семела это что за мука
Семола и семолина, чем отличаются эти ингредиенты
«Semola» — мука крупного помола из пшеницы твердых сортов. Частицы с острыми краями и размерами от 200 до 400 микрон. Семолу получают путем измельчения и просеивания зерна, освобожденного от оболочек (т.е. из центральной части эндосперма). “Semolato” — крупка из твердой пшеницы.
В некоторых рецептах блюд итальянской кухни часто встречаются неизвестные ингредиенты — например, Semola и Semolina. Рассказываем, что «оно такое» и чем эти продукты отличаются друг от друга.
Также мы подскажем, какими русскими продуктами можно заменить «иностранные» ингредиенты, если их нет на прилавках магазинов.
Обратите внимание! Кому-то может показаться, что семола и семолина — это просто разные названия одного и того же продукта.
На самом деле это не так. Общее у этих ингредиентов только одно — они производятся из пшеницы твердых сортов.
Чтобы понять, что такое семола и семолина, достаточно просто перевести эти итальянские термины на русский язык. И получается вот что:
Semolina – манная крупа.
Перевод облегчил нам задачу, но многое еще остается непонятным. Поэтому давайте поглубже покопаемся в этом вопросе.
Что такое Semola и что представляет собой Semolina
Семола мука — это мука крупного помола, которая получена при измельчении зерен пшеницы твердых сортов. Из «мягкотелой» пшеницы semola не производится (по крайней мере, в Италии).
А вот семолина — это манная крупа, которая производится на мукомольных предприятиях из пшеницы твердых сортов.
Причем, семолину используют не только для приготовления манной каши на молоке.
Этот ингредиент входит в состав рецепта самых разных итальянских блюд, начиная от традиционной итальянской пасты и заканчивая клецками ньокки.
Также семолину используют в качестве добавки при приготовлении теста для пиццы.
Различные итальянские десерты в виде запеканок и пудингов также редко обходятся без использования семолины. Поэтому нет ничего удивительного в том, что этот ингредиент часто встречается в рецептах.
Кстати, очень часто семолину из твердых сортов пшеницы используют как альтернативу панировочным сухарям из хлеба — применяют для панировки мяса и рыбы.
Как мы уже писали выше, классическая semolina производится из пшеницы. Но встречаются и другие виды семолины — например, из зерен кукурузы.
Какими продуктами можно заменить семолину и семолу?
В случае с семолиной первое, что приходит на ум — это обычная манка. Вроде бы все логично. Но не совсем.
Еще раз обращаем внимание на то, что настоящая итальянская семолина, которая упоминается в некоторых рецептах традиционных итальянских блюд, производится из твердых сортов пшеницы.
Тогда как манка — в большинстве случаев (во всяком случае, на территории России) производится из мягких сортов пшеницы.
Если в магазине вы не нашли семолину, теоретически ее можно заменить манкой. Но нужно выбирать манку с маркировкой «Т», которая произведена из твердых сортов пшеницы.
Также в продаже встречается манка под другими маркировками:
«МТ» — это комбинированный вариант (80% сырья — это пшеница мягких сортов и остальная часть – твердых);
«М» — манная крупа, произведенная исключительно из «мягкотелой» пшеницы (годится она в основном для приготовления манных каш).
Манную крупу, изготавливаемую из твердых сортов пшеницы, вполне можно называть семолиной. Торговая марка «Мистраль», например, так и выпустила ее под названием «крупа манная Семолина».
В случае с семолой все намного проще. Если в магазине вы не нашли продукт конкретно с таким названием, то можно купить любую муку грубого помола, которая произведена из зерен пшеницы твердых сортов (на самой упаковке продукта вы найдете всю необходимую информацию о его составе).
Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве
Про искусство
Main Menu
Зевс и Семела
Семела — четвёртая дочь мифического основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса, которого она зачала от самого Зевса
Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу, в чем бы она ни заключалась и поклялся ей в этом нерушимой клятвой богов, священными водами подземной реки Стикса. Но возненавидела Семелу великая богиня Гера и захотела ее погубить.
Семела слышит, что кто-то стучится в ее двери. Открывает и видит — перед ней ее старая няня, уже давно живущая в дальнем хуторе. Обрадовалась ей Семела, вводит к себе, показывает свое новое ожерелье. Старушка как-то странно улыбается: «Хороша-то ты, хороша, дитятко; жаль только, что все еще незамужем». Вспыхнула царевна: «Никакого мужа мне не надо!» И рассказывает ей, что к ней ежедневно спускается с небесных высот сам Зевс в образе прекрасного молодого человека и что он живет с ней как с женой и любит гораздо больше, чем свою божественную супругу, владычицу Олимпа Геру. Еще страннее улыбается старушка. «Хорошо, коли правда, — говорит она, — но что, если этот молодой человек — обыкновенный молодой человек и если он обманывает тебя, выдавая себя за Зевса?» — «Этого быть не может!» — «Я и не говорю, что это так; но почему бы тебе не испытать его?» — «Каким образом?» — «А вот каким: когда он опять к тебе придет, возьми с него клятву, что он исполнит твое желание — а затем потребуй, чтобы он явился к тебе в своем божественном величье, каким он является своей божественной супруге Гере». Семела призадумалась: и в самом деле, почему бы его не испытать? Ей самой обидным показалось, что Зевс никогда не показывается ей в своем настоящем виде.
Она не знала, что мнимая старушка была не кто иная, как сама Гера, пришедшая погубить земную избранницу своего небесного супруга.
Неласково встретила Семела своего высокого гостя. «Зачем так нахмурилась? Иль недовольна?»
— «Да, недовольна». — «Скажи, чем!» — «А ты исполнишь то, чего я пожелаю?» — «Исполню». — «Поклянись». — «Клянусь!» — «Стань передо мной, как ты показываешься Гере!» Вздрогнул Зевс: «Несчастная! Возьми назад свое неразумное желание!» Но Семела настаивала на своем — и Зевс покинул ее.
И тотчас небо заволокло страшными грозовыми тучами; земля окуталась мраком, точно ночь настала среди бела дня. Поднялся неистовый ураган; глухой рев стоял над Кадмеей, деревья ломались, черепицы срывались с кровель. Семела стояла у открытого ставня, ни живая ни мертвая от страха. Вдруг раздался оглушительный грохот, все небо мгновенно озарилось пламенем — и она увидела перед собой того, кого она любила, но увидела в ризе из огня, со всепалящим перуном в руке. Одно мгновенье — и она пала к его ногам, вся охваченная жаром молнии; еще мгновенье — и ее тело рассыпалось раскаленным пеплом, и на месте, куда она упала, лежал младенец дивной красоты. Зевс схватил его и исчез, оставляя терем добычею всепожирающего огня.
И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, неспособный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен был на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын великого Зевса. Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.
Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще так мал и слаб, что не мог бы жить, то зашил его Зевс себе в бедро. В теле отца своего, Зевса, Дионис окреп, и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца Зевса. Тогда царь богов и людей призвал сына своего, быстрого посланника богов, Гермеса, и велел ему отнести маленького Диониса к сестре Семелы, Ино, и ее мужу Атаманту, царю Орхомена, они должны были воспитать его.
Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес. Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долину и отдал там на воспитание нимфам. Дионис вырос прекрасным, могучим богом вина, богом, дающим людям силы и радость, богом, дающим плодородие. Воспитательницы Диониса, нимфы, были взяты Зевсом в награду на небо, и светят они в темную звездную ночь, под названием Гиад, среди других созвездий.
Позднее в Фивах в то помещение, в котором находилась Семела, было запрещено входить. С неба вместе с молнией упал деревянный чурбан. Полидор отделал этот обрубок медью и назвал его Дионисом Кадмом.
Когда сын Семелы, после многочисленных подвигов, стал небожителем, он, подобно Гераклу, снизошёл в преисподнюю и, торжествуя победу над силами ада, вывел оттуда Семелу, которая с того времени заняла место на Олимпе в кругу богов под новым именем Фионы (Thyone). Дионис вначале привел её в храм Трезена. Изведение Семелы из Аида изображалось на празднике Героида в Дельфах. Она была, как одна из менад, постоянной спутницей божественного сына, в священных ли таинствах, или в весёлых торжественных странствованиях по земле.
Уже Гесиод и Пиндар, оба — беотийские поэты, упоминают о Семеле, как о небожительнице. Ей посвящён XLIV орфический гимн. Действующее лицо трагедии Эсхила «Семела, или Водоносицы» (фр.168 Радт), трагедии Каркина Младшего «Семела», Диогена «Семела», трагедии Спинфара «Семела, пораженная перуном», ряда комедий и дифирамба Тимофея.
В чем разница между семолиной и манной крупой?
Семолина — это зернистый продукт, созданный путем измельчения твердой пшеницы. Ее используют для производства макаронных изделий, горячих завтраков, кускуса и даже детского питания.
Семолина имеет свои качественные параметры, которые определяют ее пригодность для изготовления макаронных изделий: грануляция, влажность, цвет, качество клейковины, зольность и пр.
Чтобы семолина была качественной, отсеивают все семена с коричневыми и черными пятнами, поскольку эти же пятна могут проявиться и в готовых макаронных изделиях. С пшеницы твердых сортов отсеивают все инородные материалы и камни, обесцвеченные ядра пшеницы, отруби, чтобы провести полную очистку.
Иногда можно встретить семолину с кукурузы или риса, но настоящей считается семолина, приготовленная из твердых сортов пшеницы. Возможно, поэтому ее очень часто путают с манной крупой.
Основное отличие состоит в том, что манка готовится из мягких сортов пшеницы, а семолина – из твердых сортов или смеси мягких и твердых сортов пшеницы.
Из этой статьи вы узнаете:
Что такое семолина?
Фактически это всего лишь обычная мука или крупа в зависимости от размера смолотых зерен, сделанная из твердой пшеницы. С обычной пшеничной мукой знакомы все. Но на самом деле существует много разных видов пшеничной муки.
Наша привычная выпечка сделана из так называемой обычной пшеницы мягкого сорта. Она составляет около 80% или более всего урожая пшеницы в мире.
С другой стороны семолина изготавливается из самого твердого сорта пшеницы дурум или смеси твердой и мягкой пшеницы.
Твердая пшеница растет преимущественно на среднем востоке и составляет всего 5 — 8% от всей посеянной пшеницы в мире. Основное визуальное различие, которое можно заметить, это то, что семолина немного грубее традиционной муки и может быть слегка золотистой. Но цвет тоже будет зависеть от конкретных сортов пшеницы.
У семолины немного земляной аромат, по сравнению с обычной пшеничной мукой, но вы, вероятно, не заметите этого, пока не откроете дома пакет муки!
Питательная ценность семолины
Этот зернистый продукт применяется аналогично муке. Его используют для производства хлеба и хлебобулочных изделий. Считается, что мягкая пшеничная мука обычно более подходит для хлебобулочных изделий, а семолина больше подходит для макарон, пиццы и плоского хлеба.
С точки зрения питательной ценности 100 г семолины из твердой пшеницы содержат 314 ккал (75,5% углеводов, 8,03% жиров, 16,43% белка). Причем точно такое же количество мягкой пшеницы содержит 340 ккал (85,6% углеводов, 12,1% белка, 2,26% жиров).
Благодаря тому, что семолина сделана из твердой пшеницы, то любые продукты, приготовленные с нее, медленно насыщают вас и вы не почувствуете голод слишком быстро.
Кроме того, семолина содержит калий, несколько витаминов В-комплекса (тиамин, фолиевую кислоту), витамин Е. Они помогают поддерживать метаболизм и укрепляют иммунную систему организма.
Достаточно в ней и минералов, таких как фосфор, железо, цинк и магний, которые помогают укреплять кости и улучшают работу нервной системы. Можно с уверенностью сказать, что семолина — быстрый и питательный источник энергии.
В семолине содержится глютен, а значит, она небезопасна для тех, кто страдает целиакией или чувствительностью клейковины.
Как семолина используется в кулинарии?
Она обычно используется для изготовления макарон, пудингов, злаков и кускуса. Это очень важный ингредиент во многих индийских блюдах. В Северной, Западной Европе и Северной Америке, семолина, отваренная в молоке, подается в виде десерта.
Итальянцы используют ее для изготовления ньокки и макарон. В южноиндийской кухне она используется для приготовления соленых блюд, таких как Рава-Доса и Упма.
При изготовлении макаронных изделий семолина создает приятную текстуру с не менее приятным вкусом. Во многих западных странах, ее ароматизируют ванилью и подают с вареньем.
Самой простой способ приготовления в США – это обычная каша, но ее также добавляют в супы. Очень вкусная каша семолина, приготовленная на молоке и подслащенная тертым шоколадом. Она отлично сочетается с изюмом и любым молоком.
В Эстонии, Швеции, Финляндии и Латвии каша варится на соке ягод, а потом взбивается в легкую и воздушную консистенцию. В Северной Африке готовят с ней торты, которые подают на завтрак с медом или джемом.
Даже в Греции есть десерт на основе заварного крема из семолины. На Кипре этот зерновой продукт сочетают с миндалем. В Непале он используется для приготовления сладких блюд, таких как халва.
Семолина также известный ингредиент для приготовления хлеба, пиццы, бисквитного теста, пудингов, макарон, кускуса и пр.
Как получают муку семолина?
Производство продуктов из твердой пшеницы может быть весьма запутанным делом.
Все начинается с твердой пшеницы. Ее измельчают как в муку грубого помола, так и в твердую муку. Хотя оба продукта обладают высоким содержанием белка и клейковины, они имеют разные текстуры и используются для разных целей. При этом в обоих присутствует золотистый оттенок.
Процесс фрезерования выполняется в несколько этапов. Как правило, эндосперм, который является крахмалом, присутствует в большинстве цветковых растений. Он обеспечивает питание для растущего растения и составляет самую большую часть зерна пшеницы.
Эндосперм отделяют от отрубей и зародышей. Самая твердая пшеница из шести классов пшеницы – durum, означает «жесткий» на латыни. Эндосперм из твердой пшеницы сопротивляется разрушению во время фрезерования, что идеально для измельчения в семолину.
Получается крупная зернистая мука с текстурой, аналогичной кукурузной муке. После этого семолину дальше измельчают в муку, в результате чего образуется мелкий порошок. Этот продукт представляет собой твердую муку.
Существуют и цельнозерновые версии семолины. Они содержат больше клетчатки. Семолина, изготовленная путем фрезерования эндосперма вместе с отрубями и зародышами, имеет более темный цвет и грубую текстуру. Но она содержит больше волокон и питательных веществ.
Семолина имеет высокое содержание протеинов и клейковины. Как правило, клейковина обеспечивает эластичность, а также пластичность или способность удерживать форму. А вот клейковина из мягких сортов пшеницы не особенно эластична, поэтому и макароны из нее разваливаются.
Крупнозернистая мука из семолины идеально подходит для твердых макаронных изделий, так как позволяет макаронам сохранять свою форму после приготовления. А естественно богатый цвет эндосперма твердой пшеницы придает макаронам свой золотистый оттенок.
Вместе с тем, она подходит и для более мягкой лапши. Такое тесто можно легко превращать в любые формы макарон, которые изгибаются или скручиваются при приготовлении, например, спагетти или лингуине.
Некоторые производители макаронных изделий предпочитают именно твердую муку. Она легко смешивается с водой и образует гладкое тесто, с ней легче работать, чем с крупнозернистой мукой.
Можно ли считать семолину здоровым питанием?
Как мы уже упоминали, она считается высокобелковой мукой (примерно 21 г белка на чашку против 16 г белка на чашку для обычной муки). Она также содержит более высокие концентрации минералов, таких как железо, цинк, селен, калий и фосфор.
Калий помогает перемещать питательные вещества в наших клетках и помогает поддерживать регулярное сердцебиение. В то время как фосфор помогает организму переваривать углеводы и жиры и поддерживать почки в хорошем состоянии.
Вот лишь некоторые ее преимущества:
1) Не позволяет набирать вес
Основной причиной увеличения веса является голод. Разные закуски и быстрые фастфуды не обеспечивают организм необходимыми питательными веществами и энергией. В результате мы кушаем все больше и больше.
Многие диетологи рекомендуют чаще употреблять продукты богатые клетчаткой. Точно такое же решение предлагает и семолина. Она способна сдерживать голод, потому что очень медленно вырабатывает энергию. К тому же клетчатка помогает пищеварению.
2) Полезна диабетикам
Низкий гликемический индекс семолины позволяет пациентам с диабетом часто питаться этой крупой. Она обеспечивает организм достаточным количеством энергии и не повышает уровень сахара.
3) Сбалансированная диета
Мука из пшеницы грубого помола — отличный источник жизненно важных минералов и питательных веществ, таких как витамины группы B и клетчатка. У нее низкое содержание натрия и холестерина.
4) Обеспечивает организм энергией
Семолина рекомендуется людям с активным образом жизни. Она заряжает энергией и повышает производительность. Для тех, кто соблюдает правильное питание, то эту кашу лучше есть на ужин вместе с овощами.
5) Облегчает работу кишечника
Волокна улучшают пищеварительные функции в организме. Они помогают легко переваривать пищу и облегчают движения в кишечнике.
6) Укрепление иммунитета
Семолина содержит селен, витамин Е и витамин В, которые укрепляют иммунную систему. Эти вещества необходимы для усиления иммунной реакции для противодействия заболеваниям.
7) Действует как антиоксидант
Селен также действует как антиоксидант. Он предотвращает окисление ДНК-клеток и клеточных мембран. Само возникновение окисления уже вызывает различные заболевания в организме, такие как болезни сердца. Очень важно, чтобы организм получал достаточное количество селена естественным путем.
8) Здоровая нервная система
Известно, что семолина полезна для нервной системы. Она содержит магний, цинк и фосфор, необходимые для правильной работы нервной системы.
9) Предотвращает анемию
Анемия появляется из-за низкого количества эритроцитов в крови. А вот железо просто необходимо для увеличения количества эритроцитов.
Семолина содержит достаточное количество железа, которое требуется нам каждый день. Присутствие железа в организме не только предотвращает анемию, но и улучшает кровообращение.
10) Здоровое сердце
Селен необходимый для предотвращения сердечно-сосудистых заболеваний. Он сохраняет сердце в хорошей форме. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что семолина тоже полезна для сердечно-сосудистой системы, предотвращая сердечные заболевания, сердечные приступы и пр.
11) Питание кожи
Семолина — отличный источник белка, который нужен коже, он помогает сохранять ее красоту и здоровье.
12) Предотвращает высокий уровень холестерина
Мука из твердых сортов пшеницы имеет низкое содержание жира и холестерина. Это важно, когда вы хотите предотвратить развитие высокого уровня холестерина.
Семолина также не содержит трансжирных кислот и насыщенных жиров, что полезно в предотвращении высокого уровня холестерина. Поэтому она предотвращает появление и других сложных заболеваний в долгосрочной перспективе.
Как правильно хранить крупу?
Меры предосторожности:
Пару рецептов с семолиной
1) Поджаренный картофель с чесноком и тимьяном
Ингредиенты указаны на 6 порций:
Для начала сварите картофель в подсоленной воде. Варите не более 15 минут, чтобы он легко пронизывался ножом, но еще сохранял свою форму. Слейте воду и оставьте картофель охлаждаться.
Потом почистите картофель, разрежьте каждую картофелину на 3 – 4 части. Нагрейте духовку до 180º C. На противень выложите картофель, бросьте порезанный чеснок, вылейте оливковое масло и поверх притрусите семолиной.
Можете немного помешать картофель, чтобы все равномерно распределилось. Сверху выложите веточки тимьяна. Выпекать в течение 45 минут, пока картофель не станет хрустящим и золотистым.
2) Торт с медовым сиропом
Ингредиенты указаны на 8 порций:
Медовый сироп:
Взбить масло, сахар и измельченную кожуру апельсина миксером до легкой и пушистой консистенции. По одному добавляйте яйца и продолжайте взбивать. На этом этапе смесь будет выглядеть немного свернутой. Дальше добавляйте понемногу йогурт, семолину и обычную муку.
В смазанную форму выложите тесто, а поверх притрусите миндалем. Поставьте в разогретую духовку до 180 ° C на 50 минут.
Пока торт печется, сделайте сироп. Соедините все ингредиенты в кастрюле среднего размера. Помешивайте на медленном огне до растворения сахара. Доведите до кипения и осторожно мешайте в течение 5 — 8 минут, пока сироп слегка не загустеет.
Украшать остывший торт сиропом или подавать его в тарелке – на ваше усмотрение.
Богиня Семела
Имя Семела фригийского происхождения, оно значит «земля»; вероятно, Семела была фригийско-фракийским божеством земли. Миф же о рождении Диониса от Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к нему не принадлежавшего.
ГЕНЕАЛОГИЯ
Родители
Кадм & Гармония (Hesiod Theogony 940, Pindar Dithyrambs, Pindar Pythian 3, Apollodorus 3.25, Pausanias 9.5.2, Diodorus Siculus 4.2.1, Hyginus Fabulae 179, Nonnus Dionysiaca, et al)
Дети
Дионис (от Зевса) (Hesiod Theogony 940, Homeric Hymns 1 & 7 & 26, Pindar Pythian 3, Bacchylides Frag 19, Apollodorus 3.26, Pausanias 3.24.4, Diodorus Siculus 4.2.1, Hyginus Fabulae 179, Nonnus Dionysiaca, et al)
ЦИТАТЫ ИЗ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЕЛЫ
Пиндар. IV. Дифирамбы. 70b=79. Дифирамб фиванцам. «Нисхождение Геракла, или Кербер». (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 201) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«…Где когда-то Гармонию, говорит молва,
Взял в жены Кадм за высокий ее дух, –
И вняла она голосу Зевса:
Родилось от нее племя [в том числе Семела], славное между
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. IV (2) (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«У Кадма родились [от Гармонии] дочери Автоноя, Ино, Семела и Агава и сын Полидор».
Павсаний. Описание Эллады. Книга IX. Беотия. V. 1. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Брак Кадма был блестящим, если, согласно эллинским сказаниям, он женился на дочери Афродиты и Ареса [Гармонии]. И дочери его заслужили великую славу, так как Семела имела сына от Зевса…»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. II. (1). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Кадм… взял в жены Гармонию… которая родила ему дочерей Семелу…»
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 179. Семела. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 214):
«Кадм, сын Агенора и Аргиопы, имел от Гармонии, дочери Марса и Венеры, четырех дочерей – Семелу, Ино, Агаву и Автоною – и сына Полидора».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь V. 191-205. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 56) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Гармония потомство многое явит из лона
По истечении времени, роды успешными будут,
Освободится от бремени дева, дочек родивши,
Девять лунных кругов пройдет, их будет четыре:
Автоноя из лона плодного явится первой,
Девять месяцев матерь носила, прежде чем болью
Разрешиться рожденья. Ино благая от той же
Родилася четы, супруга царя Афаманта,
Дважды матерь. Агава третьей дочерью стала,
Сочетавшися браком с одним из Гигантов, явила
Сына супругу, рожденному от драконьего зуба;
Дивным Харитам [Грациям] подобна ликом, будящим страсти,
Дочкой четвертой Семела была, предназначена Зевсу –
Только лишь ей одной, хоть и младшей, очарованье
Даровала природа, неподвластное смертным!»
СЕМЕЛА, ЗЕВС И РОЖДЕНИЕ ДИОНИСА
Гесиод. Теогония. 940-942. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48-49) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Кадмова дочерь, Семела, в любви сочетавшись с Кронидом [Зевсом],
Сына ему родила Диониса, несущего радость,
Смертная – бога. Теперь они оба бессмертные боги».
Гомеровские гимны. XXXIV. Отрывки гимна к Дионису. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 176) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«… На Алфее глубокопучинном
Зевсу Семела тебя, забеременев, на свет родила,
Отрасль Кронида, Зашитый в бедро! Утверждают другие,
Будто бы в Фивах божественных ты, повелитель, родился.
Гомеровские гимны. VII. Дионис и разбойники. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 166) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«О Дионисе я вспомню, рожденном Семелою славной…»
Гомеровские гимны. XXVI. К Дионису. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 172) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем,
Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы».
Пиндар. Пифийские песни. 3. Гиерону Сиракузскому утешение в болезни. Год – 474 (?). 98-99. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 73) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«… Сам нисходил Зевес к вожделенному ложу
белолокотной Фионы [одной из дочерей Кадма и Гармонии]…»
Вакхилид. Дифирамбы. Песнь 19, для афинян. 46-48. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М: Наука, 1980. – С. 272) (5 в. до н. э.):
В семивратных Фивах
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. IV (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 51) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Влюбившись в Семелу, Зевс тайно от Геры разделил с ней ложе. Когда Зевс пообещал ей, что сделает все, о чем она только его ни попросит, Семела, введенная в обман Герой, попросила его прийти к ней в том же самом виде, в каком он пришел свататься к Гере. Не имея возможности уже отказать Семеле, Зевс прибыл в ее брачный чертог на колеснице с молниями и громами и метнул перун. Семела, от страха упав замертво, родила шестимесячное дитя, а Зевс извлек дитя из огня и зашил его в свое бедро. После смерти Семелы остальные дочери Кадма распустили слух, будто Семела разделила ложе с каким-то смертным человеком и стала после этого лгать, будто бы ее любовником был сам Зевс, за что она и была убита перуном».
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. IV (4). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 52) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Позднее, однако, Актеона растерзали собственные псы на склонах горы Киферон. Причиной гибели Актеона, по словам Акусилая [мифографа 6 в. до н. э.], был гнев Зевса, вызванный сватовством Актеона к Семеле».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. II. (2-3). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Восхищенный красотой Семелы, Зевс сочетался с ней, но поскольку их связь продолжала оставаться тайной, Семела усмотрела в этом прeнeбpeжeниe и поэтому упросила бога соединиться с ней так, как он сочетался с Герой. (3) И вот Зевс явился так, как и подобает этому богу – с громами и молниями, чтобы вступить с Семелой в связь во всем своем великолепии. Семела была беpeмeннa и, не в силах перенести явившегося ей величия, выкинула плод, а сама погибла в пламени. Зевс взял дитя, отдал его Гермесу и велел отнести в пещеру, находившуюся в Нисе, между Финикией и Нилом, и передать нимфам…»
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. 52. (2). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«… Когда Семела еще до родов была поражена молнией, Зевс взял плод и зашил себе в бедро…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XXIV. 3. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Здешние жители [города Брасии] в противоположность всем другим эллинам рассказывают следующее: Семела, родившая сына от Зевса и уличенная Кадмом, была заключена в бочку вместе с Дионисом. Эта бочка была подхвачена волнами и, как говорят, была выброшена на эту землю; так как Семела не пережила уже всего этого, то они ее пышно похоронили, а Диониса, говорят, воспитали. Поэтому у них и город, до тех пор называвшийся Орейатами, был переименован в Брасии, вследствие того, что на эту землю была выброшена бочка… К этому жители Брасии еще прибавляют, что Ино, блуждая по земле, прибыла в их страну, а придя пожелала стать кормилицей Диониса. Они между прочим показывают пещеру, где Ино воспитала Диониса, а равнину называют садом Диониса».
Филострат Старший. Картины. Книга I. 14. Семела (1, 2). (Источник: Филострат (старший и младший). Картины. Каллистрат. Описание статуй. – Томск: «Водолей», 1996) (греческий ритор 3 в. н. э.):
«[Якобы описание греческой картины в Неаполе:]
Перед тобой на картине ужасного вида Гром и Молния, у которой из глаз исходит ослепляющий блеск; страшный небесный огонь, охвативший царский дворец, – все это относится к тому сказанию, которое, конечно, ты знаешь хорошо. Огненная туча, объявшая Фивы, разражается над домом Кадма: это Зевс пришел к Семеле с любовным свиданьем, и гибнет Семела, мы можем по крайней мере так думать. Но из этого огня, клянусь Зевсом, рождается Дионис. Неясно проглядывает облик Семелы, она возносится на небо, и музы там ее примут, славя песнями, а Дионис из разверзшегося лона матери внезапно появляется на свет – и меркнет пред ним весь этот огонь, так как сияет он сам, как звезда, что кидает свой яркий свет».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 167. Либер. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 201):
«Либер [Дионис-Загрей], сын Юпитера [Зевса] и Прозерпины [Персефоны], был разорван титанами. Его растертое сердце Юпитер [Зевс] дал в питье Семеле. Когда она забеременела от него, Юнона превратилась в Берою, кормилицу Семелы, и сказала: питомица, попроси у Юпитера, чтобы он пришел к тебе так, как к Юноне, чтобы ты знала, какое наслаждение возлежать с богом. Подстрекаемая ею, она попросила Юпитера и была поражена молнией. Из ее чрева Юпитер вынул Либера [Диониса] и дал воспитывать Нису, отчего его назвали Дионисом и дали прозвание Двухматеринского».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 179. Семела. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 214-215):
«Юпитер [Зевс] захотел сочетаться с Семелой. Когда Юнона [Гера] узнала это, она, превратившись в Берою, кормилицу Семелы, пришла к ней и убедила попросить Юпитера прийти к ней так же, как он приходит к Юноне, чтобы ты поняла, как она сказала, какое наслаждение возлежать с богом. Тогда Семела попросила Юпитера [Зевса], чтобы он пришел к ней так. Он согласился и пришел с молнией и громами, а Семела сгорела. Из ее лона родился Либер [Дионис], которого Меркурий [Гермес] выхватил из огня и дал воспитывать Нису, поэтому по-гречески его зовут Дионисом».
Овидий. Метаморфозы. Книга третья. 259-317. (Источник: Публий Овидий Назон. Метаморфозы / Перевод с латинского С. В. Шервинского. – М.: Художественная литература, 1977) (римский эпос 1 в. до н. э. – 1 в. н. э.):
«Но тут подоспела причина
Новая горести ей [Юноне-Гере]: тяжела от Юпитера [Зевса] стала
Дева Семела. Дала языку она волю браниться.
«Много ли бранью своей я достигла? – сказала богиня, –
Надо настичь мне ее самое! – коль не тщетно Юноной [Герой]
Я превеликой зовусь – погублю, если я самоцветный
Скиптр достойна держать, коль царствую, коль Громовержцу
Я и сестра и жена, – сестра то наверно! Но срама,
Думаю, ей уж не скрыть: мой позор не замедлит сказаться.
Плод понесла! Одного не хватало! Открыто во чреве
Носит свой грех и матерью стать от Юпитера [Зевса] только
Хочет, что мне-то едва удалось, – в красу свою верит!
Ну так обманется в ней! Будь я не Сатурния, если
Деву любезник ее не потопит в хлябях стигийских!»
Молвив, с престола встает и, покрытая облаком бурым,
Входит в Семелин покой; облака удалила не раньше,
Нежель старушечий вид приняла, виски посребрила,
Коже глубоких морщин придала и дрожащей походкой
С телом согбенным пошла; старушечьим сделала голос,
Ей Бероеей представ, эпидаврской кормилицей девы;
Речь завела, и лишь только дошли, пробеседовав долго,
И до Юпитера, вздох издала и молвит: «Желала б,
Чтоб он Юпитером был, да всего опасаюсь; иные,
Имя присвоив богов, проникали в стыдливые спальни.
Мало Юпитером быть. Пускай он докажет любовью,
Что он Юпитер и впрямь. Проси: чтобы, в полном величье
Как он Юноной бывал в небесах обнимаем, таким же
Пусть обнимает тебя, предпослав и величия знаки».
Речью Юнона такой дочь Кадма, не знавшую сути,
Учит, – и просит уж та, чтобы дар он любой обещал ей.
Бог, – «Выбирай! – говорит, – ни в чем не получишь отказа,
И чтоб уверилась ты, божеств подземного Стикса
Я призываю, – а он и богам божество и острастка».
Рада своей же беде, от милого горя не чая,
Дерзостно так говорит Семела: «Каким обнимает
В небе Юнона тебя, приступая к союзу Венеры,
Мне ты отдайся таким!» Хотел он уста говорящей
Сжать, но успело уже торопливое вылететь слово.
Он застонал, но вернуть нельзя уже было желанья,
Ни заклинаний его; потому то печальнейшим с неба
Высшего бог низошел, за ликом своим увлекая,
Скопища туч грозовых, к ним добавил он молнии, ливни,
С ветром в смешенье, и гром, и Перун, неизбежно разящий.
Сколько возможно, свою он уменьшить пытается силу:
Вооружился огнем не тем, которым Тифея
Сбросил сторукого: в том уж слишком лютости много!
Легче молния есть, которой десница Циклопов
Меньше огня придала, свирепости меньше и гнева;
Боги «оружьем вторым» ее называют; лишь с ней он
Входит в Агенора дом; но тело земное небесных
Бурь снести не могло и сгорело от брачного дара,
А недоношенный плод, из лона матери вырван,
Был в отцовскую вшит – коль это достойно доверья –
Ляжку, и должный там срок, как во чреве у матери, пробыл.
Ино тайно с пелен воспитывать стала младенца, –
Тетка, Семелы сестра: потом нисейские нимфы
Приняли и молоком, в пещерах укрыв, воспоили.
Волей судьбы на земле так дело и шло, безопасно
Скрыта была колыбель два раза рожденного Вакха [Диониса]».
АПОФЕОЗ СЕМЕЛЫ
Гесиод. Теогония. 940-942. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 48-49) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):
«Кадмова дочерь, Семела, в любви сочетавшись с Кронидом [Зевсом],
Сына ему родила Диониса, несущего радость,
Смертная – бога. Теперь они оба бессмертные боги».
Пиндар. Олимпийские песни. 2. Ферону Акрагантскому, сыну Энесидама, на победу в колесничном беге. Год – 476. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 15) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
«Такова и повесть о царственных дочерях
Тяжкое претерпели они;
Но бремя горя ниспало с их плеч
Длиннокудрая Семела, пав от громовой стрелы,
Вновь жива на Олимпе.
Где любит ее Паллада [Афина],
Вдвое любит родитель Зевс,
И больше всех любит сын ее, повитый
Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга III. V (3). (Источник: Аполлодор. Мифологическая библиотека / Перевод, заключительная статья, примечания, указатель В. Г. Боруховича. – Л.: Наука, 1972. – С. 63-64) (греческий мифограф 2 в. н. э.):
«Дионис же направился в Аид и вывел оттуда свою мать [Семелу], назвав ее Тионой. Вместе с ней он поднялся на небо».
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXI. 1-2. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«На площади Трезена находится храм со статуей Артемиды Сотеры (Спасительницы)… В этом храме находятся жертвенники богов, так называемых Подземных. И говорят, что сюда была приведена Дионисом (его мать) Семела из подземного царства и что будто сюда привел Геракл пса из Аида. Я лично убежден, что Семела, будучи женой Зевса, никогда вообще не умирала…»
Павсаний. Описание Эллады. Книга II. Коринфика. XXXVII. 5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«Видел я и так называемый источник Амфиарая и болото Алкионию [около Немеи, Аргос], через которое, как говорят аргивяне, Дионис спустился в Аид, чтобы вывести на землю Семелу, а спуск сюда ему показал Полимн».
Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книга IV. XXV. (4). (Источник: Вестник древней истории. 1986. № 2. С. 82 сл. Перевод В. М. Строгецкого с учётом переводов отдельных глав, выполненных С. Я. Лурье, А. Ф. Лосевым и М. К. Трофимовой) (греческий историк 1 в. до н. э.):
«Нечто подобное совершил и Дионис: миф гласит, что он вывел из аида свою мать Семелу и, дав ей бессмертие, нарек Фионой».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Мифы. 251. Кто соизволением парок вернулся из подземного царства. (Источник: Гигин. Мифы. / Пер. Д. О. Торшилова под общ. ред. А. А. Тахо-Годи. — 2-е изд., испр. — СПб.: Алетейя, 2000. – С. 270):
«Отец Либер. Он спустился к своей матери Семеле, дочери Кадма».
Псевдо-Гигин (общее имя для неизвестных античных авторов-мифографов 2 века н. э.) Астрономия. Книга вторая. Венец. 5.2. (Источник: Гигин. Астрономия / Перевод и комментарии А. И. Рубана. СПб., Изд-во «Алетейя», 1997):
«Авторы же «Истории Аргоса» предлагают такое объяснение: когда Либер [Дионис] получил позволение отца вывести свою мать Семелу из царства мертвых, и, отыскивая туда спуск, прибыл в земли аргивян, ему встретился некий человек по имени Полимн, достойный сын своего века, который по просьбе Либера указал ему вход… Когда Либер пришел к указанному месту и намеревался сойти в царство мертвых, он оставил венец, полученный Семелой в дар от Венеры [Афродиты], наверху, в том месте, которое по этой причине стали называть Стефанос, ведь он не хотел нести его с собой и осквернить дар бессмертных прикосновением смертных. Когда он целой и невредимой вывел мать на свет, тогда он, рассказывают, поместил венец среди созвездий, чтобы увековечить в памяти ее имя».
Сенека. Геркулес в безумье. 16-18. (Источник: Луций Анней Сенека. Геркулес в безумье / Перевод С. А. Ошерова / Луций Анней Сенека. Трагедии. — М.: Наука, 1983. — С. 117) (римская трагедия 1 в. н. э.):
«Средь богов и Бромий [Дионис] с матерью [Семелой],
Но мало и того: чтоб опозорено
Все было небо, кносский в нем горит венец».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь VII. 352-368. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 82-83) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Зевс к Семеле со словом ласковым обратился…
«И с тобой не сравняться Данае! Затмила своею
Страстью ты и союз с быком Европы, отцовой
Кровной сестры, насладившись с Зевесом любовью, та дева
К Криту направилась — ты же на небо вознесешься, Семела!
Большего невозможно желать, чем звезды и небо!
Пусть же родится бессмертный, и станет Семела богиней!
Ты, о благая, на радость богам и людям младенца
Породишь, что забвенья подаст в злосчастье и горе!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь VIII. 97-99. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 86) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Неужели я Семелу и Вакха на небе увижу
Иль Ариадну земную в венце небесных созвездий,
Рядом идущую с Солнцем, подле Эригенейи».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь VIII. 402-418. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 92-93) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«[Семела поражена молнией Зевса:]
Видя погибель, Семела счастливой себя почитала,
Ибо родить успела… Средь пламени видеть могли бы
Химероса, Илифию с Эриннией в брачном покое!
И недоношенный отпрыск как только родился, омытый
Горним огнем, доставлен тотчас Гермесом к Крониду.
И смягчает Кронион Геры злобноревнивой
Умысел, что завершился, бремени гнева лишает:
Пламенный прах Семелы возносит на свод небесный,
Матерь Вакха приводит к дому звездному, дабы
Там она обитала, ведь в близком родстве она с Герой,
От Гармонии, дщери Арея и Афродиты.
Там свое новое тело омыв сиянием звездным,
Замерла навсегда в бытии нетленном. Не с Кадмом
Ныне она на земле, не с Агавой, не с Автоноей –
С Артемидою рядом, беседует с девой Афиной,
Стал небосвод ей подарком свадебным, делит застолье
С Зевсом, Гермесом, Ареем и самой Афродитой!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь IX. 206-244. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 98-99) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Дева Семела и в небе огнь не забывшая молний,
Радостно выпрямив выю, гордо так восклицала:
«Гера! Тебя победили! Сын мой растет и мужает!
Зевс родил его, вместо Семелы став матерью Вакха!
Семя отец посеял и выносил, без повитухи
Обошелся, природы закон изменивши жестокий!
Вакх Эниалия выше! Ведь Зевс зачал лишь Арея,
Но не рожал его, бога, в бедре зашитого долго!
Фивы и Ортигию славой затмили, ведь Феба
Втайне миру явила Лето, богиня-беглянка!
Феба Лето рожала – вовсе не вышний Кронион!
Майя Гермеса рожала, а не соложник законный!
Сына ж Семелы открыто Отец породил! Что за диво!
Зевс! Взгляни же на Вакха! Твоя же матерь в объятьях
Нежных его покоит: она ведь ключница мира
Этого, всех Блаженных бессмертных она же начало
И – кормилица бога Бромия! Вакху давала
Грудь со млеком обильным, ту грудь, что Зевса вскормила!
Что за Кронид Арея рожал, что за Рейя питала
Сына Геры? Кибела-матерь и Зевса явила
Миру, и Диониса вспитала на собственном лоне!
Сын и отец, они оба во дланях покоились Рейи!
С сыном Семелы не в силах безотчий Гефест состязаться,
Гера его породила одна, неизвестен родитель,
Слаб ее отпрыск ногами, на обе стопы он хромает,
Неудачные роды скрыть стараясь походкой!
Спорить не может с Семелой и Майя, чей сын хитроумный,
Бог Гермес, превратился в подобье бога Арея,
Дабы у Геры богини млеком ее напитаться!
Чтите меня как богиню: лишь у единой Семелы
Муж, что выносил сына и миру явил Диониса!
Счастлива дева, имея сына такого! Не надо
Было лукавств и обмана Вакху, чтоб среди звездных
Высей отчих он жил, ведь матерь родная Зевеса
Выкормила Диониса млеком, кормилица божья!
Сам он взойдет на выси небесные, млека же Геры
Сыну Семелы не надо, самою Рейей он вскормлен!»
Так ликовала Семела на небе. Супруга же Зевса,
Гневная, деву Ино погнала за пределы отчизны…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь X. 126-138. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 104-105) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Объясняет Кронид [Зевс] родительнице Лиэя [то есть Семеле, матери Диониса],
Что ради Бромия [Диониса] сделал богиней Ино. И с великим
Смехом та обращает сестре морской свое слово:
«Морем, Ино, ты владеешь! Семела же царствует в небе!
Мне подчинись! Ведь Кронида [Зевса] числю я предком и он же
Мой бессмертный соложник, выносил вместо подруги
Плод моего порожденья – а ты от мужа земного,
Афаманта, терпела детей убиение кровных!
Доля младенца Ино – в пучине! Мой сын вознесется
К небу, в вышние домы Зевеса. Нет, не сравниться
Гостю пучин, Меликерту, с горним вовек Дионисом!»
Вышняя так Семела смеялась над жизнью морскою,
Выпавшею Ино, сестре родимой, на долю».
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XXV. 113-115. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 245) (греческий эпос 5 в. н. э.):
Он [Зевс] восхитил, к бессмертным, к пирам и веселью Блаженных,
Дабы она восседала близ лозоносного Вакха!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLIV. 122-128. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 432) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«А молва над градом уж семивратным [Фив после возвращения Диониса]
Взмыла, пророча обряды хороводные Вакха!
Вот почивальня Семелы осенена побегом
Быстрорастущей грозди, хоть еще и дымится
От перунов небесных, полнится сладостным духом…»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLV. 30-34. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 437) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Молвив, вперед устремилась [Агва, сестра Семелы], новая мималлона,
Прыгая с воем по скалам в честь празднеств винодавильни,
Бромия величая, восхваляя Тиону
И призывая Семелу, жену высочайшего Дия,
Воспевая сиянье в брачных покоях перунов!»
Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. Песнь XLVII. 791-797. (Источник: Нонн Панополитанский. Деяния Диониса /Пер. с древнегреческого Ю. А. Голубца. — СПб: Алетейя, 1997. – С. 469) (греческий эпос 5 в. н. э.):
«Нити Мойр [Судьбы] не избегнуть…
Вспомни про матерь —
Только тебя породила, как тут же она и погибла!
Но не вошла во врата Олимпа Семела пред смертью,
Только после того как свершилась судьба…»
ГИМНЫ СЕМЕЛЕ ФИОНЕ
Орфический гимн XLIV. Семеле (фимиам, стиракта). 1-11. (Источник: Античные гимны. Переводы с древнегреч. Под ред. А. А. Тахо-Годи. — М.: Изд-во МГУ, 1988. – С. 224) (греческие гимны 3 в. до н. э. – 2 в. н. э.):
«Кличу я Кадмову дщерь, всецарицу, прекрасную видом,
Кличу Семелу я пышнокудрявую, с грудью высокой,
Многовеселого мать Диониса, носителя тирса,
Ту, что познала великие роды средь огненных вспышек
Молний потока, рождая от Зевса, метателя молний.
Почести смертные ей воздают наряду с Персефоной
Достопочтенной, трехлетие каждое празднуя праздник [оргию]
В честь появленья на свет Диониса, способного к жизни,
Трапезой благосвятой и чистым обрядом мистерий.
Ныне, Кадмида, богиня, владычица, я умоляю, –
К нам призывая тебя, – будь к мистам вовек благосклонна!»
КУЛЬТ СЕМЕЛЫ ФИОНЫ
Гомеровские гимны. XXXIV. Отрывки гимна к Дионису. (Источник: Эллинские поэты VIII – III вв. до н. э. / Перевод В. В. Вересаева. – М.: Ладомир, 1999. – С. 176) (греческий эпос 7-4 вв. до н. э.):
«Изображений ее [?] немало воздвигнется в храмах.
Так как их три, то и будут на третьем году постоянно
Люди тебе приносить гекатомбы из жертв безупречных…»
Радуйся также и ты, Дионис, из бедра порожденный,
С матерью славной Семелой, что ныне зовется Фионой!»
Пиндар. Пифийские песни. 11. Фрасидею Фиванскому. 1-10. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 111) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
Ты, Семела, попутчица небожительпиц,
И ты, Ино, – белая богиня в терему Нереид,
Рядом с матерью лучшего из сыновей –
Сойдите к Мелии [в Фивах],
Сойдите в храм, где неприступны золотые
Это он, перед всеми чтимый Локсием,
Носящий имя Исмения,
Истинный престол прорицающих,
Это он вас ныне созывает в сонм,
Дочери Гармонии, равные в чести,
Чтоб на этом пределе вечера
Прозвенеть вам о святой Правде и о Пифоне, где
правосудный пуп земли…»
Пиндар. IV. Дифирамбы. 75. Дифирамб афинянам. 11-20. (Источник: Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты / Издание подготовил М. Л. Гаспаров. – М.:Наука, 1980. – С. 202) (греческая лирика 5 в. до н. э.):
Отпрыска вышнего родителя и кадмейской жены.
Зримые его знаки не скрыты от провидца,
Когда Оры [богини времен года] в багреце своем распахнули чертог [в Фивах],
И весна благоухает нектарными злаками.
Тут и рассыпаться по бессмертной земле
Тут и вплестись розам в пряди кудрей,
Прозвенеть голосу певучих флейт,
И поющим взойти к Семеле с перевитой головой!»
Павсаний. Описание Эллады. Книга III. Лаконика. XIX. 3-5. (Источник: Павсаний. Описание Эллады /Пер. С. П. Кондратьева под ред. Е. Никитюк. Пред. Э. Фролова. СПб.: Алетейя, 1996) (греческое повествование о путешествии 2 в. н. э.):
«[Среди сцен, изображенных на алтаре Аполлона в Амиклах:]
На этом жертвеннике сделаны: одно изображение Бириды в виде рельефа… Рядом с Зевсом и Гермесом, беседующими между собою, стоят Дионис и Семела, около нее – Ино».