в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

В теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознаниеосознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

– когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

– когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

– когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

– когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

B4. Найдите в приведенном ниже списке компоненты сознания и обведите цифры, под которыми они указаны.

Источник

5. Сознательные и бессознательные компоненты действия навыки у человека

Мы видели, что цель действия каким-то образом представлена, по-видимому, и в психике животных. Но у животных эта цель совпадает с мотивом действия. Так, например, чтобы крыса начала нажимать педаль, она должна быть голодна. Ее действия — прямой способ удовлетворить свою потребность, получить пищу. Они представляют собой прямой ответ организма на опре­деленное его состояние.

Действия человека, как правило, непосредственно определяются не его биологическими потребностями, а определенными общественными требованиями, т.е. соци­альной целью.

Например, человек управляет станком не потому, что это удовлетворяет его голод, а потому, что это поз­воляет изготовить порученную ему деталь. Его дейст­вия уже не являются прямым ответом на состояние ор­ганизма, на потребность. Они отвечают цели — выпол­нению определенного трудового задания.

Следовательно, для человеческой психики недоста­точно способности отразить как-то состояние организма и среды и регулировать ими совершаемые Действия. Ей необходима ещё способность как-то отразить общест­венно-обусловленную цель трудового задания и регули­ровать действия этой целью.

А что представляет собой указанная цель? Это — будущий результат его деятельности. Но ведь будущий результат еще не существует. Как же может то, чего еще нет управлять поведением, диктовать человеку его действия?

Эго возможно только в том случае, если будущий ре­зультат как-то уже представлен в психике человека.

Таким образом, сама трудовая деятельность требует от человека способности представить себе идеально «в голове» вещь, которой перед ним нет, и руководство­ваться в своих действиях этим идеальным образом.

А что это означает, собственно, руководствоваться в своих действиях вещью, которую требуется создать? Это значит приспособлять свои действия к свойствам того объекта, с которым имеем дело, так, чтобы превра­тить его в предмет, являющийся целью деятельности.

Таким образом, действия человека отвечают на сами объективные свойства предмета, а не на сигнализируе­мые ими удовлетворение потребности. Токарь подводит резец к детали, потому что он острый и обточит деталь, а не потому что в ответ из станка выпадает пирожное или билет на футбол. Поэтому мало, чтобы предмет от­разился в голове в своих объективных свойствах. Нуж­на еще способность «увидеть» эти его объективные свой­ства.

Грубо говоря, человеку требуется способность «рас­сматривать» отражение предмета в своей голове, обна­ружить в нем объективные свойства отраженного пред­мета и учесть их в своих действиях. Надо уметь, так сказать, «отразить отражение», как бы «поставить его перед собой» или точнее — вынести из головы и реаги­ровать на него, как на вещь.

Такая способность объективировать психическое от­ражение, «видеть» его как объект, предстоящий психи­ке, короче, способность отражать отражение действи­тельности, происходящее в голове, называют сознанием.

Отсюда видно, что все продуктивные, общественно обусловленные действия человека (а не чисто импуль­сивные реакции) могут совершаться только на основе регулирования их сознанием. В человеческой среде невозможно целесообразно действовать без сознания. По­этому собственно человеческие действия — это всегда сознательные действия.

Значит, применительно к человеку возможен только один из следующих двух выводов: 1. Если навык — это автоматическое, т. е. не контролируемое сознанием, дей­ствие, то у человека нет навыков (или по крайней мере, его ни в коем случае не следует обучать навыкам). 2. Если у человека все же есть навыки, то они не могут быть автоматическими действиями, т. е. человеческие навыки — это нечто, принципиально иное, чем навыки у животных (или у младенцев).

Попробуем разобраться, какая из этих альтернатив отражает истинное положение вещей.

Рассмотренные в предыдущем параграфе три сторо­ны любого действия можно соответственно назвать его моторными (двигательными), сенсорными (чувственны­ми) и центральными компонентами. Соответственно, функции, которые они выполняют в осуществлении дей­ствия, могут быть определены как исполнение, контроль и регулирование.

Способы исполнения, контроля и регулирования дей­ствий, которыми пользуется человек в ходе деятельно­сти, называют приемами этой деятельности.

Исследование показывает, что каждая из этих функ­ций у человека может реализовываться сознательно и бессознательно. Так, например, система движений гор­тани, необходимая, чтобы произнести слово, совершенно не сознается человеком. Не сознаются, как правило, вообще те сложные сочетания мышечных сокращений и растяжений, которые необходимы для выполнения лю­бого движения. Их моделирование мозгом происходит, по-видимому, где-то на чисто физиологическом уровне.

Но зато звучание слова, которое человек собирается произнести, всегда предвосхищается на уровне соз­нания. Всегда осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. Например, чело­век, едущий на велосипеде, не может этого делать в совершенно бессознательном состоянии. Он должен пред­ставлять в целом куда едет, каким путем, с какой ско­ростью и т. д. То же относится к любым трудовым, иг­ровым и прочим действиям.

Некоторые движения могут выполняться как на уровне сознательного, так и на уровне бессознательного регулирования. Например, ходьба — типичный пример автоматизированной деятельности, большая часть дви­жении в которой осуществляется бессознательно. Но при ходьбе по канату, исполнение этих движений, их сенсорный контроль и центральное регулирование ста­новятся (особенно у неумелого канатоходца) объектом самого напряженного сознавания.

Возможно и обратное явление, когда определенные стороны действия требуют сначала детальной сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания — как говорят в таких случаях, автоматизируются.

Именно такую частичную автоматизированность ис­полнения и регуляции целесообразных движений у че­ловека называют навыком.

Таким образом, понятие человеческого навыка, по-существу, относительно, С одной стороны, фактически любое действие человека частично автоматизировано, поскольку человек никогда не сознает до конца всех элементов его регуляции, исполнения и контроля, — на­пример, необходимых мышечных сокращений. С другой стороны, никакое действие человека не бывает до конца автоматизированным, потому что как элемент деятель­ности в конечном счете оно вызывается и управляется сознательной целью.

Поэтому определение навыка у человека может быть дано лишь применительно к некоторой точке отсчета — так сказать, «в координатах научения». Если принять за начало отсчета соотношение сознательного и бессозна­тельного компонентов движений в начале научения, то увеличение удельного веса, бессознательного компонен­та в результате научения будет показателем формиро­вания навыка.

Мы говорим о объеме бессознательной регуляции именно движений. Потому что регуляция движений и регуляция действий это не то же самое. Возрастающая автоматизация движений может сопровождаться одно­временным расширением сознательной регуляции дей­ствий, в которые входят эти движения.

Так, например, автоматизация движений, с помощью которых велосипедист удерживает машину в равнове­сии, позволяет ему перенести внимание на окружающее уличное движение, профиль дороги и т. д. и на этой ос­нове более сознательно регулировать свои действия. Аналогично, автоматизированное движение пианиста при нахождении нужных клавиш позволяет резко повы­сить уровень сознательного управления выполнением действий в целом, нюансировать игру в соответствии с творческим смыслом произведения.

Вообще, по-видимому, о чистом навыке как меха­низме поведения можно говорить лишь у животных. У человека же любая деятельность, кроме патологиче­ских случаев, в конечном счете управляется сознанием. Автоматизация тех или иных компонентов действия лишь смещает объект сознательной регуляции, выдвигает в круг сознания общие цели, условия его выполнения, контроль и оценку его результатов.

Источник

5. СОЗНАТЕЛЬНЫЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ НАВЫКИ У ЧЕЛОВЕКА

Действия человека, как правило, непосредственно определяются не его биологическими потребностями, а определенными общественными требованиями, т.е. социальной целью.

Например, человек управляет станком не потому, что это удовлетворяет его голод, а потому, что это позволяет изготовить порученную ему деталь. Его действия уже не являются прямым ответом на состояние организма, на потребность. Они отвечают цели — выполнению определенного трудового задания.

Следовательно, для человеческой психики недостаточно способности отразить как-то состояние организма и среды и регулировать ими совершаемые Действия. Ей необходима ещё способность как-то отразить общественно-обусловленную цель трудового задания и регулировать действия этой целью.

А что представляет собой указанная цель? Это — будущий результат его деятельности. Но ведь будущий результат еще не существует. Как же может то, чего еще нет управлять поведением, диктовать человеку его действия?

Эго возможно только в том случае, если будущий результат как-то уже представлен в психике человека.

Таким образом, сама трудовая деятельность требует от человека способности представить себе идеально «в голове» вещь, которой перед ним нет, и руководствоваться в своих действиях этим идеальным образом.

А что это означает, собственно, руководствоваться в своих действиях вещью, которую требуется создать? Это значит приспособлять свои действия к свойствам того объекта, с которым имеем дело, так, чтобы превратить его в предмет, являющийся целью деятельности.

Таким образом, действия человека отвечают на сами объективные свойства предмета, а не на сигнализируемые ими удовлетворение потребности.

Грубо говоря, человеку требуется способность «рассматривать» отражение предмета в своей голове, обнаружить в нем объективные свойства отраженного предмета и учесть их в своих действиях. Надо уметь, так сказать, «отразить отражение», как бы «поставить его перед собой» или точнее — вынести из головы и реагировать на него, как на вещь.

Такая способность объективировать психическое отражение, «видеть» его как объект, предстоящий психике, короче, способность отражать отражение действительности, происходящее в голове, называют сознанием.

Отсюда видно, что все продуктивные, общественно обусловленные действия человека (а не чисто импульсивные реакции) могут совершаться только на основе регулирования их сознанием. В человеческой среде невозможно целесообразно действовать без сознания. Поэтому собственно человеческие действия — это всегда сознательные действия.

Значит, применительно к человеку возможен только один из следующих двух выводов: 1. Если навык — это автоматическое, т. е. не контролируемое сознанием, действие, то у человека нет навыков (или по крайней мере, его ни в коем случае не следует обучать навыкам). 2. Если у человека все же есть навыки, то они не могут быть автоматическими действиями, т. е. человеческие навыки — это нечто, принципиально иное, чем навыки у животных (или у младенцев).

Попробуем разобраться, какая из этих альтернатив отражает истинное положение вещей.

Рассмотренные в предыдущем параграфе три стороны любого действия можно соответственно назвать его моторными (двигательными), сенсорными (чувственными) и центральными компонентами. Соответственно, функции, которые они выполняют в осуществлении действия, могут быть определены как исполнение, контроль и регулирование.

Способы исполнения, контроля и регулирования действий, которыми пользуется человек в ходе деятельности, называют приемами этой деятельности.

Исследование показывает, что каждая из этих функций у человека может реализовываться сознательно и бессознательно. Так, например, система движений гортани, необходимая, чтобы произнести слово, совершенно не сознается человеком.

Но зато звучание слова, которое человек собирается произнести, всегда предвосхищается на уровне сознания. Всегда осознаются, как правило, конечные цели действий, а также общий их характер. Например, человек, едущий на велосипеде, не может этого делать в совершенно бессознательном состоянии. Он должен представлять в целом куда едет, каким путем, с какой скоростью и т. д. То же относится к любым трудовым, игровым и прочим действиям.

Некоторые движения могут выполняться как на уровне сознательного, так и на уровне бессознательного регулирования. Например, ходьба — типичный пример автоматизированной деятельности, большая часть движении в которой осуществляется бессознательно. Но при ходьбе по канату, исполнение этих движений, их сенсорный контроль и центральное регулирование становятся (особенно у неумелого канатоходца) объектом самого напряженного сознавания.

Возможно и обратное явление, когда определенные стороны действия требуют сначала детальной сознательной регуляции, а затем начинают выполняться при все меньшем участии сознания — как говорят в таких случаях, автоматизируются.

Именно такую частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека называют навыком.

Таким образом, понятие человеческого навыка, по-существу, относительно, С одной стороны, фактически любое действие человека частично автоматизировано, поскольку человек никогда не сознает до конца всех элементов его регуляции, исполнения и контроля, — например, необходимых мышечных сокращений. С другой стороны, никакое действие человека не бывает до конца автоматизированным, потому что как элемент деятельности в конечном счете оно вызывается и управляется сознательной целью.

Поэтому определение навыка у человека может быть дано лишь применительно к некоторой точке отсчета — так сказать, «в координатах научения».

Мы говорим о объеме бессознательной регуляции именно движений. Потому что регуляция движений и регуляция действий это не то же самое. Возрастающая автоматизация движений может сопровождаться одновременным расширением сознательной регуляции действий, в которые входят эти движения.

Так, например, автоматизация движений, с помощью которых велосипедист удерживает машину в равновесии, позволяет ему перенести внимание на окружающее уличное движение, профиль дороги и т. д. и на этой основе более сознательно регулировать свои действия. Аналогично, автоматизированное движение пианиста при нахождении нужных клавиш позволяет резко повысить уровень сознательного управления выполнением действий в целом, нюансировать игру в соответствии с творческим смыслом произведения.

Вообще, по-видимому, о чистом навыке как механизме поведения можно говорить лишь у животных. У человека же любая деятельность, кроме патологических случаев, в конечном счете управляется сознанием. Автоматизация тех или иных компонентов действия лишь смещает объект сознательной регуляции, выдвигает в круг сознания общие цели, условия его выполнения, контроль и оценку его результатов.

Источник

Сознательные и бессознательные процессы в психике

Осознаваемые психические процессы

Осознаваемые психические процессы — это те процессы, которые имеют сове отражение в сознание.

Сознание — это переживание личностью событий, которые происходят во внешнем мире. Сознание — это функция человеческого мозга. Благодаря сознанию человек может получать представления не только об окружающем мире, но и о самом себе. Эта функция сформировалась у людей в результате эволюции, но каким обозом эта функция была сформирована ученые до конца не выяснили.

Осознаваемые психологические процессы делятся на три основные группы:

К познавательным относят:

ощущения (это психическое отражение характеристик окружающего мира)
представление (это воспроизведение образа некоторое предмета или явления из прошлого опыта)
восприятие (субъективное восприятие человеком окружающей действительности)
память (накопление, сохранение и последующее воспроизведение знаний)
воображение (умение человека строить в своем сознании образы, которые не воспринимались ранее)
мышление (моделирование законов, окружающее действительности, высшая ступень человеческого познания)
внимание (направленность восприятия на какой-то объект или явление, за внимание отвечают интересы, потребности, установки, внимание помогает человеку ориентироваться в окружающем мире)
речь (форма общения людей, строится на основе языка, с одной стороны это процесс воспроизведения мыслей, с другой стороны это процесс восприятия мыслей другого человека)
рефлексия (процесс в ходе, которого человек концентрируется на себе и своем создании, на своих интересах, мотивах, ценностях. Иными словами, под рефлексией понимают процесс, когда человек знает свои знания, осознает их.). В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

В группу осознаваемых психологических процессов входят также и эмоциональные психологические процессы:

Осознаваемые психологические процессы включают волевые процессы, такие как:

Бессознательное по Фрейду

Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.

Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.

Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.

Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:

Осознанность и долгосрочное мышление

Основным критерием осознанности является долгосрочное мышление. Чем больше осознанности, тем более четко человек предугадывает будущее.

В неосознанном состоянии личность не видит последствий своих действий.

Среди неосознанных людей всегда скрываются самые мерзкие предатели. Неосознанность отключает проявление высших человеческих чувств: эмпатии, любви, альтруизма. Страдает интеллект.

Вместо этого получаем черствость, страх, эгоцентризм и глупость.

Человек совершает действия, о которых желает в будущем. Их последствия порой непоправимы.

Неосознанец всегда долго «догоняет».

То, что видно с позиции осознанности вне зависимости от здоровья бессознательного, в самом бессознательном становится очевидным только тогда, когда его состояние меняется.

Только сознание может сделать долгосрочный прогноз.

Я и мои желания

Неосознанность – это рабство у своих сиюминутных желаний.

Ведение бессознательной жизни всегда приводит к ассоциации себя со своими низшими потребностями.

Осознанность – это постановка своего «Я» над хотелками, которые, чаще всего, не отражают нашу истинную сущность.

Это возможность поставить себя над системой, которой является твое тело.

В состоянии неосознанности своего «Я» нет. То, что человек ассоциирует с собственной личностью, постоянно меняется.

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

Осознанный человек ведет тело к реализации определенных разумом устремлений. Неосознанный – ведется на приказы от разных органов чувств.

Истинное «хочу» определяется только в сознании!

Но никак не в бессознательном.

Популярный призыв «Делай то, что ты хочешь» разумом и бессознательным воспринимается по-разному.

Например, осознанный человек ставит свое «Я» выше сиюминутных чувств. Он понимает, что хочет внести свой вклад в этот мир, развиться, найти любовь, создать условия для сохранения и улучшения своего здоровья, обзавестись любимым делом, стать профессионалом в нем и заработать определенную сумму денег для счастливой жизни. Потребности могут отличаться, но они всегда глобальны в масштабах человеческой жизни.

Гедонизм не приводит к счастью именно потому, что не является осознанным. Он не удовлетворяет истинных потребностей личности. В неосознанном состоянии ты даже не можешь увидеть их.

С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях

В течение 30 дней, каждый вечер перед сном, и утром после пробуждения, удобно расположившись в кровати и полностью расслабившись, закрыв глаза, на выдохе, произносим фразу 30 раз: «С каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях».

Произнося фразу, не сосредотачивайте на ней внимание.
Счет поможет вести мысленное загибание пальцев.
Не рекомендуется произносить фразу в активном бодрствующем состоянии. Пример: за рулем, на работе, за обедом.
Сопровождаем повторение фразы визуальными картинками исполнения желаемого, то есть максимально включаем воображение, мечтаем, как можно больше и чаще!. ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!

ДУМАЕМ ТОЛЬКО О ХОРОШЕМ! СТАРАЕМСЯ ДУМАТЬ О ХОРОШЕМ И В АКТИВНОМ БОДРСТВУЮЩЕМ СОСТОЯНИИ!

Я скрупулезно выполнял инструкцию и действительно чудо произошло, но не через 30, а через 40 дней. Ко мне пришло осознание достаточно серьезной проблемы, которая находилась в зоне бессознательного. После осознания этой проблемы я понял, как работает данная техника и хочу поделиться своими размышлениями с Вами.

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

Бессознательное, из всего многообразия представленных в нем конструктов, выбирает самую значимую проблему.

Бессознательное настраивает познавательную сферу (восприятие, внимание, память и т.д.) на извлечение, из окружающей нас действительности, необходимой информации. Дело в том, что в этом мире присутствует всё, что нам необходимо (т.е

ресурсы, информация, знания и т.д.), но в силу избирательности нашего внимания мы часто упускаем из виду очень важные детали. Или даже, эта информация уже находится в нас, но скрыта в бессознательном, т.е. находится в каком-то обрывистом, «свернутом» виде.

Бессознательное начинает скрупулезно собирать эту информацию и укладывать в кластеры, структурировать. В данном случае необходимо отметить, что этот процесс происходит автоматически, т.е. не затрачивая никаких усилий.

В конечном итоге, когда вся необходимая информация собрана, наступает инсайт, озарение, пазл складывается, и информация представляется в нашем сознании в виде структурированного образа.

Однако, необходимо отметить, что на первоначальных этапах осознания, может ухудшиться настроение и вообще состояние, это связанно с тем, что бессознательное не очень хочет расставаться со своей концепцией мира, для него это может быть несколько болезненно, но затем новая информация встраивается в бессознательное и наступает принятие.опубликовано econet.ru

Автор Надеждин Сергей

Иллюстрации Sofia Bonati

Тематические подборки видео https://course.econet.ru/live-basket-privat в нашем закрытом клубе https://course.econet.ru/private-account

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

Весь свой опыт мы вложили в этот проект и теперь готовы поделиться секретами.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Неосознаваемые побудители сознательных действий

Скорость и точность реагирования человека на какой-либо раздражитель зависит от навыка совершать определённые действия, поэтому навык и установка — во многом одно и то же. Однако навык проявляется во время осуществления действия, установка же относится к периоду, предшествующему осуществлению действия.

— моторная установка (готовность к выполнению конкретного действия),

— умственная установка (готовность решать интеллектуальные задачи с помощью известных и доступных способов),

— перцептивная установка (готовность воспринимать одно и игнорировать другое).

Установка это тоже автоматизм, только автоматизм в мотивационной сфере человека, это предварительная настройка организма к выполнению тех или иных действий. В результате целой серии экспериментов Д. Н. Узнадзе и его сотрудники пришли к выводу о том, что установка действительно неосознаваема.

Проводились интересные эксперименты с формированием у испытуемых установок во время гипнотического сна: им внушалось, например, что они должны спустя какое-то время подойти к вешалке и надеть на свою голову чужую шляпу. Когда испытуемые это делали на самом деле, их спрашивали о мотивах этого «странного» поступка. Испытуемые в ответ придумывали разного рода отговорки.

Бессознательные психические процессы

Существует множество психические процессов, которые не осознаются личностью. Эти процессы относятся к группе бессознательных процессов.

Бессознательные психологические процессы отличаются от осознанных, тем что человек не в состоянии самостоятельно их контролировать.

Темой бессознательности занимаются не только психологи, но представители других дисциплин, например, философия, юриспруденция, психиатрия. Но на данный момент, не смотря на большое количество исследованный проведенных в разных областях, ученым доступна лишь малая доля информации.

Неосознанные психические процессы делятся на три группы:

Неосознаваемые механизмы сознательных действий включают три подкласса:

Под неосознанными автоматизмами подразумевают действия, которые совершаются как бы «сами собой». Например, механическая работа, при которой не требуется нагружать мозг. Когда наш мозг не испытывает нагрузки при выполнении работы, это означает что при этом действии отстукает контроль сознания над этим действием.

Эта группа так же делится на:

Первичные автоматизмы — это действия, которые сформированы у человека при рождении или были сформированы на первом году жизни.

Во вторую группу относятся процессы, которые сначала были осознанными, но в результате многократного повторения, стали механическими и неосознанными.

Но следует отметить что когда мы выполняет неосознанные автоматизмы, мы все же понимаем, что мы делаем, это говорит о том, что сознание не однородно.

Явления неосознаваемой установки очень важное понятие в психологи. Установка — это готовность человека совершить какое-либо действие

Психологи считают, что навык и установка это одно и тоже. Но навык появляется во время того как человек осуществляет действия, то установка предшествует действию. Установки бывают разные:

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

Неосознанные установки имеют важное значение для осознанных действий. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов

Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие

Неосознаваемые сопровождения сознательных действий — это третий подкласс неосознаваемых механизмов. Существует большое количество неосознаваемых процессов, которые просто сопровождают действие.

К непроизвольным сопровождениям осознанных действия мы относим непроизвольные движения, тоническое напряжение, мимику и пантомимику, а также большой класс вегетативных движений.

Другой большей класс неосознаваемых процессов – это неосознаваемые побудители сознательных действий. Те действия, который человек осуществляет бессознательно имеют осмысленный характер. Человеческое поведение управляется влечениями и желаниями. Эти влечения и желания могут быть спрятаны глубоко в подсознании, но все же могут управлять поведением человека.

В третью группу входят процессы «надсознательные». В этот класс ученые относят то, что образуется в результате сильной сознательной работы, например, когда человек занимается решением поставленной перед ним сложной задачи. Человек сначала анализирует, подбирает возможные варианты решения этой задачи, а затем человек приходит к решению поставленной перед ним задачи. Сам процесс появления решения остается для нас неосознанным. Иными словами, это называется интуицией.

Неосознаваемые содержания психики

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

В категорию
неосознаваемого попа­
дают
разнообразные психические
процессы,
имеющие неодинаковые
названия
в рамках различных теоре­
тических
представлений. Прежде
всего
это психические процессы,
связанные
с автоматизированным
поведением,
контролируемым под­
корковыми
структурами мозга.
Сюда
относятся многочисленные
сигналы,
поступающие от внутрен­
них
органов, суставов, мышечных
веретен,
поверхности кожи, рецеп­
торов
всего тела, незначительная
сила
раздражения которых не по­
зволяет
им стать приоритетными и
осознаваться.
П.В. Симонов дает
puc.
ll.l.
м. Франк.
Жилище (Science.
1998. этой группе психических
явлений
May/June). название
досознательное.

Больные,
теряющие сознание во время оперативного
вмешательства, ча­сто сообщают
впоследствии, что в тот момент слышали
разговоры врачей о своем
состоянии, ощущали давление иглы, которой
вводились препараты, но
не могли двигаться и общаться с
окружающими. Их память была способ­на
сохранить информацию об этих событиях.

К
неосознаваемому относятся и те явления,
которые некогда были осоз­нанными и
могут быть осознанными вновь при
определенных условиях, но в
настоящий момент не включены в сферу
сознания. Действительно, каждый человек
в разные моменты жизни осознает самую
разнообразную информа­цию.
Перестав быть приоритетной, она не
исчезает насовсем, а сохраняется и
ждет своего часа. Более того, она может
участвовать в регулировании пове­дения
человека, не входя в сферу осознания.
Эти неосознаваемые содержа­ния
называются предсознанием
в
рамках психоаналитической концепции
и подсознанием
по
классификации П.В. Симонова.

И
наконец, к неосознаваемому относится
бессознательное
центральное
понятие
психоаналитической теории. По определению,
бессознательное — та часть психики,
содержания которой не могут стать
достоянием сознания без применения
специальных (психоаналитических) техник.
Оно включает инстинктивные
желания, эмоции и вытесненные мысли
(рис. 11.2).

Структура
бессознательное отсутствует в концепции
П.В. Симонова, но в
ней есть другая структура — сверхсознание,
или интуиция. Она, в отли­чие
от подсознания, лишенного творческого
начала, является источником новых
гипотез и открытий.

Деление
психики на сознание и неосознаваемые
процессы ставит воп­рос
о том, каким образом информация переводится
в разряд осознаваемой или неосознаваемой.
Если для автоматизированного поведения
и предсоз-нания причиной пребывания
вне сознания может быть отсутствие
приори­тетности
или слабости импульсации (Libet,
1991) (этот механизм будет рас­сматриваться
в главе 12), то в случае бессознательного,
с точки зрения пси­хоанализа, у сознания
существуют особые причины не допускать
его содер­жания
к осознанию.

Осознанность и любовь

Человек путает любовь с массой других состояний. Симпатия, влюбленность, эмоциональная зависимость, привычка, чувство собственности. Все это в массовой культуре называется любовью.

Но любви в неосознанном состоянии не существует. Чувства быстро проходят, так как являются элементом бессознательного восприятия другого человека.

Любовь – это сознательный отказ от эгоизма в пользу другого человека.

И это совсем другой уровень чувства.

Чем хуже осознает себя человек, тем меньше в нем истинной любви.

Поэтому, если стремишься найти любовь, сперва постарайся обрести осознанность.

Неосознанность – это поправимо

Для каждого, кто узнал себя в описании неосознанного человека, есть хорошая новость: это поправимо!

Мы все проходим через этап неосознанности в детстве. Ребенок не мыслит критериями долгосрочных целей, он не способен понять истинные причины и значения своих действий.

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

Пока в маленьком человечке еще не развилось сознание, его выживание обеспечивают родители.

Взрослый человек не может позволить себе оставаться в бессознанке. Тем не менее, каждый из нас в той или иной мере подвержен неосознанным состояниям. Их просто нужно прорабатывать, не укоряя себя за неправильные действия или мысли.

Развитие осознанности – тяжелый труд. Но он всегда окупается достижением более высоких жизненных вкусов.

Роль бессознательного в жизни человека

Бессознательным руководят принципы получения удовольствия, не имеющие отношения к реальности и ко времени.

Бессознательное проявляет себя в повседневной жизни человека во многих вещах. Например, это может быть оговорка в общении с людьми. Она нередко заключает в себе подлинные мысли и мотивы человека, которые он старательно скрывает. Он оговаривается, когда бессознательные стремления сталкиваются с сознательными целями поведения, что в итоге создает противоречия с замаскированными истинными мотивами.

Тот факт, что человек забывает имена других, также пример бессознательного. Мы не помним имя человека, если не считаем его самого важным и значительным. Нам требуется много времени, чтобы достать из памяти информацию о его имени, и этот процесс воспоминания происходит вопреки нашему волеизъявлению.

Каждый из нас выполняет определенные незапланированные движения, доведенные до автоматизма. Первое время они выполняются осознанно, затем закрепляются в подсознании и становятся частью бессознательного. К таковым следует отнести:

Доведя эти действия до автоматизма, по истечении времени нам не приходится включать сознание при их выполнении.

Сны — еще одна форма бессознательного. В них выражены наши подлинные мысли, страхи, заветные желания, чувства. Они не всегда конкретизированы и могут выражаться через символы.

Неосознаваемые автоматизмы

Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:

— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),

— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).

Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.

Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:

— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),

— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),

— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),

Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».

в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная в теории формирования навыков бывает сознательная и бессознательная

Разные примеры автоматизмов:

— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,

— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,

— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.

Словарь антонимов

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬСознательность действий — бессознательность действий.СОЗНАНИЕ — БЕССОЗНАТЕЛЬНОСТЬТатьяна вдруг решается писать Онегину: поступок наивный и благородный, но его источник заключается не в сознании, а в бессознательности: бедная девушка не знала, что делала. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Любят всегда через что-нибудь: через слово или через безмолвие, через гремучую страсть или через сдержанную и тонкую лирику, через подчинение себе или подчинение себя, через плоть или через дух, через сознание или через бессознательность, через сходство или через различия, и так далее, и так далее. Залыгин. После бури.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙСознательно — бессознательносознание — бессознательностьсознательность — бессознательностьсознательный — несознательныйсознательно — несознательносознательность — несознательностьосознанный — неосознанныйосознанно — неосознанноосознанность — неосознанностьсознательный — подсознательныйсознательно — подсознательноСознательные усилия — бессознательные усилия. Ο Наблюдая какой бы то ни было акт памяти, мы непременно заметим в нем элемент сознательный: мы сознаем то, что вспоминаем, и элемент бессознательный: мы не сознаем того, что сохраняется в нашей памяти. Ушинский. Педагогическая антропология. Один такой сознательный боец дороже сотни хотя и удалых, но бессознательных храбрецов. Фурманов. Сознательные герои.

В знач. сущ. ср. р. Мы отлично знаем, до какой степени душевная психическая жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного. И. Павлов. Павловские среды. Но мы упростим ситуацию, если не заметим, что сознательное у Суворова зачастую менялось местами с бессознательным. Лотман. Беседы о русской культуре.ОСОЗНАННЫЙ — НЕОСОЗНАННЫЙОсознанные действия — неосознанные действия. Ο За такого рода отношением к его писательской биографии Астафьев видит осознанное или неосознанное стремление критиков к тому, чтобы «читатель был ко мне как можно снисходительней». Ф. Кузнецов. За все в ответе.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — СТИХИЙНЫЙСознательно — стихийносознательность — стихийностьСознательные действия — стихийные действия. Ο Реалист — всегда по природе своей диалектик, сознательный или стихийный. Пудовкин. Реализм, натурализм и «система» Станиславского. После войны очень возможен подъем духа. Но — требуется, чтобы этот подъем был сознателен, а не стихиен. М. Горький. Письмо С.В. Малышеву, май-июнь 1915.СОЗНАТЕЛЬНЫЙ — МАШИНАЛЬНЫЙСознательно — машинальносознательность — машинальностьПо машинальной привычке собака поджала хвост, когда побежала от вас, а побежала она по сознательной мысли. Чернышевский. Антропологический принцип в философии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *