С чем был связан первый этап развития информационного общества

Основные этапы развития информационного общества

Развитие информационного общества чаще всего связывают с несколькими этапами, перечислим их:

Информационные ресурсы общества

Информация окружает нас со всех сторон, она содержится в человече­ской речи, книгах и журналах, сообщениях радио и телевидения, показаниях аппаратов и приборов. Она не может существовать без своего носителя. Носителем информа­ции может быть материальный предмет (камень, дерево, папирус, бумага). Могут быть волны различной природы (световые, звуковые, электромагнитные) или разные состояния вещества. Внешние носители информации служат для многократного использо­вания. Это записные книжки, справочники, магнитные записи, картины, фото- и кинодокументы.
Любое государство, общество, форма и частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности.

Ресурс – это запас или источник некоторых материальных ценностей.

Информационные ресурсы – это знания людей, идеи человечества и указания по их реализации, зафиксированные в любой форме, на любом носителе информации. К информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости.

Основные характерные черты информационного общества.

Информационное общество — теоретическая концепция варианта постиндустриального общества. Другими словами, это историческая фаза развития цивилизации, для которой характерно быстрое увеличение информации и знания в едином информационном пространстве. В качестве главных продуктов производства в нем выступают информация и знания.

Отличительные черты инф. общества:

увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

эффективное информационное взаимодействие людей их доступ к мировым информационным ресурсам удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

Свойства информации

Информация является частью окружающего мира, т.е. его объектом. И, как любой объект, информация должна обладать некоторыми свойствами, позволяющими отличать ее от других объектов. Можно привести немало разнообразных свойств информации. Однако для информатики наиболее существенными являются следующие свойства:

1) Объективность и субъективность – зависит от человеческого фактора.
2) Полнота, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
3) Актуальность – актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.
4) Достоверность, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.
5) Понятность. Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Инфор­мация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.
6) Доступность – возможность получения информации
7) Адекватность – степень соответствия реальному объективному состоянию дела.

Насколько хорошо вы усвоили тему? Пройти тест

Источник

Информационное общество: история и этапы развития. Этапы развития вычислительной техники

С чем был связан первый этап развития информационного общества

Какие были информационные революции? И сколько их было?

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний. Информация становится предметом всеобщего потребления. Информационное общество обеспечивает любому субъекту доступ к любому источнику информации. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и стационарных телефонов и т.д.

С чем был связан первый этап развития информационного общества

Отличительные черты информационного общества:

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Карц и др.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Телекоммуникационная революция связана с появлением волоконно-оптических технологий и спутниковых технологий.

Слияние телекоммуникационных и компьютерной технологий породило на рынке много новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Они считают необходимым ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам высокий уровень жизни. А лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций стали создаваться информационные сети огромных масштабов, в том числе глобальные. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Между информационными и другими ресурсами существует одно различие: всякий ресурс после использования исчезает, а информационный — нет, им можно пользоваться много раз, он может копироваться без ограничений. Более того, информационный ресурс имеет склонность увеличиваться, так как использование информации редко носит совершенно пассивный характер, чаще при этом появляется дополнительная информация.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.

Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Из истории человечества нам известно, что некоторые научные изобретения сильно повлияли на ее ход, на развитие цивилизации. К их числу относятся изобретение колеса, парового двигателя, открытие электричества, овладение атомной энергией и пр. Процессы резкого изменения в характере производства, к которым приводят важные научные открытия, принято называть научно-технической революцией (НТР).

Появление компьютерной техники во второй половине XX века стало важнейшим фактором научно-технической революции.

С распространением ПК возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению создавать программы. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение пользоваться сетью Интернет и его ресурсами.

Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где все внимание отдано развитию и всеобщему внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Источник

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов ГМУ

Лекция на тему «Информация и информационные процессы»

1. Информация и информационные процессы: определение понятий, сущность, роль и значение

Слово «информация» происходит от латинского слова informatio,что в переводе означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Понятие «информация» используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация»связано с различными системами понятий.

Информация в биологии: Биология изучает живую природу и понятие «информация» связывается с целесообразным поведением живых организмов. В живых организмах информация передается и храниться с помощью объектов различной физической природы (состояние ДНК), которые рассматриваются как знаки биологических алфавитов. Генетическая информация передается по наследству и хранится во всех клетках живых организмов.

Философский подход: Информация – это взаимодействие, отражение, познание.

Кибернетический подход: Информация – это характеристики управляющего сигнала, передаваемого по линии связи

Можно выделить следующие подходы к определению информации:

Информация – это сведения, знания, сообщения о положении дел, которые человек воспринимает из окружающего мира с помощью органов чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания).

Информация – это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний.

Информация обладает следующими свойствами:

1) Атрибутивные свойства (атрибут – неотъемлемая часть чего-либо). Важнейшими среди них являются:- дискретность (информация состоит из отдельных частей, знаков) и непрерывность (возможность накапливать информацию)

2) Динамические свойства связаны с изменением информации во времени:

— передача от источника к получателю,

— перевод с одного языка на другой,

— перенос на другой носитель,

— старение (физическое старение – носителя, моральное старение – ценностное).

Источник

История развития информационного общества.

В истории развития человеческого общества много раз происходили существенные изменения в области информации, которые можно назвать революциями.

Первая информационная революция связана с появлением письменности. Письменность дала людям возможность для накопления и распространения знаний. Вторая информационная революция (середина 16 в.) была связана с книгопечатанием. Возникла возможность сделать информацию массово-доступной, а не только ее сохранять. Грамотность стала явлением, охватившим широкие массы народа. Произошло ускорение роста науки и техники, приведшее к промышленной революции. Книги перешагнули национальные границы, что привело к началу создания общечеловеческой цивилизации. Третья информационная революция (конец 19 в.) была вызвана большим прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили быстро передавать информацию на большие расстояния. Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессоров и персональных компьютеров. Вскоре возникли компьютерные телекоммуникации, сильно изменившие системы хранения и поиска информации. Четвертая информационная революция произвела существенные перемены в развитии общества, появился новый термин «информационное общество».

Своим названием термин «информационное общество» обязан профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши, чей термин был использован в появившихся практически одновременно — в Японии и США — в работах Ф. Махлупа (1962) и Т. Умесао (1963).

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский, Дж. Нэсбитт, М. Порат, Т. Стоунер, Р. Карц и др.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый этап занимает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ в которых на смену механическим деталям пришли электронные лампы.

Второй этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров, использующих интегральные схемы, и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с появлением волоконно-оптических технологий и спутниковых технологий.

Слияние телекоммуникационных и компьютерной технологий породило на рынке много новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран. Они считают необходимым ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам высокий уровень жизни. А лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций стали создаваться информационные сети огромных масштабов, в том числе глобальные. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

Под информационными ресурсами понимается информация, зафиксированная на материальном носителе и хранящаяся в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). Информационный ресурс может принадлежать одному человеку или группе лиц, организации, городу, региону, стране, миру. Информационный ресурс является продуктом деятельности наиболее квалифицированной части общества.

Информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные. По категориям доступа информация делится на открытую и с ограниченным доступом. Информация с ограниченным доступом делится, в свою очередь на информацию, составляющую государственную тайну и просто конфиденциальную.

Появление компьютерной техники во второй половине XX века стало важнейшим фактором научно-технической революции.

Первый этап начинается с создания первой электронно-вычислительной машины ENIAC (ЭВМ) в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось небольшое число людей, в основном в научной и производственной областях.

Второй этап начинается в середине 70-х годов и связан с появлением и всеобщим распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко применяться не только в науке и производстве, но и в системе общего образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с телевизорами, магнитофонами.

Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. С появлением Интернета ПК, который помещается на письменном столе, стал окном в огромный мир информации. Появились такие понятия, как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Именно появление Интернета дает возможность говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап «информационно-ориентированного общества».

С распространением ПК возникает понятие компьютерной грамотности. Компьютерная грамотность — необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать ЭВМ для общественных и личных целей.

На первом этапе истории ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению создавать программы. Программирование изучалось главным образом в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на ПК с прикладными программами, выполнять минимум действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в самостоятельном режиме.

На третьем, современном этапе, важным элементом компьютерной грамотности становится умение пользоваться сетью Интернет и его ресурсами.

Один из этапов перехода к информационному обществу — компьютеризация общества, где все внимание отдано развитию и всеобщему внедрению компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

Основной инструмент компьютеризации — ЭВМ (или компьютер). Человечество проделало долгий путь, прежде чем достигло современного состояния средств вычислительной техники.

Основными этапами развития вычислительной техники являются:

I. Ручной период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации.Он базировался на использовании пальцев рук и ног. Счет с помощью группировки и перекладывания предметов явился предшественником счета на абаке- наиболее развитом счетном приборе древности. Аналогом абака на Руси являются дошедшие до наших дней счеты. Использование абака предполагает выполнение вычислений по разрядам, т.е. наличие некоторой позиционной системы счисления.

В начале XVII века шотландский математик Дж. Непер ввел логарифмы, что оказало революционное влияние на счет. Изобретенная им логарифмическая линейка более 360 лет прослужив инженерам. Она, несомненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.

IV. Электронный этап, начало которого связывают с созданием в США в конце 1945 г. электронной вычислительной машины ENIAC.В истории развития ЭВМ принято выделять несколько поколений, каждое из которых имеет свои отличительные признаки и уникальные характеристики. Главное отличие машин разных поколений состоит в элементной базе, логической архитектуре и программном обеспечении, кроме того, они различаются по быстродействию, оперативной памяти, способам ввода и вывода информации и т.д.

Источник

Этапы развития информационного общества

Тема: Этапы развития информационного общества

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Изобретение письменности позволило накапливать и распространять знания. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других. Достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход к алфавитному способу письма сделал письменность более доступной и способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (в середине XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Все это ускорило развитие науки и техники, помогло промышленной революции, Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу сознания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (в конце XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (в 70-х гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. В настоящее время в мире накоплен огромный информационный потенциал, которым люди не могут пользоваться в полной мере в силу ограниченности своих возможностей. Это привело к необходимости внедрения новых технологий обработки и передачи информации и послужило началом перехода от индустриального общества к информационному. Этот процесс начался с середины XX в.

Основные черты информационного общества.

В информационном обществе главным ресурсом является информация, это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, обработкой и передачей информации. В качестве критериев развитости информационного общества можно перечислить следующие:

уровень развития компьютерных сетей;

доля населения, занятого в информационной сфере,

доля населения, использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.

Однако, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Остановимся на основных тенденциях развития информационного общества. Изменение структуры экономики и структуры труда В информационном обществе деятельность человека будет во многом зависеть от умения эффективно использовать имеющуюся информацию. Использование компьютеров во всех сферах человеческой деятельности должно обеспечить доступ к достоверным источникам информации, избавить человека от рутинной работы, позволит ускорить принятие оптимальных решений, автоматизировать обработку информации не только в производственной, но и в социальной сферах. В результате этого процесса движущей силой развития общества станет производство информационного, а не материального продукта. Этот процесс должен привести к созданию информационного общества, в котором главную роль будут играть знания и интеллект. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технологий:

создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *