в чем смысл история одного города салтыков щедрин

История одного города — смысл произведения Салтыкова-Щедрина

Сатирический роман «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина — произведение, которое является актуальным в любое время. Автор осветил проблемы, которые характерны не только для его эпохи, но и для современного мира. Чёткое, точное произведение, пронизывающее до глубины души. Читая книгу «История одного города», невольно задаешься вопросом: «Неужели некоторые люди настолько меркантильны при достижении своих целей?» Попробуем разобраться, какой же истинный смысл заложил Михаил Салтыков-Щедрин в своё сатирическое произведение.

Смысл названия книги «История одного города»

Наиболее яркое и наполненное глубоким смыслом произведение Михаила Салтыкова-Щедрина нельзя отнести к какому-то определённому месту. Автор не случайно не упоминает название населённого пункта. События, развернувшиеся в книге, характерны для всей страны. Михаил Салтыков-Щедрин создал общую картину населения. Даже в удаленном уголке страны найдутся люди, которые похожи на персонажей сатирического произведения.

Смысл названия романа заключается в том, чтобы на примере одного города показать жизнь всей страны. Какие интересы преследуют люди, какие мотивы ими движут, ради чего существует общество. Михаил Салтыков-Щедрин попытался описать жизнь населения при самодержавии.

Смысл произведения «История одного города»

Чины, регалии, звания могут измениться. Однако людская жадность, желание любыми способами добиться успеха, глупость постоянны. Герои «идут по головам», не обращая внимание на окружающих, на их ценности, принципы и интересы. Жажда наживы, желание выслужиться движут персонажами. Автор высмеивает трусость, низменные ценности, жизненные приоритеты людей. Ему не понятно лицемерие, с которым он сталкивается в обществе.

Михаил Салтыков-Щедрин не только собирал информацию у других людей для своего произведения, автор сам послужил некоторое время в министерстве финансов. Ему не понятны были методы и приемы нечестных сотрудников, для которых исключительно деньги были на первом месте. М. Салтыков-Щедрин — тонкий психолог. Ему удалось прикоснуться к душе человека, понять, ради чего большинство населения существует. У персонажей нет грандиозных планов, мечтаний, заветных желаний. Им закрыли глаза деньги и высокие посты в обществе. Герои безучастны к страдания и нуждам посторонних. Они готовы переступать через моральные принципы ради собственного обогащения.

Смысл произведения «История одного города» заключается в том, чтобы раскрыть слабые и сильные черты характера простого человека. В этом сатирическом романе действия сконцентрированы не в одном конкретном населенном пункте. Описываемые события можно увидеть по всей стране.

Михаил Салтыков-Щедрин в своём сатирическом романе затронул важную острую тему — несовершенство политического устройства российского государства. По мнению автора, люди в стране понимали, что находятся в рабском положении. Однако они не предпринимали никаких действий, чтобы как-то улучшить ситуацию. Люди смирились со своим тяжёлым безрадостным существованием. Угнетённый народ не находил в себе сил, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Более того, население было уверено, что такое жалкое существование — единственно верное и возможное. Никаких планов, целей, возможностей. Люди привыкли, что у власти стоит жесткий человек. По-другому они существовать просто не умеют.

Смысл книги «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина не в том, чтобы посмеяться над российским государством, раскрыв его негативные стороны. Автор с большим желанием пытается донести до общества реальную картину повседневной жизни народа. Человек должен увидеть со стороны, как выглядят его низменные ценности, приоритеты, черты характера. Люди должны самостоятельно для себя решить, что так больше продолжаться не может. Свои пороки нужно искоренять. Главное, чтобы этим занимался не отдельно взятый человек, а общество в целом. Только в этом случае возможна счастливая, гармоничная жизнь социума. Нужно перестать смотреть на других, завидовать, а взять и начать с себя. Тогда видимые перемены не заставят себя долго ждать.

Смысл финала произведения «История одного города»

Михаил Салтыков-Щедрин был истинным патриотом своей страны. Он остро переживал проблемы общества. Автор не был безучастным наблюдателем творившихся событий в стране. Михаил Салтыков-Щедрин пытался «открыть глаза» простым людям на происходившее в обществе.

Главная мысль, которую должен понять читатель после ознакомления с романом «История одного города», заключается в том, чтобы объяснить людям, к чему приводит бессознательное доверие. Простое население не живет своей жизнью, а существует в навязанных ему условиях. Видят ли простые люди перед собой светлое будущее? Вряд ли. Все серо, тоскливо, однообразно. Смысл финала произведения «История одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина в том, чтобы убедить читателя брать на себя ответственность за все свои слова и действия. Мы сами являемся творцами своего счастья. Глупо плыть по течению, когда в мире столько возможностей для изменения ситуации.

Источник

«История одного города» Салтыкова-Щедрина: мы наш, мы новый мир построим

В течение многих лет Салтыков-Щедрин вынашивал замысел написания полномасштабного сказочно-фантастического романа. И наконец, в 1870 году книга была закончена и опубликована. В романе «История одного города» смысл произведения, носящего сатирический характер, вызвал неоднозначную реакцию общества. Не все до конца поняли смысл сатиры «Истории одного города», обвиняя автора в очернении исторических фактов.

Несмотря на то, что сюжет романа больше похож на сказку, книга является серьезным произведением, смысл которого требует глубокого анализа.

Краткое содержание

Разбор того, в чем заключается в романе История одного города смысл сюжета, следует начинать с краткого пересказа произведения.

Начинается книга со слов автора, сообщающего о нахождении древней летописи города Глупова. Затем идет сообщение от летописца, разъясняющего происхождение глуповцев. Родоначальниками глуповцев было племя головотяпов, названных так за привычку ударяться обо все головой. Они долгое время не могли найти себе правителя, пока не нашелся один глупый князь, согласившийся возглавить племя. Он основал город Глупов, а жителей назвал глуповцами.

Интересно! Смысл, вложенный Щедриным в название племени «Истории одного города», был замечен и подхвачен читателями. Со временем это имя стало нарицательным. Головотяпами стали называть безответственных людей, действующих бездумно.

20 начальников

Далее описывается история города на протяжении почти ста лет – с 1731 по 1826 год. За это время в Глупове сменилось более 20 градоначальников, каждый из которых был глупее и чуднее предыдущего.

Наиболее значимые из них:

Все последующие градоначальники все больше усугубляли положение, ведя город и его жителей к обнищанию.

Лишь с приходом к власти подполковника Прыща в Глупове наступило относительное спокойствие. Несмотря на то, что градоначальник не занимался делами города, глуповцы процветали. Но, как оказалось впоследствии, голова Прыща была нафарширована трюфелями, ее съел предводитель дворянства.

Последним правителем стал полнейший идиот Угрюм-Бурчеев. Из-за бредовой идеи перестроить Глупов, градоначальник полностью разрушил город и принялся за строительство нового. Для этого он выбрал место подальше от реки, мешавшей воплощению его мечты.

Но строительство так и не было окончено. Что помешало этому – осталось для читателя тайной. Известно лишь, что Угрюм-Бурчеев мгновенно исчез.

Повествование заканчивается оправдательными документами, оставленными некоторыми губернаторами в назидание последующим правителям.

Объяснение сюжета

Салтыков-Щедрин предпочитал писать сатирические произведения. Не стал исключением и роман о глуповцах.

События, описываемые автором – абсурдны, а образы градоначальников фантастичны и гиперболизированы. Но каждый из образов несет определенную смысловую нагрузку.

На заметку! Особый смысл вложил автор «Истории одного города» в пятую главу – «Органчик», открывающей описание градоначальников Глупова. Губернатор Брудастый олицетворяет собой бездушного бюрократа с механизмом вместо головы. «Органчик» – символ тупости и ограниченности.

В романе Щедрина История одного города смысл повествования заключается в обличении недостатков политического устройства российского государства. На примере глуповцев писатель показывает рабское положение народа, смиренно подчиняющегося власти и не пытающегося изменить свою жизнь.

Кроме того, автор поднимает такие важные темы, как:

Высмеивая пороки людей, писатель использует различные художественные приемы: иронию, сарказм, пародию, сатирическую гиперболу, гротеск, начинающийся уже с названия произведения.

Автор не случайно не называет какой-то конкретный населенный пункт, показывая этим, что повествование относится ко всей России. Людей, похожих на персонажей произведения, можно найти в любом уголке страны. Таким образом, в названии романа «История одного города» заключен глубокий гротескный смысл.

В чем суть концовки

Ближе к финалу приходит понимание скрытого смысла истории одного города. На протяжении всего повествования народ пытался подстроиться под прихоти и пороки каждого правителя. Попытки завоевания симпатий очередного губернатора, бесчисленные эксперименты и перемены привели к потере уникальности и исторического облика народа.

Не стало исключением и правление Угрюм-Бурчеева. Глуповцы готовы были покорно принять его идиотские реформы, ходить в одинаковых робах и строить одинаковые дома. Это привело к прекращению течения истории.

Смысл концовки «Истории одного города» довольно прост: народ, утративший свой менталитет, отказавшийся от вековых традиций, смирившийся с имеющимся положением дел обречен на гибель.

Внезапное исчезновение Угрюм-Бурчеева и гибель Глупова довольно символичны. Этим Салтыков-Щедрин хотел сказать, что на смену глуповцам придут другие люди, которые построят новое общество. Автор предчувствовал грядущие исторические перемены, свержение самодержавия. Это придало истории одного города пророческий смысл.

За сатирическим и ироничным повествованием Истории одного города скрывается важный смысл произведения. Целью автора было показать, что перемены к лучшему невозможны без осознания народом своей роли в построении государства. Не может один человек изменить всю страну. Улучшить жизнь можно только своими силами, не надеясь на правителей. Призыв к активной гражданской позиции, звучащий в романе, делает его актуальным во все времена.

Источник

Анализ «История одного города» Салтыков-Щедрин

в чем смысл история одного города салтыков щедрин

Всего получено оценок: 1198.

Всего получено оценок: 1198.

Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы XIX века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на летописные источники вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться лёгким чтением. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.

в чем смысл история одного города салтыков щедрин

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.

Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Композиция – Роман состоит из 16 глав, строится как летопись. Особенность заключается в том, что все главы написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х годов, когда на просторах российской империи переживала подъём освободительная борьба.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лёг в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. Писатель на некоторое время приостанавливал работу над «Историей одного города» ради сказок и литературно-критических статей.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году книга вышла отдельным изданием.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинён в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошёл на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в её истинном свете.

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своём романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетённый народ смиренно принимает своё рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жёсткого и даже жестокого правителя. В противном случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа следует отнести искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты правителей страны. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в своё время высокие посты.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков.

Композиция

Произведение строится как летопись, которую ведут жители города Глупова. В ней говорится об истории с 1731 по 1825 (или 1826) годы. Автор называет себя лишь издателем рукописи, найденной им в городском архиве.

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они якобы написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведён тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедрина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают целое столетие.

В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 правителей, которые в разное время руководили глуповцами.

В последующих главах даётся описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Беневоленского, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова, Угрюм-Бурчеева и других.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые по сути представляют собой назидание другим градоначальникам.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».

«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным сторонником этого вида комического, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – в романе часто используются эти художественные приёмы.

Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, но все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.
Некоторые исследователи находят в произведении Салтыкова-Щедрина черты антиутопии.

Впрочем, фантастика здесь весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.

Источник

«История одного города» анализ произведения Салтыкова-Щедрина – особенности, жанр, тема, смысл романа

в чем смысл история одного города салтыков щедрин

Сатирический роман Салтыкова-Щедрина «История одного города» является одним из наиболее ярких произведений русской литературы 19 века. Гротескное изображение государственного строя в России, пародия на иерархию, царящую в державе, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Для «Истории одного города» анализ требуется глубокий и детальный, поскольку данное произведение лишь на первый взгляд может показаться легким чтивом. Особенно полезным он будет при подготовке к уроку литературы в 8 классе и написании сочинений на заданную тему.

в чем смысл история одного города салтыков щедрин

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением История одного города.

Год написания –1870 г.

История создания – Писатель давно вынашивал идею написать роман о самодержавии. Работа над произведением велась с перерывами, поскольку Салтыков-Щедрин одновременно писал сразу несколько книг.

Тема – Обличение пороков социальной и политической сферы в жизни России, а также раскрытие особенностей взаимоотношения народа и власти при самодержавии.

Композиция – Роман состоит из 16 глав. Особенность заключается в том, что все они написаны якобы разными авторами, и только первая и последняя – самим издателем. Согласно версии писателя, «История одного города» – это лишь издание тетради «Глуповского летописца», случайно найденной в городском архиве.

Жанр – Роман.

Направление – Реализм.

История создания

Замысел романа Салтыков-Щедрин вынашивал довольно долго. Образ вымышленного города Глупова как воплощение самодержавно-помещичьего строя в России впервые возник в очерках писателя в начале 60-х, когда на просторах российской империи переживала свой подъем освободительная борьба простого народа.

В 1867 году писатель опубликовал свой фантастический «Рассказ о губернаторе с фаршированной головой», который позднее лег в основу главы «Органчик». Спустя год Михаил Евграфович приступил к работе над полномасштабным романом, который завершил в 1870 году. При написании книги «История одного города» писатель на некоторое время приостанавливал работу ради сказок и некоторых других произведений.

Первоначально роман имел другое название – «Глуповский Летописец», однако затем автор изменил его на «Историю старого города». Литературный труд был опубликован по частям в журнале «Отечественные записки», в котором Салтыков-Щедрин был главным редактором. В том же 1870 году свет увидела полная версия книги.

После публикации романа на писателя обрушилась волна негодующей критики. Салтыков-Щедрин был обвинен в искажении отечественной истории и оскорблении всего русского народа, интерес к его творчеству заметно пошел на спад. Отображение реалий жизни русского народа и давно назревших проблем в обществе, практически ничем не прикрытая критика самодержавия откровенно пугала, и далеко не все были готовы принять правду в ее истинном свете.

«История одного города» – произведение новаторское, далеко вышедшее за рамки художественной сатиры. Салтыков-Щедрин, как истинный патриот своей страны, не мог оставаться безучастным наблюдателем происходящего в России.

В своем романе он затронул довольно острую тему – обличение несовершенств политического устройства российского государства, при котором угнетенный народ смиренно принимает свое рабское положение и считает это единственно правильным и возможным.

На примере вымышленного города Глупова Салтыков-Щедрин хотел показать, что русский народ попросту не может существовать без жесткого и, порой, откровенного жестокого правителя. В противном же случае он сразу оказывается во власти анархии.

К проблематике романа автор относит и искажение сущности истории, которую государству крайне выгодно преподносить как историю единоличной власти, но не как историю соотечественников. В «Истории одного города» главные герои – градоначальники, и в каждом из них просматриваются узнаваемые черты исторических личностей. В некоторых случаях градоначальники представляют собой собирательные образы государственных мужей, занимавших в свое время высокие посты.

Основная мысль произведения заключается в том, что бессознательное поклонение народа самодержавной власти и нежелание брать на себя ответственность за происходящее в стране являются нерушимой преградой на пути к благосостоянию державы.

Смысл «Истории одного города» заключается не в насмешке над Россией, а в желании автора раскрыть обществу глаза на происходящее в стране и подвигнуть к решительному искоренению пороков в социуме.

Композиция

Роман «История одного города» состоит из 16 глав, и все они написаны разными авторами. После первой публикации автором был произведен тщательный анализ произведения, в ходе которого была изменена его композиция. Так, Михаил Евграфович поменял местами некоторые главы, а также добавил приложение «Письмо в редакцию», в котором отреагировал на критику в свой адрес.

Роман начинается со слов самого Салтыкова-Щедина, которому якобы случайно попалась историческая летопись о вымышленном городе Глупове и его жителях.

После небольшого вступления начинается рассказ от лица вымышленного летописца о происхождении глуповцев. Читатель знакомится с историей возникновения государственного строя в Глупове. Племенная вражда, поиск правителя и дальнейшее порабощение граждан занимают в романе целое столетие.

В «Описи градоначальникам» представлена краткая характеристика 22 градоначальников, которые в разное время обладали властью над всеми глуповцами.

В последующих главах дается описание наиболее выдающихся градоначальников – правителей Глупова: Великанова, Баклана, Брудастого, Двоекурова, Негодяева, Грустилова и других.

В финале романа публикуются «Оправдательные документы», которые, по сути, представляют собой назидание другим градоначальникам.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Истории одного города».

«История одного города» является сатирическим романом. Михаил Евграфович всегда был верным последователем этого жанра, и многие его произведения написаны в духе едкой сатиры. Гротеск, ирония, юмор – роман пестрит этими художественными приемами.

Однако «История одного города» произведение весьма неоднозначное: написано оно в форме летописи, однако все персонажи кажутся фантастическими, а происходящие события больше напоминают бредовый сон, нежели реальность.

Впрочем, фантастика в произведении весьма правдива и реалистична, нереальна лишь внешняя оболочка образов и событий. Именно поэтому роман «История одного города» по своему направлению относится к реализму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *