С чем боролась инквизиция
Костры веры. Правда и мифы об инквизиции
26 июля 1826 года в Испании был приведён в исполнение последний смертный приговор, которого добилась инквизиция. Учитель Каэтано Риполь вошёл в историю как последняя её жертва. Он был казнён как упорствующий еретик, поскольку не позволял подопечным своей школы ходить в церковь. Риполь был повешен и похоронен в гробу с нарисованными на нём языками пламени.
В истории не так много организаций, деятельность которых сопровождалась бы таким огромным количеством мифов, как работа инквизиции. Отчасти этому способствовала таинственность организации, с другой стороны, свой вклад в создание «чёрной легенды» внесли и политические соперники Испании, а также вольнодумцы-просветители XVIII века, боровшиеся с влиянием религии на общество и не жалевшие чёрных красок. Лайф выяснил самые популярные мифы об этой организации и были ли шансы вырваться живым и невредимым из лап инквизиции.
Седьмое издание «Молот вельм».Пособие по выявлению ведьм. Фото: © wikipedia.org
Инквизиция была единой организацией
Это не совсем так. Правильнее было бы разделять её существование на два этапа: «старая» инквизиция, занимавшаяся в европейских странах поиском и увещеванием еретиков и примирении их с церковью, и «новая» инквизиция, наиболее ярко проявившаяся в Испании, где она была фактически не церковным, а государственным органом, действуя в интересах монарха, а не церкви.
«Старая» инквизиция появилась в XIII веке в ответ на захлестнувшую некоторые европейские страны волну ересей (катары, вальденсы и т.д.). Основные правила работы инквизиции в тот период были сформулированы Николасом Эймериком. Они подразумевали преследование еретиков, причем еретиком считались либо те, кто проповедовал свою версию христианства, либо колдуны, но не все подряд, а только те, которые в своём ведовстве применяют сакральные для церкви предметы: освящённые гостии, святую воду, миро и т.д. и тем самым фактически оскверняют их. Все остальные колдуны, если такие находились, подлежали светскому суду.
В большинстве случаев «старая» инквизиция действительно пыталась наставить еретиков на путь истинный и примирить их с церковью, добившись их отречения от ошибочных взглядов. Поэтому она не отличалась кровожадностью: за период с XIII по конец XV века число приговорённых к смертной казни по всей Европе составляло несколько сотен человек. Поскольку объём вмешательства инквизиции в жизнь общества в те времена был невелик, инквизиторы не получали никакого жалования за свои труды, для них это было скорее дополнительной нагрузкой. Как организация она была разрозненна и непостоянна.
«Новая» инквизиция была учреждена в Испании королём Фердинандом и фактически действовала в его интересах, а не в интересах церкви. Испанский монарх с самого начала имел огромное влияние на инквизиторов, которые не столько боролись с ересью, сколько искали тайных иудеев и мусульман.
Дело в том, что после того, как Испания была отвоёвана у арабов и её объединения, в стране оказались огромные общины евреев и мавров. Под государственным давлением многие из них вынужденно крестились или были насильно обращены в христианство, но продолжали тайно исповедовать свою старую религию.
Противостояние с ними было не только религиозным, но и политическим и экономическим. Евреи и мавры составляли более четверти от общего числа населения, при этом многие из них были весьма богаты, а король Фердинанд намеревался превратить Испанию в самую могущественную империю, для чего нужно было немало средств. Однако просто так взять и конфисковать чужую собственность было невозможно, поэтому большую помощь в этом деле оказывала инквизиция, которая наказывала конфискацией имущества или его частью значительно чаще, чем сожжением на огне. Кроме того, Фердинанд создавал централизованное государство, сшивая его из разрозненных испанских лоскутов, а потеря части привилегий была явно не по вкусу многим знатным феодалам, которые начали проявлять недовольство и впоследствии стали жертвами инквизиции.
Испанская инквизиция фактически была государственным органом, а не церковным, её служащие получали жалование, а финансировалась она в основном за счёт конфискации имущества осуждённых.
Инквизиция охватывала всю Европу
Наиболее сильна была инквизиция в Испании (и её заморских колониях). Также ограниченная в возможностях инквизиция некоторое время существовала во Франции, Португалии и нескольких итальянских и немецких землях. Не прижилась инквизиция в Англии, Польше и Скандинавских странах.
В России инквизиция была учреждена Петром, но её функции были совершенно иными — российские инквизиторы только надзирали за духовенством, не по религиозным вопросам, а по всевозможным организационным. Она просуществовала недолгое время.
Святой Августин и дьявол (триптих сцена, около 1430) Фото: © wikipedia.org
От инквизиции нельзя было уйти живым
Это тоже не совсем так. Инквизиция вообще не имела права приговаривать кого-либо к смерти, это была прерогатива исключительно светских властей. Однако почти во всех странах светское законодательство предусматривало наказание смертью за колдовство и тому подобные деяния. Фактически инквизиция была единственным шансом для заподозренных в колдовстве спастись от смерти, поскольку светский суд, как правило, не учитывал раскаяний подсудимого и его отречений от заблуждений, настоящих или мнимых.
В свою очередь, инквизиторы, наоборот, стремились добиться от еретика отречения от его заблуждений. Если подозреваемый в ереси каялся в своих заблуждениях и был согласен на примирение с церковью, его ждала уже не смертная казнь, а существенно более мягкое наказание. Правда, инквизиторы могли счесть покаяние неискренним, т.н. лжепокаянием, но здесь всё зависело уже от настроения трибунала. Как правило, покаяния было достаточно, чтобы избежать костра.
Значительно чаще, чем смертная казнь, применялись такие виды наказания, как наложение епитимьи, ношение санбенито (специальное покаянное одеяние) в течение определённого срока, конфискация имущества, отлучение от церкви на определённый срок, тюремное заключение, денежный штраф, телесные наказания.
Наиболее часто еретики наказывались наложением епитимьи для небольших прегрешений или же тюремным заключением для покаявшихся в серьёзной ереси. В первые годы деятельности инквизиции в Испании, когда число приговоров было велико, а тюрем для заключённых не хватало, разрешалось отбывать наказание по месту жительства, т.е. тюремное заключение фактически заменялось домашним арестом.
«Трибунал инквизиции», Ф. Гойя ( 1812 — 1819 ) Фото: © wikipedia.org
Кто рисковал стать жертвой
Для среднестатистического европейца того времени шанс стать клиентом инквизиции был невелик. В Испании жертвами инквизиции в основном были насильно обращённые в христианство евреи и арабы, которых подозревали в отступничестве от новой религии (но непосредственно иудеи и мусульмане, жившие в этой стране, никогда не привлекались инквизицией, поскольку её юрисдикция на них не распространялась).
Кроме того, жертвами нередко становились представители влиятельных и знатных испанских семей, которые по тем или иным причинам находились в оппозиции к престолу или имели врагов. В застенки инквизиции могли попасть и простые люди, неосторожно болтавшие на публике о том, о чём не следовало. В таком случае могли найтись доносчики, сообщавшие об их еретических рассуждениях.
В инструкциях для инквизиторов специально отмечалось, что не подлежат аресту подозреваемые в незначительных преступлениях, типа богохульства, произнесённого в гневе. Разумеется, главными кандидатами на попадание в руки инквизиции были всевозможные еретические учителя и проповедники, ради борьбы с которыми изначально и создавалась организация.
Во второй половине XVI века в руки инквизиторов также попадали протестанты, однако это были единичные случаи, поскольку реформированное христианство не прижилось в католической Испании (в том числе и усилиями инквизиции).
Особая практика, применявшаяся инквизицией — добровольное раскаяние. Как правило, сразу же после учреждения инквизиции во всех церквях и на всех площадях объявлялся срок, в течение которого все желающие могли добровольно покаяться, явившись на трибунал. В этом случае их либо ждало незначительное наказание вроде денежного штрафа, либо все их прегрешения прощались. По истечении этого срока не покаявшихся еретиков наказывали по всей строгости.
Папа и инквизитор. Музей изящных искусств бордо.(1882). Фото: © wikipedia.org
Методы дознания
Инквизиция асоциируется у большинства людей с невообразимыми орудиями самых изощрённых пыток. Это некоторое преувеличение. На самом деле гораздо большее внимание уделялось признаниям, полученным без пыток.
Сам процесс заведения дела был достаточно долгим. Если инквизиторы получали от кого-либо донос или информацию, которую считали достойной открытия дела, открывался трибунал, на котором принималось решение, проводить ли расследование. Если ответ был положительным и имелись свидетели, то к ним направлялись на беседу инквизиторы, которые, не раскрывая им суть дела и не называя имён, вели пространные беседы «обо всём», пытаясь получить как можно больше информации по делу.
Далее в дело вступали квалификаторы-богословы, чьей обязанностью было решать, стоит ли по имеющимся материалам продолжать дело, или оно слишком незначительное и не имеющее отношения к церкви.
Если дело решено было продолжать, подозреваемого помещали в тюрьму. В обычных светских тюрьмах содержались подозреваемые в незначительных преступлениях, заподозренные в ереси также отправлялись в тюрьмы.
Ровно через три дня инквизиторы приходили к подозреваемому. Они сходу предлагали покаяться во всех грехах и еретических заблуждениях, о которых подозреваемому якобы было известно, взамен обещая помилование. При этом ему даже не объясняли, в чём его подозревают.
Если он рассказывал всё, и его показания в целом совпадали с уликами и свидетельскими показаниями, и при этом он демонстрировал деятельное раскаяние, то вскоре для него всё заканчивалось наказанием в зависимости от тяжести преступлений.
Существовал весьма интересный способ отвода свидетеля — достаточно было заявить о своей вражде с ним. Поэтому инквизиторы ещё на предварительном этапе расспрашивали, есть ли у подозреваемого враги, которые могли бы оговорить его. И если он ещё тогда называл среди них свидетеля, им ничего не оставалось, как не принимать в расчёт его показаний.
Начинался судебный процесс, на котором подсудимый имел право на защиту адвоката. После суда вновь приглашались квалификаторы, которые должны были трактовать: отвёл ли подсудимый от себя подозрения в еретичестве или, напротив, подтвердил. От их решения фактически зависел приговор. Подсудимого могли полностью оправдать, что было скорее редкостью, или же приговорить к незначительному наказанию, если улик против него было немного или в том случае, если он активно каялся. Правда, в случае покаяния, если он вторично попадал в руки инквизиции по подозрению в ереси, спасти его не могло уже ничто, поскольку он считался рецидивистом. Еретик-рецидивист получал наказание в зависимости от тяжести проступка.
После вынесения приговора любой подсудимый имел право подать апелляцию в Рим, но, как правило, помогало это только знатным и богатым узникам, за которых было кому ходатайствовать перед святым престолом.
Независимо от приговора следовало аутодафе. Существует популярное заблуждение, что аутодафе означает сожжение на костре, но это не так. В действительности в ходе аутодафе публично зачитывались приговоры, произносились покаяния и приводились в исполнение все наказания, начиная от наложения епитимьи и заканчивая сожжением на костре.
Пытки
Если подсудимый отказывался давать показания или не сообщал ничего свыше того, что было известно из показаний свидетелей, инквизиторы прибегали к пыткам, которые, к слову, не были изобретением инквизиции и активно применялись и светскими судами.
Ян Гус на костре, Шпиц хроники (1485). Фото: © wikipedia.org
Инквизиция уничтожила миллионы человек
Это не так. Хотя цифры жертв инквизиции до сих пор точно не установлены и весьма различаются в зависимости от взглядов исследователя, речи о миллионах жертв не идёт. Так, один из первых историков инквизиции Хуан Льоренте насчитывал около 30 тысяч казнённых за всю многовековую историю этой организации. При этом Льоренте даже не скрывал своего крайне негативного отношения к инквизиции, да и метод подсчёта даёт весьма приблизительные цифры и строится на большом количестве допущений. В наиболее кровавый период испанской инквизиции времён Торквемады он насчитывает около 8 тысяч казнённых.
Более современные историки дают другие цифры. Генри Камен, профессионально занимающийся изучением «чёрной легенды» об Испании, считает, что общее число казнённых за 20-летнее правление Торквемады (самый кровавый период в истории организации) не превышает полутора тысяч человек. Томас Мэдден полагает, что при Торквемаде было казнено около 2 тысяч человек и сопоставимое число было сожжено за следующие 300 лет существования испанской инквизиции.
Все исследователи вопроса сходятся в одном — смертная казнь была не самым распространённым наказанием в судах инквизиции. Гораздо чаще подсудимых приговаривали к штрафу, конфискации имущества (при этом необходимо было точно установить срок впадения в ересь и конфисковать нажитое за период с наступления этого момента), тюремному заключению, либо накладывали епитимью или обязывали определённый срок носить покаянные одежды (санбенито).
Инквизиция существовала только в католических странах и полностью отсутствовала в протестантских. Но это не значит, что в последних ситуация отличалась в лучшую сторону, скорее наоборот: пик охоты на ведьм пришёлся на XVI—XVII век, причем в тех странах, где инквизиции не было. Наиболее жестокие преследования ведьм происходили в протестантских или частично протестантских странах, где их тысячами сжигали на кострах по приговорам светских судов (Германия, Швейцария). Еретики преследовались в протестантских странах не менее жестоко, чем в католических.
Инквизиция осталась в прошлом
На самом деле она существует до сих пор, просто её название изменилось. Сейчас она известна под названием Конгрегация доктрины веры. Даже её функции остались теми же: следить за чистотой веры католической церкви. Разумеется, теперь и речи не идёт о тайных трибуналах, пытках и преследованиях еретиков, она ограничивается обсуждением теологических вопросов. А вот испанская инквизиция окончательно прекратила своё существование в 1834 году, но уже с начала XVIII века она была анахронизмом и представляла собой лишь жалкий отголосок былого величия времен Торквемады.
13 вопросов об инквизиции
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?
Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у населения подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в поздней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памятников римского права.
2. Почему ее называют святой?
Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.
3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?
Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.
4. Где существовала инквизиция?
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.
5. Почему самая известная инквизиция — испанская?
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?
В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочисленными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.
Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?
Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными изменениями — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм именно сжигали?
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
11. Сколько всего людей сожгли?
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».
12. Как к инквизиции относился простой народ?
13. Когда инквизиция закончилась?
А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.