вигилев история отечественной почты

Вигилев история отечественной почты

В 1977 г. издана первая часть книги А. Н. Вигилева «История отечественной почты», положительно встреченная читателем, в которой была изложена история развития средств связи в России с IX и до середины XVII века. Предлагаемая читателю вторая ее часть посвящена развитию средств связи нашей Родины в конце XVII — второй половине XVIII вв.

Во второй половине XVII в. создается русская регулярная общедоступная почта. Первые ее линии пошли за рубежи государства в «немецкие» страны, так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам языках. Отсюда и пошло наименование почты в Ригу и Вильно[1] — «немецкая», в отличие от ямской, обслуживающей внутренние линии. Термин «немецкая» сначала применялся только в устной речи, а с конца XVII в. перешел и в официальные документы. Рижскую и виленскую почты иногда именовали «купеческими», потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. Подчинялась «немецкая» почта сначала Посольскому приказу, а после его ликвидации Коллегии иностранных дел. Кроме упомянутых линий связи в Ригу и Вильно существовали еще архангельская (с конца XVII в.), петербургская (с первой четверти XVIII в.) и смоленская (с середины XVIII в.) «немецкие» почты. В своей деятельности русская служба связи использовала многие организационные формы зарубежных, почт. Однако «немецкую» почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она была государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг дом Турн-и-Таксис.

Не в пример «немецкой», сфера деятельности ямской почты распространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, юге страны, на Украине и в Белоруссии. Во многие города ямская почта ходила регулярно. В 30-х годах XVIII в. делается попытка создать силами ямщиков самый длинный в мире почтовый тракт из Петербурга в Охотск и далее на Камчатку. По нему должны были доставляться письма участникам Великой Сибирской экспедиции капитана-командора В. Беринга. И нет вины устроителей камчатской почты в том, что связь не удалось осуществить. Очень суровые природные условия не позволили организовать скорую гоньбу между Якутском и Охотском.

Существование параллельно двух почт — «немецкой» и ямской — создавало много неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам. Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: «немецкая», доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая, кроме правительственной почты, корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян. Причем ямская служба связи брала за свои услуги с. отправителей писем денег значительно меньше, чем «немецкая». Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих почтовых служб.

Огромное значение для развития отечественной почты имело установление линий связи с губернскими городами. Впервые они организуются в 1712 г. для сношений Сената с наместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почты переходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямской почтамт доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России — от Минска до Иркутска. Ему подчинялась также «фруктовая» почта, доставлявшая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград, арбузы, дыни. Со второй половины XVIII в. начинают действовать почтовые линии с некоторыми уездными городами, особенно с теми, которые являлись промышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезных ископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.

С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения. Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порою и на ходе войны. Только с конца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил Воинский Устав Петра I, в который вошла статья «О чине полевой почты».

До конца XVII в. в России для запечатывания почты применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. На рубеже XVII–XVIII вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на «немецкой», а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. Учитывая, что в наше время появилось большое количество фальсификатов домарочных писем, автор книги очень подробно описывает признаки, присущие отправлениям XVII–XVIII вв.

В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации. В конце XVII — начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов

XVIII в. появляются специальные реестры на письма, которые мало чем отличались от записей в книгах начальников над почтами и составлялись по произвольной форме. На ямской почте продолжали сохраняться «проезжие столбцы», рождение которых относится к концу XVI в., и «загонные книги» — основной документ, по которому правительство рассчитывалось с ямщиками за совершенные поездки с почтой.

В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются «образцовые» почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С ними связан огромный по своей значимости документ — «Проект о заведении почтовых станов и о должности содержателей», на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На «образцовых» почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель». С 1773 г. русская почта начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время появляются новые почтовые термины: эстафета, пост-пакет, куверт (конверт). Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, «тележной почты». Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломат П. П. Шафиров, историк и горный инженер В. Н. Татищев, полководец Б. П. Шереметев.

Автор проводит сравнение русской службы связи с доставкой корреспонденции в Англии и Швеции — странах наиболее в то время развитых в почтовом отношении.

Книга готовилась автором на протяжении многих лет, написана на основе архивных материалов, часть из которых публикуется впервые. Материал подан достоверно, интересно и по четкой системе, что позволяет достаточно ясно представить себе одну из страниц яркой истории многогранной культуры нашей великой Родины.

На международных филателистических выставках «Соцфилекс-78» в Сомбатхее (Венгрия), «Прага 1978» и «На страже мира и социализма» в Варшаве первая часть книги «История отечественной почты» была отмечена медалями.

Работа насыщена значительным фактическим материалом. Тем не менее книга не претендует на полноту изложения темы. На наш взгляд, она представит значительный интерес для широкого круга читателей и будет встречена им с одобрением.

Московский «почтарный» двор и его почтмейстеры

Самый древний почтовый двор нашей столицы находился в Кремле и помещался не на каком-то вполне определенном месте, а занимал всю территорию крепости. Если уж быть совершенно точным, то и «почтамтов» было не один и даже не два, а несколько десятков.

Источник

Вигилев история отечественной почты

Что может быть сегодня привычнее почты? Повседневно мы сталкиваемся с ее деятельностью. Она приносит нам письма, газеты, посылки. И все-таки такое обыденное явление, как почтовая связь, полно неожиданностей, а в ее истории немало загадок, необычного и увлекательного. Книгу, которую вы сегодня открыли, написал не историк, а инженер, увлеченный собиранием почтовых марок, конвертов, карточек и сведений по истории русской почты.

Прежде чем написать эту книгу, автор просмотрел большое количество книг и статей, тысячи листов архивных дел. Источниковедческий материал, привлеченный им, обширен и весьма многообразен. Тщательно учтены опубликованные ранее сведения о почте. Привлечен архивный материал, до сего времени неизвестный широкому кругу читателей.

В дореволюционное и советское время в нашей стране было выпущено несколько книг по истории русской почтовой связи, среди которых были исследования таких авторов, как И. Я. Гурлянд, И. П. Козловский и М. Н. Виташевская. Но все эти работы рассматривают только отдельные отрезки пути, пройденного отечественной связью.

Книга А. Н. Вигилева — обобщающая работа. В ней последовательно рассмотрены этапы развития русской почты, начиная с IX в. В книге много авторских открытий. Описаны адреса берестяных грамоток новгородцев, обнаружены первые упоминания о плате прогонов и правила проезда гонцов 1266 г. Автор доказал, что уже в первой четверти XVII в. ямская гоньба с письмами в города засечной черты — Тулу, Мценск и другие, была регулярной в летнее время.

Редко публикуемые материалы позволили А. Вигилеву рассказать о почтовой деятельности таких видных государственных и общественных деятелей, как Д. М. Пожарский, А. Л. Ордин-Нащокин, А. А. Виниус.

Историю почты нельзя рассматривать в отрыве от истории государства в целом. Поэтому монография написана на фоне социально-экономического развития общества, в ней есть отступления при освещении вопросов, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к почте. Например, закрепощение ямщиков и др. Одновременно для определения уровня развития русской службы связи проводится сравнение ее деятельности с почтой наиболее развитых зарубежных стран.

Первая часть работы охватывает период развития почтовой связи с начала IX до конца XVII вв.

Книга не претендует на полноту изложения темы, но она, несомненно, представляет большой интерес для читателя.

Отдел печати и пропаганды

Правления Всесоюзного общества филателистов

Представьте, что в один не очень прекрасный день на земле исчезнут все средства связи. Вам не приносят больше писем и газет, остановились поезда и теплоходы, в небе не сверкают серебристые крылья воздушных лайнеров. Отправителям приходится самим относить письма адресатам.

Совсем, как в каменном веке.

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, сигнальными барабанами и трубами. Посылались гонцы с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а потом пересказывал его адресату. Память об этом осталась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».

Своим появлением почта обязана государству. Нет почты без государства, так же как нет и государства без почты. Один из первых шагов, которые делает молодая держава, это — создание средств связи, инструмента, способного сообщить миру о ее рождении. И совершенно неважно, как передана новость. Помчал ли ее сверхзвуковой самолет, повез гонец или разнес гром барабанов. Существенно лишь то, что известие шло по каким-то каналам связи.

Конечно, посылку одного гонца, который сотни километров едет без дорог, не меняя лошадей и ночуя где придется, нельзя назвать почтой. В этом случае отсутствует то, что мы привыкли считать средствами связи: нет дорог, нет пунктов отдыха, нет смены средств передвижения. Только система доставки корреспонденции, пускай даже самая примитивная, является почтой. В старину обязательным условием для создания почты было наличие дорог, станций для отдыха и смены средств передвижения и самих средств передвижения.

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую почту. По мощеным дорогам и караванным тропам курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения «mancio pozita…» — «станция в пункте…» и пошло слово «почта». 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. В большинстве государств древности почта передавала только правительственную корреспонденцию. Сохранились свидетельства того, что в Греции гонцы доставляли и частные письма, особенно во время Олимпийских игр. Но были ли такие посылки регулярные или нет сказать невозможно — никаких сведений на этот счет не сохранилось[1].

Пересылка вестей на территории нашей Родины известна с древнейших времен. Еще в первом тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов Северного Причерноморья и Средней Азии — скифов, сарматов, саков и массагетов.

В середине IX в., в первые дни существования Киевской Руси, были заложены основы русской почты — одной из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

Первые сведения об английской почте относятся к 1100 г. Это была служба конных гонцов, доставлявших лишь королевскую корреспонденцию. Известно, что, кроме писем, посыльные передавали и устные сообщения. Спустя 200 лет при короле Эдуарде I появились первые почтовые станции, а еще через несколько лет (в 1307–1327 гг.), как предполагают, почта была открыта для общего пользования. В таком виде английская служба связи просуществовала до начала XVII в., когда была введена регулярная так называемая «сквозная почта»; верховые почтальоны разъезжали по всей линии, сменяя в определенных местах лошадей. Время прибытия гонцов на станции отмечалось на обороте письма.

В Испании «гонцы, выполняющие поручения посредством писем», впервые упоминаются в законах кастильского короля Альфонса X (1252–1284 гг.). Тогда же в Каталонии существовал цех гонцов, куда входили «correos» (спешные гонцы). Сейчас это слово обозначает в странах, говорящих на испанском языке, почту. Доставка писем была наиболее развита в Барселоне. Там с 1338 г. действовали почтовые правила, были введены уведомления о вручении корреспонденции и отправления, похожие на современные курьерские письма.

Средневековая Германия была разделена на мелкие государства и вольные города. Но и в этих условиях там существовала служба связи. Ряд документов подтверждает наличие городских посыльных в Германии уже в XIV в. Например, гонцы города Нордхаузена с 1358 г. отправлялись в Эрфурт, Франкенхаузен, Хильдесхейм, Кельбру, обслуживали расположенные вблизи замки и аббатства. Первая регулярная почтовая линия была создана в 1646 г. в Бранденбурге.

Она называлась драгунской и проходила между Берлином и Клеве через Мюнстер. До февраля 1649 г. почту обслуживали исключительно драгуны, они перевозили только правительственную корреспонденцию и письма иноземных послов.

Сохранились сведения и о скоростях передвижения зарубежной почты. В середине XV в. во Франции она составляла почти 150 километров в сутки, а в Германии конца XVII в. — около двухсот.

В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии — стране с наиболее развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала необходимым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI–XV вв. Находка в последние годы десятков берестяных писем, доставленных по каналам связи, позволяет говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и существовании в республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

Татарское нашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитие почты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в. Единственно, что русские позаимствовали у пришельцев, так это новое название почты — ямская гоньба.

О почте древности подробнее см. Граллерт В. Путешествие без виз. М, «Связь», 1965, с. 7—14.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: История отечественной почты. Часть 2.

НАСТРОЙКИ.

вигилев история отечественной почты

вигилев история отечественной почты

вигилев история отечественной почты

вигилев история отечественной почты

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

вигилев история отечественной почты

В 1977 г. издана первая часть книги А. Н. Вигилева «История отечественной почты», положительно встреченная читателем, в которой была изложена история развития средств связи в России с IX и до середины XVII века. Предлагаемая читателю вторая ее часть посвящена развитию средств связи нашей Родины в конце XVII — второй половине XVIII вв.

Во второй половине XVII в. создается русская регулярная общедоступная почта. Первые ее линии пошли за рубежи государства в «немецкие» страны, так иногда русские люди называли земли, где говорили на непонятных нашим предкам языках. Отсюда и пошло наименование почты в Ригу и Вильно[1] — «немецкая», в отличие от ямской, обслуживающей внутренние линии. Термин «немецкая» сначала применялся только в устной речи, а с конца XVII в. перешел и в официальные документы. Рижскую и виленскую почты иногда именовали «купеческими», потому что на первых порах их деятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составляли письма иностранных купцов. Подчинялась «немецкая» почта сначала Посольскому приказу, а после его ликвидации Коллегии иностранных дел. Кроме упомянутых линий связи в Ригу и Вильно существовали еще архангельская (с конца XVII в.), петербургская (с первой четверти XVIII в.) и смоленская (с середины XVIII в.) «немецкие» почты. В своей деятельности русская служба связи использовала многие организационные формы зарубежных, почт. Однако «немецкую» почту от западноевропейских отличало, в первую очередь, то, что она была государственным учреждением, тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писем частными предприятиями, среди которых особого могущества достиг дом Турн-и- Таксис.

Не в пример «немецкой», сфера деятельности ямской почты распространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, юге страны, на Украине и в Белоруссии. Во многие города ямская почта ходила регулярно. В 30-х годах XVIII в. делается попытка создать силами ямщиков самый длинный в мире почтовый тракт из Петербурга в Охотск и далее на Камчатку. По нему должны были доставляться письма участникам Великой Сибирской экспедиции капитана-командора В. Беринга. И нет вины устроителей камчатской почты в том, что связь не удалось осуществить. Очень суровые природные условия не позволили организовать скорую гоньбу между Якутском и Охотском.

Существование параллельно двух почт — «немецкой» и ямской — создавало много неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам. Например, одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: «немецкая», доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская, возившая, кроме правительственной почты, корреспонденцию местных административных учреждений и грамотки дворян. Причем ямская служба связи брала за свои услуги с. отправителей писем денег значительно меньше, чем «немецкая». Такое положение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в. начинается слияние обеих почтовых служб.

Огромное значение для развития отечественной почты имело установление линий связи с губернскими городами. Впервые они организуются в 1712 г. для сношений Сената с наместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почты переходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямской почтамт доставлял государственную и частную корреспонденцию по всей России — от Минска до Иркутска. Ему подчинялась также «фруктовая» почта, доставлявшая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград, арбузы, дыни. Со второй половины XVIII в. начинают действовать почтовые линии с некоторыми уездными городами, особенно с теми, которые являлись промышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезных ископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линиях почтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.

С доставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевой почты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщений выполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовали средства передвижения. Если в районе боевых действий плохо обстояло дело с организацией почтовой гоньбы, это сказывалось порою и на ходе войны. Только с конца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов, которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии. Существование связи такого рода узаконил Воинский Устав Петра I, в который вошла статья «О чине полевой почты».

До конца XVII в. в России для запечатывания почты применялись различные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеля почтмейстеров. На рубеже XVII–XVIII вв. вводятся специальные почтовые печати сначала на «немецкой», а затем и на ямской почтах. Закладываются основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. Учитывая, что в наше время появилось большое количество фальсификатов домарочных писем, автор книги очень подробно описывает признаки, присущие отправлениям XVII–XVIII вв.

В этот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации. В конце XVII — начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась в почтмейстерских книгах. С 30-х годов

XVIII в. появляются специальные реестры на письма, которые мало чем отличались от записей в книгах начальников над почтами и составлялись по произвольной форме. На ямской почте продолжали сохраняться «проезжие столбцы», рождение которых относится к концу XVI в., и «загонные книги» — основной документ, по которому правительство рассчитывалось с ямщиками за совершенные поездки с почтой.

В начале 70-х годов XVIII в. прокладываются «образцовые» почтовые линии в Прибалтику и Белоруссию. С ними связан огромный по своей значимости документ — «Проект о заведении почтовых станов и о должности содержателей», на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На «образцовых» почтах впервые создается должность содержателя станции, известная впоследствии под названием «станционный смотритель». С 1773 г. русская почта начинает повсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время появляются новые почтовые термины: эстафета, пост-пакет, куверт (конверт). Указы 1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как их тогда называли, «тележной почты». Однако практического применения эти проекты не получили, так как доходы от почтовых фургонов не покрывали расходов на их содержание.

С почтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломат П. П. Шафиров, историк и горный инженер В. Н. Татищев, полководец Б. П. Шереметев.

Автор проводит сравнение русской службы связи с доставкой корреспонденции в Англии и Швеции — странах наиболее в то время развитых в почтовом отношении.

Книга готовилась автором на протяжении многих лет, написана на основе архивных материалов, часть из которых публикуется впервые. Материал подан достоверно, интересно и по четкой системе, что позволяет достаточно ясно представить себе одну из страниц яркой истории многогранной культуры нашей великой Родины.

На международных филателистических выставках «Соцфилекс-78» в Сомбатхее (Венгрия), «Прага 1978» и «На страже мира и социализма» в Варшаве первая часть книги «История отечественной почты» была отмечена медалями.

Работа насыщена значительным фактическим материалом. Тем не менее книга не претендует на полноту изложения темы. На наш взгляд, она представит значительный интерес для широкого круга читателей и будет встречена им с одобрением.

Московский «почтарный» двор и его почтмейстеры

Самый древний почтовый двор нашей столицы находился в Кремле и помещался не на каком-то вполне определенном месте, а занимал всю территорию крепости. Если уж быть совершенно точным, то и «почтамтов» было не один и даже не два, а несколько десятков.

До уничтожения на Руси царем Иваном Грозным уделов всякий мелкий князек имел в столице дом-

Источник

Вигилев история отечественной почты

Что может быть сегодня привычнее почты? Повседневно мы сталкиваемся с ее деятельностью. Она приносит нам письма, газеты, посылки. И все-таки такое обыденное явление, как почтовая связь, полно неожиданностей, а в ее истории немало загадок, необычного и увлекательного. Книгу, которую вы сегодня открыли, написал не историк, а инженер, увлеченный собиранием почтовых марок, конвертов, карточек и сведений по истории русской почты.

Прежде чем написать эту книгу, автор просмотрел большое количество книг и статей, тысячи листов архивных дел. Источниковедческий материал, привлеченный им, обширен и весьма многообразен. Тщательно учтены опубликованные ранее сведения о почте. Привлечен архивный материал, до сего времени неизвестный широкому кругу читателей.

В дореволюционное и советское время в нашей стране было выпущено несколько книг по истории русской почтовой связи, среди которых были исследования таких авторов, как И. Я. Гурлянд, И. П. Козловский и М. Н. Виташевская. Но все эти работы рассматривают только отдельные отрезки пути, пройденного отечественной связью.

Книга А. Н. Вигилева — обобщающая работа. В ней последовательно рассмотрены этапы развития русской почты, начиная с IX в. В книге много авторских открытий. Описаны адреса берестяных грамоток новгородцев, обнаружены первые упоминания о плате прогонов и правила проезда гонцов 1266 г. Автор доказал, что уже в первой четверти XVII в. ямская гоньба с письмами в города засечной черты — Тулу, Мценск и другие, была регулярной в летнее время.

Редко публикуемые материалы позволили А. Вигилеву рассказать о почтовой деятельности таких видных государственных и общественных деятелей, как Д. М. Пожарский, А. Л. Ордин-Нащокин, А. А. Виниус.

Историю почты нельзя рассматривать в отрыве от истории государства в целом. Поэтому монография написана на фоне социально-экономического развития общества, в ней есть отступления при освещении вопросов, которые на первый взгляд не имеют никакого отношения к почте. Например, закрепощение ямщиков и др. Одновременно для определения уровня развития русской службы связи проводится сравнение ее деятельности с почтой наиболее развитых зарубежных стран.

Первая часть работы охватывает период развития почтовой связи с начала IX до конца XVII вв.

Книга не претендует на полноту изложения темы, но она, несомненно, представляет большой интерес для читателя.

Отдел печати и пропаганды

Правления Всесоюзного общества филателистов

Представьте, что в один не очень прекрасный день на земле исчезнут все средства связи. Вам не приносят больше писем и газет, остановились поезда и теплоходы, в небе не сверкают серебристые крылья воздушных лайнеров. Отправителям приходится самим относить письма адресатам.

Совсем, как в каменном веке.

С каменного века начинается история обмена известиями. Тогда информация передавалась дымом костров, сигнальными барабанами и трубами. Посылались гонцы с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а потом пересказывал его адресату. Память об этом осталась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».

Своим появлением почта обязана государству. Нет почты без государства, так же как нет и государства без почты. Один из первых шагов, которые делает молодая держава, это — создание средств связи, инструмента, способного сообщить миру о ее рождении. И совершенно неважно, как передана новость. Помчал ли ее сверхзвуковой самолет, повез гонец или разнес гром барабанов. Существенно лишь то, что известие шло по каким-то каналам связи.

Конечно, посылку одного гонца, который сотни километров едет без дорог, не меняя лошадей и ночуя где придется, нельзя назвать почтой. В этом случае отсутствует то, что мы привыкли считать средствами связи: нет дорог, нет пунктов отдыха, нет смены средств передвижения. Только система доставки корреспонденции, пускай даже самая примитивная, является почтой. В старину обязательным условием для создания почты было наличие дорог, станций для отдыха и смены средств передвижения и самих средств передвижения.

Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имели развитую почту. По мощеным дорогам и караванным тропам курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения «mancio pozita…» — «станция в пункте…» и пошло слово «почта». 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. В большинстве государств древности почта передавала только правительственную корреспонденцию. Сохранились свидетельства того, что в Греции гонцы доставляли и частные письма, особенно во время Олимпийских игр. Но были ли такие посылки регулярные или нет сказать невозможно — никаких сведений на этот счет не сохранилось[1].

Пересылка вестей на территории нашей Родины известна с древнейших времен. Еще в первом тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов Северного Причерноморья и Средней Азии — скифов, сарматов, саков и массагетов.

В середине IX в., в первые дни существования Киевской Руси, были заложены основы русской почты — одной из старейших в Европе. В один ряд с нею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобритании и Испании.

Первые сведения об английской почте относятся к 1100 г. Это была служба конных гонцов, доставлявших лишь королевскую корреспонденцию. Известно, что, кроме писем, посыльные передавали и устные сообщения. Спустя 200 лет при короле Эдуарде I появились первые почтовые станции, а еще через несколько лет (в 1307–1327 гг.), как предполагают, почта была открыта для общего пользования. В таком виде английская служба связи просуществовала до начала XVII в., когда была введена регулярная так называемая «сквозная почта»; верховые почтальоны разъезжали по всей линии, сменяя в определенных местах лошадей. Время прибытия гонцов на станции отмечалось на обороте письма.

В Испании «гонцы, выполняющие поручения посредством писем», впервые упоминаются в законах кастильского короля Альфонса X (1252–1284 гг.). Тогда же в Каталонии существовал цех гонцов, куда входили «correos» (спешные гонцы). Сейчас это слово обозначает в странах, говорящих на испанском языке, почту. Доставка писем была наиболее развита в Барселоне. Там с 1338 г. действовали почтовые правила, были введены уведомления о вручении корреспонденции и отправления, похожие на современные курьерские письма.

Средневековая Германия была разделена на мелкие государства и вольные города. Но и в этих условиях там существовала служба связи. Ряд документов подтверждает наличие городских посыльных в Германии уже в XIV в. Например, гонцы города Нордхаузена с 1358 г. отправлялись в Эрфурт, Франкенхаузен, Хильдесхейм, Кельбру, обслуживали расположенные вблизи замки и аббатства. Первая регулярная почтовая линия была создана в 1646 г. в Бранденбурге.

Она называлась драгунской и проходила между Берлином и Клеве через Мюнстер. До февраля 1649 г. почту обслуживали исключительно драгуны, они перевозили только правительственную корреспонденцию и письма иноземных послов.

Сохранились сведения и о скоростях передвижения зарубежной почты. В середине XV в. во Франции она составляла почти 150 километров в сутки, а в Германии конца XVII в. — около двухсот.

В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии — стране с наиболее развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала необходимым звеном государственной административной машины и средством связи между образованными людьми.

Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI–XV вв. Находка в последние годы десятков берестяных писем, доставленных по каналам связи, позволяет говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и существовании в республике развитой системы пересылки частной корреспонденции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *