ведьмы в древней руси

Ведьмачество на Руси

ведьмы в древней руси

Колдуны и ведьмы – своего рода «классика» фольклора. Они обладают способностью вступать в контакт с нечистой силой, влиять на физику мироздания: на природные и атмосферные явления, людское здоровье, урожай и т. п.

Ведьмы

В низшей мифологии восточных славян ведьмы являются важнейшими персонажами. Ведьма – та, которая ведает, обладает ведовством, то есть знанием. В зависимости от местности ее могли называть волшебницей, чаровницей, вештицей, колдуньей и др. За свои способности ведьма расплачивается собственной душой и после смерти не знает покоя. Кстати, происходит это, в представлении восточных славян, независимо от того, наводит ли ведьма порчу или лечит людей.

В народном представлении ведьмы делятся на две категории: получившие ведовство по наследству и заключившие сделку со злыми силами. Их называли соответственно «рожденными» и «учеными», причем в народе верили, что первые куда сильнее и могут помимо плохого делать еще и хорошее, тогда как «ученые» способны исключительно на зло. Кроме наслания порчи, ведьмы прибегают еще к двум основным способам вредительства: краже молока чужих коров (при помощи колдовства) и порче урожая. Для порчи урожая ведьма могла наслать вредителей, заломить или спутать пучок колосьев. В народе верили, что после этого не только урожай испортится, но и жнец, случайно срезавший такой пучок колосьев, обязательно заболеет или даже умрет. А еще верили, что ведьмы способны похищать нерожденных детей из утробы спящей матери.

ведьмы в древней руси

На представления о том, почему можно родиться ведьмой, влияние оказало в том числе христианство. А именно – представления о законности рождения. Если девочка рождается вне брака, а ее мать или мать и бабка были также рождены вне брака, то быть такой девочке ведьмой. Правда, сплошные девочки даже у законных супругов тоже не есть хорошо: пятая или седьмая из них наверняка родится ведьмой.

«Ученой» ведьма становится после совершения неких ритуалов, связанных с отречением от Христа и кощунством, или передачи женщине ведовства от умирающей старой ведьмы (в народе верили, что ведьма не может умереть, если не передаст свою силу), но обязательное условие – знакомство с бесом, который заключает с ведьмой контракт и сожительствует с ней. Отличить «рожденную» от «ученой» можно по хвосту: у первой он есть. А в остальном образу ведьмы сопутствовали известные нам по сказкам признаки, такие как сгорбленность, скрюченность, костлявость и т. д.

Считалось, что ведьмы способны к оборотничеству, особенно «рожденные». Одна русская легенда повествует о том, как во времена Ивана Грозного две заподозренные в колдовстве ведьмы обернулись сороками и улетели через трубу. Время, когда ведьма обретает особую силу, – это ночь, в частности полночь, а также канун больших праздников. А вот любимым развлечением ведьм считались полеты на шабаш. Чтобы попасть на него, ведьмам необходимо натереться особой многокомпонентной колдовской мазью, рецепт которой известен лишь им одним.

ведьмы в древней руси

М.П. Клодт. Колдунья

Нечасто, но все же встречались поверья о некоторой пользе ведьмы для окружающих. У нее можно было попросить совета о благоприятном дне для начала пахоты или сева, а также помощи в случае болезни или стихийных бедствий.

Колдуны

Если ведьмами называют в народе женщин, то колдунами – мужчин. Версия о происхождении названия «колдун», которой придерживаются многие исследователи, такая. «Колдун» – существительное, родственное слову «колтун», и означает в данном случае спутанные ради порчи колосья. Это не единственное название для мужчины, заключившего сделку с нечистью или «рожденного». В зависимости от местности колдуна могут называть ведьмаком, ведьмаром, волховником, чернокнижником и пр. Вероятно, что представления о колдунах восходят к древним языческим временам и связаны с волхвами, то есть жрецами («волхв» – от праславянского глагола, означающего «неясно говорить»). С приходом христианства всё языческое стало восприниматься как бесовское, а волхвы – как люди, вступающие в связь с демонами. И все-таки волхвы еще долго пользовались авторитетом не только среди простого народа, но и среди знати. Подтверждение этому можно найти в летописях. Однако и боролись с ними не менее рьяно, чем с ведьмами: сохранилось немало документов XVII–XVIII веков, повествующих о казнях за колдовство и обвинениях в нем.

Отличительные признаки колдуна в основном такие же, как и у ведьмы: сгорбленность, скрюченность, хромота, какое-либо увечье (нет правой руки), иногда рыжие волосы, красные или черные глаза, два ряда зубов. В некоторых поверьях говорится, что у колдуна одна душа человеческая, а вторая – бесовская, по этой причине колдун после смерти превращается в упыря. Стать колдуном можно, заключив с бесом договор, который подписывается кровью на коже висельника и подкрепляется кощунственным действием со стороны человека. Правда, в некоторых поверьях говорится, что мужчина, решивший стать колдуном, должен продать бесу своего ребенка. Как и в случае с ведьмами, колдун перед смертью был обязан передать свою силу, и тогда человек, принявший от колдуна какой-то предмет, невольно получал и силу бесов, служивших прежнему колдуну. При невольном получении колдовской силы человека можно от нее избавить, отмолив.

ведьмы в древней руси

В.М. Максимов. Приход колдуна на крестьянскую свадьбу

Иные поверья гласят, что колдун, в общем-то, вредит людям помимо своей воли, потому что бесы, доставшиеся ему в подчинение, должны быть постоянно заняты работой, желательно вредной для людей. Если бесам нечего будет делать, то они могут до смерти замучить колдуна. Поэтому в народе рассказывали, что хороший колдун злую силу посылает не на людей, а на лес или заставляет бесов делать бессмысленную, но трудоемкую работу, например ломать деревья или носить воду в сите.

У русских была традиция приглашать колдуна на свадьбу, где бы он защищал жениха и невесту от других колдунов или ведьм. А если колдуна не позвать, то он обидится и нашлет на невесту кликушество или другое зло. Во многих быличках рассказывается о противостоянии колдунов или колдуна и ведьмы на свадьбе, поскольку в народе считалось, что колдуны бывают разными по силе. Верили в народе и в то, что колдуна надо хоронить с соблюдением особых мер предосторожности, чтобы после смерти он не мучил людей.

Источник

Какими были ведьмы на Руси и как с ними боролись без инквизиции

Ужасы инквизиции, которая несколько столетий орудовала в Европе и Америке, отлично известны всем нам еще со школьной скамьи. Но об охоте на отечественных ведьм нам почти ничего не известно. Были ли ведьмы на Руси и если да, то насколько вольготно они себя чувствовали там, где не было католического церковного суда с его пытками и кострами.

ведьмы в древней руси

На Западе с ведьмами и колдунами разговор был короткий — достаточно было небольшого подозрения, чтобы человека схватили, зверски пытали и, вырвав признание, отправили на костер, виселицу или в омут. Людей убивали тысячами и иногда причиной для расправы становилась необычная внешность, странное поведение и даже неприязнь соседей.

На Руси все было иначе — у нас никогда не было организованной охоты на ведьм и, тем более, массовых казней. К ведьмам, колдунам, знахарям и провидцам отношение у нас было более сложное. Далеко не всегда человек, занимающийся магией, бывал не то что казнен, но даже и осужден людской молвой. Но, как показывает история, чувствовать себя абсолютно безопасно ведьмы у нас также не могли.

ведьмы в древней руси

Колдовство у нас осуждалось церковью во все времена — его считали делом греховным и недостойным. Но, в отличие от Европы, на ворожей и знахарей на Руси смотрели сквозь пальцы, если они, конечно, не создавали никому проблем. В народе людей, обладающих тайными знаниями и сверхъестественными способностями, уважали и побаивались.

При этом в народе было принято обращаться к колдунам за помощью. В деревнях ведьма или знахарь были единственным человеком, который мог оказать помощь больному человеку, вылечить домашний скот, дать дельный совет по личным вопросам. Не всегда ведьма действовала, используя потусторонние силы — часто помощь была прикладной и основывалась на знаниях о травах, природных явлениях и свойствах минералов.

Но относительно лояльно относились лишь к ворожкам, целителям и провидцам, которые не посягали своей деятельностью на церковные каноны. Использование в ведьмовских обрядах церковной утвари, символов или книг могло стать весомой причиной обвинить мага в ереси или вероотступничестве.

ведьмы в древней руси

Еретики имели на Руси гораздо больше шансов подвергнуться пыткам и казни, чем ведьмы. Хорошо известны процессы над старообрядцами, которые в 17 веке не признали церковной реформы и поэтому были обвинены в ереси. Этих людей сгорело на церковных кострах гораздо больше, чем ведьм и колдунов. Казнили вероотступников не так, как в Европе. Вместо столба и хвороста использовали деревянный сруб, в который могли поместить сразу несколько приговоренных и сжечь их вместе.

Особыми случаями можно считать ситуации, когда ведьму обвиняли в причинении вреда людям, домашним животным или урожаю. В этих случаях к обвиняемым были беспощадны как церковный, так светский суд. Более того, у подозреваемого во вредительстве или, не дай бог смертоубийстве, был неплохой шанс вообще не дожить до какого-либо официального суда. Людской суд был простым и скорым — ведьму или колдуна топили в мешке, сжигали прямо в доме или просто забивали насмерть.

Если человек, обвиняемый в опасном для жизни или здоровья колдовстве попадал в руки правосудия, то сначала с ним имели дело светские власти, а уж затем церковные. Показателен случай крестьянки Марфы Королевой, которую в 1752 году обвинили в наведении порчи.

ведьмы в древней руси

Эта девушка была крепостной одного военного бригадира — человека сурового и скорого на расправу. Дочь офицера закрутила роман с крепостным парнем, а ее отец, узнав об этом, приказал выпороть кавалера плетьми. Королева была в приятельских отношениях с наказанным и поэтому решила отомстить.

На допросе в полицейской канцелярии девица рассказала, что хотели сжить со свету барина. Для этого она вынула из земли след бригадира, приговаривая, чтобы тот болел и помер. Также удалось выяснить, что Королева еще и заговаривала воду, чтобы другая дворовая девка по имени Домна, находилась в дурном настроении.

Но самым страшным преступлением крестьянки был заговор на неурожай, в котором она призналась, когда ее стали допрашивать с пристрастием. Марфа надломила в поле несколько колосков, читая заклинание. В канцелярии вполне здраво рассудили, что не им судить о таких высоких материях, как порчи и заклятия и передали ведьму церковному суду.

После крепостную судил белгородский епископ, который был крайне категоричен и быстро приговорил девушку к сожжению в срубе. Но так как в 18 веке церковь не была уполномочена казнить, то Марфу Королеву отправили для исполнения приговора назад к светским властям. После этого ее следы теряются, но нам кажется, что «ведьма» отделалась хорошей поркой, так как в те времена, довольно просвещенные, за колдовство по приговору суда уже не сжигали.

ведьмы в древней руси

Царица постоянно находилась в поиске очевидных или косвенных примет колдовства и если их находила, то тут же принимала меры. Стоило государыне обнаружить подозрительный пучок волос или хитро скрученную нитку, как она принималась за молитвы и наговоры, а найденные «колдовские» вещи закатывала в церковные свечи и сжигала под аккомпанемент псалмов.

Под подозрением царицы была вся без исключения прислуга и однажды ее звездный час пробил. Золотошвейка Дарья Ломанова как-то раз пригласила к себе неизвестную женщину, которую никто из царских дворовых не знал. Они некоторое время шептались, а после ухода незнакомки Дарья просила царскую прислугу об этой встрече молчать. Чтобы быть убедительней, Ломанова раздала людям обрезки, оставшиеся при изготовлении царской скатерти.

ведьмы в древней руси

В тот же день вечером золотошвейка выкрала из мастерской отрез полотна, предназначенного для шитья рубах царским детям. Ломанова повела себя странно — покрывшись этим полотном с головой, она села на телегу и одна поехала куда-то за Москву-реку. Разумеется, никакие взятки не помешали дворовым донести на Дарью и вскоре ее и ближайшую подругу золотошвейки Авдотью Ярышкину арестовали государевы люди.

Во время первого допроса выяснилось, что ткань Дарья украла в целях наживы, а в телеге ездила к своему тайному любовнику. Но так просто ей было уже не отвертеться и после некоторых физических воздействий ведьма призналась во всем. Ломанова рассказала, что хотела погубить царицу, для чего ходила тайком за ней следом и посыпала следы пеплом.

Дело принимало серьезный оборот и пахло уже покушением на жизнь царствующей особы. Ломанову и ни в чем не повинную Ярышкину подвесили на дыбах и начали допрашивать еще с большим пристрастием. Немудрено, что когда суставы рук женщин были вывернуты, из них посыпались и другие признания. Золотошвейка вспомнила некую ворожку Настасьицу, которая и научила ее колдовским премудростям.

Вскоре в пытошном подвале оказалась и привезенная из Замоскворечья колдунья. Настасьица практиковала заговоры на любовь и согласие, помогая примирить супругов и получить взаимность у кавалеров. Ломанова ездила на телеге к ней затем, чтобы встретиться с любовником — ворожка сдавала для любовных утех угол в своем доме. Но этих признаний было недостаточно и за сводню взялись не менее серьезно, чем за челядь.

ведьмы в древней руси

Настасьицу стали мучить и та рассказала, что научила Ломанову жечь полотно от детских рубашек цесаревичей и посыпать пеплом следы царицы, чтобы та положительно отвечала на челобитные и гневалась почем зря. Казалось, все стало на свои места — за реку Дарья каталась, чтобы предаваться тайно блуду, а колдовала, чтобы получить привилегии.

Но попав в подвал к дознавателям и заплечных дел мастерам выйти так просто уже не получалось. Девиц снова вернули на дыбы и очередные признания посыпались из них как горох. В результате всего за несколько часов был раскрыт целый колдовской заговор против царицы и ее отпрысков, с участием нескольких ведьм и колдуний.

Так в подвале оказались жительницы Москвы Манька Козлиха, Улька, Дунька и Феклица. Этих женщин также пытали, чтобы узнать, что и зачем они делали во вред царской семьи. К разочарованию следствия выяснилось, что женщины вообще не в курсе событий и дело зашло в тупик. Всю шайку колдунов, изрядно потрепанных, пришлось отпустить, сделав строгое внушение помалкивать.

Но на этом история кремлевских колдуний не закончилась. Всего через год после описанных событий, в 1639 году, в царской семье произошли одна за другой две трагедии. Сначала умер малолетний царевич Иван, а всего через два месяца его брат — царевич Василий.

ведьмы в древней руси

Всю колдовскую компанию, во главе с золотошвейкой Дарьей, снова кинули в подвал и начали допрашивать с пристрастием и колдовстве и прочих злых умыслах. Закончилось все тем, что Улька и Настасьица отдали богу душу, не выдержав пыток, а остальные ведьмы отправились пешком осваивать новые сибирские владения российской короны.

Как мы видим, несмотря на суровые времена и тяжесть бремени подозрений, в России все было не так запущено как в Германии, Франции или Испании и у ведьм был небольшой шанс оправдаться. Что и говорить — русский народ всегда отличался добротой, отходчивостью и тягой к истине.

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник

Древняя Русь! (Ведьмы) Часть 1-ая.

Ведьмы на руси! Часть 1-ая

И так: перечитав много инфы, начну с удела Ведьм у Славян до Крещения Руси!

Кем же считались ВЕДЬМЫ у СЛАВЯН?

Ведьма у Славян это уважаемая, почитаемая женщина, Обладающая знаниями, Многодетная Мать! Ведующая Мать, Ведьма (колдунья ведунья). В зависимости от местности ее могли называть волшебницей, чаровницей!

Корни этого слова: ведать (давать знания) и слова Мать! Такая женщина владела секретами приготовления лечебных зелий, живущая в гормонии с природой ведала о природе, владела магическими способностями и понимала язык животных!

Ведающая мать видела будущее и являлась хранительницей традиций и обрядов наряду с волхвам (Древнерусские Языческие Жрецы).

Славяне поклонялись камням, деревьям, рощам, лесам, животным.

Магия у славян была исключительно белой. К силам природы обращалась лесная ведьма, если хотела к примеру, увеличить целебные свойства целебного зелья или очаровать!

Ведьмой тогда, можно называть и бабку-повитуху, и гадалку, и целительницу. Магия славян была обращена светлым силам и силам природы!

ведьмы в древней руси

Славянские Ведьмы знали много обрядов, заклинаний, заговоров и т.д К Ведьмам обращались перед жатвой и она нашёптывала на урожай. Большинство событий жизни славян сопровождалось присутствием Ведьм, которые дарили свою силу и помогали вызвать нужные силы, что бы славяне-язычники всегда жили в гормонии с природой и что бы облегчить труд. (наверное помогало!) Если человек предполагал, что его сглазили он шёл к Ведьме и (как считалось) она снимала сглаз, Ведьм приглашали на свадьбы!

Вывод: До Крещения Ведьма не являлась чем то чёрным и злым, а наоборот, дарила знания «ВЕДАЛА» и ничего злого в ней не наблюдалось, но с приходом христианства всё изменилось; начались гонении на ведьм и волхов.. После Крещения они оказались в плохом положении!

ведьмы в древней руси

ВЕДЬМЫ ПОСЛЕ КРЕЩЕНИЯ!

С приходом христианства на Руси началась борьба с язычеством. Под запрет попали колдуньи, мужчины-волхвы и ворожеи. Все дела по обвинению в ведьмовстве разбирала церковь. Действовала она согласно «Уставу князя Владимира о церковном суде».

Устав князя Владимира!

Уставом князя Владимира было обозначено уничтожение тех, кто не повинуется христианской вере и началось! Первым публичным наказанием было сожжение на костре нескольких типа» Ведьм» в Суздале. Они обвинялись в том, что погубили урожай, (идиотизм начал зашкаливать)! В 1444 году в Можайске, были сожжены боярин Андрей Дмитрович с женой за то, что их уличили в колдовстве. Но самая ужасная казнь состоялась в 1489 году в Пскове. Там на костре сожгли тринадцать женщин, которых обвинили в море скота. Маразм крепчал! (без комментов!)

Есть свидетельства необоснованно-глупых обвинений. Например одну женщину сожгли за то, что она почему-то, не испугалась черной кошки запрыгнувшей на стол))). Другая была казнена за то, что якобы вызвала плохую погоду (!)

ведьмы в древней руси

В качестве источника церковного права на Руси использовалась «Кормчая книга»

Номоканон византийского патриарха Фотия, который предусматривал сожжение за колдовство (титул IX, глава 25).

ведьмы в древней руси

Иван Грозный-ярый борец с ведьмами!

ведьмы в древней руси

Был случай! Советников Ивана Грозного, Сильвестра и Адашева, сослали в монастырь по обвинению в том, что они «извели царицу Анастасию Романовну», не понятно.. чем извели. как извели? Но тем не менее, их сослали в монастырь по «такому» обвинению!. В 1551 году Стоглавый собор ужесточил меры по борьбе с чародеями, ведьмами и т.д.. Запрещалось держать в доме «богомерзкие книги», а народ призывали обличать чародеев. Обнаруженных магов предлагалось: бить, грабить и изгонять из общин. Ведьмы это было как прекрытие, для сведения личных счётов и для личных интересов!

В 1575 году Грозный сжег в Новгороде 15 колдуний. Несколько колдунов были сожжены по указу сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича!

ведьмы в древней руси Думаю, что он употреблял своё «ЗЕЛЬЕ»..раз так мыслил и такое творил (!)

Ведьмы При Фёдоре Иоанновиче! (сын Грозного!)

ведьмы в древней руси

Ведьмы при Михаиле Фёдоровиче Романове!

ведьмы в древней руси

В 1638 году при царе Михаиле Фёдоровиче Романове расследовалось дело замоскворецких ведьм. Одна царская золотошвейка в гневе, сделала навет на свою подругу, мол, сыпала чародейка пепел на государев след. Под жестокими пытками свидетели «этого» колдовства стали давать показания. Царские сыщики добрались до Настасьи, жены литовца Янко Павлова и обвинили ворожею в том, что она иностранная шпионка. Стали выяснять, был ли ей от польского и литовского короля «заказ государя и государыню». Настасья на дыбе призналась, что сыпать велела не для лихова дела, а для того, как тот пепел государь или государыня царица перейдут, а чье в те поры будет челобитье, и то дело и сделается.

К несчастью ворожей, в 1639 году случилась в царской семье беда. После болезни в возрасте пяти лет скончался царевич Иван Михайлович, а следом и новорожденный наследник Василий Михайлович. Государь именным указом повелел пытать ведуний. Настасья в ходе следствия умерла, та же судьба была уготовлена ее подруге, слепой Ульяне. Остальных отправили в ссылку.

Если Вам понравилась моя публикация: лайк. комментарий.. отзыв.. Буду сердечно благодарен!

Источник

Самые знаменитые ведьмы Руси: кто из цариц чудом избежал сожжения?

ведьмы в древней руси

ведьмы в древней руси

Злая царица

Когда царь Иван Васильевич начал бесчинствовать со своими опричниками по Москве и люди, от мастеровых до бояр, ночами прислушивались со страхом, не стучат ли копыта на улице, не кричат ли пьяные голоса, – в это время почти открыто пошёл говор: всё это царевна Кученей, Марья Темрюковна, ведьма, околдовала царя. Да, может, и не просто околдовала: послал он свататься к ведьме почему? Он же внук двух колдуний-ворожей! Мать его матери, сербка, известная была колдовка, а мать отца, небось, росла у латинян, да и у самой глаз чёрный.

ведьмы в древней руси

Один из братьев Гющеней остался мусульманином, другой принял православие – не из политических ли соображений, чтобы свои люди всегда были у Темрюка и потомства его в Москве? Второй-то, Михаил в крещении, и нахваливал сестру царю: и умница, говорит, у нас она, и красавица, и честь свою бережёт, на мужчину глядит только если в него из лука целится. Когда молодой царь потерял свою любимую царицу, сразу пристали к нему бояре: надо, мол, торопиться род царский продлевать. Следующую бери. Тут Иван Васильевич и вспомнил про умную и скромную поляницу Гющеней.

Чародеица презлая

На Руси ведьмой было стать легко. Первым признаком было – если ты разом женщина и нерусь, особенно если черноглаза. Византийская царевна Зоя, она же Софья, нашедшая после падения империи приют у папы Римского, была как раз черноглазой. Правда, в Италии за ней ничего колдовского не замечали. Напротив, Зоя была настолько скромной, казалось, девушкой, настолько безупречной в европейских манерах, что в жёны московскому князю Ивану (будущему дедушке Ивана Грозного) её предложили, держа в уме использовать как проводницу европейских интересов, особенно папы Римского.

А всё же породниться с последними византийскими императорами политически было выгодно. Зою повезли в Москву. Увы! Европейская на вид принцесса оказалась, к досаде папы Римского и всего католического мира, на самом деле прежней восточной дикаркой. Она не просто не пыталась говорить в Москве о католичестве, но и показала себя ярой православной, а на новом месте начала вводить вовсе не итальянские – напротив, византийские обычаи. Ещё бы! Неприкаянная царевна обрела себе царство, размером немногим хуже того, которым правила когда-то её семья.

Хотя Софья не всем московитам показалась хороша собой, великий князь в молодой жене души не чаял. Нравились ему и её яркое лицо, и звучная, по-особому поставленная, «книжная» речь – не хуже какого-нибудь учёного инока говорила! По сердцу были имперские её придумки, особая величавость, умение придать эту величавость всему, что окружало. Великий князь неутомимо посещал покои своей Софьи, Софья так же неутомимо дарила ему детей. «Присушила. приворожила. в рот ей смотрит, в постели советуется – не колдовство ли?» – очень быстро стали шептаться вокруг. Но ропот оставался ропотом. Жить все хотели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *