самурай без меча о чем

Самурай без меча

Рассказать друзьям:

Введение.

Почему Тоётоми Хидэёси — самурай, но без меча? Как избавиться от страхов? Какие уроки необходимо извлечь из истории великого правителя, чтобы привести свою команду к победе?

Инсайт 1. Станьте хозяином своей собственной жизни.

Тоётоми Хидэёси родился в бедной крестьянской семье. С детства он не отличался особой красотой и не был наделён силой, которая ценилась в его время.

самурай без меча о чем

самурай без меча о чем

Единственным достоинством, которым он владел, была бедность. Она помогла ему осознать смысл борьбы за существование, которую вынужден вести человек из низов.

Тоётоми научился служить другим людям и отдавать всего себя тяжелой работе.
Все это и помогло ему стать великим лидером. Ведь он понимал своих подчиненных, как никто другой.

Он смог пройти путь от бедного мальчика до верховного правителя Японии. Он единственный, кто смог объединить страну, которая терзалась междоусобицами не один век.

«Я не верю в существование невозможного. За свою жизнь мне пришлось совершить множество, казалось бы, невозможных вещей». Тоётоми Хидэёси

Инсайт 2. Будьте лидерами, а не начальниками.

Когда ему исполнился двадцать один год, грозный правитель восточного побережья Ёсимото ворвался во владения князя Нобунаги. Более того, тайфуны разрушили часть стены вокруг замка, где располагалась резиденция.

самурай без меча о чем

На восстановление стены было выделено 500 человек, но процесс шел крайне медленно, а войска Ёсимото были всё ближе. Чтобы хоть как-то ускорить процесс, работников наказывали, обвиняли и оскорбляли, отчего работы шли ещё медленнее.

самурай без меча о чем

На тот момент у Тоётоми Хидэёси не было даже звания пехотинца, он не имел права решать стратегические вопросы. Но он решился и выдвинул своему князю дерзкое предложение по восстановлению стены. На удивление князь выделил ему 3 дня и отдал в подчинение всех рабочих. Так Тоётоми поставил на карту свою жизнь.

Вместо того чтобы силой заставлять рабочих, он решил войти в их положение. Он понимал их нужды и проблемы. Первый день он потратил на то, чтобы объяснить план работ и дать людям понять всю важность ситуации, а после, устроив пир, дал рабочим как следует отдохнуть.

Как ни удивительно, спустя три дня вся работа была завершена.

Тоётоми добивался всего с помощью упорства, силы воли, самоиронии, хитрости и дипломатии.

Он не пытался быть начальником, он сделал всё возможное, чтобы стать лидером для рабочих.

Инсайт 3. Смирите гордыню и поощряйте честность в других.

Что является основой успешного лидерства?

самурай без меча о чем

Во время осады замка Одавара Тоётоми Хидэёси сделал большой праздник перед штурмом. Этим он хотел показать противнику немыслимую уверенность в себе. Но молодой воин Мотоюки негативно на это среагировал. Он сказал, что Тоётоми Хидэёси не готовит войско к битве, а тратит время на бесполезные танцы. Сначала лидер отреагировал бурно и злостно, но позже усмирил гордыню и пришел к выводу, что Мотоюки проявил храбрость, а честное мнение надо поощрять, а не наказывать.

самурай без меча о чем

Проявляйте благодарность. Успешный лидер не должен создавать вокруг себя слуг. Благодарность помогает Вам расти как личность. Помогая другим, Вы помогаете себе.

Поощряйте своих сотрудников выражать своё мнение. Подавление инициативы и диктаторский стиль управления лишь ослабляют команду и скрывают от Вас Ваши слабые места. Иногда это может быть критично для всей Вашей компании.

Инсайт 4. Будьте оптимистичны и уверены в себе.

Мало быть лидером в спокойное время. По-настоящему Вы сможете проявить себя в ненастные или кризисные дни. В этот период, как никогда, развиваются лидерские способности.

Если Вы рискнёте всем, то и получите всё. Будьте решительны и смелы.
Действуйте всегда первыми, тогда первыми закончите и будете праздновать победу.
Если Вы хотите привлечь к себе союзников, то всегда обосновывайте Вашу цель и мотивируйте Ваши действия.

самурай без меча о чем

Действуйте так, будто Вам нечего терять. Это верный способ победить любой свой страх.

«Прежде чем я уйду, хочу раскрыть Вам последний секрет. Он заключается в том, что никаких секретов не существует. Посвятите себя своему лидеру. Не чурайтесь тяжелой работы. Не скупитесь на благодарности. Действуйте решительно». Тоётоми Хидэёси

самурай без меча о чем

Итог. Основная идея книги.

Пессимизм, агрессия и диктаторство — это стратегия проигрыша. Будьте благодарными, преданными, трудолюбивыми и решительными. Эти качества являются основой настоящего лидера.

Трудитесь больше других. Не бойтесь, что Вы сделаете что-то не так. Любой опыт положительно скажется на Вашем будущем. А упорная умственная работа поможет Вам превзойти тех, кто изначально был одарен.

Уничтожайте любой возникающий страх. Лидер должен быть бесстрашным. Воспринимайте любые кризисы как возможность стать лучше.

Источник

KONSPEKTY.NET

Саморазвитие в любом формате!

самурай без меча о чем самурай без меча о чем самурай без меча о чем самурай без меча о чем самурай без меча о чем самурай без меча о чем самурай без меча о чем самурай без меча о чем самурай без меча о чем самурай без меча о чем

Обзор книги: Китами Масао — Самурай без меча

самурай без меча о чемНа данный момент книга Китами Масао «Смурай без меча» является единственным произведением этого автора, так что судить о его таланте и его авторском стиле достаточно сложно. Однако уже в этом произведении он показал свое умение объединить общеизвестные, но давно забытые правила в одном тексте. В этой книги собраны наиважнейшие правила и методы воспитания в себе лидера по мнению Китами Масао.

Если коротко, то в этой книге идет речь о простом крестьянине, у которого не было ни денег, ни знатной родословной, словом — ничего. Но он не хотел проживать свою жизнь так, как все его предки и родственники, поэтому он решил встать на путь бусидо. Он решил, что добьется своего, но судьба распорядилась так, что владеть катаной ему было не суждено. Но это не сбивает мужчину с пути, и вместо того, чтобы развивать свою силу, он развивает себя и свой интеллект. И благодаря этому в итоге ему удается уберечь Японию от кровопролитных войн и междуусобиц. Этим крестьянином был легендарный исторический деятель Японии Тоэтоми Хидэеси, мудрость которого почитается до сих пор, а его поучения актуальны и сейчас.

В этой книге сложно найти что-то лишнее, из ряда вон выходящее. Все сплетено воедино, как паутинка, искусно созданная пауком. В книге Китами Масао «Самурай без меча» любой читатель может извлечь для себя несколько уроков и понять основную мысль — если тебе не дано что-то одно, ты всегда можешь добиться своего как-то иначе. В отличие от многих книг, где автор стремится зашифровать свое послание, книга «Самурай без меча» буквально открыта для каждого: все постулаты и правила лежат на поверхности.

В своем произведении Китами Масао обращает внимание, что не только от самого человека зависит его судьба. Нельзя забывать о тех, кто рядом. Большое внимание уделяется в книге Китами Масао «Самурай без меча» семье, а конкретно он говорит, что необходимо прислушиваться к советам жены

Нельзя сказать однозначно, что это больше — историческое произведение или свод правил, выведенный из биографии исторического деятеля. Но в любом случае книга Китами Масао «Самурай без меча» ценна тем, что она доступна в понимании каждому, а потому может стать спутником по жизни любого человека. В ней легко найти советы на свои вопросы о том, как лучше поступить или что нужно сделать. Но в то же время автор не настаивает на безоговорочном доверии к написанному, оставляя место личным размышлениям и решениям.

В этой книге не найти каких-то сложных сюжетов или интриг, это простая история обычного человека, который сумел добиться своего и оставить свой след в истории. И красной нитью по всей этой истории пролегают ответы на такие вопросы, как, например, «как мотивировать людей», «как отличиться», «как организовать людей» и все в таком духе. Есть в книге и местечко предостережениям. Китами Масао не забывает о том, что может случиться, когда человек становится лидером и описывает все ситуации и логичные выводы.

Почему эта книга имеет такое воздействие на читателя? Вполне вероятно, здесь работает принцип «учись на ошибках другого», ведь главный герой далеко не все делал безупречно, но он сумел пройти per aspera ad astra (лат. через тернии к звездам). А, может, дело в ненавязчивости повествования и легкости слога. Книга полна смысла и жизненного опыта, о котором сейчас, к сожалению, начинают забывать.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

самурай без меча о чемсамурай без меча о чемсамурай без меча о чемсамурай без меча о чем самурай без меча о чем(4 оценили, оценка: 5,00 из 5)
самурай без меча о чемLoading.

Источник

Сможет ли Обезьяна стать Императором?

самурай без меча о чем

Интересно, как он стал Императором? Тогда читай 9 секретов лидерства и не пропусти задание для чемпиона в конце.

1. «Моим преимуществом стала бедность, потому что именно она помогла мне понять смысл борьбы за существование, которую вынужден вести человек из низов»

Многие люди, которые считают себя бедными, винят в этом кого угодно, но только не себя. Когда-то так делал и я. Но всё это действует как якорь, который нужно сбросить как можно скорее.

Если у тебя тоже есть такая проблема, перестань думать, что у тебя были не лучшие условия для старта, чтобы стать миллиардером. Отбрось эти мысли прочь и начни что-то делать, кроме ковыряния в носу. Как только ты поменяешь своё мышление, почувствуешь, что на самом деле преграды были только у тебя в голове.

2. Лидеры должны быть благодарны

Если ты берёшь на себя роль лидера и ставишь какую-то задачу, важно быть благодарным за её выполнение. Одна материальная мотивация не помогает, это факт.

Кстати, ещё полезно вести дневник благодарности. Если не знаешь что это и зачем, читай здесь (вывод 3).

3. Не обижайся на повороты судьбы, а извлекай уроки из полученного опыта

Вывод простой, очевидный, но многие об этом забывают. В нашей жизни нередко бывают неудачи. Если каждый раз замыкаться в себе и думать: «А почему так? Почему именно со мной?» – ты потеряешь кучу не только времени, но и сил.

Принимай неожиданные повороты судьбы не как проблему, а как то, что сделает тебя сильнее. Потом, столкнувшись с ними снова, ты выстоишь их стойко. Хватит ныть!

4. Удача сопутствует бесстрашным. В критические моменты действуй смело

Часто мы сталкиваемся с трудными решениями, от которых зависит жизнь. Если затаиться и пустить всё на самотёк, результат будет соответствующий. Но если ты хочешь стать в будущем успешным человеком, нужно включать решительность.

Это сравнимо с прыжком с парашютом. Решившись сделать шаг, ты получаешь удовольствие от результата. Не бойся!

5. Секрет завоевания верных сторонников – это быть лидером, а не начальником

Да, разница между этими словами огромная. Начальник обычно требует чёткого выполнения задач при помощи страха. Лидер же, наоборот, на основе личного примера и правильных действий показывает как добиться нужного результата. Он лоялен и не заставляет механически следовать указаниям, а позволяет принимать решения самостоятельно.

Если ты хочешь, чтобы сотрудники были мотивированы на работу и честны с тобой, будь лидером!

6. Используй хитрость и дави на жадность врагов

В книге «Самурай без меча» есть любопытная история о том, как Обезьяна (главный герой) захватил крепость без боя. Будучи генералом, он отправил за стены крепости купцов, которые предложили продать им рис в 10 раз дороже обычной цены. Тогда люди, державшие осаду, погнались за неожиданной выгодой и продали почти весь рис, который у них был. Но радовались они полученной прибыли до тех пор, пока крепость не окружили, а голодные солдаты, защищавшие её, через время не сдались.

Что можно извлечь из этой истории? Конкуренция – это борьба. И в каждой борьбе есть элемент жадности. Подумай, где могут жадничать твои конкуренты, чтобы воспользоваться своим преимуществом.

7. Опытные лидеры умеют использовать секрет инверсии – превращать недостатки в достоинства

Рассказываю на примере ещё одной крутой истории из книги:

Представь себе большую неприступную крепость. С одной стороны были огромные горы, с другой – непроходимый лес, а две оставшиеся стены омывались водой. К крепости подойти было невозможно – умелые лучники метко выпускали град стрел. И что делать? Обезьяна подумал и велел поменять русло реки. Крепость была затоплена.

О чём это я? Ах да, если тебе кажется, что конкурент превосходит тебя во всём, не думай об этом. У каждого из нас есть свои слабости. Подумай, что можно сделать, чтобы они стали твоими достоинствами.

8. Будь строг к себе, но милосерден к другим

Книга «Самурай без меча» о том, как Обезьяна объединил раздробленную Японию и стал Императором с помощью милосердия. Вот как это ему удалось:

Обезьяна старался решать вопросы мирно, но имел за спиной большое войско. Он подходил к каждому самураю, контролирующему территорию и давал выбор: сражаться и умереть или стать союзником и продолжать владеть территорией, но под контролем. Конечно же, многие выбрали второй путь.

Если ты хочешь переманить к себе конкурента, приведи ему несколько доводов. Даже если думаешь, что ничего не получится, стоит попытаться.

9. Лучше искать, чем зазывать и ставить задачи, чем учить. Это и есть секрет работы с персоналом

Если ты ищешь сотрудника на определённую должность, брось изучать глупые шаблонные резюме на сайтах. Чаще всего люди копируют их, не задумываясь. Попробуй дать кандидатам на должность конкретную задачу и посмотри насколько хорошо они с ней справятся.

Полезный лайфхак: если у тебя уже есть сотрудники, попробуй дать проверочное задание кому-то из них. Если кто-то справится с задачей хорошо, посмотри сможет ли он расти дальше в плане ответственности. Если да, можно его повысить и периодически давать новые задания, если ему это интересно. Это будет лучше, чем сразу брать новых людей.

Хочешь быть лидером?

Я уверен, что хочешь, ведь ты прочитал эту статью, верно? Но если ты не закрепишь полученные знания практикой, через пару дней ты их забудешь, поверь мне на слово. Чтобы этого не допустить, я оставляю под каждой статьёй практические задания. Кстати, а вот и одно из них.

Задание для чемпиона:

Ещё раз вдумчиво прочитай выводы из книги и внедри один или несколько из них в свою жизнь. Что выбрал и готов использовать прямо сейчас? Поделись в комментариях

Как тебе статья? Надеюсь, тебе всё понравилось. Если тебе чего-то не хватило, дай обратную связь в комментариях. Мне важно это знать, чтобы сделать сервис Knigli как можно удобнее.

Обнял. Поцеловал. Заплакал. Иди к своей цели!

И еще кое-что. Ты лучше запомнишь и усвоишь выводы, если обсудишь их с другом. Отправь эту статью в 2 простых клика своему другу, но только одному. Результат не заставит себя ждать.

7 выводов из книги «Успеть за 120 минут. Как создать условия для максимально эффективной работы»

Дякую за ваші старання! Імено ця вижимка мені дуже сподобалася але єдине – це те, що замало виводів, я сам читав цю книжку і там є більше інформації, імено такої, що можна виписати сюди! Я дуже хочу, щоб ви зробили вижимку на Вийди з зони комфорту Брайан Трейсі =)

Чел, ты что то напутал в последнем подкасте, выложил 196ой подкаст вместо 194ого

Источник

Самурай без меча

самурай без меча о чем

самурай без меча о чем

самурай без меча о чем

самурай без меча о чем

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

самурай без меча о чем

Эта и ещё 2 книги за 299 ₽

Излагаются секреты лидерской мудрости легендарного исторического деятеля Японии XVI века Тоётоми Хидэёси, которые с успехом могут быть применены в ХХІ веке.

Для широкого круга читателей.

самурай без меча о чем

несгибаемое упорство и тонкое понимание человеческой психологии – именно эти качества позволили Хидэёси «превращать скептиков в преданных слуг, соперников в верных друзей, а врагов в союзников»[1].

несгибаемое упорство и тонкое понимание человеческой психологии – именно эти качества позволили Хидэёси «превращать скептиков в преданных слуг, соперников в верных друзей, а врагов в союзников»[1].

Мы не можем выбирать карты, которые сдает нам судьба. Но мы можем решить, как сыграть этими картами, чтобы выиграть партию.

Мы не можем выбирать карты, которые сдает нам судьба. Но мы можем решить, как сыграть этими картами, чтобы выиграть партию.

Князь Нобунага был удивлен таким проявлением храбрости у слуги, не обязанного участвовать в военных действиях, но я был решительно настроен выйти за границы предписанных функций. Превосходить ожидания – девиз всей моей жизни.

Князь Нобунага был удивлен таким проявлением храбрости у слуги, не обязанного участвовать в военных действиях, но я был решительно настроен выйти за границы предписанных функций. Превосходить ожидания – девиз всей моей жизни.

императорский двор слабели, правители на местах набирали силу. Со временем некоторые из них получили статус даймё – феодальных князей, управлявших своими вотчинами независимо от центрального правительства. В 1185 году князь Минамото но Ёритомо, губернатор восточных провинций и дальний отпрыск императорского рода, установил в стране режим военной диктатуры. Этой датой ознаменовалось вступление Японии в период феодализма (1185–1867). Основанный Ёритомо тип правления получил название сёгунат и просуществовал в Японии почти 700 лет.

императорский двор слабели, правители на местах набирали силу. Со временем некоторые из них получили статус даймё – феодальных князей, управлявших своими вотчинами независимо от центрального правительства. В 1185 году князь Минамото но Ёритомо, губернатор восточных провинций и дальний отпрыск императорского рода, установил в стране режим военной диктатуры. Этой датой ознаменовалось вступление Японии в период феодализма (1185–1867). Основанный Ёритомо тип правления получил название сёгунат и просуществовал в Японии почти 700 лет.

С этой книгой читают

Отзывы 75

самурай без меча о чем

самурай без меча о чем

Книга понравилась, много очень полезных советов. Несколько взял для себя. В общем всем советую кто хочет познать секрет лидерства. #чтение30

Книга понравилась, много очень полезных советов. Несколько взял для себя. В общем всем советую кто хочет познать секрет лидерства. #чтение30

самурай без меча о чем

Интересный поход в историю древней Японии, дающий возможность читателю узнать не только секреты лидерствам, но и окунуться в мир истинных самураев. Книга легка в прочтении, написана художественным слогом.

самурай без меча о чем

Интересный поход в историю древней Японии, дающий возможность читателю узнать не только секреты лидерствам, но и окунуться в мир истинных самураев. Книга легка в прочтении, написана художественным слогом.

самурай без меча о чем

Отличная книга! Мысли автора написаны максимально простым языком. Каждая мысль написана на паре страницах, ничего лишнего, запоминается легко. Отличная книга для лидеров и будущих лидеров. 5 баллов.

самурай без меча о чем

Отличная книга! Мысли автора написаны максимально простым языком. Каждая мысль написана на паре страницах, ничего лишнего, запоминается легко. Отличная книга для лидеров и будущих лидеров. 5 баллов.

Источник

Самурай без меча

самурай без меча о чем

самурай без меча о чем

самурай без меча о чем

самурай без меча о чем

Перейти к аудиокниге

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Перевел с английского выполнил О. Г. Белошеев по изданию: THE SWORDLESS SAMURAI by Kitami Masao, – St. Martin’s press, 2007.

© 2005 by Kitami Masao.

© Перевод. Оформление. Издание на русском языке. ООО «Попурри», 2008.

Посвящается моему отцу, Р. Н. Кларку, 1925–2006

самурай без меча о чем

Примерно так могло выглядеть имя Хидэёси, начертанное его собственной рукой.

Предисловие

Хидэёси самый замечательный – и самый необычный – лидер в истории Японии.

Он родился в 1536 году в бедной крестьянской семье. Казалось, ничто не предвещало ему поразительную судьбу. Хидэёси был мал ростом, слаб сложением, необразован и безобразен. Оттопыренные уши, глубоко посаженные глаза, тщедушное тело и красное морщинистое лицо делали его поразительно похожим на мартышку, чем и объяснялось прозвище Обезьяна, которое приклеилось к нему на всю жизнь.

Хидэёси появился на свет в разгар смутного «века борьбы кланов», когда военная карьера или сан священника для честолюбивого крестьянина являлись единственным способом избежать каторжного труда в поле. Более чем скромные физические данные (рост полтора метра, вес пятьдесят килограммов и сильная сутулость) не сулили ему успехов на военном поприще. И все же он сумел взлететь, подобно звезде, к вершинам лидерства и объединить страну, раздираемую вековыми междоусобицами. Как ему это удалось?

В 1590 году Хидэёси стал верховным правителем страны. Получив от императора Гоёдзэя титул регента, он наслаждался царской властью. Императорский двор удостоил его аристократической фамилии Тоётоми, что означает «щедрый министр».

Историки неоднозначно оценивают правление Хидэёси, но все же его поразительные достижения затмевали неудачи, и слава этого выдающегося полководца и государственного мужа продолжала расти и после его смерти (1598). Жизнь Хидэёси была описана – и приукрашена – в подробной официальной биографии «Тайкоки» («Повесть о тайко»), впервые опубликованной в 1625 году.

Сегодня, четыре века спустя, имя Хидэёси знает каждый японский школьник; ему и его подвигам посвящаются бесчисленные жизнеописания, романы, пьесы, кинофильмы и даже видеоигры.

Самураи как образцовые лидеры

В глазах современного читателя фигура самурая в роли эталонного носителя лидерских качеств выглядит сомнительно. По большому счету, японские рыцари эпохи феодализма с их явно недемократическим стилем лидерства и приверженностью принципам беспрекословного повиновения и беззаветной преданности господину вряд ли могут служить примером для современных деловых людей. Самураев прославили подвиги на поле битвы, но никак не мастерское владение технологиями менеджмента. В большинстве своем они были никудышными бизнесменами, плохо разбирались в коммерции и часто становились жертвами беззастенчивого обмана в торговых сделках.

Но именно по этой причине личность Хидэёси заслуживает нашего внимания. В отличие от других самураев, начисто лишенных деловой хватки, Хидэёси показал себя умелым продавцом. На фоне грубых и деспотичных коллег он выглядел эгалитарным лидером, крестьянином, который благодаря силе характера сумел подчинить себе представителей благородного сословия. Его неумение обращаться с мечом с лихвой компенсировалось талантом организатора: Хидэёси умел гениальным образом привлекать, нанимать, удерживать, вознаграждать и продвигать людей по лестнице, которую можно назвать феодальным вариантом современной азиатской корпорации. Сегодня его подход к лидерству остается таким же свежим, как и четыре столетия назад.

Красной нитью в наставлениях Хидэёси проходит мысль о том, что лидер должен сам быть слугой людям, а не превращать их в своих слуг. В наши дни этот этический принцип используется крайне редко. По мнению Хидэёси, ключевое чувство, которое побуждает истинных лидеров посвящать себя служению другим, – это чувство благодарности. Возможно, вы, так же как я, обнаружите, какой сильный резонанс вызывает такой подход к лидерству в современном обществе – и какие поразительные параллели просматриваются между деяниями короля-Обезьяны и самыми острыми политическими проблемами двадцать первого века. От многих сегодняшних лидеров Хидэёси отличается так же сильно, как от своих современников-самураев четыреста лет назад.

Но если Хидэёси был нетипичным самураем, то что же представляли собой самураи в целом? Как социальный класс?

Краткая история самураев

История самурайства началась в седьмом веке нашей эры, когда к власти в Японии пришел клан Ямато, лидеры которого и стали родоначальниками императорской династии. Слово «самурай» первоначально означало «тот, кто служит» и относилось к людям знатного происхождения, охранявшим членов императорского двора. Этот моральный принцип служения лег в основу формирования социальных и духовных корней благородного сословия самураев.

Со временем представителям клана Ямато стало трудно обеспечивать централизованное управление страной, и они начали передавать военные, административные и налоговые функции бывшим соперникам, которые превратились в региональных губернаторов. По мере того как клан Ямато и императорский двор слабели, правители на местах набирали силу. Со временем некоторые из них получили статус даймё – феодальных князей, управлявших своими вотчинами независимо от центрального правительства. В 1185 году князь Минамото но Ёритомо, губернатор восточных провинций и дальний отпрыск императорского рода, установил в стране режим военной диктатуры. Этой датой ознаменовалось вступление Японии в период феодализма (1185–1867). Основанный Ёритомо тип правления получил название сёгунат и просуществовал в Японии почти 700 лет.

Политическая стабильность, достигнутая Минамото в 1185 году, продлилась недолго. Власть поочередно переходила в руки противоборствующих кланов, пока в 1467 году режим централизованного военного правления не рухнул. Япония оказалась ввергнута в пучину анархии. Так началась печально известная «эпоха сражающихся провинций», кровавое столетие борьбы удельных князей, которые защищали свои владения и старались взять верх над соперниками, используя покушения, политические союзы, династические браки, взаимные усыновления и удочерения, а также открытые военные действия. В беспощадной борьбе за консолидацию власти даймё нередко убивали собственных детей и даже родителей.

К моменту погружения Японии в смутную эпоху междоусобиц самураями стали называть вооруженных правительственных чиновников, командиров полицейских отрядов и профессиональных солдат – короче говоря, почти всех, кто носил меч и был готов пустить его в ход.

Несмотря на весь хаос периода военной анархии, в феодальной Японии сохранялась строгая иерархия власти. Формальным правителем считался император, потомок богини солнца Аматэрасу, перед которым обязан был преклонять колени каждый гражданин страны. Однако властные функции императора были почти символическими; фактически они ограничивались раздачей официальных титулов. Император полностью зависел от владетельных князей, финансировавших содержание двора, и не играл роли в практическом управлении делами страны.

Следом за императором на социальной лестнице располагалась придворная аристократия, состоявшая из принцев, принцесс и других вельмож императорской крови. Аристократы были отстранены от практического управления страной и содержали свои дома за счет унаследованных состояний и денежных поступлений от удельных князей.

В формальном подчинении у аристократии находился сёгун, но на самом деле этот человек обладал всей полнотой реальной власти и перед ним были бессильны не только аристократы, но и сам император. Этот верховный военный правитель выполнял функции президента или премьер-министра, принимая повседневные решения по управлению страной. Воцарившийся в эпоху сражающихся провинций хаос объяснялся и тем, что в стране не было сёгуна с непререкаемым авторитетом. Главной задачей этого периода в истории Японии было стремление честолюбивых провинциальных князей, таких как Ода Нобунага, покровитель Хидэёси, проложить себе путь в Киото, получить от императора титул сёгуна и объединить страну.

Следующую ступеньку социальной лестницы занимали носители титула даймё («большое имя»), наследственные феодальные князья, которые возглавляли крупные кланы, владели огромными вотчинами и содержали многочисленные армии. Одни из них были способными воинами, которые создавали провинциальные империи буквально с нуля, другие – бывшими губернаторами, которые отказывались признавать над собой власть центрального правительства и становились суверенными владетелями провинций. Немало было и коварных вассалов, которые узурпировали власть своих слишком доверчивых сюзеренов. Даймё строили на своих землях замки, управляли растущими городами и кормились за счет налогов с горожан и крестьян.

Далее в общественной иерархии располагались самураи, состоявшие на службе у даймё. Лучшие из этих средневековых японских рыцарей были беззаветно преданы своим сюзеренам и строго соблюдали кодекс чести бусидо (обычно этот термин переводится как «идеалы рыцарства» или «Путь Воина»). Худшие мало чем отличались от разбойников с большой дороги.

Еще ниже – социальный статус ронинов, вольных самураев, у которых не было господина. Ронинами становились либо выходцы из обнищавших родов, либо те, кто терял работу, когда их господин разорялся или терпел поражение в битве. Среди ронинов было много и честных воинов, и бандитов. Представители этой социальной группы – последние, кому разрешалось носить фамилию; простолюдины такой привилегии не имели.

В основании социальной пирамиды располагались горожане, ремесленники, торговцы и крестьяне – трудовой народ, составлявший подавляющее большинство населения страны. Эти люди не имели званий и носили только имя, полученное при рождении. Кроме того, они были единственными гражданами Японии, обязанными платить налоги.

Тем не менее их наследие помогло превратить Японию в самую мощную после Соединенных Штатов индустриальную страну мира. Японские корпорации своим успехом во многом обязаны традиционным воинским добродетелям дисциплины, преданности и честной игры, а структура современного японского общества соответствует образу эгалитарного лидера, созданного Хидэёси.

Примечания к тексту

Хотя Хидэёси оставил после себя тысячи писем и других документов, ученые продолжают вести споры по поводу даже таких элементарных фактов его жизни, как год рождения (и это неудивительно, если учесть, что он появился на свет на четверть века раньше Уильяма Шекспира). Историки до сих пор подвергают сомнению достоверность некоторых его подвигов и пытаются установить подоплеку множества заключенных им политических союзов. Тем не менее общие контуры жизни Хидэёси и ключевые достижения признаются фактами.

Читателям следует понять, что исторических документов, в которых Хидэёси формулирует максимы лидерства, не существует. Они экстраполированы автором из «Тайкоки», из реальных событий, из всего, что нам известно о личности Хидэёси, судя по его письмам и другим документам.

Я использовал всю силу воображения, чтобы в нужных местах придать голосу Хидэёси оттенок задумчивости и раскаяния, несмотря на очевидные свидетельства того, что в последние годы жизни он демонстрировал непомерное тщеславие и высокомерие (некоторые историки считают, что в старости у него появились серьезные проблемы с психикой). Чтобы извлечь уроки лидерства из его жизни, мне пришлось представить, что король-Обезьяна к концу своих дней решил предаться размышлениям и пожелал передать потомкам свои мудрые наставления, основанные на честной оценке собственных колоссальных успехов – и катастрофических неудач. Прошу вас простить мне эту вольность.

Примечания к переводу

«Самурай без меча» – это перевод книги писателя Китами Масао «Курсы менеджмента Тоётоми Хидэёси» («Toyotomi Hideyoshi no Keiei Juku»). Люди, владеющие японским языком, заметят, что в оригинальный текст внесены некоторые изменения. Я сделал это по трем причинам.

Во-первых, описанные в книге Китами вопросы управления, которые решал Хидэёси, тесно связаны с социальными традициями и методами ведения бизнеса, характерными для Японии, но незнакомыми большинству читателей. По этой причине в данном издании я кое-что сократил и сфокусировал внимание на теме лидерства, которую представители разных культур понимают одинаково.

Во-вторых, все японцы знают, кем был Хидэёси, многие с детства наслышаны о его приключениях, в то время как большинству читателей «Самурая без меча» вряд ли что-либо известно о нашем главном герое или его подвигах в эпоху сражающихся провинций. Для заполнения таких пробелов, которые Китами мог спокойно опустить, мне пришлось воспользоваться рядом исторических документов, биографий и научных исследований.

В-третьих, я называю Хидэёси «самураем без меча». Мне могут возразить, что, если принять во внимание ужасающие последствия некоторых поступков нашего героя, он не заслуживает подобного прозвища. Но я считаю, что в этом словосочетании точно выражены его неумение владеть боевыми искусствами и стремление одерживать победу над противниками мирными способами. Читателям следует знать, что название «Самурай без меча» я придумал специально для фигуры Хидэёси; оно не может служить характеристикой всего сословия миролюбивых самураев, не используется в тексте Китами и не имеет аналога в японском языке.

Кстати, о языке. Я хотел сделать английский вариант увлекательным и вдохновляющим для широкого круга читателей, но для этого мне как автору и переводчику пришлось пойти на компромиссы. Я представляю японские имена в надлежащем порядке (сначала фамилию, затем имя), но ради простоты употребляю часть полного имени героев, которую читателям будет легче запомнить, будь то фамилия или имя. В результате Хатидзука Короку становится у меня Короку, а Сибата Кацуиэ оказывается Сибатой (полагаю, что большинству читателей и без того нелегко удерживать в памяти и различать такие непривычные и схожие имена, как Мицунари и Мицухидэ, Масанори и Масамунэ и т. п.). Поэтому, чтобы не перегружать текст, я оставил второстепенных героев безымянными и свел к минимуму использование архаичных географических названий шестнадцатого века, многие из которых неизвестны даже коренным носителям японского языка.

Еще одна проблема связана с именем нашего главного героя. Благодаря многочисленным повышениям имя Хидэёси изменялось так часто, что даже японским читателям трудно запомнить, какие имена он носил на разных этапах своей карьеры. Я упростил дело, использовав в книге только одно имя, полученное им при рождении, – Хидэёси.

Я долго мучился с этими и другими трудностями, но в конце концов решил, что строгое соответствие научным фактам сделает эту книгу невыносимо скучной для всех, кроме самых страстных любителей японской истории. Надеюсь, вы останетесь довольны результатом.

И наконец, хочу выразить признательность Китами Масао за то, что он позволил адаптировать эту книгу для англоязычных читателей; моему агенту Марте Джуэтт за ценные советы и неустанную поддержку этого проекта; а также Джеймсу Рейду Харрисону за помощь в редактировании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *