в с гризодубова краткая биография
Статистика
Cовершила в годы войны около 200 вылетов, включая 132 ночью, около 20 раз пересекала линию фронта, доставляя боеприпасы и продовольствие окруженной 2-й ударной армии и партизанам, вывозя раненых, бомбила врага под Курском, Льговом, Малой Вишерой, станцию Щигры.
Биография
Дочь русского конструктора, изобретателя и пилота Степана Васильевича Гризодубова, родилась в Харькове 31 января 1910 г. В раннем детстве поднималась в небо на отцовском аэроплане, а в 14 лет она совершила первый самостоятельный полёт на планере в Коктебеле. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический институт. Затем была зачислена в консерваторию и одновременно — в Харьковский Центральный аэроклуб. Окончила аэроклуб за три месяца. Длительное время работала лётчиком-инструктором, а в 1934-1935 годах была лётчиком агитэскадрильи им. М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве, облетав почти всю страну. В 1939 г. назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР и проходила обучение в Ленинградском институте инженеров Гражданского воздушного флота.
Кем была
В начале войны подполковник Гризодубова возглавляла Московскую авиагруппу особого назначения, Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942). В апреле 1942 г. сформировала и возглавила чисто мужской 101-й авиаполк на самолетах Ли-2, участвовала в переоборудовании гражданских самолетов в ночные бомбардировщики. Действуя ночами, полк доставлял грузы нашим войскам, бомбил ближний тыл неприятеля, работал в интересах партизан. С 1946 г. полковник Гризодубова в запасе, работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Концерн радиостроения «Вега»), проводя испытания радиоэлектронной аппаратуры для ВВС и Гражданской авиации.
Чем знаменита
В октябре 1937 г. установила пять мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолётах, а 24–25 сентября 1938 г. в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и M.M. Расковой на самолёте «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полёта. Первой среди женщин была удостоена звания Героя Советского Союза.
Места сражений
С апреля 1942 по апрель 1944 г. 101-й авиаполк, возглавляемый В.С. Гризодубовой, участвовал в обороне Сталинграда, битве на Курской дуге, над Левобережной и Правобережными районами Украины, под Ленинградом.
Случаи проявления наивысшей степени героизма
Весной и летом 1943 г., когда партизаны Украины готовились активизировать боевые действия в тылу врага, полк Гризодубовой доставил в партизанские соединения Ковпака, Сабурова, Федорова и другие сотни тонн военных грузов. С особым напряжением действовал 101-й авиаполк при освобождении Ленинграда и Ленинградской области, за что был удостоен почетного наименования «Красносельский».
Обстоятельства смерти
Скончалась в Москве 28 апреля 1993 г. на 83-м году жизни.
Государственные награды
Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда была награждена орденами Ленина (дважды), Октябрьской революции, Отечественной войны 1 степени (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Депутат Верховного Совета СССР в 1937 — 1946 гг. Улицы Гризодубовой есть во Владивостоке, Георгиевске, Екатеринбурге, Жуковском, Заволжье, Кургане, Москве, Новоалтайске, Новосибирске, Омске, Павлове, Пензе, Смоленске, Ставрополе, Сузуне, Ростове-на-Дону, пос. Бабино около Дзержинска.
Валентина Гризодубова
советская летчица, Герой Советского Союза
Валентина Степановна Гризодубова
Пензенский аэроклуб она окончила в 1929 году, а затем была принята летчиком-инструктором в Тульскую авиационную школу. Была участником агит-эскадрильи им. М.Горького в 1934-1935 годах, а с 1936 года стала военным летчиком Советской Армии.
В 1937 году установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12, а в 1938 году совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета.
2 ноября 1938 года ей было присвоено звание Героя Советского Союза – первой среди женщин.
С 1939 года Валентина Степановна назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР.
Гризодубова прошла всю Великую Отечественную войну, совершила более 200 боевых вылетов. С марта 1942 года она командовала 101-м авиационным полком дальнего действия (позже 31-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком), оказывавшим помощь партизанским отрядам.
Находясь с 1946 года в запасе, она продолжала активную деятельность – участвовала в исследовательской работе, была начальником летно-испытательного центра, заместителем начальника московского НИИ приборостроения по летной части, была депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Полковник, Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда Гризодубова была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.
Умерла знаменитая летчица Валентина Степановна Гризодубова 28 апреля 1993 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище.
Биография Валентины Гризодубовой
Валентина Степановна Гризодубова родилась в Харькове (Украина) в семье авиаконструктора и изобретателя Степана Гризодубова.
Официальной датой ее рождения считается 31 января (по старому стилю 18 января) 1910 года, но из обнаруженных сотрудниками музея Гризодубовых в Харькове данных следует, что подлинная дата ее рождения — 10 мая (по старому стилю 27 апреля) 1909 года.
Впервые Валентина Гризодубова поднялась в небо в 2,5 года на отцовском аэроплане, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов.
Окончив среднюю школу и музыкальное училище по классу рояля, Гризодубова поступила в Харьковский технологический институт (ХТИ) и одновременно в консерваторию.
В ноябре 1928 года, будучи студенткой ХТИ, была зачислена в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Пройдя трехмесячную летную подготовку, она получила звание пилота. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив институт, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству).
В 1929 году окончила Пензенскую школу летчиков-инструкторов.
С 1930 года по 1933 год Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубе ОСОАВИАХИМа «Добролет» в Туле, затем — инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино.
В 1934-1935 годах — летчик агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени.
С 1936 года Валентина Гризодубова в рядах Красной армии. В 1937 году на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 она установила пять мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета.
24-25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 «Родина» вместе с летчицами Полиной Осипенко (второй пилот) и Мариной Расковой (штурман) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут преодолено расстояние в 6450 километров).
За выполнение этого перелета и проявленный при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 года Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1937-1946 годах — депутат Верховного Совета СССР.
В 1939 году была назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота.
Во время Великой Отечественной войны с марта 1942 года по октябрь 1943 года командовала 101-м полком авиации дальнего действия, с октября 1943 года — командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиаполка.
Совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 — ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов и для доставки военных грузов партизанам.
В 1941-1945 годах была председателем Антифашистского комитета советских женщин.
В 1942-1945 годах — член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков.
С 1946 года полковник Валентина Гризодубова — в запасе.
С 1946 года по 1963 год была заместителем начальника НИИ-17 (позднее Институт приборостроения, в настоящее время Концерн радиостроения «Вега») по летной части. Гризодубова лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования.
В 1963 году по личной инициативе Валентины Гризодубовой был создан Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ), который она и возглавила. В 1972 году она вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника института по летной части, где проработала до 1993 года.
В 1986 году за вклад в создание бортовых радиоэлектронных комплексов и систем Гризодубовой было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Валентина Гризодубова была награждена двумя орденами Ленина (1938, 1986), орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями.
Почетный гражданин города Пензы (1965).
Валентина Гризодубова скончалась 28 апреля 1993 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
В Москве на Кутузовском проспекте установлен памятник Гризодубовой, а на доме, в котором она жила — мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.
Имя Валентины Гризодубовой было присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому Краснознаменному военно-транспортному авиационному полку (дислоцировался в Смоленске, в октябре 2009 года расформирован, боевое знамя, исторический формуляр переданы на авиационную базу в Оренбурге).
Имя летчицы носят улицы в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Ставрополе, Смоленске, Владивостоке, Жуковском (Московская область), Новоалтайске (Алтайский край), других городах России, а также в Донецке (Украина), Алма-Ате (Казахстан).
(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат, Москва. В 8 томах, 2004 г.)
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Звезда Героя и трибунал для Гризодубовой. История самой знаменитой лётчицы СССР
В сентябре исполнилось 80 лет со дня исторического перелёта экипажа в составе Валентины Гризодубовой, Марины Расковой и Полины Осипенко. Они совершили беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток, установив рекорд по дальности полёта для женщин.
Коллаж © L!FE. Фото © Wikimedia Commons
Судьбы авиаторов сложились по-разному. Осипенко погибла в авиакатастрофе в мае 1939-го. Раскова стала инициатором формирования женских авиачастей в годы войны и погибла в авиакатастрофе в 1943 году. Гризодубова прожила долгую жизнь, став самой знаменитой женщиной-авиатором советской эпохи. Она командовала мужским авиаполком, легко открывала двери к вождям, едва не угодила под трибунал после конфликта с маршалом Головановым и даже приложила руку к советской космической программе, сыграв определённую роль в спасении Сергея Королёва. Лайф выяснил подробности жизни самой знаменитой в СССР женщины-пилота.
Валентина Гризодубова родилась в Харькове в 1909 году (по другим данным — в 1910-м). В советское время официально считалось, что её отец Степан был выходцем из крестьянского сословия. В действительности Гризодубов был дворянином. Степан Гризодубов был страстно увлечён новой техникой — самолетами. Они тогда едва появились, энтузиасты по всему свету пытались создавать свои летательные аппараты. Мечтой совершить полёт на своём самолёте заразился и Гризодубов.
Благодаря умению работать с техникой (он заведовал электростанцией, а также работал в мастерской по починке сложной техники типа мотоциклов и автомобилей) он имел достаточно неплохой доход, благодаря чему и смог уделять свободное время постройке своего самолёта. С целью его испытаний Гризодубов приобрёл под Харьковом участок. После долгих усилий Гризодубову удалось построить аппарат, который отрывался от земли, но, по свидетельству очевидцев, выше трёх-четырёх метров он не поднимался.
Зато ему удалось заразить своей страстью дочь Валентину. С детства она наблюдала за попытками отца построить самолёт. Помимо прочего, Гризодубов увлекался и планерами и после революции некоторое время был одним из руководителей планерного спорта в УССР. В полёты он брал и дочь.
Степан Гризодубов с дочерью Валентиной. Фото © Airwar
Мать, в свою очередь, настаивала на более «женском» воспитании дочери. По её настоянию она обучалась в музыкальном училище игре на фортепиано. Но в итоге верх взяло отцовское влияние. Гризодубова поступила в технологический институт и вступила в кружок планеристов. Благодаря отцу она уже имела опыт полётов на планерах, и, по большому счёту, в кружке её нечему было учить. Сама же она уже была увлечена мечтой стать настоящим пилотом. В Харькове такой возможности не было, и ей пришлось оставить институт и уехать в Пензу, где работала школа лётчиков.
Следующие несколько лет она провела инструктором в лётных школах, пока не попала в агитационную эскадрилью имени Горького. Командиром эскадрильи был назначен главный редактор «Огонька» Михаил Кольцов. Функции эскадрильи сводились к агитационным полётам по всему СССР. Пассажирское авиасообщение в стране тогда практически отсутствовало, поэтому функцию доставки знаменитостей в отдалённые уголки СССР взяли на себя пилоты этой эскадрильи. Они привозили в отдалённые города бригады журналистов, известных деятелей, передовиков производства и стахановцев для выступлений на митингах. На местах иногда устраивались недолгие поощрительные полёты для местных передовиков и активистов, которых брали на борт.
За пять лет своего существования эскадрилья облетела практически все более-менее крупные города СССР.
Конец 20-х и 30-е годы стали временем рекордов для авиации. Техника далеко шагнула вперёд и становилась всё более совершенной с каждым годом. В 1927 году Чарльз Линдберг совершил первый трансатлантический перелёт, став мировой суперзвездой. Через пять лет Амелия Эркхарт повторила его достижение, в пух и прах разбив сомнения скептиков, и на несколько лет стала самой знаменитой женщиной в мире.
СССР нуждался в своих рекордах. Коллективизация и индустриализация заметно ударили по уровню жизни в стране, к тому же требовалось доказывать, что социалистический строй прогрессивнее капиталистического, и любые рекорды должны были стать наглядным подтверждением этого.
В 1937 году Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков совершили перелёт по маршруту СССР — США, который вызвал значительный резонанс. Лётчиков чествовали как в США, так и в СССР. На 1938 год был запланирован беспосадочный полёт по маршруту Москва — Дальний Восток. Особенностью полёта было то, что его должны были совершить как мужчины, так и женщины. Первыми, летом, летели мужчины в составе Владимир Коккинаки — Александр Бряндинский. Осенью — женщины. Отличием женского маршрута было то, что он был чуть короче. Мужчины летели до Спасска-Дальнего, женщины — до Комсомольска-на-Амуре.
Советский экипаж отбирали из тех женщин, которые имели какие-то достижения, локальные рекорды и т.д. Все три отобранные в экипаж девушки — Полина Осипенко, Валентина Гризодубова и Марина Раскова — имели в своём активе женские рекорды на самолётах определенных типов и модификаций.
Прославленные советские лётчицы (слева направо) Марина Раскова, Полина Осипенко и Валентина Гризодубова. Фото © Ольга Ландер
Командиром экипажа была назначена Валентина Гризодубова, вторым пилотом — Полина Осипенко, Марина Раскова выполняла функции штурмана. Лететь предстояло на дальнем бомбардировщике АНТ-37, специально переоборудованном для достижения большей дальности полёта.
24 сентября самолёт вылетел из Москвы. На следующий день он должен был приземлиться на Дальнем Востоке. Но в расчётное время самолёт не появился. Шло время, самолёта не было. Тут же была организована поисковая операция, достаточно хаотичная и беспорядочная. Из-за несогласованных действий операция привела к жертвам. В частности, произошло столкновение двух самолётов. В одном находился Александр Бряндинский, который совсем недавно успешно совершил с Владимиром Коккинаки перелёт Москва — Спасск-Дальний. В другом был командующий ВВС 2-й армии Яков Сорокин. В результате погибло 15 человек, включая Бряндинского и комдива Сорокина. В ходе расследования выяснилось, что оба действовали самочинно и вообще не должны были участвовать в поисках. Причём к этому моменту самолёт девушек уже обнаружили поисковики.
3 октября самолёт был обнаружен в тайге. Как оказалось, из-за плохих метеоусловий и проблем с радиосвязью экипаж пролетел мимо конечной точки маршрута. Долетев до Охотского моря, девушки поняли, что сбились с курса, но в этот момент у них закончилось топливо. Поэтому пришлось производить посадку прямо в тайге, без шасси.
Кроме того, экипаж обнаружили в усечённом составе. Среди них не было Расковой. Как оказалось, по приказу Гризодубовой она выпрыгнула с парашютом перед посадкой, поскольку кабина штурмана была стеклянной и при аварийной посадке был слишком велик риск для её жизни. Раскова одна блуждала по тайге с пистолетом и была найдена через несколько дней.
Валентина Гризодубова. Фото © Wikimedia Commons
Несмотря на форс-мажор, всё закончилось хорошо. Девушки установили рекорд дальности и были приняты в Кремле, где их наградили звёздами Героев Советского Союза. Они стали первыми женщинами, удостоенными этой награды.
Девушки стали настоящими звёздами, их портреты украшали передовицы ведущих газет, почтовые марки, про их полёт даже сняли мультфильм, ставший одним из первых советских цветных мультфильмов.
Став общесоюзной знаменитостью, Валентина Гризодубова получила доступ к высшим партийным деятелям. Пользовалась она этой возможностью весьма охотно, никогда не стеснялась позвонить или лично зайти к какому-нибудь высокопоставленному деятелю и что-то попросить без излишних церемоний. Степан Микоян, сын Анастаса, вспоминал, что уже в 60-е годы Гризодубову задумали «подвинуть» с кресла директора научно-испытательного лётного центра, найдя на её место другого человека. Едва узнав об этом, она позвонила Микояну-старшему и Леониду Брежневу: «Меня тут выживают». Оба тут же распорядились Гризодубову не трогать.
Стоит отметить, что этими возможностями Гризодубова пользовалась не только для себя, но и часто хлопотала за других. По отзывам большинства её подчинённых, она никогда не давала их в обиду. В своё время Гризодубовой удалось защитить самого Сергея Королёва, который тогда ещё был не отцом космической программы, а заместителем директора Реактивного НИИ.
Фото © Wikimedia Commons
В 1938 году его посадили на 10 лет. Мать Королёва начала обходить его знакомых с просьбой помочь. С Королёвым Гризодубова была знакома ещё с конца 20-х годов (он начинал как планерист), это был уже 1939 год, она тогда была на пике славы и заступилась за опального инженера вместе с другим знаменитым лётчиком Михаилом Громовым.
Гризодубова ходатайствовала за Королёва перед Василием Ульрихом (председателем Военной коллегии Верховного суда), и в конце концов он дал согласие на пересмотр дела. Уже находившегося в лагере на Колыме Королёва вернули в столицу. При пересмотре дела срок ему сократили до восьми лет, но отправили не в лагерь, а в «шарашку» к Туполеву, где условия были несравненно мягче. Скорее всего, Королёва в любом случае перевели бы из лагеря в «шарашку», поскольку на этом настаивал Туполев, но это произошло бы позднее, а за это время с Королёвым в лагере могло случиться что угодно.
Конфликт с Головановым
Александр Голованов. Фото © Balancer
На этой должности у амбициозной Гризодубовой произошёл конфликт с ещё более амбициозным Александром Головановым, её непосредственным начальником. Александр Голованов, бывший шеф-пилот «Аэрофлота», понравился Сталину и в годы войны совершил головокружительный взлёт, за три года дослужившись от подполковника до маршала, став в 39 лет самым молодым маршалом в истории СССР.
Голованов руководил Дальней авиацией, в которую организационно входил полк Гризодубовой. В своих мемуарах он красочно описывает конфликт, который возник между ними в 1944 году.
По словам Голованова, Гризодубова организовала против него интригу. Пользуясь доступом к высшему руководству, она нажаловалась Сталину на то, что Голованов её зажимает, не продвигает в звании, не представляет к наградам, а её полк всё ещё не получил звание гвардейского. Сталин поручил Георгию Маленкову разобрать этот конфликт. Маленков призвал маршала к ответу. Голованов будто бы категорически отказался присваивать полку звание гвардейского, потому что тот не заслужил этого, и не сделал этого даже несмотря на прямое требование всесильного Маленкова. Затем Голованов навёл справки, услышал от подчинённых, что полк находится будто бы в плохом состоянии, часто происходят аварии, а сама Гризодубова регулярно покидает расположение полка под предлогом важных встреч с советскими руководителями. Повлиять на неё никто не может, потому что все запуганы её близостью к вождям.
После этого уже Голованов нажаловался на Гризодубову Маленкову, и тот перешёл на его сторону. Он вызвал Гризодубову, объявил ей, что её исключают из партии и отдают под трибунал, после чего она разрыдалась и на коленях умоляла Голованова пощадить её. Насладившись триумфом, Голованов попросил Маленкова пощадить неразумную клеветницу, и под трибунал её отдавать не стали, но от командования полком отстранили.
Фото © Wikimedia Commons
Так выглядит эта версия в изложении Голованова. Сама Гризодубова никогда её не комментировала. Вероятно, конфликт между ними действительно был, но Голованов приукрасил его для большей драматичности. Во-первых, мемуаристы всегда приукрашивают свою роль, это правило всех мемуаров. Во-вторых, по свидетельству всех знавших её, Гризодубова отличалась весьма боевым характером, никогда не тушевалась при вождях и вряд ли стояла бы на коленях перед Головановым. В-третьих, Голованов был в бешенстве из-за попыток Гризодубовой действовать через его голову, он всегда крайне гордился своей карьерой и особым доверием, которым пользовался у Сталина на протяжении нескольких лет, и вряд ли отказал бы себе в удовольствии приукрасить триумф над несостоявшейся «генеральшей в юбке» и всесильным Маленковым, который дополнительно подчеркнул бы его особую роль при Сталине. В-четвёртых, весьма маловероятно, что Сталин отдал бы под трибунал за такие пустяки Гризодубову, которая была олицетворением советской женщины, какой её хотела видеть партия. Когда надо — коммунистка, когда требуется — рекордсменка, а при необходимости — командир полка. А если бы такое намерение было, оно вряд ли зависело бы от желания/нежелания самого Голованова.
В 1944 году Гризодубову действительно сняли с должности командира полка. В поздние годы она вспоминала, что её главной, но так и не осуществившейся мечтой было стать первой в истории женщиной-генералом. Скорее всего, на этой почве у неё действительно возник конфликт с Головановым, который завершился в пользу маршала.
Фото © РИА Новости/Дмитрий Козлов
После войны Гризодубова долгое время занимала пост заместителя начальника НИИ-17 по лётной части. С середины 60-х почти 10 лет она возглавляла Научно-исследовательский лётно-испытательный центр. Позднее вернулась в НИИ-17, где работала почти до самой смерти. В 1986 году в дополнение ко всем своим наградам она получила ещё и звезду Героя социалистического труда.
Личная жизнь знаменитой лётчицы сложилась не так удачно, как её карьера. С супругом, лётчиком-испытателем Виктором Соколовым, они развелись. По слухам, не без влияния матери лётчицы, которая будто бы изводила зятя придирками и упрёками. Единственный сын Валерий умер в возрасте 50 лет, ещё при её жизни.
Последние годы она жила в статусе живой легенды. По состоянию здоровья она больше не появлялась на кремлёвских приёмах, хотя каждый новый генсек относился к ней очень хорошо. Приёмы теперь проходили у неё в квартире. Гризодубова прожила долгую жизнь и застала все три эпохи в российской истории ХХ века. Она родилась в Российской империи, выросла в Советском Союзе, а умерла уже в Российской Федерации — в апреле 1993 года.