С появлением чего связана четвертая информационная революция
Информационные революции
Информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, составляющие предмет информатики, широко использовались человечеством на протяжении всей своей истории. Ученые выделяют в истории развития цивилизации несколько информационных революций, заключавшихся в кардинальном изменении средств, способов хранения и распространения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Переход на качественно новый уровень процессов информационного взаимодействия лежал в основе происходивших позднее технологических революций и сопутствующих им изменений общественных отношений.
Первая информационная революция заключается в появлении (примерно за 10 000 лет до н.э.) языка и членораздельной человеческой речи. Язык выполняет ряд функций, прежде всего, он служит средством выражения мысли и средством общения (коммуникации). Использование языка в практической деятельности стало информационной основой создания и освоения первых технологий в виде знаний и навыков рациональной организации этой деятельности. Возникновение языка связано с зарождением интеллектуальной деятельности: оно сделало возможным развитие процессов абстрактного мышления, накопление и распространение знаний, передававшихся от поколения к поколению в форме устных мифов и легенд.
Появление письменности стало мощным фактором накопления и распространения знаний в области организации многих производственных и социальных процессов, привело к появлению первых профессий (например, писец) в сфере информационных технологий. В то же время значительная трудоемкость создания письменных документов, их концентрация в ограниченном слое общества, мизерная доля населения, имевшего возможность их использования, являлись факторами, сдерживающими развитие зарождавшихся технологий и производительных сил общества.
Третья информационная революция связана с изобретением книгопечатания, которое многие ученые считают одной из первых эффективных информационных технологий. В развитии книгопечатания необходимо отметить три этапа. На первом из них тиражирование осуществлялось путем оттиска вырезанного на специальных досках текста. В 1966 году была найдена отпечатанная не позднее первой половины VIII века в форме свитка книга Dharani Sutra of Pure Light, хранящаяся в настоящее время в Национальном музее в Сеуле. Предполагается, что книгопечатание началось в Китае в конце VII века. Второй этап связан с изобретением наборного книгопечатания, которое позволило резко увеличить не только тираж, но и перечень печатаемых книг. Наибольшее значение для развития цивилизации имела напечатанная И. Гутенбергом в 1456 году Библия. Она послужила толчком для развития книгопечатания по всей Европе. К концу XV века в 12 европейских странах было издано 40 000 экземпляров книг. Однако воздействие книгопечатания долгое время было ограничено из-за почти полной неграмотности населения и низкой интенсивности использования информации в производстве. В то же время издание книг существенно расширяло возможности получения знаний, образования и способствовало преодолению этого ограничения. Внедрение книгопечатания в социальную практику привело к взрывообразному росту количества используемых в обществе документов, обусловивших интенсивное распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Не случаен тот факт, что вслед за книгопечатанием последовала эпоха великих географических открытий, развитие мануфактуры, начался стремительный рост числа изобретений и научных открытий. С XVI века ведет свою историю большинство крупнейших европейских библиотек. Изобретенные в XIX веке ротационные машины позволяли быстро делать многократные десятки и сотни тысяч отпечатков, что положило начало многотиражным периодическим изданиям. Информация стала доступна каждому грамотному человеку.
Четвертая информационная революция началась в конце XIX века, когда получили широкое распространение такие устройства электрической связи как телеграф, телефон, радио, позволявшие оперативно передавать значительные объемы информации.
Первые телефонные аппараты, созданные Ф. Рейсом в 1861 году и А. Беллом в 1876 году, использовали тот же принцип замыкания электрической цепи, что и в телеграфных аппаратах. Замыкание осуществлялось мембраной под действием человеческого голоса. Полученные электромагнитные колебания передавались по проводам в приемный аппарат, позволяя воспроизвести в нем также с помощью мембраны переданную речь.
Первые передатчики радиосигналов (электромагнитных колебаний определенного диапазона частот) были независимо изобретены А.С. Поповым и Г. Маркони (1895 год). В 1896 году Г. Маркони был получен патент на использование радиопередатчика для передачи телеграфных сообщений, что привело к избавлению телеграфной, а затем и телефонной связи от проводов. Уже в 1898 году с помощью радиотелеграфа начали передавать информацию для газет. Впоследствии радио само стало средством информации, причем первым, к которому по праву применим термин средство массовой информации. Первая в мире мощная радиовещательная станция была создана в Москве в 1922 году.
Четвертая информационная революция существенно повысила роль информации как средства воздействия на общественное сознание, на развитие общества и государства. Благодаря вышеуказанным средствам коммуникации впервые стало возможным говорить о едином информационном пространстве не только в национальном, но и общемировом масштабе. Продолжающееся и в наши дни совершенствование данных средств, а также средств записи и воспроизведения изображения и звука привело к тому, что в экономически развитых странах они имеются сейчас практически в каждой семье, повышая возможности общения людей между собой.
Своим возникновением информатика как наука обязана пятой информационной революции, которая была вызвана появлением в середине ХХ века средств электронной цифровой вычислительной техники, из которых, прежде всего, следует отметить вычислительные машины. Основой предыдущих информационных революций было развитие средств хранения и распространения информации, улучшение же качества ее обработки обеспечивалось, главным образом, лишь благодаря развитию человеческого потенциала. С созданием цифровых вычислительных машин (компьютеров) у человеческого разума появился конкурент сначала в области проведения научных и инженерно-технических расчетов, затем в области обработки экономической и иной управленческой информации, а затем и в других самых разнообразных областях интеллектуальной деятельности. Принципиальной особенностью компьютеров является единый (цифровой) способ представления информации любых форм и видов для ее последующей обработки. Другой класс устройств вычислительной техники, основанный на представлении обрабатываемой информации в виде непрерывных (аналоговых) значений физических величин, имеет не менее древнюю историю, но в настоящее время нашел не столь широкое распространение, главным образом, в специализированных устройствах.
Использование различных приспособлений и устройств для облегчения счета ведет свою историю с глубокой древности (абак и другие виды счет, предназначенные для выполнения сложения и вычитания, были известны 2 500 лет назад). Первая механическая машина, выполнявшая четыре арифметических действия, была описана в 1623 году В. Шиккардом и реализована в двух экземплярах. Начиная с 1642 года была построена серия из 50 механических счетных машин более сложной конструкции, предложенной Б. Паскалем. Сконструированный в XVII веке Г.В. Лейбницем механический арифмометр мог выполнять четыре арифметические действия. В основу его устройства были заложены новые принципы и конструктивные решения, существенно ускоряющие выполнение операций умножения и деления. Несмотря на обилие различных конструкций механических счетных машин устойчивый спрос на них возник только с бурным развитием промышленности и ростом банковских расчетов в XIX веке, в последней четверти которого началось их серийное производство. Выпуск клавишных арифмометров с электроприводом для массовых несложных вычислений продолжался до начала 70-х годов ХХ века, когда они были вытеснены электронными клавишными вычислительными машинами, предшественниками современных электронных калькуляторов. В 1969 году в СССР было выпущено 300 тысяч арифмометров.
Важным этапом в развитии вычислительной техники были устройства, основанные на использовании электромеханических элементов (электромагнитных реле). Они прошли путь развития от счетно-перфорационных комплексов (Г. Холлерит, 1887 год), применявшихся для статистической обработки результатов переписи населения, до первых универсальных вычислительных машин с программным управлением (модель Z-3 К. Цузе, 1941 год, модель MARK-2 Г. Айкена, 1947 год).
Однако быстродействие и надежность электромеханических элементов, а следовательно и созданных на их основе вычислительных машин, были ограничены в силу физико-технических причин. В СССР последняя крупная релейная вычислительная машина РВМ-1 была создана в 1957 году и эксплуатировалась до конца 1964 года. Технологической базой, обеспечившей прорыв сдерживавших развитие вычислительной техники ограничений, стала электроника.
Триггер, электронное реле на двух электронных лампах, было изобретено в 1913 году М.А. Бонч-Бруевичем. Первая электронная ЭВМ Colossus, созданная спустя 30 лет в Англии, содержала 2 000 ламп, однако была узкоспециализированной, так как предназначалась для дешифровки.
Первой универсальной электронной вычислительной машиной считается ЭВМ ENIAC, созданная под руководством Д. Моучли и Д. Эккерта в США в конце 1945 года. Эта машина весила 30 тонн, содержала 18 000 электронных ламп, другие элементы, потребляла мощность 140 кВт и имела внушительные размеры (ширина 4 м, длина 30 м, высота 6 м). Первая ЭВМ проработала почти 10 лет, выполнив за время своего существования операций больше, чем все человечество до момента ее создания. Однако ENIAC не была полностью автоматической ЭВМ, так как для перехода на другую программу вычислений необходимо было произвести перекоммутацию многих узлов машины с помощью штеккеров, аналогично тому, как это делалось на ранних телефонных станциях (коммутаторах) для соединения абонентов. Для сложных программ такая работа занимала два дня.
Конструктивно-технологической основой вычислительной техники четвертого поколения являются большие (БИС) и сверхбольшие интегральные схемы (СБИС), созданные соответственно в 70-80-х годах ХХ века. Такие интегральные схемы могли содержать сотни тысяч транзисторов на одном кристалле (чипе). Элементная база СБИС позволила создавать микро- и мини-ЭВМ, превосходящие по своим возможностям средние и большие ЭВМ предыдущего поколения при значительно меньшей стоимости. Первый универсальный микропроцессор был изобретен инженером фирмы Intel Т. Хоффом в 1971 году. Микропроцессор Intel-8080, созданный в 1974 году, стал стандартом для микрокомпьютерной технологии и послужил основой для создания персональных компьютеров (ПК).
Первой из микро-ЭВМ можно считать созданный в 1974-75 годах Э. Робертсом компьютер Altair-8800. На его основе С. Возняком и С. Джобсом были созданы Apple-1 (1976 год) и Apple-2 (первый коммерчески успешный ПК). В 1981 году фирма IBM начинает выпуск своих серий IBM PC (personal computer) и PS/2, давших родовое имя всем микро-ЭВМ. При промышленном выпуске персональных компьютеров фирмы IBM использовались технологии, разработанные для нее другими фирмами. Поэтому они стали уязвимы для клонирования, которое вскоре начало практиковаться в массовых масштабах, особенно в Азии. Хотя этот факт подорвал господство IBM в мире персональных компьютеров, однако пользование клонами IBM PC распространилось по всему миру, фактически решив вопросы унификации и стандартизации архитектуры ПК и их компонентов, а также развития программного обеспечения для них. Невысокая цена, малые вес, габариты и потребляемая мощность, относительная простота эксплуатации обеспечили проникновение компьютеров на многочисленные рабочие места в крупные, средние и мелкие организации и предприятия, а также их приобретение для домашнего использования. Если раньше мировой парк ЭВМ каждые десять лет возрастал примерно в 10 раз, то с появлением ПК за 10 лет произошло стократное увеличение числа компьютеров в мире. В апреле 2002 года был продан миллиардный персональный компьютер.
Другим классом машин, определяющим лицо четвертого поколения, стали многопроцессорные супер-ЭВМ, создающиеся на принципах параллельной обработки данных. В настоящее время в мире эксплуатируется несколько тысяч таких машин, каждая из которых обладает производительностью до миллиарда операций в секунду.
Проект пятого поколения ЭВМ, опубликованный в 1981 году в Японии предполагал, что на базе дальнейшего развития СБИС будут построены ЭВМ, удовлетворяющие качественно новым функциональным требованиям. В перечень этих требований входили:
— интеллектуальность, обеспечиваемая реализацией эффективных систем ввода-вывода аудиовизуальной информации и диалоговой обработки информации с использованием естественных языков;
— упрощение процесса создания программ за счет их автоматизированного синтеза по описанию на естественном языке исходных требований к ним;
— высокие экономические и эксплуатационные качества в сочетании с хорошей адаптируемостью к разнообразным приложениям.
За прошедшее двадцатилетие этот проект все еще в основном не реализован. Одной из причин этого является расхождение его целей с кардинальными изменениями информационных технологий, связанными с шестой информационной революцией. Эти изменения вызваны формированием и развитием глобальных информационно-коммуникационных сетей, охватывающих все страны, проникающих в каждый дом, на каждое рабочее место, вызывающих коренные изменения организации производственной, торговой и иной профессиональной деятельности.
Телекоммуникации были революционизированы путем сочетания «узловых технологий» (электронные коммутаторы и маршрутизаторы) с новыми технологиями связи. Первый промышленный электронный коммутатор ESS-1 был введен Bell Labs в 1969 году. В середине 70-х годов прошлого века прогресс в технологии интегральных схем привел к созданию цифрового коммутатора, превосходящего аналоговые по мощности, гибкости и скорости работы. Оптоволоконные технологии передачи данных (70-е годы) и сотовая телефонная связь (90-е годы) позволили повысить пропускную способность и количество абонентов, правда при увеличении стоимости услуг связи.
Развитие телекоммуникаций в сочетании с повсеместным распространением компьютеров привело к появлению сетевых информационных технологий. Основным фактором их развития является глобальная сеть Интернет, с помощью которой осуществляются передача сообщений между компьютерами, а также поиск разнообразной информации на основе гипертекстовой технологии ее представления. Считается, что начало созданию этой глобальной сети положили появившиеся в 70-х годах прошлого века две американские сети, военного (ARPANET) и научного (NSFNET) назначения, которые впоследствии объединились. Интернет захватывает все более широкий спектр видов коммуникаций между людьми: электронная почта дешевле, быстрее и удобнее не только почты, но и телеграфа и факса. Сетевая междугородняя и особенно международная телефонная связь существенно дешевле традиционной. Расширяется номенклатура электронных цифровых устройств (фотоаппараты, видеокамеры, телевизоры и др.), обладающих возможностями обмена информацией с персональными компьютерами; разработаны и широко используются форматы и средства воспроизведения на компьютере записанных на компакт-дисках произведений музыкального, изобразительного и киноискусства; создаются и размещаются в Интернет электронные версии газет и журналов. Все это и многое другое позволяет говорить о создании единого цифрового информационного пространства.
С появлением чего связана четвертая информационная революция
Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ; ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО; ИНТЕРНЕТ; СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; INFORMATION REVOLUTION; DIGITAL SOCIETY; INTERNET; SOCIAL CHANGE; DIGITALIZATION.
Annotation: It describes some aspects of the Internet’s influence on society that have not been observed in the past millennia; from which it was concluded that the Internet is the basis of the fourth information revolution, which began in 1989 and continues to this day.
Цитата из описания информационных революций в Большой Российской Энциклопедии (БРЭ)
«В истории развития цивилизации выделяют неск. И. р. Первая связана с изобретением письменности, благодаря чему появилась возможность передачи знаний между людьми без непосредственного общения. Вторая (16–17 вв.) вызвана изобретением книгопечатания и реформами школьной системы, сделавшими возможным массовое образование и популяризацию знаний и сыгравшими важную роль в становлении индустриального общества. Третья И. р. (кон. 19 – нач. 20 вв.) началась с появления телеграфа, телефона, радио, позволивших оперативно передавать информацию на любые расстояния, и вступила в новую фазу с изобретением телевидения, и компьютеров (1930-1940-е гг.), а затем (кон. 1970-х гг.) – с широким распространением информационных технологий» [2].
Недостатки определения третьей информационной революции
В трактовке третьей информационной революции по БРЭ смешиваются телефон, телеграф, радио, телевидение и Интернет.
Телефон, телеграф и радио подобны друг другу, так как в основе этих трех технологий лежит техническая реализация принципа общения на расстоянии. До изобретения этих технологий люди вынуждены были общаться только лично.
Телевидение, радио и газета (которая была изобретена в середине 19 века) подобны друг другу, так как в основе этих трех технологий лежит донесение однотипной информации до больших масс населения. До газет, радио и телевидения с этой ролью неплохо справлялись глашатаи.
Как и радио, Интернет объединяет личное общение и донесение информации до значительных масс людей; но, в отличие от радиосвязи, возможности Интернета позволяют редактировать информацию, переводить ее на другие языки, передавать текст, звук, рисунки и видео с очень большой скоростью (для обычных целей – от доли секунды и до нескольких минут) без потери качества на тысячекилометровые расстояния.
Как Интернет изменил общество
Действие Интернета на человеческое общество является сильным, затрагивающим фундаментальные основы человечества, сформировавшиеся веками и тысячелетиями.
В эпоху Интернета контактов между людьми стало больше, гораздо больше, чем было во время предыдущих тысячелетий: если раньше крестьяне или охотники могли контактировать за всю свою жизнь лишь с одной-двумя сотнями людей, то сейчас такое количество контактов можно осуществить в течение одного неполного дня, проведенного онлайн.
Интернет увеличил наполнение контактов информацией – тысячелетия назад основой для общения были слова, рисунки и предметы, позже к этому набору добавились печатные тексты, а в эпоху Интернета к этому комплекту прибавилась возможность поделиться фотографиями и видеороликами.
В эпоху Интернета стать более-менее известным можно гораздо легче, чем в течение предыдущих тысячелетий: колоссальное количество контактов позволяет даже немного выделившимся человеком получить свою долю славы и известности, которая раньше была бы отнята у него более значительными фигурами.
До изобретения книгопечатания такое было в принципе невозможно. После создания гигантских книжных библиотек поиск данных стал проще, но все же занимал часы, дни, а то и месяцы. Теперь же, в эпоху Интернета, поисковые системы и сервисы позволяют искать разнообразную информацию в Интернете, получая почти мгновенный ответ на фактически любой свой запрос. Мало того, если раньше идущему человеку для получения информации следовало самому куда-то физически переместиться (например, пойти к учителю или в библиотеку), то сейчас это можно сделать не выходя из дома. Но и это еще не все – распространение мобильного Интернета позволяет искать ответы на свои вопросы в любой точке мира, где есть сигнал сети (в дороге, в лесу, в море и так далее).
Раньше, тысячелетиями, языковой и пространственный барьер достаточно надежно разделял людей – в эпоху Интернета можно легко зайти на иностранный сайт и с помощью онлайн переводчика ознакомиться с информацией оттуда.
Как сообщить источнику информации о своем отношении к полученной информации? Тысячелетиями, до всеобщей грамотности, это можно было сделать только лично, а такое осуществить чрезвычайно трудно. С увеличением уровня грамотности среди населения донести свое мнение оказалось возможным с помощью письма. Сейчас, в эпоху Интернета, выразить свое отношение можно с помощью комментариев, электронных писем и других средств.
Тысячелетиями обучение происходило в устной форме, а также путем личного примера. Первая информационная революция к этому набору добавила текстовую информацию, которой было мало и которая носила ограниченный характер. Вторая информационная революция привела к образованию школы, где ученики получали знания, преимущественно, из книг. Обучение в школе открывало перед грамотным молодым человеком хорошие карьерные перспективы. С течением времени объем школьных знаний постоянно рос, став излишне большим в конце ХХ века, так как для последующего получения специальности многое из того, что преподается в школе, оказывается не нужным. Интернет явился мощной альтернативной необходимым школьным знаниям, позволяя получать их легко и быстро, в результате чего школа фактически стала местом для социализации, а не для получения знаний. При этом информация, получаемая студентами профессиональных школ и университетов, обучающихся специальностям, является, в их глазах, важной, поэтому такие учебные заведения и сейчас остаются местами для получения знаний и навыков для последующей работы.
С проникновением информационных технологий во все аспекты жизни человечества возникла потребность в разработке, поддержке и использовании огромного количества всевозможных программ, что привело к увеличению времени, проводимому людьми сидя или лежа. На протяжении своей истории так много времени в сидячем или лежащем положении человек никогда раньше не проводил.
Интернет еще не завершил свое развитие, поэтому в нем появляются все новые и новые аспекты, которые потенциально могут значительно изменить жизнь людей, в частности: у населения появился легкий доступ к эротике и порнографии; возникли криптовалюты, системы распознавания лиц (и возможность построить цифровой концлагерь на их основе), дистанционное обучение; расширились возможности по применению мобильных технологий в военном деле (например, появились дистанционно управляемые сухопутные и воздушные боевые машины) и так далее.
Интернет уже значительно повлиял и продолжает влиять и дальше на отношения, устоявшиеся в человеческом обществе в течение столетий и тысячелетий, поэтому эпоху массового распространения Интернета следует выделить в отдельную, четвертую информационную революцию.
Дата начала четвертой информационной революции
Возможность компьютеров объединяться в единую сеть – это всего лишь одно из свойств компьютерных систем, на основе которого можно построить нечто качественно иное, а вот Интернет – это не локальная компьютерная сеть, а совсем другое.
Основа четвертой информационной революции – это именно Интернет, причем Интернет массовый, глобальный, дешевый, насыщенный всевозможной информацией и разнообразными сервисами, который сейчас развивается бурными темпами, становясь все более мобильным, разнообразным и совершенным.
Датой начала четвертой информационной революции является период создания Интернета.
Год, которым можно было бы объявить годом создания Интернета, выявить трудно, так как создание Интернета – это процесс, растянувшийся на десятилетия [1]:
Таким образом, Интернет был создан в течение тридцати лет – в период времени с начала 1960-х годов и до конца 1980-х годов, а точнее – с 1962 по 1989 год; а значит, четвертая информационная революция началась с 1989 года. Промежуток времени с 1962 по 1989 год следует признать переходным периодом между третьей и четвертой информационными революциями.
Длительность четвертой информационной революции
Нет сомнений, что Интернет развивается и сейчас, обрастая все новыми и новыми услугами, сервисами и возможностями, поэтому в настоящее время четвертая информационная революции еще не завершилась, продолжаясь и дальше.
Выводы:
Мир на пороге четвертой информационной революции
Человеческая деятельность так или иначе сосредоточена в 4-х сферах:
Материальное производство
Организация и управление бизнес-процессами
Управление социумом
Управление знаниями
Производство материальных предметов, когда-то давно (в античности, например) бывшее искусством – в 19-м веке стало суммой технологий. Управление производством и бизнес-процессами – превратилось в технологию менеджмента во второй половине 20-го века. Управление обществом – стало технологией на наших глазах в конце 20-го века (избирательные технологии и т.п.). Из 4-х сфер только последняя сегодня остается в большой степени искусством: преподавания и усвоения знаний, содержащихся в текстовой и графической информации – среде-носителе знаний.
Статья отвечает на следующие вопросы:
История цивилизации – это история информационных революций.
Информационная революция – качественный скачок в технологии сбора, хранения и передачи информации от субъекта к субъекту (коммуникации).
Автоматическая обработка текстовых и графических файлов с последующей почти мгновенной передачей на расстояние является содержанием современной ИТ. Страны, первыми реализовавшие компьютерную революцию, получили эволюционное преимущество. В частности, превосходство стран Запада над СССР в ИТ стало одной из причин краха последнего. Аналогично предприниматели, первыми освоившие электронные средства ведения бизнеса, получили преимущество.
Но сегодня потенциал 3-й информационной революции исчерпал себя. Вы возразите: ведь бурно развивается Интернет и цифровые телекоммуникации, все более «умными» и изощренными становятся операционные системы компьютеров и прикладные программы – от средств автоматизации офиса до программ аналитики и прогнозирования?
Что действительно меняется, так это быстродействие процессоров, объем памяти, скорость коммуникаций, емкость устройств оптической записи. Все это позволяет производить больше операций в секунду и, соответственнно, писать большие компьютерные программы без снижения видимой скорости их работы.
Вывод: воспринимаемые как «революция» изменения в ИТ на самом деле обусловлены бурным прогрессом физики кристаллов. Это – эволюционирование потенциала уже состоявшейся 3-й информационной революции.
Тогда что же такое 4-я информационная революция?
Четвертая информационная революция – это переход от автоматизированной обработки информации к компьютерному представлению и обмену чистым знанием.
Надо отметить, что термин «база знаний» не нов и в него вкладывают очень разный смысл. Так назывались еще в 80-е годы особым образом структурированные данные в т.н. экспертных системах – программах, имитирующих рассуждения человека-эксперта в какой-либо (очень узкой) предметной области.
Что же такое знание в истинном смысле? Чем оно отличается от информации?
Допустим, я хочу вложить деньги в ценные бумаги (ЦБ). Раньше этого не делал. Передо мной выбор: акции или облигации? Чтобы выбрать, мне необходимо знание – в чем принципиальное, глубинное различие между этими инструментами. Открываю учебник и читаю два текстовых описания:
Акция – ЦБ, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Даёт ее владельцу право на присвоение части прибыли в форме дивиденда.
Облигация (от лат. Obligatio – обязательство) – ЦБ на предъявителя, дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированного процента (в форме выигрыша или оплаты купонов). Облигация подлежит погашению (выкупу) в течение обусловленного при выпуске займа срока.
Это информация к размышлению. Анализирую ее и выделяю два ключевых фрагмента:
«… свидетельствующая о внесении пая в капитал…» и «… обязательство … при выпуске займа …».
Я извлек знание: приобретая ЦБ, в первом случае я становлюсь совладельцем акционерной компании, а во втором – в чистом виде даю в долг под фиксированный процент. Это фактор, влияющий на характер ликвидности и ценовую динамику бумаги.
При этом в моей памяти сформировалось подобие структуры, которую в теории искусственного интеллекта именуют «семантической сетью» (рис.1).
Такого рода глубинные структуры, которыми оперирует мышление, в сочетании с процедурами моделирования суждений, и можно (упрощенно, конечно) назвать знанием.
Знание – это сложно-структурированная сеть понятий и отношений между ними, выраженных словами естественного языка, привязанная к иерархии категорий мышления и оснащенная процедурами моделирования рассуждений на основе этих категорий.
Соотношение между информацией и знанием понятно из этого примера: информация – это среда-носитель знания. Как золотоносный песок – носитель золота.
Вывод:
Суть четвертой информационной революции – переход от хранения и обмена носителем (информацией) к представлению всех накопленных (цивилизацией, бизнесом, конкретной корпорацией) знаний в очищенном виде.
Содержание четвертой информационной революции – создание технологии автоматизированной обработки знаний:
Предпосылки 4-й информ-революции и почему она начинается лишь сейчас?
К настоящему времени кибернетика и ее важнейший раздел – теория искусственного интеллекта (ТИИ) – построили мощный фундамент. Приобретен (в основном в ВПК) большой опыт проектирования программных систем, основанных на знаниях.
Сегодня оно трансформируется в набор формализованных процедур, позволяющих, не творя «искусственного интеллекта» из фантастических романов, оперировать ЕЯ-текстами и распознавать графические образы с удовлетворительным промышленным качеством. Остался шаг до момента, когда эти лабораторные технологии выплеснутся в сферу гражданского бизнеса, породив принципиально новые продукты и новый рынок.
Как упоминалось, физика кристаллов и порожденные ею технологии позволили за 15 лет на два порядка повысить быстродействие процессоров и объем оперативной памяти компьютеров, одновременно уменьшив их до размера современного ноутбука.
Что это дало? Современный компьютер (даже персональный!) теперь в состоянии манипулировать громоздкими математическими моделями, разработанными ТИИ.
Почему этот процесс неизбежен c точки зрения эволюции цивилизации?
Перечислим ряд факторов, которые можно назвать «факторами давления».
«Фактор информационной лавины»
Сегодня в полной мере проявляется диалектическое противоречие между количеством доступной отдельному человеку информации и качеством ее представления, с одной стороны, и возможностью восприятия среднего человека – с другой.
Возможность восприятия – способность индивида извлечь из потока информации знание, т.е. построить в своем сознании модель фрагмента реального мира, пригодную для осмысленных суждений и планирования действий на основе этих суждений (как это было показано в примере с акцией и облигацией).
В результате парадокс: человек середины 20-го века, пропускающий через себя на порядок меньший поток информации, скрупулезно изучая книги, был интеллектуально более развит, чем сегодняшний «хакер», сутками напролёт «сканирующий» Интернет.
«Фактор мозаичного образования»
Объем знаний, необходимых для работы профессионала, вырос как никогда. Возможно, в первую очередь это, а вовсе не «злой умысел власть предержащих Запада» (как любят писать некоторые газеты) определяет переход от классической к т.н. мозаичной модели среднего и проф. образования.
Но современные компании нуждаются не просто в знающих и квалифицированных спецах – они нуждаются в компетенциях. Для формирования необходимых компетенций все больше времени и средств уходит на тренинги персонала, обучающие курсы и др.
Имеем «ножницы»: вынужденно фрагментарное обучение расходится с потребностью в освоении спецом все большего объема разнородных знаний и навыков.
«Фактор темпа изменений»
Мир изменился. Капитализм превращается в метакапитализм, производства – в сверхгибкие «цепочки добавленной стоимости», мгновенно осваивающими новые продукты и реагирующими на изменение запросов потребителя. C корость, с которой персонал вынужден усваивать новые знания и оценивать факторы, возросла многократно.
Чтобы соответствовать темпу изменений, профессионал вынужден постоянно и очень быстро учиться.
Общий вывод:
Объективно назрела потребность (необходимое условие) в 4-й информационной революции как основе для дальнейшего эволюционирования цивилизации.
Если деловой мир не перейдет от обмена «сырой» информацией к электронной индустрии знаний – его ждет стагнация.
Как мы показали ранее, к настоящему моменту уже сформировались и предпосылки 4-й информационной революции (достаточное условие).
Заключение. Что делать?
Создание, рост и превращение фундаментальных структур баз знаний в самостоятельный продукт составит, на наш взгляд, первый этап грядущей 4-й информационной революции.
Ценность таких продуктов в том, что любая гуманитарная технология и воплощающая ее система “ Hi Human » не сможет стать промышленным продуктом без подобного ядра.
Базы знаний описанного типа послужат основой для будущих интеллектуальных корпоративных систем, которые смогут:
Любая корпорация (отрасль, страна…), которая овладеет применением продуктов индустрии знаний в своей практике позже других – потеряет темп развития.
Если говорить о корпоративной стратегии, отвечающей вызовам 4-й информационной революции, то становится насущно необходимым:
В заключение хотелось бы отметить, что для России этот момент может стать точкой прорыва в лидеры высоких информационных технологий. Сосредоточив ресурс на создании приоритетной технологии индустрии знаний, страна могла бы сделать то, что не удалось СССР при Хрущеве – «обойти Америку на вираже».