велосипед ветерок ссср история
Знаменитые советские велосипеды
1. КАМА
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. Ещё бы не выстраиваться — советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как «Кама» покупались родителями в обмен на обещание приносить теперь только пятерки.
У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих – выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит – тот поймёт, о чём речь.
«Каму» обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки руля вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. И ещё: на крылья крепились брызговики из резины или линолеума.
2. УРАЛ
«Урал» — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов – это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.
На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки. На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.
Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Уралы» и сегодня успешно справляются с непростой обязанностью «дачного велика». Некоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остается в живых хоть один «Урал», а он, как уже можно понять, вечен.
3. МОСКВА 80, позже ТАХИОН
«Москва-80» — это самый легендарный советский велосипед, хотя бы по той причине, что он так и остался легендой – прокатиться на нём посчастливилось немногим. История его показательна и даже поучительна. Когда в середине 70-х годов Москва получила право на проведение Олимпиады, сразу встал вопрос: на каких велосипедах будет соревноваться наша сборная? Задать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.
В условиях дефицита времени велосипед всё же был создан. Для своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. Однако предстартовые испытания на велотрассах в Сочи выявили недостатки «Москвы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.
Катать домашнюю Олимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах итальянской фирмы Colnago, а на «Москве-80» состязались в шоссейной гонке спортсмены из Камеруна. Всего было выпущено около 52-х велосипедов «М-80» для различных видов гонок на треке и шоссе и еще 20 рам с вилками в качестве запасных. С 81 года начался выпуск «»Тахиона». Причем ранние трековые Тахионы мало чем отличались от «Москва-80» большинство узлов оставались такими же, геометрия также мало изменилась.
По мере выпуска Тахион все дальше отходил от «Москва-80» т.к. совершенствовалась конструкция велосипедов непрерывно. Тахионы 1983 года имели уже все узлы собственной «тахионовской» конструкции и своеобразную геометрию.
4. ТУРИСТ
Шоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. Самое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. В случае «Туриста» — четырех. Во время долгих поездок («Турист» был велосипедом, созданным именно для велопоходов) этот фактор играл решающую роль.
Владельцы шоссейников были небожителями, для детей возможность прокатиться хотя бы на раме «Туриста» признавалась за высшее благо. У «Туриста» в заводской комплектации был насос, подрамная сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Некоторые экземпляры выходили с завода с фарой и чудом техники — динамо-машиной.
Также нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Благодаря его форме, можно было менять хват и давать спине заслуженный отдых. Кроме того, «Турист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всё на том же «баране». «Турист» был самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Несмотря на отсутствие привычных сегодня амортизаторов – это была очень достойная и надежная машина.
5. ОРЛЁНОК
«Орленок» (по-литовски «Эрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. Его покупка была своеобразной инициацией для советского ребенка, который прошёл стадию «Львонков» и «Школьников».
Немного изогнутая рама «Орленка» была будто специально создана для того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. Да-да, когда у тебя появлялся «Орлёнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».
Что отличало «Орленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «Орленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии. Ещё один момент: «Орленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже другая история.
6. ЗИЧ — 1
Что будет, если авиационный завод станет выпускать велосипеды? Получится великолепная модель, которую многие будут считать шедевром. Именно таким стал велосипед «ЗиЧ-1», выпускаемый бывшим авиационным заводом имени Чкалова.
та модель стала самой желанной для детишек 40-х годов. «ЗиЧ-1» был самым дорогим и самым технически совершенным велосипедом того времени. Такую дорогостоящую покупку могли позволить себе лишь представители интеллигенции, военные в высоких чинах, обеспеченные представители партноменклатуры. Велосипед, впервые увидевший свет в 1946 году, стал культовым, так как велолюбители считали его лучшим из всех моделей 30-70-х годов. «ЗиЧ-1» обладал своеобразным дизайном, который сразу же приглянулся покупателям. Помимо этого, у него была система переключения 3-х передач и ручные тормоза. Этот велосипед прекрасно подходил для тех людей, которые любили кататься в ночное время, так как у него была фара на переднем крыле и генератор электричества, предназначенный для питания фары.
7. СПУТНИК
Наверное, каждый слышал много раз о велосипеде под названием «Спутник». У многих был такой, а некоторые даже сохранили его на память о днях минувшей молодости. Он выпускался на Харьковском велосипедном заводе, откуда расходился по всей стране в 60-70-х годах прошлого века.
На велосипеде были установлены обода из дюралюминиевого проката. Но могли так же устанавливаться и стальные. Тормоза с симметричной тягой, усиленные педали, улучшенные переключатели скоростей — все это сделало «Спутник» одним из наиболее популярных велосипедов в стране. Кроме того, он считался мужским легкодорожным велосипедом. В комплекте с велосипедом шли разнообразные «бонусы», такие как: насос, звонок и сумка с комплектом инструментов. Установленный на «Спутнике» руль был спортивного типа, благодаря чему велосипед использовался не только для велопрогулок, но и для спортивных тренировок.
8. ШКОЛЬНИК
«Школьник» — самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».
Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник». Эта модель предназначалась для детей 10-11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год. Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.
9. АИСТ \ ДЕСНА
Эта марка в свое время получила огромное распространение и невероятную популярность, что позволило ей продолжить существование и по сей день. Эти велосипеды запомнились любому человеку, чье детство пришлось не только на вторую половину прошлого столетия, но и на начало нынешнего столетия.
Марка «Аист» была создана в 1947 году. Уже в 1950 году был продан стотысячный велосипед. Простота конструкции, легкость в ремонте, удобство в обслуживании сделали велосипеды этой марки наиболее популярными среди веломашин подобного типа. На данный момент велосипеды этой марки производятся белорусским заводом «Аист».
Легендарные советские велосипеды: что с ними стало сегодня
У большинства моих читателей в юности наверняка был велосипед «Десна». Или «Школьник». Или «Кама». Или даже – не побоюсь этого слова – «Украина»!
Я решил выяснить, куда они все делись и что стало с предприятиями, которые их производили. Думаю, вам тоже будет любопытно.
Некоторые легендарные велосипеды всё ещё можно купить, причём не только на сайтах объявлений!
Республика: РСФСР
Город: Пермь
Производитель: Пермский машиностроительный завод имени Октябрьской революции, затем ПО «Велта»
Один из самых популярных советских дорожных велосипедов. Некоторые экземпляры ездят до сих пор.
Несмотря на маленькие колёса, на «Каме» катались не только подростки, но и взрослые. Несмотря на складную конструкцию, велосипед оказался невероятно надёжным. Многие «Камы» до сих пор на ходу.
Складной велосипед для тех, кто всё-таки вырос из «Камы». Производился не только в Перми, но и, например, в Йошкар-Оле.
Предприятие ликвидировано в 2006 году. Велосипеды под старыми брендами не производятся. Бывшие сотрудники «Велты» основали компанию Forward, производство которой находится в Перми.
«Форварду» также принадлежит элитный бренд Format и бренд эконом-класса Altair (о нём ниже).
Республика: УССР
Город: Харьков
Производитель: Харьковский велосипедный завод им. Петровского
Действительно мечта любого советского туриста. Уже полвека назад этот велосипед имел 4 скорости! Заводом также выпускались похожие модели «Спутник» и «Спорт».
Возможно, первый советский шоссейник.
Специальная модель, выпущенная в честь Олимпиады-80
Производство продолжается. Завод принадлежит украинской компании ЮСИ. Шоссейников в линейке больше нет, но присутствуют модернизированные за счёт иностранного оборудования «Украина» и «Турист».
Республика: БССР
Город: Минск
Производитель: Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ), затем «Мотовело»
Белорусский аналог «Урала» и «Украины», большой дорожный велосипед.
Под маркой «Аист» производились разные велосипеды, в том числе «Минск» в 80-е. Но чаще всего подразумевают модель, похожую на «Каму» и «Десну».
«Аист» с колёсами 24 дюйма. По сути – белорусский вариант «Салюта».
Весной 2018 года ОАО «Мотовело» было признано банкротом. Производство велосипедов планируется перенести в белорусско-китайскую индустриальную зону «Великий Камень».
«Аисты» в продаже пока есть, в том числе классические складные велосипеды с 20-дюймовыми колёсами.
Республика: РСФСР
Город: Жуковка (Брянская область)
Производитель: Жуковский велосипедный завод, затем «Веломоторс»
Брянский аналог «Камы», который отличался от неё главным образом рамой.
Велосипеды под брендом «Десна» сейчас производит «Веломоторс», то есть это те же «Стелсы».
Что касается самого большого производителя велосипедов в России, то у него сейчас несколько заводов. Производство открыто в Кубинке (Московская область), станице Крыловской (Краснодарский край) и собственно Жуковке (Брянская область). Часть комплектующих для велосипедов ввозится из Азии.
Республика: УССР
Город: Львов
Производитель: Львовский велосипедный завод
Пожалуй, самый странный из советских складных велосипедов – с передним псевдоамортизатором и рулём как у чоппера.
Ещё в советское время завод сделал ставку на мототехнику. С распадом СССР ситуация на предприятии начала ухудшаться, и в нулевые завод окончательно умер. Велосипеды больше не производятся.
Республика: РСФСР
Город: Саранск, Мордовская АССР
Производитель: Саранский механический завод
Самый модный из советских подростковых велосипедов. Был довольно популярен и в 90-е, особенно в соседних с Мордовией регионах.
СМЗ пока ещё существует и работает. Велосипеды под маркой «Кросс» тоже производятся, но широких продаж по России нет.
Республика: РСФСР
Город: Пенза
Производитель: ЗИФ, Пензенский велосипедный завод
Хотя ЗИФ был прежде всего оборонным предприятием, он выпускал широкую линейку велосипедов, в том числе несколько моделей под маркой «Сура».
Велосипеды «Сура» (Sura) до последнего времени можно было встретить в провинципальных спортивных магазинах, но теперь это раритет. В 2014 году прекратилось производство велосипедов, а в 2016-м завод обанкротили и разграбили. Авторы версии о рейдерском захвате предприятия считают, что на месте ПВЗ будет построен очередной ЖК.
Республика: РСФСР
Город: Нижний Новгород
Производитель: ГАЗ
Пожалуй, самый массовый подростковый велосипед в СССР. Правда, в отличие от той же «Камы», он был посредственного качества.
Немногие знают, но ранние версии «Школьника» выпускались с рамой, как у «взрослых» моделей.
Велосипеды СССР
Советская эпоха оставила после себя внушительное «велосипедное наследие», поскольку некогда великая страна в своё время выпускала действительно большое количество двух- и трехколесных «железных коней», некоторые из которых до сих пор пылятся в гаражах, а другие – либо по-прежнему находятся в активной эксплуатации, либо стали предметами коллекционирования…
Вообще, в СССР велосипеды любили абсолютно все – от мала до велика и от жителей крупных городов до людей из далекой глубинки. И это совсем не удивительно, поскольку двухколесный транспорт всегда отличался доступностью, в то время как с автомобилями в то время был явный дефицит (да и позволить их себе могли далеко не каждые).
Несмотря на огромную популярность велосипедов, которые без преувеличения считались «культовыми предметами», Советский Союз никогда не являлся мощной велосипедной державой (особенно по сравнению с зарубежными странами), однако имел несколько десятков велозаводов, на которых выпускалось много разных марок трёх- и двухколёсников…
Сами велосипеды обрели популярность ещё в царской России, то есть задолго до Октябрьской революции, однако тогда их себе позволить могли только достаточно обеспеченные люди… Но революция и гражданская война «застопорили» развитие двухколесного транспорта в стране, и «волна возрождения» велосипедов началась уже в СССР, а если быть точнее – в 1920-х годах…
«Первопроходцем» в вопросе производства советских велосипедов стал Харьковский велосипедный завод – именно там в 1923 году были выпущены первые опытные образцы нескольких велосипедов, а уже в следующем году из цехов «выехало» практически 1000 «железных коней»… Но изначально на предприятии не имели какой-либо конкретной модели, предлагая разномастные «двухколесники», а первый единый велосипед под названием «Украина» появился здесь только в 1926 году…
В первое время Харьковский велозавод был «монополистом» в СССР по производству велосипедов, и лишь спустя несколько лет – в 1929 году – выпуск байков наладили и на Московском велозаводе (который «зародился» благодаря организации велосипедного производства на базе станочного парка «Дукса»)… Другие же крупные заводы начали осваивать двухколесный транспорт уже после Второй мировой войны – например, Минский мотоциклетно-велосипедный завод, Пензенский велозавод, Авиационный завод имени Чкалова и другие…
За годы существования СССР его предприятия выпустили ни один десяток миллионов велосипедов различных моделей, некоторые из которых стали по-настоящему легендарными, отчего и по сей день являются «мечтой» не только российских граждан, но и жителей других стран…
Дорожные велосипеды
Наибольшей популярностью в стране Советов пользовались дорожные велосипеды – это, как правило, простые с конструктивной точки зрения байки, предназначенные для катания по городским улицам или дорогам с асфальтированным и ровным грунтовым покрытиями, причем как взрослых людей, так и подростков. Вот лишь малый перечень наиболее популярных и интересных моделей такого типа:
Это поистине нестареющая классика и, пожалуй, один из символов советской эпохи, являющийся дорожным велосипедом «повышенной прочности и проходимости», который спроектирован, в первую очередь, для катания взрослых мужчин. Но, несмотря на то, что такие байки обладают внушительным весом и в народе обзываются «колхозными» или даже «дедовскими», в свое время на них колесили даже дети, располагаясь под верхней трубой…
Свою историю этот «двухколесник» начал более полувека назад – его производство запустили на Пермском машиностроительном заводе в далеком 1965 году, после чего продолжал свою «карьеру» несколько десятилетий и пользовался высоким спросом у советских граждан за счет простоты в обслуживании и неприхотливости в эксплуатации.
По сути своей «Урал» – это односкоростной велосипед с рамой (её высота – 560 мм), обладающей закрытой геометрией и выполненной из стальных тонкостенны труб, паяной вилкой все из той же стали, железным рулем с литым выносом и 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения. Естественно, такое количество стали и обуславливает приличный вес байка – более 16 кг.
Кроме того, «Урал» имеет в своём «арсенале» регулируемое седло с полужестким каркасом и мягким покрытием. Некоторые модификации оснащены комбинированной системой тормозов: на переднем колесе – ручной тормоз клещевого строения, а на заднем – ножной механизм барабанного типа. А ещё у всех таких велосипедов есть полноформатные стальные крылья. Поздние модели оснащались подрамной сумкой с набором инструментов и трубчатым багажником, а на некоторых имелись ещё и фара с генератором электричества, насос и подножка.
«Орленок» и «Ласточка»
Это подростковые велосипеды («Ласточка» – для девочек с соответствующей геометрией рамы, а «Орленок» – для мальчиков), сконструированные для прогулочного катания юных райдеров в возрасте от семи лет и старше по асфальтированным или грунтовым дорогам.
Они были созданы по довоенным немецким образцам. Изначально (если быть точнее – с 1949 по 1951 год) производились на Минском мотоциклетно-велосипедном заводе. Но впоследствии белорусское предприятие приступило к освоению сборки мотоциклов, отчего выпуск «Ласточки» и «Орленка» перенесли на Шяуляйский велосипедно-моторный завод, где они держались на конвейере до 1978-го без каких-либо значительных технических доработок.
Но и на этом их история не закончилась, поскольку эти велосипеды, подвергнувшись небольшой модернизации, даже «пережили» сам Советский союз – выпускались ещё несколько лет после развала некогда великой страны.
Вообще, «Ласточка» и «Орленок» отличаются друг от друга, в первую очередь, геометрией рамы: у первой модели она открытая, а у второй – закрытая. Каждый же из этих байков обладает остовом (его высота – 460 мм), передней вилкой и регулируемым рулевым узлом – выполненными из стали; односкоростной трансмиссией; ножным задним тормозом и 24-дюймовыми колесами со стальными коробчатыми ободами.
Стоит отметить, что в своё время уже «в базе» данным велосипедам полагались полноценный металлические крылья, комплект инструментов, звонок и насос. При этом «Орленок» ещё имел багажник в задней части, а «Ласточка» комплектовалась защитной сеткой с крючками на заднем колесе и щитком на цепи.
«Украина»
Серия дорожных велосипедов, ориентированных на взрослых мужчин и предназначенных для прогулочных, туристических и деловых поездок по дорогам с различным покрытием и профилем. Одна из особенностей байка – большое количество модификаций, которые отличались друг от друга не только комплектацией, но и техническими моментами.
Вообще, формально велосипед «появился» на свет в 1926 году, когда и стартовало его массовое производство на мощностях Харьковского велосипедного завода имени Петровского. Однако конструкция байка уходила своими корнями ещё в дореволюционный период – дело в том, что предприятие в Харькове было основано на базе велосипедной фабрики Лейтнера, которую еще в годы Первой мировой войны эвакуировали из Риги на Украину, а после Октябрьской революции национализировали. А «Украина» представляла собой модель велосипеда, выпуск которого когда-то осуществлялся ещё на рижском заводе. К слову, в дальнейшем «двухколесник» постоянно модернизировался, а его производство ведется и по сей день…
Стандартный вариант этого «железного коня» обладает стальными рамой трубчатой конструкции (её высота – 560-600 мм), рулём и передней вилкой; колесами размерностью 28 дюймов с ободами коробчатого сечения из стали; односкоростной трансмиссией, а также ручным передним (с тросовым приводом) и ножным задним (барабанного типа) тормозами. При этом байк встречается как с жестким седлом, так и полужестким, имеющим жесткий верх, а «топовая» модель «щеголяет» трёхскоростной системой с параллелограммным переключателем и полностью ручными тормозами.
К слову, «Украина» – самый массовый советский велосипед в истории, который еще и успешно экспортировался более чем в 30 мировых стран.
«Минск»
Это обобщённое наименование дорожных велосипедов Минского мотоциклетно-велосипедного завода, предназначенных для катания взрослых мужчин по дорогам практически с любым типом покрытия, за исключением серьёзного бездорожья. Вообще, было немало модификаций таких байков, маркированных литерой и числами, однако у всех – схожая конструкция и технические параметры.
Производство «Минска» в базовом исполнении было запущено в 1956 году на ММВЗ, а велось до 1986 года (когда «двухколёсники» и сменили название на «Аист»).
Это – односкоростной велосипед с 560-миллиметровой рамой закрытого типа, паяной из стальных труб; жесткой вилкой и регулируемым рулевым узлом, изготовленными все из той же стали; 28-дюймовыми колесами со стальными ободами коробчатого сечения, а также ножным задним тормозом. Стоит отметить, что все версии байка с завода оснащались полноценными крыльями, подпружиненным седлом и задним багажником.
«Турист»
Серия дорожно-туристических велосипедов для взрослых мужчин, предназначенных для прогулочной и скоростной езды по асфальтированным дорогам на проселках с укатанным грунтом. Этот байк встречается в широком количестве вариантов исполнения, различия между которыми сводятся не только к внешности, но и к ряду технических особенностей (например, количество скоростей).
Историю «двухколёсника» можно разделить на два этапа, и первый из них начался в 1949 году – именно тогда было запущено его производство на Харьковском велосипедном заводе имени Петровского, которое продолжалось до 1961-го. После название «Турист» вывели из обихода, заменив на «Спутник», однако в 1977 году вновь вернулись к первоначальному варианту.
Базовый велосипед имеет стальные раму (закрытого типа, высотой 560 мм) и вилку, руль дорожного или спортивного типа, односкоростную систему, ручные тормоза клещевой конструкции «по кругу» и 28-дюймовые колеса с коробчатыми ободами из алюминиевого сплава. Более же «продвинутый» вариант может похвастать трехскоростной трансмиссией с параллелограммным переключателем.
«Уралец»
Дорожный односкоростной велосипед, предназначенный для юношей в возрасте от десяти лет и старше, который создан как для прогулочного, так и для активного катания по асфальтированным и грунтовым дорогам. Производство данного байка запустили в 1970 году на мощностях Атигского машиностроительного завода, после чего его «серийная жизнь» продолжалась до 1994-го (то есть даже после распада СССР).
У него – рама и жесткая вилка, изготовленные из стали; регулируемый рулевой узел; задний ножной тормоз и колёса размерностью 24 дюйма со стальными ободами коробчатого сечения. Кроме того, на всех версиях «двухколёсника» присутствуют такие решения, как полноформатные стальные крылья, светоотражающие элементы и седло с полужестким каркасом и мягкой накидкой.
Дорожный велосипед, который предназначен для езды взрослых мужчин по городским улицам и проселочным дорогам с укатанным грунтом. Он «появился на свет» в 1978 году – именно тогда стартовал его выпуск на Пензенском велозаводе имени Фрунзе, который вёлся вплоть до распада Советского союза.
Этот байк обладает: стальной рамой закрытого типа высотой 580 мм; жесткой передней вилкой все из той же стали; рулевой колонкой, настраиваемой по высоте; односкоростным механизмом; задним ножным тормозом барабанной конструкции; 28-дюймовыми колесами со стальными коробчатыми ободами.
«Спутник»
Дорожно-туристический велосипед для взрослых мужчин, сконструированный как для прогулочного, так и для скоростного катания по дорогам с асфальтированным или твердым грунтовым покрытием.
Этот байк встал на конвейер Харьковского велосипедного завода имени Петровского в 1961 году, а появился в результате переименования модели «Турист». Практически в неизменном виде «двухколёсник» выпускался до 1983-го, когда и «ушел на покой».
В активе данного велосипеда присутствуют: стальная рама высотой 540-600 мм; передняя жесткая вилка, также изготовленная из стали; рулевая колонка типа «бараньи рога»; колеса величиной 28 дюймов с дюралюминиевыми или стальными (коробчатого сечения) ободами; 3-, 4- или 8-скоростная система; ручные тормоза клещевого типа.
Спортивные велосипеды
Но только лишь простыми дорожными байками в СССР не ограничивались, а выпускали так же и большое множество спортивных велосипедов (причем, зачастую, очень даже серьезных) – они создавались, в первую очередь, для использования в той или иной спортивной дисциплине (либо для тренировочных процессов) для соревнований различных уровней, отчего и наделялись определенными конструктивными особенностями.
«Москва 80»
Спортивный велосипед «высшего класса», предназначенный для участия в соревнованиях мирового уровня по шоссейным гонкам, который считается одним из лучших «двухколёсников» советской эпохи.
Вообще, этот шоссер специально разрабатывался Харьковским велозаводом для спортсменов к Московским Олимпийским играм, прошедшим в 1980 году, однако из-за противников в рядах сборной принять участие в них ему так и не удалось… Работы над велосипедом под руководством Панина Г.И. начались в середине 1970-х годов на основе байка Colnago Mexico (именно на них в тот момент катала сборная СССР), однако он постоянно отклонялся «сборниками», а весной 1979 года и вовсе – перестал быть им интересен. С того момента прекратился даже мелкосерийный выпуск данного «двухколёсника», но при этом до конца года ещё изготавливались единичные экземпляры по индивидуальным заказам тех или иных гонщиков. Всего же за это время «свет увидело» чуть более полусотни «Москва 80» для различных видов шоссейных гонок.
Этот велосипед может «похвастать»: рамой и жесткой вилкой, изготовленными из легированной стали; спортивным рулем типа «бараньи рога» из алюминия с удлиненным выносом; многоскоростным механизмом с передним и задним переключателями параллелограммного типа; ручными тормозами клещевого строения «по кругу»; 28-дюймовыми колесами с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и однотрубными шинами; педалями из «крылатого металла».
Примечательно, что специалисты смогли добиться крайне небольшой массы «Москвы 80» – всего 8.25 кг. И столь низкие показатели были достигнуты широким применением в конструкции не только алюминия, но и титановых сплавов – из последнего выполнены шатуны, спицы, трещотка и некоторые другие детали.
«Тахион»
Спортивный велосипед профессионально-спортивного уровня, доступный в широком количестве модификаций, предназначенных для участия в шоссейных и трековых гонках (причем как в индивидуальных, так и в командных). Это – настоящая легенда советской велосипедной промышленности, мечта всех мальчишек (и не только), но доступная только «избранным».
«Тахион» был разработан Центральным конструкторским техническим бюро Харьковского велозавода в 1979 году под началом Воронцова Р.И., причем этот байк стал первым в СССР, в котором широко использовались компоненты и материалы иностранных компаний. И надо сказать, велосипед получился действительно впечатляющим, отчего его производство продолжалось до 1992 года (за это время было выпущено свыше 400 «двухколёсников»).
Данный велосипед имеет в своем активе: раму высотой 530-600 мм, выполненную из стальных труб; переднюю вилку из труб овального сечения все из той же стали; алюминиевый подседельный штырь аэродинамической формы; руль из «крылатого металла» с креплением на корону вилки; колеса размерностью 28 дюймов с алюминиевыми ободами трубчатого сечения и титановыми спицами. При этом шоссейная модель обладает 6-скоростной трансмиссией с параллелограммным переключателем и ручные тормоза клещевого типа спереди и сзади, в то время как у трекового варианта – всего одна скорость и нет тормозов.
Вообще, сам Воронцов хотел назвать велосипед «Кентавром», однако такое название «забраковали» руководители – мол, нечего величать советский байк именем чуждого персонажа, да еще и с какой-то там мифологии. Тогда сын Реджинальда Ивановича предложил имя «Тахион», которое в теоретической физике означает гипотетическую частицу, движущуюся в вакууме со скоростью быстрее скорости света. Его и утвердили.
«Чемпион»
Спортивно-шоссейный велосипед, предназначенный для тренировочной езды по асфальтированным и проселочным дорогам и соревнований различных уровней. Производство данного «железного коня» осуществлялось на Харьковском велозаводе с 1957 по 1963 года, при этом в 1958-м он удостоился диплома «за новые конструктивные решения».
У него – стальная рама закрытого типа (высотой 540-580 мм), рулевая колонка типа «бараньи рога», 10-скоростная система с параллелограммным передним и задним переключателями, 28-дюймовые колеса с дюралюминиевыми ободами и однотрубными шинами, ручные тормоза клещевого вида с тросовым приводом, а также спортивные педали с туклипсами.
Складные велосипеды
Сегодня это может показаться странным, но в Советском союзе самыми пижонскими в быту считались именно складные велосипеды. Которые хоть и уступали обычным дорожным байкам в плане ходовых характеристик, однако подходили более широкому кругу лиц, поскольку на таких «железных конях» без проблем катались и взрослые, и дети, а хранить их можно было даже в городской квартире.
Складной велосипед, предназначенный для размеренного катания и райдеров любого возраста по дорогам с асфальтированным или ровным грунтовым полотном. Свою историю данный «двухколёсник» начал в 1977 году, после чего выпускался на мощностях Минского мотоциклетно-велосипедного завода до 1992 года, причем без каких-либо серьезных визуальных и конструктивных доработок.
По сути своей «Аист» – односкоростной велосипед со стальными остовом (высотой 400 мм) и передней вилкой, который обладает складной рамой с механическим фиксатором в сложенном положении, регулируемым рулевым узлом (также стальным), 20-дюймовыми колесами с коробчатыми ободами из стали, а также задним ножным тормозом барабанного типа.
Кроме того, у всех «Аистов» без исключения есть полноценные металлические крылья, защита цепи, светоотражающие элементы, звонок, багажник и сумка с инструментами.
По-настоящему массовый складной велосипед, подходящий велосипедистам практически любого возраста (естественно, за исключением «самых маленьких»), который предназначен для городских или загородных поездок с возможностью перевозки в сложенном состоянии практически в любом виде общественного транспорта, а также непродолжительных туристических путешествий.
Этот «двухколёсник» был представлен в середине 1970-х годов, тогда же и началось его производство на Пермском машиностроительном заводе имени Октябрьской революции. Причем велосипед оказался «долгожителем» – его выпуск без каких-либо существенных изменений продолжался ещё много лет даже после распада СССР.
Советская «Кама» может похвастать: стальной рамой высотой 460 мм, имеющей складной механизм с литым замком петлевого типа; завышенным рулевым узлом с литым выносом; односкоростной трансмиссией; колесами величиной 20 дюймов со стальными ободами коробчатого сечения; передним ручным (клещевой конструкции) и задним ножным тормозами. Стоит отметить, что с завода все велосипеды комплектовались полноформатными крыльями, защитой цепи, багажником, катафотами на спицах и крыльях, а также насосом, а часть моделей – ещё и фарой с генератором электричества.
«Салют»
Этакий вариант «Камы» (поскольку они выпускались на одном заводе в Перми), но на более крупных колесах, также представляющий собой складной велосипед, который подходит для катания по дорогам с хорошим покрытием. Но если его меньший «собрат» действительно встречался в Советском союзе повсеместно, то сам «Салют» не был столь востребованным – да, он имел лучший накат, особенно при езде с горы, однако был неудобен для поездок в общественном транспорте, причем даже в сложенном виде. Единственная реальная польза от его складывания была при хранении.
Базовая модель имеет: раму (высотой 435 мм) открытого типа с литым замком складывания; жесткую вилку из стальных труб круглого сечения; высокий руль с удлиненным литым выносом; колеса размерностью 24 дюйма со стальными ободами коробчатого сечения. У базового «Салюта» – одна скорость и комбинированные тормоза (передний ручной и задний ножной).
У модели «Салют-5» – 5-скоростная трансмиссия и полностью ручные тормоза кантилеверного типа.
«Десна»
Велосипед со складной рамой, сконструированный для неспешных велопрогулок по асфальтированным или укатанным грунтовым дорогам и отлично подходящий (благодаря конструктивным особенностям) для транспортировки в общественном транспорте, который в свое время выпускался на Жуковском велозаводе.
«Десна» может похвастать: открытой геометрией облегченной рамы с литым замком складывания петлевой конструкции; высоким рулем с литым выносом; односкоростным механизмом; 20-дюймовыми колесами с коробчатыми ободами из стали; задним ножным тормозом барабанного типа; седлом с пружинным каркасом, покрытым кожзаменителем.
Уже с завода на байк устанавливались металлические крылья, защита цепи, багажник с зажимом, звонок и светоотражающие элементы, а в его базовую комплектацию входили насос и сумка с инструментами.
«Эврика»
Складной подростковый велосипед для подростков, разработанный для поездок по ровным дорогам, выпуск которого когда-то вёлся на Львовском мопедном заводе.
В активе этого «двухколёсника» присутствуют: рама открытого типа высотой 459 мм с шарнирным механизмом складывания; паянная передняя вилка с пружинным амортизатором; мопедный руль, регулируемый по высоте; односкоростная трансмиссия; колеса величиной 20 дюймов со стальными ободами коробчатого сечения; задний ножной тормоз барабанного типа; седло с пружинами и мягким верхом.
Детские велосипеды
В советское время, наверное, практически у каждого ребёнка был свой велосипед – даже несмотря на их немалую стоимость, родители стояли в немаленьких очередях, дабы порадовать своё чадо. Вообще, такой транспорт был пределом мечтаний для многих мальчишек и девчонок – тогда если у тебя имелся ве́лик, то ты считался чуть ли не королём двора, и другие ребята стремились к дружбе с тобой.
Ну а если отступить от лирики, то в СССР действительно делали велосипеды именно для детей, пусть и совсем простенькие, но для всех возрастов – и трёх-, и двухколёсные:
«Школьник»
Детский велосипед, ориентированный на мальчиков и девочек в возрасте до 10-11 лет, который предназначен для прогулочной езды по дорогам с асфальтированным или твёрдым грунтовым покрытиями. Это – один из самых популярных байков для маленьких велосипедистов, из когда-либо выпускаемых в Советские времена.
Свою историю «Школьник» начал еще в 1950-х годах, а если быть точнее – в 1956 году: именно тогда стартовало его производство на мощностях Горьковского велосипедного завода.
При этом стоит отметить, что ранние модели имели разделение на «мальчишечьи» и «девчачьи» (первые отличались рамой закрытого типа, у вторых же верхняя труба размещалась на более низком уровне), однако впоследствии сделали «универсальный вариант», который успешно выпускался до 1993 года.
Сам по себе «Школьник» имеет действительно примитивную конструкцию. У него – рама высотой 445 мм, скроенная из стали, жесткая вилка из стальных труб, высокий руль с увеличенным выносом, односкоростная трансмиссия, 20-дюймовые колеса с коробчатыми стальными ободами и задний ножной тормоз барабанного типа.
При весе в 9.5 кг, велосипед уже с завода снабжался мягким седлом, полноразмерными стальными крыльями, защитой цепи и звонком.
«Бабочка»
Односкоростной велосипед для ребят в возрасте от четырёх до семи лет, подходящий для неспешного катания по хорошим дорогам (как асфальтированным, так по грунтовым, но с укатанным покрытием), который выпускался на заводе в городе Узловая, что в Тульской области.
Этот байк имеет сварные раму и жесткую вилку из стали, регулируемый по высоте рулевой узел, 12-дюймовые колеса с пневматическими шинами и стальными ободами, задний ножной и передний ручной (на покрышку колеса, поршневого типа) тормозами, а также пластмассовое седло, настраиваемое по высоте.
Всем версиям «Бабочки» с завода полагались стальные крылья, звонок, щиток на цепи и задний багажник.
«Дружок»
Детский велосипед со складной рамой, созданный для юных велосипедистов в возрасте от трех до пяти лет, который подходит как для обучения езде на двухколесном транспорте, так и для размеренных поездок по дорогам с хорошим покрытием.
В активе данного байка числятся: стальная рама открытого типа с замком складывания; жесткая вилка, также скроенная из стали; высокая рулевая колонка, настраиваемая по вылету; 14-дюймовые колеса со стальными ободами и шинами из сплошной резины; ручной тормоз клещевого типа на обод заднего колеса.
К слову, уже в «базе» этот велосипед оснащался металлическими крыльями, защитой цепи, багажником, звонком и поддерживающими колесиками по бокам.
«Малыш»
Трёхколесный велосипед для детей в возрасте от одного до трёх лет, предназначенный для обучения или неспешных велопрогулок по ровным дорогам, который выпускался на кулебакском заводе «Старт» с 1962 года (причем производство байка ведется и сейчас, правда, в значительно измененном виде).
У этого «железного коня» – лёгкая однотрубная рама сварной конструкции, рулевая колонка с пластмассовыми рукоятками, жесткое седло и разновеликие сплошные колеса с покрышками из литой резины (спереди – диаметром 350 мм, а сзади – 240 мм).
«Кросс»
Спортивно-игровой детский велосипед, подходящий для маленьких райдеров в возрасте от семи до одиннадцати лет, который в своё время выпускался на мощностях Саранского механического завода. Этот байк подходит как для неспешного катания по различным дорогам, так и для спортивных состязаний.
У него – рама, жесткая вилка и регулируемая рулевая колонка, изготовленные из стали, колеса размерностью 20 дюймов со стальными ободами и пневматическими покрышками и односкоростная трансмиссия. При этом «двухколёсник» встречается как с задним ножным тормозом барабанного типа, так и с полностью ручными тормозами клещевого типа.
«Мишка»
Двухколёсный детский велосипед, сконструированный для покатушек ребят в возрасте от пяти до семи лет по дорогам с асфальтированным или укатанным грунтовым покрытием, который когда-то производился на Саранском механическом заводе.
Байк имеет: трубчатую раму с глубоким проемом; жесткую переднюю вилку; регулируемое мягкое седло; односкоростную систему; 12-дюймове колёса со стальными ободами и пневматическими шинами; задний ножной тормоз барабанного типа.
«Ветерок»
Детский велосипед-трансформер (благодаря конструктивным особенностям он может быть как трёх-, так и двухколёсным), предназначенный для велопрогулок детей в возрасте от трёх лет и старше, который выпускался еще в 1950-х годах.
Этот велосипед обладает остовом, жесткой вилкой и регулируемым рулём, изготовленными из стали, односкоростной трансмиссией, 24-дюймовыми колесами со стальными ободами и покрышками из резины, а также задним ножным тормозом.