венеды анты и склавины история
Склавины, анты, венеды
Эти тюркские племена многие отождествляют со славянами. В советской исторической науке склавинов часто переделывали в славян, несмотря на все свидетельства мусульманских источников, как арабских, так и персидских, что склавины (саклабы) это древнейшее тюркское племя. Рассмотрим непредвзято этот вопрос с точки зрения Великого Антства (побратимства), как духовной миссии древних тюрков.
В «Повести временных лет» написано чёрным по белому: «Когда славяне, как мы уже говорили, жили на Дунае, пришли от скифов, т.е. от хазар, так называемые болгары, и сели по Дунаю, и были насильники славянам». Конница Аспаруха форсировала Дунай, по мнению учёных, в 660 г. Славяне ещё живут на Дунае. Русские же летописи могут свидетельствовать, что к антам, склавинам и венедам Иордана славяне никаким боком не относятся, потому что, по крайней мере, до 660 года жили ещё на Дунае, а скифы это хазары.
Вот, что сообщает нам мэтр генеалогии А.Клёсов: «…R1a-Z93 – наиболее распространённая у татар гаплогруппа. Она же найдена у древних (ископаемых) скифов и хазар. У русских такой практически нет. У русских наиболее распространенные R1a-Z280 и R1a-M458». И ещё – «У ископаемых скифов уже находили гаплогруппы R1a-Z645-Z93-Z2123 (волжские степи Самарской области), R1a-Z645 (Тува), R1a-Z645-Z93 (пазырыкская алтайская культура), а также R1b-Z2103 (Самарская область) и Q1a-F903 (Восточный Казахстан). Гаплогруппу R1a-Z645-Z93 нашли и у ископаемых хазар…»
Венеды или венеты это те же энеты (анты), что, и на Адриатике, и в Северном Причерноморье. Этноним Энеты я переводил, как лучший конь (ЕН АТ). Похожую этимологию даёт перевод с греческого этнонима КАЛЛИПИДЫ «потомки прекрасноконных», что созвучно с названием галльского племени Гельветов, с которыми воевал Цезарь. Гельветы – тюркская правящая верхушка у кельтов. Они были материнским родом у племени бойев. Гальштат их культура, т.е. кельты были анты скифам (аргынам). В древностях кельтов есть мотив рисунка с тремя стилизованными девочками. Ср. созвучность названия скифского племени ишкузов с YШ KЫЗ «три девочки» в казахском (см. рис.2, Рог из Брентфорда).
Племена энетов, калиппидов и алазонов Геродот скифами не считает. Это и понятно, т.к. мы уже знаем, что эти три племени относились к киммерийцам. Причём, к дружественным скифам (аргынам) племенам киммерийцев. Из расшифровки Фестского диска мы узнаём, что, и киммерийцы, и сивиры относились к аргынам (западным найманам – минойцам). Ср. восьмёркообразные щиты хаттов Аладжа- Хююка, критян и микенцев, которые можно носить, и вертикально, и горизонтально. Конь Энетский это конь Колаксая, а, следовательно, скифы имели древнее киммерийское происхождение. Племя алазонов, название которого я переводил, как «священные пути» (см. Вступление к книге «Откровение…»), тоже относилось к древним тюркским племенам. В названии слышится общеказахский уран АЛАШ, что было замечено ещё до меня многими исследователями. Напомню, что Аласией назывался в древности о. Кипр.
Венетов сравнивают с этрусками (см. рис.4).
Цитата из моей книги: «Гомер после пафлагонцев из Генет в “Списке кораблей” упоминает гализонов:
“Рать гализонов Годий и Эпистроф вели из Алибы,
Стран отдалённых, откуда исход серебра неоскудный;
[Ил. II, 856]”
… залежи самородного серебра имеются на Карпатах [БСЭ]. Готский историк Иордан называет Карпаты Альпами [с.34]. А рядом с племенем калиппидов Геродот локализует племя алазонов [IV, 17]. Ср. “генеты-энеты” и “гализоны-ализоны”. Начальное “Г-”, вероятно, указывает на генетическую первичность племени (см. в книге). Если такое понимание в действительности является древнейшей греческой (критской) историкографической традицией, то становится понятным и вставное “-К-” в паре племён “склавены-славены”, а также “хрос-рос”» (конец цитаты).
В аргынах я вижу западных киммерийцев, скифов и сармат. Из перевода Фестского диска стало ясно, что выражение «Сборный пояс» (БЕЛКОР) относилось к ветви Синура, т.е. к киммерийцам-аргынам. Также сказано, что ветвь Синура относится к Саклабам. См. пост http://www.proza.ru/2016/09/03/793. Киммерийцы носили пояса и относились также к Булгарам. Это булгарская ветвь аргынов. Была, и огузская, и карлукская, и кипчакская. Скифы, а также Сарматы были, или подпоясаны верёвкой, т.е. Арканом, или аркан был элементом их одежды. Сравните вшитый аркан, которым была оторочена верхняя одежда скифов (сосуд из кургана Куль-Оба). Отличительная керамика предков скифов называется шнуровой. На этой посуде имелись, либо отпечатки шнура, либо орнамент в виде сплетённого аркана-верёвки (у скифов). Кроме весёлых кипчаков, были и грустные. В «грустных кипчаках» я вижу восточных скифов. См. шлем Бейбарса (см. рис.5).
Всё это соответствует последним генетическим исследованиям 2017 года (там сказано, что восточные и западные скифы имеют единое генетическое происхождение, а восточных скифов связывают с кипчакскими народами).
Венеды анты и склавины история
Ключевые слова: СКИФИЯ; СЛАВЯНЕ; САРМАТЫ; АНТЫ; ГЕПИДЫ; НОВИЕТУН; СТАВАНЫ; ОЙУМ; SCYTHIA; SLAVS; SARMATIANS; ANTES; GEPIDS; NOVIETUNUM; OIUM.
Первые упоминания близкого по звучанию к современным «славянам» название «склавины» (Σκλάβηνοι, Σκλάβινοι) до нас донесли письменные свидетельства VI века. Впервые термин был засвидетельствован у Прокопия Кесарийского в трактате «Войны», затем в произведении Иордана «О происхождении и деяних гетов».
Византийский автор, описывая события тех лет, отмечает:
«…большие полчища склавинов, перейдя реку Истр, стали грабить тамошние места… язык у них один и тот же язык, достаточно варварский… И имя встарь у славян и антов было одно. Ибо и тех и других издревле звали «спорами», как раз из-за того, думаю, потому что они населяли страну, разбросанно расположив свои жилища… Именно поэтому-то они занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра…» [4, т. 2, с. 69, 73].
Подробнее рассказывает готский историк:
«В этой Скифии первым с запада живет племя гепидов, который окружён великими и славнейшими реками; по северу и по его области протекает Тизия, с юга же (его) отсекает сам великий Данувий, с востока — Флутавзий, стремительный и полный водоворотов катится в воды Истра. Между этими реками лежит Дакия, которую, наподобие короны, ограждают скалистые Альпами. У левого их склона, спускающегося к северу, начиная от места рождения реки Вистулы, на огромных пространствах расположилось многочисленное племя венетов. Хотя их названия теперь меняются соответственно различным родам и местностям, преимущественно они всё же называются склавенами и антами. Склавены живут от города Новиетуна и озера, которое называется Мурсианским, до Данастра, и на севере — до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же – сильнейшие из обоих — распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину…» [4, т. 1, с. 270-271].
Свидетельства Иордана позволяют локализовать упомянутые племена. Земля гепидов располагалась в междуречье Тизия – Данувий – Флутавзий. Тизия – современная Тиса, Данувий – Дунай, Истр – низовье Дуная, Флутавзий – Прут, поскольку предполагаемый некоторыми исследователями Олт встречается у Иордана [6, Get. 75], т. е. это название было известно историку.
Анты жили между реками Днестр и Днепр. Склавины размещались от города Новиетун (Novietunense) и озера Мурсианского (Mursiano) – на западе до Днестра – на востоке, на севере – до Викслы. Озеро Мурсианское можно локализовать в исторической области Карпат — Мараму́реш (Maramureş). Этимология названия, по мнению О. Н. Трубачева, восходит к праславянскому *mor’e mьrъše — «умершее море». Исследователи отмечают существование в Потисье значительного района затопления вплоть до недавнего времени [10, с. 9], что и могло быть транслировано Иорданом то, как болото, то, как озеро.
Еще одним ориентиром выступает город Новиетун. Его локализацию можно определить, понимая ряд факторов. Прежде всего, это неславянский топоним, поскольку у славян не было городов, у них были «болота и леса». Данный город, наверняка, является примерно западной точкой для расселения славян (Иордан описывает ориентиры с запада на восток). Кроме того, город является достаточно важным узлом или пунктом, поскольку может служить ориентиром для широкого круга читателей произведения. В какой-то мере расположение Новиетуна должно быть связано и с Мурсианским озером, считает Е. Ч. Скржинская [9, с. 15].
Итак, мы увидели два ориентира, описанных Иорданом: западный – район современного города Энча (Новиетун), южный – историческая область Марамуреш (Мурсианское озеро). Указанные географические объекты находятся в современной Венгрии на пограничье со Словакией, Румынией и Украиной.
Становится понятным расположение склавинов к северу-северо-востоку от гепидов – «к левому краю» до Вислы, включая ее правый приток Вислока (Viscla).
Рис. 1. Расселения гепидов, склавинов, антов и венетов в VI веке.
Выяснив расположение рассматриваемых племен, попытаемся узнать значение этнонимов, названных древними авторами.
Этимология антов разделилась на три основные мнения [1, с. 29-31, 37-38]:
— иранская версия связана с созвучным древнеиранским словом antas («конец, край»), antyas («что находится на краю») и осетинским attiiya («задний, сзади»); хотя, как племя называло бы себя «крайним», «задним» (по отношению к кому?), исследователи не объясняют;
— славянская версия предполагает в основе понятие венеты от индоевропейского *ven- мокрый, влажный; однако авторы не объясняют, почему в древних источниках в одном ряду стоят одновременно два равнозначных этнонима анты и венеты, определяя разные этнические группы;
— тюркская версия возводит к слову ant – клятва или anda – побратим; в данном случае присутствуют и исторические, и логические непреодолимые противоречия.
Между тем, первые упоминания, как в начале нашего исследования было отмечено, термина «анты» встречаются в греческой, затем в латинской литературе. Вообще, главным принципом для варварских, в глазах Империи, племен есть указание на их географическое положение и некие особенности, а вовсе не выяснение древними авторами самоназвания дикарей, если иного не оговаривается дополнительно (например, как у Геродота про сколотов). Поэтому приоритетной должна была бы выглядеть греческая версия. В основе этнонима лежит ἄντα с дальнейшим ἀνταῖος (здесь же и великан греческой мифологии Антей), ἄντυξ, значения которых в совокупности определяют «напротив, на внешней стороне круга, враждебный» и т. п. [3, т. 1, с. 157, 176]. Как видим, это полностью совпадает с географической характеристикой Иордана: «…где Понтийское море образует излучину…», т. е. анты – народ, живущий (в кибитках, на колесах) на излучине Черного моря, как раз напротив Византии.
Родственную антам этногруппу именуют склавенами. Предлагаемые этимологии (славные, говорящие «по-нашему»), скорее, вторичны к первоисточнику – Σκλαύηνοι (Sclaveni) и похожи на гадание по созвучным корням. Наиболее продуктивным следует признать утверждение Ф. Курта, что «имя «Склавины» было чисто византийским конструктом» [5, с. 7]. В таком случае, словообразовательная модель могла выглядеть, как (с)кла+вин (-вен/-бен). Первый (главный) элемент может происходить из синтеза εἰσ-/ες/εἰς и κλάω, приобретая вид σκλάω (аналогично ἐς κόρακας = σκορακίζω [16, с. 491]). При этом, глагол κλάω и деривативы указывают на делить, колоть, дробить, нагромождение камней, часть, доля и т. д. [14, т. 1, с. 866-867]. Здесь же отметим еще один встречающийся оборот: εἰς ἅρματα βαίνειν – двигающиеся в телеге, колеснице, кибитке [16, с. 491], т. е. узнаем этноним сарматы (εἰς ἅρματα) – кочевники, этимология которого оказывается близка к выше рассмотренному понятию «анты».
В то же время другие авторы могли ориентироваться на второй элемент от βῆν, βῆναι, βᾶν, βαίνω в значении «находиться, пребывать» [3, т. 1, с. 285], т. е. мы имеем «раздробленно, обособленно находящихся, живущих». Такое понимание указывает на семантическое родство, в данном случае, с первоначальным названием склавинов и антов — спорами (Σπόροι), которые также имеют греческую этимологию. Как отмечал Прокопий Кесарийский, из-за того, что они жили, разбросанно расположив свои жилища: σποράς – рассеянные, разбросанные, разрозненные [3, т. 2, с. 1496]. В этом же контексте мог употребляться и сокращенный термин «склавы» — раздельно живущие.
Еще одним родственным термином является этноним ставаны (Σταυανοί), о котором упоминает Клавдий Птолемей в его «Руководстве по географии». В данном случае второй компонент представлен выше рассмотренным элементом βῆν, βῆναι, βᾶν, βαίνω. Первый же — сокращенная форма древнегреческого оборота εἰς + τά = στα. Тогда ставаны есть обозначение двигающих, ходящих, т. е. кочующих, кочевников.
Мы же возвращаемся к склавинам, которых можно определить, как отдельно живущих (по склонам) будь то друг от друга или от основной массы этноса, напоминая о родстве с «предками» — венетами и спорами.
И если, как правильно высказался Ф. Курт, «славяне стали славянами не потому, что говорили по славянски, а потому что их называли славянами другие» [5, с. 10], то свой этноним славяне получили, модифицировав созвучное «склавины» под свое понимание – славяне/славные, словене/говорящие «по-нашему».
Местом обитания рассмотренных племен является территория Скифии, которая «погранична с землей Германии вплоть до того места, где рождается река Истр и простирается Мурсианское озеро» [4, т. 1, с. 269]. Этимология термина Σκύθης, Σκύθοι имеет, безусловно, греческие корни в силу того, что самоназвание скифов, приводимое древнегреческими авторами, — «сколоты»: «σύμπασι δὲ εἶναι οὔνομα Σκολότους, τοῦ βασιλέος ἐπωνυμίην. Σκύθας δὲ Ἕλληνες ὠνόμασαν» [17, кн. 4, параграф 6]. Тогда происхождение этнонима может быть связано со σκύθος, диалектизм для σκύφος [16, с. 1616]. Значение «кубок, чаша, деревянная посуда для молока» [16, с. 1618], вероятно, отражает пристрастие скифов к питию, в том числе, и кобыльего молока. Еще одним предполагаемым значением называется «череп», который, с одной стороны, отмечает отношение скифов к культу черепов врага [17, кн. 4, параграф 64], с другой, подчеркивает их остриженную, выбритую голову («Ибо лаконцы носят длинные волосы, а от них всё эллинство… скифы же первые стали стричься, почему и называются «оскифленными» [7]; «Приск, римский посол при дворе вождя гуннов Аттилы, упоминает, что у некоего знатного человека из скифов или сарматов, которого он там видел, голова была обрита…» [2, с. 13]). В контексте последнего замечания интересным выглядит и греческая огласовка скифского самоназвания – сколоты, которое перекликается со σκόλλυς (с корнем *σκόλ- [14, т. 2, с. 735]) – чуб, выбритая голова с волосами на макушке (опушка волос), хохолок, пучок волос [16, с. 1613].
Остановимся еще на одной местности, связанной со Скифией. Иордан рассказывает, что готы под предводительством короля Филимера «в поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] пришли в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум» [6, Get. 27]. Чтобы локализовать интересующее нас место, попытаемся проследить маршрут готов. Первым пунктом прибытия древних мигрантов стала земля, которая «до сего дня называется Готискандза» [6, Get. 26], надо полагать — историческая область южной Швеции — Гетоланд.
«Вскоре они продвинулись оттуда на места ульмеругов (Vlmerugorum), которые сидели тогда по берегам океана; там они расположились лагерем, и, сразившись [с ульмеругами], вытеснили их с их собственных поселений. Тогда же они подчинили их соседей вандалов, присоединив и их к своим победам» [6, Get. 26]. Здесь важной характеристикой для ориентации служит указание на побережье океана. Таким образом, место обитания ульмеругов и вандалов могло находиться на территории между устьями Эльбы и Вислы. При этом, этноним ульмеруги представляет конструкт, в котором первый компонент определен латинским ulmus – дерево вяз, второй – rugi, т.е. мы видим, возможно, лесных (по месту обитания) и светло-бурых/рыжих (по особенности внешнего вида) ругиев.
Для локализации тех краев воспользуемся «подсказками» Иордана: первая попытка переправы в землях Скифии не увенчалась успехом – мост через реку рухнул, и полвойска остались в неведомых болотах с неизвестной судьбой; вторая переправа оказалась успешной, но произошла встреча с аборигенами, которых называли спалами (Spalorum). В таком случае можно предположить, что готы в походе достигли Буга примерно в районе современного Бреста, часть переправилась через реку и попала в область Пинских (Припятских, Полесских) болот; оставшиеся организовали переправу чуть выше по течению и, преодолев водную преграду, вышли между Волынским полесьем и Волынской возвышенностью. Этноним спалы имеет в основе греческое πηλός, παλός (латинское palus) – болото, заливные луга, грязь (чернозем?) [16, с. 1401] с выше упомянутой частицей ἐς, т. е. люди, живущие среди болот, лугов («…вместо городов у них болота и леса»).
После этого готы направляются вдоль Южного Буга в Причерноморье и Крым: «отсюда уже, как победители, движутся они в крайнюю часть Скифии, соседствующую с Понтийским морем» [6, Get. 28] «Отступали» же готы, теснимые кочевниками, уже к Рейну, о том периоде их жизни и повествуют древнескандинавские саги [11, с. 56-60].
Возвращаясь к основной теме нашего исследования, можно сделать вывод, склавины появились в VI веке как обозначение одной из групп, областей венетов, споров. Как и остальные рассмотренные этнонимы имеет греческое происхождение, подчеркивающее географические и культурные особенности племен. Территорией расселения склавинов, согласно древним источникам, можно считать северную, северо-восточную часть Карпат (области современных Польши, Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии, Словакии). К середине VI века славяне перешли горные массивы и получили возможность для продвижения к Данубию (район среднего Дуная). Появление у границ Империи столь грозного славянского фронта и соприкосновение его с германским миром способствовало широкому употреблению и распространению понятия «славяне» в исторической и географической перспективе.
Концептуально, склавины явились продуктом этногенеза скифских элементов с автохтонами балтского происхождения (потомков племен шнуровой керамики или боевых топоров). К VI веку достигнув демографической точки кипения, массы молодого этноса устремились на сопредельные территории (конечно, не без помощи новых кочевников с востока): на западе – (западные славяне) теснили германцев за Эльбу; на юге – (южные славяне) проникали в задунайские провинции Империи; на северо-востоке – (восточные славяне) осваивали малозаселенные земли, «поглощая» тамошние балтские племена. Именно балтский субстрат обеспечил языковую преемственность нового этнообразования, что и прослеживается, например, в гидронимии славянского ареала расселения.
Восточные славяне
Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне – это обособившаяся часть индоевропейской общности.
А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:
– Венеды (жили в бассейне реки Вислы) – западные славяне.
– Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) – южные славяне.
– Анты (жили между Днепром и Днестром) – восточные славяне.
Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.
Территории и племена восточных славян
Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.
Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.
Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:
Племена
Места расселения
Города
Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева
Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера
Севернее Западной Двины и верховья Волги
Южнее Западной Двины
Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять
Южнее реки Припять
Селились южнее древлян, у истоков Вислы
Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла
Жили восточнее белых хорватов
Территория между Прутом и Днестром
Между Днестром и Южным Бугом
Территории вдоль реки Десны
Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству
Вдоль истоков Оки и Дона
Занятия восточных славян
К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.
Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.
Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».
В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Соседи восточных славян
В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.
Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.
Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.
Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.
В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.
Набеги кочевников
Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.
Обычаи и верования восточных славян
Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.
У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.
В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог – бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог – бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог – бог ветра и воздуха, Мокошь – женская богиня, Перун – бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.
Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.
Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.
Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.