скоморохи что такое в музыке
Скоморохи
Литература : Беляев И., О скоморохах, «Временник императорского Московского общества истории и древностей российских», 1854, кн. 20; Фаминцын A., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Барщевский И., Несколько слов из истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский, (1914); Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М.-Л., 1928; Белкин A., Русские скоморохи, М., 1975.
Т. В. Попова.
Полезное
Смотреть что такое «Скоморохи» в других словарях:
Скоморохи — Скоморохи. СКОМОРОХИ, русские средневековые актеры (как правило, странствующие), выступавшие как певцы, танцоры, острословы, исполнители комических и сатирических сценок (часто собственного сочинения), акробаты, дрессировщики и др. Использовали в … Иллюстрированный энциклопедический словарь
СКОМОРОХИ — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15 17 вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских… … Большой Энциклопедический словарь
Скоморохи — странствующие актеры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с ХI в. Особенно были распространены в ХV – ХVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских … Энциклопедия культурологии
СКОМОРОХИ — древнейшие представители народного эпоса, народной сцены, народного музыкального искусства. Музыкальные искусники скоморохи, соответственно потешной их деятельности, на народном языке, как в песнях, так и в исторических памятниках, нередко… … Русская история
Скоморохи — русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины 11 в. (изображение на фресках… … Большая советская энциклопедия
скоморохи — в Древней Руси название странствующих актёров, потешающих публику: певцы музыканты, острословы, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15–17 вв. Отношение духовенства к скоморохам было резко отрицательным: с ними … Литературная энциклопедия
скоморохи — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с XI в. Особую популярность получили в XV XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских… … Энциклопедический словарь
Скоморохи — появились на У. вместе с переселенцами. Перм. писцовые книги XVII в. содержат скоморошьи имена и прозвища типа: Васька Михайлов сын Гудощик, Андрюшка Дуда. До нас дошла Память верхотурского воеводы Рафа Всеволожского приказчику Ирбитской… … Уральская историческая энциклопедия
Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности.
Скоморохи – это знахари и исполнители обрядовых песен, которые остались после Крещения Руси Владимиром. Они бродили по городам и весям и исполняли древние языческие песни, знали толк в волховстве, были лицедеями-потешниками. При случае могли исцелить хворого, могли подсказать, как добрым советом, а также развлекали народ песнями, плясками и прибаутками.
В литературных памятниках XI века уже встречается упоминание о скоморохах, как о людях, которые соединяли в себе качества таких представителей художественной деятельности, как певцы, музыканты, лицедеи, танцоры, сказители, акробаты, фокусники, потешники-балагуры и драматические актеры.
Скоморохи использовали такие народные инструменты, как парные свирели, бубны и гусли, деревянные трубы и флейту Пана. Но главным инструментом скоморохов считаются гусли, ведь именно они изображены в разных исторических памятниках в контексте музыкально-скоморошьего творчества, например, на фресках, в книжной миниатюре, а также воспеты в былинах.
Вместе с гуслями часто использовался аутентичный инструмент «гудок», который состоял из деки, что имел грушевидную форму; на инструменте было 3 струны, две из которых были бурдонными, а на одной играли мелодию. Также скоморохи играли на сопелях – продольных свистковых флейтах. Интересно, что сопели и гусли в древнерусской литературе часто противопоставлялись трубе, которая использовалась для собирания воинов на битву.
Помимо скоморохов рядом с гуслями также упоминался образ седовласого (часто слепого) старца, который пел былины и сказания о былых деяниях, о подвигах, славе и божественном. Известно, что такие певцы были в Великом Новгороде и Киеве – до нас дошли киевские и новгородские былины.
Параллель среди европейских музыкально-сакральных течений
Аналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других.
У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних легенд и мифов, люди которые знали тайное и почитались остальными, так как считались посланниками богов. Бард – это первая из трёх ступеней к тому, чтобы стать друидом – высшим звеном в духовной иерархии. Промежуточным звеном были филы, которые тоже были певцами (по некоторым источникам), но принимали большое участие в общественной жизни, в обустройстве государства.
У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и жили как обычные люди.
Угасание традиции скоморошества
Церковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства.
После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров. А кем они были на самом деле? – Нам неведомо, но главное, что благодаря этим певцам у нас остались крупицы сакральной памяти.
Скоморохи: история возникновения явления скоморошества и его музыкальные особенности
Скоморохи – это знахари и исполнители обрядовых песен, которые остались после Крещения Руси Владимиром. Они бродили по городам и весям и исполняли древние языческие песни, знали толк в волховстве, были лицедеями-потешниками. При случае могли исцелить хворого, могли подсказать, как добрым советом, а также развлекали народ песнями, плясками и прибаутками.
В литературных памятниках XI века уже встречается упоминание о скоморохах, как о людях, которые соединяли в себе качества таких представителей художественной деятельности, как певцы, музыканты, лицедеи, танцоры, сказители, акробаты, фокусники, потешники-балагуры и драматические актеры.
Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.
Скоморохи использовали такие народные инструменты, как парные свирели, бубны и гусли, деревянные трубы и флейту Пана. Но главным инструментом скоморохов считаются гусли, ведь именно они изображены в разных исторических памятниках в контексте музыкально-скоморошьего творчества, например, на фресках, в книжной миниатюре, а также воспеты в былинах.
Вместе с гуслями часто использовался аутентичный инструмент «гудок», который состоял из деки, что имел грушевидную форму; на инструменте было 3 струны, две из которых были бурдонными, а на одной играли мелодию. Также скоморохи играли на сопелях – продольных свистковых флейтах. Интересно, что сопели и гусли в древнерусской литературе часто противопоставлялись трубе, которая использовалась для собирания воинов на битву.
А.П. Рябушкин. Слепой гусляр, поющий старинку. 1887 г.
Помимо скоморохов рядом с гуслями также упоминался образ седовласого (часто слепого) старца, который пел былины и сказания о былых деяниях, о подвигах, славе и божественном. Известно, что такие певцы были в Великом Новгороде и Киеве – до нас дошли киевские и новгородские былины.
ПАРАЛЛЕЛЬ СРЕДИ ЕВРОПЕЙСКИХ МУЗЫКАЛЬНО-САКРАЛЬНЫХ ТЕЧЕНИЙ
Аналогично скоморохам были музыканты и певцы в других странах – это жонглёры, рапсоды, шпильманы, барды и много других.
У кельтов была социальная прослойка – барды, это были певцы древних легенд и мифов, люди которые знали тайное и почитались остальными, так как считались посланниками богов. Бард – это первая из трёх ступеней к тому, чтобы стать друидом – высшим звеном в духовной иерархии. Промежуточным звеном были филы, которые тоже были певцами (по некоторым источникам), но принимали большое участие в общественной жизни, в обустройстве государства.
У скандинавов были скальды, имевшие большую власть глаголом и музыкой жечь сердца людей, но музыка не была их основным занятием, они возделывали поля, воевали и жили как обычные люди.
УГАСАНИЕ ТРАДИЦИИ СКОМОРОШЕСТВА
Ф.Н. Рисс «Скоморохи в деревне», 1857 г.
Церковь активно преследовала скоморохов, а их музыкальные инструменты сжигали на костре. Для церкви они были вне закона, пережитками старой веры, которую нужно выполоть, как сорняк, поэтому скоморохи подвергались гонениям и физическому уничтожению со стороны православного духовенства. После определённых карательных мероприятий, языческих музыкантов полностью истребили, но у нас остались песни, которые передавались устно, у нас остались легенды и изображения потешников-гусляров. А кем они были на самом деле? – Нам неведомо, но главное, что благодаря этим певцам у нас остались крупицы сакральной памяти.
Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей).
Благодаря этой книге читатель узнает о многообразных разновидностях народной музыки, получит исчерпывающую информацию об инструментах народного оркестра, познакомится с поэзией заговоров и т. д.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Забавные рассказы о русской народной музыке и не только о ней (русский фольклор в рассказах для детей). предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Кто такие скоморохи?
Скоморохи были музыканты в старинной Руси. Чтоб теперь быть музыкантом — нужно знать музыкальную грамоту и уметь играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Но этого было б мало, чтоб стать скоморохом! Современный музыкант не обязательно должен уметь говорить стихами, ходить по натянутому канату или выступать в цирке с ученой собачкой. А скомороху без всего этого нельзя обойтись. В старинной Руси не было ни театров, ни цирков, ни концертных залов. Вместо всего этого были скоморохи. Они ходили из города в город и всюду давали концерты.
Сейчас в концертах обычно выступают самые разные артисты. Одни читают стихи или рассказывают рассказы, другие поют песни, третьи пляшут, а некоторые играют, например, на пианино или на баяне. Но хоть в концерте участвуют разные артисты у любого концерта есть какая-нибудь общая тема. Например, если концерт посвящен какому-нибудь празднику, то все выступления тоже связаны с праздником. А если концерт музыкальный, то и музыкальные сочинения для него подбирают не как попало, а со смыслом. Допустим, бывают концерты из музыки, которую сочинили английские композиторы. И не просто английские, а те, которые жили в далеком-предалеком XVII в.
Или, наоборот, музыка русских композиторов, написанная для балетов. Или… Словом, перечислять можно долго. Ведь очень много о чем бывают концерты. И очень много на свете причин, чтоб устроить концерт. Но это сейчас. А прежде скоморохи приходили в город, и где-нибудь на площади давали представление, и показывали все свои таланты. А талантов скомороху нужно было иметь много и разных. Скоморошьи представления состояли из танцев и музыки, акробатических номеров и выступлений дрессированных животных. Ходя по канату, скоморох частенько пел какие-нибудь смешные песни. Да еще и играл на гудке или на гуслях, чтоб сопроводить пение. Наверное, это не очень-то просто ходить по канату, да еще и играть, и петь, и притом петь смешно. Но зрители были, конечно, в восторге.
Некоторые старинные скоморошьи песни дошли до наших дней. Но не везде эти песни помнят. Со скоморошьих времен прошло очень много лет, и в России появились и цирк, и театр, и концертные залы. Старинные песни забылись, и только в отдаленных областях страны их еще иногда поют.
Поют, например, на Севере, на берегах Белого моря, или на юге в казачьих землях. Вот одна из таких песен. А поется в ней… Да про что в ней только не поётся: и про блины, и про свинью, и про кота, и про девчонку. Настоящие скоморошьи песни они такие: в них поется про все сразу, и поэтому смешно.
Ой, блины, мои блины,
Вы блиночки мои! (2 раза)
На четыре стороны. (2 раза)
Никто блины не берет,
Никто даром не возьмет. (2 раза)
Только серая свинья
Понюхала и пошла. (2 раза)
За рекой огонь горит,
У свиньи живот болит. (2 раза)
За рекой огонь потух,
У свиньи живот опух. (2 раза)
Болит сердце, болит печенка,
За рекой живет девчонка. (2 раза)
Она б ко мне переплыла. (2 раза)
Вышла кошка за кота, (2 раза)
За Иван Петровича. (2 раза)
Была мачеха лиха, (2 раза)
Приговаривала: (2 раза)
Еще шляпу не проси». (2 раза)
Еще шляпу не просил. (2 раза)
А когда представление только начиналось артист, наверное, жонглировал яблоками или сырыми яйцами и зазывал публику веселыми и складными словами.
Обычай зазывать людей на представление остался и после того, как скоморохов больше не стало. Например, в XIX в., во время больших ярмарок, ставили большие театры из досок и парусины. Их называли балаганы. Теперь бы мы сказали, что такие «театры» больше похожи на сараи, но тогда люди очень радовались и с удовольствием шли на представления. Да и как не пойти на представление, если у входа висит яркая-преяркая афиша, а на маленьком балкончике, прямо над входом в балаган ходит дед-зазывала в яркой красной рубашке! Ходит и кричит:
— Давай скорей звонок!
— Стой, прохожий! Остановись!
— На чудеса наши подивись!
— И дедушки ворчливые!
Конечно, зазывала был совсем не дед, т. е. не старенький человек. Его только наряжали дедом: привязывали бороду из мочала, обували в лапти, а когда было холодно еще и одевали в овчинный тулуп, вывернутый шерстью наружу.
Некоторые «деды» еще играли на балалайке или на гармони и пели. Но чаще всего зазывала просто рассказывал всякие смешные вещи про себя самого и про людей, которые его слушают, и притом колотил себя по голове особым музыкальным инструментом. Этот инструмент был высушенный бычий пузырь с сухими горошинками внутри. Им можно ударить по голове очень сильно, но больно не будет: пузырь внутри пустой, и к тому же легкий и мягкий. Зато звук от удара пузырем довольно громкий. А громкий звук только и нужен, чтоб привлечь публику в балаган. Ведь никакие тихие инструменты никто не расслышит в шуме, который обычно бывает на ярмарках. Дед-зазывала подчеркивал ударами пузыря самые яркие и смешные слова, которые он говорил. Например, доставал дед откуда-то из-за пазухи большой лист бумаги. А на листе была нарисована какая-то дама.
Дед звонко хлопал себя пузырем по голове, и объяснял, кто она такая:
— А вот моей жены портрет,
— Только в рамку не вдет.
— У меня жена — красавица,
— Собаки увидят — лаются,
— А лошади прочь кидаются.
Нарисована там была, в самом деле не очень-то красивая дама. Публика смеялась, а дед снова гремел горохом в пузыре и рассказывал уже про другое.
Например, принимался хвалить представление в балагане:
— В программе женщина-паук
— А еще жонглер с факелами,
— На лбу — самовар с горячими углями.
— Почтеннейшие господа, остальное все ерунда!
Скоморох
Скоморохи — русские средневековые актёры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
Содержание
Этимология
Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существует два основных варианта происхождения этого слова (первый вариант более вероятен):
Возникновение, расцвет и упадок
Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.
Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.
Репертуар
Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.
Примечания
Литература
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Скоморох» в других словарях:
СКОМОРОХ — муж. скомрах церк. скоморошка жен. (швед.?) музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, штуками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; зап. медвежатник; комедиант, актер и пр. Скоморох с… … Толковый словарь Даля
СКОМОРОХ — СКОМОРОХ, скомороха, муж. 1. В древней Руси певец музыкант и актер, исполнявший шутовские и акробатические номера, а также и серьезные поэтические произведения. «Всяк спляшет, да не так, как скоморох.» посл. «И скоморох ину пору плачет.» старин.… … Толковый словарь Ушакова
скоморох — См. шут. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. скоморох актер, шут; буффон, ера, шпильман, арлекин, фарсер, балясник, музыкант, фигляр, острослов, гаер, кривляка, бадхан,… … Словарь синонимов
СКОМОРОХ — СКОМОРОХ, а, муж. 1. В Древней Руси: певец музыкант, бродячий комедиант, острослов и акробат. Всяк спляшет, да не как с. (стар. посл.). 2. перен. Несерьёзный человек, потешающий других своими шутовскими выходками (разг. неод.). | прил. скомороший … Толковый словарь Ожегова
СКОМОРОХ — Ивашко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 152. Якуш Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. II, 548. Гридко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. II, 43. Микитка Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 156. Олфимко Скоморох, крестьянин. 1495. Писц. I, 550.… … Биографический словарь
СКОМОРОХ — Русский средневековый странствующий актер, бывший одновременно певцом, плясуном, музыкантом, акробатом и т.д. и автором большинства исполнявшихся им драматических сценок. Этимологически слово скоморох связано, по одним предположениям, с арабским… … Лингвострановедческий словарь
скоморох — (потешник, фокусник, гаер, гусляр) Скоморох с пресни наигрывал песни. Бог дал попа, черт скомороха. Ср. Стал (я) по городу скоморохом ходить, по копеечке собирать, шута из себя разыгрывать, прибаутки рассказывать, артикулы разные выкидывать. … … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
скоморох — СКОМОРО´Х (чудец, игрец, потешник, веселый молодец) в древней Руси название поэта певца, исполнявшего свои обычно веселые произведения под аккомпанемент народного музыкального инструмента, а порой и плясавшего в такт мелодии. Репертуар С.… … Поэтический словарь
скоморох — Бесспорного объяснения не существует. Наиболее вероятным пока представляется объяснение сущ. скоморох как переоформления греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь» … Этимологический словарь русского языка
скоморох — а, м. 1) (обычно мн.) В Древней Руси: странствующие актеры, одновременно певцы, музыканты, плясуны, акробаты, исполнители сатирических сценок и т. п. Слева [на картине] бродячее семейство скоморохов из трех человек с ручным медведем (Даркевич).… … Популярный словарь русского языка