в день какой святой на руси сеяли лен
Еленины косы, Олена-Льняница, Елены день, Олена-Леносейка, Оленины-Ленничи — как только не называли в народе праздник святых Константина и Елены, который православная церковь отмечает каждый год 3 июня.
Этот день был связан со многими обычаями и приметами, некоторые из которых дожили и до наших дней. Большой интерес вызывает и сама история праздника.
Равноапостольный царь Константин был ревностным христианитом. Именно таким воспитала его мать Елена. Эти святые известны прежде всего тем, что они разыскали Крест Господний и явили его миру, а над пещерой Гроба Господнего построили великолепный храм.
За эти и многие другие заслуги царь Константин и мать его Елена удостоились звания равноапостольных.
Обычаи и традиции 3 июня на Еленин день
3 июня не зря назвали Еленины косы. В старину было принято, чтобы девушки в этот день ходили простоволосыми. Нельзя было ни заплетать косы, ни повязывать на голову платок. Считалось, что это ускорит рост волос, сделает их гладкими, ровными и шелковистыми.
Также в этот день молодые девушки молились Святой Елене, чтобы у них была счастливая судьба и удачный брак.
Краткая молитва святой Елене о женском счастье
Моли Бога о мне, святая угодница Божия Елена, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорой помощнице и молитвеннице о душе моей. Прими молитву искреннюю от рабы Божией (имя). Не оставь меня в печали, утоли мои скорби. Подари мне любовь искреннюю, избавь от беды. Молю тебя, не дай мне супруга неискреннего, а пошли любовь взаимную, что счастье принесет нам обоим и утешение. Аминь
В давние времена девичья коса на Руси считалась не только самой удобной и распространенной прической, также она исполняла роль оберега от негатива, порчи и зла. Поверья и народные сказания гласят о том, что именно в девичьих волосах концентрируется жизненная сила. Заплетая косу, девушка сохраняла и приумножала эту силу, приобретала мудрость.
Обряды в Еленин день
Несмотря на то, что лён 3 июня согласно обычаю сеяли мужчины, женщины тоже играли немаловажную роль. В частности, они проводили специальные обряды, которые были призваны увеличить урожай и везение.
В день накануне Олены-Льняницы женщины собирались в отдельной избе и каждая приносила с собой по два яйца. Их запекали в печке и после этого клали в мешки с семенами льна. Сделать это надо было так, чтобы никто не заметил, иначе сглаза не избежать.
Утром мужчины брали мешки и шли в поле сеять лён. Однако перед этим каждый из них подбрасывал яйца как можно выше. Если кому-то это удалось лучше всех, то он мог рассчитывать на самый богатый урожай.
Скорлупу от этих яиц не выбрасывали, а обязательно приносили домой. Её измельчали в порошок и давали в корм курам, чтобы они лучше несли яйца.
Ещё один обряд, который проводили 3 июня, тоже был связан с посевом льна. Женщины выходили в поле и полностью снимали с себя одежду. Они считали, что лён увидит их голыми, пожалеет и даст все необходимое для того, чтобы они могли сшить себе рубаху.
Была даже соответствующая поговорка, которую приписывали льну: «Эта баба бедная — у неё даже рубашки на теле нет, надо будет пожалеть её и получше уродиться».
Народные приметы на 3 июня
• Услышали кукушку? Ближайшие дни будут тёплыми и погожими.
• Если на рябине много цветков, это значит, что урожай льна будет богатым.
• Если идет сильный дождь и град, то к концу дня возможен и небольшой снег крупой.
• Ночью и вечером видна луна в кругу света — к плохой погоде.
• Если Еленин день был непогожим, с ветром, и дождями, то скорее всего осенью нас ожидает такая же погода.
Сеем лен на Оленин день
Эта традиция даже отразилась в названиях церковного праздника, в том числе и местных:
Алёна-лёносейка, Льняница, Олёна-Ленича, Длинные льны — Еленины косы, Елена — ранние льны, Елена — Льни́ца или Льняни́ца (Костромская), Елены-Ле́нницы (Вятская, Прикамье), Ле́нница (Вятская, Пермская), Елены-Леносе́йницы, Олёна-Леносевка Лёносе́вки либо Льносе́вки (Прикамье), Льняницы (Новгородская, Орловская), Ранние льны (Нижегородская). Впрочем, в некоторых областях посев льна начинался тогда, когда начинали куковать кукушки.
Для хорошего урожая льна проводили обряды на посев. Молодухи и девушки с утра ходили простоволосыми, так как плести косы в этот день запрещалось. При этом считалось, что если Алена-льносейка коснется прядей, то они станут такими же, как лен – мягкими и длинными.
Девушки исполняли песни-приговоры и заклинания*** на рост и урожай льна.
В некоторых губерниях женщины раздевались догола до посева или сразу после него, чтобы лен посмотрел на нее и решил так: «Какая бедная женщина — у нее даже рубашки нет, нужно ей помочь».
Пожилые женщины шли по деревне и собирали от каждой хозяйки по два куриных яйца. Затем в лучшей печи пекли их и раскладывали по мешкам с льняными семенами. На полосе, вспаханной под льны**, каждый сеятель сначала подбрасывал яйца вверх, стараясь, чтобы оно взлетело повыше, и лен, соответственно, вырос высоким. Затем яйца съедались с приговором: «Пусть уродится лён такой же белый как это яичко» и приступал к посеву семян.
Особенно удачным для посева льна считался день, если на Олену обильно цвела рябина. Крестьянами также было замечено, что при посеве льна в тёплый, тихий день, на молодой ясный месяц, лен хорошо всходит и дает много волокна. При посеве на полную луну культура дает больше семян.
* Елена родилась в простой семье в небольшом городе Дрепан (Малая Азия). Вышла замуж за префекта Галлии Констанция Хлора. В 272 году она родила сына Константина. В результате войн, заговоров и восстаний он стал единовластным римским императором. Константин перенес столицу в Византию (которую переименовал в Константинополь) и провозгласил христианство основной религией.
Православные хроники утверждают, что царица Елена (приблизительные годы жизни: 248-250 – 328-330) нашла Животворящий Крест Господень (на котором был распят Иисус Христос) и возле места обретения построила храмы и церкви.
*** Аполло́н Аполло́нович Кори́нфский (1868, Симбирск – 1932, Тверь). Народная Русь (Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа), XXIIглава, Май-месяц. М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 261—270.
В день какой святой на Руси было принято сеять лен (см)?
Правильный ответ: святая Елена
Если я не ошибаюсь, то эту святую на Руси звали Олёна, а можно было бы сказать и Елена.
По старому стилю этот день был 21 мая. Эту святую еще называли Леносейка, Льняница-длинные пальцы. В этот день не только сеяли лен, но и совершали различные обряды, чтобы урожай был хороший.
Святых равноапостольных Константина и Елены
3 июня (по старому календарю 21 мая) на Руси славяне праздновали день святого царя Константина Великого и равнопостольной царицы Елены его матери. До этого дня было принято закончить все посевы хлеба и начать сеять лен и коноплю. Называли еще этот день Оленин день.
Верным ответом на данный вопрос будет слово ОЛЕНА. Именно в день этой святой на Руси было принято сеять лен. Речь в данном вопросе идет о дне 21 мая. Как раз этот день не только святой Олены, но ещё и святого Константина. Олена также именуется ещё святой Еленой
Речь идет о 3-ем июне ( 21 мая по старому стилю), это день двух святых, Константина и Олёны. Полное имя этой святой Флавия Юлия Елена Августа, в народе её ещё называли Леносейка и Льняница-длинные пальцы, именно в этот день, 3 июня на Руси сеяли лён.
Ответ: святая Елена (Олена).
Лен являлся одной из самых важных культур для славян, ведь из нее изготавливалась льняная ткань, из которой и шилась одежда. Поэтому, наши предки делали все возможное, чтобы урожай льна был велик. И даже по традиции для этой цели сеяли лен в определенный день, а именно, на Святую ОЛЕНУ.
Как известно, одежду наши предки ткали сами, для этого они специально выращивали лен. Культура эта прихотливая, ей нужны свои условия для урожая, да и для того, чтобы получилась красивая ткань, нужно было потрудиться хорошенько.
Сеять лён, по традиции, следовало 3-его июня в день Константина Огуречника, а также О(Е, А)ЛЁНЫ.
3 июня день Константина и Олены. На Руси говорили,что льны ОЛЕНЕ,огурцы Константину.Сеяли в этот день лен, соблюдая все обряды в надежде на хороший урожай.Ведь кроме пряжи получали с него и льняное масло,которое шло в пищу.По погоде этого дня определяли и осень,если ненастье,то и осень будет ненастна.
Наши предки были мудрыми людьми, несмотря на все их малую образованность или многочисленные суеверия.
Подробности обо всем, что связано с детской колыбелью в избе, способами ее размещения, украшения и методами укачивания младенца в ней можно почитать вот здесь.
Быстрый ответ на такой легкий вопрос может дать любой человек, знакомый с русским языком и с историей своей страны.
Самоедами до революции называли ненцев и некоторых других представителей северных народов. Почему-то кто-то из путешественников во времена оны, не разобравшись как следует, посчитал, что ненцы едят сами себя, вот и получилось такое странноватое название.
Людоедами называют каннибалов, это не наша традиция и они не наживаются, а питаются. Привычка такая. Зато нажиться за счет Людоеда прекрасно удалось Коту-в-Сапогах.
Сердцеедом зовут обаятельного бабника, от неотразимого взгляда которого бабы млеют и «в штабеля укладываются».
Согласно Салтыкову-Щедрину, понятие «мироед» появилось после отмены крепостного права.
В день какой святой на Руси начинали мять льны, готовить их для пряжи?
В день какой святой на Руси начинали мять льны, готовить их для пряжи? В этот день лён приносили в церковь для освящения, в этот день зимней работы, в первую очередь готовились к пряжам. О какой святой идёт речь?
Каждый год 28 октября на Руси в церкви освящали отпаренную первину льна. В этот день поминали святую Параскеву. Она являлась покровительницей всех зимних работ, а так же полей и скота.
Верный ответ: ПАРАСКЕВА.
Эта святая считалась покровительницей зимних работ, а именно прядения.
в день ее памяти раньше в церковь ей приносили оттрепанную первину льна.
Также ее считают покровительницей полей и скота.
в день святой Параскевы.Празднуется осенью.
Не начинали 10 ноября (или 28 октября) работать, праздник же, под запретом труд находился-). А вот после, пожалуйста, готовьте лен для пряжи, ибо грядут долгие зимние вечера, когда рукоделие спасает от скуки.
И не только с женскими делами эта великомученица связана, она и с путешественниками, и с торговцами, и с семейным благополучием тесно переплетена. И
также от этой святой пошли. ПАРАСКЕВА здесь упоминается
День о котором идет речь в вопросе приходится на глубокую очень, в этот праздник люди готовили лен для пряжи и приносили его в церковь. Святая, которую поминали в этот осенний день была очень почитаема на Руси, ее имя- Параскева. Перевод ее имени с греческого будет означать- пятница.
Имя этой святой может быть и очень-то знакомо большому количеству людей. Это ПАРАСКЕВА, в данном случае речь идет про ПАРАСКЕВу Пятницу.
Конечно же в данном вопросе речь идет о святой Параскевы Пятницы, чьим днем считалось 28 октября. Именно на нее перешло почитание языческой славянской богини Макоши, и связанные с ней традиционно женские занятия, в том числе и прядение. Ответ тут ПАРАСКЕВА.
Чтобы подготовить лён для пряжи, обработав его соответствующим образом, его необходимо было прежде освятить в церкви. Также таким образом крестьяне воздавали почести святой великомученице Параскеве, считающейся покровительницей в том числе и зимних работ. Её день отмечается 28-го октября. Ответ: «Параскева».
Правильный ответ это ПАРАСКЕВА. Её ещё иначе называли Параскева-Пятница. Именно в этот день начинали готовить пряжу, и мять для неё нужные составляющие. Такие как например лён. Правильный ответ Параскева. Её день отмечается 28 октября. Параскева. Как раз нужные девять букв.
Речь идет об октябрьском дне, точнее о 28 октября, этот день на Руси был праздником святой Параскевы, в церкви в этот день освящали отпаренную первину льна. Именно святая Параскева считалась покровительницей всех зимних работ.
Сейчас мы тоже употребляем это слово, но его исконное, первоначальное значение стерлось из памяти, забыто.
Выражение «скрытая подоплека» понятно современному человеку и ясно, что речь идет о втором, завуалированном, но очень важном для понимания чего-либо смысле.
Как оказалось, слово «подоплека» до 19 века обозначало подкладку старинной рубахи и было чрезвычайно распространено в крестьянском обиходе:
На Руси на народных многолюдных пирах хмельные напитки принято было подавать в ковшах наподобие больших ведер, а за здравие пили из специальных братин шарообразной формы. На всевозможных ковшах были выгравированы поучительные советы.
Братина выглядела так:
Она отличалась от горшка тем, что по бокам имела две ручки.
Недаром еще один вариант появления названия этого сосуда восходит к русскому слову ‘брать’.
строгий пост как выражение скорби и сочувствия христиан.
Правитель Галилеи (Палестина) Ирод Антипа незаконно сожительствовал с женой своего брата Иродиадой.
Иоанн Креститель открыто критиковал эти отношения и неправедный образ жизни Ирода, за что и был брошен в темницу.
По совету матери Соломия пожелала, чтобы ей принесли голову Иоанна Крестителя. Ирод повелел отрубить голову святому и её принесли на блюде.
Соломия отнесла матери блюдо с головой святого и та исколола язык святого иголками, а затем закопала голову в нечистом месте.
Вот такая грустная история. Поэтому христиане считают грехом в этот день веселиться, петь, танцевать и работать, даже еду (постные блюда) рекомендуется приготовить накануне.
Кроме того, в этот день рекомендуется не употреблять в пищу круглые продукты питания: картофель, капусту, арбуз, яблоки и др., а также жидкости красного цвета как напоминание об отсеченной голове и пролитой крови.
Под запретом пользование острыми режущими и колющими предметами как напоминание о казни.
Хлеб и постные лепёшки разламывают руками. На стол не ставят круглые тарелки и блюда.
Блюдо является одним из самых древних видов столовой посуды.
С древнейших времен напитки в истории русского народа всегда имели большое значение.
Из сохранившихся летописей видно, что любое серьезное дело на Руси начиналось с честного пира.
Пили слабоалкогольные, освежающие и тонизирующие напитки: медовуху, брагу, пиво, квас, сбитень (русский глинтвейн), морс, компот, кисель, травяные чаи и др.
Во времена Ивана Грозного стали больше употреблять вино и водку.
Для хранения, подачи к столу и питья применялась посуда, изготовленная из дерева, глины, различных металлов (золота, серебра, олова, железа, меди) и стекла.
Любую посуду, из которой пили на Руси называли «сосуд».
высокохудожественными изделиями, украшенными драгоценными камнями и чеканкой.
Такую посуду изготавливали лучшие отечественные мастера и привозили из других стран.
Золотая и серебряная чеканная посуда являлась не только украшением стола и интерьера,
её государи использовали также для наград и жалования выдающимся личностям за великие заслуги
перед царем и отечеством.
В древние времена посуду на Руси изготавливали из дерева, глины и металла.
При археологических раскопках на территории Киевской Руси и Новгорода были обнаружены фрагменты и детали деревянной и глиняной посуды, относящиеся к периоду X-XII вв.
Это были большие деревянные блюда до 45 см. в диаметре, на которых подавали на стол пироги, мясо, рыбу и другую еду.
Для супов, бульонов и похлебок использовались большие деревянные миски, из которых ела вся семья.
Находили также и маленькие «индивидуальные» миски.
В то время ещё не было такого слова как «посуда» и всё, из чего можно было есть, называли «судно».
Слово «утварь» также применялось для обозначения посуды, но слово это имело более широкий смысл.
С появлением глиняной и металлической посуды роль деревянной значительно снизилась, но многие её образцы сохранились до наших дней в виде художественно-декоративной и сувенирной продукции.
На фото представлены образцы глиняной посуды.
Даже в самых бедных крестьянских семьях обязательно были горшки и миски. У более зажиточных селян набор глиняной посуды был более разнообразным.
Например, в горшке-братине щи или похлебку подавали на стол, гусятницу использовали для жарки мяса, рыбы, яичницы и др.
Ендову подавали на стол с брагой, пивом или медом.
В детстве бывал у бабки в гостях в деревне. Деревянной и глиняной посуды не застал. Застал деревянные ложки.
Была русская печь в избе, чугунные горшки разных размеров, ухваты-рогачи для доставания горшков из печи. Хлеб выпекался свой в каждом доме. Еда из чугунков была необыкновенно вкусной.
Ответ на вопрос: посуду, из которой ели на Руси, называли «судно».
Как раньше называли день святой Анны, в который крестьяне старались закончить сбор урожая?
Как раньше называли день святой Анны, в который крестьяне старались закончить сбор урожая? 9 букв, Поле чудес, Второй тур – ответ. Сегодня у нас пятница 12 ноября 2021 года. Телеигра капитал-шоу Поле чудес уже в эфире Первого канала. В студии телепередачи под аплодисменты телезрителей Леонид Аркадьевич Якубович приглашает тройку игроков.
В ходе игры участники по очереди крутят барабан. На нем выпадают очки, которые может получить игрок, если назовет правильную букву. А в самом конце победителю финальной части программы предлагают сыграть в Суперигру. На сайте Спринт-Ответ уже опубликована общая статья с текстовым обзором игры Поле чудес за сегодня, которую можно найти в рубрике Телеигра. Тема сегодняшней игры – народные приметы и суеверия.
Как раньше называли день святой Анны, в который крестьяне старались закончить сбор урожая?
Вот задание на второй тур. 28 августа по старому стилю в день святой Анны Пророчицы крестьяне обычно старались закончить сбор урожая. В связи с этим день Анны назывался Анна … Какая? (Слово из 9 букв)
10 сентября. Анна и Савва Скирдники. Дата по старому стилю: 28 августа. В этот день отмечается память двух святых – Анны Пророчицы и Саввы Крыпецкого.
На Анну и Савву завершалась последняя жатва хлебов. С полей вывозили снопы, которые складывали в скирды — отсюда и название праздника, Скирдники. Крестьяне торопились убрать хлеб до наступления ненастья и холодов. «Красно поле снопами, а гумно – скирдами», – говорили люди.
На Руси в это время славили урожай, устраивая большие праздники и ярмарки. Как ни странно, именно в этот день молились об избавлении от пьянства. А вот свататься на Анну и Савву не стоило: приход жениха в гости к родителям невесты сулил беду.
Во втором туре участнику игры выпал сектор «Приз», которым оказался телевизор с саундбаром. Искомое слово состоит из 9 букв, участники потихоньку отгадывали буквы в слове об Анне Пророчице. Выступил детский фольклорный ансамбль «Праздник». В итоге слово было разгадано. Другие названия праздника: Анна Скирдница, Анна Пророчица и Савва Псковский, Моисей Мурин.
В эту пору крестьяне складывали хлеб в одонья, кладушки, скирды, спешили убрать его перед наступлением сентябрьского ненастья. В это время славили урожай, устраивая большие праздники и ярмарки. Как ни странно, именно в этот день молились об избавлении от пьянства. А вот свататься на Анну и Савву не стоило: приход жениха в гости к родителям невесты сулил беду.
Раньше день святой Анны, в который крестьяне старались закончить сбор урожая, называли «Скирдница». Это правильный ответ на вопрос второго тура в игре Поле чудес за сегодняшний день, сообщает сайт Спринт-Ответ.