серафимы и херувимы что это такое в православии

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила

Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.

После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.

За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.

Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.

Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.

Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.

Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»«.

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.

Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.

Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.

Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».

Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.

Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.

Источник

Отличие серафимов и херувимов

В повседневной жизни мы часто слышим слова «ангел» и «ангел-хранитель», а вот читая Святое Писание и труды Отцов Церкви можно встретить различные названия ангелов, такие как херувимы, архангелы, серафимы и прочие. Кто такие ангелы, почему для их определения используют различные слова и в чем заключается разница между этими существами?

Ангельские чины

В Святом Писании есть места, которые говорят, что до создания человека Бог сотворил служебных духов — ангелов. По своей природе они имеют знание и разум, но их главное отличие от человека, что они не имеют свободного выбора, т.е. они были изначально созданы Творцом для служения Ему, поэтому не могут отказаться или отрицать Его существование, как делают многие люди.

Тем не менее дьявол изначально также был ангелом, но гордость поселилась в его сердце и стала причиной его падения. Но несмотря на отсутствие свободы выбора, служебные духи все же могут быть подвержены греху и стать Богу противниками.

Молитвы Ангелу Хранителю:

Изначально же Господь создал их для того, чтобы они прославляли Его, служили Ему и были вестниками Его воли для человека. На самом деле все знание об ангельских чинах люди взяли из Библии и свидетельств Отцов Церкви, также встречаются довольно подробные изображения на иконах.

Интересно! Впервые после древнееврейских пророков в первом веке Небесное воинство попытался описать епископ-мученик Дионисий Ареопагит. Именно на его труды опираются литургические тексты и все иконописцы. Он считал, что по своей природе ангелы не имеют телесной оболочки, как люди, но тем не менее они имеют некое тело, которое не видно человеческому глазу, но которое имеет свою неповторимую природу и структуру.

Предполагается, что видимыми они становятся в момент взаимодействия с человеком, чтобы последний воспринимал их. Они менее зависимы от времени (предполагается их бессмертие) и места, нежели люди, поэтому не стареют и могут быстро преодолевать большие расстояния.

В Писаниях часто изображаются серафимы, нисходящие с неба и поднимающиеся обратно, из чего можно сделать вывод, что они также могут быть у Небесного Престола.

Изначально, Господь сотворил Ангельский мир (пророк Даниил насчитывал более миллиарда небесного воинства) для прославления и служения, но по прошествии времени, уже после сотворения человека служебные духи стали выполнять и другую работу.

Принято считать, что ангелы выполняют роль вестников, поскольку они приносят и возвещают людям Волю Бога. О беременности Деве Марии объявил архангел Гавриил, а о рождении Христа пастухам объявил также ангел. Они защищают и охраняют людей, ведь у каждого из нас есть свой хранитель.

Иерархия ангелов

Как все в Божьем мире, ангельское сообщество имеет свою структуру и строение. Существует всего 9 ангельских чинов, которые взаимодействуют в гармонии и построены по триадическому принципу — выделяют Высшую, Среднюю и Низшую иерархию, в каждой из которых по три ступени.

У некоторых высших чинов есть имена собственные, так в Писании можно встретить архангела Михаила (архистратиг), Гавриила (главный вестник Господа), Рафаила (целитель душ и тел человеческих).

На заметку! Порядок иерархии отличается в различных религиях, так иудаизм насчитывает 10 чинов, а некоторые раввины вообще изображают их структуру в виде дерева без определенного порядка. Православные богословы в своих описаниях чинов опираются на места Нового и Ветхого Заветов, при этом порядок и взаимодействие их часто отличается.

За всю историю было множество вариантов. В настоящее время за главную теорию принято считать труд Дионисия, которая разделяет все Небесное Воинство на три ступени по триадическому порядку:

Такая форма иерархии предполагает строгий порядок подчинения и взаимодействия ангелов и имеет библейское подтверждение, которое изложено в первом послании Апостола Петра. Все сферы между собой имеют различия, точно также, как и чины каждой ступени.

Серафимы

Ангелы с таким названием считаются высшим ангельским чином и подчиняются непосредственно Богу Отцу. С древнееврейского языка слово серафим обозначает «пламенеющий», т.е. горящий. Слово, которое используется в древнееврейском также применяют для обозначения яркой и резкой молнии.

Важно! Согласно Писанию, серафимы восхваляют непрерывно Господа и служат нуждам людей. Они наиболее приближены к Творцу и являются высшим ангельским чином, т.е. стоят во главе Небесного Воинства.

Слово, которое в еврейском языке обозначает серафима также встречается в Ветхом Завете в текстах, где Господь посылает наказание на людей за непослушание (Чис. 21 глава) из чего можно сделать вывод, что этот чин не только служит людям, но и выполняет роль карателя за непослушание Богу.

В Библии этот вид ангелов впервые встречается в книге пророка Исаии, который описывает их как существ с шестью крыльями. В Откровении Иоанна Богослова в 4 главе автор описывает их, стоящих у престола, похожими на животных — льва, тельца, орлу. Лишь один из четырех имел лицо, подобное человеку. Все серафимы стояли вокруг престола и непрерывно возносили славу Господу Творцу.

Херувимы

Существа с таким названием считаются вторым высшим чином и подчиняются серафимам. С древнееврейского языка слово херувим обозначает «излияние мудрости». Первое упоминание об этом существе встречается в книге Бытие 3 главе «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни».

Молитвы Архангелу Михаилу:

В книге пророка Иезекиля 28 главе автор описывает падение возгордившегося херувима на землю, именно этот ангел впоследствии стал сатаной. В более поздних текстах (Пс. 17:11) херувимов использует Господь для перемещения: «воссел на херувимов и полетел».

Слово херувим в еврейском языке означает «красивый лицом», поэтому принято изображать их красивыми молодыми людьми. В первой главе пророк Иезекииль очень подробно описывает и изображает их схожими с людьми внешне, за исключением наличия крыльев.

Главные различия

Серафимы и херувимы относятся к Высшей сфере ангельских чинов и являются наиболее приближенными существами к престолу Творца. Первые окружают Его и непрерывно славят, также они очищают людей от скверны, ведь именно такой ангел поднес огненный уголек к пророку Исайе, когда он предстал перед Отцом Небесным.

Херувимы же исполняют волю Бога и выполняют конкретную работу, так один из них охраняет Эдем и Дерево Жизни от человека. Именно они передают Небесное познание и Божественную волю не только низшим ангелам, но и людям.

Внешний вид этих двух ангельских чинов различается: первые имеют животноподобные тела, а вторые — человеческие. Цвет крыльев первых — алый, а у вторых — голубой и зеленый. В иконописи они изображается практически одинаково, за исключением эпохи Возрождения, когда херувимы рисовались в виде младенцев с крыльями.

Отображения в иконописи и литературе

Серафимы изображаются на иконах обычно алыми цветами, огненными, которые наиболее точно подходят для их горящей сущности и страстной любви к Богу и Небесной чистоте. Их описание можно встретить в апокрифических книгах Еноха и Юбилеев, а также в труде Дионисия «Небесная иерархия». Их рисуют с шестью крыльями, которыми они прикрывают свое тело и лицо.

Довольно подробное изображение можно увидеть на стенах и потолке церкви Преображение в Новгороде. Серафимы упоминаются в многочисленных литературных произведениях (Пушкин «Пророк»), а также музыкальных (Гребенщиков «Бурлак»). Изображает их и художник Васнецов в своей картине «Серафимы».

Херувимов обычно рисуют в лазурных тонах, также с 4 парами крыльев. Изначально на иконах они имели вид тетраморфов — существ с 4-мя сущностями: быка, человека, льва и орла. Именно так описывал их апостол Иоанн Богослов, хотя некоторые художники описывали их по словам пророка Иезекииля с колесами вместо ног.

Часто этот чин рисуется как престол для Иисуса Христа, его можно увидеть на множестве икон и стенах храмов. Несмотря на некоторые различия между этими ангельскими чинами, они служат Господу Богу и являются вестниками Его Божественной Воли для людей. Это божественные чистые существа поклоняются непрерывно Богу Творцу и зажигают Его огнем души людей.

Источник

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Что мы знаем о мире «Сил небесных»?

Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.

Первый лик

Серафимы

серафимы и херувимы что это такое в православии

Перевод: Ивр., гр. — горящие, огненные, пламенеющие;

Упоминание: Ис 6:2

Шестикрылые ангелы, наиболее приближенные к Богу. Свое название получили от той пламенной любви, которую имеют к Своему Создателю.

Херувимы

серафимы и херувимы что это такое в православии

Перевод: Ивр. керубим — умы, распространители познания и мудрости;

Четырехкрылые и четырехликие ангелы. Их главное служение — просвещение.

Престолы

серафимы и херувимы что это такое в православии

Образно, на них восседает Господь Бог, как на престоле, и вершит Свой суд.

Как учит Церковь, степень святости и приближенности этих чинов к Богу настолько высока, что достичь ее больше не может никто. Лишь только Божия Матерь (будучи человеком) сподобилась этой славы, как воспевает об этом Церковь: «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим».

Второй лик

Господства

серафимы и херувимы что это такое в православии

Являются незримыми наставниками поставленных от Бога земных властей, правителей. Также помогают человеку укрощать свои страсти, владеть ими.

серафимы и херувимы что это такое в православии

Наделены особой властью совершать чудеса, ниспосылают эту благодать праведникам и угодникам Божиим.

Власти

серафимы и херувимы что это такое в православии

Обладают властью укрощать силу падших ангелов, а также повелевают стихиями.

Третий лик

Начальства (Начала)

серафимы и херувимы что это такое в православии

Наделены правом повелевать законами вселенной, природы, а также оберегают народы и страны.

Архангелы

серафимы и херувимы что это такое в православии

Упоминание: Откр 12:7 и др.

Начальники ангелов. Учителя и провозвестники воли Божией для человека, передатчики Откровения.

Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства.

Ангелы

серафимы и херувимы что это такое в православии

Упоминание: Откр 1:7 и др.

Наиболее близки к человеку, являются проводниками воли Божией, а также хранителями, защитниками. В данном случае словом ангел обозначается именно чин Небесных Сил.

В более широком смысле этим словом называется представитель любого чина вообще, без конкретики.

Ангел-хранитель

Ангел, который незримо приставляется при крещении к конкретному человеку, чтобы молиться за него перед Богом и оберегать от зла.

В статье сказано: «Особое место в ангельской иерархии занимают архангелы архистратиги Небесных воинств. К ним относятся архангелы Михаил и Гавриил и еще пять архангелов — Иеремиил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Эгудиил, Варахиил. Архистратиг Михаил считается верховным архангелом, покровителем всего небесного воинства».

Однако там же выше говорится о том, что архангелы относятся лишь к ангелам третьего лика. Причина противоречия?

а в чем противоречие?

Если Михаил всего лишь архангел, то почему он архистратиг небесного воинства, а не какой-нибудь пламенный серафим?

Война не людьми придумана. В этом я увидел смысл статьи. Война задолго до людей появилась, как противоборство Ангельского войска верному Богу, против воинства Ангелов Люцифера. Да, это так. С тех самых пор как Люцик поднялся против Бога и Замысла Божьего насчет людей, так и идет эта война. И примирение тут невозможно. Только одна из Сил победит. И я Верю что этой Силой будет Бог и Его Ангельское воинство. Спасающее Мир людей.

Господь Бог всегда слышит мольбу матери или бабушки о исцелении ребенка?

Хотелось-бы узнать об отпавших ангелах, кем они были до падения, что делали и так далее?

Источник

Кто такие серафимы и херувимы в православии и в чем их отличие?

В Священном Писании указано, что до создания человека, Всевышним были созданы бестелесные сущности – ангелы. По сути – это разумные существа, сотворённые Господом, основная цель которых заключается в служении Небесному Отцу.

Способности ангелов

Сила воинов Небесного Царства даруется Господом. Именно Бог определяет круг способностей и возможностей, которыми они будут наделены. Христианскими сказаниями и писаниями были определены некоторые способности ангелов:

Ангелы отличаются друг от друга не только степенью власти и совершенства, но и направлением деятельности. Всевышний выделил разные зоны ответственности для этих созданий. Созданные бессмертными, они никогда не постареют и не умрут. Являясь служебными духами, принимают непосредственное участие в судьбе человечества.

Среди людей бытует ошибочное мнение, что ангелы существуют только в христианской религии. Так получилось, потому что христианство является единственной религией, в которой достоверно описывается иерархия ангелов. Конкретно это описывается в книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», которая была написана в 5 веке.

Ангельская иерархия

Согласно этой книге в Ангельских чинах принято различать три лика, а в каждом лике находится три чина. Т.е. всего 9 чинов. Рассмотрим первый лик, в котором выделяют следующие чины:

Серафимы

Серафимы — это ангелы, находящиеся к Богу ближе всех остальных.

Впервые они упоминаются в Ветхом Завете. Переведя слово «серафим» на древнееврейский, мы получим — «пламенеющий», что говорит нам о их пламенной любви к Создателю.

Они имеют три пары крыльев: одна пара необходима для полёта, другая для того, чтобы закрывать лицо и третья, чтобы закрывать ноги.

Имея любовь к Богу, Серафимы разжигают огонь этой любви и в сердцах других, предочищая душу Божественным огнем, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь.

Херувимы

В Небесной иерархии, херувимы занимают второе место, следуя сразу после серафимов. Книга Бытия гласит, что один из них удостоился охранять вход в Райский Сад, держа в руках огненный меч. Принято считать, что херувимы – средство передвижения Господа. В Библейском писании встречается изречение – «восседающий на херувимах», когда говорится о Всевышнем.

Они имеют две пары крыльев: одна пара поднята вверх, где крылья касаются друг друга, а вторая пара опущена вниз, где крылья закрывают тело.

Основные отличия

Серафимы являются ангелами высшего чина и наиболее приближены к престолу Господа. Вышеупомянутые ангелы полностью окружают Его, славят и бесперебойно воспевают, а также очищают человека от зла и скверных деяний.

Херувимы созданы исполнять волю Творца, выполняя поручения Всевышнего. Осуществляют передачу волю Господа и Святое Знание, не только ангелам низшего чина, но и людям.

Отличается цвет крыльев ангелов: серафимы имеют крылья алого цвета, а херувимы – лазурного. Также отличается количество крыльев: серафимы имеют три пары, в отличие от двух пар у херувимов.

Шестикрылые ангелы прославляют Творца у Его престола, пламенеют от любви к Нему, пробуждают любовь к Всевышнему в других созданиях. Херувимы же – заступники Небесного Отца, разумные создания, распространители знания, изваяния мудрости. Они непрерывно смотрят на Создателя и изрекают остальным полученную от Него информацию и мудрость.

Источник

Православная Жизнь

Рассказывает священник Владимир Долгих.

серафимы и херувимы что это такое в православии

21 ноября Православная Церковь почитает Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Благодаря корпусу сочинений «Ареопагитик» нам известно о девяти ангельских чинах, выстроенных в четкой иерархии, однако же при этом каждый из ликов упоминается и в Священном Писании. Поэтому, хотя многим из нас известны наименования ангельских чинов, я все же предлагаю попробовать немного глубже разобраться в данной теме.

Как обычно, начнем с самого верхнего чина – Серафимы. О них мы узнаем из шестой главы книги Исаии, где пророк описывает свое видение и внешний облик Серафимов: «Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал» (Ис. 6:1-2).

серафимы и херувимы что это такое в православии

Свт. Иоанн Златоуст указывает: само наименование Серафим свидетельствует, что эти сущности неусыпны, бдительны, стремительны. Их непрестанное служение заключается в воспевании и славословии Бога. Святитель подчеркивает, что подобно тому, как у престолов земных царей стоят люди с наилучшими достоинствами, так и у Престола Божия служит наивысший ангельский чин. Описание внешнего вида Серафимов с помощью известных чувственных образов (крылья, перья) есть попытка снисхождения пророка к слабости слушателей. Полет Серафима вокруг престола Божия, пишет прп. Максим Исповедник, не есть полет в нашем материальном понимании. Мы помним, что по причине бестелесности и разумности Небесные Силы называют также духами или умами. Исходя из этого, прп. Максим указывает, что полет Серафима есть движение ума вокруг Бога, как Центра, из Которого и воссияли, т. е. получили свое бытие умы Небесные, ведь «Он – причина всего прекрасного».

Херувимы. Об этом ангельском чине мы узнаем из описания внешнего вида Ковчега Завета, который Бог поручил сделать Моисею (Исх. 25:18-20; 37:7-9) и о котором также вспоминает апостол Павел (Евр. 9:5), а также из видения пророка Иезекииля (Иез. 10:6). В переводе с иврита наименование этого лика означает «ум», поэтому свт. Григорий Великий говорит, что Херувимы – это распространители полноты познания. Первейшим источником познания Бога для нас является Откровение (Священное Писание).

серафимы и херувимы что это такое в православии

Именно поэтому на Ковчеге Завета были изображены лишь два Херувима, что указывает на два Завета. Также, по мнению прп. Максима, Херувимы способны воспринимать «высочайшее светодаяние и созерцать в первозданной силе благолепие Богоначалия, преисполняться умудряющего преподания и обильно приобщать вторичных к излитию дарованной премудрости». Таким образом, этот ангельский лик является распространителем познания не только для людей, но и для низших чинов. В другом месте прп. Максим указывает, что именно Херувимы вкладывают огонь (под которым можно понимать действующую, пророчествующую, исцеляющую и обличающую благодать) в уста и руки святых.

Престолы. Если мы посмотрим на икону «Спас в Силах» прп. Андрея (Рублева) или продолжателя его иконописной традиции – Дионисия, то увидим, что у ног Христа изображены некие колеса с крыльями – это Престолы.

серафимы и херувимы что это такое в православии

Их внешний вид, насколько это вообще возможно, описан в первой главе книги пророка Иезекииля, само же наименование – Престолы – мы встречаем у апостола Павла (Кол. 1:16). В корпусе «Ареопагитик» говорится, что Престолы не имеют никакой «до уровня ног сниженности». Эту замысловатую фразу проясняет прп. Максим и указывает, что Престолы не соприкасаются ни с чем материальным. Также чин Престолов называют Богоносным, т. е. буквально несущим Бога, ведь умопостигаемый Бог покоится на них. Как и Херувимы, Престолы «получаемое ими осияние они затем передают находящимся ниже».

О следующей ангельской триаде, состоящей из Господств, Сил и Властей, нам становится известно только из Посланий апостола Павла.

серафимы и херувимы что это такое в православии

Господства (Кол. 1:16; Еф. 1:21). В нашем языке понятие «господства» неразрывно связано с такими понятиями, как «тирания» и «деспотизм», но в отношении ангельского чина – пишет автор корпуса «Ареопагитик» – это указание на избавление от всякого порабощения. Для нас, людей, данное замечание имеет важное значение и указывает на образ служения Господств. Первое, что порабощает человека, – это грех, порок, материальность. Господства же посекают всякое чувственное вожделение и помогают властвовать над ним.

Силы (Рим. 8:38; Еф. 1:21). Как и в предыдущих случаях, наименование чина уже отражает его некоторые характерные свойства. Силы в этом плане обладают мужественностью и не изнемогают бессильно при подаваемых им «богоначальных осияниях». Они обращены к Источнику Силы и, что необходимо в Небесной иерархии, преподают эту силу нижестоящим чинам.

Власти. О них мы узнаем по тем же ссылкам, что и о Господствах. Из корпуса «Ареопагитик» не совсем понятно, что входит в функции данного чина. Автор лишь говорит, что наименование Властей указывает «на учрежденность надмирной разумной власти». Все Небесные чины устремлены ввысь – к Богу. В иерархии бытия человек стоит ниже их, но каждый чин, в том числе непосредственно соприкасающийся с человеком, обладает властью «неудержимо к божественному с благочинием восходящей и следующих за ней благообразно возводящей». Получается, что источником этой, возводящей к Богу, власти являются Власти как ангельский чин, а для них Источник власти – Сам Бог.

Следующую триаду возглавляют Начала, о которых нам также сообщает апостол Павел. Их функции схожи с функциями Властей и заключаются в том, чтобы направлять к «сверхначальному Началу». Больше об этом таинственном чине что-то сказать крайне сложно, так как даже в корпусе «Ареопагитик» о нем даны лишь максимально краткие сведения, а прп. Максим Исповедник оставил всего одно пояснительное предложение: «Самого началотворного Начала сверхсущественное чиноначалие проявляет этот чин начал».

Архангелы. В Священном Писании Архангелом назван лишь Михаил (Иуд. 9). В Откровении нам сообщается, что Михаил со своими ангелами «воевали против дракона» (Откр. 12:7), т. е. против диавола. В связи с этим мы привыкли мыслить чин Архангелов как наивысший, что не сообразуется с иерархией, представленной в корпусе «Ареопагитик».

серафимы и херувимы что это такое в православии

Но возможно, что Архистратиг Михаил относится к какому-то другому, неизвестному нам чину. Автор корпуса передает нам следующие сведения об Архангелах: «Святой архангельский чин, благодаря срединному положению в иерархии, общительно соприкасается с краями. И со святейшими началами он общается, и со святыми ангелами, – с одними потому, что он изначально устремлен к сверхсущественному Началу; с другими же – потому что он принадлежит пророческому чину, иерархически через первые силы получающему богоначальные осияния и благообразно возвещающему их ангелам».

Ангелы. Этот хорошо нам знакомый чин, пожалуй, наиболее из всех должен именоваться ангельским, так как он непосредственно соприкасается с материальным миром и человеком, заботясь о нас и возвещая Божью волю.

Как видим, писать, говорить о высших Небесных чинах кране сложно. Их функции, внешний вид, служение – все покрыто таинственностью, тогда как об Ангелах можно вообще не говорить, ведь каждый из нас вспомнит не один пример явления Ангелов, как в Священном Писании, так и в Предании. То, что ближе к нам, то и понятней, но 21 ноября у православных христиан есть возможность для молитвенного почитания всего ведомого и неведомого разнообразия Небесных Сил и Бога, так гармонично и премудро утроившего иерархию сотворенного Им бытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *