С помощью чего география изучает природу и общество людей

как география изучает взаимоотношение природы и общества??

Историческая география — это историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии:

1.историческая физическая география (историческое землеведение) — самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта;
2.историческая политическая география — изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов;
3.историческая география населения — изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях;
4.историческая социальная география — изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв;
5.историческая культурная география — изучает духовную и материальную культуру;
6.историческая география взаимодействия общества и природы — прямое (влияние человека на природу) и обратное (природы на человека) ;
7.историческая экономическая география — изучает развитие производства, промышленные революции;
8.историко-географическое страноведение.

В истории человечества, как известно, имели место три таких переворота: неолитическая революция, связанная с возникнове­нием земледелия и переходом от присваивающей экономики к производящей; промышленная революция, то есть переход от ре­месленных орудий труда к машине, создание промышленности; научно-техническая революция, которая началась в середине XX столетия, продолжается на наших глазах и в перспективе должна привести к созданию качественно новой материально-технической базы, опирающейся на полностью автоматизированное производ­ство. Соответственно этим “узловым точкам” в развитии произво­дительных сил и определяются основные этапы взаимодействия человеческого общества и природы и выявляется общая линия его диалектического развития.

Первый этап взаимодействия общества и природы охватывает период от возникновения вида Homo sapiens до появления земледелия и скотоводства. Это — период, когда человек жил охотой, рыболовством и собирательством; Ф. Энгельс назвал его перио­дом присваивающей экономики. Человек производил примитив­ные орудия труда, а средства к существованию добывал с помо­щью орудий готовыми, из природы. Естественно, что он целиком и полностью зависел от наличия средств существования. Человек в этот период находился в единстве с природой, не выделялся из нее и не оказывал на нее сколько-нибудь заметного влияния. Его социальность (то есть устройство коллектива, разделение и орга­низация труда и быта, обычаи и т. д. ) только зарождалась и бы­ла подчинена задаче обеспечить выживание человека как биоло­гического вида. Человек, по существу, еще не начинал преобра­зовывать природу, он воздействовал на нее лишь фактом своего существования. Естественная (экологическая и демографическая) детерминация нарождающейся социальной жизни — существен­ный момент данного типа взаимодействия человека и природы. Дифференцированность природных условий была тем фактором, который оказывал заметное влияние на судьбы различных челове­ческих коллективов — направленность их деятельности, темпы раз­вития и т. д. Этот тип взаимодействия человека и природы связан с постоянной миграцией населения, которая вызывалась разными причинами — ухудшением природных условий, исчерпанием воз­можности добывать пищу и т. д. Малое количество населения и обширные территории являлись естественными предпосылками кочевого образа жизни.

Источник

География для природы и общества

Урок 63. География 8 класс (ФГОС)

С помощью чего география изучает природу и общество людей

С помощью чего география изучает природу и общество людей

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

С помощью чего география изучает природу и общество людей

С помощью чего география изучает природу и общество людей

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Конспект урока «География для природы и общества»

География – древняя наука, в своём развитии прошедшая несколько этапов, на протяжении которых она выполняла разные роли. Усилия современной географии направлены на глубокое изучение географической оболочки Земли, которая образовалась в результате взаимодействия различных оболочек земного шара: атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы и других. Знание и применение на практике всех законов географической оболочки – посильная задача далеко не для каждого. В связи с этим среди географов появились узкие специалисты: гидрологи, метеорологи, почвоведы и прочие. Каждый специалист-географ при решении теоретических и практических задач обязан учитывать сложное взаимодействие природных процессов и их влияние на деятельность человека. Приведём несколько примеров, показывающих нам последствия неудачных решений специалистов, которые в дальнейшем повлияли на природу.

Гидрологи разработали проект строительства на реке Волге нескольких водохранилищ для обеспечения бесперебойной работы гидроэлектростанций. С точки зрения гидрологии, всё было сделано правильно, однако не были учтены особенности так называемых проходных рыб, которые во время нереста поднимаются вверх по реке. Необходимо было сделать специальные проходы в плотинах, отсутствие которых привело к массовой гибели ценных промысловых пород рыб. Или другой пример. На реке Колорадо в Северной Америке в тысяча девятьсот тридцать пятом году было создано крупнейшее водохранилище США – Мид – с помощью плотины высотой 221 метр. Вскоре после заполнения водохранилища начались частые землетрясения. В 1937 году приборы зафиксировали 100 подземных толчков, в 1939 году их количество превысило тысячу. Причиной этому послужили особенности геологии района, чего не учли гидрологи до начала строительства.

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Можно приводить массу таких примеров, однако очевидным является то, что нарушение одного из компонентов природы приводит к качественному изменению и даже разрушению сложившейся природной системы. Так было в мезозойскую эру, когда под влиянием резкого изменения солнечной активности, а, следовательно, климата и водного режима, произошла массовая гибель крупных пресмыкающихся (динозавров), которые доселе господствовали в животном мире.

География тесно связана с развитием общества. Неумение управлять законами природы зачастую приводит к неожиданным катастрофическим последствиям. Особенно заметно связь природы и общества проявилась в последние три-четыре десятилетия, которые принято называть временем научно-технической революции. Казалось, природные ресурсы безграничны, а человек стал настоящим покорителем природы. Однако, хозяйственная деятельность людей далеко не всегда приводит к положительным результатам. К географам стали обращаться с вопросами: «Как не допустить ошибки, как её исправить?» Так начался новейший (современный) этап развития географии – экологический.

Экология – наука о состоянии окружающей человека природной среды. Современный человек, вооружённый глубокими научными знаниями и огромными техническими возможностями, не всегда может оценить тонкости природно-социальных законов и, действуя вслепую, неожиданно получает отрицательные результаты. Вот один из примеров.

За последние 20 лет во многих странах, в том числе и в нашей стране, заметно ухудшилось качество воды в реках, озёрах и даже в колодцах. Уменьшается прозрачность, летом поверхность воды покрывается тонкой зелёной плёнкой микроскопических сине-зелёных водорослей. Основной причиной, как ни странно, явился технический прогресс. А это: внесение большого количества удобрений, сброс неочищенных стоков с животноводческих ферм и городских канализаций и многое другое. Загрязняющие вещества скапливаются в водоёмах, поступают в реки, усиливают процессы гниения растительных остатков, что приводит к уменьшению в воде кислорода, а иногда к гибели рыбы – замору.

Наше современное общество проявляет большой интерес к экологическим проблемам, о них рассуждают учёные и журналисты, учителя и школьник. И это понятно, поскольку в период научно-технической революции резко обострились отношения между человечеством и природной средой. Однако будет ошибкой считать, что такой интерес к проблеме «человек и природа» возник только в последнее десятилетие.

Учение о взаимозависимости между обществом и географической средой, об определяющем влиянии природной среды на судьбы человечества называется географическим детерминизмом. По мнению представителей этой теории, рельеф, климат, почва, растительность, животный мир и другие естественные факторы непосредственно определяют характер общественного строя, уровень хозяйственного развития тех или иных стран и даже физические и психологические черты людей, их способности, наклонности, темперамент. Идеи географического детерминизма существовали и существуют и в наше время. Однако на протяжении истории они часто подвергались резкой критике, и некоторые учёные-географы впали в другую крайность – полное отрицание влияния природной среды на человека, получившее название географический нигилизм.

Но пока одни учёные спорили о влиянии природы на судьбы человечества, другие стали изучать те изменения, которые человек производит своей деятельностью в природе. В России огромная заслуга в развитии научной теории природопользования и экологической географии принадлежит Василию Васильевичу Докучаеву и его ученикам Александру Ивановичу Воейкову, Георгию Фёдоровичу Морозову. Основное положение теории состояло в использовании сил самой природы и их взаимной зависимости для улучшения природных условий.

Василий Васильевич Докучаев

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Владимир Иванович Вернадский

С помощью чего география изучает природу и общество людей

История взаимоотношений человека и природы – это история расширения масштаба и разнообразия воздействия человека на природу, усиление её эксплуатации. Воздействие человека на природу увеличивалось с течением времени. Произошедшая научно-техническая революция привела к ещё большему усилению этого воздействия, предоставив для него новые возможности и инструменты.

Из-за бурного роста населения Земли резко увеличилась потребность в прямых средствах обеспечения его биологических функций – кислороде, воде, пище. Кроме этого, резко возросли потребности производства в воде, древесине, металлах, минеральном сырье, сельскохозяйственном сырье, воздухе. В процессе сжигания топлива тратится огромное количество атмосферного кислорода, которого хватило бы для дыхания миллиардам людей. Угрожающие масштабы в эпоху научно-технической революции приобрёл процесс загрязнения окружающей среды разного рода отходами: пылью, выбросами углекислого газа, отходами производства.

Наиболее ярко и остро проявляются экологические негативные последствия НТР в крупных городах (мегаполисах), где проживают порой десятки миллионов людей. Люди в крупных городах больше всего подвержены различным заболеваниям, стрессам, воздействию химических и шумовых загрязнений и так далее.

За последнее время понятие экологического кризиса стало обиходным. Среди основных черт этого явления можно назвать следующие: нарушение экологического равновесия в процессе антропогенной деятельности, неспособность человеческого общества переломить тенденцию ухудшения состояния окружающей среды. Использование термина «экологический кризис» для обозначения экологических проблем учитывает тот факт, что человек является частью экосистемы, которая видоизменяется в результате его деятельности (прежде всего производственной). Природные и общественные явления представляют собой единое целое, и их взаимодействие выражается в разрушении экосистемы.

Сейчас для всех уже является очевидным то, что экологический кризис — понятие глобальное и общечеловеческое, касающееся каждого из живущих на Земле людей. Вот далеко не полный список негативных явлений, свидетельствующих об общем неблагополучии:

· глобальное потепление, парниковый эффект, сдвиг климатических зон;

· озоновые дыры, разрушение озонового экрана;

· сокращение биологического разнообразия на планете;

· глобальное загрязнение окружающей среды;

· неутилизируемые радиоактивные отходы;

· водная и ветровая эрозия и сокращение площадей плодородных почв;

· истощение и загрязнение ресурсов Мирового океана и многое другое.

В настоящее время в мире существует много различных теорий, в которых большое внимание уделяется нахождению наиболее рациональных путей решения этих проблем. Но, к сожалению, на бумаге всё оказывается значительно проще, чем в жизни. Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте. В нашей стране ей начинают уделять всё больше внимания, принимаются новые экстренные меры. А именно: усиливается внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов; устанавливается систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств; большое внимание уделяется сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха и так далее. Наиболее важным из аспектов этой проблемы является то, что нужно распространять информацию об охране природы среди населения.

Человек должен искать пути преодоления экологического кризиса, опираясь на гармонизацию взаимоотношений между человеком и средой обитания. Поиск путей преодоления экологического кризиса ведут, прежде всего, такие науки, как экология и география.

Источник

География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности

Урок 1. Подготовка к ЕГЭ по географии

С помощью чего география изучает природу и общество людей

С помощью чего география изучает природу и общество людей

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

С помощью чего география изучает природу и общество людей

С помощью чего география изучает природу и общество людей

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Конспект урока «География – наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности»

Сегодня на уроке вы узнаете, что такое «география», подробно разберёте этапы развития науки во времени, рассмотрите, на какие разделы делится география. Приступим.

География – одна из древнейших наук, вобравшая в себя огромные знания об окружающем мире. Именно она всесторонне изучает нашу планету. Термин «география» ввёл древнегреческий учёный Эратосфен более 2200 лет назад. Поэтому он имеет греческие корни (гео – «Земля» и графо – «пишу», «описываю») и дословно переводится как землеописание.

Действительно, как описательная эта наука возникла на ранних этапах развития человека, когда образовывались его сообщества. Людям необходимо было ориентироваться в окружающем их пространстве, чтобы добыть себе пищу и обустроить жильё. Они создавали первые схемы-рисунки географических объектов, обозначавшие расположение угодий, которые служили им путеводителями.

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Главными вопросами, на которые отвечала география на этом этапе, были: что это и где это находится?

Географические исследования и открытия на этом этапе были не главной целью, а средством расширения территорий для жизни. Происходили завоевания земель. Человек попадал на новую территорию и начинал её осваивать, таким образом и приобретались неосознанные географические знания.

Историческая справка. С изобретением судов знания о Земле у людей расширялись, т. к. появилась возможность побывать на ранее неизведанных землях, а изобретение в III веке до нашей эры в Китае компаса дало возможность совершать далёкие морские плавания.

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Чем быстрее развивалось человеческое общество, тем больше становилось его владений. Люди стали искать и открывать новые земли с целью поиска новых источников сырья. Происходили походы, путешествия и войны. Так, в Средние века были организованы и совершены путешествия с целью поиска несметных сокровищ Индии, первое плавание вокруг света, открытие Америки.

На протяжении многих веков наука география собирала сведения и описывала вновь открываемые земли. В течение нескольких столетий география была одной из самых уважаемых и знаменитых наук. Географические открытия этого времени были фактически случайными. Постепенно мир становился всё более известным, всё меньше белых пятен оставалось на составляемых попутно картах-схемах. Наступало время научных экспедиций для исследования, изучения неизвестных и труднодоступных районов.

Как наука, описывающая Землю, её разнообразные природные условия, география существовала и развивалась довольно долго, вплоть до конца 18 века.

Однако к началу 19 века на земном шаре не осталось ни одной неизведанной земли. В связи с этим изменились и цели изучения географии. Теперь география превратилась в науку, которая не только описывает земли, но и объясняет причины расположения.

Историческая справка. Важность пространственной составляющей в географии подчёркивал Иммануил Кант, известный больше, как великий философ, а не географ.

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Дело в том, что по своей основной «специальности» он был географом и в течение 40 лет преподавал физическую географию в университете города Кёнигсберга (Пруссия). Для обоснования существования географии как самостоятельной дисциплины и определения её места в системе наук он предложил такую классификацию. Все науки он разделил на существенные предметные, временные хронологические, пространственные хронологические. К первой категории отнёс математику и физику, ко второй – историю и к третьей – географию.

Кроме того, саму географию он разделил на физическую, коммерческую (экономическую), географию нравов (культурную географию) и политическую географию. Таким образом, были сформированы основные направления географической науки, существующие и сегодня.

Вместе с поисками новых земель в полярных областях планеты, географы-путешественники начали уделять всё большие внимание поиску ответов не на вопрос «Что где находится?», а «Почему находится именно здесь?».

Как и какие природные процессы создают горы и равнины? Как изменяется рельеф Земли? Какие общие закономерности влияют на таяние ледников, рост деревьев, расположение городов и т. п?

География не только объясняет закономерности взаимодействия и размещения компонентов природы, населения и его хозяйственной деятельности, но и прогнозирует их будущее развитие.

Современная географическая наука остаётся объяснительной. Однако она имеет ряд принципиальных особенностей, качественно отличающих её от географии 19 века. Современная география развивается, используя новые средства и методы, а также последние достижения других наук: физики, биологии, математики и химии. Она развивается по двум основным направлениям. Первое – углубление знаний об основных компонентах географической среды (климате, водных объектах, растительности и т. д.). Второе – изучение взаимодействия всех этих компонентов в единой географической системе. Сегодня географию нужно воспринимать как науку, рассматривающую состояние среды как результат проявления природных и социальных, т. е. человеческих, законов.

Современную географию часто называют преобразовательной. Действительно, до последнего времени, начиная с 50–60-х гг. 19 века, географические исследования имели вполне определённое направление. Окружающая природная среда изучалась как природный ресурс, который можно использовать в жизни человека. И если внешняя среда не соответствовала потребностям человека, он изменял её. Например, при недостатке посевных площадей активно осушались болота, вырубались леса, распахивались плодородные земли без учёта их способности к восстановлению, создавались огромные водохранилища для получения дешёвой электроэнергии на гидроэлектростанциях. Географические исследования обслуживали эти проекты. Таким образом, человек, опираясь на географические знания, преобразовывал природную среду.

Однако время показало, что это «преобразование» носило агрессивный по отношению к природе характер. И она ответила на варварское вмешательство стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, показав, что вмешиваться в систему без знания её законов чревато гибелью самого человека. Этот промежуток времени можно определить как период, когда человечество ещё не осознало своего места в природном комплексе Земли.

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Задача современной географии как науки заключается в том, чтобы рассматривать человеческое общество как один из компонентов географической среды, который строит своё взаимодействие с ней по её законам.

Современная география включает целую систему наук. Всего известно более 80 взаимосвязанных между собой наук, которые относятся к географии. Традиционно географию делят на две крупные ветви – физическую и социально-экономическую.

Социально-экономическая география изучает население, его хозяйственную деятельность, закономерности его размещения, взаимодействие с окружающей средой.

В составе физической географии есть три основные науки. Это землеведение, которое изучает общие закономерности строения и развития географической оболочки, ландшафтоведение, которое изучает территориальные природные комплексы разного ранга, и палеогеография, которая исследует природные условия, существовавшие в древние геологические эпохи, изучает, из чего состоят и где залегают горные породы. В свою очередь, эти разделы имеют свою иерархическую структуру по видам изучаемых компонентов, процессов и явлений. Так, отдельные компоненты географической оболочки изучают геоморфология, климатология, гидрология суши, океанология, гляциология (изучение природных льдов), география почв, биогеография (география живых организмов).

Общим объектом, который позволяет объединять все направления в одну науку, является планета Земля, развивающаяся в результате проявления физических (природных) процессов. Социально-экономическая, или общественная, география состоит из экономической, социальной, исторической и культурной. Также к общественной географии часто относят страноведение и военную географию. Страноведение даёт общую характеристику природы и хозяйства отдельных государств или крупных территорий. Военная география изучает военные аспекты географии, и возможность их применения в военном деле. Экономическая география делится на географию сельского хозяйства, которая занимается размещением посевных площадей и развитием ферм для животных, географию промышленности (изучающую предприятия, фабрики и заводы, их местоположение и взаимосвязь между собой), географию транспорта (изучающую различные виды транспорта, дороги, их протяжённость и обеспеченность ими различных территорий).

Социальная часть делится на: географию населения (изучающую численность, рождаемость и смертность, расово-этнический состав населения, образ и качество жизни людей, связь размещения населения с размещением производства), рекреационную географию (отдых и оздоровление человека), медицинскую географию, которая изучает распространение болезней и общий уровень здоровья населения на территории.

С помощью чего география изучает природу и общество людей

Историческая география объясняет изменение и развитие географических явлений с течением времени. Она пытается понять, почему, как и когда изменяются места и регионы Земли, а также какое влияние оказывают на человеческое общество.

Культурная география исследует, как и почему культурные предпочтения и нормы меняются в зависимости от пространства и места. Таким образом, она занимается изучением пространственных вариаций человеческих культур, включая религию, язык, выбор источников средств к существованию, политику и т. д.

Современная география – невероятно увлекательная наука. Она поможет вам не только узнать много интересного о нашей планете, но и научит понимать законы природы, оценивать свои действия по отношению к окружающему миру. Изучая географию, вы сможете получить ответы на вопросы, волнующие человечество:

Как сохранить уникальную природу?

Как лучше использовать её богатства?

Можно ли восстановить утраченное?

Природа и люди тесно взаимосвязаны. Воздействуя на природу, человек в конечном итоге воздействует на самого себя. Беречь природу и бережно относиться к её богатствам, можно только зная и понимая законы, по которым она развивается. От каждого из нас зависит благополучие Земли.

Подведём итоги урока.

География – одна из древнейших наук, которая изучает природу и человека.

География в своём становлении прошла три этапа развития: описательный, объяснительный и современный.

Наука состоит из двух больших разделов: физическая география и социально-экономическая география.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *