Также петух славился боевым духом, воинской отвагой и храбростью. Считалось, что если он вступит в бой, завершит ее либо безоговорочным победителем, либо погибнет. В античности за свою самоотверженность, бдительность и осмотрительность, петух стал атрибутом бога войны Ареса и воинственной Афины. Кроме того, в качестве символа возрождения, прихода солнца и весны, его посвящали богине Персефоне.
С древнейших времен считалось, что утренний крик петуха отпугивает нечистую силу, поскольку отмечает то конец ночи, подвластной злым силам, когда все порождения ада вынуждены отступить перед светом восходящего солнца. Люди верили, что сам петух ночью не спит, а сторожит и охраняет сон окружающих. Изображение петуха можно встретить на надгробных памятниках, вооружении и амулетах, что свидетельствует о распространенной вере в его способность уберечь от злых сил.
В Европе изображение этой птицы часто помещали на флюгер, что символизировало радость новому восходу солнца и устремленность к духовным ценностям. Кроме того, считалось что петух может защитить дом от пожара.
Жертвенный петух
У многих народов в древности существовал обычай приносить в жертву богам петуха. Греки верили, что петух является проводником умерших в царство мертвых. На Древнем Востоке петуха приносили в жертву умирающему и воскресающему богу Аттису. Древние германцы и славяне совершали жертвоприношение петуха во время погребальной тризны. В средневековой Западной Европе ведьмы и сатанисты убивали черного петуха и окропляли его кровью алтарь Сатаны во время так называемой черной мессы.
Петух Святого Петра
В христианском символизме значение петуха тесно связано со страстями Христовыми. До того как Иисуса схватили воины, он предрек, что апостол Петр успеет трижды отречься от него, прежде чем петух возвестит о начале нового дня. Действительно, когда его допрашивал первосвященник, Петр ждал во дворе. Служанка спросила его, был ли он вместе с Галилеянином, на что апостол ответил, что не знает такого человека. Когда Петр выходил в ворота, вторая женщина сказала, что видела его с Назореем. Тут он вновь отрекся от учителя. И третий раз Петр поклялся, что не знает Спасителя, когда к нему подошли люди и стали уличать в знакомстве с Иисусом. Прокричал петух, и Петр вспомнил сказанные учителем слова, понял, что действительно трижды предал, и в отчаянии возопил и заплакал. Петух символизирует предательство Петра, а также угрызения совести, которые испытывал апостол. Поскольку в дальнейшем Петр стал главой церкви, петух также считается символом благочестия и бдительности, которую необходимо проявлять христианам.
Год Петуха
Петух покровительствует десятому знаку китайского гороскопа. Он является олицетворением космического принципа ян, связанного со светом, огнем и мужественностью. Люди, рожденные в год Петуха, обладают добротой, отзывчивостью, храбростью и обходительностью, творческими способностями, однако вместе с тем могут проявлять и воинственность.
Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.
Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках.
Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.
Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции. Показательны в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена (напр., англ. жаргонное «cock») в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций. В коллекции Ватикана хранится римский «фаллический тотем» — бронзовое изображение петуха с мужским торсом и головкой пениса вместо головы, на постаменте имеется надпись «Спаситель мира». Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала.
Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:
Содержание
Некоторые африканские народы считают его прорицателем и обладателем тайных знаний и поэтому связывают его с колдунами.
У шумеров бог Нергаль иногда изображается с головой петуха.
У египтян означает бдительность и предусмотрительность.
Служит атрибутом или спутником множеству богов и богинь возрождения, воинственных божеств, вестников богов и богов врачевания:
Как всевидящая (солнечная) птица широкое используется в Древнем Риме для гадания и предсказания погоды.
Символ «третьей стражи» — отрезка времени между полуночью и зарей.
У кельтов петух — хтонический образ, атрибут подземных богов. Обычный посланник загробного мира как в кельтской, так и в североевропейской традициях. Он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.
В северогерманской мифологии петух «Золотой гребень» стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.
У скандинавов петух — птица подземного мира, а его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы.
У восточных славян петух — «двойник» хозяина при вселении в новый дом: считалось, что вселение возможно если петух благополучно проводил в нем ночь.
Но петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня. Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением петуха и добыванием огня, его возжиганием.
Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. Мотив петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках.
Как и солнце, петух бдителен и всевидящ; изображение петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флюгерах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях.
Связанный с жизнью и смертью петух символизирует плодородие прежде всего в его производительном аспекте. Петух — один из ключевых символов сексуальной потенции. Показательны в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена (напр., англ. жаргонное «cock») в соотнесении с «куриными» обозначениями женского полового органа, а также представление о петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций. В коллекции Ватикана хранится римский «фаллический тотем» — бронзовое изображение петуха с мужским торсом и головкой пениса вместо головы, на постаменте имеется надпись «Спаситель мира». Одним из проявлений жизненной силы петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике. Азартность в боях за свою территорию, постоянная готовность к спариванию вполне заслуженно делают его ярким символом мужского начала.
Функционально значимо противопоставление петухов по цвету:
2017 год, который мы недавно встретили, в восточном календаре отмечается как год Петуха. Всем это известно, конечно. Символами года пестрят все журналы и газеты, все сайты и странички в соцсетях. Однако не все знают, что кроме стран востока, где Петуху принадлежит девятый год в двенадцатилетнем цикле, Петух занимает важное место и у других народов. Петух в странах Европы — Вестник зари, символ Солнца и духовного возрождения (в средневековье на шпилях домов и церквей устанавливали флюгера в виде петухов, как символ готовности встретить утреннюю зарю). Он олицетворяет бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность.
Петух связан с зарёй, Солнцем и светом у всех народов. Исключение составляют скандинавы и кельты. У этих народов Петух является посланником загробного мира, но от этого его образ не становится менее значительным, так как именно Петух управляет душами, призывает их на битву и предупреждает богов об опасности. В Древней Греции петух — атрибут или спутник многих богов, включая Зевса, Аполлона, Аттиса, Персефону (богов и богинь возрождения), Ареса и Афину (воинственных божеств), Гермеса (вестника богов) и Эскулапа (бога врачевания).
В христианской традиции петух является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества.
Согласно народным поверьям, ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха (вспомните «Вий» Николая Гоголя).
Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен.
На символизм петуха наложила отпечаток легенда об отречении от Христа его ученика Петра. Желая предостеречь Петра от предательства, Иисус сказал ему на Тайной Вечере: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Крик петуха отметил окончание той ночи. Евангелист Марк сообщает, что после третьего отречения Петра «петух запел во второй раз». Это было раннее утро Страстной Пятницы. Поющий петух — напоминание об отречении Петра, но также и символ его раскаяния и службы в качестве первого папы. Об этой легенде напоминает и петух, сидящий на самом верху огромных часов Страсбургского собора. Всякий раз, когда фигура Петра появляется среди апостолов, слышится пение петуха. По этой причине петух стал одним из атрибутов святого Петра, который, в свою очередь, считается покровителем часовщиков.
То есть петух вполне христианский символ. Галлы носили изображение петуха на оружии и знаменах, позднее он стал эмблемой Галлии (благодаря игре слов латинского языка, в котором «галлус» значит одновременно и «петух», и «галл»). Во Франции считается эмблемой независимости и свободы, а также задиристости и заносчивости.
На Руси петуха дарили на новоселье, вышивали его образ на свадебных полотенцах.
Петух оберегает дом от нечистой силы и от пожара, помогает хозяйке вести домашнее хозяйство (видимо, хозяйке приходится «вставать с петухами»). Петух так хорош, что его можно по праву назвать птицей счастья 🙂 В общем, дарить петуха можно и нужно не только на Новый год, и не только в 2017 году!
С древних времён птицы и животные олицетворяли собой определённые силы природы, поэтому люди наделяли их символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными.
Особенно часто встречаются изображения петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними — дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.
Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображали солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух — устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее — пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем.
Не меньшее, если не большее, значение имели птицы для человека в качестве защитников от всевозможной нечистой силы. Пожалуй, самым известным «избавителем» является петух. Это его качество многократно воспето в фольклоре, часто обыгрывается и в художественной литературе. У М. Булгакова, Н. Гоголя и многих других писателей предрассветный крик петуха заставляет исчезать нечистую силу.
Этот же момент обыгрывает и Дж.Р.Р. Толкин. Во время штурма Минас Тирита против крика петуха оказался бессилен даже верховный назгул. По народным преданиям, ведьмы во время шабашей с первым криком петуха должны были возвращаться домой
Один из главных органов чувств у человека — зрение. Лишенный возможности видеть, он ощущает себя, мягко говоря, неуютно. Наверное поэтому ночь у всех народов мира отдана на откуп всяческой нечисти. Ночь, а вместе с ней и нежить, прогоняется рассветом. Неудивительно, что птица, предвещающая восход солнца (третьи петухи), в человеческом воображении сама по себе была наделена огромными возможностями.
Петух стал священной или хотя бы уважаемой птицей у очень многих народов. Причём почитался он прежде всего как предвестник восхода солнца.
В Древней Греции его связывали с божествами подземного мира. Он был атрибутом Персефоны, вынужденной проводить треть года у своего супруга в Аиде. Богиня каждую весну выходила из подземной тьмы на свет, а петух провозвещал свет каждое утро. Вестником света он был у персов, символом изобилия и персонификацией солнца. Вообще в большинстве мифологических традиций петух был связан с богами утренней зари, солнца, света, небесного огня — Аврора, Гелиос, Митра, Ахурамазда и др.
Интересно, что он является не только глашатаем солнца, но и его проводником в годовом и суточном циклах. Так, в Китае эта птица сопровождает солнце в пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый — седьмой часы после полудня. У древних евреев петух был символом третьей стражи ночи — от полуночи до рассвета. Считалось, что он так же бдителен и всевидящ, как и солнце, поэтому в Древнем Риме его широко использовали при гаданиях и предсказании погоды.
Изображения петуха в качестве стража от всевозможных злых сил помещали на крышах домов, флюгерах, сундуках.
В Китае красный петух помещается на стенах дома как талисман против огня. С петухом связывается и символика воскресения из мертвых, вечного возрождения жизни.
В Древней Греции он был посвящен и Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. В Риме эта птица символизировала январь — месяц начала нового года и пробуждения природы.
«Нормальный» же петух был лучшим средством для изгнания демонов и прочей нечисти. С этой целью его могли приносить, например, к новорожденному или в новый дом. В христианстве петух также стал символом света. Его нередко помещали на шпилях церквей.
Изображения петуха встречались на гробах — во мраке смерти он должен был возвестить утро воскрешения. Наконец, петух был птицей плодородия и урожая, а также сексуальной потенции. У южных славян, венгров и некоторых других народов жених во время свадьбы нередко носил живую птицу или её изображение.
Большую роль играл петух в верованиях древних славян. Западные славяне чтили его как птицу Святовита (Вагурина, 1998). В Украине считалось, что петух является лучшим оберегом в хозяйстве. При его отсутствии обязательно появится сатана. Даже чумаки, отправляясь в путь, брали птицу с собой. На кладбищах нередко устанавливали резные или жестяные фигурки петухов, чтобы они «держали в страхе» покойников и не давали им вставать из могил. Ну и конечно же петух — вестник солнца и света. По одной из легенд он призывал утром солнечный свет, как птица бога солнца. (Митрополит Iларiон, 1994; Скуратiвський, 1998). Видимо, в древности содержание на усадьбе петуха имело двоякое значение: и как оберег от нечистой силы, и с магическими целями — он призывал солнце. Ему тоже нужно было помочь прийти к людям, так же, как и весне.
Использовались петухи и при врачевании. В Воронежской губернии существовал интересный обычай: если ребёнок долго кричал по ночам, мать заворачивала его в подол и несла лечить в курятник. Она купала его под насестом, приговаривая: «Зоря-Зоренька, красная девица! Возьми свою криксу, отдай нам сон» (Вагурина, 1998).
Веру в необычайную силу петушиного крика хорошо иллюстрирует записанная И. Франко легенда. Семь братьев-князей перед смертью захотели построить в Киево-Печерской лавре церковь, где их должны были и похоронить. Но сколько её ни строили днем, ночью кладка проваливалась в землю. Тогда старший брат велел соорудить золотой шар, в который поместили живого петуха. Когда шар прикрепили к верхушке башни, петух закукарекал, и она сама вознеслась из-под земли аж до неба. (Скуратiвський, 1998).
Петух — птица драчливая. Недаром он стал также символом боевитости и мужества. Ещё древние греки использовали петушиные бои для «зажигания» своих солдат. Датчане во время войны всегда держали двух петухов. Одного — в качестве «бу- дильника», второго — для вдохновления воинов на бой. Германцы также имели с собой петуха для стимуляции бдительности (Gattiker, Gattiker, 1989).
Благодаря своим большим возможностям и связям с самыми разными божествами, петух был универсальной птицей для жертвоприношений, часто использовался в ритуальных и магических действиях. Жертвы могли приноситься с самыми разными целями — для умилостивления богов и сил природы, для предотвращения болезней и несчастных случаев, для хорошего урожая, при постройке нового дома и т. п. В Югославии петух и курица были символом брачного единства, их приносили в жертву супруги (Gattiker, Gattiker, 1989).
Вместе с тем, для самих людей существовало множество запретов на употребление в пищу петухов и даже кур. Воистину они считались пищей богов. У одних народов был полный запрет есть их мясо, у других вводились существенные ограничения. Например, кельты в Британии не употребляли в пищу кур (Александровский, 1998).
Петух привлекает внимание любого человека своей особой яркой красотой, пышностью и гордостью. В разных видах искусства образ этой птицы занимает одно из ведущих положений. Его типаж благодаря яркости окраса и гордой осанки становится очень выигрышным. Но не стоит внимание к петуху объяснять только его внешними характеристиками.
В разных культурах и религиях петуху уделяется особое внимание на протяжении всей истории человечества. Ему издавна присваивают разные соответствия и символику.
Как правило, его считают символом солнца и небесного огня. Корнями такое соответствие уходит в мифологию. Как и солнце, он “отсчитывает время”, возвещая мир о приходе нового дня своим криком. Для людей крик петуха всегда был ориентиром времени, то есть живыми часами, естественным сигналом пробуждения. Сельские жители, отправляющиеся в путь, дожидаются пения первых петухов, чтобы, благословясь, отправиться в дорогу. После пения вторых петухов деревенские женщины встают с постелей, чтобы замесить хлеб и подоить коров. Вместе с третьими петухами всё рабочее население деревни уже отправляется на свои ежедневные работы.
В большинстве культур петух считается зооморфной трансформацией божества утренней зари и солнца. Чаще всего такие божества изображались с петушиной головой. Во многих религиях богов сопровождает петух.
Согласно народным легендам и поверьям ночные призраки, духи и дьяволы исчезают с первым криком петуха. Мотив петуха, разгоняющего своим голосом нечистую силу, становится кульминацией многих фольклорных былин. Часто наряду с солнцем его изображали на кресте в качестве защиты от потустороннего мира.
В скандинавских мифах петух своим “золотым гребнем” сторожил мост-радугу, ведущую из мира человеческого в обитель богов.
В Античной Греции петух служил верой и правдой очень многим богам – Аполлону, Афине, Гермесу, Асклепию. По одному из мифов Арес – бог войны – превратил своего слугу в петуха, когда тот не разбудил вовремя Ареса и его любовницу Афродиту во время одного из тайных свиданий. С тех пор слуга в обличие петуха будил своего хозяина до наступления утра.
Фигурка петушка украшает шпиль собора святого Вита в Праге. Именно на этом месте во времена язычества стоял идол Святовита, которого чешские племена считали главным богом. В жертву идолу приносили вино, калачи и обязательно чёрного петуха. Прага является своеобразной столицей чернокнижников и магов. У алхимиков петух всегда являлся символом Солнца. Одним из элементов астрономических часов на Староместской ратуше является также золотой петух, который находится над часами и перед боем курантов.
Петуха, как стража изображали на крышах, флюгерах, шпилях и шестах. Здесь его образ выступал как символ бдительности. Вспомните «Сказку о Золотом Петушке» А.С. Пушкина: флюгер поворачивается в ту сторону, откуда грозит зло. Его изображения украшали сундуки и реликвии.
У восточных славян петух является «двойником» хозяина. Считалось, что вселении в новый дом возможно только в том случае, если петух благополучно проводил в нём ночь. У славян петушиный гребень предохраняет людей от кошмарных снов. Петух бдителен и всевидящ. Изображение петуха на стенах предохраняло дома от возможных пожаров.
Часто петуху присваивали черты дракона. С колдовством, гаданием и нечистой силой связан именно чёрный петух. Например, у западных славян известно такое чудовище как Василиск – с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона. Считалось, что такое чудовище рождалось у чёрного петуха, возраст которого превышал 7 лет. Образ чёрного петуха в фольклоре и во многих традициях многих народов связан с водой и подземным царством. Его часто приносили в жертву водяному.
Одним из проявлений жизненной силы петуха является его исключительная воинственность. Драчливость, задор, характерные поведению петуха, делают его олицетворением мужского начала, что тоже очень часто отражается в фольклоре.
Прародителем домашней курицы и домашнего петуха является банкивская курица – дикая птица из джунглей Юго-Восточной Азии и Китая, которую оказалось очень несложно приручить. Их начали одомашнивать ещё до нашей эры. Владение петухом считалось в то время царской привилегией, и использовались эти птицы только в качестве участников петушиных боёв. В 700 году до нашей эры из Индии и Китая мода на владение петухами перешла и в Вавилон, а затем петушиные бои распространились в Греции, Азии, и на Сицилии. Вплоть до середины 19-ого века петушиные бои были одним из любимых развлечений среди дворянских и королевских семей практически во всей Европе. В России благодаря Алексею Орлову петушиные бои также приобрели свою популярность. Протесты церкви и полиции практически не смогли поспособствовать прекращению варварского использования петухов.
Петух во многих культурах является священной птицей божеств не только солнца и войны, но и плодородия. Обряд жертвоприношения петуха ради получения богатого урожая широко практиковался с древних времён. А Германии, Словакии и Болгарии петуха считали воплощением духа хлеба.
Петух – популярный мотив ритуальных и свадебных полотенец. У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого петуха или его изображение. Во многих гаданиях петух обычно олицетворяет будущего жениха.
В буддизме петух олицетворяет чувственные желания и служит одним из трёх животных (наряду со свиньёй и змеёй), которое сопровождает человека в круге рождения и смерти.
В христианстве петух является птицей апостола Петра. Своими тройными криками петух подтверждает пророчество Христа о том, что Пётр трижды отречётся от своего учителя (Мф. 26:34).
И в настоящее время петух считается почитаемой птицей у многих культур.
Петух является одним из символов Франции, когда-то он считался священной птицей в Галлии. Слово петух происходит от латинского слова «gallus», которое значит одновременно «петух» и «галл».
Древние римляне называли галлами древних предков французов за их вспыльчивый и задиристый характер. Петух и сейчас является эмблемой национального олимпийского комитета Франции. На флаге Валлоннского (франкоязычного) региона Бельгии изображён красный петух с поднятой правой ногой готовым вступить в бой, на жёлтом фоне.
Как бы вы ни относились к символике, петух станет гордым и величественным украшением вашей коллекции фарфора! Мастера фарфоровых мануфактур Meissen и Lladro уделили достаточное внимание к образу петуха в своём искусстве.