символом чего является вавилон

Тайна Вавилона как вечного символа богопротивного

символом чего является вавилонБ. Я. Шмидт

И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Откр. 17, 45

Живущие на земле приближаются ко дню откровения величайшей тайны, раскрытие которой стремились предвосхитить многие из людей на протяжении веков. В Откровении Иоанна описан город, олицетворяющий собой жену, сидящую на звере (Откр. 17, 3). Этот город назван — «Вавилон великий».

Когда мы сравниваем Иерусалим небесный с «Вавилоном великим», то замечаем полную противоположность в их устройстве и символике. В Вавилоне обнаруживается все богопротивное, что только может вообразить человеческий разум. Этот город называется блудницей, притом великой; и еще называется он тайной: «на челе ее (жены) написано имя: тайна, Вавилон великий». Этот город характеризуется как матерь блудницам и мерзостям земным. Он будет царствовать над земными царствами: «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями» (17, 18).

Участь города — страшная: он будет уничтожен и сожжен. «Горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой» (18, 10); «И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы» (14, 8).

Два великих города: один на небесах, построенный Самим Богом, другой на земле, возведенный человеком. Две участи: первый непоколебим и построен для вечности; второй подвергнется суду, будет повержен в ад, как камень, подобно большому жернову, поверженному Ангелом в море (Откр. 18,21).

Первый — является символом Церкви и жены Агнца и вечным ее жилищем, второй — символом блудницы и временным ее обитанием. Первый — «матерь всем нам», второй — мать блудницам и мерзостям земным.

Первый является завершением тайны Христовой, второй — бесславным концом жены, на челе которой написано имя: «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» Как видим, Иоанну было показано два великих города:

«…Пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» (Откр. 21, 9—10).

Чтобы показать ему второй, земной город, Ангел повел его не на «высокую гору», а в пустыню, «…и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (17, 3).

Здесь, действительно, две величайших тайны: тайна Церкви и тайна блудницы. Церковь придет к своему завершению в великом, небесном Иерусалиме, которого искали верой все древние, начиная от Авраама. Там она найдет покой. Блудница же, то есть ложная церковь, в лице земного великого города придет к погибели. Сам антихрист погубит ее: «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его…» (17, 16—17).

Какое разительное отличие в участи и жизни двух этих «жен»!

Жена и невеста Христа создана Христом и управляется Им. Жена блудница сидит на звере багряном, и он носит ее до времени.

Христос Свою Церковь спас, а дьявол — погубил.

В самом начале послепотопной истории народов, люди в Вавилоне объединились для постройки башни до небес. Это была первая коллективная попытка сбросить с себя «иго Божие» и утвердить свою самостоятельность и независимость от

Бога. Это был первый богопротивный союз людей, которым непосредственно руководил сатана для достижения своих пагубных целей. Сатана всегда нуждается в союзниках и стремится так объединить людей, чтобы руководить ими и направлять их против Бога.

Исаия пророчествовал против Израиля: «Мы заключили союз со смертию, и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить, он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя» (Ис. 28, 15).

Сатана всегда вдохновлял всякие богопротивные союзы и в основании их всегда полагал ложь и обман. Помимо государственных и политических, он очень искусно использовал также религиозные союзы и системы, которые ничего общего с истинной Церковью не имеют. Они носят имя Церкви Христовой, но являются прямой ее противоположностью и представляют собой ложную церковь, блудницу.

В чем же коренное отличие истинной Церкви Христа от церкви ложной, церкви сатаны?

1. Ложная церковь — мать блудницам и мерзостям земным — находится в тесном греховном контакте с царями земли. Ее происхождение, связи, образ поведения имеют исключительно земной характер.

Происхождение истинной Церкви прямо противоположно. Ее связи, благословение и назначение имеют небесный характер. «Наше жительство на небесах», — говорит Апостол Павел.

2. Великой блуднице удается достичь господства над миром, в то время как истинная Церковь подвластна Христу, как жена мужу (1 Кор. 11, 3; Еф. 5, 23—24). Вавилон великий представлен символом жены, сидящей на водах многих, а «воды», которые видел Иоанн, «где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки».

С другой стороны, Иоанн видел ее сидящую на звере багряном (Откр. 17, 3), который полностью ею управляет. Но и сама блудница имеет влияние на зверя. Это союз мирской власти с ложной церковью.

3. Истинная Церковь называется невестой Христа (Откр. 21, 9—10). Блудница — названа женой, сидящей на звере, с ней блудодействовали цари земные. Она облечена в порфиру и багряницу, украшена золотом и драгоценными камнями, что означает признание ее миром и полную связь с ним.

Истинная же Церковь не имеет ничего здесь на земле. В ее среде не много «мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных…» (1 Кор. 1, 26).

4. Блудница отличается бесстыдством, мерзостями, нечистотой (Откр. 17, 4—5). В руке она держит золотую чашу, наполненную мерзостями и нечистотой своего блудодейства.

Истинная же Церковь чиста и непорочна. Сам Христос очистил ее Кровью Своей, чтобы представить «Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 27).

6. В 5м стихе 17й главы Откровения говорится: «…На челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий…», а в 7м стихе Ангел говорит Иоанну: «что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее…»

В Слове Божьем «тайна» означает нечто сокрытое, т. е. то, что Бог открывает только святым Своим. Мы уже говорили, что «тайна беззакония уже в действии…» (2 Фес. 2, 7), но зло в этом мире достигнет наивысшего предела только после восхищения Церкви, после взятия Духа Святого от земли, Который ныне служит как бы удерживающим фактором, не позволяющим свершиться самой тайне беззакония. Тогда тайна жены (Вавилона) и тайна зверя (антихриста) откроется, и ложная религия будет разоблачена. Тайна беззакония будет противопоставлена тайне благочестия истинной Церкви, т. е. ложная церковь будет подражать истинной Церкви, но… для того чтобы совершать самое худшее. Здесь кроется союз тайны зверя (антихриста) и тайны блудницы (великого Вавилона). «Посредством такого союза предпринимается попытка соединить Бога с греховной сущностью человека; благодать, Слово Божье, Кровь Христа и сила Духа Святого заменяются ритуалами, а имя Господа употребляется, чтобы прикрыть самые грубые страсти и похоти», — выразился один богослов в книге «Заметки об Откровении». Это тайна Вавилона великого.

7. Суд над блудницей. «И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии» (Откр. 17, 16—17).

«И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час…» (Откр. 17, 12).

Добрые взаимоотношения между зверем и блудницей внезапно изменятся. Десять рогов возненавидят ее и обнажат, т. е. откроют ее предательство, лицемерие, мерзости. Потом плоть ее съедят, т. е. разорят и сожгут огнем. Это уничтожение блудницы произойдет по повелению Божьему, хотя Он не лично его совершит (17, 17).

Союз между Вавилоном великим и царями земными окончится в крови и в огне. Для такой религиозно-политической системы подобный конец — закономерность.

8. В прямой зависимости от суда над блудницей окажутся многие царства мира. Суд над ней вызовет крушение цивилизации и разорение тех, кто жил от роскоши Вавилона. 18я глава Откровения говорит об этом: «И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой» (ст. 9—10). «И купцы земные восплачут и возрыдают о ней, потому что товаров их никто уже не покупает… обогатившиеся от нее, станут вдали, от страха мучений ее, плача и рыдая…» (ст. 11, 15).

Небеса, напротив, будут радоваться о суде над Вавилоном: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним» (ст. 20). «Аллилуйя! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему, ибо истинны и праведны суды Его! потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее» (19, 1—2).

Наконец, хотелось бы обратить внимание читателей на серьезный призыв, обращенный ко всем верующим в отношении Вавилона: «И услышал я иной голос с неба, говорящий: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомя нул неправды ее» (18, 4—5).

Это пророческое предупреждение относится, конечно, в первую очередь к тем верующим, которые к тому времени останутся жить на земле, будут ли они из иудеев или из язычников — не имеет значения. Эти верующие могут быть подвергнуты искушению укрыться под сенью ложной церкви, чтобы не быть гонимыми. Но Господь предупреждает всех выйти из нее, чтобы не оскверниться ее делами и таким образом, избегнуть суда, который постигнет величественный город Вавилон.

Это серьезное предупреждение, бесспорно, относится и к народу Божьему, живущему сегодня на земле. Ибо уже сейчас пагуба Вавилона проникла во все сферы церковной жизни, окутала весь мир. «Выйди из нее, народ Мой!» — серьезнейший призыв, обращенный Господом к Своим, где бы они не находились. Он зовет народ Свой избегать греха, не соединяться с миром сим, т. е. не участвовать в мерзостях Вавилона, чтобы не погибнуть вместе с ним. Апостол Павел говорит так: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и Дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 14—18).

«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (2 Кор. 7, 1).

Дух Вавилона появился не внезапно. Он вошел в жизнь и постепенно развивается уже сегодня. Он был и в прошлых веках. Его надобно распознавать еще в зародыше и решительно отвергать.

Хотелось бы от всего сердца сказать и друзьям и недругам: не упорство и желание прослыть «мучениками за веру» руководит нашими действиями, а страх быть участниками греха Вавилона, за который гнев Божий грядет и на нас самих и на народ нашей страны. Остаться без Христа, лишиться Его присутствия, а значит Его силы, могущества, благословений — вот что страшит нас.

Да даст нам Господь утверждаться Духом Святым в том, чтобы постоянно отделяться от всего греховного, нечистого, мирского и все более стремиться к очищению и освящению как в личном хождении перед Господом, так и в жизни общин всего народа Божьего в целом.

Источник

Вавилон

Вавило́н — 1) древ­ний город, рас­по­ла­гав­шийся на тер­ри­то­рии Месо­по­та­мии; 2) образ, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий бого­бор­цев; 3) символ, свя­зан­ный с цар­ством анти­хри­ста, обо­зна­ча­ю­щий могу­ще­ствен­ные и ковар­ные бого­про­тив­ные силы.

символом чего является вавилон

1) Впер­вые Писа­ние сооб­щает о Вави­лоне в связи с заме­ча­нием о цар­стве Ним­рода, потомка Хама ( Быт.10:8-10 ). Затем этот город упо­ми­на­ется в рас­сказе о стро­и­тель­стве башни, пре­рван­ном в резуль­тате сме­ше­ния языка тех людей, что участ­во­вали в стройке ( Быт.11:4-8 ). Соб­ственно, само назва­ние «Вави­лон» и озна­чает сме­ше­ние: «ибо там смешал Гос­подь язык всей земли, и оттуда рас­сеял их Гос­подь по всей земле» ( Быт.11:9 ).

На про­тя­же­нии мно­го­лет­ней исто­рии Вави­лон под­вер­гался раз­ру­ше­ниям и вос­ста­нов­ле­нию. Осо­бого поли­ти­че­ского и эко­но­ми­че­ского вли­я­ния город достиг при Наву­хо­до­но­соре ( Дан.4:27 ). В период прав­ле­ния этого царя и под его руко­вод­ством про­изо­шло насиль­ствен­ное пере­се­ле­ние евреев из Южного цар­ства на тер­ри­то­рию Вави­лон­ского. Период плена про­длился около семи­де­сяти лет. А после захвата Вави­лона пер­сами евреи, по рас­по­ря­же­нию Кира, пер­сид­ского царя, были отпу­щены на родину ( 2Пар.36:22-23 ).

Со вре­мени вла­ды­че­ства персов Вави­лон шаг за шагом утра­чи­вал свое былое могу­ще­ство и при­бли­жался к упадку. Ко вре­мени явле­ния Христа он уже пред­став­лял собой груду раз­ва­лин. Так реа­ли­зо­ва­лось гроз­ное про­ро­че­ство: «Вави­лон будет грудою раз­ва­лин, жили­щем шака­лов, ужасом и посме­я­нием, без жите­лей» ( Иер.51:37 ).

2) В рамках биб­лей­ской и свя­то­оте­че­ской сим­во­лики образ Вави­лона нередко при­ла­га­ется к бого­бор­че­ству и бого­бор­цам, что, конечно же, не слу­чайно. Ведь этот город, как ника­кой другой, явил в себе «цар­ство от мира сего», тогда как Цар­ство Божие — «не от мира сего» ( Ин. 18:36 ).

3) В особом зна­че­нии образ нече­сти­вого Вави­лона исполь­зу­ется при отоб­ра­же­нии гря­ду­щих собы­тий, свя­зан­ных с прав­ле­нием анти­хри­ста, сына поги­бели.

Так, в Откро­ве­нии Иоанна Бого­слова при­во­дится опи­са­ние вели­кой блуд­ницы, на челе кото­рой запе­чат­лена над­пись: «тайна, Вави­лон вели­кий, мать блуд­ни­цам и мер­зо­стям земным» ( Откр.17:5 ). В этой же Книге ука­зы­ва­ется и на паде­ние Вави­лона: «пал, пал Вави­лон, город вели­кий, потому что он ярост­ным вином блуда своего напоил все народы» ( Откр.14:8 ) (см. подроб­нее: свт. Андрей Кеса­рий­ский. Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис св. Иоанна Бого­слова).

Под блудом здесь сле­дует пони­мать раз­вра­ще­ние и рас­тле­ние чело­века в широ­ком зна­че­нии этого слова, но прежде всего — бого­бор­че­ство (заме­тим, что в этом же отно­ше­нии блуд­ни­цей име­но­вался и Иеру­са­лим ( Иез.23:11,17 )).

В своём первом Собор­ном посла­нии апо­стол Петр упо­ми­нает “цер­ковь в Вави­лоне” ( 1Петр.5:13 ). Боль­шин­ство тол­ко­ва­те­лей счи­тают, что это наиме­но­ва­ние сле­дует пони­мать в алле­го­ри­че­ском смысле как Рим (см. подроб­нее).

Источник

символом чего является вавилон

Все читали про Вавилон, Вавилонскую башню и про вавилонское столпотворение.
И какие же нехорошие эти вавилоняне. Решили построить башню до неба.
И Бог посмотрел на то, как люди строят эту башню и что-то Ему не понравилось
в этом мероприятии и сделал так, чтобы люди перестали понимать друг друга.
И строительство застопорилось. а потом и закончилось.

Мне такое библейское откровение нравится:))

Но может быть и другое объяснение всему этому эпизоду.

Для того, чтобы что-то построить нужны несколько вещей.
Кто бывал строителем и начальником строительного коллектива эти вещи знает.

— нужна идея того, что строим, выраженная в чертежах или
хотя бы в эскизах.
— нужна иерархия: главный инженер, инженеры, прорабы и рабочие.
— нужны мастера, знающие каждый своё дело досконально.Плотники, каменщики, кровельщики,
штукатуры,водопроводчики, крановщики, стропальщики, водители.
— нужна рабочая сила.
— нужны материалы для строительства.
и вспомогательные вещи:
— питание рабочей силы: провизия, готовка пищи и мойка посуды.
— одежда, инструменты и жилье для рабочей силы.
— средства для жизни членов семей строителей на время строительства.

Поэтому без понимания задачи, без взаимопонимания между начальниками и рабочими, между рабочими
НИЧЕГО НЕ ПОСТРОИШЬ, кроме головной боли.
А уж, тем более такое сооружение, которым вы хотите достигнуть неба.

Какая задача (цель) могла скрепить в единый коллектив такое огромное количество людей?

Мне думается, только ЛЮБОВЬ К БОГУ. На негативе приказов, властных требований и страха перед наказанием такое сооружение не сделаешь.

Только желание ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ и БОГА могло быть этой движущей силой, которая подвигла
строителей громоздить этаж за этажом. Только ДРУЖБА могла скреплять на протяжении большого
периода времени людей в достижении одной цели.

То есть люди ТВОРИЛИ из себя СТОЛП к БОГУ, чтобы с НИМ объединиться.

И вот Бог, увидев такое содружество, разобщил людей, внушив им разные языки так, что они
перестали понимать друг друга.
То есть представьте, вчера вы говорили со своим соседом на одном языке, а сегодня он не понимает ваших
слов и только таращит на вас свои удивленные глаза.

Вот так разобщили людей, развели по разным языкам (народам) и стоит Вавилонская башня недостроенная.
Башня, как символ ждет будущих строителей, которые завершат начатое древним народом!

Источник

Символом чего является вавилон

символом чего является вавилон

«Все это символично, все это говорит о нашем времени» (Евр. 9:9)

Архетип богоборчества, штурмующего небо

Понятие архетип (от греч. arhe – начало и tуpos – образ), т.е. первообраз обозначает некую древнюю модель человеческой жизнедеятельность, издавна существующий стереотип индивидуально-массового поведения. Запечатлевшийся в глубинах коллективной памяти людей, он при стечении определенных обстоятельств способен воспроизводиться в практике социальной жизни разных времен и народов.

С архетипов, как с первичных образцов действительного и возможного, как с «первооснов земных реалий», начинаются «бытийные ряды» 1 важнейших явлений и форм, циркулирующих в мире. Они не позволяют человеческому существованию превратиться во что-то безнадежно сумбурное и хаотичное. Они структурируют его, привносят в него либо Божью упорядоченность, либо демонические искажения, изломы и разрывы. Через них каждый из людей связан не только со всем человеческим родом, но и с трансцендентной реальностью, и в первую очередь с Богом. Вместе с тем через них люди могут подвергаться успешным или безуспешным атакам демонических сил.

У каждого из архетипов своя, особая жизнь и судьба. Им не свойственно существовать подобно кантовским «вещам-в-себе», вести жизнь замкнутых, самодостаточных формообразований. Главное свойство каждого архетипа – быть «вещью-для-мира», служить родоначальником, давать потомство, обеспечивать в индивидуальном и массовом существовании всходы тех Божьих или противобожьих семян, что сосредоточены в нем.

Всякий, кто увидит в ветхозаветном повествовании о Вавилонской башне (Книга Бытие, гл. 11) библейскую презентацию метаисторического архетипа богоборческой тоталитарности, не погрешит против истины.

Повествование о вавилонском столпотворении кратко по текстовому объему, но чрезвычайно богато в содержательном отношении. Это именно тот случай, когда в тексте словам тесно, а мыслям просторно. В нем идет речь не столько об эмпирических событиях, связанных с историей некоего неудавшегося архитектурного проекта, сколько об отношениях между Творцом и творением, благим Миродержцем и дерзкими, своевольными авантюристами, возмечтавшими «ухватить Бога за бороду». Именно это обстоятельство и позволяет говорить о том, что перед нами не исторический, а метаисторический, т. е. сверхисторический текст, насыщенный предельно крупными смыслами и богатой символикой, рассчитанной на все времена и касающейся всех народов.

«Было время, когда весь мир говорил на одном языке, пользовался одними и теми же словами. Идя на восток, люди нашли в стране Шинар равнину и поселились там. Сказали они тогда друг другу: «Будем делать из глины кирпичи и обжигать их в огне». [Так кирпич стал заменой камню, а природный битум — известковому раствору.] «Что ж! Сделаем себе имя, построив город с башней до самого неба, — говорили они, — это удержит нас здесь: не будем мы по всему свету рассеяны». Тогда сошел Господь на землю посмотреть на город и башню, что строили люди, и сказал Он: «Если они — народ единый, с одним для всех языком, — такое начали делать, воистину ни одно из их намерений не покажется им невыполнимым! Сойдем же к ним и смешаем их язык так, чтобы они не понимали речи друг друга». Так рассеял их Господь оттуда по всей земле, и строительство города прекратилось. Вот почему этот город и называется Вавилон: там смешал Господь язык всех жителей земли. С того места Он рассеял людей по всему свету» (Быт. 11:1-9).

Все начинается с того, что кочевая орда, двигавшаяся по пустынным, необжитым пространствам, увидела понравившуюся ей местность и остановилась. Перед номадами открылись две возможности. Первая – начать обустраиваться на новом месте в соответствии с Божьими требованиями, славя Творца и моля Его о благословениях, поддержке, помощи и защите. Ибо «всякий дом не сам вырастает, он всегда кем-то построен, Строитель же всего – Бог» (Евр. 3:4).

Другая возможность, другой путь – пренебречь Богом, обойтись своим умом, своими, сугубо человеческими ресурсами, без молитвенных взываний к Творцу. Увы, эти люди не смогли достойно разрешить проблему выбора. Они совершили то, что впоследствии будут делать очень многие их потомки, – пренебрегли познанием путей Божьих, дерзко бросили вызов Творцу, ринулись бесцеремонно испытывать Его долготерпение и в итоге потерпели сокрушительное поражение.

Принятый кочевой ордой план самостоятельного обустройства на новом месте почти сразу же видоизменился. Не дремлющий и не бездействующий дьявол тут же соблазнил их идеей, позволяющей им мобилизовать все антропологические ресурсы и направить их в одно русло единой масштабной цели, одной, объединяющей всех люциферической мотивации. Все в этом соблазне: и идея, и цель, и мотивация – было направлено против Бога. Возник богоборческий проект Вавилонской башни.

Под воздействием соблазна орда стала превращаться не просто в сообщество дисциплинированных строителей, но в организованную армаду «штурмовиков»-богоборцев. Дело пошло; проект стал быстро воплощаться в жизнь.

И никому из строителей не приходило в голову, что, бросив вызов Богу и фактически отвернувшись от Него, они тем самым пригласили к себе в руководители главного Божьего врага, оказались на стороне дьявола, во вражеском стане и тем самым обрекли и себя, и свой проект на поражение. Массу богоборцев ждал неминуемый крах. Армаде, движимой дьявольским соблазном, не суждено было построить великую цивилизацию, создать великую культуру. Дьявол сделал все, чтобы на строителей обрушилось Божье проклятье, чтобы у воздвигавшегося колосса оказались глиняные ноги, чтобы он был обречен на позорное обрушение, исчезновение, распыление.

Затраты сил и средств не оправдались. Бог проект не одобрил; авантюрная инициатива была решительно пресечена. По одному мановению разгневанного Творца могучая армада, состоявшая из амбициозных гордецов, опять вернулась в исходное состояние полудикой орды.

Только теперь они оказались в гораздо худшем положении, чем до начала строительства башни. Разъединенные множеством языковых барьеров, лишенные взаимопонимания, утратившие прежнюю мощь большой массы людей, они побрели небольшими, уязвимыми группами в разные стороны, чтобы рассеяться по свету.

Люциферическая мотивация

История богоборческой авантюры впечатляет, по меньшей мере, двумя особенностями. Первая – это ее предельная лаконичность. Вторая – чрезвычайная глубина и насыщенность смысловых посылов. Поначалу не поддающиеся постижению во всей полноте их значений и как бы зашифрованные, они с течением времен медленно, постепенно прорастают в историческом времени, предоставляя постоянно обновляющийся материал для созерцаний и размышлений.

Возникает впечатление, что мы имеем дело не столько с текстом, сколько с живым организмом. Сочетание в нем неизменной текстуальности с трансисторической изменчивостью смыслового содержания позволяет расценивать феномен вавилонского столпотворения как один из ключевых архетипов мирской жизни человеческого рода.

Наиболее важное в этом библейском архетипе – всевременные признаки богоборческой тоталитарности:

• одна общая, захватывающая всех участников строительства богоборческая цель – щегольнуть перед Творцом своим волевым напором, изобретательностью, мастерством и посрамить Его;
• сочетание социальной грандиозности проекта с его вопиющей духовной ничтожностью. К авантюре вавилонского столпотворения применима категория «ничтожного» из «Церковной догматики» Карла Барта, т. е. отмеченность безумного проекта дьявольским уничижающим присутствием, сводящим на нет все приписываемые ему людьми высокие смыслы. Подобная маркировка обесценивает все человеческие усилия по его реализации;
• объединение всех строителей в одно массовое «мы», объединяющее множество индивидуальных воль в единую, направленную к общей цели коллективную волю к недолжному, богопротивному. Невыделенность индивидуальных «я», их растворенность в общем «мы» штурмующих небо;
• перечеркнутость всех архитектурно-технических достижений амбициозного проекта его темной люциферической мотивацией.

Когда разгневанный Бог отнял у строителей Вавилонской башни общий язык, способность к взаимопониманию и сотрудничеству, рассеял их по всей земле, то это Божье проклятие имело крайне тяжелые последствия для человеческого рода. Люди с люциферической мотивацией разбрелись по всей земле и разнесли с собой «семена» богоборческой тоталитарности по будущим городам и весям, народам и государствам, и это обещало в отдаленной перспективе обильные, но отнюдь не благие всходы. Строители с вавилонским «бэкграундом» смогли создавать в разных уголках земли только то, что умели, – вариации на одну и ту же тему, касающуюся дерзких, но безуспешных состязаний с Богом.

Таким образом, библейский рассказ не столько информирует, сколько назидает и предупреждает человека: будь мудр и осмотрителен, не состязайся с Творцом, не действуй по наущению архиврага, не пытайся ставить себя место Бога.

Вавилонская химера – послание в будущее

В вавилонском архетипе представлены три главные библейские фигуры.

Первая – всемогущий Творец, любящий, но строгий и справедливый.
Вторая – противодействующий Богу, самоуверенный, но не мудрый, не дальновидный массовый человек.
Третья – коварный дьявол, находящийся в тени текстового пространства, обладающий всеми признаками антигероя, обращающийся с горделивыми строителями как со своими марионетками, пробуждающий в них авантюрные богоборческие настроения и подталкивающий их, шаг за шагом, к поражению. Образуется, хотя и крохотная по текстовым размерам, но полноценная во всех отношениях метадрама мирового масштаба, повествующая о тщете и обреченности богоборческих амбиций человека.

История столпотворения являет собой трагический парадокс, суть которого в совмещении несовместимого: человек как Божье творение с великолепными Божьими дарованиями поступил в услужение богоборцу Люциферу и стал выполнять его безумный заказ. Так стала воздвигаться нелепая, не способная приносить благих плодов химера Вавилонской башни. Образовался материальный, избыточно скверный, многогранный парадокс-оксюморон – сочетание ничтожной мощи духовного убожества с мерзейшей красотой осязаемой тоталитарности.

Место строительства Вавилонской башни – это, в сущности, внутриутробное и одновременно кладбищенское пространство, где эмбрион демонизированной тоталитарности поначалу образуется, а затем рассыпается. Но он не гибнет безвозвратно, а рассеивается по всей земле в виде «вируса» тоталитарности, способного либо дремать в основаниях нарождающихся локальных цивилизаций, либо время от времени пробуждаться, чтобы поражать их чумой тоталитаризма.

Когда читатель пробегает взглядом текст нарратива, который, едва успев начаться, тут же заканчивается, то он не воспринимает финал как обрыв интригующей фабулы и не испытывает никакого дискомфорта. И это несмотря на то, что завязка почти мгновенно оборачивается развязкой, пролог тут же переходит в эпилог, и повествование, пренебрегшее художественными условностями хронологической дистанции, завершается. Почему? Скорее всего потому, что читатель успевает получить самые необходимые и вполне достаточные сведения о существе описанной коллизии. У него не возникает желания заглянуть внутрь хронологического пробела между прологом и эпилогом. Все, что надо знать об архетипе тоталитарности, перед ним.

Здесь невольно вспоминается Томас Манн как автор романа «Иосиф и его братья». Он рассказал забавную историю о машинистке, перепечатывавшей его роман и заявившей писателю, что теперь она знает, как все было на самом деле. Если бы Манн решил в свое время написать не «Иосифа», а роман «Вавилонская башня», и машинистка, сказала бы ему нечто подобное, то это прозвучало бы весьма сомнительным комплиментом его авторскому «я».

Ведь избыточное писательское многословие, словесная масса, заполняющая естественные пробелы в архитектонических конструкциях библейского нарратива о вавилонских горе-строителях, – это материал, который не способен прибавить ничего существенного, принципиально нового к нашему первичному впечатлению от знакомства с библейской фреской истории Вавилонского столпа. Разжижать чрезвычайную плотность ветхозаветного повествования писательскими фантазиями – это все равно, что вылить чашечку крепкого, вкуснейшего кофе в кувшин с водой, а затем предлагать желающим пить эту смесь.

Финал библейской истории столпотворения имеет признаки внушительного назидания, которое строгий Учитель преподнес нерадивым ученикам. Пренебрегавшие уроками Бога и следовавшие указкам дьявола, они были выдворены в неведомый им мир, где у них не стало общего языка и все они оказались разъединены. Прежнее тотальное мы-сознание с его единением во зле сменилось полным разноязыким взаимоотчуждением. При этом ни дьявол, ни дьявольщина их не покинули, и они, став разносчиками вавилонской злокачественной богоборческой тоталитарности, понесли по всему миру печать заслуженного проклятия. Да иначе и быть не могло, поскольку в своей безумной авантюре они не раскаялись и прощения у Бога не просили.

Башня как символ

Символичность заключается в наличии логических связей, соединяющих ограниченность конкретных образов и картин с неограниченным множеством контекстных смыслов, ценностей, норм, идей. Символический метод прочтения истории вавилонского столпотворения делает аналитика похожим на ныряльщика, который раз за разом опускается все глубже и достигает все более сокровенных смысловых уровней.

Вавилонская башня – это не просто демоническая структура, а чрезвычайно выразительный символ обреченности всех тех человеческих замыслов, идей, проектов и деятельных усилий, которые нацелены в противоположную от Бога сторону, идут вразрез с Божьими законами и заповедями.

Символическое значение истории вавилонского столпотворения бесконечно богаче и глубже первых читательских впечатлений от краткого нарратива. Избыток смыслов не вмещается в текстовые рамки, «переливается» через их края множеством ассоциативных смысловых струек, ручейков и потоков.

Библейская миниатюра не только изображает древнюю историю некоего неудачного архитектурного проекта и его незадачливых исполнителей. В смысловых глубинах ее глубочайшей символики сосредоточились все будущие бесчисленные драмы и трагедии миллионов людей, не способных устоять перед соблазнами тоталитарности и ставшими их жертвами.

Если мы обратимся к комментариям Жана Кальвина на книгу Бытие, то убедимся, что для великого богослова-реформатора Вавилонская башня – символ не могущества человеческого духа, а великого бесчестия. Кальвин не скупится на негативные высказывания в адрес строителей, говорит об их наглости, пренебрежительности, презрении, бесчинстве по отношению к Богу, о безумном тщеславии, необузданной гордыне, злодейском характере их дерзкого замысла, об их готовности объявить Богу чуть ли не войну и при этом не желающих помнить о своей ничтожности, неспособности понимать всю гибельность своего предприятия.

Кальвин говорит о том, что разделение языков стало проклятием для человеческого рода. По его мнению, само такое разделение есть нечто неестественное и даже чудовищное.

11 глава книги Бытие преподносит людям важнейший урок: быть на стороне не Бога, а дьявола всегда дурно и во всех отношениях бесперспективно. Это самая провальная, безнадежная позиция. Никакие временные успехи, кажущиеся преимущества не способны окупить крах и позор, которые неизбежны и рано или поздно наступят.

Вавилонская башня стала чем-то вроде эмбриона той самой будущей Вавилонской цивилизации конца времен, о которой рассказывает Откровение Иоанна Богослова. Она – символ нынешней мировой цивилизации, на которую, в соответствии с апокалитическим пророчеством, обрушится вся тяжесть справедливого воздаяния.

Однако, несмотря на очевидность этих прописных духовных истин, секулярное большинство народонаселения земли демонстрирует упорную приверженность соблазнам вавилонской гигантомании. Тем более, что невероятно возросшие технически возможности современного мира позволяют тоталитарному сознанию реализовывать самые фантастические архитектурные проекты умопомрачительной высоты. Поражают масштабы нынешней планетарной коллекции тоталитарных по своему духу «ремейков» Вавилонской башни.

Но еще более изумляет то, что за этой внешней гигантоманией кроется крайняя духовная ничтожность тех целей, которые ставят перед собой создатели, заказчики, архитекторы и строители «ремейков». Пребывающие в плену самообмана, полагающие, будто, карабкаясь вверх, они покоряют небеса, строители на самом деле, совершенно равнодушны к «горним» смыслам и ценностям, и целиком погружены в сугубо земные цели и амбиции, взращиваемые миром, лежащем во зле.

Если бы все архитектурные гиганты на земле строились во славу Божью, если б их приумножение сопровождалось повсеместным приумножением духовности, нравственности, справедливости, то ни у одного христианина в мире не повернулся бы язык осуждать их. Но, увы, этого практически нет нигде, потому что внутри миллиардов людей дает о себе знать не поддающийся истреблению архетип Вавилонской башни, чреватый тяжелейшими духовными и социальными последствиями.

Символическое значение образа Вавилонской башни гораздо шире его архитектурно-строительных параметров. Она символ любой рукотворной или умозрительной структуры, сконструированной человеком в надежде превзойти или обойти Бога в своих устремлениях. Так, Карлу Барту и Дитриху Бонхёфферу нравились понимание религии как Вавилонской башни и образ человека, пытающегося без помощи Иисуса Христа и Благой вести, помимо истинной веры в триединого Бога самостоятельно вскарабкаться на небеса по каким-то ритуально-обрядовым структурам.

1 Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Т. 1 Мадрид, 1965. С. 7 – 8.
2 Кальвин Жан. Комментарии на 5 книг Моисея. Первая книга Моисея. Бытие (том 1, серия «Библейские комментарии Жана Кальвина»)./ Пер. с лат. — Киев, Золотой город. 2018. С. 322.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *