в каком классе проходят куликовскую битву по истории
Конспект урока по истории Отечества «Битва на Куликовом поле» (7 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с
ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального
образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект урока по истории Отечества
Для учащихся 7-Б класса по теме:
Подготовила учитель высшей категории
Петриченко Светлана Владимировна
Тема: Битва на Куликовом поле.
Образовательная: выявить понимания факторов, определяющих победу или поражение в битве.
Коррекционно-развивающая: создать условия для коррекции и развития
зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти;
Воспитательная: воспитывать гордость за свою страну, патриотизм; создать
условия для повышения мотивации к обучению.
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Знать: когда состоялась Куликовская битва (8 сентября 1380 г.)
Уметь: соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; соотносить год с веком; устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
I . Организационный момент
1. Настрой учащихся на работу.
Наш урок я бы хотела начать словами французского писателя «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем старательны, внимательны, будем получать знания с большим желанием.
2. Проверка готовности к уроку
Мы сегодня продолжаем изучать раздел «Начало объединения русских земель»
2. Введение в тему. Разрешение проблемной ситуации. Слайд 1
— Посмотрите внимательно на слайд и скажите, все ли названия сражений вам
знакомы. Разорение Рязани Батыем. Невская битва. Куликовская битва. Ледовое побоище.
— Какую из этих битв мы не изучали?
— Как вы думаете, о какой битве мы будем говорить сегодня на уроке?
3.Определение темы урока. Слайд 2
Определите тему нашего урока.
Битва на _____________________________поле.
4. Запись даты и темы в тетрадь.
5.Постановка задач урока. Слайд 3
Давайте запланируем работу на сегодняшний урок. Вспомним, что нам уже
известно по данной теме, что нужно узнать и запомнить на уроке.
Сегодня на уроке вспомним о монголо-татарском иге и о том, кто благословил князя Дмитрия Ивановича на битву.
Мы узнаем, когда и где проходила Куликовская битва, чем она закончилась.
Мы запомним дату Куликовской битвы и основной ход битвы.
— Ребята, как вы думаете, для чего изучаем эту тему, где вам это пригодится?
Необходимо знать прошлое своей страны. Нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей страны, своего народа. Вы сможете рассказать о подвиге русских воинов своим родным, ребятам в нашей школе, станете более грамотными по этой теме.
II . Актуализация опорных знаний
1. Повторение. Слайд 4, 5
— Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на иллюстрациях (Русский князь просит у хана грамоту на княжение. Сбор дани баскаками.)
— К какому историческому событию относятся эти иллюстрации? (Нашествие монголо-татар на Русь).
— Когда началось монголо-татарское нашествие на Русь?(1237 г.) Слайд 6
— Какой это век? (13 век).
— Почему Русь не смогла дать отпор монголо-татарам? (Князья не хотели объединяться и помогать друг другу).
— Как называется этот период в истории. (Период раздробленности) 2.Проверка домашнего задания
— Что вы знаете о правлении Дмитрия Ивановича? (Объединял русских князей против монголо-татар.)
— Почему Мамаю удалось стать ханом? Что в это время происходило с Золотой Ордой? (Орда стала распадаться на мелкие ханства; сыновья хана воевали друг с другом.)
— Что вы знаете о Сергии Радонежском? (Основатель Троице-Сергиева монастыря.)
— Чем помогал Сергий Радонежский людям? (Люди приходили к нему за благословением или за советом, просили излечить от тяжёлых болезней, оставались жить в монастыре, Сергий много раз мирил ссорившихся князей.)
— Кто такие Пересвет и Ослябя? (Монахи, которые попросились у Сергия отпустить их биться за Родину с ордынцами.) Слайд 7
— Подумайте и скажите, как связаны между собой эти люди?
— Что за момент здесь изображён? (Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Ивановича на битву с Ордой) Слайд 8
— Почему именно в 1380 году Дмитрий Иванович решил сразиться с Ордой? (Князь Дмитрий смог убедить русских князей объединиться в борьбе против монголо-татар, собрал большое войско, у русских людей появилась надежда на освобождение от монголо-татарского ига, власть ханов на русской земле стала ослабевать.)
— Как вы думаете, какое было настроение у людей, что им хотелось? (Русские хотели освободить свои земли от власти монголо-татар.)
Какой сделаем вывод? Московский князь Дмитрий Иванович первым из русских князей начал борьбу с Золотой Ордой. Он объединил русских князей, собрал войско и отправился воевать с Мамаем, чтобы освободить русские земли от монголо-татар. Сергий Радонежский благословил воинов на битву.
III . Изучение нового материала
— Назовите тему нашего урока.
Проблемный вопрос. В течение урока нам нужно с вами обсудить вопрос, почему русский народ победил в Куликовской битве.
Работать мы будем по плану.
План изучения исторического события
3. Участники сражения.
— Прочитайте первый пункт плана.
— Что мы должны узнать по первому пункту плана?
Работа с учебником. Слайд 9
На стр. 290 прочитайте четвёртый абзац и назовите дату Куликовской битвы.
— Когда проходила Куликовская битва? (8 сентября 1380г.). Какой это век
Запишите дату в тетрадь.
Обратимся ко второму пункту плана. Слайд 10
Дмитрий решил выбрать для битвы Куликово поле. Куликово поле имело ширину 7 км. С трех сторон поле окружали реки Дон и Непрядва, оно было покрыто зарослями густого кустарника. Слева и справа глубокие овраги и леса.
— Как вы думаете, почему оно так называлось? (Здесь гнездовались птицы кулики.)
Прочитайте третий пункт.
— Послушайте рассказ, как москвичи провожали русских воинов на битву с монголо-татарами.
— Объясните, почему все жители города вышли провожать русских воинов на битву с татарами.
— Кто же ещё принял участие в битве. Ответ вы найдите в первом абзаце текста на стр. 289.
— Прочитайте названия городов, которые приняли участие в битве. Слайд 11,12
Собрал от 100-120 тысяч воинов, в основном москвичей, и из земель, признавших власть московского князя, ополчение.
Сумел заключить союз с литовским королем Ягайло и собрать огромное войско численностью в 100-120 тысяч человек: татар, черкес, осетин, некоторых степных народов, наемников (солдаты, воюющие за деньги)
— Что вы можете сказать о силах противников? (Силы противников были равны.)
Прочитайте следующий пункт плана. Стр. 291(карта)
Рассказ учителя о расположении войск
Подошло к Куликову полю и огромное войско Мамая. Монголо-татары построили свои войска в открытом поле в две линии. В первой линии расположилась конница, а во второй пехота (пешие воины).
Словарная работа: полк, пехота. Читают в учебнике.
— Почему Дмитрий Иванович выбрал Куликово поле? (Много преград: реки, леса, овраги.)
Назовите пятый пункт плана.
Утром 7 сентября русские полки переправились через Дон и сожгли за собой
— Как вы думаете, почему?
Сражение на Куликовом поле началось ранним утром 8 сентября 1380 года.
Под покровом тумана незаметно для врагов русский воевода Дмитрий Боброк Волынский и Серпуховской князь Владимир Андреевич спрятались в соседнем лесу с засадным отрядом.
Князь Дмитрий на белом коне стоял на холме и сверху наблюдал за
князем воины держали большое чёрное знамя, на котором было вышито
изображение Иисуса Христа. Под знаменем князь помолился и поклялся
победить врагов земли русской. Спустился с холма и встал в ряды воинов и
сказал: «Или умру, или жив буду, но вместе с вами».
— Как вы думаете, для чего проводились поединки богатырей перед битвой?
( Победа в поединке обещала победу в сражении, воодушевляла воинов,
придавала им сил и мужества).
Выехали навстречу друг другу два богатыря: татарский Челубей и русский Пересвет. Ударили они одновременно друг в друга копьями. Челубей упал, а Пересвет ещё смог доехать до своих воинов и упал замертво. Поединок был сигналом к началу битвы. После этого поединка загремели трубы, зазвенели мечи и доспехи. И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи. Чтение стр. 290
Вместе со своими воинами побежал с поля битвы и Мамай. Войско Мамая было разгромлено. Эта битва вошла в историю под названием «Мамаево побоище». Союзник Мамая, Ягайло, не успевший к месту сражения, узнав о поражении ордынцев, повернул назад, так и не вступив в бой с русскими.
Победа русских была полной.
К чувству торжества и ликования примешивалась горечь и скорбь. Почему? (Многие воины полегли на Куликовом поле). Слайд 15, 16, 17
В нашей стране горы высокие,
Прочитайте шестой пункт плана
— Какой результат битвы? (Победа русских войск; нанесён сильный удар
1. Большая численность войск.
2. Стойкость русских воинов.
3. Усилилось объединение Руси.
4. Талант полководца.
6. Справедливая, освободительная борьба.
В начале урока перед вами был постав л ен_в_опрос, давайте вернёмся к нему, и сделаем вывод. Почему русский народ победил в Куликовской битве? (Большая численность войск, талант полководца, стойкость русских воинов, справедливая, освободительная борьба.)
1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1^80 году.
2. Битва проходила на Куликовом поле.
3. Монголо-татарским войском руководил Дмитрий Донской.
4. Русским войском руководил Мамай.
5. В тыл монгольской конницы ударил запасной полк.
6. Войско Мамая победило на поле Куликовом.
7. В историю эта битва вошла под названием «Мамаево побоище».
-Ребята, посчитайте, сколько лет прошло с той великой победы. Как узнать?(638лет)
— С какой темой познакомились на уроке?
1. Беседа по вопросам:
— Когда состоялась Куликовская битва?
— Кто руководил русским войском?
— Подумайте, и скажите, почему князь Дмитрий получил почётное прозвание «Донской»?
— Какие задачи мы формулировали в начале урока?
Сегодня на уроке мы вспомнили о монголо-татарском иге и о том, кто
благословил князя Дмитрия Ивановича на битву.
Мы узнали, когда и где проходила Куликовская битва, чем она закончилась, её
значение для русского народа.
Мы запомнили дату Куликовской битвы и основной ход битвы.
— Как вы считаете, справились с теми задачами, которые ставили перед собой?
2. Самооценивание, оценка учителя
Урок подошёл к концу. И я хотела бы узнать:
— Как вы оцениваете свою работу?
— Материал урока для вас оказался полезен или бесполезен?
— На уроке вам было интересно или скучно?
— Было легко или трудно?
Стр.289-292, чит. сильные ученики, вклеить слабым ученикам карточки в
тетради с основными моментами урока, которые они должны запомнить.
Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока.
Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны и старательны.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока в 6 классе по теме «Куликовская битва»
Открытый урок по истории в 6 классе
Тема урока « Куликовская битва 1380 год »
Учитель истории и обществознания Тырченкова М.А.
Тема: Куликовская битва
Цели: знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;
уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);
воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: Презентация, карточки, тест.
Эмоциональный настрой урока. (2 минуты)
Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
II . Проверка домашнего задания (актуализация знаний, умений, навыков).
1. Два человека будут работать по карточкам. После выполнения задания они отдадут свои карточки на проверку эксперту. Им сегодня будет. За свою работу он так же получит отметку.……
А теперь проведем нашу традиционную интеллектуальную физкультминутку.
— Работа с датами и определениями. Проверка, получение смайликов за каждый правильный ответ. (5 минут)
III . Постановка проблемы урока.
Это Куликовская битва.
— На какие вопросы истории нам предстоит ответить?
С кем была эта битва?
Почему она произошла?
Как происходил ход битвы?
Кто победил в этой битве?
IV . Подготовительный этап. Вводное слово учителя (мотивация).
( Слайд6) В 1359 году на московском престоле оказался Дмитрий Иванович, девятилетний внук Ивана Калиты. Воспользоваться такой ситуацией попытался суздальско-нижегородский князь. Именно он получил в Орде ярлык на великое княжение Владимирское. Но митрополит Алексий и московские бояре поддержали Дмитрия. Он был очень смышлёным и не по годам развитым ребёнком. Нижегородский князь, хоть и не сразу, но смирился с потерей престола, а потом в знак примирения выдал свою дочь за повзрослевшего Дмитрия.
Но борьба за власть на этом не закончилась. Тверской князь Михаил Александрович, вступив в союз с литовским князем Ольгердом, пытается заполучить власть. Ольгерд три раза осаждал Москву, но все попытки закончились неудачей. В 1371 году Михаил добился ярлыка на великое Владимирское княжение, но владимирцы не признали его своим правителем. Они уже привыкли к московским князьям. Не подчинился ханской воле и Дмитрий Иванович, сказав, что никого не пустит на великое княжение. Пришлось смириться с этим и тверскому князю.
( Слайд 8) Прочитайте части предложений из первого столбика и най дите их продолжение во втором.
1. В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…
… русские уже сами собирали дань со своих земель.
2. Со времён Ивана Калиты…
… стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.
3. Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…
… дань собирали монгольские баскаки.
Москва укрепляла свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись русские земли.
В 70- е годы 14в. Дмитрий счёл, что пришло время избавить Русь от ордынского ига. Он считал, что Золотая Орда стала слабеть, там шли усобицы, бесконечная смена правителей, т.е. в ней проходили те же процессы, которые Русь переживала в эпоху феодальной раздробленности. Эти события в Орде получили название “Великая замятня”. Властью в Орде завладел темник Мамай (старший военачальник).
Дмитрий Иванович, московский князь, не обращал внимания на требования хана, не хотел ему платить дани, которую платили прежде московские князья.
Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве. На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относиться к завоевателям монголо-татрам.
( Слайд 9) Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:
а) боязнь, страх, испуг, ужас;
в) удивление, недоумение;
— Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
— Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Первая встреча состоялась в августе 1378 года на р. Воже. Битва закончилась поражением монголо –татар. Но Мамай не мог и не хотел мириться с поражением и потерей дани. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
А теперь, давайте обратимся к документу
Документ :В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.
Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им:
Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…
Из “Новгородской Четвёртой летописи”
Вопросы к документу:
Кто выступил на стороне Мамая?
С какой целью он готовился к походу на Русь?
Почему Мамая поддержал рязанский князь?
Зачем победа нужна была Мамаю?
2. Сергий Радонежский. Предстояло глобальное сражение с монголо – татарами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку.
Дмитрий Иванович перед походом посетил Сергия Радонежского.
Сообщение ученика о Сергии Радонежском.
( изображение Сергия Радонежского на интерактивной доске )
( Слайд14) Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним бе седовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: « Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником! » Затем наклонился к князю и тихо добавил: « Ты победишь ».
Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
Вопрос по сообщению: В чём состоял духовный подвиг Сергия Радонежского?
— Старец повлиял на политическую судьбу государства, дал благословение, вдохнул силы в князя и русское войско. Дмитрий решил встретить Мамая за пределами Русских княжеств. Почему?
Какое решение приняли бы вы на месте князя?
— После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой це лью это было сделано?
— Выберите возможный вариант ответа на вопрос: « Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты? »
Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русско му войску.
Давайте посмотрим отрывок из мультфильма « Лебеди Непрядвы », как князь Дмитрий выбирал место битвы и как он решил расположить свои войска.
Сражение на Куликовом поле.
— Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.
Картина “Утро на Куликовом поле
Что вы видите на картине? ( Люди, какого возраста вышли на бой? Каково вооружение русских)?
Какие чувства людей передаёт художник?
Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.
Позади у воинов Непрядва,
До земли поникли травы луга,
Копья устремив ожесточенно,
Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.
— Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя.
— А что же великий князь?(Слайд 21-)
— По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения. Выберите версию, которой вы поверили:
1. Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.
2. По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и « стал на костях татарских », то есть сам провозгласил победу.
3. А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.
Итоги Куликовской битвы.
( Слайд 22) В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. А погибших хоронили восемь дней.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.
Почему удалось победить ордынцев на Куликовом поле?
Полководческий талант князя, его умелые действия
Мужество, храбрость русских войск
Объединение сил русских княжеств
Ослабление Орды и усиление Московского княжества
Поддержка русской православной церкви.
В чём значение Куликовской битвы?
Значение Куликовской победы было огромно: русским стало ясно, что татар можно побеждать, если действовать дружно и всем вместе.
Сражение показало, что можно победить Золотую Орду, но для этого нужно сплочение. Русские также поняли, что Москва и московские князья стоят не только за себя, но за всю Русскую Землю. Также стало ясно, что новый московский порядок, когда великий князь является государем над всеми остальными князьями, хорош и выгоден: при нём нет княжеских ссор, и русские люди могут объединяться для общего дела.
Сделала Москву – центром объединения Руси.
Разбив силы противника, народ поверил в неизбежность скорого падения монголо – татарского ига
Русь за время своего существования, не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолевать невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее.
( показ на интерактивной доске портрета князя ) Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.
VII . Первичное закрепление нового материала
— А теперь давайте проверим, как вы запомнили рассмотренное нами сегодня событие.
1. Работа с кроссвордом
Итог: Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ
— Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами стихотворения:
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И не одна ещё стихия
Не победила твой народ!
— Живой микрофон. Вопросы всё по три
— Три причины победы
— Три значения победы
Выставление отметок за урок.
Д/З * 20. Задания на выбор.
1. Найти стихи о Куликовской битве.
2. Самому написать стихотворение о Куликовской битве
3. Нарисовать образы события.
Написать сообщение о герое Куликовской битвы
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.