сетевое обучение в дши что это такое
Сетевое обучение в дши что это такое
Гурьянова Лариса Юрьевна, МБУДО «Детская школа искусств им. М.А. Балакирева»
Вахитовского района г. Казани, директор, Почетный работник общего образования РФ,
кавалер Ордена Милия Балакирева «За беззаветное служение художественному образованию России»
Работа образовательного учреждения по становлению и развитию сетевого взаимодействия, расширению социального партнерства в социокультурном муниципальном пространстве является важным условием повышения эффективности его деятельности. Многочисленные и разносторонние взаимосвязи с внешним миром особое значение имеют для детской школы искусств. Они активно влияют на формирование творческой среды, необходимой для развития одаренности каждого ребенка, поддерживают творческую мотивацию педагогов, способствуя этим успешному и устойчивому развитию учреждения художественного образования. Формула творчества изначально предполагает своеобразный диалог автора или исполнителя (художника, музыканта, актера) и зрителя, слушателя. В этой связи, сетевое взаимодействие не только организационно обеспечивает это общение, но и служит источником и стимулом для творческого развития его участников, формирует инструменты синергетических и резонансных эффектов в творческой деятельности.
В диалоге ДШИ с социумом не всегда присутствует организующий элемент целеполагания. Внешние взаимосвязи зачастую возникают стихийно, под влиянием сиюминутных обстоятельств, что придает им временный и поверхностный характер. Новое время требует установления новых форм взаимодействия с окружающим миром, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве, что определяется как социальный диалог. В этих условиях возникает потребность в организации взаимосвязей ДШИ с социумом на качественно новом уровне. В рамках решения этой проблемы на основе программно-целевого подхода в Детской школе искусств имени М.А. Балакирева Вахитовского района г. Казани была разработана программа развития социокультурных связей «Возьмемся за руки, друзья!». Управленческий подход в разработке программы проявился в планировании этой работы и выработке алгоритма действий по ее реализации, в научно-методическом обеспечении, подготовке документов, необходимых в процессе взаимодействия партнеров-участников взаимодействия.
Выбор сетевых партнеров детской школы искусств был обусловлен тремя основными критериями: социальная значимость взаимодействия, наличие общих целей и задач, взаимополезность, возможность восполнения для каждой из сторон недостающих творческих, научно-методических, информационных, материальных и иных ресурсов.
Структура социокультурных коммуникационных ресурсов
Детской школы искусств им. М.А. Балакирева
Сегодня карта сетевого взаимодействия ДШИ им. М.А.Балакирева многочисленна, обширна и разнообразна. Она охватывает не только районные, городские структуры, но и организации, общественные объединения республиканского и российского уровня.
Идет активное взаимодействие:
· с профильными образовательными учреждениями среднего специального и высшего профессионального звена:
— Казанская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова (кафедры традиционного исполнительства, народных инструментов, этномузыкологии, информационно-прикладных технологий);
— Казанский государственный институт культуры и искусств;
— Казанский (Приволжский) Федеральный университет
(Институт филологии и межкультурной коммуникации);
— Республиканский центр внешкольной работы МОиН РТ;
— Средняя специальная музыкальная школа (колледж) при КГК;
— Казанский музыкальный колледж им. И.В. Аухадеева;
— Казанское хореографическое училище;
— Профессиональный лицей народных художественных промыслов;
— Детская художественная школа № 1;
· с базовыми общеобразовательными школами
(в том числе, в рамках двусторонних договоров о сотрудничестве):
СОШ №№ 13, 51, 98, Гимназия № 27, Татарская гимназия № 1, Казанская кадетская школа им. Героя Советского Союза Б.К.Кузнецова, Лицей № 5;
Лицей им. Н.И.Лобачевского при Казанском (Поволжском) Федеральном университете.
· с научно-методическими учреждениями:
— Институт развития образования РТ;
— Научно-образовательный центр трансфера знаний ФГБОУ ВО
«Казанский государственный институт культуры»;
— Институт дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации) специалистов СКС и искусства;
— НОУ ДПО «Центр социально-гуманитарного образования».
· с одноименными детскими школами искусств – членами Всероссийского Балакиревского движения:
ДШИ имени М.А. Балакирева из городов Москва, Екатеринбург, Гусь-Хрустальный, Петрозаводск, Волгоград, Смоленск, Тольятти, Саров, Нижний Новгород, Ульяновск, Ахтубинск. В рамках договоров о творческом сотрудничестве развиваются учебно-методические связи, организуются тематические семинары и конференции педагогов и учащихся, фестивали детского творчества «Наследники Балакирева», совместные концерты дружбы «Балакиревский круг». Традиционными стали познавательные тематические поездки-экскурсии по местам, связанным с именем Балакирева в России и за рубежом (Польша, Чехия, Германия), летние творческие смены «Балакиревские сезоны» в Москве и Подмосковье, Анапе, Артеке (Крым). Активно идет обмен полезной разносторонней информацией на страницах газеты «»Балакиревское обозрение» (печатный и электронный вариант на сайте московской ДШИ им.Балакирева).
· Учреждениями культуры: Татарская государственная филармония, Казанский государственный театр юного зрителя; Татарский Государственный театр кукол «Экият»; Республиканская юношеская библиотека; Республиканский центр развития традиционной культуры; Центр русского фольклора; НП «Детская художественная галерея» (г. Пермь);
· Музеями: Национальный музей Республики Татарстан и его филиалы (музей композитора Назиба Жиганова, музей Салиха Сайдашева, Литературно-мемориальный музей М. Горького, Музей-квартира Шарифа Камала, музей Баки Урманче, музей Евгения Боратынского); Литературный музей Габдуллы Тукая; Государственный музей изобразительных искусств РТ; Национальный музей РТ, Государственный национальный музей-заповедник «Казанский Кремль»;
· некоммерческие организации, общественные объединения:
— Национальная ассоциация учебных заведений искусств (РФ, г. Москва); Республиканская общественная организация «Ветераны комсомола Республики Татарстан»; Общероссийская общественная организация «Российский Союз молодежи»; городской и районный советы ветеранов войны и труда;
творческие союзы (Союз композиторов РТ, Союз художников РТ; Союз архитекторов РТ; Союз дизайнеров РТ; Союз писателей РТ).
Примеры сетевого взаимодействия ДШИ им. М.А. Балакирева
в рамках многосторонних совместных проектов:
1) организация и проведение Х Общероссийской научно-практической конференции «Художественное образование детей – стратегический ресурс духовно-нравственного развития России» (организаторы и партнеры-участники: Национальная ассоциация учебных заведений искусств, Исполнительный комитет города Казани при участии Министерств образования и культуры, г. Казань, 2010 г.)
3) трехсторонний образовательно-творческий проект «Дети и музыка: слушаем, рассказываем, рисуем» (партнеры-участники: Государственный симфонический оркестр РТ, школьное объединение юных журналистов-искусствоведов «Пресса-piccolo», Лицей им. Н.И.Лобачевского при КФУ);
4) трехсторонний проект «Балакиревский сквер», организован в рамках республиканского Года парков и скверов, приурочен к 180-летию со дня рождения М.А. Балакирева (участники-партнеры проекта: Казанский государственный архитектурно-строительный университет, администрация Вахитовского и Приволжского районов г. Казани);
6) организация творческих конкурсов для детей и юношества:
Начата организационная работа с партнерами по проведению новых всероссийских фестивалей-конкурсов детского и юношеского творчества на базе казанской Балакиревки:
Отдельным направлением работы по развитию сетевого взаимодействия ДШИ мы считаем укрепление партнерских отношений со средствами массовой информации и активное использование интернет-ресурсов (официальный и альтернативный сайт школы, социальные сети).
Сетевое взаимодействие детской школы искусств с общеобразовательными школами
Сетевое взаимодействие детской школы искусств с общеобразовательными школами.
Наша школа искусств взаимодействует с Выставочным залом им. по вопросам художественного образования детей. Например, в настоящее время в зале работает выставка спец. школы им. С. Андрияки и в программу выставки включены мастер-классы ведущих педагогов спец. школы с учащимися отделения школы по декоративно-прикладному искусству с приглашением всех желающих клинчан участвовать в процессе работы Мастера.
За все ошибки во время реформ, а также поспешность и непродуманность отвечают, к сожалению, наши дети. В настоящее время в общеобразовательной школе дети загружены до 15-16 час, а в Московской области образовательный процесс дополнен ещё и часами так называемой «внеурочки». Дети освобождаются примерно к 16-ти часам, бывает и ещё позднее. А когда же им заниматься искусством и творчеством? Это очень серьёзная проблема, которая стоит перед детскими школами искусств, имеющая социальный, системный характер, и решение которой, в большей степени, связано с преодолением многих негативных тенденций последнего двадцатилетия. Есть надежда, что новый закон «Об образовании в Российской Федерации» постепенно позволит изменить ситуацию, так как в нём предусмотрено сетевое взаимодействие образовательных учреждений, и дополнительное образование в детских школах искусств может учитываться как совместная деятельность организаций, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность. (статья15). Все эти нормы закона будут постепенно и довольно долго входить в нашу жизнь, но мне кажется, что данное взаимодействие двух школ – общеобразовательной и школы искусств – реально и взаимовыгодно.
Мы решили не ждать пока закон обретёт в нашей жизни реальные очертания и его исполнение начали 9 лет назад совместно с Гимназией №1
Второй проект стартовал 1-го сентября 2014 года. Мы организовали совместную работу с детьми с профильной школой №4 г. Клин. Но этот проект полностью связан с эстетическим образованием. 1-й класс художественно-эстетического профиля «Мир искусств» с 13.30 до 16. 00 занимается в стенах нашей школы по программам 4-х видов искусств: изобразительное искусство, хоровое искусство, хореографическое искусство, театральное искусство. Для осуществления данного проекта в полной мере выделены часы той самой «внеурочки». А так как в нашей системе несколько другая наполняемость учащихся на занятиях ( по группам), то наша школа дополняет учебный процесс недостающими часами, чтобы занятии проводились по группам. На каждый вид искусства определено 2 часа в неделю. В конце учебного года при проведении контрольных уроков и, учитывая пожелания детей и родителей, а также мнение преподавателей – специалистов при проведении вступительных испытаний, дети будут зачислены на то или иное отделение нашей школы. В дальнейшем, они будут посещать уроки в нашей школе, которые будут реализованы в том числе, как и внеурочная деятельность учащихся школы №4. Родители учащихся очень довольны нашим проектом (тому свидетельство проведенные контрольные уроки в присутствии родителей).
Сетевое взаимодействие различных учреждений эффективно при наличии определённых условий:
- совместная деятельность участников сети; общее информационное пространство, наличие механизмов, создающих необходимые условия для сетевого взаимодействия; оценка качества сетевого взаимодействия (как промежуточный итог).
В конце учебного года (июнь 2015 года) мы запланировали проведение совместного методического совета на тему: «Сетевое взаимодействие Клинской «ДШИ им. и профильной школы №4 г. Клин в контексте модернизации образования: итоги и перспективы».
Безусловно, что сетевое взаимодействие обогащает палитру культурного пространства нашего города. Помогает повышать качество художественного образования детей, создаёт условия для непрерывного профессионального совершенствования педагогических кадров. Расширение участия ведомственных учреждений в развитии социокультурного пространства также формирует положительное отношение к художественному образова-нию и эстетическому воспитанию детей. Считаю, что успешная воспита-тельная работа педагога заключается в формировании педагогической программы по воспитанию детей в творческом коллективе, предполагающей использование современных форм досуга и общения, направленные на снижение агрессивности у детей, развитие у них коммуникативных качеств, формирование навыков бесконфликтного поведения, развития креативности, гибкости, критического мышления и т. п.
Заслуженный работник культуры России, лауреат
Премий Моск. обл. думы и Губернатора Моск. области,
худ. руководитель и дирижер детского хора « Мандрагора»
Методический доклад на тему «Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании»
Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании:
возможности и перспективы
Преподаватель/концертмейстер Кольчугина О.Е.
МАУ ДО МО «СГО» «ДШИ г.Светлого»
Одним из приоритетных направлений образовательной политики является организация всестороннего партнерства, в основе которого лежит интеграция усилий образовательных учреждений, отношения взаимной выгоды, двусторонней полезности, многочисленные социальные связи, что приводит не только к созданию единой образовательной среды, но и становится необходимостью для дальнейшего выживания системы дополнительного образования в современных условиях.
Теоретическое осмысление сетевого взаимодействия можно найти в работах некоторых авторов, начиная с 70-80х годов XX в, когда были обозначены основные характеристики, свойственные этому процессу (структура, единые идеи, цели, задачи, открытость). В педагогической практике понятие «Сеть» используется с конца XX века и принадлежит А.И.Адамскому, когда была создана инновационная образовательная сеть «Эврика». Повышенный интерес к сетевому взаимодействию связан с появлением в 2002г «Концепции профильного обучения». Именно тогда было впервые озвучено о необходимости проектирования сетевых образовательных программ для обеспечения доступного качественного образования на старшей ступени школьного обучения. Последнее десятилетие сетевое взаимодействие все активнее входит в нашу жизнь, затрагивая все ступени образования. Особенно актуальным оно стало с введением государственных стандартов нового поколения и с выходом нового Закона «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 года), в котором закрепляется сетевая форма реализации сетевых программ.
Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость учреждений образования, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий. Сетевое взаимодействие в образовании сегодня становится высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать в современных условиях, но и динамично развиваться.
Возникнув в системе общего образования, идея сетевого взаимодействия нашла свое развитие в сфере дополнительного образования, основанного на следующих принципах:
сеть – это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получения дополнительного финансирования;
сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс учреждения за счет ресурсов других учреждений;
сеть помогает расширить перечень образовательных услуг, посредством реализации образовательных программ в сетевой форме;
сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами, единым целеполаганием. Участники должны согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности проектного замысла.
Целью работы сети дополнительного образования является создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.
Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:
— повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;
— анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;
— обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов, совершенствование образовательной среды учреждения;
— расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;
— расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДО, родителей, общественных организаций;
— объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС;
— совместное обеспечение образовательного процесса материально-технической базой.
В развитии сетевого взаимодействия школ можно выделить следующие направления работы:
семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам;
организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet – технологий: проведение он-лайн конференций, вебинаров, интернет-конкурсов, размещение методических материалов на сайте образовательных учреждений;
участие одаренных детей в разных формах совместной творческой, проектной и исследовательской деятельности школы и за ее пределами;
интеграция общего и дополнительного образования;
работа школы в качестве экспериментальной площадки.
Рассмотрим подробнее возможные механизмы реализации сетевого взаимодействия на примере Детской школой искусств г.Светлого. В школе обучается 2093 детей на пяти отделения: музыкальное, художественное, хореографическое, отделение раннего эстетического развития, отделение детского творчества. По общеобразовательным общеразвивающим программам сетевое взаимодействие охватывает – 47% от общей численности контингента.
Взаимосотрудничество школы с огранизациями и учреждениями города: Отдел образования, культуры и спорта, Детские сады, общеобразовательные школы, Центр социальной помощи «Доверие», городская библиотека, Культурно-молодежный центр.
1. Интеграция общего и дополнительного образования делится на два направления: обучение на базе образовательного учреждения – сетевого партнера (ученики в сопровождении ответственного лица направляются в другое образовательное учреждение, близкое территориально) и обучение на базе своей образовательной организации (педагог, реализующий образовательную программу, направляется в образовательное учреждение – участника сетевого взаимодействия). Программы, по которым предоставляется обучение в ДШИ г.Светлого: «Веселые нотки», «Музыкальная азбука», «Школьная филармония», «Лучик», «Калейдоскоп», «Шахматы», «Искусство фотографии», «Радуга». Важной составляющей такой формы работы становится эффективная организация второй половины дня, выделенной для внеурочной деятельности, способной оперативно дать конкретный образовательный результат.
2. Следующая форма работы – координация и методическое сопровождение преподавателей Областного музыкального колледжа им. С.В.Рахманинова обучающихся ДШИ в целях профессионального ориентирования и подготовки детей к конкурсам. Результат: только за последний учебный год учащиеся школы завоевали 160 дипломов на Международных, Всероссийских и Региональных конкурсах. Поступили после окончания школы в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области культуры и искусства в этом году: средние учебные заведения – 5 человек, в ВУЗ – 1. Стали губернаторскими стипендиатами – 2 девочки, обучающиеся по классу сольного пения и хореографического отделения.
3. Важным направлением сетевого взаимодействия является работа школы как опорной площадки по возрождению школьных хоров. Данный проект направлен на формирование духовно-нравственной сферы школьников. Результат: школьный хор СОШ №2 пос.Взморье стал неоднократным победителем Областного фестиваля-конкурса творчества учащихся «Звезды Балтики».
4. Еще одна из активных форм работы школы – это организация семинаров, мастер-классов, конференций, межшкольных и областных конкурсов и фестивалей, позволяющим распространять педагогический опыт, устанавливать горизонтальные связи между образовательными организациями и учреждениями культуры.
Областные мероприятия, проводимые на базе Детской школы искусств г.Светлого:
Областной конкурс юных пианистов им.Черни
Областной конкурс «Биеннале детской графики»
Областной конкурс «Учебный натюрморт»
Областной хореографический фестиваль-конкурс «Этюды в народном танце»
Областная педагогическая конференция «Эстетическое воспитание. История. Теория. Практика»
Областная педагогическая выставка «Вдохновение пленэром»
Муниципальные мероприятия, проводимые на базе Детской школы искусств г.Светлого:
Муниципальный этап Областного фестиваля-конкурса «Звезды Балтики»
Открытый городской конкурс детского рисунка «Времена года»
Муниципальный педагогический конкурс «Сердце отдаю детям»
Окружной фестиваль-конкурс исполнителей на народных и оркестровых инструментах «Музыкальная палитра»
Секция работников дополнительного образования в рамках Ежегодной городской педагогической конференции.
5. Проектная деятельность. Одним из главных достижений школы является межсетевой проект «Песни Великой Победы» (рук. Матюнина Г.А.), который реализовывается с 2010 г. За это время был выпущен одноименный художественный альбом, записана серия компакт-дисков, опубликовано более 20 статей в газете «Светловские вести», подготовлен и озвучен цикл радиопередач «Песня Победы» совместно с радиостанцией «Русский край», проведены ежегодные лекции-концерты для ветеранов и жителей города. Благодаря своему патриотическому содержанию, высоким целям, истинной гражданственности, проект получил поддержку министерства культуры Калининградской области в рамках конкурса творческих инициатив, имеющих некоммерческий, инновационный характер.
Таким образом, анализ опыта работы по взаимодействию школы искусств и образовательных организаций показывает: для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии идет не только процесс диалога между образовательными учреждениями, но и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы.
Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Профессиональное образование. – 2012. – № 6. – с. 16-21
Золотарева А.В., Страдина Е.А. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования в рамках организации внеурочной деятельности // Внешкольник. – 2011. – № 6. – с. 22 – 27
Стародубцев В.А., Анненков В.В., Вострикова Е.А. Проектирование сетевых взаимодействий педагогов // Школьные технологии. – 2013. – № 2. – с. 123-128
Сусакова О.Н. Воспитание патриотизма учащихся на основе использования сетевого ресурса взаимодействия образовательных учреждений // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 5. – с. 21-23
Сетевое обучение в дши что это такое
В нее входит сочетание «школа и школа», «школа и детский сад». Подбирают партнера, осуществляющего на территории идентичную программу. Учитывают степени образования, от дошкольного до среднего общего. Преимущество — наличие идентичной лицензии на выполнение выбранной деятельности, ее не потребуется получать в ходе создания сетевого взаимодействия. В школе или детском саду уже присутствуют кадровые ресурсы. При составлении договора остается выбрать план сотрудничества, образовательную программу для учеников.
Интересно! В 2022 году к сетевому взаимодействию прибегают 70% образовательных учреждений РФ.
Первоначально школа определяет партнеров, с которыми она хочет войти в выгодные взаимоотношения.
Учитывают 2 критерия составления договора и выполнения сетевого взаимодействия:
Первично перед созданием сетевого взаимодействия разрабатывают 3 документа. Только после этого составляют список учеников, которые будут участвовать в программе. Им предоставляют расписание занятий.
Положение о сетевом взаимодействии
Этой работой занимается заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В документе прописываются следующие сведения:
‣ правила регулирования внутренних вопросов сетевой формы (руководитель сетевого взаимодействия, подготовка к обучению, правила оформления сотрудничества);
‣ регулирование частей общей программы;
‣ правила приема организацией-партнером учеников для предоставления информации, ресурсов, обучения заданной программе;
‣ правила организации партнера, отличительные от основных регламентов школьного учреждения (расписание уроков, прохождение контроля по аттестации, прием студентов, меры социальной поддержки).
Договор о сетевой форме реализации образовательных программ
Документ составляет делопроизводитель. Точной формы договора нет, она примерная. В ней фиксируют следующие положения:
‣ организация, желающая произвести сетевую образовательную программу,
‣ сроки программы;
‣ количество обучающихся детей;
‣ виды ресурсов и планы реализации образовательной деятельности от организации участника;
‣ модель финансирования для создания выгодных взаимоотношений.
В отдельной категории рассматривают финансовые взаимоотношения между партнерами:
‣ отсутствие оплаты — между организациями создаются выгодные взаимоотношения, по которым стороны обмениваются услугами;
‣ наличие оплаты — оплата производится после заключения договора.
Образовательное учреждение вправе использовать следующие источники оплаты:
‣ субсидии от государства или муниципалитета;
‣ денежные средства от деятельности, приносящей доход школе;
‣ денежные средства, переданы школе от фондов;
‣ пожертвования, взносы.
Правила по финансированию регламентированы Министерством Просвещения.
Сетевая образовательная программа
Деятельность составляет педагог от школы. Он осуществляет действия самостоятельно или при помощи сетевого партнера:
‣ формирование программы, по которой будут обучаться дети;
‣ выбор заданной программы, например, ФГОС.
В программу должен включаться только тот объем, который дети смогут освоить при помощи сетевого взаимодействия. Всегда включают методические материалы, оценочные работы.