сеть дискаунтеров что это
Дискаунтер как маркетинговая уловка: в чем секрет этого формата
Слово «дискаунтер» все чаще встречается нам в обозначениях торговых точек, прессе и звучит из уст топ-менеджеров крупнейших ритейлеров. На сегодняшний день этот формат магазинов считается одним из самых перспективных в России: сети уже существующих игроков в этом сегменте растут как на дрожжах. В формат дискаунтеров устремилась и троица лидеров российского ритейла. Сначала «Магнит», затем X5 Retail Group, а недавно и «Лента», начали открывать свои магазины низких цен. Условно низких.
Что такое дискаунтер? Многие ассоциируют его с магазином для самых малоимущих и даже нищих слоев населения, но это заблуждение. Если обратиться к классической европейской модели, то дискаунтер — это магазин с широким и стабильным ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных.
Достигается это за счет сокращения всевозможных услуг «вокруг товаров»: промо-кампаний, красивых выкладок, дорогого торгового оборудования и ряда других элементов, создающих вокруг того или иного товара антураж, который всегда оплачивается из кармана потребителя.
В России принято считать дискаунтерами сети вроде «Светофора» или «Доброцена», а также разного рода локальных игроков. Например, в Петербурге, таковым называют универсам «Народный»(на проспекте Косыгина и улице Хошимина). Но это не совсем верно. По сути, это не классические дискаунтеры, а «сборная солянка» из всего того, что не продается в других каналах сбыта. Ассортимент там крайне нестабилен, поскольку постоянно появляются новые поставщики, большинство из которых работает по принципу «где-то что-то за бесценок урвали, надо быстро сбыть куда угодно». Поэтому надолго мало кто задерживается, если не считать федеральных производителей, которые есть везде.
Грамотного покупателя, обращающего хоть какое-то внимание на качество товара, такая ротация должна заставить задуматься. Но в России покупатель, увы, по большей части неграмотный, думать особо не хочет. Поэтому и кормят его, как бы это помягче сказать, не самой лучшей едой.
Если более пристально изучить ассортимент и цены работающих сегодня в России дискаунтеров, включая уже открытые магазины от сети «Магнит» («Моя цена») и X5 Retail Group («Чижик»), то можно сделать несколько интересных наблюдений. В случаях этих ритейлеров, из ассортимента исключены продукты с высокой ценой (сегмента эконом+, премиум), а оставлены те, которые имеют низкую цену, и продукция под собственными торговыми марками. Нюанс в том, что значительная часть ассортимента из этих дискаунтеров (по крайней мере, на текущий момент) представлена и в классических магазинах этих ритейлеров. Только там она «размыта» в многообразии других товаров по разным ценам.
Получается, что нынешние дискаунтеры крупных федеральных игроков — это базовый ассортимент от федеральных поставщиков + собственные торговые марки + небольшая доля недорогих товаров от небольших производителей. Федеральные поставщики всегда дают значительные скидки: их продукция и в обычных магазинах регулярно продается с дисконтом в 40-60%, поэтому давать аналогичные скидки для формата дискаунтеров федералам труда не составляет. Продукция под СТМ сетей и продукция небольших производителей продается в дискаунтерах, как правило, по тем же ценам, что и в их обычных магазинах. Никаких по-настоящему сниженных цен на одни и те же товары почти нет.
То есть, весь фокус лишь в позиционировании. Тот самый максимально аскетичный интерьер дискаунтеров — это не столько желание сэкономить, сколько «картинка» перед глазами покупателя, которая должна создать ощущение крайне простого и недорогого магазина.
Если взять дискаунтеры типа «Маяка» или того же «Светофора», то на продукцию крупных федеральных поставщиков там точно такие же цены, как и в какой-нибудь «Пятерочке», где они продаются по акции. А очень дешевые продукты от малоизвестных производителей стоят так вовсе не из-за того, что выложены на паллетах и полутемном торговом зале с минимумом персонала. Они везде бы стоили так. Только на полки других магазинов по тем или иным причинам пробиться не могут, вот и вынуждены перебиваться периодическим сотрудничеством с сетями, которые берут дешево и нестабильно, но много. О качестве такой продукции, думаю, говорить не стоит.
Таким образом, современные российские дискаунтеры пока далеки от правильной (если ориентироваться на страны Европы) модели этого торгового формата. Игроки рынка пока преуспели лишь в создании красивой иллюзии в головах самой легко вводимой в заблуждение категории покупателей, которые редко умеют работать с информацией (сравнивать цены, находить данные о производителях) и которым вполне хватает соответствующего позиционирования торговых точек, чтобы верить в низкие цены и возможность экономить.
Михаил Лачугин, независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Подписывайтесь на наш Telegram-канал и узнавайте ещё больше!
От «Магнита» до «Светофора». Что такое магазины-дискаунтеры и как они работают в России?
По данным Росстата, пандемия и ограничения прежде всего сказалась на реальных доходах граждан: показатель упал на 8%. Подобного не случалось уже двадцать лет. Из-за коронакризиса многие россияне изменили потребительские привычки. Растет число альтернативных магазинов – дискаунтеров. Крупнейшие ритейлеры осваивают новый формат.
Дискаунтер и обычный магазин: в чем разница
Войдя в магазин, вы сразу поймете, что оказались в дискаунтере. Чтобы добраться до него, нужно выехать из города или, наоборот, дойти пешком в здание с минимумом парковочных мест. Оба варианта предполагают дешевую аренду земли или зала. Строгое оформление интерьера, средняя площадь обычного супермаркета от 500 до 1500 м2, небольшой ассортимент товаров. Но при этом в наличии все составляющие потребительской корзины, на полках – товары повседневного спроса. В магазине мало сотрудников: 5-10 человек. Товары – в деревянных паллетах или просто в коробках, чаще всего – неизвестной (собственной) марки сети. Скоропортящихся товаров – по минимуму (мягкий вариант дискаунтера) или нет вовсе (жесткий тип). Цены – в среднем на 15% дешевле, чем в обычных магазинах.
Почти не встречается просрочка. На кассе не спросят карту лояльности.
В обычном супермаркете – более высокий уровень сервиса. Работают продавцы-консультанты, открыт отдел готовой еды или собственная выпечка. Предусмотрены программы лояльности. Внутренний интерьер магазина продуман, разнообразен, на выкладке товаров работают профессиональные мерчендайзеры. На полках – разнообразие товаров одной категории от эконом до премиум-класса.
Дискаунтеры: в чем выгода для потребителя
Те, кто согласен на минимум сервиса и паллеты вместо приятных глазу стеллажей с аккуратной, продуманной выкладкой, заплатят на 10-15% меньше по сравнению со средним чеком в традиционном супермаркете.
Дискаунтеры – как правило, сети. Управление логистикой – централизованное для целого региона или округа. Экономия достигается за счет высокой оборачиваемости товаров: товару не дадут «залежаться», а тут же распределят по другим точкам. Формат дискаунтеров позволяет экономить на аренде и на зарплате сотрудников (в каждой точке – очень маленький штат). Торговый зал по сути является складом. В качестве компенсации части аренды собственнику могут предложить войти в состав акционеров ритейлера.
За счет продажи собственных торговых марок по ценам ниже обычного, сокращенных издержек и экономии на всем максимальная маржа после выручки составляет всего 1-5%. Это немного, и один из рисков дискаунтеров – резкое подорожание товаров или какого-то вида издержек, тогда предприятие начнет работать в убыток. Поэтому такие компании постоянно просчитывают издержки и риски, следят за ценообразованием.
«Мягким» вариантом дискаунтера считаются магазины типа «у дома» – «Пятерочка» и «Магнит». С некоторыми допущениями также – супермаркеты «Да!». «Мягкость» обусловлена политикой лояльности, позиционированием бренда и наличием скоропортящихся продуктов. К «жесткому» типу можно отнести магазины сети «Светофор» и «Доброцен». Эта модель бизнеса характерна больше для ритейла, но подходит и под некоторые другие типы бизнеса, например всемирно известная американская сеть одежды Walmart.
Сладкое слово – «скидка»
Слово «дискаунтер» происходит от discount – «скидка», и это слово любой потребитель переведет безошибочно. Но этом пользуются и маркетологи.
Так, дискаунтерами называют сеть «Ситилинк» или «DNS Технопоинт». Однако по своей сути это не дискаунтеры.
Во-первых, каталоги содержат по несколько десятков тысяч наименований электротоваров, бытовой и компьютерной техники.
Во-вторых, эти сети представлены в онлайн-пространстве, за счет чего экономится пространство, не раздувается штат. Точки представлены скорее пунктами-складами выдачи товаров, заказанных через интернет. Такую модель можно назвать скорей не дискаунтером, а даркстором – магазином без покупателей, где собираются товары для онлайн-заказа, а точки выдачи представляют собой небольшие помещения.
В-третьих, отличается модель привлечения: такие сети ведут агрессивную маркетинговую кампанию, привлекают звезд (Михаил Галустян – «лицо» «Ситилинка»), снимают ролики для ТВ и интернет-пространства.
Дискаунтеры экономят и на этом: в основном выпускают каталоги с акциями и/или используют таргетинг в соцсетях («Доброцен»).
Что такое дискаунтер: все просто
Узнайте, чем такие магазины отличаются от других и в чем их преимущества
Дискаунтер (от англ. Discount — скидка) — это торговая точка, в которой представлен широкий ассортимент товара по ценам ниже рыночных. Такая цена достигается магазином за счет экономии на выкладке товара, количестве персонала, а также благодаря обмену товаров между торговыми точками в зависимости от уровня спроса.
Содержание
В дискаунтерах товар выкладывают преимущественно паллетной выкладкой или штабелями на обычных стеллажах без стандартных приемов мерчандайзинга, которые мы привыкли наблюдать в супермаркетах. Интерьеры торгового зала оформлены без особого стиля и дизайна — практичность здесь прежде всего. Кроме того, в дискаунтере работает минимальное количество персонала.
Дискаунтеры также экономят на рекламе. Вместо точечных кампаний, направленных на стимулирование сбыта отдельных товаров или групп, дискаунтеры предлагают каталоги, где можно ознакомиться с полным перечнем товаров в ассортименте магазина.
Все эти меры нужны для того, чтобы максимально снизить издержки на содержание магазина, делать минимальную наценку и таким образом снижать цены насколько это возможно. Цена — это главное конкурентное преимущество дискаунтеров перед остальными видами торговых точек розничной торговли.
Стремление к оптимизации расходов ради экономии доходит до того, что дискаунтеры детально анализируют спрос на определенные группы товаров в каждой торговой точке и перевозят нужные товары из одного магазина в другой. Таким образом, увеличивают оборачиваемость товарных запасов и снижают расходы на складские помещения, потому что каждая торговая точка частично выполняет функции склада. Площадь подобной торговой точки — примерно 700-1000 м2.
Давайте рассмотрим, какие плюсы и минусы в дискаунтерах находят потребители.
Преимущества и недостатки дискаунтеров
Шоппинг в таком магазине имеет следующие преимущества:
Дискаунтеры имеют и некоторые недостатки:
Давайте узнаем, какие существуют виды дискаунтеров.
Виды дискаунтеров
Существуют следующие виды дискаунтеров.
Поздравляем, теперь вы знаете, что такое дискаунтеры, по какому принципу они работают и в чем заключаются плюсы и минусы покупок в таких магазинах.
Дискаунтер
Добавлено в закладки: 0
Что такое дискаунтер? Описание и определение термина.
Дискаунтер – это магазин, в котором применяется способ самообслуживания, и подобного вида магазины предоставляют покупателям продуктовые товары и товары первой необходимости по минимальным ценам. Каким образом возможна минимальная цена? Данная ценовая возможность, приобретается за счёт минимальной торговой надбавки – не более 15%, экономичного интерьера магазина, упрощённой выкладки товара, маленького штата сотрудников и экономии на складах магазинов. Интерьер дискаунтеру необходима лишь минимальная доля вложения, огромные складские помещения по этой причине не требуются. Приобретая большую партию товара,такого рода магазин в кратчайшие сроки (2-3 дня) продаёт её за счёт быстрого товарооборота. Примечателен и тот факт, что товары в дискаунтерах нисколько не хуже товаров в других магазинах.
Формат дискаунтера отличается от других нацеленностью на максимальном снижении издержек: минимальное оформление торгового зала, упрощённая выкладка товаров, ограниченный ассортимент и небольшой штат работников.
Заработная плата соответственно обслуживающего персонала в магазинах, по своему невысокая, дискаунтер не даёт большого разнообразия услуг и требования к квалификации обслуживающего персонала здесь значительно ниже, чем в супермаркетах или других видах магазинов самообслуживания. В дискаунтере должно быть очень мало товаров, требующих от персонала специальных способностей при продаже: нарезка, взвешивание, фасовка и штрих-кодирование, консультации.
Сокращение издержек по заработной плате в дискаунтере возможно за счет не высокой зарплаты у низкоквалифицированных сотрудников и небольшого количества высокооплачиваемых менеджеров в центральном офисе, где организованы и под контролем все рабочие процессы в торговой сети.
Значение дискаунтера
Дискаунтеры – это магазины невысоких цен. Магазины обладающие площадью от 500 до 1500 квадратных метров с узким ассортиментом товаров, и без предоставления каких-либо услуг в дополнение покупателям, при этом с достаточно низкими ценами. Внутренний дизайн функциональный, по- сути отсутствует дизайн, за исключением информации для потребителей и минимального корпоративного оформления дискаунтерной сети. Все максимально упрощено. Строятся такие дискаунтеры в жилых районах, ведь расчитывается, что покупатели дискаунтера могут к примеру не пользоваться автомобилем. Небольшой процент дискаунтеров, которые рассчитаны на автовладельцев, построены на пересечение крупных автотрасс, и всегда это создаётся в черте города.
Пояснение дискаунтера
Дискаунтер по своему устройству, магазин с невысокими ценами, максимально приближенные к оптовым. Далеко не каждый магазин, который называется «дискаунтер», на самом деле есть таков. Настоящий дискаунтер всегда входит в сеть соответствующих магазинов. Это даёт нескольким магазинам проводить обмен партиями товаров, перераспределяя их в согласии с потребностями покупателей. Если смотреть на разнообразие товаров, которые выложены в дискаунтере, то сразу же становится очевидным, что он не очень широк. В ассортименте такого магазина есть несколько сотен товаров, относящихся к наиболее востребованным категориям продукции. Дискаунтер как правило предлагает товары, которые минимально нуждаются в фасовке, маркировке.
Еще одна важная для торговли особенность, которой отличается дискаунтер – малое количество складских помещений. Такого рода торговая среда, предлагает реально низкие цены, которые отражаются в каталоге.
Рассмотрим более детально, что значит термин дискаунтер.
Дискаунтеры – это особенные сети магазинов с универсальным набором ассортимента, которые работают по методу самообслуживания и реализуют обычно товары повседневного спроса по более низким ценам, которые обеспечиваются обычно за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, более дешевой отделки магазинов. Как правило, такие магазины размещаются не в центре города, а на окраинах и в так называемых «спальных» районах и ориентированы на всех людей, живущих в близлежащих кварталах. Это могут быть продуктовые дискаунтеры, магазины чистоты и даже электроники.
Как показывают исследования, количество потребителей растет, когда покупатели при выборе магазина отдают предпочтение качеству товара и его широкому ассортименту. Поэтому с целью увеличения числа потенциальных потребителей торговые сети активно развивают так называемую мультиформатность — то есть для сетей характерно развитие одновременно в нескольких форматах — «магазин у дома», супермаркета и гипермаркета. Например, компания «Ашан» развивает сеть гипермаркетов «Ашан» и дискаунтеров «Атак». Сеть «Дикси» в самом начале ориентировалась на дискаунтеры (то есть по ценовой политике – ниже прожиточного минимума), а теперь приняла решение открывать магазины и других форматов — гипермаркетов и так называемых «магазинов шаговой доступности». Или, например, «Седьмой континент» развивает одновременно три формата — «магазин у дома», супермаркет («Пять звезд», «Универсам») и гипермаркет («Наш Гипермаркет»). Сеть магазинов «Магнит» открыла супермаркеты «Тандер» и пробует развивать формат гипермаркета. «Лента» открывает сеть «магазинов у дома» под названием «Норма». Холдинг Х5, созданный путем слияния «Пятерочки» и «Перекрестка», развивает сеть экономичных супермаркетов «Пятерочка», а также супермаркетов и гипермаркетов «Перекресток».
Мы коротко рассмотрели термин дискаунтер, постарались раскрыть его значение и отличительные особенности.
Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
Эра дискаунтеров: российская специфика и перспективы
Дискаунтеры лидируют в гонке форматов. Собственные дискаунтеры запускают почти все крупные игроки российского рынка. Причиной бурного роста принято считать снижение уровня жизни населения, но так ли все однозначно, если жесткие дискаунтеры растут и в европейских странах? Есть ли в России дискаунтеры европейского типа, вытеснит ли жесткий дискаунтер другие форматы и что в конечном итоге выберет российский покупатель, – об этом рассуждают наши эксперты – руководители сетей «Батон», «Да!», «Моя цена», «ХлебСоль», «Хороший», «Чижик».
Фото: Dmitriy Kandinskiy/shutterstock
Оценивая динамику роста дискаунтеров, важно уточнить, какие концепции относятся к этому формату, потому что существуют и разные трактовки, и российские особенности, в частности, деление на жесткие и мягкие.
«Сети, которые мы ассоциируем с жесткими дискаунтерами, такие как «Светофор», «Маяк», «Доброцен», растут примерно на 20–40% в год и по количеству магазинов и по выручке, – рассказывает генеральный директор InfoLine Иван Федяков. – И хотя у них уже была высокая база предыдущих лет, темпы сохраняются, и это впечатляет. В частности, по итогам I полугодия 2021 года «Светофор» выбился в лидеры FMCG-ритейла по такому важному показателю, как совокупная площадь торговых объектов, отрытых с начала года, запустив 800 новых магазинов совокупной площадью почти 0,5 млн кв. м и тем самым опередив X5 Group и «Магнит», которые предыдущие 10 лет никому лидерства не уступали. Видя такое бурное развитие дискаунтеров, крупные федеральные сети всерьез занялись развитием собственных проектов. Буквально за последний год появились «Чижик», «Моя цена», «365+». Дело в том, что и «Пятерочка», и «Магнит», и «Лента» изначально были дискаунтерами, но постепенно ушли в более высокий ценовой сегмент, становясь все более комфортными, расширяя ассортимент и развивая услуги. Сначала они перешли в так называемые мягкие дискаунтеры, потом – в магазины у дома и постепенно обнажили нишу эконом-магазинов для людей, находящихся на грани либо за гранью прожиточного минимума. И теперь снова начали разрабатывать и запускать проекты в этом направлении. Но оценивать динамику этих сетей пока бессмысленно, потому что это будет динамика относительно нуля, с нулевой базы».
Бедность или рационализм?
Ирина Толерова, директор формата дискаунтер компании «Командор»:
«Одна из основных причин популярности дискаунтеров в России – это, к сожалению, падение роста доходов населения, снижение покупательской способности. Инфляция растет быстрыми темпами, повышение цен в разы опережает уровень роста доходов покупателей.
Кроме того, важная причина увеличения доли дискаунтеров – изменение отношения населения к совершению покупок. Покупатель стал более внимательным к расходам, научился считать деньги, рациональнее подходит к выбору товаров. Он приходит к пониманию, что необязательно переплачивать за дополнительные услуги и сервис.
В этом плане мы становимся похожими на европейцев – начинаем понимать, что расходы на продукты не должны занимать основную часть бюджета семьи, учиться делать накопления на отдых».
Армин Бургер, генеральный директор ГК «О’Кей»:
«Популярность дискаунтеров обусловлена растущим трендом на экономичное потребление без компромисса между стоимостью и качеством. Покупатель, оценив по достоинству качество СТМ сети и его выгодную цену, не вернется к потреблению брендированной продукции, которая стоит дороже, но имеет те же вкусовые характеристики. Дискаунтеры за счет оптимизации процессов и налаживания выгодных контрактов с поставщиками готовы предложить покупателям продукцию с оптимальным соотношением цены и качества на ежедневной основе, как, например, в сети «Да!», которая позиционирует свою политику как «Низкие цены каждый день»».
Руслан Исмаилов, заместитель генерального директора, директор по управлению розничной сетью «Магнит»:
«В последние годы наблюдается устойчивый спрос покупателей на магазины с базовым ассортиментом товаров по доступной цене, СТМ и одновременно высоким уровнем сервиса. Частично это связано с давлением на доходы населения, но это не значит, что потребитель начинает покупать более дешевые товары. Покупатель становится более рациональным, он ищет возможности поддерживать тот же уровень потребления, но по более доступной цене: он не готов отказываться от качества.
Дискаунтеры «Моя цена» могут в полной мере закрыть эту потребность. С учетом масштабов бизнеса «Магнита», современной логистики, распределительных центров для хранения и обработки товаров, а также собственных производств мы видим все возможности создать действительно конкурентоспособный формат, который может занять заметную долю в нашем бизнесе и предлагать покупателям качественные товары выгоднее, чем в среднем по рынку.
В целом, сейчас дискаунтеры являются самым динамично развивающимся сегментом в розничной торговле. Считаем, что в такой формат магазинов могут ходить не только покупатели с низким уровнем дохода, но и остальные категории потребителей, для которых цена и качество превалируют над спектром услуг, которые они могут получить в других форматах, а также над маркетинговыми активностями и айдентикой. Сейчас потребители становятся все более рациональными, хотят тратить меньше времени на покупку и приобретать товары максимально близко к дому, при этом не теряя в цене. Плюс покупатели меняют свое отношение к частным маркам сетей, начинают доверять такому ассортименту за счет сквозного контроля производства данных продуктов со стороны сетей. Все это способствует развитию формата».
Разный взгляд на «жесткость»
Ярослав Шиллер, исполнительный директор сети супермаркетов «Слата» и дискаунтеров «ХлебСоль»:
««Жесткий» дискаунтер (типа «Светофор», «Маяк») – это безликий крупный модуль, работающий без постоянной ассортиментной матрицы, где важны только низкая цена, возможность быстрого открытия и закрытия магазина. Но с ростом уровня жизни такие магазины будут исчезать. Покупатель не очень любит, когда магазин делает ставку только на цену. Низкая цена не может оправдать низкое качество обслуживания».
Илья Якубсон, «Чижик»:
«Традиционно в нашей стране бытует мнение, что дискаунтер – это грязный магазин, с низким уровнем инфраструктуры, плохим качеством обслуживания и часто с самой низкой ценой. Наша задача полностью изменить отношение россиян к этому формату. Мы создали позитивный, я бы сказал, веселый, насыщенный различными цветовыми гаммами магазин. Товар выставляется в групповой упаковке, но при этом он выглядит ярко. Когда вы посмотрите, как все это смотрится в магазине, вы будете приятно удивлены, а когда увидите еще и цены и сопоставите с качеством продукта – удивитесь еще больше.
Чтобы продавать продукт по низкой цене, нужно выстроить большое количество процессов в магазине, на складе, во всей цепочке товародвижения. И, конечно, должны быть большие объемы. Логично, что все эти процессы лучше выстраивать с собственными торговыми марками. И наша задача – правильно собрать этот пазл дискаунтера из всех необходимых элементов».
Дискаунтер «Чижик»
Иван Федяков, генеральный директор InfoLine
Принято считать, что дискаунтер – это не очень комфортный магазин с низкими ценами, находящийся в неудобной локации. Но все это – не про дискаунтер. Настоящие дискаунтеры и могут и должны быть комфортными, открываться в проходных местах и при этом успешно вести бизнес. Если традиционный ритейлер контролирует цены конкурентов и старается предложить своему покупателю более выгодную цену, то у дискаунтера другая бизнес-модель : там смотрят исключительно на себестоимость товара, к которой затем добавляется наценка магазина. Контролировать ценообразование, всю цепочку от производства до полки, позволяют собственные торговые марки.
Поэтому в настоящем дискаунтере доля СТМ должна быть существенно выше 50%.
Западные сети дискаунтеров, такие как Lidl, Aldi, Leader price, подтверждают эту гипотезу – там доля private label в ассортименте может превышать 90%. Чтобы производить СТМ в таком масштабе, необходимо иметь, во-первых, очень глубокие компетенции, во-вторых, рыночную силу: ритейлер должен закупать такой объем товара, чтобы производителю было интересно выпускать продукцию под брендом сети.
У сетей, подобных «Светофору», нет ни того, ни другого – ни компетенции в производстве СТМ в разных категориях, ни рыночной силы, которая позволила бы им диктовать условия поставщикам. Поэтому я их называю не дискаунтерами, а треш-магазинами – неудобные и некрасивые торговые пространства, которые востребованы покупателями, потому что доходы не растут и большая часть россиян находится на грани и за гранью прожиточного минимума.
Будущее рынка дискаунтеров – за крупными федеральными игроками, такими как X5 Group, «Магнит», «Лента», которые имеют рыночную силу и все необходимые компетенции для того, чтобы занять эту нишу.
Руслан Исмаилов, «Магнит»:
«Дискаунтеры «Моя цена», которых сейчас насчитывается 140 в разных регионах России, работают в сегменте «первой цены». До конца года компания планирует увеличить их число до 200. «Моя цена» – это магазины небольшой площади (100–250 кв. м) для экономных и рациональных покупателей, миссия дискаунтера – удовлетворить базовые потребности потребителей в товарах повседневного спроса. Ассортимент состоит примерно из 2000 наименований, 65% которых представлены в низком ценовом сегменте. Около 25% ассортимента приходится на собственные торговые марки (СТМ), и мы планируем увеличивать эту долю. При этом акцент сделан на товарах повседневного спроса в экономичной упаковке: овощи, фрукты, бакалея, молочные товары, мясная гастрономия, птица, консервация, кондитерские изделия, детское питание, напитки, корма для домашних животных, бытовая химия и др. Наши дискаунтеры отличают простое зонирование торгового пространства и базовый набор оборудования. При этом клиентский сервис остается на высоком уровне и отвечает требованиям современного магазина.
Дискаунтеры «Моя цена» открываются с учетом ограничений, которые накладывает формат, но при этом покупатели не испытывают неудобств, посещая их. Новый дизайн создает пространство для комфортных покупок: яркие желтые и красные цвета в оформлении, просторные проходы, а также удобная выкладка с использованием SRP-упаковки (быстрая выкладка на полку в транспортной таре), что подчеркивает преимущества дискаунтера как формата для экономных, но ценящих качество и комфорт покупателей.
«Моя цена» – пилотный проект «Магнита», в рамках которого мы оцениваем покупательский отклик и эффективность. В будущем возможно появление дополнительных клиентских сервисов».