в какой мере художественные произведения прочитанные вами в 8 классе отображают историю россии

Какие произведения, прочитанные вами в 8 классе, повествуют об исторических событиях, происходивших в России?

Об исторических событиях, происходивших в России, повествуют такие произведения: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Смерть Ермака» К.Ф.Рылеева, «Василий Тёркин» А.Т.Твардовского.

Благодаря прочитанным произведениям мы лучше узнали нашу историю, её богатое героическое прошлое. Прочитанные произведения помогут нам разобраться в «пёстрой путанице мыслей, чувств, событий. Они научат нас уважать человека и самих себя» (М.Горький).

События «Капитанской дочки» научили нас пониманию важных жизненных истин: «Не приведи бог видеть крестьянский бунт – бессмысленный и беспощадный», «Береги честь смолоду».

«Смерть Ермака» раскрыло историю покорения Сибири.

Вместе с «Василием Тёркиным» мы прошли по дорогам фронтовым, познали тяготы солдатских будней и радость Победы.

Какому историческому событию посвящен роман «Капитанская дочка«?Роман «Капитанская дочка» посвящен событиям Пугачевского бунта (крестьянского восстания) 1773-1775 гг., вспыхнувшего во времена правления императрицы Екатерины II. Восстание закончилось поражением и казнью «бунтовщиков».

Какому историческому событию посвящена дума К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»? Дума основана на реальных исторических событиях.Казак Ермак Тимофеевич играл важную роль в присоединении к России Сибири в эпоху Ивана Грозного. Он разбил армию хана Кучума, но сам Кучум бежал в степи.Ночью он неожиданно напал на лагерь Ермака, казаки сражались мужественно, но им пришлось «уступить силе и внезапности удара». Они вынуждены были бежать, но путь к спасению был один: вплавь через Иртыш.Произошло это 6 августа 1585 года. Ермак Тимофеевич с небольшим отрядом в 50 человек ночёвал на берегу Иртыша в устье реки Вагай. Кучум напал на казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков.Согласно воспоминаниям очевидцев той страшной ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём двумя кольчугами. Пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше.Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен. Согласно татарским преданиям, Ермак был смертельно ранен копьём в горло татарским богатырём Кутугаем.

Какому историческому событию посвящена поэма А. Твардовского «Василий Теркин»?В жанровом отношении поэма — свободное повествование-хроника («Книга про бойца, без начала, без конца. »), которое охватывает всю историю Великой Отечественной войны 1941-45 гг. — от трагического отступления до Победы. Главы поэмы связаны с различными событиями войны: «На привале», «Перед боем», «Переправа», «Гармонь», «В наступлении», «На Днепре». В основе поэмы — образ главного героя — рядового Василия Теркина. Реального прототипа у него нет. Это собирательный образ, соединяющий в себе типичные черты духовного облика и характера обыкновенного русского солдата: «Теркин — кто же он такой? // Скажем откровенно: // Просто парень сам собой // Он обыкновенный».

Суровое осуждение жестокой действительности в рассказе Л.Н.Толстого «После бала». Рассказ как эпический жанр.

Суровая действительность, соседствующая рядом с миром праздников и возвышенных мечтаний, поразила героя рассказа до глубины души. Но куда более ужасное впечатление произвело на юношу то, что командовал этим избиением отец Вареньки.

Что же случилось? Безудержное веселье и счастье неожиданно сменяюҭся мрачной, угнетающей карҭиной наказания провинившегося солдата. Слова, которые автор употребляет при этом («гневный», грозный», «злобный», «стыдно», «ужас», «тоска») заставляюҭ наше сердце тревожно и тоскливо замереть, погрузившись в описание жестокой расправы.

Полковник, так беззаботно и радостно танцевавший на балу с дочерью, беспощадно и жестоко наказывает солдата за побег. Глубоко в сознание вонзается страшная карҭина избиения. Мало того, тот же полковник гневно бьет по лицу другого солдата, который ударил несчастного по спине недостаточно сильно, может, пожалев, а может из-за недостатка силы.

Боль, недоумение и ужас вызвала у молодого человека, впервые столкнувшегося с суровой и жестокой действительностью, эта карҭина. Более того, он говориҭ: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйҭи домой».

Молодому человеку трудно поверить, насколько по-разному может вести себя один и тот же человек в разных сиҭуациях, насколько разным этот человек может быть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», пытался найҭи хоть какое-то оправдание увиденному Иван Васильевич.

Но дальнейшая жизнь и упорные поиски ответа на этот вопрос не дали никаких результатов. Невозможно оправдать жестокость. Если сильный бьет слабого значиҭ, он не только сам слаб, но и труслив. Это собыҭие настолько сильно впечатлило молодого студента, что изменило его жизнь.

Вместо поступления на военную службу он посвятил свою жизнь тому, чтобы помогать людям. «Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было», ответил Ивану Васильевичу один из слушателей.

В своем рассказе Толстой хочет обратить наше внимание на то, что каждому времени присущи свои ужасы и пыҭки. Все жестокое и несправедливое лишь «изменило форму, но не прошло». Ощущение стыда за чужую вину, бесчеловечность, с которым ушел с места казни студенҭ, говориҭ об открытости его сердца, умении сопереживать и способности самостоятельно понять, «что хорошо, что дурно», без которых и сегодня невозможно бороться с жестоким и страшным наследием прошлых времен.

Рассказ – это эпический жанр небольшого объёма.

Прочитайте наизусть стихотворение или песню о Великой Отечественной войне и обоснуйте свой выбор.

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

Пусть ярость благородная

Идет война народная,

Как два различных полюса,

Во всем враждебны мы:

За свет и мир мы боремся,

Дадим отпор душителям

Всех пламенных идей,

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать,

Поля ее просторные

Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти

Загоним пулю в лоб,

Сколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная,

Встает на смертный бой

С фашистской силой темною,

Пусть ярость благородная

Идет война народная,

· Василий Иванович Лебедев-Кумач «Священная война»

· Стихи и песни далёких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Это произведения Михаила Исаковского, Булата Окуджавы, Льва Ошанина, Алексея Фатьянова, Юлии Друниной, Муссы Джалиля и многих других поэтов.

· Через несколько дней после начала войны по радио прозвучала самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Василий Иванович Лебедев-Кумач написал этот текст в первый день войны, на второй – исполнена по радио знаменитым актером Малого театра Александром Остужевым, на третий – песня была одновременно опубликована в газетах «Известие» и «Красная звезда». 1 июля написана музыка к песне Александром Васильевичем Александровым.

· Эту песню можно назвать гимном сражающегося народа.

· Сами авторы «Священной войны» скупо рассказывали об обстоятельствах и творческом процессе написания песни. Сохранился, к примеру, лишь черновик неопубликованной статьи А. В. Александрова, которую он предполагал озаглавить «Как вошла в мою жизнь композитора Отечественная война». Вот отрывок из этой статьи:

· В чём патриотический пафос стихотворения? Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству. Пафос – страстное воодушевление, подъём, энтузиазм. Размашистые ораторские фразы. Важнейшая особенность этого гимна содержится в его трехдольной ритмической основе. Воплотившись в маршеобразном облике, поступательная энергия трехдольности наполнила музыку мощной сосредоточенной силой.

· Какая тема призывно-торжественной песни? Призыв встать на защиту страны.

· Стенограмма совещания по военной песне, состоявшегося в Союзе писателей 11—14 сентября 1941 года, с записью выступления В. И. Лебедева-Кумача: «Я считаю, что если песня понесла в массы какой-то политический, нужный нам, народу, стране, государству, лозунг, — это колоссальное дело. Нужно учесть силу этого влияния и воздействия. Должны быть всяческие песни. Но песни широкого народного звучания, несущие в себе большие лозунги, большие призывы, выражающие чаяния народа, предвосхищающие их, — это самое большое, что нам рисуется в песенном творчестве и что нам предстоит сделать по линии песен Победы… Надо подойти к созданию песни с трепетом сердечным, с горячей душой. Только так и можно создавать песни, потому что песня это, прежде всего, взволнованная речь».

· Вот такой взволнованной речью поэта и композитора, отозвавшейся в сердцах миллионов их соотечественников, и самой первой песней Победы, до которой оставалось еще долгих и трудных четыре года, стала «Священная война», бессмертная песня, как назовет ее впоследствии Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.

Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 2625 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

ГДЗ по литературе 8 класс Меркин часть 2 Итоговые вопросы

1. Как вы понимаете, в чём различие между историческими исследованиями и художественными произведениями, посвящёнными историческим событиям?

Исторические исследования, как я понимаю, это выявление определенных исторических событий, годы, в какие эти исторические события происходили. Исторические исследования проводятся учеными, историками и отображаются в определенных изданиях. Литературные произведения, где присутствуют исторические события, несколько другие. Их пишет писатель или поэт. В таких произведениях есть сюжет, автор пытается передать основную мысль произведения и так далее. Также в этих произведениях есть персонажи, за развитием событий которых следит читатель.

2. Какие жанры фольклора связаны с осмыслением народом исторических событий?

К жанрам фольклора, связанным с осмыслением народом исторических событий преимущественно относятся былины и исторические песни. Оба этих жанра являются проявлениями устного народного творчества

3. Перечислите жанры древнерусской литературы. В чём своеобразие каждого из них?

3)Поучение. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.

5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских
подвигах, о княжеских преступлениях.

1) Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.

2)Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

3)Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам» ) – собрание произведений о святых людях.

4)Патерик – описание жизни святых отцов.

4. Какие литературные направления определили историю русской литературы XVIII—XIX веков? Охарактеризуйте каждое из них. Назовите самых ярких представителей.

В 18 в. в русской литературе проявились такие литературные направления как классицизм, просвещение и сентиментализм. Главным принципом классицизма было следование античным образцам, восхваление государственных деятелей (Сумароков), просветители восхваляли науку и образованность (Державин), сентименталистов интересовали простые человеческие чувства (Н.М. Карамзин). 19 век – романтизм, который поднял конфликт личности и общества и реализм – который ставил задачу написать произведения правдоподобно

5. Подготовьте рассуждение на тему «Исторические взгляды А.С. Пушкина и их отражение в романе “Капитанская дочка”».

Это произведение действительно очень своеобразно. На первый взгляд, оно напоминает исторический роман. Ведь довольно много места здесь занимает образ Пугачева, показаны некоторые исторические события, связанные с ним, а также реально существовавшие в прошлом люди. Однако «Капитанская дочка» больше, чем просто исторический роман. Здесь мы можем увидеть и элементы воспитательного (или нравоучительного) романа, произведение включает в себя и историю целого семейства Гриневых, и становление личности Петруши.

Таким образом, можно сказать, что «Капитанская дочка» – очень разноплановое произведение. Это отразилось и на приемах изображения его героев. Исходя из тематики, а также для более глубокого понимания характеров, Пушкин дает разнообразную характеристику героев. Не так давно я прочел книгу А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В ней рассказывалось о молодом человеке Петре Андреевиче Гриневе, которого отец сначала хотел отправить служить в Петербург, а потом передумал и отправил его в Белогорскую крепость. Первые впечатления Гринева от Белогорской крепости сразу были не лучшими. Гарнизонная жизнь совсем не привлекала Гринева, как служба в Санкт-Петербурге. Капитан Миронов представлялся ему сердитым и строгим старикашкой, который полностью отдан своей службе. Репутация Белогорской крепости у Гринева еще более испортилась, когда вместо грозных башен и бастионов, он увидел деревушку, окруженную бревенчатым забором. В дальнейшем отношение Гринева к Белогорской крепости очень изменилось.

6. Какие особенности романтизма нашли отражение в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Черты романтизма в поэме «Мцыри» проявляются и в композиционном построении поэмы: повествование сосредоточено на одном, важнейшем эпизоде из жизни Мцыри, и в виде лирической исповеди героя. Форма исповеди является классическим приемом для романтических произведений.

7. Охарактеризуйте своеобразие гоголевского смеха на примере комедии «Ревизор».

8. Какие нравственные проблемы ставятся в произведениях Л.Н. Толстого, прочитанных вами в 8 классе?

Так, главный герой произведения настолько поражен переменами, произошедшими в милом и радушном отце своей любимой девушки Вареньки, что готов отказаться от своих прежних чувств, хотя сама девушка не имеет ни малейшего отношения к тому, что ее отец применяет жестокие телесные наказания к солдатам.

Для своих современников Л.Н.Толстой поднимал проблему телесных наказаний в армии, призывал обратить внимание на их бесчеловечность.

9. В каких произведениях, изученных вами в 8 классе, центральной является тема любви? Кратко сформулируйте, в чём заключается своеобразие решения этой темы в каждом произведении.

«Ромео и Джульетта»
«Капитанская дочка»

10. Какие поэтические произведения, изученные в 8 классе, можно отнести к философской лирике? Почему? Назовите основные темы и мотивы.

Из 8 именно не помню, но то, что знаю скажу
«Молитва» (1829)
«Монолог» (1829)
«Мой демон» (1831)
В философской лирике М. Ю. Лермонтова, как и во всем его творчестве, преобладают трагические мотивы.

11. Дайте развёрнутый анализ одного из прочитанных стихотворений (тема, система образов, композиция, идея, художественные средства, размер).

12. Назовите прочитанные вами сатирико-юмористические произведения первой половины XX века. Какие средства создания комического используют их авторы?

13. Какое произведение второй половины XX века произвело на вас особенно сильное впечатление? Почему? Определите его проблематику и идею.

14. В какой мере художественные произведения, прочитанные вами в 8 классе, отображают историю России?

15. Что такое «вечные образы»? Как ваше представление о них дополнил раздел «Из зарубежной литературы»? Какое произведение зарубежной литературы вы хотели бы включить в список для домашнего чтения?

16. Произведения какого поэта вы решили читать за рамками школьной программы?

17. Из прочитанных произведений назовите три, которые вам особенно понравились. Объясните свой выбор.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемПетр Першанин

Похожие презентации

Презентация на тему: » История России в произведениях А. С. Пушкина Авторы: Михайлов Дмитрий (8 класс), Иванова Анна (8 класс) Научный руководитель: Михайлова Татьяна Викторовна,» — Транскрипт:

1 История России в произведениях А. С. Пушкина Авторы: Михайлов Дмитрий (8 класс), Иванова Анна (8 класс) Научный руководитель: Михайлова Татьяна Викторовна, учительница русского языка и литературы МОУ «Норваш Шигалинская СОШ» Секция «Русская литература»

2 Цель работы: выявить историзм русского государства в произведениях А. С. Пушкина. Задачи: 1) умение обобщать и систематизировать материал; 2) развивать навыки анализа текста; 3) расширить представление учеников о творчестве А. С. Пушкина, о теме истории в его произведениях.

3 Методы исследования: детальный анализ произведений А. С. Пушкина; систематизация наиболее часто встречающихся типов изображения исторических лиц России; наблюдение и сопоставление различных исторических подходов к изображению полной личности. Методы исследования: детальный анализ произведений А. С. Пушкина; систематизация наиболее часто встречающихся типов изображения исторических лиц России; наблюдение и сопоставление различных исторических подходов к изображению полной личности.

4 Актуальность исследования: в современной филологии и историографии актуальным был и остается вопрос изучения истории России, т. к. без прошлого нет настоящего и будущего. Тем более в сегодняшний день личность Пушкина по всей России выбирается и голосуется как «Имя Россия».

6 Пушкин и история Пушкина всегда интересовала история. Анализируя исторические события, исследуя действия, характерные исторических лиц, поэт сопоставлял их со своим временем, своей эпохой, философски осмыслял прошлое и во многом прогнозировали дальнейшую историю страны.

7 «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» А. С. Пушкин Петр Великий и «Полтава»

8 Полтавская битва Пушкин назвал поэму «Полтава», указывая на великий народный подвиг, совершенный в битве под Полтавой.

9 «Медный всадник» «Медный всадник» стал уникальным произведением, своего рода «памятником нерукотворным» Петру, Петербургу, «петербургскому периоду русской истории».

11 Фрагмент из к/ф «Арап Петра Великого»

12 Фрагмент из к/ф «Как Петр арапа женил»

13 «Песнь о вещем Олеге» Читать памятники древнерусской литературы исключительно полезно, когда душа просит необычного». А. С. Дёмин. «Песнь о вещем Олеге» древнерусская летопись. Олег первый князь киевский из рода Рюрика.

14 «Песнь о вещем Олеге» Со смертью Олега связано в летописи известное сказание, послужившее мотивом для стихотворения Пушкина: «Песнь о вещем Олеге». По счету летописца, Олег княжил 33 года, с 879 (год смерти Рюрика) по 912 г.;

15 Образ Пугачева – сложный сплав исторических, реально- бытовых, символических и фольклорных элементов, это образ- символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях. Емельян Пугачев и «Капитанская дочка»

16 Фрагмент из к/ф «Капитанская дочка»

18 Е. А. Кибрик. Борис Годунов. Фронтиспис. Черная акварель, карандаш – 1964.

19 Сцена из оперы М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Шуйский – Н. Ханаев, Борис Годунов – А. Пирогов. Большой театр Опера М. П. Мусоргского «Борис Годунов». Борис Годунов – Е. Нестеренко «Борис Годунов» на сцене

20 Фрагмент из кинофильма «Борис Годунов»

21 Исторические лица в школе

22 Прошлое для Пушкина – всегда повод для размышлений не только о настоящем, но и о будущем. Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. С. Пушкин.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Русская литература и история (8 класс. Коровина, 1 часть, стр. 5)

1. В каком столетии историческая наука в России выделилась в само­стоятельную отрасль знания?

На протяжении многих веков история, литература и публицистика были одним целым, и только в XVIII веке историческая наука России выделилась в отдельную отрасль знания.

2. С какими выдающимися деятелями русской истории вы встречались в литературных художественных произведениях, изученных в школе или прочитанных самостоятельно?

При изучении литературы на страницах художественных произведений разных авторов мы встретились с известными историческими личностями. Например, с Иваном Грозным в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оп­ричника и удалого купца Калашникова». Читая о Смутном времени в драме А.С. Пушкина «Борис Годунов», мы познакомились с Борисом Годуновым и Лжедмитрием. У Н.В. Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством» мы встречам Екатерину Вторую, Потемкина, Фонвизина. Даже в басне «Волк на псарне» у И.А. Крылова мы видим образ И. Кутузова. Среди героев повести «Левша» Н.С. Лескова есть император Александр I и знаменитый атаман Платов. В стихотворении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» главным героем является князь Олег.

3. Какие важные исторические события были воспроизведены писателя­ми в литературных произведениях, прочитанных вами? Назовите эти произведения и их авторов.

События начала Смутного времени описаны в драматическом произведении Пушкина «Борис Годунов». Это было трудное время для нашей страны: династия Рюриковичей прекратилась, а новая династия Романовых еще не утвердилась, поэтому была опасность разорения страны и ее покорения другими странами. Недаром одним из главных государственных праздников является День народного единства (4 ноября), когда народ объединился и не дал страну на растерзание иноземцам. У А.С. Пушкина в поэме «Полтава» описано сражение (Полтавская битва), ставшее переломным в длительной Северной войне 1700-1721 годов. Отечественной войне 1812 года посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и иносказательное повествование басни И.А. Крылова «Волк на псарне». Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины» затрагивает тему восстания декабристов, которое произошло на Сенатской площади Санкт-Петербурга в декабре 1825 года.

Источник

Конспект урока на тему: Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

в какой мере художественные произведения прочитанные вами в 8 классе отображают историю россии

«Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа»

обозначить цель курса литературы 8 класса; ознакомить со структурой учебника; показать неразрывную связь литературы и истории.

знакомство с понятиями литературный процесс, историзм литературы.

развитие умения слушать, высказывать свою точку зрения, умения строить продуктивное сотрудничество со сверстниками; умение находить взаимосвязь русской литературы с культурой и историей России и мира.

развитие эстетического вкуса, повышение культурного уровня обучающихся через обращение к художественным текстам интереса к истории, культурным традициям наших предков.

Методы урока: беседа, работа с читательскими дневниками учащихся, словарная работа, слово учителя.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник, презентация.

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Однако позвольте для начала узнать, что из прочитанного вами в период летних каникул особенно затронуло ваши души.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

Работа с читательскими дневниками

-Прежде, чем приступить к изучению курса литературы 8 класса, давайте поговорим о том, какие книги вы успели прочитать за лето?

Откройте свои читательские дневники.

-Давайте поговорим о тех произведениях, которые не входили в список рекомендуемых. Расскажите, что бы вы посоветовали прочитать одноклассникам: кто автор этих книг, о чём они?

Чтобы освежить в памяти прочитанное, вы можете воспользоваться своими записями.

— Почему вы выбрали для чтения именно эту книгу, кто посоветовал вам её прочитать, захотелось ли вам прочитать другие книги этого автора?

-Какие книги из рекомендованного списка вы успели прочитать за лето?

-Какие авторы вам не были знакомы ранее?

-Какие герои вам запомнились? Какие произведения вы бы хотели перечитать?

Примечание : просмотреть часть дневника у учеников, активно участвовавших в беседе. Выставить положительные оценки за работу.

Анализируют, обобщают, делают выводы.

Мотивация УУД. Целеполагание

Работа с афоризмами:

Афоризм (от др.-греч. «определение») — оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми.

Времена не выбирают,
В них живут и умирают… А. Кушнер

( русский поэт, автор около 50 книг стихов (в том числе для детей ).

Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего. М. Горький

— Как вы понимаете эти строки?

Запись определения в тетрадь.

Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач.

На этом уроке мы поговорим о неразрывной связи между литературой и историей. Назовём этапы развития как мирового, так и русского литературного процесса. Поговорим о термине «историзм» и обсудим его место в литературе.

Работа над темой урока

в какой мере художественные произведения прочитанные вами в 8 классе отображают историю россии в какой мере художественные произведения прочитанные вами в 8 классе отображают историю россии в какой мере художественные произведения прочитанные вами в 8 классе отображают историю россииСегодняшний урок положит начало вашей работе в 8 классе. На уроках литературы в этом году вы будете изучать произведения в их неразрывной связи с историей. Дело в том, что в центре внимания в какой мере художественные произведения прочитанные вами в 8 классе отображают историю россиикак литературы, так и истории находится человек, человеческое общество. Исторические процессы формируют общественные взгляды. Общество влияет на человека, и он начинает задумываться о своей жизни, стремится изменить ее к лучшему. Таким образом, неизбежно вновь запускаются механизмы истории. Мы с вами понимаем, что связь литературы и истории очевидна.

В литературе используется понятие «литературный процесс». Этот термин возник в отечественном литературоведении в 1920-е годы. Однако само понятие было сформулировано в русской критике еще в XIX веке.

Литературный процесс – историческое существование, функционирование и эволюция литературы как в определенную эпоху, так и на протяжении всей истории нации.

Этапы мирового литературного процесса

Древнейшая литература (до VIII в. до н. э.) Античность (VIII в. до н. э. – V в. н. э.) Средневековье (V–XV вв.) Возрождение (XV–XVI вв.) Классицизм (XVII в.) Просвещение (XVIII в.) Новое время (XIX в.) Современная литература (XX в.)

Русская литература развивалась примерно по такому же принципу, но имела свои особенности.

Периоды развития русской литературы

ДРЛ развивалась с XI по XVII век. Это исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Происходит становление письменной литературы.

Литература XIX века – «Золотой век» российской словесности, период выхода русской литературы на мировую арену благодаря гениям – Пушкину, Грибоедову, Достоевскому, Толстому, Чехову – и многим другим великим писателям.

Русская литература советского периода (1922–1991) – время раздробленного существования русской литературы, развивавшейся как на родине, так и на территории Запада, куда эмигрировали русские писатели после революции.

Современная русская литература (конец XX века – наши дни)

Запись термина, оформление кластера этапов литературного процесса (мирового и русской литературы).

Дол­гое время ли­те­ра­ту­ра и ис­то­рия были неот­де­ли­мы друг от друга. До­ста­точ­но вспом­нить древ­ние ле­то­пи­си, на­при­мер «По­весть вре­мен­ных лет». Она яв­ля­ет­ся па­мят­ни­ком и ли­те­ра­ту­ры, и ис­то­рии.

В этом году мы с вами про­дол­жим изу­че­ние Пуш­ки­на и узна­ем о его ин­те­ре­се к пе­ри­о­ду кре­стьян­ской войны и об­ра­зу Еме­лья­на Пу­га­че­ва.

Это всего лишь один при­мер. Нужно от­ме­тить, что мно­гие рус­ские пи­са­те­ли со­зда­ва­ли про­из­ве­де­ния на ис­то­ри­че­ские темы.

В первую оче­редь такой ин­те­рес к ис­то­рии объ­яс­ня­ет­ся лю­бо­вью к своей стране, на­ро­ду, же­ла­ни­ем со­хра­нить ис­то­рию и до­не­сти ее до сле­ду­ю­щих по­ко­ле­ний. Также пи­са­те­ли об­ра­ща­лись к ис­то­рии для того, чтобы там, в да­ле­ком про­шлом, найти от­ве­ты на во­про­сы, ко­то­рые за­да­ва­ла на­сто­я­щая эпоха.

О нераз­рыв­ной связи ис­то­ри­че­ских эпох писал фран­цуз­ский поэт и пи­са­тель XIX века Вик­тор Мари Гюго. (Рис. 2.)

Ис­то­рия
В судь­бе пле­мен люд­ских, в их непре­стан­ной смене
Есть рифы тай­ные, как в без­дне тем­ных вод.
Тот без­на­деж­но слеп, кто в беге по­ко­ле­ний
Лишь бури раз­гля­дел да волн кру­го­во­рот.

Над бу­ря­ми царит мо­гу­чее ды­ха­нье,
Во мраке гро­зо­вом небес­ный луч горит.
И в кли­ках празд­нич­ных и в смерт­ном со­дро­га­нье
Та­ин­ствен­ная речь не тщет­но го­во­рит.

И раз­ные века, что бра­тья ис­по­ли­ны,
Раз­лич­ны уча­стью, но в за­мыс­лах близ­ки,
По раз­но­му пути идут к мете еди­ной,
И пла­ме­нем одним горят их маяки.

Читая про­из­ве­де­ния, на­пи­сан­ные ав­то­ра­ми в раз­ные эпохи, мы убеж­да­ем­ся, что мир во­круг ме­ня­ет­ся, а че­ло­век по сути своей оста­ет­ся преж­ним. Как и ты­ся­чи лет назад, люди меч­та­ют о сча­стье и сво­бо­де, вла­сти и день­гах. Как и ты­ся­чу лет назад, че­ло­век ме­чет­ся в по­ис­ках смыс­ла жизни. Че­ло­ве­че­ство фор­ми­ру­ет свою об­ще­ствен­но-фи­ло­соф­скую си­сте­му цен­но­стей.

Дол­гое время в ли­те­ра­ту­ре ра­бо­та­ло одно пра­ви­ло: про­из­ве­де­ние в обя­за­тель­ном по­ряд­ке долж­но было быть на­пи­са­но на ис­то­ри­че­скую тему.

В ка­че­стве при­ме­ра можно вспом­нить твор­че­ство Шекс­пи­ра. Этот автор эпохи Воз­рож­де­ния все свои про­из­ве­де­ния писал на ис­то­ри­че­ские темы. Од­на­ко его со­вре­мен­ник Сер­ван­тес в своем ро­мане о Дон Ки­хо­те опи­сал со­вре­мен­ную ему Ис­па­нию. Таким об­ра­зом, уже в на­ча­ле XVII века в ли­те­ра­ту­ре все чаще по­яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния, ад­ре­со­ван­ные со­вре­мен­но­сти. Но даже если про­из­ве­де­ние на­пи­са­но не на ис­то­ри­че­скую тему, этому про­из­ве­де­нию обя­за­тель­но при­сущ ис­то­ризм.

Историзм литературы – способность литературы передать облик эпохи через описание судьбы или характера одного или нескольких героев.

Ис­то­ризм в ху­до­же­ствен­ном про­из­ве­де­нии на­хо­дит наи­бо­лее глу­бо­кое вы­ра­же­ние в ха­рак­те­рах – в пе­ре­жи­ва­ни­ях, по­ступ­ках и речи дей­ству­ю­щих лиц, в их жиз­нен­ных столк­но­ве­ни­ях, а также в де­та­лях быта, об­ста­нов­ки и т. п.

Кратко фиксируют лекцию.

Выполнение упражнений: наклонов, приседаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *