мост.

Комиссариатский мост построен в 1927 году. Название связано с учреждением, которое занималось снабжением армии. Является продолжением Большого Устьинского моста, который находится в районе Замоскворечья.

Большой Краснохолмский мост переходит в Малый Краснохолмский и находится в районе Садового кольца.

К московскому Дому Музыки можно пройти по Второму Шлюзовому мосту. Эта пешеходная переправа была построена в 1997 году.

водоотводный канал в москве история

И закончить этот список можно Первым Шлюзовым мостом. Назван так из-за того, что рядом когда-то находился шлюз, который перекрывал канал.

Достопримечательности канала. Памятник Петру

Одна из них – исполинский 100 метровый монумент знаковой личности в российской истории, возведенный на искусственном острове в месте отхода водоотводного канала от Москвы-реки. Памятник Петру – неповторимое инженерное сооружение, как в техническом, так и в эстетическом плане. Увидев его, невольно захватывает дух. Основа скульптуры выполнена из нержавеющей стали, а все остальное из бронзы. Монумент собирался частями. В последнюю очередь монтировали корабль, каждый вант которого состоит из нескольких сплетенных между собой тросов, что полностью исключает их подвижность.

Паруса внутри имеют пустотелый каркас из меди для снижения массы монумента. Для придания памятнику долговечности основной материал подвергали обработкой песком под высоким давлением с дальнейшим покрытием воском и лаком. Для придания монументальности свиток в руке Петра I, а также Андреевские кресты, как символ созданного им морского флота России, позолотили. Памятник обрамили фонтанами, символизирующими морскую гладь, рассекаемую кораблями.

водоотводный канал в москве история

Открытие памятника было осуществлено в первых числах сентября 1997 года и приурочено к празднованию 850-летию Москвы.

Деревья любви

водоотводный канал в москве история

Фонтаны

Недалеко от примечательного Лужкова моста в честь 800-летия Москвы были установлены первые в столице, на базе понтонов, плавающие фонтаны на водоотводном канале. Интересное архитектурное решение – целый комплекс из неподвижных и крутящихся фонтанов в акватории канала: струи извергаются ввысь прямо из воды, а в темное время суток еще и подсвечиваются разноцветными прожекторами.

Речные трамваи

В 2008 году для увеличения туристической привлекательности города по каналу пустили пассажирские экскурсионные суда небольшой вместимости и габаритов. Такая поездка – прекрасная возможность в течение часа насладиться достопримечательностями центральной части Москвы.

водоотводный канал в москве история

Отзывы туристов

Приезжая в Москву, большинство туристов, так или иначе, оказываются возле водоотводного канала Москвы-реки, поскольку рядом расположено много значимых исторических объектов столицы, да и сама «канава» считается памятником архитектуры. Опытные путешественники советуют в обязательном порядке совершить прогулку по акватории канала на экскурсионном трамвайчике, прогуляться по красивым набережным, с пешеходных мостов полюбоваться красочными видами на город и непременно сделать фото на фоне плавающих фонтанов. Море приятных впечатлений и заряд позитива обеспечен.

Источник

Водоотводный канал

водоотводный канал в москве история

Через Водоотводный канал переброшено 11 мостов, в том числе 5 пешеходных, а его набережные отделаны гранитом.

К сожалению, набережные канала в целом не располагают к прогулкам: лишь некоторые из них качественно благоустроены, в основном же это просто узкие полоски тротуара.

Набережные и мосты Водоотводного канала.

Набережные на левом берегу:

Набережные на правом берегу:

Мосты через Водоотводный канал:

• Шлюзовой пешеходный (пешеходный);

Достопримечательности вдоль канала

Вдоль набережных Водоотводного канала, а также на улицах и переулках непосредственно вблизи него расположено большое количество городских достопримечательностей.

Кроме описанных, вдоль Водоотводного канала можно обнаружить ряд менее значительных и известных памятников и достопримечательностей, а также интересные образцы застройки. Также множество интересных и примечательных мест и объектов находятся в его окрестностях: на Балчуге, в Замоскворечье.

История Водоотводного канала

Болото имеет богатую историю: здесь устраивались праздники и традиционные кулачные бои, в 16-18 веках его использовали как площадку для казней (в 1775 году именно здесь казнили Емельяна Пугачёва), а в окрестностях ещё с 15 века располагались царские сады. Однако, полноценно использовать эту местность, строить здесь капитальные здания и городские кварталы было невозможно по причине её затапливания при разливах реки.

Впервые идея проложить канал по старице Москвы-реки, чтобы осушить эту местность, была представлена в Прожектированном плане 1775 года, который составили архитектор Никола Легран и тайный советник Пётр Кожин по указу Екатерины II. Помимо прокладки канала по старице Москвы-реки, план также предусматривал создание каналов в низменных поймах Остоженки и Якиманки, чтобы защитить их от наводнений в будущем.

К реализации проекта приступили в 1783 году, когда в результате очередного половодья оказался серьёзно повреждён Всехсвятский Каменный мост: 3 его арки обвалились, и для восстановления опор моста потребовалось отвести русло Москвы-реки в сторону. В 1786 году Водоотводный канал был построен: с тех пор он отводил избыточную воду во время половодий, а с постройкой в 1836 году Бабьегородской плотины стал ещё и судоходным. Позднее конфигурация канала несколько раз изменялась: строились и закапывались небольшие поперечные каналы, частично изменялось русло, у соединения с Москвой-рекой появилась Краснохолмская плотина со шлюзом.

В советские годы московский гидроузел был реконструирован: были построены Канал имени Москвы, Карамышевская и Нагатинская плотины и другие сооружения, в результате чего гидросооружения на Водоотводном канале утратили свою необходимость. Бабьегородская и Краснохолмская плотины были разобраны, и с тех пор Водоотводный канал носит чисто декоративную функцию. Любопытно, что в 1930-х годах все существовавшие на тот момент автомобильные мосты через него были заменены.

Декоративная функция сохранилась за каналом и в дальнейшем. В 1994 году между Болотной и Кадашёвской набережными появился пешеходный Лужков мост, а в 1995 году в русле канала рядом с ним были установлены первые в Москве плавающие фонтаны. Тогда они представляли собой 4 понтона с установленными на них насосами «Гном 100», позднее их модернизировали.

В наши дни на набережных Водоотводного канала идут работы по благоустройству: в 2019 году на его левом берегу были благоустроены Овчинниковская и Озерковская набережные.

Как добраться

Водоотводный канал находится в центре Москвы: его русло проходит параллельно Москве-реке в окрестностях Кремля, в районе между Крымским и Новоспасским мостами.

Добраться до него можно пешком от станций метро «Полянка» Серпуховско-Тимирязевской линии, «Третьяковская» Калужско-Рижской, «Новокузнецкая» Замоскворецкой, а также «Павелецкая» Замоскворецкой и Кольцевой линий.

Источник

Обводной канал (Москва)

водоотводный канал в москве история

Водоотво́дный кана́л (Обводно́й канал, Водоотводно́й канал, Обво́дный канал, Канава) — проложен в 1783—1786 вдоль центральной излучины Москвы-реки вблизи Кремля.

Длина канала 4 км, ширина от 30 до 50 м, глубина около 2 м. Через канал переброшено 10 мостов, в том числе 4 пешеходных. Русло канала было проложено по заболоченной низине, старице Москвы-реки на месте бывшего Болота. При прокладке канала болото было осушено. Отходит от реки выше Большого Каменного моста, около памятника Петру I, и впадает в районе Шлюзовой набережной.

Содержание

История

XVIII век

Впервые, план устройства канала был представлен в «Прожектированном плане» 1775, составленном П. Н. Кожиным и Н. Н. Леграном. Помимо прокладки канала по старице Москвы-реки, предполагалось прорезать два канала в низменных поймах Остоженки и Якиманки, для защиты этих районов от наводнений. На востоке, предполагалось затопить низменности в районе нынешних Озерковской набережной и Краснохолмских мостов, а на острове устроить зерновой порт и укреплённый складской комплекс.

План этот, в существенной части, был реализован в 1780-е гг., когда понадобилось отвести русло реки для восстановления опор Большого Каменного моста, пострадавших во время половодья в апреле 1783 года. По поводу этого происшествия Московский главнокомандующий граф Чернышёв сообщал Екатерине II:

«Обвалились три арки моста и бывшие на них 11 лавок каменных с разными мебелями купца Епанишникова, суммой на 1100 руб. Упал один стоявший в это время на мосту и убит, а развалинами задавлены бывший под мостом рыбак и две бабы, у берега для мытья платья находившиеся».

водоотводный канал в москве история

водоотводный канал в москве история

водоотводный канал в москве история

водоотводный канал в москве история

Зерновой порт так и не был построен; укрепленный военно-складской замок, Новый Кригскомиссариат, был выстроен по проекту Леграна выше по течению (д. 24, Космодамианская набережная). Восточнее Балчуга, остров пересекал поперечный канал на месте старых «ендов», через него был переброшен деревянный Модельный мост. Красные Холмы не были отрезаны каналом от Замоскворечья, однако сохранялась старица Москвы-реки к югу от Земляного Вала (параллельно Кожевнической улице). На западе, русло реки было расширено, образовав островок-косу между современными Бутиковским переулком и Пречистенской набережной.

XIX век

Коса между Берсеневкой и Остоженкой была вновь объединена с большой землёй и вскоре застроена; поперечный канал у Балчуга был ликвидирован только в 1870-е гг.

XX век

водоотводный канал в москве история

После реконструкции московского гидроузла и строительства Нагатинской плотины Бабьегородская и Краснохолмская плотины и шлюз были разобраны, и канал утратил свое водоотводное и судоходное значение в связи с тем, что сток стал регулироваться Карамышевской и Нагатинской плотинами, обеспечившими и необходимый уровень воды в основном русле для судоходства.

В 1930-е гг. были заменены все ранее существовавшие автомобильные мосты через канал. После строительства Краснохолмских мостов старое русло канала вдоль Садового кольца было засыпано. В навигацию 2008 года по каналу началось движение экскурсионных судов: пассажирских ботоботов и специально построенного для эксплуатации на канале теплохода «Столица-1».

В настоящее время берега канала укреплены бетонными стенками, облицованы гранитными плитами. В русле канала установлены фонтаны. Существуют планы строительства огромных подземно-подводных паркингов для машин в районе канала и прилегающих территорий. Паркинг планируется сделать от западной стрелки — входа в канал до Малого Каменного Моста или до Третьяковской галереи. Для строительства паркинга канал предлагается перекрыть выше и ниже по течению временными дамбами, осушить канал между дамбами и строить паркинг обычным способом — с рытьём котлована. После строительства дамбы предполагается убрать и вновь заполнить канал водой.

Ссылки

водоотводный канал в москве историяМосты Москвы через Водоотводный канал Google Maps KMZ (файл меток KMZ для Google Earth)

Водоотводный канал | Деривационный канал | Канал имени Москвы | Карамышевское спрямление | Хорошёвское спрямление

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *