владимирский тракт история дороги

Про Владимирский тракт

В Москве состоялся общественный совет, на котором было одобрено предложение о частичном восстановлении исторических въездных застав города. Иными словами, решено архитектурно увековечить границы старой Москвы. Заставы будут воссоздаваться с учетом сложившейся застройки города. Если все пройдет удачно, то об историческом центре Москвы будут напоминать реконструированные кордегардии (постовые избы) и так называемые въездные столбы с двуглавыми орлами и табличками типа «до границы Москвы 100 метров».

По мере возвышения Москвы к ней и от неё потянулись дороги, в том числе и на восток через древний Владимир в Поволжье. В Троицкой летописи в записи, относящейся к 1395 г., после того, как из Владимира доставили в Москву икону Божьей Матери, путь, по которому она следовала, назван «самой велицей дорозей Володимерьской». Впоследствии этот путь и стал называться Владимирским трактом, или Владимиркой.

Важное военное, политическое, экономическое и культурное значение Владимирки отразилось на становлении русского многонационального государства. В 1552 г. Иван IV вел по Владимирской дороге 150-тысячное войско, чтобы покорить Казанское ханство. С присоединением Казани дорога давала выход из Москвы в Заволжье, Сибирь, Среднюю Азию. Владимирка оживляла жизнь всего придорожного края. Живя около дороги, население занималось извозом, торговлей разными припасами, фуражом, шорными изделиями, содержанием постоялых дворов, трактиров, кузниц, экипажно-ремонтных мастерских и т.д. Постепенно, к XVIII веку Владимирская дорога становится основным трактом, ведущим во Владимир и Нижний Новгород, и дальше на Восток.

Дорога делилась на перегоны. На ней через определенное расстояние располагались почтовые станции. От одной станции до другой ездили на перекладных. Перегоны устраивались в 40—50 верст. Благодаря частой смене лошадей за сутки можно было одолеть расстояние протяженностью в 140 верст. На станциях можно было не только сменить лошадей, но и пообедать, переночевать. Кроме того проезжающие должны были платить особый шоссейный сбор. Большинство зданий почтовых станций были деревянными. Рядом обычно находились ямская изба, амбар для фуража и дров и конюшни для лошадей.

«Н-но. Туда же, брыкаться. Нашлась
недотрога!».
Туго врезалась в твердую землю соха.
«Здравствуй, дядя! Гляжу я: земля не плоха».
«Да крепка. Утоптали. Была ведь дорога.
Слышь, в Сибирь, значит, гнали по ней
в старину.
Эй, ты, н-ну,
Шевелись, сухопарая. »
Борозда к борозде. Ком ложится на ком.
Кто узнал бы тебя нынче в виде таком,
Роковая путина, «Владимирка старая»?!

Брат мой, пахарь! Погибших бойцов помяни.
Окруженные серым, суровым конвоем,
Пыльной летней порой — под мучительным зноем,
Хмурой осенью — в тускло-ненастные дни,
И студеной зимой — в ночи темные, вьюжные,
Кандалами гремя, испитые, недужные,
По «Владимирке старой» шагали они.

Не склоняя голов непокорных,
Не смыкая усталых и скорбных очей,
Мимо жалких лачуг, покосившихся, черных,
Мимо пышных усадеб своих палачей,
Подло-мстительной царской покараны карой,
В рудники за бойцом посылавшей бойца,
Шли они — без конца, без конца, без конца —
По «Владимирке старой»!

Сколько скорбных, невидимых нами, теней,
Может быть, в это время проходят по ней
И дивятся на новые яркие всходы!
Пахарь! Празднуя праздник труда и свободы,
Не забудь благодарной слезой помянуть
Всех, кто в оные, злые, проклятые годы
Ради нас проходил этот жертвенный путь!

Только с 1823 по 1861 год в Сибирь было сослано около 300 тысяч человек. А в общей сложности по ней прошло более двух миллионов ссыльных да около миллиона их родственников, пожелавших разделить судьбу своих близких. В советское время в память революционеров Владимирское шоссе было переименовано в “Шоссе Энтузиастов”. Но многие улицы и переулки в окрестностях шоссе Энтузиастов до сих пор называются Владимирскими.

Тут находилась усадьба помещика Баулина. Когда-то, когда проводили Владимирское шоссе, он запретил вести дорогу мимо своей усадьбы — по улице принадлежавшей ему деревни Владимирки. Власти уважили каприз помещика, и дорога прошла ближе к лесу. После реформы 1861 года земли, о которых идет речь, стали общинными, дорогу якобы перенесли на то место вдоль деревни Владимирки, где она пролегает и теперь, а на старом полотне посадили лиственницы. Уже на топографической карте Москвы и ее окрестностей, изданной в 1852 году, имеется изображение обеих дорог; одна, отнесенная влево от деревни, и другая — на месте теперешнего шоссе Энтузиастов.

Местами Владимирка была покрыта щебнем, ее ширина составляла до 7 м. В «Военно-статистическом обозрении Московской губернии» за 1853 год сообщается: «Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений… Через реки и речки находятся хорошо устроенные деревянные мосты; одни на сваях, усыпанные сверху щебнем, другие же на сваях и арках, с досчатым полом. »

Накануне Первой мировой войны по Владимирке ежегодно проезжало до 22 тысяч экипажей и 176,5 тысячи груженых подвод, перевозилось до 201,5 тысячи человек. С 1862 г. дорога была замощена булыжником, в 1927-1928 гг. появилось асфальтовое покрытие. В 1731 г. дорога стала называться Сибирским трактом и имела направление Москва—Владимир—Муром—Нижний Новгород и далее на Сибирь. Развитие капитализма, расширение торговых связей, ежегодно проводимые в г. Нижнем Новгороде ярмарки, известные на весь мир, содействовали тому, что в 1839-1845 гг. было построено Московско-Нижегородское шоссе с щебеночным покрытием, протяженностью 380 верст. Движение через реки Клязьма, Киржач, Пекша, Ворша и Нерль осуществлялось паромными переправами. Одновременно было выбрано более короткое направление между городами Владимиром и Нижним Новгородом — через города Вязники и Гороховец.

Один из создателей Измайловского парка вспоминает, что когда в советское время тут разбивали парк, то вход в него и начало центральной аллеи пришлись на полотно той самой старой Владимирки. Дорогу частично срыли, кюветы засыпали, но в общей сложности она сохранилась до села Ивановского, примерно на один километр. В голодные годы гражданской войны часть полотна старой Владимирки распахали под огород, потом Алешинский совхоз посадил тут черную смородину, а затем картошку. В 1918 году навсегда исчезло из московской топонимихи старое название “Владимирка”. Неузнаваемо изменились ее окрестности — выросли первоклассные заводы, многоэтажные дома, научно-исследовательские и учебные институты, а саму дорогу залили асфальтом, превратили в оживленную магистраль — шоссе Энтузиастов.

Дорога пересекала всю Нижегородскую губернию с запада на восток. Проходила он и по территории Васильсурского уезда через села Чугуны, Криуши, Осинки, Отары, Васильсурск. Строительство автомобильного завода в г. Нижнем Новгороде, растущие потребности народного хозяйства в автомобильных и гужевых перевозках в связи с проводимыми в стране индустриализацией и коллективизацией вызвали необходимость реконструкции дороги. В 1933-1940 гг. проезжая часть была расширена до 6—7 м с устройством черного шоссе. Паромные переправы через реки были заменены на деревянные мосты.

Владимирка неоднократно за свою историю становилась прифронтовой дорогой. Это было в годы татаро-монгольского ига, и в 1612 и 1812 гг., когда Россия воевала с польскими и наполеоновскими войсками, и в 1941 г. Всю Великую Отечественную войну важная коммуникация между Москвой и Горьким напряженно, но надежно работала на Победу, обеспечивая Красную Армию резервами и материально-техническими ресурсами.

В 1954—1964 гг. проводилась реконструкция автомагистрали Москва-Нижний Новгород. В настоящее время среднесуточная интенсивность движения по дороге составляет свыше 16 тыс. автомобилей, причем, около 70% — это грузовые автомобили. Даже по самым скромным подсчетам, ежегодно услугами дороги Москва-Нижний Новгород пользуются сейчас около 40 млн. чел. Учитывая эти обстоятельства, была принята Федеральная программа реконструкции автомобильной дороги Москва—Уфа. В соответствии с ней ведется расширение до четырех полос движения шоссе, строительство объездных дорог, транспортных развязок, реконструкция мостов и путепроводов, инженерное обустройство силовыми ограждениями, дорожными знаками и указателями и т.д. Осуществление намеченных мероприятий значительно повысило безопасность движения, увеличило скорость транспортных средств.

Источник

владимирский тракт история дорогиyarodom

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Ещё история достопримечательностей Москвы здесь, здесь и здесь

Тяжелая история шоссе Энтузиастов
Россия каторжанская

Шоссе Энтузиастов хорошо известно москвичам и гостям столицы, однако мало кто знает печальную историю этой старой дороги. © Ещё история тюрьмы здесь, здесь и здесь, в т.ч. Самые известные каторжные тракты

Это – начальная часть пути, ведущего из столицы во Владимир. Раньше дорога называлась Владимирским трактом. В летописях она упоминается с начала XV века, а в народе получила прозвище Владимирка. Владимир был первым большим городом на этой скорбной дороге разного рода заключенных, путь большинства из них лежал в Сибирь.

Первоначально по Владимирской дороге в Измайловскую вотчину царей везли продовольствие, лен, полотно, но в начале XVII века роль дороги, которая прямехонько вела в Сибирь на каторгу, меняется.

По дорожке большой, что на север идет,
Что Владимиркой древле зовется,
Цвет России идет, кандалами звенит,
И «Дубинушка» громко поется.

Это на других дорогах «однозвучно звенел колокольчик», а по этой, гремя кандалами, шли в Сибирь тысячи русских людей. Среди них были и участники крестьянских восстаний, и декабристы, и другие не любившие самодержавие энтузиасты.

Энтузиастов было очень даже немало. В списках Тюменского приказа о ссыльных с 1853 по 1862 год числилось 101 238 человек, с 1863 по 1872 год – 146 380, а в 1890-м – уже 260 000 человек.

Дорога «работала» круглогодично. Антон Павлович Чехов писал о Владимирке: «В весеннюю распутицу сотни и тысячи пар ног тяжело ступали по этой горестной безнадежной дороге…».

Многие арестанты считали, что путь этот был тяжелее самой каторги. По установленным сверху нормам каторжники должны были проходить в месяц 500 верст. До Нерчинской крепости двигались от полутора до двух лет, и самое печальное, что время в пути в общий зачет срока не шло. В народе говорили: «Стонет Владимирка, плачет Владимирка, терпит Владимирка…»

Только в конце XIX века иссяк поток заключенных на этой дороге. Арестантов на другой конец страны стали возить по Транссибирской магистрали поездами. Значение свое Владимирка утратила, но еще долго в народе жили страшные истории о ней.

Большевики по инициативе первого в истории страны наркома просвещения Анатолия Луначарского переименовали часть Владимирского тракта в шоссе Энтузиастов в память о тех революционерах, которым суждено было пройти этой дорогой в ссылку.

Название прижилось и сохранилось до наших дней. Сегодня это одна из крупнейших московских магистралей.

Источник

Владимирский тракт история дороги

Шли по Владимирке обозы,
Курьеры грамоты везли,
И кандалы свои ножные
В Сибирь колодники несли.
(Ю. Стукалов)

владимирский тракт история дороги
Левитан И.И., «Владимирка». 1892

Говоря о Владимирке, как о большой грунтовой дорожной магистрали, мы можем назвать ее Большой Владимирской дорогой номер два, по сравнению с ее старшей сестрой, пролегавшей из Москвы по Ополью Владимирщины на город Владимир, о чем было говорено во второй главе этого очерка. Коснемся нескольких кратких замечаний относительно названия этой дороги.

Таким образом, в свете этих исторических фактов напрашивается вывод, что прямоезжей грунтовой магистрали из Москвы во Владимир ни во времена Батыя, ни во времена Калиты или Донского еще не существовало. Возможно, что в те времена если и можно было в летнюю пору пробраться какими-то иными путями из Москвы на Владимир, кроме пути речного, то, по всей видимости, эти пути могли быть туда через Коломну. Владимирская же дорога, или Владимирка, появилась, повторяю, много позднее тех дорог на Владимир, проходивших через Переславль-Залесский и Юрьев-Польский, а позднее и по Стромынке.

С другой стороны, если бы Владимирка существовала с времен седой старины, т.е. с времен Батыя, то южная окраинная полоса Владимиро-Суздальской земли вдоль течения Клязьмы давно бы и несомненно обросла бы крупными населенными пунктами и монастырями оборонного значения. Но таких пунктов вплоть до ХVIII – нач. XIX вв. там не существовало, кроме довольно редких крестьянских поселений. И только уже ямская и шоссейная Владимирка оставила заметные следы своего преобразующего влияния на этот край приклязьменской полосы, оживив его градостроительством, экономическим и культурным развитием. Во всяком случае, до конца монголо-татарского засилья на Руси, т.е. до конца Х V в. Владимирки не могло существовать. Иначе она могла бы являться более коротким путем для сношении Золотой Орды с Москвой и, возможно, тогда могли бы ее называть Ордынской, или Болвановской дорогой, как назывались подобные дороги, но пролегавшие в других направлениях, о которых подробнее будет сказано в следующей, последней главе.

Теперь остановимся кратко на самом протяжении Владимирки, прослеживая более или менее подробно ее трассу от Москвы до Владимира насколько позволяют этому имеющиеся сведения. Начиная от Московского Кремля, путь на Владимирку лежал через Таганку и мимо Андроникова монастыря проходил по Крутоярской (от названия бывшего в этом месте питейного заведения «Крутой Яр») улице, переименованной позднее в 1-ю Рогожскую улицу, на Рогожскую заставу (ныне площадь Ильича). От последней и начинался уже большой Владимирский тракт, память о котором сохраняет современная здесь улица Шоссе Энтузиастов.

По выходе из пределов старой или древней Москвы, тракт сразу же врезался в лесную глушь, остаток которой сохранился до наших дней, но уже дендрологически измененным в виде нынешнего Измайловского парка (еще в начале текущего столетия этот лесной массив назывался просто Измайловской рощей). Далее тракт, пройдя через дворцовые земли, тянувшиеся к селу Измайловскому, пролегал на своем протяжении по трем древним уездам: Московскому, Переславль-Залесскому (через его южную оконечность близ нынешнего г. Покрова) и Владимирскому. Пересекая станы Васильцов и Тешинов, дорога шла затем по стыку станов Кошелева и Добленского, а далее пересекала стан Рогожский и дворцовую Куньевскую волость. Проходя через последующий Борисоглебский стан, Владимирка входила в пределы Владимирщины, и пролегая через Богаевский и Остров-Вышелесский станы, волость Инебожскую, далее по стыку волостей Жегаловской и Крисинской, волость Синицкую и южную часть Опольского стана, входила, наконец, в древний город Владимир Клязьменский.

Следует заметить, что перечисленные пункты (селения) по Владимирскому тракту даны не полностью и что многие из них в разные времена исчезали, образуя пустоши, и появлялись новые поселения, иные же меняли свои названия. Да и сама трасса Владимирки в ее дошоссейный период, возможно, претерпевала некоторые изменения в своем направлении по отдельным участкам. К сожалению, нам ничего не известно о качественном состоянии этого грунтового пути хотя бы в его дошоссейно-ямской период, т.е. до 1826 г., когда началось строительство по этой трассе Московско-Нижегородского шоссе, закончившееся в 1837 г.

Владимирский тракт имел очень большую значимость во всех отношениях как для государства, так и для того края, через который он пролегал. Прежде всего, он имел важное военно-стратегическое и торгово-экономическое значение. Несомненна также его роль и в хозяйственном и культурном развитии всего этого приклязьменского края. Являясь большой транспортной артерией, Владимирский тракт был наиболее прямым путем от Москвы до важнейшей волжской пристани, транспортного и торгового узла, каким в то время являлся Нижний-Новгород. Переключив на себя все важнейшие товарно-грузовые потоки и пассажирские перевозки, тем самым Владимирка экономически «обидела» свою соседку, как более крупную Стромынку, а вместе с ней «пострадали» расположенные по ней и примыкавшие к ней города и селения. Суздаль, Юрьев-Польский, Александров и Киржач, а так же придорожные села и деревни начали после открытия Владимирского тракта быстро хиреть экономически, уступая свое придорожное благоденствие городам Богородску, Павловскому Посаду, Покрову, Орехово-Зуеву, Судогде, Коврову, Вязникам, Гороховцу и др. населенным местам, как например, Гусь-Хрустальный, Гусь-Железный и т.п. селения. Кроме того, благодаря близости тракта, в деревнях начинает более интенсивно развиваться не только земледельческое, но и промысловое хозяйство, о видах которого мы уже говорили в предыдущих главах. Несомненно, что большие сухопутные дороги вообще являлись одним из условий, способствовавших развитию капиталистических отношений в русских селах и деревнях.

По закону от 24 марта 1833 г. все грунтовые дороги Российской Империи делились на пять классов. Владимирский тракт, как большой путь от Москвы до Нижнего Новгорода, был отнесен к 1-му классу, т.е. к дорогам главного или государственного значения. (См.: В.Ф. Мейен. Россия в дорожном отношении. СПб., 1902, стр. 36.) А это говорит за многое относительно важности этого тракта.

Прежде всего, Владимирский тракт являлся важной сухопутной коммуникацией со времен Казанских походов и присоединения к Русскому государству Астраханского и Сибирского ханств. По нему же проходили народные ополчения в междуцарственную «смуту» на Руси в начале Х VII в. для изгнания из Москвы и Подмосковья польско-литовских интервентов. То же самое было и в годы войны с Наполеоном, когда в 1812 г. отряды его войск начали рыскать по Восточному Подмосковью преимущественно вдоль Владимирки и Стромынки.

Приведенное описание тракта касается участка где-то между городами Покровом и Орехово-Зуевом, куда шел автор этого воспоминания, чтобы устроиться на работу «в народе» на какой-либо из фабрик Саввы или его сына «Елиса» (Елисея) Морозовых. Но вот как вспоминает о Владимирке другой человек, который в качестве ссыльного революционера прошел по ней. Он пишет: «Впереди протоптанная Владимирка, впереди кандалы и халат с бубновым тузом на спине. Приходится волей-неволей мириться с мыслью, что долгие годы молодости опять вычеркиваются из моей жизни. Впереди каторга». (Ян Грунт. В тюрьме и на каторге. (Сб. «Каторга и ссылка», № 5, М., 1923, стр.101.))

С открытием Нижегородской железной дороги в 1863 г. ссыльных уже не гоняли пешим или гужевым ходом, а перевозили в вагонах до Нижнего Новгорода (ныне г. Горький), а от него уже водой и сухопутьем через Тюмень и далее по Сибири.

Заканчивая разговор о Владимирке как о кандальном пути, перечислим здесь же наиболее видных изгнанников, которые за свои прогрессивные убеждения и революционную деятельность имели «счастье» познакомиться с этой дорогой, в ее до-шоссейный период, будучи невольными на ней путниками.

С половины или кон. 70-х гг. прошлого столетия народная молва возвела в ранг «неуловимого» разбойного атамана под кличкой Чуркин действовавшего на Владимирке и проселках между городами Богородском и Орехово-Зуевом. Чуркин был местным уроженцем Богородского уезда Моск. губ., из деревни Барской.

Источник:
П.П. Копышев. «К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья (исторические экскурсы и экстракты)»

Дорога слез и страданий

Источник

владимирский тракт история дороги

Владимирка появилась в конце 15 или в начале 16 века. Более древние дороги из Москвы шли в обход нашего города через Юрьев-Польский и Переславль-Залесский.

Начиналась дорога у Яузского моста в столице, частично шла по нынешнему шоссе Энтузиастов, проходила через Балашиху и Богородск (ныне Ногинск).

Далее проходила по центру Покрова, Владимиру, Ярополчу (Вязники), сворачивала на Флорищеву пустынь на реке Лух. И далее шла на Урал и Сибирь.

Приезжайте во Владимирскую область, устройте себе невероятный экспириенс и найдите все 4 участка Владимирки.

владимирский тракт история дороги

Российская империя

83 поста 615 подписчиков

Правила сообщества

Друзья, в этом сообществе действуют общие правила Пикабу.

Будьте адекватны и Вас оценят и полюбят.

владимирский тракт история дороги

У Гиляровского, в «Москва и москвичи» было описание Владимирского тракта. Раньше он проходил по нынешнему Шоссе Энтузиастов. Были и стоянки, где люди высыпали из домов и бросали какую нибудь еду арестантам. И все это путешествие проходило пешим порядком, на повозках арестантов никто не возил. Соотвестенно, умерших в пути было достаточно.

Тут тоже не плохая дорога была в своё время

владимирский тракт история дороги

владимирский тракт история дороги

владимирский тракт история дороги

А кому лениво ехать так далеко, может пройти участки Владимирки в Измайловском и Терлецком парке.

«Ой, дорога ль ты, дороженька пробойная,

Ты пробойная ль дороженька, прогонная!

Уж и много на Руси у нас дороженек,

Что дорог ли широкатных, поисхоженных:

По иным бредет убогий богомольный люд,

От Соловок до Киева, по угодничкам,

Что по третьим ли дорожкам шлют красён товар

Всё купцы, да молодцы, да володимирцы.

Широки ль уж те дорожки да укатисты,

А уж шире ль, да длиннее, да утоптанней

Не одни-то по ней поручни притерлися,

Не одни-то быстры ноженьки примаялись,

Что и слез на ней немало ли прол_и_вано,

А и песен про нее ль немало сложено!

Далеко ты в даль уходишь непроглядную,

Во студеную сторонушку сибирскую,

Ох, дорога ль ты, дороженька пробойная,

Ты пробойная ль дорожка володимирская!» (В. Крестовский)

Збс, как раз по снегу и поищем

В Америке бы все четыре участка бы блестели и туристов был бы вагон.

«По этой дороге первые переселенцы шли».

0Владимирский централ» это про неё?

живу на сибирском тракте в екб, что мне делать с этой информацией

Сколько ей, лет 100? Нужно на неё приводить современных дорожников, чтоб учились как отсыпку правильно делать.

Инженерный подход к решению проблемы

Телевидение

владимирский тракт история дороги

владимирский тракт история дороги

Чтоб ты сдох.

. а, ты же сдох. Спасибо.

Из Вестей: «Губденский, на которого в Instagram подписаны полмиллиона человек, любил выкладывать видео с опасным вождением и нарушениями правил дорожного движения».

К сути. Есть некий блохер, который зарабатывает бабло на том, что показывает как он нарушает ПДД, чем провоцирует своих подписчиков-долбоёбов на то же самое. В итоге перегнул палку и выпилился на встречке, спасибо, что невиновного со встречки с собой не забрал. Надеюсь, хоть нескольких из его идиотов-подписчиков данное событие отрезвит. Не будь долбоёбом- соблюдай ПДД.

Источник

Владимирка — дорога с историей

владимирский тракт история дороги

Каждый день я катаюсь на работу и с работы по Владимирскому шоссе или как оно ещё называется М7 «Волга».

Вот решил добавить запись про эту дорогу в свой личный блог, так сказать в познавательных целях.

Немного истории (взято с Википедии)

С XVIII века Владимирский тракт использовался для отправки в Сибирь осуждённых на каторгу, пеше-этапным порядком. Арестантов «вели по этапу» небольшими отрядами-партиями, пешком, закованными в ручные и ножные кандалы. Пройдя 15—25 вёрст, арестанты останавливались на привал, «этап». Для более длительного отдыха существовали специальные «этапные» и «полуэтапные» тюрьмы с огороженным двором. Партию арестантов сопровождала конвойная стража. Передвижение арестантов происходило не по проезжей части дороги, а по параллельным ей грунтовым тропам за рядами посаженных вдоль тракта деревьев.
По Владимирскому тракту везли на казнь в Москву в деревянной клетке Емельяна Пугачева. Владимирка стала дорогой в Сибирь для декабристов и Александра Радищева, расплатившегося свободой за публикацию своего «Путешествия из Петербурга в Москву». Немного позже по Владимирке поедет в Сибирь жена декабриста Никиты Муравьева, которая привезет ссыльным переписанное на носовой платок пушкинское стихотворение «Во глубине сибирских руд…».
Ежегодно по Владимирскому тракту проходило до двенадцати тысяч каторжан. Кандальная «слава» дороги оставила след и в русской культуре — о ней сложены песни, ее упоминают в своих произведениях русские писатели, например, Гоголь и Некрасов.

Владимирское шоссе идет от Москвы на восток. Щебень насыпан в 22 фута ширины; путь этот называется Сибирским и служит сообщением Москвы с городами восточной России: Владимиром, Нижним Новгородом, Казанью, Оренбургом и Уфою; на знаменитую Нижегородскую ярмарку провозятся по этому шоссе товары из Москвы и Петербурга; и с Нижегородской ярмарки идут по нему обратно. В летнее время, кроме перевозки тяжестей, проезд по Владимирскому шоссе весьма велик; три раза в неделю отправляются из Москвы до Нижнего Новгорода почтовые кареты; кроме того, почти ежедневно отправляются дилижансы трех частных заведений. От Москвы до Купавинской станции шоссе идет большею частию лесами… Реки, пересекающие эту дорогу, суть следующие: на 18 версте от Москвы речка Чижовка, от ст. Горенской на 3 версте р. Пехра, на 14 версте речка Купавинка… Через все поименованные реки и речки находятся постоянно и хорошо устроенные деревянные мосты; одни на сваях, усыпанные сверху щебнем, другие же на сваях и арках, с досчатым полом…
— «Военно-статистическое обозрение Московской губернии» (СПб., 1853)

Среди известных полотен Третьяковской галереи — картина И. Левитана «Владимирка».

владимирский тракт история дороги

картина Исаака Левитана, Владимирка, 1892

владимирский тракт история дороги

Современная Владимирка (снято мною 11.04.13г — раннее утро, восходит солнце)

владимирский тракт история дороги

владимирский тракт история дороги

Гиляровский Владимир (Посвящаю И.И.Левитану)

Меж чернеющих под паром
Плугом поднятых полей
Лентой тянется дорога
Изумруда зеленей…
То Владимирка…
Когда-то
Оглашал ее и стон
Бесконечного страданья
И цепей железных звон.
По бокам ее тянулись
Стройно линии берез,
А трава, что зеленеет,
Рождена потоком слез…
Незабудки голубые —
Это слезы матерей,
В лютом горе провожавших
В даль безвестную детей…
Вот фиалки… Здесь невеста,
Разбивая чары грез,
Попрощавшись с другом милым,
Пролила потоки слез…
Все цветы, где прежде слезы.
Прибивали пыль порой,
Где гремели колымаги
По дороге столбовой.
Помню ясно дни былые,
И картин мелькает ряд:
Стройной линией березы
Над канавами стоят…
Вижу торную дорогу
Сажень в тридцать ширины,
Травки нет на той дороге
Нескончаемой длины…
Телеграф гудит высоко,
Полосатая верста,
Да часовенка в сторонке
У ракитова куста.
Пыль клубится предо мною
Ближе… ближе. Стук шагов,
Мерный звон цепей железных
Да тревожный лязг штыков…
«Помогите нам, несчастным,
Помогите, бедным — нам!»
Так поют под звон железа,
Что приковано к ногам.
Вот сквозь пыль штыки сверкают,
Блещут ружья на плечах,
Дальше серые шеренги —
Все закованы в цепях.
Враг и друг соединились,
Всех связал железный прут,
И под строгим караулом
Люди в каторгу бредут!
Но настал конец.
Дорога,
Что за мной и предо мной,
Не услышит звон кандальный
Над зеленой пеленой…
Я спокоен — не увижу
Здесь картин забытых дней,
Не услышу песен стоны,
Лязг штыков и звон цепей…
Я иду вперед спокойный…
Чу! свисток. На всех парах,
Вдаль к востоку, мчится поезд,
Часовые на постах,
На площадках возле двери,
Где один, где двое в ряд…
А в оконца, сквозь решетки,
Шапки серые глядят!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *