скетч рисунок что это
Скетчинг как быстрый способ донести идею. Первые шаги дизайнера
Скетчинг — техника, которая широко применяется в процессе дизайна. Она помогает быстро визуализировать идеи, согласовать их с заказчиком и свести к минимуму риск недопонимания.
Что такое скетчи, зачем они нужны
Скетчи — это быстрые зарисовки и визуальные заметки, которые отображают на бумаге образы, идеи и мысли. Само слово sketch с английского переводится как «быстрый рисунок».
В скетчинге важна скорость, позволяющая лаконично зафиксировать очертания предметов и общую идею. Не стоит гнаться за целостной художественной композицией и проработанными деталями.
Скетчи используют люди разных профессий.
Независимо от того, в какой отрасли применяется техника, у нее всегда есть общие черты: нарочитая небрежность, проработка только нужных участков композиции, часто использование одного цвета.
Направления скетчинга
Скетчинг стал очень популярным и разделился на несколько самостоятельных жанров с разными техниками.
В каком бы направлении вы ни решили развиваться, стоит начать с подготовки инструментария.
Инструменты для скетчей
Чтобы быстро что-то зарисовать, нужно всегда иметь под рукой нужные инструменты. Поэтому лучше выбрать компактный скетчбук — специальный альбом для рисунков. Для каждого жанра используют свои основные инструменты. Это может быть простой черный карандаш, акварельные краски, карандаши, тушь или специальные маркеры.
Под инструменты и подбирают бумагу.
Не гонитесь за дорогими инструментам, для начала подойдут и обычные офисные маркеры и простые карандаши. Самое важное — это навыки, умелый художник нарисует гениальный скетч карандашом на салфетке.
Как научиться
Скетчи сможет рисовать и тот, кто до этого ни разу не брал в руки карандаш. Основная функция — иллюстрация главной мысли или идеи, поэтому не гонитесь за идеальным художественным изображением.
Пяти базовых элементов достаточно для создания простых зарисовок. Любой рисунок состоит из точек, прямых, прямоугольников, кругов и треугольников. Эти элементы можно комбинировать, получая сложные формы. Оглянитесь вокруг: с помощью каких элементов и геометрических фигур можно нарисовать ваш монитор? А чашку с кофе на столе?
Чтобы создавать более сложные рисунки, нужно немного разобраться в теории изобразительного искусства и узнать базовые вещи.
Композиция поможет правильно располагать предметы на листе. Нужно знать, как делить лист на части с помощью правила третей или золотого сечения. А предметы изображать по законам перспективы — чем ближе предмет, тем он больше.
Свет и тень добавляют предметам объем, задают форму и помогают получать интересные фигуры. Весь белый лист изначально состоит из света. Чтобы рисовать, удаляйте свет, создавая тень.
Цвет нужен даже тем, кто рисует простым карандашом. Узнайте про то, как делать переход от темного к светлому, какие бывают цвета и как их воспринимает человек. Эти знания развивают художественные навыки и помогают смотреть на работу опытным взглядом.
Штриховка и растушевка заполняют рисунок цветом. Штрихи бывают разной формы, могут пересекаться или накладываться. С помощью растушевки штрихов получают плавный переход цвета от темного к более светлому.
Два подхода к созданию скетчей
Скетчи создают двумя способами.
Упражнения
Чтобы набить руку, начните с простых техник.
Получилось нарисовать простые фигуры? Начните со сложных объектов: лица человека, кистей рук, цветов и листьев, постепенно их усложняя.
Заключение
Рисовать скетчи несложно, помните, что вы передаете мысли и ощущения, а не создаете картину. Чтобы научиться создавать сложные скетчи:
Скетчи — лучший способ научиться рисовать что угодно
Как превратить быстрый корявый скетч в рабочий инструмент концепт-художника? Рассказываем на примере курса «Скетчинг и форма». Упражнения и советы из статьи можно использовать вне курса.
Скетчинг решает много разных задач: тренирует, ускоряет рисование, помогает найти нужный дизайн или позу для персонажа. В основе любой художественной работы лежат скетчи. Даже если очень опытные художники их не прорисовывают или не показывают, они все равно где-то есть — на отдельных листах или хотя бы в голове автора.
Что угодно в мире можно упростить до композиции из кубов, цилиндров, сфер и т.п. Научившись рисовать эти объекты в разных ракурсах, вы сможете нарисовать практически что угодно: людей, технику, предметы одежды, даже целые иллюстрации.
Вот так до примитивов упрощается фигура человека:
Скетчинг позволяет художнику мыслить формой — в голове или на бумаге. Что это значит?
Мы будто загружаем себе в голову пакет трехмерной графики или устанавливаем драйвера. Когда мы не знаем, как воплотить задуманный результат, то попадаем в тупик. Выйти из него можно, думая “через форму”, и скетчинг как раз позволяет нам ее понять. Мы не только можем выражать через форму свои идеи, мы и мир вокруг можем понимать через нее
Иван не единственный, кто так думает. Вспомним Ким Джун Ги — того самого корейца, который рисует сложнейшии иллюстрации «из головы». Его часто спрашивают, как это он все рисует без построения, а он отвечает: я представляю все через кубики. То есть, все эти мегакомпозиции – это все кубики в разных ракурсах в его голове. Мысленно помещая сложный объект в куб, он представляет, как фигура ведет себя в пространстве и дальше с этим работает. По сути, тот же скетчинг — просто мысленный.
Мы поняли, какие задачи решает скетчинг и зачем он нужен художнику. Начнем его изучать.
Так как все в мире состоит из примитивов, занятия на курсе Ивана Смирнова «Скетчинг и форма» начинаются с освоения простых геометрических форм. В рамках первого упражнения студенты «вращают» на плоскости куб, цилиндр, шайбу и другие простые объекты по несколько десятков раз в течении нескольких дней.
Это основная, но не единственная степень сложности этого задания. Если студенту она дается легко (что бывает не часто), он может попробовать изобразить вращение сразу по нескольким осям или покрутить более сложный предмет.
При этом действуют несколько правил:
По мере вращения вашего кубика или цилиндра стоит возвращаться к изначальному примитиву и сравнивать, насколько они похожи с теми, что получились дальше.
В этом упражнении студенты крутят примитив вокруг одной оси, при этом по другим осям он должен быть жестко зафиксирован. Умение это отслеживать и контролировать в будущем позволит более качественно справляться со скетчингом пропсов или чего бы то ни было еще в пространстве.
Можно пометить себе стрелочками, по какой оси будет вращаться примитив. Еще можно прибегнуть к помощи 3д-редакторов или покрутить настоящие предметы в руках. Однако важно, чтобы в результате процесс построения не превратился в простое срисовывание.
Абстрактные композиции — основа для блока по дизайну, который начинается на второй неделе обучения. В конце концов, скетчинг ради скетчинга — это скучно, а вот применять его для решения практических задач куда веселее.
Студенты знакомятся с основами композиции и потихоньку начинают осознавать, как добавляемые ими элементы влияют на ощущение от работы. Это упражнение здорово работает вместе с более техническим упражнением по вращению примитивов. Оно разбавляет сухость первой домашней работы и делает ее более многогранной
Иногда студенты забывают применять знания, полученные ранее: о композиционном центре, об иерархии элементов в дизайне, о чередовании зон детализации и отдыха и других полезных вещах.
Можно записать в чеклист основные принципы композиции, подкрепить их зарисовками из лекции и периодически обращаться к нему. Конспект в любом случае не помешает.
Итак, мы с вами поняли, как рисовать цилиндры, кубы и т.п. После разобрались, как сочетать формы на плоскости так, чтобы они выглядели цельной композицией. Что дальше?
Пора разобраться в основах дизайна и применить полученные знания, придумав свои первые предметы.
Возможно, этот курс стоило бы назвать «Скетчинг, дизайн и форма», так как дизайну в общем и созданию пропсов в частности тут уделяется много внимания. Стоит отметить, что тему дизайна мы поднимаем на каждом курсе — от основ до погружения в специфику. Зачем? Можно ответить словами Ивана Смирнова:
У нас нет ни одного курса в рамках школы, который был бы “только про рисование, и чтобы не дай бог мы еще людей при этом думать учили”. Ни один навык не нужен в вакууме. Нет, они нужны, конечно, но если у вас далеко идущие планы — найти работу, нарисовать свой проект и т.п., то знания в вакууме вам не нужны. Вам нужно то, что вы сделаете с помощью этих знаний.
На этом этапе студенты делают несколько десятков скетчей с разными игровыми предметами: сапоги, мечи, посохи магов, щиты, кубки.
Правила в этом упражнении во многом похожи на правила предыдущего:
Проблемы здесь встречаются диаметрально противоположные. Студенты могут как совсем игнорировать качество своих работ, не задумываясь, понятны ли они окружающим, так и быть зацикленными на нем. С последней крайностью справиться бывает сложнее. Если студент привык показывать только идеально выверенные, отшлифованные до блеска работы, ему может быть непросто привыкнуть, что на курсе ему нужно делать быстрые наброски, не углубляясь в их финальное качество. На это просто не будет времени.
Студентам-перфекционистам стоит убедить себя попробовать новый метод работы и постараться не думать о том, что работа выглядит не так хорошо, как могла бы. Основная цель сейчас не сделать лайн для портфеля, а потренироваться для себя, по сути, в стол.
Тем же, кто пока не понял, как сделать формы читаемыми, стоит продолжать рисовать — за время курса и последующего челленджа скетчи обязательно улучшатся. Верьте в практику!
Некоторые студенты боятся рисовать пропсы сразу в объеме, минуя плоские проекции. Проблема в том, что без практики никак не получить необходимый опыт, так что как ни крути набивать шишки все-таки придется.
Лечение здесь простое и в то же время сложное: нужно просто начать это делать.
Некоторые студенты невнимательно работают с с референсами или вообще пренебрегают ими. Даже в задании, где на это идет упор. Возможно, кому-то кажется, что рефы — это “читерство”, но это не так.
Стоит уделять больше внимания подбору и анализу референсов — без них вы быстро упретесь в тупик и не будете понимать, куда двигать дальше.
Потренировавшись в основах дизайна и разобравшись с примитивами, можно переходить к серьезным задачам. Первая из них: нарисовать сто пятьдесят скетчей. Тридцать из них должны состоять из двух простых форм, следующие тридцать — из трех, после из четырех и так далее.
Зачем нужны эти 150 набросков? Чтобы точно понимать, как самые разные формы взаимодействуют друг с другом, отточить построение и привыкнуть рисовать быстро. Закончив 150 скетчей, студенты гораздо быстрее и качественнее выполнят следующее упражнение — дизайн разных пропсов, по несколько скетчей на предмет.
Теперь студенты переходят к созданию полноценных пропсов. В процессе учитываются все полученные знания: композиция, дизайн, понятные формы, правильная работа с референсами. Цвет все еще не вводится — хотя бы на время обучения его лучше отложить на потом, чтобы не думать обо всем сразу.
Справиться с этим помогает внимательный анализ референсов. Старайтесь понять, как другие художники работают с формой и, конечно, побольше практикуйтесь, думая о том, как решить эту задачу. На курсе мы также прибегаем к намеренному утрированию форм — стилизация здорово облегчает освоение материала
Небольшой урок в помощь:
Часто студенты упираются в определенный результат и, не зная как улучшить его, быстро переключаются с поиска базовой композиции форм на проработку мелкой детализации внутри них. Такой резкий скачок — прямой путь к не самым выразительным, а если деталек еще и много — к плохо считываемым решениям.
Отложить прорисовку деталей на самый конец поиска.
Цвет, тень и полировка вводятся в самом конце, на этом этапе. Почему? Художники с опытом могут думать обо всем сразу, начинающим же лучше разделять рабочий процесс на шаги.
Сейчас тоже действует несколько правил:
Преподаватель курса «Скетчинг и форма» Юлия Филимонова подготовила небольшой урок, где наглядно показала основные принципы финализации. Вот он:
«Иногда студенты промахиваются с выбором цветов по насыщенности/тону, что ведет к разного рода сложностям в их восприятии. Эти ошибки встречаются не очень часто, обычно студенты справляются с этим этапом хорошо». Елена Курлыкова
Это можно быстро исправить при помощи цветокоррекции опираясь на примеры из лекций или референсы.
Хотя на курсе делается особый упор на то что линия должна быть корявой, и нужно думать о форме, а не о лайне, но за время практики лайнарт у студентов прогрессирует. Как так?
С чем связаны проблемы с лайнартов у новичков? С тем, что они не понимают форму и как она себя ведет. Поэтому они не уверены, где какую линию провести, и рисуют много лишнего: штрихов, линий, изгибов. Когда ты способен выразить свою мысль формой, без многочисленных огрехов, твой лайнарт через какое-то время сам по себе станет оптимальным.
Курс длится четыре недели. Это минимальный достаточный срок, за который можно дать самую емкую базу и приучить людей к регулярной работе и постоянному скетчингу. Желательно при этом, чтобы студент тратил хотя бы от шести до десяти часов в неделю на практику.
Естественно, скорость обучения и обстоятельства у всех разные, и даже отличникам нужно закрепить знания. Мы решили не делать курс дольше, и следовательно, дороже. Вместо этого придумали челлендж для выпускников, который должен помочь отточить навыки, полученные на курсе. Подобные челленджи есть на всех стартовых курсах.
Челлендж простой по сути — выпускники должны нарисовать 300 скетчей, сдать их преподавателю и получить бонусную лекцию в подарок.
Почему триста? Ответим словами автора курса Ивана Смирнова.
Вам нужно будет время на наработку механических и креативных навыков. Понимание некоторых вещей приходит с практикой, спустя далеко не первый скетч. Все упирается в количество контента. Мы могли бы продлить курс и включить эти 300 скетчей в программу, но это было бы дорого и не так эффективно. Большинство наших курсов устроены так, чтобы дать оптимальное количество знаний за адекватный период времени. После студенты могут в удобном им темпе осмыслить информацию. Мы пробовали более длинные форматы, но студентам сложно долго учиться так интенсивно. Практика показала, что формат “курс + челлендж” — самый эффективный.
Триста скетчей — вполне реальная цифра, учитывая что с практикой вы начнете рисовать намного быстрее. По признанию Ивана, чтобы начать быстро работать, ему нужна разминка, чтобы настроиться на нужный темп. После нее он сильно ускоряется и тратит в среднем по паре минут на поисковый скетч.
Желание! И еще несколько простых вещей:
Мне больно читать подобные статьи, ведь мои скетчи выглядят как рисунки ребенка с задержкой в развитии. Хотя мб и похуже слегонца
Так они и должны так выглядеть. Красивыми и прикольным они получаются если их постоянно рисовать. Рисование это не талант и не божья благодать, а всего- лишь навык, который вырабатывается, как любой навык, практикой. Поэтому в курсе ты должен нарисовать триста скетчей. И то это не финальная число я уверен, а просто для затравки, для начала, чтобы у тебя более менее начало получаться. А рисовать эти скетчи ты должен пока не помрешь.
Ну да, скетчи еще важно рисовать чтобы руку набить. И чтобы понимать как фиксировать на бумаге разные объекты так, чтобы отличить сову от собаки)
Что такое скетчинг и зачем он вам нужен
Рассказываем, зачем рисовать всё, что видишь вокруг, и при чём тут дизайн.
Что такое скетчинг?
Скетчинг — это техника быстрого рисунка, название которой произошло от английского слова sketch («эскиз», «набросок»). То есть изначально это был просто набросок, который потом нужно закончить. Он мог стать подготовительным этапом для более крупной работы. Раньше художники так и делали: начинали с набросков, чтобы продумать композицию, расположить элементы на листе, наметить основные линии.
Сейчас скетч — это по-прежнему быстрый рисунок, но уже не просто набросок, а инструмент, которым пользуются не только художники, но и дизайнеры, архитекторы, инженеры, а также другие специалисты и руководители. То есть скетч превратился в способ быстро визуально выразить идею: на бумаге, экране или хотя бы на маркерной доске.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
Инструмент — это как?
Инструмент в том смысле, что скетчинг помогает в работе. Его можно использовать почти в любой сфере и для разных целей. Например, вы — продуктовый дизайнер, и вам нужно понять, как будет выглядеть продукт или его интерфейс. Для этого вы можете сделать скетч. Другой пример: архитектор хочет объяснить клиенту идею проекта и тоже делает это с помощью скетча. Потому что показать — нагляднее и быстрее, чем долго объяснять идею только словами.
Так можно сделать быструю зарисовку окружающей обстановки, предмета или передать какую-то идею, как в примерах выше. Обычно скетч рисуют сразу, без предварительного наброска.
Получается, что любой быстрый рисунок — это скетч?
Смотря что считать быстрым рисунком. Когда речь идёт о времени, всё относительно. Для одного быстро — это пять минут, а для другого — пара часов. В скетчинге всё зависит от техники, которую использует автор скетча, и сложности композиции. Например, если вы делаете простую зарисовку, то это может занять около 30 минут, а если более детальный скетч или скетч на заказ — то час или даже пару часов.
Но не любой быстрый рисунок — скетч. В художественной среде и среди любителей рисования скетч — это такой быстрый рисунок, который сделан по принципу «рисую то, что вижу». То есть с натуры или по фотографии. Но это не всё: скетч передаёт какие-то впечатления автора, эмоции, которые он испытывает во время рисования. Если вы, например, просто рисуете геометрические формы на бумаге во время разговора, то это не скетч.
В более широком понимании, если мы говорим о скетчинге как инструменте дизайнера, архитектора или какого-то другого специалиста, это тоже быстрый рисунок. Но по значению он ближе к наброску или эскизу, потому что это предварительный этап работы. Такие скетчи не делают с натуры, поэтому больше времени уходит на обдумывание идеи, чем на её отрисовку.
А как отличить скетч от наброска?
Изначально «скетч» и «набросок» означали одно и то же, об этом мы рассказали выше. Потом их значения разошлись, но однозначной трактовки нет до сих пор.
В художественной среде чаще считается, что набросок — это незаконченный рисунок, эскиз. А скетч — полностью законченная самостоятельная работа, которая передаёт какое-то настроение или образ, об этом мы уже немного сказали выше. При этом она может выглядеть так же, как и набросок: без тщательной проработки и детализации. Но чётких критериев нет. Художник сам определяет, когда считать свою работу законченной.
А что рисовать в скетчах?
Рисовать можно что угодно, буквально всё, что вы видите вокруг. Сейчас есть много направлений скетчинга. Например, зарисовки в путешествиях — travel-скетчинг, а ещё есть городской скетчинг (зарисовки городских видов, зданий), фуд-скетчинг (рисование еды). Тех, кто следит за модой и ходит на модные показы, может заинтересовать fashion-скетчинг.
Насколько подробным должен быть скетч?
Это решает сам автор скетча. Суть скетчинга в том, чтобы передать настроение, основные формы предметов, контуры, поэтому в нём не обязательно подробно прорабатывать детали. Но если художник хочет акцентировать внимание на какой-то детали или деталях, то он это делает — и от этого скетч не перестаёт быть скетчем.
Но скетч — это не академический рисунок. Эмоции и настроение важнее портретного сходства, а стиль и манера могут быть любыми. За эту свободу и гибкость скетчинг как раз и любят.
Как не путать скетч и иллюстрацию?
Иллюстрация — это изображение, которое передаёт или дополняет смысл текста, рассказывает историю, оно создано для определённой цели и выполняет конкретную задачу. Например, иллюстрация рисуется для обложки книги, журнала или упаковки продукта. А скетч, как мы уже пояснили выше, — это самостоятельная законченная работа (если мы говорим о скетче в художественной среде) или инструмент, чтобы показать идею проекта (так скетчи используются в дизайне и других сферах).
Остальные отличия — в деталях. В целом границы не очень жёсткие, и иногда скетч вполне может стать иллюстрацией. Продолжая пример выше: рисунок, который рисовался как скетч, потом можно использовать на обложке книги или журнала, на упаковке. Или другой пример. Допустим, вы дизайнер интерьеров и нарисовали скетч помещения. Вы хотели показать, где будут расположены предметы, как будет стоять мебель, какая у комнаты цветовая гамма. Вы построили перспективу и расположили в ней элементы так, чтобы заказчик понял, как выглядит готовый дизайн.
Какие материалы нужны для скетчинга?
Скетч можно нарисовать почти любыми материалами: карандашами, маркерами, тушью, ручкой, акварелью. Можно смешать несколько разных техник. Всё зависит от ваших целей и личных предпочтений.
Сейчас популярный материал для скетчинга — специальные маркеры для рисования. Они бывают спиртовые, акриловые, акварельные и меловые.
Чтобы сделать скетч, вам нужно выбрать не только чем рисовать, но и на чём. Например, взять лист бумаги, любой блокнот или скетчбук.
А можно рисовать скетчи на компьютере?
Можно. Хотя скетчинг — это больше про традиционные техники рисования, сейчас многие переносят его в Digital. Например, для этого подходит Photoshop, если рисуете на компьютере или графическом планшете, и ProCreate — если на айпаде.
Нужно уметь рисовать, чтобы сделать скетч?
Чтобы рисовать скетчи, не обязательно быть художником. Главное — чтобы вам нравилось это делать. Можно начинать с нуля, а если вас увлечёт это занятие, то постепенно освоите композицию, формы, правила перспективы и ту технику рисования, которая вам близка.
Я не хочу быть художником, зачем мне тогда скетчинг?
Скетчинг пригодится не только художникам, но и дизайнерам, архитекторам, сценаристам и аниматорам — с его помощью они могут решать свои рабочие задачи. Но многие скетчат (рисуют скетчи) не потому что это нужно для работы, а просто для удовольствия. Например, можно делать зарисовки в путешествиях (заменяя скетчами фотографии) или пока ждёте в кафе, использовать скетчинг как технику медитации или просто развивать креативность.
Британский книжный иллюстратор Крис Риддел считает, что скетчинг учит мыслить визуально и не важно, что и как вы рисуете: это могут быть ежедневные заметки, чертежи или просто списки покупок.
Скетчинг стал очень популярным направлением, потому что не предъявляет высоких требований к навыкам и даёт полную свободу в стиле и манере рисования. Существует много сообществ скетчеров — как в разных городах и странах, так и международных, например Urban Sketchers. Любители скетчинга иногда собираются порисовать вместе — но никто не мешает рисовать и в одиночку, кому как больше нравится. Для многих такое рисование стало способом расслабиться и приятно провести время.
А где узнать больше о скетчинге?
В интернете очень много информации и на русском, и на английском. Например, для начала можно посмотреть эти видео:
Если хотите использовать скетчинг в работе, то вам будет полезен наш курс «Скетчинг для дизайнеров». Там вас научат рисовать увереннее, объяснят, как работает композиция и перспектива, помогут разобраться с формами и текстурами. Вы попробуете разные техники и стили — и найдёте ту, что ближе вам.