свои люди сочтемся чему учит
Анализ комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся»
У гениального драматурга Александра Островского героями пьес были самые обычные люди, поэтому их жизненные судьбы не оставляли равнодушными его современников. Его произведения актуальны и сейчас. И сегодняшним читателям близка тема, проблематика, характеры героев, причины их поступков в пьесе «Свои люди — сочтемся». Анализ комедии поможет учащимся написать итоговое сочинение и хорошо подготовиться к ЕГЭ.
Краткое содержание пьесы
Дочь купца Большова Липочка сидит у окна с книгой в руках и думает, как бы поскорее ей нашли жениха. Девушка недовольна, что «все подруги с мужьями давно», а она словно сирота, никому не нужна. И она, устав ждать, заявила матери, что убежит с каким-нибудь гусаром.
История создания, тема, идея
Находясь одно время на службе в коммерческом суде, Островский насмотрелся на множество родственных споров из-за имущества. При наблюдении за всем этим накопился материал для будущей комедии. Было несколько вариантов для названия: «Банкрот». «Несостоятельный должник» и другие. С первого чтения комедия «Свои люди — сочтемся» вызвала множество одобряющих откликов. В кругу писателей и друзей пьеса была принята с восторгом. По мнению Гончарова, автор прекрасно знает «сердце русского человека», а Толстой назвал комедию «чудом».
Читатели журнала «Москвитянин», где она была напечатана в 1850 году, сравнивали пьесу Островского с «Мертвыми душами» Гоголя. Николай I, прочитав произведение, наложил запрет на театральную постановку, а цензура не пропустила пьесу к публикации отдельным изданием как остросоциальную. За молодым писателем правительственные органы установили негласный надзор. После смерти царя в 1859 году постановку возобновили, но в «смягченном» варианте. Пьеса на сцене Малого театра не выходила из его репертуара вплоть до 1904 года.
Тема комедии Островского основана на конфликте «отцов» и «детей», который развивается в купеческой среде.
На основе взаимоотношений семьи и приближенных к ней людей писатель раскрывает назревшие в обществе проблемы. Никто из главных героев не вызывает особых симпатий:
Главную мысль пьесы можно выразить в народной поговорке — «что посеешь, то и пожнешь»: нельзя ждать от детей любви и преданности, если сам относился к ним как к своей собственности.
Анализ комедии «Свои люди — сочтемся» А.Островского
Автор: Guru · Опубликовано 31.03.2021 · Обновлено 31.03.2021
История создания
Комедия известного русского драматурга Александра Островского «Свои люди — сочтемся» была написана в середине прошлого века – в 1849 году. Александр Островский провел детство и молодость в Замоскворечье, где в то время там жили купцы. Он хорошо знал нравы купеческой среды, где распространенным явлением было мошенничество. Молодой писатель, владевший юридическим образованием, заседал в коммерческом суде Москвы, где постоянно шли судебные тяжбы по дележу имущества между близкими родственниками. Именно в эти годы будущий драматург набрался жизненного опыта, потом, изучив психологию купцов, изобразил их героями на страницах своего произведения.
Автор определил жанр своего произведения как комедию. Он с юмором изобличает людские и общественные пороки того времени показом комических сцен. Хотя драматург отнес свое детище к жанру комедии, в финале главный герой оказался в трагической ситуации.
Тема, идея
Писатель поднимает темы семьи, быта и нравов, чести и любви в буржуазном обществе. В пьесе писатель описывает сцены грубости, обмана, лицемерия, жестокости, желание наживы, эгоизма главных героев, царившие среди купцов. В семье главного героя Большова каждый озабочен только о своем благополучии, мечтает разбогатеть.
Тема воспитания также является одной из главных в произведении. Большовы воспитали дочь так, что она выросла избалованной, двуличной, меркантильной. В финале пьесы Олимпиада предстает безжалостной и расчетливой.
Пример взаимоотношений Олимпиады и Подхалюзина показывает, что настоящей любви в буржуазном обществе нет, вместо нее у молодых корыстные интересы, мысли о материальной выгоде. Большов поступил бессовестным образом, для него нет понятия чести, он придумал аферу, чтобы не отдавать долги, что было характерно для купеческого сословия.
Основная идея пьесы в том, что нечестные поступки героев закономерны в буржуазном обществе, которые возвращаются, как бумеранг, и жестоко наказывают их. Самсон Силыч ценил деньги выше семейных отношений, потому поступок Липочки в отношении отца выглядит вполне закономерно и логично. Приказчика часто ловил в нечестности, но не прогонял, в финале пострадал от бессовестности Лазаря.
Композиция и ключевые моменты сюжета
Пьеса отличается сложностью композиционного строения, которая объединяет описание быта с напряженностью интриги. Экспозиция произведения замедленная, в начале пьесы читатели знакомятся с членами семьи Большова и с остальными героями, узнают, как живут купцы, каковы мечты у каждого из них.
Развитие событий в пьесе в показе небольших стычек взбалмошной и своенравной дочери купца с матерью, посещения свахи, разговоры Самсона Силыча о женихах Липочки –эти сцены дают возможность представить пошлый мир купцов, их корыстные мечты. Все это отражает на самом деле процессы, происходящие в русском обществе того времени. Большов переписывает свое состояние на Подхалюзина, объявляет себя банкротом. Чтобы сохранить свой капитал, выдает за приказчика дочь.
Кульминацией произведения является момент, когда дочь Большова встает на сторону мужа и заявляет, что они с мужем не будут вызволять отца из долговой ямы. Эта сцена, когда Большов просит со слезами помочь ему, вызывает сострадание к нему, ведь он всю эту махинацию делает ради дочери.
Развязкой является логический исход всех происходящих событий в произведении. У Островского это попытка Подхалюзина вести торг с кредиторами бывшего хозяина.
Конфликт в произведении
Драматург выбрал для своей пьесы самую популярную тему для середины XIX века —конфликт между «отцами» и «детьми». Если у Тургенева в романе «Отцы и дети» описывается конфликт между демократами и либералами, то Островский для конфликта взял социальное сословие — купечество.
А. Островский в своей комедии показывает конфликт безнравственного человека с обществом, в котором он живет, обреченность его на поражение. Особенностью конфликта произведения является то, что четко определить, где отрицательные, а где положительные герои невозможно, так как в пьесе нет положительных персонажей. Драматург критикует пороки купцов, которые ценят материальное положение выше всего.
Система героев и образов
В пьесе автор показывает купеческую среду, где нет ни одного положительного героя. Они предстают самонадеянными, циничными, грубыми и упрямыми. Их ничего не интересует, кроме денег и наживы.
Самсон Силыч Большов – выходец из крестьян, сколотил состояние, стал купцом, он больше всего озабочен денежными делами. Он отличается невежественностью и недальновидностью. Однако, несмотря на корыстность, в нем еще есть вера в «своих людей». Именно из-за этих качеств он пострадал и попал в долговую яму.
Аграфена Кондратьевна представляет типичную мещанку из купеческой среды. Женщина недалекая, занята только своими бытовыми интересами. Хотя никакого образования у нее нет, ставит себя высоко.
Единственная дочь Большовых Олимпиада дурно воспитана, капризна, двулична, эгоистична, мысли у нее, как удачно выйти замуж за богатого человека, твердо уверена, что заслуживает самого выгодного и богатого жениха. В конце комедии она превзошла всех отрицательных героев произведения: отказалась выручить родного отца, попавшего в беду.
Приказчик Большова Лазарь Елизарыч Подхалюзин – бессовестный мошенник и обманщик. Когда служил у Большова, он научился махинациям в торговых делах, мечтает стать богатым. Желание Лазаря сбылось: Самсон Силыч перевел на приказчика свое состояние, чтобы объявить себя несостоявшимся должником, банкротом. Подхалюзин воспользовался этим бессовестным образом, женился на дочери купца, оставил свекра в беде без помощи, в результате добился места своего хозяина. Остальные второстепенные герои, которые отличаются невежеством, примитивностью, меркантильностью, дополняют картину купеческого быта. Пределом мечтаний для них является материальная выгода.
Позиция автора
При создании своего произведения молодой Островский взял сюжет из своей жизни, так как хорошо знал нравы и порядки, царившие в купеческих семьях.
Комедия Островского заставляет читателей и зрителей задуматься о том, что алчность и жадность, обман и махинации не остаются безнаказанными. Пример главного героя Большова показывает, что все злые деяния, совершенные людьми, возвратятся обязательно к ним бумерангом. Каким бы коварным и хитрым ни был аферист, всегда найдется такой же бесчестный и бессовестный, от которого сам же жестоко пострадает.
Художественные средства
Автор взял название для своей комедии пословицу из фольклора. Фамилии героев говорящие: Большов – глава семьи, большой человек, Силыч – эта его сила в богатстве. Подхалюзин – подхалим, добился расположения своего хозяина угодничеством и подхалимством. Автор использовал в пьесе много пословиц, поговорок, применил прием трехкратного повторения одного и того же мотива: Подхалюзин три раза обманывает своего хозяина Большова, стряпчего и сваху.
Выводы
Мораль произведения в том, что человек не должен думать только о материальном обогащении. Драматург критикует циничность и безразличие, призывает задуматься о воспитании детей в семье, чтобы не оказаться в ситуации, как у Самсона Силыча. Поучительность пьесы Островского бесспорна.
Тема пьесы «Свои люди – сочтемся» актуальна и сейчас, хотя она написана в 19 веке. Мошенники и аферисты обманывают людей, пользуясь их доверчивостью. Есть семьи, в которых не занимаются воспитанием детей.
Анализ пьесы «Свои люди – сочтёмся» (А. Н. Островский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 29.12.2019 · Обновлено 29.12.2019
Середина девятнадцатого века стала одним из самых плодотворных периодов русской литературы в целом и русской драматургии в частности. Одним из известнейших представителей «золотого века» отечественной драматургии стал Александр Николаевич Островский (вот его биография), который в своих произведениях освещал жизнь российского дворянства, купечества и мещанства. «Свои люди – сочтёмся» является одной из самых знаменитых пьес Островского наравне с «Бесприданницей», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и многими другими не менее выдающимися пьесами.
История создания
Идею для пьесы «Свои люди – сочтёмся» писатель взял из самой жизни. Он родился в семье московского чиновника и всё детство провёл в Москве, сам занимался юридической деятельностью, а потому имел возможность наблюдать за жизнью простых горожан со всех возможных сторон. Полученного в результате этих наблюдений материала Островскому хватило на всю жизнь и множество произведений.
Работа над этой пьесой началась во второй половине сороковых годов девятнадцатого века и была завершена в 1849 году. Однако, приобретя скандальную репутацию из-за своего обличительного характера, пьеса «Свои люди – сочтёмся» не имела возможности увидеть свет, а потому была поставлена на театральной сцене только в 1895 году. Цензура увидела в ней злобный поклеп на социальную действительность в Российской Империи, где, конечно, не могло случиться ничего подобного.
Жанр и направление
Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.
Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков. Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов. Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.
Смысл названия
Название этой комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе кумовством, коррупцией и клановостью, что и было показано в пьесе.
Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.
Композиция и конфликт
Пьеса «Свои люди – сочтёмся» имеет классическую композицию и состоит из четырёх действий.
В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.
Суть: о чём?
Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.
В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.
План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.
Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначены в таблице от Многомудрого Литрекона. Образы героев интересны своей неоднозначностью: каждый из них имеет свои плохие и хорошие стороны.
Самсон Силыч Большов | состоятельный московский купец. Грубый, пьющий и жадный человек, который готов любыми средствами увеличивать своё состояние. Держит в железном кулаке всех окружающих, равнодушен к жене и дочери. Делит людей на «чужих», которых готов цинично обманывать и эксплуатировать, и «своих», которым безгранично доверяет. Это доверие и приводит его к полному краху, когда среди «своих» оказывается предатель Подхалюзин. |
Лазарь Елизарыч Подхалюзин | молодой приказчик на службе у Большова. Двуличный и подлый аферист. Перед теми, кто сильнее его, ведёт себя смиренно и почтительно, а перед теми, кто слабее, — высокомерно и нагло. В отличие от Самсона Силыча, всех людей относит к «чужим», а потому готов без зазрения совести обманывать и давить всех подряд. Однако в конце пьесы демонстрирует некую человечность, отправляясь торговаться за Большова с кредиторами. |
Олимпиада Самсоновна Большова | дочь Самсона Силыча. Капризная, легкомысленная, худо образованная и недалёкая барышня. С презрением относится к своим купеческим корням, желая выйти замуж за дворянина и навсегда покинуть отчий дом родителей-тиранов. Однако поддаётся на увещевания Подхалюзина и выходит за него из-за денег. В финале оказывается ещё хуже Подхалюзина, демонстрируя полное равнодушие к страданиям отца и матери. |
Аграфена Кондратьевна Большова | жена Самсона Силыча. Необразованная и грубая женщина, которая, однако, безумно любит дочь и всячески ей потакает. В финале теряет всё и оказывается в полной зависимости от Лазаря и своей жестокосердной дочери. |
Тематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» может быть описана подробнее и детальнее, если Вы нуждаетесь в этом материале. Для дополнения статьи напишите о необходимых изменениях в комментариях Многомудрому Литрекону.
Проблемы
Проблематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» не менее обильна в развернутом виде, так что если в ее дополнении созрела необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону.
Основная идея
Островский показал нам эпизод из жизни купеческой семьи. Через него мы погружаемся в жизнь людей, живших в Российской империи девятнадцатого века, наблюдаем их быт и нравы, царящие среди представителей купечества. Пьеса Островского исполняет обличительную роль, однозначно настраивая зрителя против показанного в ней порядка вещей. В этом и состоит смысл пьесы «Свои люди – сочтёмся»: автор осуждает пороки купеческого мира, где деньги ценятся выше всего на свете. Алчность торговцев разрушает их семьи и отнимает самое дорогое.
Главная мысль пьесы «Свои люди – сочтёмся» состоит в том, что действия «своих людей» отчасти закономерны в том обществе, где они живут и формируются. Большов своей грубостью сам настроил против себя молодых. Не считаясь с дочерью и не обращая на нее никакого внимания, он решает ее судьбу, лишь бы сохранить свои деньги. Их он всегда ценил выше семьи, поэтому отступничество Липы выглядит закономерно. Подхалюзина же он ни раз и не два ловил на воровстве, но не выгонял, а покровительствовал ему в темных делах. Мог ли он теперь винить их в чем-либо?
Чему учит?
Комедия «Свои люди – сочтёмся» заставляет задуматься о том, до чего может довести человека жадность. На примере Большова Островский показывает, что всё зло, которое совершает человек, обязательно возвращается к нему под видом кары, и что каким бы хитрым не был мошенник, всегда найдётся кто-нибудь более коварный.
Островский осуждает эгоизм и цинизм, призывает людей больше уделять времени семье, думать о высоком, относиться с любовью и добротой к окружающим, особенно к своей собственной семье. Такова мораль произведения «Свои люди – сочтёмся». Этот вывод писатель сделал, опираясь на собственный опыт жизни в купеческой среде, так что его нравственные уроки подкреплены вескими основаниями. Поучительность пьесы «Свои люди – сочтёмся» бесспорна.
Критика
Пьеса «Свои люди – сочтёмся» была зачитана Островским в узкому кругу других писателей и увлечённых литературой людей. Все присутствующие, среди которых был сам Николай Гоголь, встретили её с неприкрытым восторгом. В.А. Соллогуб писал:
«…ходил, как помешанный, на другой день после прочтения комедии Островского «Свои люди — сочтемся», прокричал об этой комедии во всех салонах и устроил у себя вечер для чтения ее…» (И. И. Панаев, воспоминания о Соллогубе, «Литературные воспоминания», 1861 г.)
Не менее восторженное мнение выразил С.В. Максимов. Характеристика пьесы «Свои люди – сочтёмся» из его уст выглядит так:
«Не только в среде университетских студентов всех четырех факультетов новая комедия произвела сильное впечатление, но вся Москва заговорила о пей, начиная с высших слоев до захолустного Замоскворечья. Не только в город ских трактирах нельзя было дождаться очереди, чтобы получить книжку «Москвитянина» рано утром и поздно Вечером, но и в отдаленном трактире Грабостова мы получили книжку довольно измызганною…»(этнограф, фольклорист С. В. Максимов, 1889 г.)
Особенности пьесы «Свои люди – сочтёмся» отметил знаменитый поэт Тарас Шевченко:
«Мне кажется, что для нашего времени и для нашего среднего полуграмотного сословия необходима сатира, только сатира умная, благородная. Такая, например, как «Жених» Федотова или «Свои люди — сочтемся» Островского и «Ревизор» Гоголя… Мне здесь года два тому назад говорил Н. Данилевский… что будто бы комедия Островского «Свои люди — сочтемся» запрещена на сцене по просьбе московского купечества. Если это правда, то сатира как нельзя более, достигла своей цели…»(дневник Т. Г. Шевченко, 26 июня 1857 г.)
Актуальность пьесы и ее место в русской литературе выразила современница писателя, Е.П. Ростопчина:
«Это наш русский «Тартюф», и он не уступит своему старшему брату в достоинстве правды, силы и энергии. Ура! у нас рождается своя театральная литература, и нынешний год был для нее благодатно плодовит».(писательница Е. П. Ростопчина — М. П. Погодину, 1849 г.)
Однако у императора Николая I было иное мнение. Лично ознакомившись с произведением, он запретил его постановку на сцене, а за Островским был установлен полицейский надзор.
Но даже спустя много лет даже такой великий русский писатель, как Л. Н. Толстой, отмечал гениальность пьесы и её создателя.
…слышится этот сильный протест против современного быта… Вся комедия — чудо… Островский не шутя гениальный драматический писатель…»
Анализ пьесы «Свои люди – сочтёмся» (А. Н. Островский)
Пьеса А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся!» рассказывает о жизни купеческой среды. Каждый образ раскрывается с помощью мельчайших деталей.
Самсон Силыч Большов — крестьянин по происхождению. Это подлый и хитрый купец, владеющий тремя торговыми лавками, в который ложь и мошенничество — обычное дело. Главной жизненной ценностью Большова являются деньги. Желание обогатиться нечестным путем приводит купца к большим долгам.
В семейных отношениях он не лучше: к собственной дочери герой относится с презрением, он не считается с ее мнением.
Аграфена Кондратьевна Большова — жена купца Большова. Она далеко не глупая, но в этой атмосфере самодурства начинает говорить. Героиня терпелива, но очень забита. Она подвергается неуважительному отношению от своего мужа и дочери. Находясь в атмосфере самодурства мужа, она не перестает любить свою семью. Жена Большова не насмехалась над неудачей мужа, а сохранила теплоту и любовь.
На Большова уже 20 лет работает Лазарь Елизарыч Подхалюзин. Он тоже хитёр и живёт нечестно, ставя свои корыстные цели на первый план. Умея поддакивать и потакать, плут с говорящей фамилией добивается того, что Большов переводит имущество на него. Когда же его начальник и уже родственник попадает в долговую яму, он отказывается помогать ему, так как уже получил все, что хотел. Подхалюзин — бесчувственный человек, который думает только о себе и своем материальном положении.
Если сравнивать образы Большова и Подхалюзина, то можно заметить разницу.
Большов идёт на аферу не потому, что он закоренелый плут, он говорит, что так делают все. После содеянного его начинает мучить совесть. Подхалюзин же никак не задумывается над своим поступком. Нет ни сострадания к человеку, попавшего в тяжёлую ситуацию, ни раскаяние за содеянное. Герой по природе своей — эгоист.
Сложившаяся ситуация исправляет Большова. Он начинает думать о тех истинах, про которые раньше не думал. Отношения с женой улучшаются.
А Подхалюзин не только получает имущество Большова, но и женится на его дочери. Липочка — единственная дочь Большова. Она необразованная девушка, однако считает себя очень образованной. Здесь Островский высмеивает современное тому времени щегольство. Мечтой героини становится брак с дворянином. Но она не против и выйти замуж за Подхалюзина, который не является дворянином. Вместе со своим мужем дочь не хочет помогать отцу, оставшемуся в тяжёлом положении. Она отличная пара своему мужу. Липочка даже суровее Подхалюзина относится к Большову.
Сысой Псоич Рисположенский — друг Большова. Из-за своего пьянства он не имеет работы. Поэтому решается заниматься документацией. В этой сфере он проявляет себя как нечестный человек. В частности именно он предлагает Большову провести аферу и помогает ему с этим.
Устинья Наумовна — такая же подлая женщина, помогающая Липовка найти жениха. Ради своих корыстных целей она способна на обманывать.
Эпизодическую, но важную роль играет Тишка, мальчик на посылках. Он с рождения видит только воровство и подхолимство. Вот из таких детей и получаются Большовы и Подхалюзины. Так, автор показал три поколения купечества и выразил основную мысль: не вырастут честные дети от бесчестных родителей. Нужно обладать высокими нравственными качествами, тогда и следующее поколение будет таким же.
Все персонажи комедии изображены саркастично. В пьесе «Свои люди – сочтемся!» А. Н. Островский показан мир подлых эгоистов, которые не имеют чувства.
Таким образом, в своей пьесе А. Н. Островский показывает купеческий мир, в котором правят подлые и лицемерные люди.
История создания
Идею для пьесы «Свои люди – сочтёмся» писатель взял из самой жизни. Он родился в семье московского чиновника и всё детство провёл в Москве, сам занимался юридической деятельностью, а потому имел возможность наблюдать за жизнью простых горожан со всех возможных сторон. Полученного в результате этих наблюдений материала Островскому хватило на всю жизнь и множество произведений.
Работа над этой пьесой началась во второй половине сороковых годов девятнадцатого века и была завершена в 1849 году. Однако, приобретя скандальную репутацию из-за своего обличительного характера, пьеса «Свои люди – сочтёмся» не имела возможности увидеть свет, а потому была поставлена на театральной сцене только в 1895 году. Цензура увидела в ней злобный поклеп на социальную действительность в Российской Империи, где, конечно, не могло случиться ничего подобного.
Жанр и направление
Пьеса «Свои люди – сочтёмся» относится к реалистическому направлению в литературе. В этом произведении писатель стремится максимально достоверно изобразить окружающую действительность. Созданные им образы, мысли героев, их слова и действия очень натуральны. Читатель может легко поверить в то, что описанные в пьесе события могли произойти на самом деле. Особенно интересен язык произведения: в нем читатель найдет живую и неприкрытую лестью речь купцов и купчих.
Почему же эта пьеса — комедия? «Свои люди – сочтёмся» предназначены для постановки на театральной сцене. Автор использует юмористичный подход для изобличения людских и общественных пороков. Повествование насыщено огромным количеством комических ситуаций и элементов. Например, юрист в самых важных моментах беседы всегда просит выпить, сваха меняет свое мнение каждые 5 минут, а Липа хвалится своими манерами при полном отсутствии оных.
Смысл названия
Название этой комедии «Свои люди – сочтёмся» напрямую произносится в самой пьесе и кратко характеризует общественную ситуацию с царящими в обществе кумовством, коррупцией и клановостью, что и было показано в пьесе.
Однако в сочетании с сюжетом пьесы название приобретает ещё и ироничное значение, ведь итог пьесы прямо противоречит названию. Свои люди на деле оказались более жестокими и жадными, чем чужие. Родная дочь готова была сгноить отца в долговой тюрьме, а зять жалел его же денег на выплату долга. Счеты со старым купцом оказались не в его пользу: в ответ на опеку и щедрые дары дочь и зять обманули и обокрали его.
Краткий анализ
Год написания – 1849 год.
История создания – Пьеса была опубликована в журнале «Москвитянин», и была очень тепло принята в литературных кругах. Однако из-за поднятой тематики произведение оказалось под запретом, и пьесу смогли поставить в театре лишь после смерти императора Николая I.
Тема – Конфликт двух поколений, который происходит в купеческой среде, живущей по принципу «не обманешь – не продашь».
Композиция – Особенность композиции пьесы заключается в отсутствии экспозиции. Завязка – купец Большов занимает крупную сумму денег, его дочь Липочка мечтает о замужестве. Развитие событий – Большов признает себя банкротом, и все свои деньги переписывает на Подхалюзина, и для упрочнения сделки женит его на Липочке.
Кульминация – отказ Липочки выплачивать долги отца, оказавшегося в долговой тюрьме. Развязка – логический итог – обманщик обманул обманщика.
Жанр – Пьеса. Комедия.
Направление – Реализм.
Композиция и конфликт
Пьеса «Свои люди – сочтёмся» имеет классическую композицию и состоит из четырёх действий.
В основе повествования лежит конфликт порочного человека с обществом и самой судьбой, его борьба заведомо обречена на поражение. Ещё одной особенностью представленного конфликта является его моральная серость и неоднозначность, мы не можем точно определить положительных и отрицательных героев, они обладают как достоинствами, так и недостатками.
Описание персонажей
Характеристика образов персонажей интересна своей неоднозначностью. Все из них имеют свои достоинства и недостатки. Главные герои пьесы:
Суть: о чём?
Богатый московский купец Самсон Большов решается на аферу, чтобы избавить себя от многочисленных долгов – объявить себя банкротом, временно передав всё своё состояние доверенному человеку.
В сообщники Большов выбирает своего приказчика и давнего друга семьи Большовых Лазаря Подхалюзина и посвящает его в свой план. Подхалюзин демонстрирует полную лояльность, но на деле решает обмануть своего благодетеля и присвоить себе всё его богатство. Подхалюзин начинает плести интриги, переманивая на свою сторону стряпчего Рисположенского, который тоже помогает Большову в его афере, а также сваху Наумовну, чтобы та расстроила помолвку дочери Большова – Олимпиады, в которую влюблён Лазарь.
План Лазаря приходит в движение. Помолвка Олимпиады с дворянином расстраивается, и Большов объявляет Подхалюзина её новым женихом. Олимпиада устраивает скандал, но Лазарь рассказывает ей о том, что весь бизнес её отца уже принадлежит ему. Он соблазняет девушку, суля ей большой дом и роскошные платья, и та соглашается на свадьбу.
Проходит некоторое время, Лазарь и Олимпиада поженились, они живут в роскошном особняке. Подхалюзин на вершине своего успеха, Самсон Большов отправлен в долговую тюрьму, а Рисположенский и Наумовна обмануты и выгнаны вон. Внезапно появляется сам Большов, который просит Лазаря и Олимпиаду помочь ему расплатиться с долгами. Ни Лазарь, который был обязан Большову всем, ни родная дочь не проявляют к Самсону Силычу ни капли сочувствия и гонят его прочь. Подхалюзин, однако же, оказывается не совсем гнилым человеком и всё-таки едет договариваться с кредиторами, не забыв одеть свой самый негодный сюртук, чтобы сбить цену.
Факты о истории публикации произведения
Впервые пьесу опубликовали в 1849 году в журнале «Москвитянин». Пьесу тепло приняла аудитория, произведение принесло автору известность среди литераторов. Для театра длительное время пьеса была запрещена. Постановку спектакля осуществили уже после смерти русского царя Николая І.
В произведении изображена вечная проблема – конфликт поколений, события происходит среди купцов, где царят свои законы: «не обманешь – не продашь».
Уникальность произведения состоит в том, что в повествовании Островского напрочь отсутствует экспозиция. Сразу в завязке купец берет в долг внушительную сумму денег. Купеческая дочь Липочка пребывает в мечтаниях – поскорей да удачно выйти замуж за достойного жениха. Далее события развиваются динамично: обстоятельства складываются так, что купец вынужден объявить себя полным банкротом, а оставшееся состояние переписывает на Подхалюзина, который ради скрепления сделки играет свадьбу с Липочкой.
Однако Липочка не собирается выплачивать отцовские долги, пока родитель томится в долговой тюрьме. В результате выходит так, что оба обманщика наказаны.
Пьеса Островского написана в комедийном жанре и содержит явные поучительные, нравственные черты.
Литературные особенности пьесы «Свои люди – сочтемся»
Известно, что пьеса «Свои люди – сочтемся» – одна из первых и наиболее удачных произведений Александра Островского. Автор добросовестно работал над совершенствованием произведения на протяжении двух лет. Название постоянно менялось, автор использовал наименования «Банкрот», «Должник», «Несостоявшейся должник». Однако со временем было закреплено название «Свои люди – сочтемся».
Появление пьесы вызвало дискуссию среди российских литераторов, поскольку автор ехидно, иронично описывает актуальные и злободневные проблемы общества. Из-за этого пьеса попала под цензуру, а сам Островский – под тщательный присмотр полицейских.
Только в 1859 году, уже после смерти русского императора Николая І, пьесу поставили на большой сцене, но лишь при условии, что вариант «смягчат». Оригинальная версия пьесы опубликована еще позже – в 1881 году.
Отцы и дети: проблема поколений и вечный вопрос о том, чья правда
Автор затрагивает в произведении актуальную тему всех времен и народов – конфликт поколений, противостояние отцов и детей. Тема наиболее часто использовалась в литературном творчестве в XIX веке. Островский выбрал такую прослойку общества как купечество. Благодаря взаимоотношениям героев, Островскому удалось точно раскрыть проблемы купеческого общества. Как оказывается, у богатых жизнь не радостная: среди купцов широко распространено невежество, тотальная пошлость, полная недальновидность. Все герои пьесы не вызывают у читателей ни сожаления, ни симпатии. Персонажи отталкивающие, жадные, обладают тяжелыми характерами, а дочь главного героя – Липочка – живет только будущим, обязательно удачным замужеством и модой, с целью увильнуть от давления самодура-отца.
Все герои живут по принципу «не обманешь – не продашь», видят жизнь исключительно в серых красках с целью заполучить наживу. Такая жизнь для них – норма, то есть для детей вполне нормально остаться ни с чем и оставить ни с чем родных. Большов тяжело переживает предательство любимой дочери, которая не соглашается выплачивать долги отца, и равнодушно оставляет родителя коротать жизнь за решеткой в долговой тюрьме.
Мораль пьесы «Свои люди – сочтемся» и специфика композиции
Главный посыл произведения Островского – «что посеешь, то и пожнешь». Нельзя требовать от своих потомков любви, чуткости, честности, благородства, если сам не имеешь таких моральных качеств.
Автор выбрал уникальную конструкцию произведения. В пьесе отсутствует экспозиция, Островский сразу переходит к конкретной ситуации, повествует о героях и их жизни.
Действия пьесы и характеры героев Островского
В завязке читателям (или зрителям) предстоит познакомиться с главным героем пьесы «Свои люди – сочтемся» – Большовым, человеком-самодуром, нечестным, не обаятельным. Главный герой берет взаймы крупную сумму денег, но отдавать средства вовсе не спешит, держит у себя. Единственная дочь героя – Липочка – согласна выйти поскорее замуж хоть за черта лысого, лишь бы покинуть дом жестокого отца, где и так тяжко живется.
Действия пьесы производят к тому, что Большову проще признать себя банкротом, нежели выплатить долг. Он решает не отдавать деньги и переоформляет все имущество на некоего Подхалюзина, обыкновенного приказчика. А чтоб сохранить капитал, отдает за него замуж Липочку.
С уверенностью и спокойствием Большов отправляется в долговую тюрьму, не сомневаясь в том, что Подхалюзин и Липочка обязательно погасят долги купца. Но не тут то было. Липочка, вполне удовлетворенная новой жизнью, отказывается выплачивать долги родителя.
Автор доносит до читателей и зрителей основную идею произведения – обманщик всегда будет обманут другими мошенниками.
Простая и сложная одновременно: нестандартная композиция произведения
Отличительная особенность произведения Островского состоит в том, что в пьесе сложная структура композиции. Описание трудного купеческого быта с самого начала напоминает очерк, где присутствует напряжение, некая сюжетная интрига. Создание необычной, замедленной композиции задумано с целью ознакомления аудитории с жесткими нравами купеческой жизни Большова. Также важное значение в пьесе приобретают нравоописательные эпизоды с изображением характеров главных героев. В тексте присутствуют частые конфликты Липочки с матерью, встречи Большова с поклонниками дочери и претендентами на ее руку. Такие моменты в пьесе малодейственные, но позволяют понять, чем живет семья Большовых на самом деле, проникнуть в купеческую семью, в замкнутое пространство, которое на самом деле является демонстрацией русского общества того времени.
Образы мошенников и людей, не чистых на рук
Автор создал пьесу, где мастерски описал распространенный способ мошенничества того времени в купеческой среде. Самсон Силыч занимает у коллег купцов кругленькую сумму денег. Но из-за жадности, возвращать чужое добро не хочет, решает нажиться.
Дорогие любители творчества Александра Островского. Предлагаем ознакомиться с характеристикой Катерины в пьесе “Гроза”
Пьеса – словно поле боя, там разворачиваются литературные баталии, военные действия против всех. Однако, автор придерживается и современных тенденций тех времен, изображая конфликт детей и отцов. В центре внимания – пошлая, достойная острых насмешек купеческая семья, как элемент купеческой жизни тех времен. Липочка постоянно спорит с матерью о женихах, желая выбрать достойного и благородного. Отец желает руководить судьбой единственной дочери. Самодурство отца раскрывается во фразе: «За кого прикажу, за того Липочка и пойдет. Ведь это мое дитя, зря кормил столько времени?»
Купеческая прослойка общества
Но в пьесе старшее поколение купцов демонстрируется как не самое «гнилое», ягодки – купеческие отпрыски. Фамилия главного героя – Большов, то есть вожак, главный, глава семьи, успешный купец. Известно, что Самсон купец в первом поколении, до него никто купеческим делом не занимался. Большов, постигая мастерство купеческой жизни, усвоил главный коммерческий урок того времени, а именно: «не продашь, если не обманешь». Ради обеспечения Липочки и личного благосостояния, Большов решается на такую себе аферу, наивно веря, что Липочка – доченька верная. Ведь все же «свои люди», которые между собой «сочтутся». Однако жизнь подготовила купцу жестокий сюрприз и поучительный урок.
Разница поколений
Юное поколение – не столь наивно, а в некотором роде даже и беспощадно, это мастерски демонстрирует Островский. Липочка любит пообщаться со свахой об эмансипации и просвещении, но даже не подозревает, что на самом деле значат эти слова. Мечты девушки – равноправие и светлые стабильные, взаимные чувства, а желание – заполучить богатство, с целью жить так, как захочется. Образование для нее – хороший тон, а не жизненная необходимость, девушка презирает обычаи, и желает заполучить скорее благородного кавалера, нежели богатого, бородатого, но бестолкового жениха.
Автор в комедии специально «сталкивает лбами» два поколения: детей и родителей. Однако симпатию вызывают так называемые «старики-разбойники», обладая хоть какими-то, минимальными моральными ценностями. Большов верит, что родные люди – справедливы и честны по отношению к своим родственникам, то есть родня сочтется в трудный момент и не позволит пасть лицом в грязь друг другу. Но просветление ума главного героя происходит в конце, когда Большов понимает, что стал жертвой собственной сделки. Размышляя над случившимся, Большов оправдывает себя, ведь чужого обмануть можно, это не грех, ведь трудно прожить без обмана. Он даже «примеряет» свои рассуждения на себя. А ведь он и подумать не мог, что передав состояние и деньки зятю Подхалюзину, купец останется ни с чем, да еще и в тюрьме.
Образ родных людей
Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию коаткое содержание пьесы “Бедность не порок” Александра Островского
Как результат – полное отсутствие ответственности у дочери и зятя, отсутствие чувства того, что отец и мать – свои люди. Родная дочь не слушает просьбы отца уплатить по долгам. Девушка упрекает родителя в том, что прожила девическую жизнь в родительском доме и высокого общества не увидела, терпела выходки отца. Она возмущается, что если долги заплатят, снова придется ходить в ситцевых платьях, а это недопустимо. Зять новоиспеченный занимает позицию супруги, ведь если долги отдать – придется остаться ни с чем, а они ж не мещане какие-то.
Единственная дочь пожалела расплатиться с кредиторами, чтобы спасти отца из долговой тюрьмы. Липочка с чистой совестью и легкой душой позволяет кредиторам забрать родителя в места не столь отдаленные… Вот тогда и прозревает Большов, что жил не так, превращая комедийную пьесу в трагедию. Такое обращение собственного ребенка вызывает страдания у нечестного человека, который все-таки имеет отцовские чувства по отношению к нерадивой Липочке. Все актеры, сыгравшие роль Большова, создавали образ купца, которым пренебрегли дети, изгнали, обманули и лишили достатка. Кстати, можно провести параллели с другим, известным произведением английского поэта и писателя Уильяма Шекспира «Король Лир».
Пьеса как иллюстрация пороков современного Островскому общества
А. Островский в пьесе демонстрирует пороки общества того времени, описывает характеры, быт, чувства, желания, хитрости, бытующие в прослойке людей среднего достатка. Мир деградировавших личностей, бездушных людей, не имеющих положительных душевных качеств.
Родители живут по жестким законам торговли: «не обманешь, заработка не получишь». Кроме рынка, такие отношения плавно вливаются в повседневные отношения между людьми, где такую модель жизни отцов наследуют дети.
Они живут по тем же принципам, взрослея, осознавая, что деньги, ложь и презрение – основа для безбедной жизни, где каждый сам за себя. Такое отношение порождает равнодушие и презрение к тем, кто дал им жизнь, к родителям.
Немаловажно и то, что пьеса А. Островского «Свои люди – сочтемся» хоть и была под запретом на показ длительное время, с отменой цензуры весьма успешно реализовалась на сцене. Практически каждый театр охотно включал произведение в репертуар, а многие актеры сочли за честь попробовать себя в роли Большова. И хотя действия спектакля происходят в далеком прошлом, учитывая интенсивное развитие общества, проводить параллели можно и сегодня. Ведь переизбыток достатка в современном обществе, порождает холодность и равнодушие в людях, независимо от возраста и социального статуса.
Детальная характеристика главных героев пьесы «Свои люди – сочтемся»
Островский наградил своих персонажей «говорящими именами». Фамилия Большовых свидетельствует о значительности, которая отличает купеческую семью, о роли в обществе. Фамилия же Подхалюзина намекает на склонность героя подлизываться и льстит ради выгоды.
Главные герои и их характеристика
Система образов и характеристика героев в пьесе «Свои люди – сочтёмся» обозначены в таблице от Многомудрого Литрекона. Образы героев интересны своей неоднозначностью: каждый из них имеет свои плохие и хорошие стороны.
Самсон Силыч Большов | состоятельный московский купец. Грубый, пьющий и жадный человек, который готов любыми средствами увеличивать своё состояние. Держит в железном кулаке всех окружающих, равнодушен к жене и дочери. Делит людей на «чужих», которых готов цинично обманывать и эксплуатировать, и «своих», которым безгранично доверяет. Это доверие и приводит его к полному краху, когда среди «своих» оказывается предатель Подхалюзин. |
Лазарь Елизарыч Подхалюзин | молодой приказчик на службе у Большова. Двуличный и подлый аферист. Перед теми, кто сильнее его, ведёт себя смиренно и почтительно, а перед теми, кто слабее, — высокомерно и нагло. В отличие от Самсона Силыча, всех людей относит к «чужим», а потому готов без зазрения совести обманывать и давить всех подряд. Однако в конце пьесы демонстрирует некую человечность, отправляясь торговаться за Большова с кредиторами. |
Олимпиада Самсоновна Большова | дочь Самсона Силыча. Капризная, легкомысленная, худо образованная и недалёкая барышня. С презрением относится к своим купеческим корням, желая выйти замуж за дворянина и навсегда покинуть отчий дом родителей-тиранов. Однако поддаётся на увещевания Подхалюзина и выходит за него из-за денег. В финале оказывается ещё хуже Подхалюзина, демонстрируя полное равнодушие к страданиям отца и матери. |
Аграфена Кондратьевна Большова | жена Самсона Силыча. Необразованная и грубая женщина, которая, однако, безумно любит дочь и всячески ей потакает. В финале теряет всё и оказывается в полной зависимости от Лазаря и своей жестокосердной дочери. |
Свои люди сочтемся краткое содержание
Краткое содержание «Свои люди сочтемся» Пьесу «Свои люди сочтемся» Островский написал в 1849 году. Первоначальными названиями комедии были «Несостоятельный должник» и «Банкрот». Пьеса написана в рамках реализма (художественное направление в русской литературе). В комедии Островский осмеивает купеческое московское общество того времени, обнажая бездуховность и бездушность людей, живущих по законам обмана. На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Свои люди сочтемся» по действиям и явлениям (по главам), а также пройти тест на знание пьесы. Главные герои Подхалюзин Лазарь Елизарыч – приказчик у Большова, затем муж Липочки. Расчетливый, думающий только о себе, готовый обмануть кого угодно ради собственной выгоды. Липочка (Олимпиада Самсоновна) – дочь Большова, в отличие от родителей имела некоторое образование; хотела благородного мужа, стремилась к жизни, похожей на великосветскую. Большов Самсон Силыч – купец, отец Липочки; «Коли им что попало в голову, уж ничем не выбьешь оттедова». Другие персонажи Аграфена Кондратьевна – жена Большова, мать Липочки. Устинья Наумовна – сваха. Рисположенский Сысой Псоич – стряпчий. А ещё у нас есть: для самых крутых — Читать «Свои люди — сочтемся» полностью Краткое содержание Действие первое Явление 1 Липочка сидит с книгой у окна рассуждает о том, какое же приятное занятие танцы. Она обучилась танцам всего за двадцать уроков. Сейчас же переживает, что полтора года не танцевала и может оконфузится перед будущим мужем, пытается вспомнить движения. Явление 2 Аграфена Кондратьевна, увидев, что Липочка танцует, начинает сердиться. Девушка же возмущена, что ей приходится иногда краснеть за «отвратительные понятия» родителей, ведь они «ничему не воспитаны». Липочке никак не могут найти жениха. Она огорчена, что «все подруги с мужьями давно, а я словно сирота какая! Отыскался вот один, так и тому отказали». Липочка угрожает матери, что назло родителям тайно обвенчается с каким-нибудь гусаром. Явления 3 – 5 К Большовым приходит сваха. Липочка и Аграфена спрашивают, когда уже им жених найдется. Устинья Наумовна отвечает, что с ними «не скоро сообразишь». Отец просит жениха богатого, мать – «беспременно купца», чтобы был «жалованный» и «лоб-то крестил бы по-старинному», а сама Липочка – благородного. Явления 6 – 7 Липочка не хочет, чтобы ее муж был купцом, как отец, потому что у купцов нет амбиций. Устинья Наумовна говорит Аграфене Кондратьевне, что отыскала им «брильянтового» жениха, благородного человека, «вельможу». Явления 8 – 10 Большов обсуждает с Рисположенским свои дела. Большов сильно задолжал кредиторам. Сысой Псоич советует ему заложить или продать лавки, переписать имущество на кого-то из «чужих», например, на приказчика Большова – Лазаря Елизарыча. Большов соглашается, ведь «он малый с понятием, да и капиталец есть». Рисположенский говорит, что после того как они заложат дом, напишут «реестрик» по 25 копеек за рубль и пойдут к кредиторам. Явление 11 Подхалюзин приносит «объявления казенные» – многие богатые купцы стали банкротами. Явление 12 Подхалюзин уверяет Большова, что готов ему помочь выйти из трудного положения. Самсон Силыч обещает приказчику долю барыша. Лазарь отвечает, что ему кроме спокойствия Большова ничего не нужно, ведь и так должен за то, что Самсон взял его на работу еще мальчишкой. Действие второе Явления 1 – 3 Лазарь размышляет о том, что в случае банкротства Большова ему придется «в проходном ряду пылью торговать» и нужно что-то придумать. Ему в голову приходит, что, хотя Олимпиада Самсоновна и образованная барышня, но без приданного ее теперь никто не возьмет, поэтому стоит посвататься за нее самому. Явления 4 – 5 Рисположенский рассказывает Подхалюзину, что Большов обещал ему за устройство дел тысячу рублей и енотовую шубу. Лазарь обещает две тысячи, но придется немного изменить планы. Явления 6 – 7 Подхалюзин просит Устинью Наумовну отказать жениху, которого она нашла для Олимпиады, – его знакомый купец сильно влюблен в Олимпиаду. Единственная проблема – он неблагородного происхождения. Сваха рассуждает, что и сама Олимпиада не дворянка. Лазарь подтверждает: «Ну вот видите ли – за купцом-то быть ей гораздо пристойное». Подхалюзин обещает Устинье Наумовне за эту услугу две тысячи рублей и соболью шубу. Явления 8 – 10 Подхалюзин заговаривает с Большовым об Олимпиаде: если женихи узнают, что у семьи долги, «начнут по судам таскать». Лазарь советует «пристроить до поры до времени Алимпияду Самсоновну за хорошего человека» и рассказывает, что благородный, сватавшийся за Олимпиаду, передумал – видимо, узнал о состоянии дел Большова. Лазарь признается, что любит Олимпиаду. Большов решает, что Подхалюзин хорошая партия, а дочь «за кого велю, за того и пойдет». Действие третье Явления 1 – 3 Большов, Аграфена Кондратьевна и наряженная Липочка ожидают обещанного благородного жениха. Однако пришедшая Устинья Наумовна сообщает, что «жених что-то мнется». Самсон Силыч говорит свахе больше не искать жениха – он сам найдет. Явление 4 Как только к Большовым приходит Лазарь, Самсон Силыч, не медля, сообщает, что Подхалюзин – выбранный им жених. Липочка возмущенного говорит, что не пойдет «за такого противного». Большов насильно берет дочь за руку. Аграфена просит его опомниться, но он отвечает: «На что ж я и отец, коли не приказывать? Даром, что ли, я ее кормил?». Липочка возмущена: «Где это видано, чтобы воспитанные барышни выходили за своих работников?». Большов приказывает ей замолчать: «Велю, так и за дворника выдешь». Подхалюзин уверяет расстроенную Аграфену, что «Вам зятя такого, который бы вас уважал и, значит, старость вашу покоил, – окромя меня, не найтить-с». Явление 5 Наедине с Подхалюзиным Липочка называет его необразованным дураком и наотрез отказывается выходить за него. Лазарь отвечает, что ни один благородный без приданого ее замуж не возьмет – отец ее банкрот, а дом и лавки переписал на него. Липочка удивлена, откуда Подхалюзин взял деньги, на что тот отвечает: «У нас, слава богу, денег-то побольше, чем у какого благородного». Лазарь обещает Липочке, что она будет дома ходить в шелковых платьях, они заведут орловских лошадей, он же будет ходить во фраке и остриженный по моде. Подумав, Липочка просит увезти ее из родительского дома: «Ах, если бы вы знали, Лазарь Елизарыч, какое мне житье здесь! У маменьки семь пятниц на неделе; тятенька как не пьян, так молчит, а как пьян, так прибьет того и гляди. Каково это терпеть абразованной барышне!». Лазарь обещает, что они после свадьбы переедут в свой дом. Липочка же заключает: «Так смотрите же, Лазарь Елизарыч, мы будем жить сами по себе, а они сами по себе. Мы заведем все по моде, а они – как хотят». Явления 6 – 8 Лазарь всем сообщает, что Липочка согласилась выйти за него замуж. Большов объявляет, что дом и лавки будут вместо приданого, еще «из наличного отсчитает»: «Бери все, только нас со старухой корми да кредиторам заплати копеек по десяти». Подхалюзин подытоживает: «Свои люди – сочтемся!». Действие 4 Явление 1 Меблированная гостиная в доме Подхалюзина. Олимпиада Самсоновна одета в шелковую блузу последнего фасона, Лазарь в модном сюртуке. Они обсуждают, что нужно купить новую коляску, планируют поехать в Сокольники и в Парк. Олимпиада по просьбе мужа говорит фразу на плохом французском, чем приводит его в восторг. Явления 2 – 3 Пришедшей Устинье Наумовне Олимпида хвастается количеством новых нарядов. Сваха просит у Лазаря обещанных им денег. Подхалюзин дает только сто целковых: «Мало ли что я обещал! Я обещал с Ивана Великого прыгнуть, коли женюсь на Алимпияде Самсоновне,- так и прыгать?». Расстроенная и возмущенная Устинья Наумовна обещает «расславить» их по всей Москве. Явление 4 К Подхалюзину приходит Аграфена Кондратьевна и Большов. Самсон рассказывает, что сидит в долговой яме и ему приходится по улице ходить с солдатом, на него «мальчишки пальцами показывают». Липочка замечает: «Что ж, тятенька, сидят и лучше нас с вами». Большов говорит, что кредиторы просят по 25 копеек за рубль. Лазарь говорит, что это много и он может дать только по 10 – у него нет денег. Большов возмущен, ведь он просит у них «свое же добро». Олимпиада подтверждает, что больше 10 копеек они дать не могут. Расстроенный Большов говорит, что его могут сослать в Сибирь. Аграфена Кондратьевна начинает ругать Лазаря, но ее прерывает Олимпиада, обвиняя в сварливости: «дня не пройдет, чтоб не облаять кого-нибудь». Расстроенный Большов уходит ни с чем. Явление 5 За деньгами к Лазарю приходит Рисположенский – Подхалюзин дает ему только по 5 целковых, хотя должен еще полторы тысячи. Лазарь считает, что «за мошенничество» ничего не должен. Возмущенный Рисположенский обещает пустить о Подхалюзине дурную славу, упечь в Сибирь. Подхалюзин обращается к публике: «Вы ему не верьте, это он, что говорил-с,- это все врет. Ничего этого и не было. Это ему, должно быть, во сне приснилось. А вот мы магазинчик открываем, милости просим! Малого ребенка пришлете – в луковице не обочтем». Заключение В комедии «Свои люди – сочтемся» помимо морального оскудения московского купечества, Островский затрагивает тему взаимоотношений отцов и детей, сравнивает старшее и молодое поколения, при этом по нравственным качествам молодежь даже уступает старшим. Купец Самсон Силыч, не интересуясь мнением дочери, пытается провернуть удачную на первый взгляд аферу, выдает ее замуж за своего приказчика. Но Подхалюзин оказался его хорошим учеником не только в деле купеческом, но и в вопросе обманов, поэтому в итоге Большов оказывается ни с чем. Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Свои люди сочтемся», а оценить и полный вариант комедии Островского.
Тематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» может быть описана подробнее и детальнее, если Вы нуждаетесь в этом материале. Для дополнения статьи напишите о необходимых изменениях в комментариях Многомудрому Литрекону.
Проблемы
Проблематика пьесы «Свои люди – сочтёмся» не менее обильна в развернутом виде, так что если в ее дополнении созрела необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону.
Раскрытие проблем
Через призму отношений главных действующих лиц у Островского получилось полноценно раскрыть актуальные общественные проблемы. Проводя анализ «Свои люди — сочтемся», можно выделить следующую проблематику в пьесе:
Основная идея
Островский показал нам эпизод из жизни купеческой семьи. Через него мы погружаемся в жизнь людей, живших в Российской империи девятнадцатого века, наблюдаем их быт и нравы, царящие среди представителей купечества. Пьеса Островского исполняет обличительную роль, однозначно настраивая зрителя против показанного в ней порядка вещей. В этом и состоит смысл пьесы «Свои люди – сочтёмся»: автор осуждает пороки купеческого мира, где деньги ценятся выше всего на свете. Алчность торговцев разрушает их семьи и отнимает самое дорогое.
Главная мысль пьесы «Свои люди – сочтёмся» состоит в том, что действия «своих людей» отчасти закономерны в том обществе, где они живут и формируются. Большов своей грубостью сам настроил против себя молодых. Не считаясь с дочерью и не обращая на нее никакого внимания, он решает ее судьбу, лишь бы сохранить свои деньги. Их он всегда ценил выше семьи, поэтому отступничество Липы выглядит закономерно. Подхалюзина же он ни раз и не два ловил на воровстве, но не выгонял, а покровительствовал ему в темных делах. Мог ли он теперь винить их в чем-либо?
Двуличие Подхалюзина
Приказчик Подхалюзин, во время службы у Большова, мастерски завоевывает его доверие к себе. Более того, играя роль покорного слуги, ему удается манипулировать купцом.
Ради денег приказчик готов на многое, в том числе и изменить свой образ жизни, чтобы максимально соответствовать запросам Липочки. Жизненная мудрость не помогает Большову раскусить истинные планы своего будущего зятя, и он без сомнения передает ему все свое состояние.
Из множества героев, только Большов вызывает у читателя подобие жалости. В своем поступке он руководствовался желанием еще больше разбогатеть, но не следует забывать, что он сохранил в своей душе понятия доверия, чести, семейных отношений, как надежного жизненного оплота.
К сожалению, это не было присуще двуличным Липочке и Подхалюзину, которые в погоне за деньгами потеряли все духовные ценности.
В пьесе очень ярко показаны изменения жизненных ориентиров главных героев. Ради материального достатка они предают родного человека, обрекают его на мучения, страдания и позор.
Чему учит?
Комедия «Свои люди – сочтёмся» заставляет задуматься о том, до чего может довести человека жадность. На примере Большова Островский показывает, что всё зло, которое совершает человек, обязательно возвращается к нему под видом кары, и что каким бы хитрым не был мошенник, всегда найдётся кто-нибудь более коварный.
Островский осуждает эгоизм и цинизм, призывает людей больше уделять времени семье, думать о высоком, относиться с любовью и добротой к окружающим, особенно к своей собственной семье. Такова мораль произведения «Свои люди – сочтёмся». Этот вывод писатель сделал, опираясь на собственный опыт жизни в купеческой среде, так что его нравственные уроки подкреплены вескими основаниями. Поучительность пьесы «Свои люди – сочтёмся» бесспорна.
Анализ 2
Проблематика, которую затрагивает Островский в своем произведении, была известна автору не понаслышке, он сам работал в имущественном суде и поэтому видел много подобных примеров. Александр Николаевич работал именно с делами близких родственников, поэтому его комедия совсем не выглядит фантастикой и не является полным вымыслом.
В целом Островский описывает купеческую среду, в которой главными законами являются война всех против всех и «не обманешь – не проживешь». Этими правилами руководствуется главный герой Большов, который и задумывает основную махинацию. Он хочет объявиться себя банкротом и после этого списать все кредиты, такая практика была довольно распространена в те времена.
Для того чтобы провернуть схему Самсон Силыч обращается к своему приказчику Подхалюзину и передает капитал ему. Также он выдает за приказчика Лазаря свою дочь Олимпиаду.
Собственно, есть и другой закон, которым руководствуется Самсон «свои люди, сочтемся» — думает он, то есть чувствует надежность в родственных связях. Он может себе позволить обманывать других, но ведь, по сути, старается ради своей семьи и в частности ради избалованной дочери. Поэтому Большов чувствует опору в семье и благодаря этому спокойно отправляется в тюрьму, он уверен – за него заплатят выкуп.
Как оказывается, никто платить за него не собирается. Дочка корит упреками и не хочет снова «ходить в ситцевых платьях», приказчик теперь почувствовал власть и не хочет отдавать. Лазарь ранее опасался Большова, но теперь приобрел капитал и легко отправляет этого человека на произвол судьбы.
Таким образом пьеса Островского представляет собой критику купеческих отношений того времени. Для того чтобы подчеркнуть проблематику, автор дает множество деталей, которые дополняют повествование. Есть много сцен, которые ни к чему ни ведут и если убрать эти сцены из сюжета, то они оттуда практически ничего не отнимают.
Тем не менее, именно благодаря таким вставкам мы больше узнаем о главных героях и понимаем суть этих людей. Суть же является вполне простой и понятной, каждый хочет простого купеческого счастья – богатства и независимости. Именно поэтому, например, Липочка учится как дань моде, хамит матери и выбирает видных безбородых кавалеров.
Перед нами люди безнравственные, которые заслуживают сочувствие только по причине собственной убогости. Самое страшное – в продолжении этой канвы. Ведь воспитанные молодым поколением дети также продолжат быть бесчестными и себялюбивыми.