в 12 веке на руси появляется термин милостник так называли

Условное феодальное держание на Руси в XII в.

В русских землях XIV—XVI вв. хорошо было известно так называемое «кормление». Кормленщик получал во владение доходы с города или волости, но пользовался своими правами временно и на определенных условиях. Такой вид условного феодального пожалования отмечается в наших источниках по крайней мере с XIV в.; с более же раннем времени можно судить только предположительно. Настоящая статья и ставит своей задачей показать, что условное феодальное держание уже существовало в XII в. под другими названиями — «милость», «придаток», «хлеб», а сами феодальные держатели носили название милостников.

В источниках XII в. слово «милостник» встречается хотя и не часто, но и не настолько редко, чтобы остаться в полном забвении. И если все-таки разряд людей, известных под этим названием, остался в стороне от научного изучения, то это объясняется прежде всего тем, что «милость» «Русской Правды» почему-то не сопоставлялась с милостниками летописи, хотя это слово употребляется в летописи в применении к совершенно определенной категории людей — к княжеским слугам.

Таким образом, статья о «милости» вовсе не опекает бедных людей, которых голод и нужда заставили взять ссуду у богатого человека. Эта статья ставит своей задачей охранять от порабощения мелких феодалов, занявших холопские места при боярском и княжеском дворе, но стремившихся сохранить свою свободу. Подобная статья типична именно для «Русской Правды» как кодекса феодального права.

Таким образом, историю поместной системы и служилого землевладения надо начинать искать гораздо раньше, чем в XIV—XV вв. Поместная система была только частью феодальной системы. Она начала складываться на Руси уже в XII—XIII вв., когда появляются милостники.

Комментарии

Работа опубликована в сборнике «Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия» (М., 1952, стр. 100—104). Новейшее издание Законника Стефана Душана, на который ссылается М.Н. Тихомиров (стр. 337), — «Законик царя Стефана Душана 1349—1354» (Београд, 1960).

Примечания

1. «Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов». М.—Л., 1950, стр. 632.

3. «Летопись по Ипатскому списку». СПб., 1871, стр. 397—402 [ПСРЛ, т. II. М., 1962, стр. 585—593].

4. Там же, стр. 416 [там же, стр. 614].

5. Там же, стр. 45 [там же, стр. 57].

6. С.В. Юшков. Общественно-политический строй и право Киевского государства. М., 1949, стр. 250—254.

7. «Летопись по Ипатскому списку», стр. 401 [ПСРЛ. т. II. М., 1962, стр. 590].

8. «Летопись по Ипатскому списку», стр. 401 [ПСРЛ, т. II, М., 1962, стр. 590].

9. «Правда Русская», т. I. Тексты. М.—Л., 1940, стр. 116.

10. Б.Д. Греков. Киевская Русь. М., 1949, стр. 204.

11. Н.Н. Зарубин. Слово Даниила Заточника. Л., 1932, стр. 68, 70—71.

12. «Svod sákonův slovanských». Praha, 1880, str. 286—287.

13. «Новгородская Первая летопись. », стр. 272.

14. «Летопись по Лаврентьевскому списку». СПб., 1872, стр. 475.

15. «Грамоты Великого Новгорода и Пскова». М.—Л., 1949, стр. 18.

16. «Правда Русская», т. 1, стр, 116 (Троицкий список XIV в.).

Источник

Электронный журнал о благотворительности

Филантроп

Краткая история милостыни в России

в 12 веке на руси появляется термин милостник так называли

И. Ерменев. Слепые нищие. Акварель. 1770-е гг. Фрагмент

В своих заметках мы вторглись на территорию культурологии благотворительности и столкнулись со множеством любопытных исторических фактов. Рассуждая о милостыне как о возможном прототипе специфически российской благотворительности, мы обнаружили, что отношение к милостыне и она сама менялись в истории. Грешно было не рассказать об этом. В результате, появилась серия кратких исторических зарисовок.

История первая: как на Руси милостыню давали

Нищие не воспринимались в Древней Руси как экономическая и социальная аномалия, напротив, они считались своеобразным орудием нравственного воспитания, а помощь им – необходимым условием спасения души. В.В. Розанов : «Если бы чудодейственным актом законодательства или экономического прогресса и медицинского знания вдруг исчезли бы в Древней Руси все нищие и убогие, кто знает — может быть древнерусский милостивец почувствовал бы некоторую нравственную неловкость».

Помощь нищим, милостыня, известна на Руси с древних пор.

Князь Владимир предложил «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, и питье, и деньги из казны». Также, он повелел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощи, мед в бочках, квас и возили по городу, раздавая больным и нищим.

Кроме того, Владимир учредил училища для обучения детей знатных людей, среднего состояния и убогих. А новгородский князь Ярослав Владимирович (ум. 1201) открыл сиротское училище, в котором призревал и обучал на своем иждивении 300 юношей.

В первой половине ХII века черниговский князь Николай Давыдович построил в Киеве «больничный» монастырь, ставший первой в России богадельней за церковной оградой. Князь Андрей Боголюбский, как и Владимир, приказывал развозить по улицам еду и кормить бедных, а князь Роман Мстиславич вообще все свое имущество раздал неимущим и сам умер в нищете. Удельный Владимирский князь Всеволод Юрьевич, после страшного пожара, случившегося в 1185 году, и уничтожившего все деревянные постройки во Владимире, выделил горожанам средства на строительство новых домов.

Разумеется, княжеское нищепитательство — явление достаточно сложное и противоречивое. Например, в летописях практически не зафиксировано его проявления в некоторые периоды голода и мора. В 1034 г. в Ярославле вспыхнул голод, но князь Ярослав не предпринимает никаких действий по его ликвидации. Как передает Лаврентьевская летопись, он только философски констатирует: «Бог наводит по грехом на каюждо землю гладо или моръ ли ведромь ли иною казнью, а члвк не весь ничтоже».

Помимо княжеской благотворительности существовали и иные формы: монастырская, приходская, общественная, боярская и купеческая.

в 12 веке на руси появляется термин милостник так называли

В.М.Васнецов «Нищие певцы» 1872 год

История вторая: когда начали проверять нищих на подлинность

Милостыня рассматривалась как действие, необходимое самому дающему и потому она часто бывала анонимной и неизбирательной в отношении того, кому ее подавали. Не вполне, правда, понятна степень «анонимности» княжеской или даже боярской милостыни, когда по улицам ездили телеги со съестным для нищих или происходила раздача милостыни на княжеском подворье или на площадях…

Важно, что при общем требовании анонимности, милостыня была явственно личной, вплоть до того, что человеку, принявшему милостыню, рекомендовалось знать имя благодетеля. Хотя бы — для того, чтобы помолиться за него.

Милостыню старались давать лично, из рук в руки. Даже цари, помимо безличной раздачи милостыни на площадях, практиковали походы в остроги и богадельни лично, хотя часто и инкогнито. Это известно, например, об Алексее Михайловиче Тишайшем.

Нищих не спрашивали о причине их просьб и действительной тяжести их ситуации. В христианском учении о милостыне это обосновывается словами Иисуса: Лука 6:30 «Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад».

И вдруг это положение меняется: с нищими, особенно с «подставными и притворными», или, как сейчас бы сказали – «профессиональными», — начинают бороться. Когда и как это случилось?

В.О. Ключевский рассказывает: «Петр Великий вооружился против праздного нищенства, питаемого частной милостыней. В 1705 г. он указал рассылать по Москве подъячих с солдатами и приставами ловить бродячих нищих и наказывать, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать штрафу; благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Петр вооружился против частной милостыни во имя общественной благотворительности, как учреждения, как системы богоугодных заведений».

В 1712 году был обнародован указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей», в котором предписывалось «учинить гошпитали для самых увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых; также прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены».

В то же время настоящим репрессиям подвергались профессиональные нищие. Согласно указу от 1691 года за «притворное нищенство» полагалось наказание вплоть до ссылки в Сибирь. Милостыню же царским указом предписывалось передавать в госпитали, где содержатся убогие и нищие.

Именно так поступают многие современные благотворители – адресно посылают деньги на деревню дедушке, — в интернат или детский дом. Кому попадет.

История третья: государство лучше знает, кто нищий, а кто – нет

Итак, мы обнаруживаем интересный момент в истории российской благотворительности: как только государство начинает более-менее систематически заниматься «призрением», анонимная личная милостыня объявляется вне закона. Разумеется, строгость российских законов оправдывается только их повсеместным несоблюдением, и милостыня никуда не исчезла, но на время она была объявлена делом преступным.

Возможно, именно в этот момент закладываются основы современного формата милостыни: подавать милостыню не лично, а по адресу казенного заведения.

Государство не печется о спасении души, которой у него нет. Государство зело печется о том, чтобы пристроить нищих к полезным для него делам, причем так, чтобы они не мозолили глаза почтеннейшей публике. Нищих арестовывают, отправляют в работные дома, где они за гроши занимаются полубесполезным трудом.

Сиротам, вдовам и бедным девушкам везет больше: для них организуются училища и приюты. В 1764 году в России было создано первое благотворительное общество — Воспитательное общество благородных девиц. А в 1775 году императрица Екатерина II учредила Приказы общественного призрения — прообразы «органов социальной защиты».

В следующей заметке мы коснемся «золотого века российской благотворительности» — благотворительности времен конца XIX-го и начала XX веков.

Источник

В 12 веке на руси появляется термин милостник так называли

Тест по теме «Образование Российского единого государства». Ответы.

Часть 1

1. Основателем династии московских князей был:

а) Даниил Александрович;

б) Александр Невский;

д) нет правильного ответа.

2. Дмитрий Донской владел:

а) Галицко – Волынским княжеством;

б) Московским княжеством;

в) территориями по течению реки Дон;

г) Смоленским княжеством;

д) нет правильного ответа.

3. На поле Куликовом русские воины сражались с:

г) шведскими феодалами;

д) нет правильного ответа.

4. Первым принял титул «Государя всея Руси»:

д)нет правильного ответа.

5. Соотнесите годы правлений:

в)Василий III 3) 1015 – 1054

6. Окончательное присоединение Новгорода к Москве произошло в:

д) нет правильного ответа.

7. Укажите порядок присоединения русских княжеств к Москве:

8. Централизация – это:

а) строительство новой столицы (центра) государства;

б) процесс формирования отношений подчинения регионов страны ее

в) разграничение полномочий между центральными и местными властями;

г) определение центра города;

д) нет правильного ответа.

9. Герб с двуглавым орлом появился в качестве официального символа Российского государства при:

д) нет правильного ответа.

10. Кто был женат на византийской принцессе Софье Палеолог:

д) нет правильного ответа.

11. Кто первым из русских правителей был венчан на царство:

д) нет правильного ответа.

12. Обряд венчания на царство разработал:

б) священник Сильвестр;

в) митрополит Макарий;

г) Сергий Радонежский;

д) нет правильного ответа.

13. Термином «милостник» в русском государстве называли:

а) нищих, просивших подаяние;

д) нет правильного ответа.

14. Боярами-кормленщиками назывались:

а) наместники из Москвы, управлявшие уездами;

в) представители Боярской Думы;

г) представители Избранной Рады;

д) нет правильного ответа.

15. Бояре–наместники за свой труд по управлению отдельной территорией получали:

а) казенное жалованье серебром;

б) продовольственный паек (кормление);

в) плату от граждан за разбирательство административных и судебных

дел на подвластной территории;

д) нет правильного ответа.

16. Волостелями в русском государстве называли:

а) бояр-наместников, управлявших волостью;

б) волостных писарей;

г) старшего крестьянской общины;

д) нет правильного ответа.

17. Новый свод законов единого российского государства был принят в:

д) нет правильного ответа.

18. Единое судопроизводство в Московском государстве в конце XV в. установил:

а) указ о судебном деле;

б) «Судебник Ивана III»;

г) судебник 1503 года;

д) нет правильного ответа.

19. Начало закрепощению русского крестьянства было положено:

а) Судебником 1497 года;

б) положением об ограничении права крестьянского перехода от

одного владельца к другому неделей до и неделей после Юрьева дня;

в) указом «О крепостной неволе»;

г) личным распоряжением митрополита;

д) нет правильного ответа.

20. Внутрицерковные противоречия при Иване III были обусловлены:

а) спорами иосифлян и нестяжателей о церковной собственности;

б) желанием митрополита узурпировать власть;

в) спорами о сотрудничестве с католической церковью;

г) вопросом унификации обрядности;

д) нет правильного ответа.

Часть 2

2. Назовите причины, способствовавшие окончательному свержению золотоордынского ига.

3. Образование Российского единого государства происходит в … веках.

5. Процесс централизации в России в XV – XVI вв. включал в себя: …

6. Основными формами феодального землевладения в XV – XVI вв. были: …

Ответы.

Часть 1

Часть 2

1) географический: удаленность от территорий татаро-монгольских набегов; лесные массивы, служившие естественной защитой от вторжений; благоприятные для земледелия климатические условия; близость торговых путей; экономический: наличие свободных пахотных земель, что способствовало притоку населения; разумная политика московских князей; 2) объединительные процессы в русских землях и вступление Золотой Орды в период феодальной раздробленности; 3) конец XV – начало XVI вв.; 4) военный захват, покупка, наследование, добровольное присоединение; 5) создание централизованного аппарата управления, процесс обояривания князей, создание системы кормлений, формирование уездного территориально – административного деления; 6) вотчина (княжеская, боярская, монастырская), поместье, «черные» (государственные) земли, населенные лично свободными крестьянами-общинниками, платившими подати в государственную казну.

Источник

Тест по истории России с ответами IX-XVI ( К восточным славянам …)

Тест по истории России с ответами IX-XVI века ( К восточным славянам относятся …)

1. К восточным славянам относятся:

2. На территории современной Беларуси в VII — IХ вв. сформировался один из славянских племенных союзов, носивший название:

4. Новгородские словене в VIII—IХ вв. группировались вокруг городов:

5. Массовое крещение Руси началось при князе:

6. Между крещением князя Владимира I и крещением всей русской земли прошло немало времени. Вначале крещение приняло население города:

7. В христианстве киевский князь Владимир I взял имя:

8. Задолго до крещения Руси в Крыму существовала церковная организация во главе с митрополитом, находившимся в городе:

9. В период противоборства с Византией Ярослав Мудрый решил выдвинуть на главный церковный пост митрополита из русских (вместо присылаемых константинопольским патриархом греков). Выбор пал на:

10. «Суд Ярославль» — это:

11. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укреплял князь:

12. В ХII в. на Руси появляется термин «милостник». Так называли:

13. Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение:

14. В битве на реке Калке вместе с русскими против монголо-татар сражались:

15. Организатором всемонгольского похода на Русь был:

16. Военная операция, известная как «Ледовое побоище», связана с именем:

17. Ярлыками в Золотой Орде называли:

18. Столица Золотой Орды г. Сарай находилась:

19. Баскаками в Золотой Орде называли:

20. Победа на Куликовом поле была одержана 8 сентября 1380 г. в день христианского праздника:

21. Коломну и Можайск присоединил (присоединили) к Москве:

22. Поэма «Слово о погибели Русской земли» посвящена:

23. С 1326 г. Москва становится религиозным центром русских земель после переноса в нее князем Владимиром резиденции митрополита:

24. Во время опричнины страна была разделена на части:

25. Главная задача Ливонской войны:

26. «Урочные» лета отменены:

27. Казанский собор на Красной площади в Москве был построен в честь:

28. Династия Романовых утвердилась на российском престоле в результате:

29. При Михаиле Романове с 1619 г. фактическим правителем государства был вернувшийся из польского плена его отец Федор Никитович, носивший титул:

30. Славяно-греко-латинская академия готовила:

31. Церковный раскол в России связан с именем патриарха

32. Русский царь, трое сыновей которого тоже пребывали на троне:

33. Казанский собор в Москве был построен на средства:

34. Двоецарствие в истории России связано с именами:

35. Русская Православная церковь по духовному регламенту 1721 года:

36. Во главе церковной реформы ХVII в. стоял:

37. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:

38. Двухтомный труд «Описание земли Камчатской» издал участник двух камчатских экспедиций:

39. Пролив между Азией и Америкой первым из российских исследователей открыл:

40. В XVI в. в России обосновалась английская торговая компания под названием:

Источник

В 12 веке на руси появляется термин милостник так называли

в 12 веке на руси появляется термин милостник так называлив 12 веке на руси появляется термин милостник так называлив 12 веке на руси появляется термин милостник так называлив 12 веке на руси появляется термин милостник так называлив 12 веке на руси появляется термин милостник так называли

3. Холопы и другие категории зависимых людей в городах

Наряду со свободными ремесленниками в городах жили ремесленники-холопы, зависевшие от князей и бояр. Без них картина древнерусского города в средние века была бы совершенно неполной и даже неверной. Такие же несвободные ремесленники жили в городах средневековой Европы.

Яркий пример существования в одном городе свободных и несвободных ремесленников имеем в Боголюбове второй половины XII в. Этот город являлся созданием князя Андрея Юрьевича, так и прозванного Боголюбским. Центром города был обширный княжеский замок, остатки которого в виде церкви и каменных переходов к ней сохранились до нашего времени. В замке или в непосредственной близости к нему были расположены мастерские, где работали «делатели», т. е. мастера и их помощники, являвшиеся, судя по летописи, зависимыми княжескими людьми. Тотчас после смерти Андрея Боголюбского горожане разграбили княжеский дом «и делатели, ижеф бяху пришли к делу» ( Ипат. лет., стр. 402). Действия боголюбовских горожан, направленные против княжеских «делателей», объясняются тем, что свободные ремесленники были недовольны конкуренцией княжеских людей.

Княжеские ремесленники занимались обслуживанием княжеского хозяйства и производством главным образом вооружения и предметов роскоши. В интересной статье Б. А. Рыбакова о знаках собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси указаны разнообразные знаки принадлежавшие отдельным князьям. Правда, происхождение формы этих знаков осталось недостаточно объяснённым, но общие выводы автора представляются обоснованными и ценными.

Выводы Б. А. Рыбакова о большом количестве предметов, производимых в княжеском хозяйстве, безусловно заслуживают всяческого внимания. Нетрудно наметить также и круг деятельности княжеских мастерских: это по преимуществу изготовление предметов роскоши, обработка драгоценных металлов. Совершенно правилен основной вывод автора, имеющий прямое отношение к нашей теме: «В XI-XII вв. города разрослись, значительно развилось свободное ремесло, но наряду с ним продолжали существовать на княжеских дворах и ремесленники-холопы» ( Б. А. Рыбаков, Знаки собственности в княжеском хозяйстве Киевской Руси («Советская археология» № 6, стр. 250-257)). Ремесленники-холопы жили не только при княжеских дворах, но и при епископских домах. Только в этом смысле можно понять сообщение летописи и ремонте Успенского собора во Владимире после большого пожара. Собор был покрыт оловом и заново побелён известью, причём работали не мастера из немцев, по клевреты святой богородицы и свои».

Кроме ремесленников существовали купцы-холопы. Русская Правда знает подобного купца-холопа, за которого должен отвечать его господин: «аже пустить холопа н торг, а одолжаеть, то выкупати его господину и не лишитися его» ( «Правда Русская», т. I, стр. 456). В городах такие ремеслённики-холопы и торговцы должны были населять особые слободы. В районе Михайловского монастыря в Киеве найдены были полуземлянки, служившие мастерскими и жильём для ремесленников. Слобода их находилась на аристократической «Горе», поблизости от княжеских и боярских дворов.

Из милостников, получивших «милость», или «придаток», видимо, состояли те боярские дружины, о которых узнаём из некоторых известий. В конце XI в. киевский боярин Ратибор имел свою дружину («начаша думати дружина Ратиборова чадь с князем Володимером»). Далее выясняется, что у Ратибора были свои «отроки в оружьи» ( Ипат. лет., стр. 158-159). В Пушкинском списке Русской Правды (XIV в.) находим прямое указание на боярскую дружину («аще в боярьстей дружине»). Впрочем, в других списках Русской Правды читаем о боярах и о дружине, что не лишает вышеприведённый вариант его ценности.

В XI-XIII вв. замечается стремление князей создавать особые города-замки, где работало зависимое население. Образцом для замков был Вышгород под Киевом, «град Ольжин», принадлежавший в X в. княгине Ольге. Вышгородские «боярцы» поддерживали Святополка Окаянного. Позже возникают Боголюбово под Владимиром и Смядынь под Смоленском. Летопись прямо сравнивает Боголюбово с Вышгородом, говоря, что оно стоит на таком же расстоянии от Владимира, как Киев от Вышгорода. Князья обычно строили в таких подгородных замках укрепления, дворец и собор, стремясь завладеть какой-либо почитаемой святыней. В Вышгороде лежали мощи Бориса и Глеба, в Боголюбове была воздвигнута великолепная каменная церковь, хотя почитаемая икона Богоматери (позже владимирская), увезённая Андреем Боголюбским из Вышгорода, была поставлена в Успенском соборе во Владимире. В Смядынь (1191г.) была доставлена рака Бориса и Глеба из Вышгорода, что заставляло видеть в Смядыни «второй Вышегород». При более тщательном исследовании мы найдём такие же княжеские замки в окрестностях других больших городов. Может быть, оживление Городища под Новгородом в XII в. связано с тем же стремлением новгородских князей иметь свой загородный замок.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *