внутрипредметные связи на уроках истории
Виды связей на уроках истории
Основные понятия: виды связей на уроках истории: внутрипредметные, внутрикурсовые, межкурсовые, межпредметные.
Понимание исторического процесса достигается лишь при условии усвоения системы знаний, элементы которой тесно взаимосвязаны. При изучении истории как учебного предмета реализуются несколько видов связей:
§ Пространственные; реализуются путем соотнесения уже известных объектов с новыми (размеры, географическое положение, соседство, географические ориентиры и т.п.), анализа географического положения и природных условий, их сопоставления.
§ Временные связи: ретроспективные, перспективные, сопутствующие; реализуются с помощью нанесения событий на ленту времени, определения последовательности, синхронности событий, выявления современников, решения хронологических задач (что произошло раньше и на сколько лет? Сколько лет прошло от одного события до другого?), соотнесения даты и события, времени правления и события, главных и неглавных фактов (война-битва); составления хронологических, синхронистических и диахронических таблиц, хронологических рядов.
§ Причинно-следственные связи; реализуются путем выявления причин события (главных и второстепенных, различение причин и повода, выявление условий, при которых данные причины могли привести к определенным событиям), этапов его развития (по формуле «было-стало»), осознания закономерностей исторического процесса.
§ Информационные связи (фактические, понятийные).
Общие правила реализации внутрипредметных связей и формирования системы знаний и умений таковы: новый материал объясняется с опорой на ранее изученное (используются приемы беседы, напоминания, ответ на вопросы учебника, выполнение познавательных и проблемных заданий); на этапе закрепления материала выполняется система репродуктивных и продуктивных заданий (например, задания на сравнение ранее изученных и новых фактов, личностей, на формулировку выводов по новому материалу на основе ранее изученных понятий, признаков, классификаций); осуществляется систематизация знаний на повторительно-обобщающих уроках. Помимо знаний, внутрипредметные связи реализуются и в процессе формирования умений, которые предлагается применять как в знакомой (решение хронологических задач, работа с контурной картой), так и в новых учебных условиях.
Особенностью истории как учебного предмета является наличие двух самостоятельных, но взаимосвязанных курсов – всеобщей истории и истории России. Таким образом, возможна реализация внутрикурсовых (например, между Историей средних веков и Новой историей, историей России XIX и XX вв.) и межкурсовых (между Новой историей и историей России XIX в.) связей. Как правило, в курсе Всеобщей истории формируются основные понятия периода, выявляются признаки характерных явлений и процессов, тенденции развития, новые учебные умения. В основной школе Историю России рекомендуют изучать после Всеобщей истории (кроме 9 класса), что позволяет использовать полученные знания, выявлять сходство и отличия процессов, происходящих в России и мире. В качестве приемов реализации внутрикурсовых и межкурсовых связей можно порекомендовать следующие:
1. Осознание процесса, линии исторического развития (закрепощение крестьян, становление абсолютизма).
2. Применение однородных понятий, их изменение на протяжении веков (например, понятие «колония» имеет разное содержание в курсах «история древнего мира», «История средних веков», «Новая история»); соотнесение известных понятий и новых фактов.
3. «Горизонтальный срез»: развитие России в контексте мировой истории (например, строительство и эксплуатация железных дорог в первой половине XIX века).
4. Составление обобщающих таблиц.
5. Применение известных приемов деятельности в новых учебных условиях.
6. Сравнение однотипного материала по истории России и всеобщей истории (развитие капитализма; тоталитаризм).
7. Интегрированные уроки (например, по теме «Первая мировая война»).
Изучение истории создает базу для освоения других учебных предметов, способствует более глубокому пониманию материала на уроках обществознания, литературы, географии и др. Вместе с тем, знания и умения, полученные на других предметах (языки, математика, физика, МХК и др.) обеспечивает более глубокое постижение истории, позволяет оперировать большим количеством фактов. В этой взаимозависимости проявляются межпредметные связи. В качестве приемов реализации межпредметных связей используются следующие:
1. Объяснение нового с опорой на уже известный материал из другого предмета (например, тема «Великие географические открытия» изучается на уроках географии раньше, чем на уроках истории; изучив на уроках обществознания признаки тоталитарного режима, на уроке всеобщей истории учащимся предлагается доказать, что в Германии в 1930-е гг. установился тоталитаризм); возможны простое напоминание или беседа.
2. Работа с понятиями с учетом их формирования на другом предмете (урбанизация, экстенсивное хозяйство, тоталитаризм и т.д.); объяснение терминов с привлечением знаний иностранных языков (протекционизм, либерализм, гомруль).
3. Формирование учебного умения с учетом имеющихся основ по другому предмету (работа с картой – связь с географией; построение и анализ графиков, решение задач на счет лет – с математикой; доклады с презентациями – с информатикой).
4. Формирование более прочных и ярких представлений с использованием фрагментов произведений художественной литературы, музыки (сражение под Аустерлицем – фрагменты романа «Война и мир»).
5. Интегрированные уроки (история-литература; история-география; история-обществознание и т.д.).
6. Межпредметные внеклассные мероприятия: викторины, ученические конференции, исторические вечера (литература, музыка), дебаты, экскурсии).
Для эффективной реализации межпредметных связей необходимо более знакомство с программами, учебниками по другим предметам, проведение консультаций с учителями-предметниками.
Общей целью реализации предметных связей является последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности.
Реализация межпредметных связей в обучении истории
Н. А. Волкова (Новый Уренгой)
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски результативных путей и способов интенсификации учебно-воспитательного процесса, улучшения качества преподавания в школе всех общеобразовательных предметов, в том числе и истории. Необходимо, чтобы обучение истории в школе соответствовало требованиям времени: формировало у молодежи способность к творчеству, самостоятельность суждений, высокие гражданские чувства, политическую культуру.
В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутрипредметных и межпредметных связей. Являясь од ним из компонентов действующих программ, эти связи служат не только углублению, обогащению и систематизации знаний, но и оказывают активное влияние на эмоциональную сферу ученика, активизацию его познавательной деятельности, развитие интереса к предмету.
Для педагогической науки проблема связей между учебными предметами и внутри их не является новой. Однако данная проблема приобрела сегодня особую актуальность в силу серьезных причин общественно-политического и педагогического характера. 1
Изучение истории формирует у учащегося методологические знания, важные для изучения других предметов, и, прежде всего, научное, материалистическое понимание мира. Тем самым создается важная предпосылка для целостного восприятия мира в его единстве и многообразии.
Из сказанного ясно, что изучение истории должно предшествовать изучению ряда предметов (литературы, экономической и социальной географии и др.) или по возможности изучаться синхронно.
Но межпредметное значение истории не ограничивается лишь созданием исторической базы для изучения других учебных дисциплин. Не менее важно овладение учащимися, благодаря этому, принципами материалистической диалектики, историзма, научной объективности, которые применяются ими при изучении других предметов. Знание законов развития природы, изучаемых предметов естественнонаучного цикла, опора на эти знания при изучении истории помогают создать у учащихся целостное понимание объективной картины мира, взаимосвязей, существующих между природной и общественной средой. 2
Более подробно хотелось бы остановиться на реализации межпредметных связей с курсом литературы, которая предоставляет учащимся возможность взглянуть на события истории глаза ми современников. Произведения, изучаемые по курсу литера туры или привлекаемые для внеклассного чтения, рассматриваются на уроках истории в следующих аспектах: 1) как факт общественной жизни; 2) как образная конкретизация общей идеи, закономерности; 3) для характеристики исторических личностей и событий.
Например, на уроках «Киевская Русь на рубеже Х-Х I вв.» и «Расцвет Киевской Руси» возможно привлечение содержания былин «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Вольга и Микула Селянинович», известных учащимся из курса литературы. Историки культуры находят в былинном эпосе многие достоверные черты народного быта. Из былин можно узнать и о свадебном наряде, и об устройстве городских укреплений, и об игре на гуслях и ещё о многом другом. Например, былина «Вольга и Микула Селянинович» дает представление о труде пахаря и его орудиях труда. При этом необходимо обращать внимание на то, какими человеческими качествами наделены герои народного эпоса.
Знакомясь с эпохой Петра Великого, учащиеся могут познакомиться с различными трактовками Петра I как личности и реформатора. Тема, поставленная учителем, получит продолжение на уроке литературы: деятельность Петра, определившая пути развития государственности России и национального сознания, рассматривается как художественное воплощение образа политического деятеля и личности, как проблема Петербурга и петербургского периода в русской жизни на основе анализа произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Межпредметные связи, реально осуществляемые с курсом литературы, в основном носят преемственный характер. Учитель истории, приступая к преподаванию курса отечественной истории, опирается на конкретные знания учащихся о содержании, о роли передовой русской литературы и отдельных произведений А.Н.Радищева, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина, К.Ф.Рылеева, А.С. Грибоедова, М. Ю.Лермонтова, И.А.Крылова.
При изучении того, как возникли революционные взгляды декабристов, и как происходило восстание 14 декабря 1825 года, учитель истории, работающий в контакте с учителем литературы, не станет повторять многих подробностей о предыстории восстания, о последующей судьбе декабристов, А.С. Пушкина и АС. Грибоедова, а лишь актуализирует знания учащихся. Характеризуя социальные контрасты николаевской России, учитель может воссоздать обстановку несколькими образными штриха ми, напомнить ученикам грибоедовский афоризм, крыловскую басню, метафору, пушкинскую или лермонтовскую обличительную строку, судьбу героя тургеневского «Муму», сцену наказания солдата в рассказе Л.Н. Толстого «После бала».
При изучении отечественной истории преемственные связи с курсом литературы уступают место опережающим, лишь иногда сочетаясь с ними. Опережающие связи сочетаются с преемственными и синхронными, при изучении общественного движения в России в канун реформ 60-х гг. Х1Хв., при знакомстве с характеристикой деятельности Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Некрасова, А.И. Герцена. Некоторые произведения этих писателей уже известны учащимся. С другими учитель истории кратко ознакомит их, прежде чем будут изучать в курсе литературы.
При характеристике революционного народничества учитель также найдет опору в образах литературных произведений. Вот некоторые из них: Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»; Г. И. Успенский «Четверть лошади»; М.Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик» и другие.
Для создания необходимого эмоционального настроя на уроке о возникновении идеологии народничества можно предложить, чтобы ученики вспомнили и прочитали вслух «Размышления у парадного подъезда». Уместно сообщить ученикам о том, что этот некрасовский текст, положенный на музыку, стал гимном народников.
При изучении материала о Великой Отечественной войне учитель может найти опору в образах литературных произведений: публицистике А. Толстого, М. Шолохова, И. Эренбурга; поэзии К. Симонова, А. Твардовского; театральных работах по пьесам Леонова, Корнейчука; в музыкальных произведениях: «Ленинградская симфония» Шостаковича, песня А. Александрова «Вставай, страна огромная»; радиорепортажи Ю. Левитана, О. Берггольц и многие другие. 4
Таким образом, реализация межпредметных связей помогает учащимся лучше осознать взаимосвязь фактов и явлений, выявить общее и специфическое, понять закономерности исторического процесса. Использование имеющихся у учащихся знаний, постоянная опора на них заметно влияют на осознанность и глубину усвоения учащимися учебного материала, помогают развивать их познавательные способности. Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки и постоянно поддерживать их интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, имея в виду, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ И ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
Сегодня, как никогда ранее, необходимы поиски наиболее результативных путей и способов интенсификации образовательного процесса, улучшение качества преподавания истории.
Экстенсивные пути решения „вечных“ дидактических проблем (несоответствие учебного времени объемам учебных знаний, которые необходимо усвоить; дробность, фрагментарность учебных курсов; линейность, „попараграфность“ учебных курсов; увеличение количества учебных предметов содержания дисциплин и др.) практически исчерпаны. Путь интенсива ─ в увеличении „плотности“ единицы учебного процесса (урок заменяется блоком уроков), а также за счет „сгущения“ учебного содержания и его интеграции.
В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри- и межпредметных связей.
Проблема связей между учебными предметами и внутри их не является новой. Рассмотрение и изучение проблемы интеграции предпринимались педагогами еще в далеком прошлом. Так, Ян Амос Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк ─ истории и географии. Необходимость межпредметных связей обосновывали В.Ф.Одоевский, К.Д.Ушинский, В.П.Вахтеров. В советское время много внимания межпредметным связям уделяла Н.К.Крупская. В 50-е гг. XX века некоторые педагоги за рубежом и в нашей стране для достижения целостности знания создают интегрированные учебные предметы. Так, в США возник интегрированный курс „Общественные науки“, включающий элементы истории, географии, граждановедения. В Польше была предпринята попытка создать интегрированный курс „Культура“. По существу интегрированным предметом является у нас обществознание.
В настоящее время важность и плодотворность осуществления межпредметных и внутрипредметных связей в обучении не вызывает сомнений. Идея интеграции стала в последнее время предметом интенсивных теоретических и практических исследований и приобрела особую актуальность в силу серьезных причин.
Во-первых, интеграция дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой ─ позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
Во-вторых, важно, опираясь на обновленное содержание исторических курсов, используя внутри- и межпредметные связи, раскрывать многоплановость, многомерность исторического процесса, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.
В-третьих, опора на внутри- и межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала с курсами обществознания, экономической и социальной географии, ненужных повторов.
В-четвертых, современные учебные программы, в отличие от своих советских предшественников, не содержат специального раздела по внутри- и межпредметным связям. Практика показала, что у значительной части учителей использование связей вызывает затруднения. Имеют место крайности двоякого рода: одни учителя не опираются на имеющиеся у учащихся знания, другие ─ чрезмерно увлекаются актуализацией знаний в ущерб изучаемому материалу.
Осуществление внутри- и межпредметных связей в обучении истории будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий. Прежде всего учителю необходимо глубоко осознать общую цель осуществления внутри- и межпредметных связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности. Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи ─ ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи ─ фактические, понятийные, теоретические.
Важная сторона деятельности учителя ─ его ознакомление с программами и учебниками (УМК в целом) по смежным предметам в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания в преподавании истории. Например, анализируя как в учебниках по истории России и всеобщей истории изложен аналогичный, однотипный материал, необходимо обратить внимание на различие в определениях, трактовке одних и тех же событий, явлений в учебниках по разным курсам истории, географии, обществознания. С другой стороны, учитель определит и возможности использования знакомых школьникам иллюстраций, подумает о преемственном использовании, но уже на более высоком уровне, исторических документов. Желательно заранее определить содержание, объем работы, наметить организационные формы осуществления внутри- и межпредметных связей и отразить это в тематическом планировании. Действенную помощь учителям могут оказать методические объединения. Например, составление и систематическое применение графика совместной работы, в котором указываются примерные сроки сообщения, объяснения и закрепления, и постоянного усложнения аналогичных приемов и способов учебной деятельности. Непосредственно на учебных занятиях учителю целесообразно использовать следующие методические приемы:
Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории или другого учебного предмета. Так, при изучении темы „Зарождение феодальных отношений“ (10-й класс, учебник: А.Н.Сахаров, В.И.Буганов. История России. ─ М., 2013) такой опорой служит материал по внутрикурсовым связям (6-й класс, учебник: А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков. История Отечества. ─ М., 2009) и по межкурсовым связям (6-й класс, учебник: Е.В.Агибалова, Г.Н.Донской. История Средних веков. ─ М., 2013) о сущности феодализма, феодальных отношениях в классическом западноевропейском варианте. Это поможет выявить особенности складывания феодализма на Руси.
Формирование нового приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, сравнительной характеристики, эссе) с учетом того, как он формировался учителем смежного предмета.
Обучение приемам припоминания и самостоятельного применения (актуализации) ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.).
Использование заданий на доказательство, требующих от учеников припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого. Например, при изучении темы „Образование единого централизованного государства“ в курсе истории России (10-й класс) необходимо вспомнить материал по межкурсовым связям (история Средних веков, Западная Европа в XIV ─ XV вв.) для доказательства наличия общих тенденций в этом процессе в Западной Европе и в России.
Сопоставление и интеграция однотипного материала из курсов истории России, всеобщей истории или других учебных предметов, например, однородных исторических событий, их причин, следствий (войны, революции, реформы и т.д.).
Обобщение знаний на межпредметной и межкурсовой основе путем составления различных таблиц (сравнительных, сравнительно-обобщающих, синхронистических, проблемных).
Припоминание учениками (по заданию учителя) содержания исторических документов, фрагментов из художественных произведений, художественной и мемуарной литературы, изученных ранее или изучаемых синхронно (образные описания исторических событий и их участников), и сопоставление их с соответствующими описаниями, характеристиками и оценками в учебниках истории.
Создание проблемных ситуаций на межпредметной и межкурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных курсов и учебных предметов, стимулирующих умственную деятельность учащихся. (Например, в русском языке люди всех национальностей называются именами существительными, и только русские ─ именем прилагательным. Почему?).
Проведение интегрированных уроков (Литература и история. Урок на тему „Защитники земли русской“, 6-й класс. Литература, история и право. Урок на тему „Порочный круг“ (о кровной мести), 7-й класс и др.).
Систематическое привлечение учениками ранее усвоенных знаний по другим учебным предметам, а также из источников внеурочной информации: научно-популярной, исторической литературы, газет, телевидения, жизненного опыта.
Проведение межпредметных ученических конференций, дискуссий, экскурсий.
Таким образом, учитель располагает достаточно большим выбором форм, методов и приемов эффективной реализации внутри- и межпредметных связей. Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки и постоянно поддерживать их интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
Как свидетельствует практика, успех в реализации межпредметных и внутрипредметных связей в обучении истории сопутствует тем педагогическим коллективам, в которых достигается единство учебно-воспитательных действий учителей смежных дисциплин на основе плодотворного сотрудничества.
Межпредметные связи на уроках истории.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
В ряду основных факторов, способствующих повышению уровня преподавания истории, важная роль принадлежит использованию внутри и межпредметных связей.
Ещё Ян Амос Каменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы.
В настоящее время важность и плодотворность осуществления межпредметных и внутрипредметных связей в обучении не вызывает сомнений.
Во-первых, это дает возможность, с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой ─ позволяет высвобождаемое при этом учебное время использовать для полноценного осуществления дифференциации в обучении.
Во-вторых, важно, опираясь на обновленное содержание исторических курсов, используя внутри- и межпредметные связи, раскрывать многоплановость, многомерность исторического процесса, роль человеческого фактора в общественном развитии, показывать возможность исторических альтернатив.
В-третьих, опора на внутри и межпредметные связи в обучении истории позволит в ряде случаев освободиться от неоправданного дублирования материала с курсами обществознания, экономической и социальной географии и др. ненужных повторов.
Осуществление внутри и межпредметных связей в обучении истории будет проходить эффективнее при соблюдении системы методических условий. Прежде всего, необходимо глубоко осознать общую цель осуществления внутри- и межпредметных связей в учебном процессе, а именно: обеспечить последовательное формирование научного мировоззрения учащихся, понимание ими закономерностей общественного развития и осознанное применение теоретических знаний к анализу и оценке фактов прошлого и современности. Кроме этого, важно знать основные типы и виды связей, которые в органическом единстве способствуют обучению, воспитанию и развитию учащихся с учетом современных требований, предъявляемых к преподаванию истории. Это хронологические связи ─ ретроспективные (предшествующие), перспективные (предваряющие), сопутствующие (синхронные), а также информационные связи ─ фактические, понятийные, теоретические.
Важная сторона деятельности преподавателя ─ его ознакомление с программами и учебниками (УМК в целом) по смежным предметам в той степени, насколько это необходимо для использования их содержания в преподавании истории.
Непосредственно на учебных занятиях целесообразно использовать следующие методические приемы:
Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический или теоретический материал из предшествующих курсов истории или другого учебного предмета. Так, при изучении темы „Зарождение феодальных отношений”, такой опорой служит материал по внутрикурсовым связям и по межкурсовым связям о сущности феодализма, феодальных отношениях в классическом западноевропейском варианте. Это поможет выявить особенности складывания феодализма на Руси.
Формирование нового приема или способа учебной деятельности (например, составление сложного плана, сравнительной характеристики, эссе) с учетом того, как он формировался преподавателем смежного предмета.
Обучение приемам припоминания и самостоятельного применения (актуализации) ранее усвоенных знаний и умений, в том числе с использованием наглядности (таблиц, схем, карт и др.).
Использование заданий на доказательство, требующих припоминания главного содержания ранее изученного материала по другим курсам и предметам и его обобщения на основе вновь изучаемого. Например, при изучении темы „Образование единого централизованного государства” в курсе истории России необходимо вспомнить материал по межкурсовым связям (история Средних веков, Западная Европа в XIV─XV вв.) для доказательства наличия общих тенденций в этом процессе в Западной Европе и в России.
Обобщение знаний на межпредметной и межкурсовой основе путем составления различных таблиц (сравнительных, сравнительно-обобщающих, синхронистических, проблемных).
Создание проблемных ситуаций на межпредметной и межкурсовой основе, постановка проблемных заданий, требующих переноса и обобщения знаний, усвоенных из смежных курсов и учебных предметов, стимулирующих умственную деятельность учащихся. (Например, в русском языке люди всех национальностей называются именами существительными, и только русские ─ именем прилагательным. Почему?).
Проведение интегрированных уроков (Литература и история. Разделы „Защитники земли русской”. Литература, история и право. Проблема „Порочный круг” (о кровной мести).
Систематическое привлечение ранее усвоенных знаний по другим учебным предметам, а также из источников внеурочной информации: научно-популярной, исторической литературы, газет, телевидения, жизненного опыта.
Проведение межпредметных конференций, дискуссий, экскурсий.
Важно только учитывать при этом возрастные и индивидуальные особенности, уровень подготовки и постоянно поддерживать интерес к выявлению и использованию этих связей. Следует также тщательно отбирать информацию из других учебных предметов, чтобы дополнительные сведения не перегружали урок и не заслоняли содержание учебного материала по истории.
Межпредметные связи могут выражаться в следующем:
Для того, чтобы результаты учебного процесса соответствовали целям и задачам которые ставит учитель, необходимо чтобы урок или мероприятие, конкурс и т.п. были для учеников интересны, привлекательны. Такими уроки может сделать широкое использование на уроках межпредметных связей и интегрированных уроков. Преподавателю необходимо помнить, что каждый ученик уникальная, единственная в своём роде личность, со своими способностями, навыками и качествами, поэтому то что не вызывает у одних трудностей, для других будет серьёзной преградой на пути усвоения материала урока.