синий статус ашы что значит
Всем доброго времени суток! Сегодня мы мы постараемся ответить на часто задаваемые вопросы о работе приложения Ashyq, что означают статусы и какие именно объекты могут работать через эту систему. Итак начнем.
Есть ли возможность проверять статус удаленно, не посещая объект подключенные к системе Ashyq?
Да, есть возможность проверки статуса удаленно, из дома, на сайте http://ashyq.kz/. Для проверки статуса нужно скачать приложение. При этом QR, размещенный на сайте, является нейтральным, т.е. он не привязан ни к одному из объектов бизнеса.
В среднем 3 тысячи граждан в сутки пользуются этим сервисом. В день удаленно выявляется 80-130 граждан с «красным» статусом.
Как в приложении отражаются вакцинированные?
На текущий момент информация о вакцинированных гражданах в приложении отсутствует. Ведется работа по интеграции приложения «Ashyq» с паспортом вакцинации. После интеграции все вакцинированные граждане будут иметь в приложении «зеленый» статус. Также «зеленый» статус будут иметь лица, имеющие актуальный отрицательный тест ПЦР на COVID-19 (72 часа).
«Синий» статус будут также, как и сейчас, иметь нейтральные лица – не имеющие положительного ПЦР и не являющиеся близкими контактными.
Остальная методология приложения не изменится.
Нарушает ли вход в заведения через Ashyq конституционные права граждан на свободное передвижение?
Конституционные права граждан не нарушаются, т.к. Ashyq внедряется субъектами предпринимательства добровольно. Владелец объекта – участник проекта Ashyq – принимает на себя обязательство проверки статусов посетителей. На сегодня при попытке войти на объекты выявлено 1236 граждан с «красным» статусом и 541 человек – с «желтым». Проверка статусов посетителей, в первую очередь, даёт преимущества для самих посетителей. Поскольку, попадая на объект, работающий по Ashyq, риски быть контактным с COVID-положительным человеком минимизируются.
Также предприниматели-участники проекта получают преференции по графику работы по сравнению с другими субъектами бизнеса, так как приложение позволяет выявлять инфицированных граждан.
Что такое «синий» статус, безопасно ли для окружающих, что те люди, которые никогда не сдавали ПЦР, имеют по умолчанию «синий» статус, который позволяет им посещать общественные места?
«Синий» статус по умолчанию является нейтральным, т.е. он подтверждает, что его носитель не находится в базе МЗ РК с положительным результатом ПЦР-теста и не является контактным. Изменение статуса посетителя зависит от информации, содержащейся в базе данных МЗ РК.
Если болел ковидом, а статус синий, почему не зелёный?
«Зелёный» статус означает, что посетитель зарегистрирован в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом. «Зеленый» статус сохраняется в течение 72 часов, далее меняется на «синий».
Как обеспечивается безопасность персональных данных (номера телефонов и ИИН)?
Приложение «Ashyq» находится в защищенном контуре на серверах АО «Национальные информационные технологии», которое является оператором информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства». Следовательно требования к Информационной безопасности повышенные.
Есть ли у приложения возможность отслеживать местонахождение граждан?
Мобильное приложение «Ashyq» не имеет функции отслеживания местонахождения граждан. В настройках телефона каждый пользователь может посмотреть, к чему приложение запрашивает доступ.
Что такое тестовый режим? Распространяются ли льготы на тестовых участников? В чем отличие участников и тестовых участников? Сколько длится тестовый период?
Первые 7 дней после получения QR субъекты бизнеса имеют право работать в тестовом режиме – настраивать процессы, обучать сотрудников и т.д. На организации, работающие в тестовом режиме, распространяются все преференции по льготному режиму работы, предусмотренные Ashyq.
В течение тестового периода мониторинговые группы могут выносить предупреждения в отношении участников, но не исключать их из проекта. По истечении тестового периода при выявлении мониторинговой группой подтвержденных фактов нарушений требований участия в проекте, субъект бизнеса может быть исключен из проекта на 2 недели.
Как отличается время работы объектов МСБ, участвующих и не участвующих в Ashyq?
За счет дополнительного функционала приложения, позволяющего выявлять инфицированных граждан, участники проекта получают преференции по графику работы по сравнению с другими субъектами бизнеса. К примеру, в красной зоне запрещена работа бильярдных, компьютерных клубов, боулингов, караоке, выставок и т.д. Но в случае, если предприниматели из вышеназванных сфер работают по приложению Ashyq, и проверяют статус посетителей, их работа с определенными ограничениями разрешена. Перечень ограничений и преференций определен постановлением Главного государственного санитарного врача №18 от 30 апреля 2021 года.
Будут ли госорганы работать через Ashyq? Отличаются ли их процедуры и алгоритмы по Ashyq от бизнеса?
На данный момент подключение госорганов к проекту Ashyq возможно в качестве добровольцев (без льгот).
Куда обращаться в случае неправомерных действий мониторинговых групп?
В Генеральной прокуратуре РК функционирует сall-центр по номеру 115 (звонок бесплатный), куда предприниматели могут обратиться с жалобами на неправомерные действия мониторинговых групп при проведении рейдовых мероприятий по карантинным ограничениям. Кроме того, круглосуточно работают региональные мобильные группы по защите бизнеса.
Кто такие добровольные участники проекта Ashyq?
Добровольными участниками проекта могут быть субъекты (согласно ПГГСВ №18), деятельность которых разрешена (к примеру, вузы, банки, промышленные предприятия, частные медицинские центры и другие), и в отношении которых имеются утвержденные алгоритмы ведения деятельности на период карантина.
В отношении добровольных участников проекта Ashyq не распространяются льготы, предусмотренные по Ashyq. Информацию о добровольных участниках проекта также планируется размещать на сайтах акиматов.
Как фиксировать иностранцев?
В настоящее время для нерезидентов предусмотрена возможность фиксации через ручной ввод сотрудником субъекта бизнеса номера паспорта. Поскольку при сдаче ПЦР нерезидентами используются данные паспорта, произойдет сверка с базой данных МЗ и будет получен статус.
Что делать, если произошел технический сбой с сетью или с приложением?
Как правило, при наличии технических проблем с интернетом, wi-fi самого субъекта бизнеса продолжает работать. В этой связи на период сбоев рекомендуем воспользоваться функционалом ручного ввода данных ответственным сотрудником заведения – «режим охранника».
«Ashyq»— приложение для регистрации посетителей в общественных заведениях. Перед входом в общественное заведение пользователь сканирует специальный qr-код и предъявляет его администратору на входе. Код определяет статус посетителя.Статус посетителям присваивается на основании сверки с информационными системами Единый интеграционный портал ПЦР-исследований и Центр Контроля covid-19 Министерства здравоохранения РК.
«Красный» статус присваивается, если человек сдал ПЦР-тест на коронавирус и получил положительный результат. Обладателям этого статуса предписано соблюдать строгий режим домашней изоляции.
«Желтый» присваивают контактным лицам.Им разрешено выходить за продуктами или в аптеку возле дома, но запрещено посещать иные общественные места.
«Синий» будет означать свободное перемещение везде, кроме тех мест, где обязателен ПЦР-тест (например, в аэропорту).
«Зеленый» — знак полной свободы передвижения.
Qr-код присваивается только субъектам бизнеса. Он представляет собой электронный идентификатор с указанием наименования субъекта, его расположения и иных идентификационных данных. На 1 объект выдается qr-код для входа. Если у заведения несколько входов, то для каждого входа формируется отдельный qr-код.
На сегодняшний день практика применения qr-кодов хорошо себя зарекомендовала в странах Юго-восточной Азии — Гонконге, Сингапуре, Малайзии. Есть аналоги и в других странах.
Что это даст населению?
Безопасность. На сегодня каждый человек, заболевший COVID-19 в любой форме (симптомной или бессимптомной), берет на себя обязательства по соблюдению режима домашнего карантина и заверяет их личной подписью в расписке. Однако, мы нередко сталкиваемся с фактами нарушения режима самоизоляции. Заболевшие или близкоконтактные люди посещают общественные места, таким образом создавая угрозу распространения вируса.
Приложение позволяет выявить таких посетителей и не допустить заражения других гостей или персонала.
Как это работает?
За счет интеграции мобильного приложения с общей базой Минздрава определяется статус посетителя: является ли он на данный момент носителем вируса или нет. То есть субъектом бизнеса-участником проекта обеспечивается дополнительный контроль к уже предпринимаемым санитарным мерам (маски, термометрия, проветривание и т.д.). Поскольку риски заражения гостей и персонала существенным образом уменьшаются, проект в перспективе позволит оптимизировать карантинные ограничения для бизнеса и населения.
Кто является разработчиком данного мобильного приложения?
Мобильное приложение «Ashyq» разработано отечественной IT-компанией по заказу Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК и Министерства здравоохранения РК.
Кому присваивается QR-код – субъекту бизнеса или посетителю?
QR-код присваивается только субъектам бизнеса.
Будет ли эта система ограничивать людей в свободном передвижении?
На сегодня имеются санитарные ограничения по работе отдельных видов деятельности (боулинги, бильярдные, караоке, компьютерные клубы и пр.). Уже почти год они не функционируют. Также имеется ряд объектов (например, фитнес-клубы), чья деятельность ограничена в выходные дни в случае перехода региона в красную зону.
Приложение «Ashyq» за счет создания условий для более безопасной деятельности, напротив, в перспективе создаст условия для уменьшения карантинных ограничений и упрощения передвижения граждан.
Почему недостаточно существующей практики термометрии бесконтактным прибором?
Термометрия помогает выявить один из ярких симптомов Covid-19 (повышение температуры тела). Использование данного приложения является дополнительной гарантией безопасности для посетителей и персонала.
Будет ли пользование приложением обязательным для всех?
Ни предпринимателей, ни граждан не будут принуждать пользоваться приложением в обязательном порядке.
С 17 января т.г. в тестовом режиме мобильное приложение «Ashyq» использует ряд фитнес-клубов, спа-центров, саун и других объектов, где есть ресепшн. Нахождение в пилоте является добровольным.
Могут ли другие субъекты бизнеса помимо фитнес-центров и SPA-салонов, использовать это приложение?
Разумеется, так как это в первую очередь обеспечит безопасность посетителей и персонала. По своему желанию.
Алгоритмы участия разных видов бизнеса в проекте будут согласоваться с бизнес-сообществом и санврачами. При этом, не планируется принудительное использование приложения в ТРЦ, рынках, магазинах у дома и общественном транспорте, как это пишут отдельные комментаторы в соцсетях.
Насколько это сложно и затратно по времени?
Посетителю необходимо скачать мобильное приложение «Ashyq» на свой телефон, авторизоваться по номеру телефона, ввести ИИН (1 раз. Лучше заранее);
При входе в заведение необходимо просканировать QR-код заведения для регистрации своего посещения. На экране отобразится статус (синий, зеленый, красный или желтый).
Будет ли система создавать ограничения для людей, не имеющих смартфонов?
В случае отсутствия смартфона у посетителя либо возникновения сложностей при скачивании данного мобильного приложения, ответственному лицу-сотруднику заведения будет дана роль в приложении, с помощью которой он сможет зафиксировать вход посетителя посредством введения его ИИН.
Что означает цвет статуса?
Зеленый статус – посетитель обозначен в базе данных как прошедший ПЦР-тестирование с отрицательным результатом на Covid-19;
Синий статус – нет результатов ПЦР-тестирования, не числится как контактный;
Желтый статус – обозначен в базе данных как контактный;
Красный статус – зарегистрирован в базе с положительным результатом на Covid-19.
Нужно ли сдавать ПЦР-тест перед каждый посещением объекта?
Нет, сдавать тест перед каждым посещением не требуется.
Как долго сохраняется статус?
Все статусы являются временными. Зеленый – 3 дня. То есть ровно столько, сколько действительна справка ПЦР.
Связан ли данный проект с началом массовой вакцинации в стране?
Данный проект никак не связан с вакцинацией против КВИ.
Данный проект никак не связан с другими инфекционными заболеваниями.
Является ли обязательной установка QR-кода для ТРЦ, аптек, магазина у дома?
Нет, установка приложения для этих объектов не была предусмотрена проектным офисом, за исключением случаев, когда субъект бизнеса хочет установить добровольно.
Для чего сканировать QR-код при выходе из заведения?
Для контроля режима работы заведения. Приложение позволяет анализировать (обезличенно) количество одновременно находящихся в заведении посетителей и часы его работы. Таким образом, потенциально уменьшается необходимость проведения мониторинговых проверок.
Где в мире уже внедрялась подобная практика?
На сегодняшний день практика применения QR-кодов себя хорошо зарекомендовала в странах Юго-восточной Азии: Гонконге, Сингапуре, Малайзии. Есть аналоги в других странах.
Куда передаются данные по ИИН?
Данные никуда не передаются и остаются в профиле приложения. По введенным данным осуществляется проверка статуса пользователя при сканировании QR кода.Будет ли создан официальный аккаунт по пилотному проекту, где будет освещаться вся необходимая информация?
Сейчас запущена служба технической поддержки в телеграмм @support_ashyq_bot. Рассматривается подключение и других каналов в случае тиражирования приложения.
Палата предпринимателей Алматинской области продолжает разъяснительную работу с бизнес-сообществом и формирует списки желающих участвовать в проекте.
По всем вопросам касательно приложения «Ashyq» можно обратиться в РПП «Атамекен» по телефонам: + 7 775 594 5977 Жамбулатова Дана Даулетовна, +7 775 894 6061 Даулетбекова Акерке Нурдаулеткызы.
В основном казахстанцы «синие». Приложение Ashyq спасет бизнес от банкротства, но это не точно
С 5 мая доступ в общественные заведения будет возможен только по QR-кодам в приложении Ashyq. Постановление главного санитарного врача гласит, что с сегодняшнего дня по этому приложению могут начать работу закрытые уже больше года караоке-бары, банкетные залы и продлен график работы пунктов общепита, боулинг-залов и даже бильярдных клубов. Казалось бы — вот оно решение: показал свой «не опасный» статус и свободен в передвижениях, но не всё так просто.
«ОТКАЗАЛАСЬ УСТАНОВИТЬ ПРИЛОЖЕНИЕ»
Жительница Алматы Эвелина Фоменко решила не ходить в большинство общественных мест, которые стали работать с приложением Ashyq. По ее мнению, приложение, которое делит потребителей по цветам — на зеленый, синий, красный и желтый, — дискриминирует людей и ограничивает их конституционное право на свободу передвижения.
— Не установил приложение и не продиктовал ИИН — не можешь войти в определенное заведение. Это нарушение закона о защите прав потребителей. Это приложение — проявление дискриминации. Конституцией нашей страны дискриминация запрещена. Поэтому всё, что идет вразрез с ее нормами, использоваться не может и не должно, — уверена она.
Эвелина Фоменко считает, что защита личных данных важнее посещений общественных мест. Фоменко говорит, что неясно, для каких целей разработчик приложения собирает личные данные и насколько безопасна система.
После загрузки Ashyq через Play Market и установки его на смартфон на базе Android многие люди оценивают приложение и ставят очень низкие баллы — 1,5 из 5. Некоторые комментаторы, такие как Эвелина Фоменко, считают, что приложение нарушает конституционные права граждан. Большинство пользователей, которые оставили комментарии, отметили, что у них возникли проблемы с доступом к приложению, что они не могли получить SMS, что приложение не работает должным образом и что существуют различные технические проблемы.
Директор палаты предпринимателей города Алматы Айтуар Кошмамбетов, официальный представитель Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», инициатора запуска приложения Ashyq, сообщил 27 апреля на онлайн-брифинге, что критические комментарии к приложению в Play Market и Apple Store были написаны в первые дни после запуска приложения Ashyq. Однако, как заметил репортер Азаттыка, в Play Market ежедневно публикуются десятки комментариев с критикой приложения. Отвечая на вопрос Азаттыка в ходе брифинга, Айтуар Кошмамбетов отметил, что Ashyq не ограничивает права граждан.
— Права одних граждан ограничиваются, когда начинается реализация прав других граждан. Кодекс о здоровье народа предусматривает случаи, когда главные санитарные врачи могут вводить ограничительные меры. И этот случай как раз и относится к таким ситуациям. Конституция также предусматривает такие положения. Поэтому какие-либо права граждан не ограничиваются, так как это всё в рамках закона. Ashyq — это альтернатива локдауну и дает возможность работать, — говорит Кошмамбетов.
БИЗНЕС ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ И КРИТИКУЮЩИЙ
Некоторые малые предприятия, получившие QR-код для Ashyq, говорят, что потребители недовольны приложением, но соглашаются, что это единственный способ удержаться на плаву во время эпидемии коронавирусной инфекции.
Директор по продажам фитнес-клуба Fidelity Сергей Безбородов считает, что установление приложения Ashyq в начале марта позволило его компании продолжать работу:
— У нас был выбор: либо закрыть объекты и распустить работников, либо продолжать работать с Ashyq. Первое время люди возмущались, где-то не было понимания, выдвигались какие-то конспирологические теории, были вопросы о нарушении конституционных прав. Мы объясняли, что в Конституции говорится, что права могут быть ограничены, если вопрос касается общественного здравоохранения. Но потом люди приняли и поняли.
С Ashyq стали работать кинотеатры, которые с перебоями, но всё же функционируют. Коммерческий директор Chaplin Cinemas Дмитрий Кириенко считает, что любой метод диагностики пациентов эффективнее различных ограничений. По его словам, в начале эксплуатации приложения возникали некоторые сложности, связанные с нежеланием потребителей использовать приложение Ashyq.
— В самом начале внедрения Ashyq были ситуации, когда потребители не хотели скачивать программу или пользоваться приложением. В этих случаях мы применяем ручной метод проверки гостей по удостоверению. Основные сложности, возникающие в процессе эксплуатации, были в самом начале, когда никто не знал, как это работает, ввиду того, что люди подходили неосведомленные и зрители могли быть вовремя не обслужены, — говорит Кириенко.
По словам Кириенко, сейчас всё больше посетителей кинотеатров приходят с установленными приложениями и вход в кинозалы занимает считаные секунды.
Тем не менее есть предприятия, которые теряют клиентов и после внедрения Ashyq. Гулбану Майгарина, основатель сети ресторанов Lanzhou, говорит, что приложение Ashyq было сложно внедрить, потому что люди не знали о нем.
— Кто-то из гостей забывает удостоверение личности, не помнит ИИН. Кто-то принципиально отказывается устанавливать приложение. Очередь образовывается на входе, пока выясняешь. Гости спорят, ссорятся, уходят, — говорит Майгарина.
Гулбану Майгарина говорит, что потратила дополнительные деньги на решение проблемы и наняла хостес, которые объясняют и пропускают посетителей. Но ситуация не сильно изменилась.
Она считает, что приложение Ashyq не в полной мере подходит проектам в сфере услуг, где много посетителей.
— Такого рода приложения нуждаются в более тщательном тестировании и апробировании в разных форматах заведений. Для формата заведений быстрого питания с большим потоком людей использование приложения приводит к коллапсу, к очередям и скоплениям людей на входе. В точках сети Lanzhou низкий чек и большой поток людей. В среднем гости находятся в заведении не более 30 минут. Быстрый проход внутрь и рассаживание их по местам строго по санитарным нормам могли бы избавить от скопления людей на входе и тем самым уменьшить опасность, — говорит Майгарина.
В интервью Азаттыку директор сети тренажерных залов «Банзай» Хаким Курмангалиев говорит, что многие люди отказались посещать спортзал после того, как ввели приложение Ashyq.
— Нам поставили ультиматум: либо вы стоите закрытые, либо работаете с Ashyq. То есть выбора не было. Конечно, лучше уж как-то работать, чем вообще не работать. Бизнесу всё равно, работать с Ashyq или без него. Но не всё равно клиенту. Однозначно многие люди не захотели приходить из-за Ashyq. Звонят примерно десять раз в день и спрашивают, можно ли пройти без приложения. Услышав отрицательный ответ, клиенты уходят в маленькие тренажерные, — говорит бизнесмен.
Хаким Курмангалиев говорит, что потребители не хотят использовать Ashyq из-за различных технических проблем. По его словам, иногда приложение зависает, иногда не обновляется статус переболевшего некогда человека.
В интервью Азаттыку Виталий Пустовойтенко, заместитель директора ТОО Digital Innovation and Transformation, разработчика приложения Ashyq, говорит, что приложение объединено с базой данных лиц, сдававших ПЦР-тесты, и людей, контактировавших с больными (сделано санврачами). По его словам, информация в приложении обновляется в соответствии с постановлением главного санитарного врача. Человек, у которого выявили коронавирус в результате ПЦР-теста, отмечается в приложении красным цветом и его статус не меняется в течение 14 дней. Желтым цветом обозначается статус контактировавших с инфицированными больными, и он также сохраняется в течение 14 дней.
Но не всё так гладко происходит на деле. 37-летний житель Нур-Султана Аблай Болатулы (имя изменено по его просьбе), с которым удалось пообщаться репортеру Азаттыка, говорит, что 22 апреля в лаборатории одной из городских поликлиник он сдал положительный тест на коронавирус, однако в приложении Ashyq его статус продолжал оставаться синим вплоть до 4 мая. Статус членов семьи, контактировавших с ним, в приложении также не изменился с синего на желтый. Оказалось, что система, разумеется, не застрахована от человеческого фактора.
Сотрудница комитета по санитарно-эпидемиологическому надзору министерства здравоохранения Мадина Кусаинова рассказала Азаттыку, что некоторые лаборатории проявляют безответственность, когда вручную заносят результаты ПЦР в базу данных. Выяснив, почему статус Аблая Болатулы в приложении не изменился, Мадина Кусаинова сообщила, что это связано с техническими проблемами в информационной системе лаборатории, где он проходил ПЦР-тест.
Виталий Пустовойтенко говорит, что приложение Ashyq использует серверы на базе министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности и, поскольку данные не хранятся на других серверах, они не будут переданы другим лицам.
Пустовойтенко отмечает, что анализ критических замечаний показал, что некоторые пользователи, оставившие такие сообщения, вообще не устанавливали приложение. По его словам, другая группа критиков — это те, кто ходил в общественные места с приложением и не мог войти из-за красного цвета. Пустовойтенко говорит, что с помощью нового приложения было выявлено около тысячи больных вирусом, которые пытались войти в общественные места до 1 мая, но не смогли это сделать.
Как узнать свой статус в Ashyq?
Потребители, установившие приложение Ashyq на свои смартфоны, могут узнать свой статус, отсканировав QR-код на этом сайте перед посещением большинства объектов.
Что означают цвета в приложении?
Приложение интегрировано с единой базой данных ПЦР-тестов санитарно-эпидемиологической службы и базой данных лиц, контактировавших с больными.
Красный цвет присваивается человеку после того, как ПЦР- тест выявляет коронавирусную инфекцию. Красный цвет в приложении у больного сохраняется 14 дней. Ему не разрешается посещать общественные места.
Желтый цвет присваивается лицам, контактировавшим с зараженным вирусом. Желтый цвет в приложении также сохраняется 14 дней. Те, кто контактировал с больными, могут ходить в аптеку и продуктовые магазины рядом с домом. Однако доступ к большинству общественных заведений запрещен.
Синий цвет получают лица, не проходившие ПЦР-тест на коронавирус и не контактировавшие с больными. Такие лица могут получить доступ ко всем объектам, где установлен Ashyq.
Зеленый цвет указывает на то, что человек не заражен коронавирусом по результатам ПЦР-теста. Этот человек может ходить в большинство общественных мест.
Однако разработчики приложения не скрывают, что пользователи сети Beeline и некоторых типов мобильных телефонов китайского производства в стране столкнулись с трудностями из-за технических недостатков. Пользователи Beeline могут не получить SMS-сообщение, позволяющее получить доступ к Ashyq. Он говорит, что они пытаются решить этот вопрос.
Поскольку смартфоны и настройки Huawei попадают под санкции США, на телефоны Xiaomi redmi, кроме стандартных, невозможно загрузить новое приложение. По словам Пустовойтенко, владельцы таких смартфонов могут входить в общественные места по удостоверению личности.
ПРИЛОЖЕНИЕ НЕ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ ОТ БЕССИМПТОМНЫХ БОЛЬНЫХ
Эвелина Фоменко считает, что приложение Ashyq не защищает от коронавируса, потому что не все инфицированные проходят ПЦР-тест. Житель Шымкента Карим Аренов, который недавно установил Ashyq на свой смартфон, также пришел к выводу, что приложение не может выявить бессимптомных больных.
— Бессимптомные носители могут не знать, что болеют, они могут ходить и заражать. Поскольку они не сдавали ПЦР-тест, то в приложении у них будет «синий» статус и их будут пускать. То есть в ситуации с бессимптомными больными приложение бесполезно, — констатирует Карим Аренов.
Айтуар Кошмамбетов, директор палаты предпринимателей города Алматы, отвечая на вопрос Азаттыка во время брифинга, сказал, что Ashyq показывает результаты ПЦР-тестов только тех, у кого был диагностирован коронавирус, и тех, кто контактировал с ними.
— К сожалению, в медицине нет методик, которые выявляют ковид по каким-то другим вещам, кроме тестов. Бессимптомные носители, которые не проходят ПЦР, не ходят к врачу, мы их никаким способом не можем выявить. И в медицине нет, не только в Ashyq, но и в целом нет методики, чтобы определить сидящего дома или проходящего по улице, болеет он или нет, — говорит Кошмамбетов.
По словам Айтуара Кошмамбетова, по состоянию на 27 апреля, благодаря приложению Ashyq, выявлено 800 больных, которые пытались проникнуть в общественные места, и 640 человек, контактировавших с ними.
Представители малого бизнеса заявляют, что Ashyq позволяет им работать, хотя не может обеспечить стопроцентную защиту от распространения вируса.
— Человек может заразиться, но не знать, что заболел, и ходить два-три дня, разносить болезнь, не зная об этом, — говорит Хаким Курмангалиев.
Сергей Безбородов говорит, что это приложение снижает риски распространения болезни, но не защищает от вируса полностью, так как есть люди, которые не проходят тест на выявление коронавируса, даже если они болеют.
— Никто и не говорит, что это стопроцентная безопасность. Это снижение рисков и плюс возможность работать, — говорит он.
По данным Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», в настоящее время к приложению Ashyq подключено 1658 малых предприятий в Казахстане, из них 600 в Алматы и 129 в Нур-Султане. По словам Виталия Пустовойтенко, заместителя директора ТОО Digital Innovation and Transformation, разработчика приложения, в системе Ashyq зарегистрировано 720 тысяч пользователей.
К моменту публикации статьи стало известно, что Apple удалила приложение Ashyq со своей платформы App Store. Виталий Пустовойтенко, заместитель директора ТОО Digital Innovation and Transformation, компании, которая разработала приложение, говорит, что регистрация Ashyq в App Store приостановлена.
Пустовойтенко пояснил, что «абонентская плата была переведена с карты другого лица, а не с банковской карты лица, зарегистрированного в App Store в качестве владельца этого приложения». По его словам, согласно правилам Apple, человек, зарегистрировавший приложение на свое имя, должен переводить абонентскую плату со своей банковской карты.
Виталий Пустовойтенко говорит, что платеж был повторно переведен в соответствии с правилами, и заверяет, что в ближайшее время приложение появится на платформе App Store. По его словам, те, кто не может скачать приложение из App Store, могут войти в большинство мест с удостоверением личности.