в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе

Сказки- богатейшая народная мудрость. Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать и сострадать.

Просмотр содержимого документа
«Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе»

Изучение «Сказки о царе Салтане» на уроке литературного чтения в начальной школе.

Благодаря сказкам у ребенка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и сорадоваться, без которой человек не человек. Сказка создает необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.

«Сказки» А.С.Пушкина включены во все современные программы литературного чтения начальной школы. «Сказка о царе Салтане» изучается по программе «Школа 2100» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой в 4 классе [2]. На изучение сказки А.С.Пушкина отведем 3 урока. Первый урок – Знакомство со сказкой и ее героями. Второй урок – Характеристика царя Гвидона и царевны Лебеди. Третий урок – Чудеса в сказке Пушкина и их роль.

На следующем этапе работы предлагаем учащимся выполнить задание тетради (задание №1,2).Оно поможет обобщить ранее прочитанные сказки А.С.Пушкина и подготовиться к чтению «Сказки о царе Салтане…»

Затем учитель проводит работу по тексту сказки Пушкина. Учащиеся самостоятельно читают начало сказки (с.118-122) до слов «Мать и сын теперь на воле». Предложим учащимся разделить текст на смысловые части. В ходе работы появляется следующий план:

1 часть – выбор невесты;2 часть – обман царя;3 часть – чудесное спасение.

Обращаемся к младшим школьником с заданием привести пример зачина в сказке. А о чем говорит отсутствие зачина? О том, что и герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле. Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие? Ученики подметили, что начало такое, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или трех братьях. В нашей сказке три девицы-сестрицы прядут и ведут между собой своеобразный торг – «кабы я была…»Учитель фиксирует внимание учащихся на том, что с торгов начинаются и другие сказки Пушкина. Приведите пример. Ученики перечисляют: Балда с попом на базаре торгуются; старуха с золотой рыбкой ведут торг. Эту национальную особенность Пушкин любил обыгрывать в своих сказках. Подобное начало сказки еше более приближает слушателя, читателя с героем сказки. Задаем учащимся вопрос: в чем необычность царя Салтана? Похож ли он на царя в нашем представлении? Читая сказку, дети уже заметили, что царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном разговор трех девиц; стоит «позадь» забора на улице один, без свиты; жену выбирает тут же и женится в тот же вечер. Далее проводим выборочное чтение второй части сказки. Спросим школьников, каким они видят здесь царя Салтана? Царь Салтан разный: добрый, доверчивый, любит жену, царь- отец, но бывает и несправедливым, гневным:

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить

Но, смягчившись на сей раз…

Неслучайно распоряжение царя «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод» не удивило бояр.

На следующем этапе урока проводим выборочное чтение третьей части сказки. Вернемся к другим героям сказки, поневоле отправившимся в путешествие. Кто они? Вспомним, как народные сказки повествуют о путешествии героя. Невольными путешественниками в сказке Пушкина оказались молодая царица и ее сын:

В синем море звезды блещут,

В синем море волны плещут;

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, вопит ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

Учитель обращается к детям с вопросом, как надо читать эти строки. Они читаются медленно, с выражением скрытой силы и мощи, энергии. Пушкин сделал сказку фольклорную психологической, динамической, основанной на конкретном действии. Вспомним, что основной закон народной сказки – действие. Пушкин, взяв принцип сказки как целого – последовательность действий – пронизал им все части этого целого. В русских народных сказках герой отправляется в путешествие из дома в чужую страну, в иной мир, где ждут его опасность и трудные испытания. Он должен преодолеть их, побороть страшные силы в виде Чуда-юда, Кащея Бессмертного, Бабы-яги и вернуться домой победителем. Много примеров сказочного повествования видим и в сказке Пушкина. Чудесный ребенок «растет не по дням, а по часам», уже через день он обращается к волне с мольбою.

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

После чтения предлагаем учащимся поработать над творческим заданием в рабочей тетради по чтению (задание №3) – нарисовать кадры – иллюстрации к каждой части текста.

Ученики получают в качестве домашнего задания самостоятельное чтение текста сказки до страниц 122-127 (слова «Снова князь у моря ходит»). Дифференцированное задание следующее: подумать над вопросами:

1.Обратите внимание на имена героев. Какие они?

2.Кто герои сказки? Вспомните, как народные сказки повествуют о путешествии героя.

3.Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение?

4.Почему царевна Лебедь не сразу призналась князю, что она и есть прекрасная царевна?

3. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст. М.: 2005, 240 с.

Источник

Конспект урока по литературному чтению » А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане. «

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

Тема: А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цели: показать отличие литературной сказки от народной, создать условия для организации работы над навыками выразительной речи, обученияработы с текстом, способствовать формированию нравственных ценностей, отражен-

ных в поэтической сказке А.С.Пушкина, развитию умений работать с текстом сказки в поэтической форме, характеризовать героев произведения, соотносить текст сказки с произведением живописи.

УУД: Предметные результаты:

Научатся работать с текстом сказки в поэтической форме, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, учить анализировать произведение живописи.

Ориентируются в художественной книге, соотносят произведения живописи с литературным текстом, самостоятельно определяют тему, цели урока, оценивают выполненные действия, соблюдают правила взаимодействия в паре и группе.

Осмысливают нравственные ценности сказки, осознают эстетическую ценность произведения, проявляют интерес к чтению сказок А.С.Пушкина.

Тип урока : урок изучения нового

Оборудование : портрет А.С.Пушкина, выставка книг, видеозапись отрывка из мультфильма «Сказка о царе Салтане…», кроссворд по сказкам А.С.Пушкина, презентация биографии, интерактивная доска, учебник по литературному чтению 3 класс,ред. Л.Ф.Климанова и др.

На доске: « Читаем, слушаем, смотрим, играем сказки»

— Любите ли вы сказки?

-Какие бывают сказки? ( о животных, бытовые, волшебные)

— Какие сказки называют народными?

— Какие еще бывают? (авторские)

— Почему произведение называют «сказкой»? (животные, вещи умеют разговаривать)

Показ портрета А.С.Пушкина (слайд)

— С какой сказкой этого автора мы знакомились во 2-ом классе?

— А знаете ли вы сказки А.С.Пушкина? Сколько их он написал?

Показ иллюстраций к сказкам А.С.Пушкина.(слайд)

— Какая сказка лишняя? ( «Маша и Медведь» ) Почему?

а) Как старуха называла старика в « Сказке о рыбаке и рыбке»? (просто-

б) Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ?(петушок)

в) Лесной зверек, живший в хрустальном дворце? (белка)

г) Кто подарил золотого петушка царю Дадону?( звездочет)

д) Глядь: опять пред ним землянка,

А перед нею разбитое…( корыто).

е) Предмет, который доставил на остров царицу с сыном? (бочка)

— Какое ключевое слово? (сказка)

-Как вы думаете, с какой сказкой будем знакомиться?

-Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой «Сказка о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», займемся анализом сказки, отметим языковые особенности литературной сказки.

а) Вступительное слово учителя ( презентация).

А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Его отец, Сергей Львович,

Был потомком знатного рода. В семье было 5 детей.

Когда Александр был маленький, его воспитывала няня – Арина Родионовна.

Она знала множество народных сказок и часто рассказывала Саше. Он их за- помнил на всю жизнь и, став поэтом, пересказал по-своему в стихах. В 7 лет он знал французский язык, умел читать, писать, сочинял маленькие комедии.

В 12 лет дядя отвез его в Петербург, в лицей (учебное заведение для благородных юношей).Там и началась его творческая деятельность.

В своих сказках Пушкин высмеивал и осуждал глупых и злых царей, жадных попов, хитрых бояр.

Погиб А.С.Пушкин очень рано: в 37 лет. Его смертельно ранил на дуэли фран-цуз Дантес. Похоронен поэт в Царском селе (теперь г. Пушкино).

Его именем названы улицы, театры, библиотеки, парки. Его стихи переведены

На многие языки мира. В городах воздвигнуты памятники, музеи.

б ) Выставка книг ( стихи, поэмы, сказки).

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Герой из сказки Пушкина на месте замри.

— С каких слов начинается сказка?

— Кем хотели быть сестры? Прочитайте.

— Кто оклеветал царицу? Как вы думаете, почему? (зависть)

— Какие планы были у завистников?

— Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?

— Почему волю царя бояре не выполнили?

— Какие чувства вы переживаете, когда читаете этот отрывок?

— С какой интонацией нужно читать отрывок, где мать и сын в море?

( Просмотр отрывка мультфильма)

— Как освободились из бочки царица с царевичем? Что они увидели вокруг себя?

— Каким образом царевич стал свидетелем беды, в которую попала лебедь?

— Кто напал на лебедя? С какой интонацией нужно читать эти строки? Прочи-

— Как поступил царевич?

— Кто знает, что будет дальше?

— Как Лебедь отблагодарила царевича за спасение? Прочитайте.

— Какое имя дал себе царевич? ( Гвидон)

— Кто рассказал Салтану о царстве Гвидона? (купцы)

— О каких трех чудесах поведали Султану купцы?

— В кого превращался Гвидон?

— Какое решение принял Салтан?

— Прочитайте о встрече Салтана с женой и сыном.

— Чем закончилась сказка?

— Назовите положительных героев сказки.

— Какие герои сказки являются отрицательными? Почему?

— Как понимаете слова:

« Сказка ложь да в ней намек,

Добрым молодцам урок.»

— Какой урок получил каждый из вас, читая эту сказку?

— В чем главный смысл этой сказки?

— Найдите и прочитайте отрывки, которые подходят к иллюстрациям в учебнике.

— Если бы вы взяли в руки краски, каким бы цветом вы раскрасили наш урок?

— Какой вид работы на уроке вам понравился и запомнился?

— В сказках добро побеждает зло. Простили бы вы сестер?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

— Над какой сказкой сегодня мы работали? Кто автор?

— Чему учат сказки А. С. Пушкина?

С. 100 – 101 отрывок из сказки выучить наизусть.

Источник

Конспект урока по литературному чтению «Сказка о царе Салтане»

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

Подготовила: Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа № 36»

Урок литературного чтения

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

Тип урока: урок обобщения Форма урока: урок-беседа Цели урока: Обобщить знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить характеризовать героев и их поступки; учить детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие. Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства поэта. Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к истории родного края.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация, учебник, тесты, рисунки детей.

1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.

2.Актуализация знаний. Введение в тему.

Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц

— Вам ничего это сказка не напоминает? ( Сказку «О царе Салтане…»)

Эпиграф нашего урока «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

-Почему сказка ложь? ( В сказках выдуманные сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится в сказке? (Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём сила сказок? ( Добро побеждает зло) – О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». У нас с вами заключительный урок и мы проведем его, в необычной форме. Это будет путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.

Переработав сюжет, Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, о его приключениях, об истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей семьей. Через 9 лет в далёком 1831 году появилась сказка созданная Пушкиным «О царе Салтане. », которую начал писать поэт в 1822 году

Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.

· 1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

· То на весь крещёный мир, приготовила б я пир 2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

· То на весь бы мир одна, наткала я полотна

· 3 девица : Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

· Я б, для батюшки – царя, родила богатыря.

· Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

· И в светлицу входит царь, стороны той государь (кланяется третьей сестре)

· Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

· Будь царица и роди богатыря

· Мне к исходу сентября.

· Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

· Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

· Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.

-Назовите, пожалуйста, полное название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».) Что подсказывает название сказки? (Все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании и герои не просто называются, им дается краткая характеристика, отношение к ним автора). – Вы слышали когда – нибудь имена героев в жизни? ( Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.

3.Выборочное чтение. Работа по учебнику. А теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.

1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой царицы? (с 94) 4.Кого родила царица? (с.94) 5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95) 6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95) 7 Как изменили настоящий приказ? (с.95) 8.Как чувствовали мать и сын себя в неволе? (с.96) 9.О чём просило дитя волну? (с.96) 10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97) 11.О чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98) 12. Кого увидел царевич на море? (с.97-98) 13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался князь

( 1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)

14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)

15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

— Изобразите богатырей, выходящих из моря.

— Изобразите волны, набегающие на берег.

— Летящую царевну Лебедь.

— Гвидона, натягивающего лук.

— Танцующую белку, поющую песенки.

Кто из вас знает, что за музыка звучала?

— Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».

К творчеству Пушкина обращаются не только композиторы, но и художники. Особого блеска и выдумки достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

5.Чтение понравившихся отрывков

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )

Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои) — Каких героев вы отнесли бы в группу положительных?

(Князь Гвидон, царица, царь Салтан.)

— Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?

(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.

Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!

При чтении сказок мы можем сделать выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Сказка в жизни помогает, Принимать людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.

Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане? Начните со слов: Меня эта сказка научила… (доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других людей и следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.)

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!

И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим гостям.

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!

Источник

Открытый урок по литературному чтению «Сказка о царе Салтане. «

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе.

Тема: А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

Задачи урока:

1.Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», углубить знания о жизни и творчестве поэта.

2. Совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас.

3. Повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения. Воспитывать душевные качества, такие как, умение прощать, благородство

Тип урока: усвоение новых знаний.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, исследовательский.

1.Организационный момент. Психологический настрой.

Самый лучший день – сегодня.

Самый лучший отдых – работа.

Самая большая потребность – общение.

Самое большое богатство – здоровье.

Самый большой дар – любовь.

2.Сообщение темы и цели урока.

-Какие книги вы любите читать больше всего? (сказки)

— Что вы себе представляете, когда слышите слово « сказка»!

(добро, зло, справедливость, интерес, волшебство)

— Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого. Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. Написать сказку может настоящий поэт, художник в душе и великий мастер.

— Кого вы видите на этом портрете?

— Кажется, что Пушкин от рождения был таким, каким вы видите его на этом портрете, в сюртуке с бакенбардами. Но было время, когда он так не выглядел. время, когда он не писал, носился по дому, шалил, бил, то и дело, маменькину посуду, а Надежда Осиповна, случалось в гневе наказывала его. Никто не решался остановить вспыльчивую барышню. Это могла сделать только Арина Радионовна. Она прижимала мальчика к себе, произнося:

— Ничего, нам бывает и похуже: и розгами высекут, да ещё и продадут… Пойдёмте, Александр Сергеевич, я вам сказку скажу, добрую, лёгкую…

Эта чудесная русская женщина, чьё имя знакомо любому школьнику, не была обучена грамоте. Её руки были привычны к веретену, а не к перу. Но оказалась она талантливым человеком: хорошо пела и у себя в деревне славилась особым даром сказывать сказки, которых знала множество.

И настанет время, когда Пушкин запишет со слов няни те сказки, что слышал в детстве. А написал он их семь.

Сказки Пушкина – тайна. В них никто не получает наказания. Но здесь и не прощают содеянное.

Ложь и правда, добро и зло – эти чувства не существуют друг без друга.

— Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в царство сказок А.С.Пушкина. Мы попросим наших гостей закрыть глаза и открыть их тогда, когда закончится музыка, когда мы попадём в сказку.

В сказке может всё случиться –

Наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем гостье: «Заходи!».

Урок мы посвящаем творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.

мы отправимся в путешествие по сказочной стране, придуманной поэтом. А название этой сказочной страны вы должны отгадать (запись на доске).

У лукоморья дуб зелёный.

златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

— Мы познакомимся со сказкой, у которой самое длинное название. Но чтобы узнать, что это за сказка. Нам необходимо подобрать ключи

А помогут нам герои сказок А.С.Пушкина (на каждый правильный ответ открывается часть названия).

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

1.Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
А старуха пряла свою пряжу.

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

2.»Сказка о золотом петушке»

Вот мудрец перед Дадоном,
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю,- на спицу;
Петушок мой золотой,
Будет верный сторож твой».

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

3.»Сказка о попе и о работнике его Балде»

4. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

К красну солнцу, наконец,
Обратился молодец:
«Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ль, где на свете
Ты царевны молодой?»

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

-Молодцы, ребята, все сказки отгадали правильно, выразительно прочитали отрывки из сказочных произведений.

3. Изучение новой темы.

Ребята, мы сейчас посмотрим маленький фрагмент из сказки, а затем прочитаем отрывок по цепочке, а по ходу чтения проведем словарную работу над некоторыми словами, которые непонятны.

«Сказка о царе Салтане, о сыне, славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди» была написана в 1831 году, впервые издана в 1832 году. Этой сказке 180 лет.

Демонстрация отрывка из видеосюжета (« Сказка о царе Салтане »)

4.Работа по учебнику. Чтение сказки учащимися по цепочке.

Словарная работа. Слайды № 12,13

— В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.

— Как они называются? (Устаревшие)

— На какие две группы, можно разделить эти слова? (Историзмы и архаизмы)

— Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.

(Толковый словарь Ожегова, этимологический словарь и словарь устаревших слов.)

1.Слова из первого отрывка сказки.

Крещёный мир – в то время все люди верили в бога и принимали обряд крещения

Позадь забора – за забором

Светлица – светлая парадная комната в доме.

Сени – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских домах

Красная девица – красивая

Чтение первого отрывка.

2.Слова из второго отрывка сказки.

Аршин – старинная русская мера длины, большой

Гонец – человек доставлявший письмо, послание

Чтение второго отрывка.

3.Слова из третьего отрывка.

Сума – холщовый мешок

Бояре – служители царя, находящиеся рядом с ним

Чтение третьего отрывка.

4.Слова из четвёртого отрывка сказки.

Чтение четвёртого отрывка.

5. Закрепление. Проверка понимания прочитанного.

— Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?

(Иллюстрации помогают лучше представить то время, в котором жили сказочные герои Пушкина).

— Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки, и рассматривать иллюстрации.

— О чём мечтали девицы?

— Посмотрите на иллюстрацию к сказке.

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

На этой иллюстрации мы можем рассмотреть женский народный костюм

(русские сарафаны, рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

— Кто стоял около окошка и услышал разговор сестриц?

— Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна мастерица.

Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба – это работа искусного мастера.

— Кем стали девицы, когда попали во дворец?

— Куда вскоре после свадьбы отправился царь Салтан?

в каком классе проходят сказку о царе салтане пушкина

— Рассмотрите военное снаряжение царя.

— Что защитит его во время боя?

— Почему случилось так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?

— Почему так поступили её сестрицы?

— Бояре любили молодую царицу и маленького царевича. Почему же они всё-таки бросили их в океан?

— Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и её сын.

— Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть один эпизод, который может встречаться только в сказке.

— Каждая сказка нас чему- то учит, дает нам урок, на что – то намекает, от чего – то предостерегает.

— Какой же урок нам дает эта сказка?

— Какова ее главная мысль?

Нельзя быть жестоким, завистливым, гневным. Нужно стремиться быть честным, смелым и добрым.

— Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина!

— Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы.

Подготовить выразительное чтение стр.______________

Общеобразовательная средняя школа № 51

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *