С чем была связана третья информационная революция
ПРИЗНАКИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
Информация же является продуктом деятельности современного человека.
Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи.
Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
Безопасность информационного общества, информации.
Защита интеллектуальной собственности.
Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:
все большее влияние на общество средств массовой информации;
информационные технологиимогут разрушить частную жизнь людей и организаций;
существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
существует опасность разрыва между «информационной элитой» (людьми,
занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.
Экономика и структура труда в информационном обществе
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и про
мышленного) производства на оказание услуг, включая информационные.
Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождалась перетеканием людей из сферы пря мого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельском хозяйсхарактерная черта экономики информационного общества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:
· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);
· профессиональной информации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);
· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);
Реальный анализ изменений в структуре занятости населения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационному обществу
в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:
· продолжает уменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленным трудом;
· увеличивается доля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельности в этой сфере;
· быстро растет число управленческих и технических рабочих мест;
· уменьшается доля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростом на верхнем и нижнем уровнях квалификации;
· доля занятий, которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкого уровня.
Различия по этим показателям в разных развитых странах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационных технологий несомненно.
Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве
лик, что недоступен обработке в приемлемое время.
Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож но без полноты информации.
Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году — уже каждые 5 лет; конца этому про цессу ускорения пока не видно.
Приведем несколько примеров проявлений информацион ного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут у
спевать в них ориентироваться, что порождает дуб лирование работ и иные неприятные последствия.
Часто оказывается проще заново сконструировать некото рое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.
Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политическо го анализа, но без информации они бесполезны.
В результате наступает информационный кризис, прояв ляющийся в следующим:
• информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке инфор мации;
• возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за трудняет восприятие полезной для потребителя информа ции;
• возникают экономические, политические и другие барье ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха рактер (информация стоит денег), и юридический (информа ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп лексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.
Третья информационная революция
На протяжении столетий главными средствами связи являлись почта и механический телеграф. Уже в первой половине XIX в. механический телеграф уступил свое место телеграфу электрическому. Это знаменовало начало третьей информационной революции, главное содержание которой заключалось в переходе от механических средств связи к электрическим.
Промышленный переворот, революция на транспорте, переход от натурального хозяйства к товарному, ликвидация неграмотности имели своим следствием быстрое и резкое увеличение объема почтовой корреспонденции. В то же время у почты появился конкурент в лице электротехнических средств связи: в 1832 г. – электромагнитный телеграф, в 1876 г. – телефон, в 1895 г. – радио, в 1925 г. – телевидение, в 1946 г. – компьютер первого поколения, в 1969 г. – интернет, в 1972 г. – электронная почта.
Под влиянием этих перемен в конце прошлого века количество почтовых отправлений начало сокращаться, и почта вступила в состояние кризиса. Одновременно с этим произошла перестройка системы новых, электрических средств связи. На протяжении всего XIX в. главным видом электротехнической связи был телеграф. С изобретением телефона и радио он тоже стал терять свои прежние позиции. Окончательно они были подорваны во второй половине XX в.
В это время телефон, радио и телевидение стали доступны подавляющему большинству населения планеты. Поэтому вторую половину XX в. можно рассматривать как время завершения третьей информационной революции.
На завершающей стадии этой революции наметились крупные изменения в развитии самих электрических средств связи. Появились оптико-волоконная и спутниковая связь, стационарный телефон уступил место мобильному, черно-белое телевидение – цветному, аналоговая связь начала уступать место цифровой, телевидение отодвинуло на второе место радиовещание, наконец, началась компьютерная революция.
Компьютер прежде всего открыл возможность свободного и быстрого общения людей с помощью электронной почты. Во времена Магеллана кругосветное путешествие требовало больше года. А это значит, что с такой же скоростью письмо могло обойти вокруг света. Произошедшая в XIX в. революция на транспорте позволила сократить это время до 1–1,5 месяцев. Телеграф открыл возможность передачи информации с одного конца мира в другой в течение часа. Радио, телефон и электронная почта сократили это время до нескольких минут. В результате этого у человечества появилась возможность жить в режиме единого времени.
Вместе с тем благодаря интернету компьютер открыл перед человеком возможность доступа к почти неограниченной информации. Сейчас практически все крупные библиотеки мира имеют электронные каталоги, открытые для общего пользования. Более того, в некоторых библиотеках уже ведется сканирование литературы и предоставляется возможность пользоваться ею в электронном виде[975]. Электронные базы данных создаются государственными, коммерческими и общественными организациями и даже отдельными лицами[976].
«В ближайшие десять лет все накопленные знания, включая исторические документы, будут переведены в цифровое выражение. Это означает, что все книги, музыкальные произведения, картины, публикации и т. д. будут доступны потребителю через Всемирную паутину»[977].
Если первоначально обмен информацией был жестко привязан к компьютеру, то совмещение компьютера и мобильного телефона открыло возможность передачи и получения информации независимо от того, где находится абонент[978].
Что представляет собой информационная, компьютерная революция?
Содержание:
Информационная революция — это процесс, при котором происходят кардинальные изменения человеческой деятельности от старых подходов в пользу новых информационно-технологических решений.
Термин «информационная революция» очень тесно связан с другими «информационными» терминами:
Информационная революция
В широком смысле, информационная революция — это процесс улучшения в области коммуникации и потребления информации у людей. За всю историю человеческого общества выделяют несколько информационных революций, каждая из которых дала свой «толчок» развитию коммуникации между людьми и обработки имеющейся информации. Любая из описанных ниже информационных революций принесла людям много нового и имеет огромное значение в сфере социального развития людей.
Итак, различают 5 этапов информационной революции. Мы с вами сейчас проходим пятый этап и живем уже в полноценном информационном обществе.
Информационная революция: этапы
Пятая информационная революция
Динамичность и объем происходящих изменений в нашем с вами информационном обществе просто зашкаливает и не сравним ни с одной уже прошедшей информационной революцией.
Вы наверное заметили, что каждая информационная революция происходила из-за роста количества информации и потребности как-то с ней взаимодействовать. На сегодняшний день объемы информации растут в геометрической прогрессии, по примерным подсчетам объем информации растет в каждые два года в два раза. Таких темпов роста еще никогда не было, а эту информацию нужно как-то обрабатывать и как-то с ней взаимодействовать. Именно поэтому скорость информационно-технологического прогресса замечает каждый человек. Например:
Таких вот свойств, которых «не было» раньше, каждый современный житель может привести в огромном количестве. Все эти изменения — это и есть результат пятой информационной революции.
Информационная революция
Содержание
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций — преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации. Следствием подобных преобразований являлось приобретение человеческим обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что привело к гигантскому качественному и количественному скачку. Появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению.
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Третья (конец XIX в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации). Этот период характеризуют три фундаментальные инновации:
Последняя информационная революция выдвигает на передний план новую отрасль — информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний. Важнейшая составляющая информационной индустрии — информационная технология.
Информационные технологии: этапы развития информационных технологий по видам инструментария технологии.
Информационная технология (ИТ) — процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Современная ИТ опирается на достижения в области компьютерной техники и средств связи.
1 этап (до второй половины XIX в.) — «ручная» информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки через почту писем, пакетов, депеш. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме.
2 этап (с конца XIX в.) — «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта. Основная цель технологии — представление информации в нужной форме более удобными средствами.
4 этап (с начала 70-х гг.) — «электронная» технология, инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов. Акцент смещается в сторону формирования более содержательной информации.
5 этап (с середины 80-х гг.) — «компьютерная» технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ (создание систем поддержки принятия решения для разных специалистов). В связи с переходом на микропроцессорную технологию существенным изменениям подвергается бытовая техника, приборы связи и коммуникации, оргтехника. Начинают широко развиваться компьютерные сети (локальные и глобальные).
Информационное общество.
Представление об информационном обществе и информационной культуре.
Бурное развитие компьютерной техники и ИТ послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.
В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются в основном интеллект и знания, что приводит к увеличению доли умственного труда.
Признаки информационного общества:
Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией: США, Япония, Англия, Германия, страны Западной Европы.
В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.
Информационные ресурсы и рынок информационных услуг
Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на каком-либо физическом носителе в виде документов, статей, программ, книг и т.д.
Информационный продукт — совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, — с помощью услуг.
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.
Ответы на эти вопросы можно получить, если имеется рынок информационных продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг — система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Поставщиками информационных продуктов могут быть:
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица.
Выделим 5 секторов рынка информационных продуктов и услуг.
1-й сектор — деловая информация — состоит из следующих частей:
2-й сектор — информация для специалистов, содержит следующие части:
3-й сектор — потребительская информация, состоит из следующих частей:
4-й сектор — услуги образования, включает все формы и ступени образования. Информация может быть представлена в компьютерном или некомпьютерном виде: учебники, методические разработки, практикумы, развивающие компьютерные игры, компьютерные обучающие и контролирующие системы, методики обучения и др.;
5-й сектор — обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей:
Информационная безопасность
Учебное пособие
Информация по главам с 4 по 8 будет выложена на сайте в ближайшее время
Информационные революции
Ряд современных исследователей процесса цивилизационного развития человеческого общества считают, что история человечества может рассматриваться как закономерная последовательность технологических революций.
Технологическая революция – радикальное изменение доминирующего в обществе технологического уклада, который, в свою очередь, определяется средствами и способами организации общественного производства и жизнеобеспечения общества.
Профессор А. И. Ракитов показал, что в основе каждой технологической революции лежит информационная революция.
Информационная революция – это преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации.
Следствием преобразований общественных отношений является приобретение человеческим обществом нового качества, переход на новый уровень технологического развития. В настоящее время принято выделять шесть основных информационных революций.
Первая информационная революция (устная) заключается в появлении языка и членораздельной человеческой речи. Развитие языка оказало колоссальное влияние на развитие сознания людей. Язык сделал возможным развитие процессов абстрактного мышления, т. е. зарождения интеллектуальной деятельности людей. В первобытном обществе, когда выживало более организованное племя, возникла необходимость приобретения, сохранения и передачи знаний и умений. В то время использовались и распространялись только «живые знания», носителями которых являлись живые люди – старейшины, жрецы, шаманы. К пожилым людям, имеющим ценный для племени опыт, применялся принцип «не убий». Так возникла система «Учитель» (по Н. Н. Моисееву), которая способствовала развитию не столько в индивидуальной сфере, сколько в общественной.
В условиях первобытного общества процессы накопления знаний и их распространения осуществлялись чрезвычайно медленно, а сохранение уже накопленных знаний в виде легенд, мифов и сказаний было недостаточно надёжным.
Вторая революция (письменная) связана с изобретением письменности. Люди научились отчуждать знания и фиксировать их на материальных носителях в виде рисунков или условных знаков. Это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и создать условия для их широкого распространения. Существенным образом изменилась и информационная среда общества, стали возможными новые виды информационных коммуникаций между людьми посредством обмена письменными сообщениями. Позже появились исторические летописи, поэзия и литература, зародились элементы того нового и своеобразного явления, которое мы сегодня называем информационной культурой. Понятие «образование» приобрело новый смысл. Теперь образованным мог считаться только тот человек, который достаточно хорошо владел навыками чтения и письма, причем не только на своём родном языке, но и на других языках.
Третья информационная революция (печатная) началась в эпоху Возрождения (середина XVI в.) и была вызвана изобретением печатного станка. Книгопечатание радикально изменило общество, культуру, организацию деятельности человека. Относительная простота процесса книгопечатания, большие тиражи печатных книг и их значительно меньшая стоимость по сравнению с рукописными книгами привели к первому информационному взрыву. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе документов, началось более широкое распространение информации, научных знаний. Появились первые библиотеки печатных книг. Возникла возможность обеспечить сохранение авторства, интеллектуальной собственности (выходные данные книги).
Своего апогея третья информационная революция достигла с появлением печатных СМИ: газет, журналов, рекламных объявлений, информационных справочников и т.п. Несмотря на появление в последние годы различного рода электронных носителей информации, объёмы печатной продукции продолжают расти.
Четвертая информационная революция (электронная) началась в XIX веке и была обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, телевидение. Новые качества, которые принесла в информационную сферу общества эта информационная революция, заключаются не только в том, что по новым коммуникационным сетям стали передаваться невиданные ранее объёмы информации, но также и в том, что информационные коммуникации стали осуществляться с более высокой скоростью. Любое событие, которое происходит сегодня на нашей планете, в течение нескольких часов может стать известным подавляющему большинству её обитателей, где бы они ни находились.
Пятая информационная революция (компьютерная) началась в 50-е годы XX века с появлением средств цифровой вычислительной техники. Применение этих средств для обработки информации кардинальным образом изменило возможности человека по активизации и эффективному использованию информационных ресурсов: роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи её на расстояние взяла на себя техника. Изобретение в 70-х годах прошлого века микропроцессорной технологии сделало компьютеры доступными для повседневного персонального использования, что во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей.
Шестой информационной революцией (сетевой) стало объединение компьютеров для передачи данных в сети, что привело к появлению единого глобального информационного пространства. Некоторые специалисты ставят появление Интернета по его влиянию на цивилизацию в один ряд с книгопечатанием. Интернет – открытая, саморазвивающаяся кибернетическая система, включающая в себя миллионы компьютеров, объединённых в различные локальные и глобальные сети. Использование информационных ресурсов Интернета в образовательных целях ставит ряд философских, психолого-педагогических и методических проблем.
Последняя революция знаменует возникновение безбумажного, виртуального этапа в развитии социальных коммуникаций. Бумага стала необходима только для итогового воспроизводства визуально подготовленных документов. Возникла новая отрасль – информационная индустрия, связанная с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.
Важнейшими составляющими информационной индустрии становятся все виды информационных технологий, особенно телекоммуникации. При применении информационных технологий достигается экономия затрат труда, энергии людских и материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса.
Информационная технология – это представленное в пригодном для практического использования виде концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.
По расчетам, приведенным Л. Д. Рейманом, пятьдесят лет тому назад, пересылка по почте 30 страниц текста на расстояние 5 тысяч километров длилась бы примерно 10 дней и стоила бы около 30 долларов. Двадцать лет назад, используя факс, подобная пересылка заняла бы примерно 1 час, и стоимость составляла около 50 долларов. Сегодня на это требуется не более 3 секунд, а стоимость составит около 3 центов. Таким образом, стоимость упала в 1000 раз, скорость возросла в 300 тысяч раз.
Бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.