С чем автор сравнивает ягоды клюквы что означает это слово
Откуда в русском языке взялись названия северных ягод: клюква, брусника, морошка
Никогда специально не задумывалась о происхождении слова морошка, но на днях я случайно прочитала, что по одной из версий оно — не славянского происхождения.
Будто бы «морошка» имеет субстратный финно-угорский источник. Так, например, это слово можно сравнить с мансийским moraχ, хантыйским muurəχ, карельским muuroi, вепсским murm, финским muurain.
А вообще название морошка чем-то схоже у всех народов севера. Так на ненецком морошка зовется – маранга, на нганасанском – мура’ка, на энецком – марагга.
Получается, что в русский язык слово попало от коренных народов севера. А исходно название морошки восходит к прафинно-угорскому и прауральскому múr, что буквально означает «ягода».
Конечно, есть и другие версии, будто бы слово морошка производится от той же основы, что:
1) латинское morus — «тутовая ягода, ежевика», 2) украинское мороква — «болото», 3) русское — моросить
Хотя, лично мне прафинно-угорская и прауральская версия в самом деле кажется самой обоснованной. По аналогии со странными названиями многочисленных северных рек, озер, поселений, происхождение которых тоже идет не из русского, а из языка финно-угорских и иных ныне малочисленных народов, исторически проживающих на севере.
Кстати, а может слово Мурман связано с морошкой? А Мурманск это ягодный (морошковый) город? Почему бы не предположить, что оно тоже происходит от слова múr? Конечно, это уже просто мои домыслы, однако ведь никто достоверно не знает его происхождения, о чем я даже уже как-то раз писала.
А что с остальными ягодами?
Одно из самых таинственных названий у клюквы
Происходит она от неустановленной формы. Но, конечно, без версий не обошлось, хотя они представляются маловероятными.
1. Слово клюква сравнивают с сербохорв. кљу̑к «выжатый виноград», предполагая звукоподражат. происхождение (клюк, клю́кать — от звука, издаваемого выжимаемыми ягодами).
2. Также сравнивают с ключевина «болото» и клюка (указывая на изогнутую форму стебля растения).
Менее таинственное происхождение у слова брусника
Как минимум потому, что это — общеславянское слово (укр. брусни́ця, чеш. brusnice, польск. bruśnica, brusznica).
Версий о его происхождении — море. Но приведу я тут две. Большинство специалистов склоняется к первому варианту.
1. Ягода получила название по своему цвету. Вероятно, брусника образована от исчезнувшего прилагательного бруснъ — румяный, красный.
2. Название брусника связывали и с «брусок», и с древним «бръснути», о котором была речь при слове «бросать» (ягоды брусники так же легко «очесываются» со стебля, как и головки льна).
Самое очевидное происхождение у черники (голубики)
Предполагается, что связано оно с цветом ягод. Голубика — голубого цвета, а черника — от черного (так как она чернит пальцы и рот когда ее ешь).
А больше всего названий у неприметной и не самой популярной ягодки — вороники
Как ее только не зовут. И водяника, и вороника, и шикша, и ссыха, и ерник, и верис, и голубинец, и лыха, и багновка, и дорогая трава, и медвежья ягода, и психа, и псих-ягода, и пьянка, и сикса, и синявишна трава, и чёрная трава, и накамник чёрный, и болотница, и сикса (и это, наверное, даже не полный перечень).
Водяника, ссыха — понятно, от того, что ягоды водянистые, утоляют жажду, но после того, как их поешь, очень скоро захочется пописать (как мочегонное она действует не хуже арбуза).
Вороника, голубинец названа по цвету ягоды.
Большинство других названий тоже интуитивно понятны. За исключением разве что псих-травы и психи. Но скорее всего это тоже что-то взаимосвязанное с ссыхой (психой).
Но можно предположить, что это название идет от еще одного свойства ягоды — она оказывает успокаивающее действие на человека 🙂
С чем автор сравнивает ягоды клюквы что означает это слово
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Клюква яг..да очень п..лезная. Р..стёт она на б..лотах. Летом клюква посп..вает соком нал..вает..ся. (4) Собирают (2) её обыч..но поз..ней осен..ю.
Эта ягода облада..т уд..вительной особенност..ю. Она одновр..менно кислая и сла..кая. Но сладость в клюкв.. набирает..ся не сразу. Это случа..т..ся, когда она перележ..т зиму (под)снегом.
Как же её зимой достан..ш. Л..патой что ли снег ра(з/с)капывать? Нет, буд..м ждать весну. Весной снег в густых (3) ельн..ках держ..тся (до)конца апреля. Но в б..лотах всегда (1) т..плее. Там в это время снега уже (не)бывает вовсе. Поэтому знающие люди идут на (з/с)бор клюквы (не)осенью а в..сной.
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
ф — [ф] — согласный, глухой, твёрдый;
с — [с’] — согласный, глухой, мягкий;
е — [и] — гласный, безударный;
г — [г] — согласный, звонкий, твёрдый;
д — [д] — согласный, звонкий, твёрдый;
а — [а´] — гласный, ударный.
6 букв, 6 звуков, 2 слога.
Морфемный разбор (по составу)
собира — основа (допустимо не указывать).
1) (в) густых (ельниках) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: в ельниках (каких?) густых;
2) начальная форма — густой; во множественном числе, в предложном падеже;
3) в предложении является определением
Летом клюква поспевает, соком наливается. (4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: клюква (подлежащее), поспевает, наливается (однородные сказуемые).
Второстепенные члены предложения: (поспевает) летом — обстоятельство; (наливается) соком — дополнение.
Клюква — ягода очень полезная. Растёт она на болотах. Летом клюква поспевает, соком наливается. (4) Собирают (2) её обычно поздней осенью.
Эта ягода обладает удивительной особенностью. Она одновременно кислая и сладкая. Но сладость в клюкве набирается не сразу. Это случается, когда она перележит зиму под снегом.
Как же её зимой достанешь? Лопатой что ли снег раскапывать? Нет, будем ждать весну. Весной снег в густых (3) ельниках держится до конца апреля. Но в болотах всегда (1) теплее. Там в это время снега уже не бывает вовсе. Поэтому знающие люди идут на сбор клюквы не осенью, а весной
Работа с текстом для учеников 3 класса
Работа с текстом, 3 класс
Прочитай внимательно текст.
Снизу мох отмирает, а сверху растет. Вместе с ним, точно лёгкий поплавок на зеленой волне, поднимаются стелющиеся стебельки клюквы. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зелёной бархатной скатерти.
Клюква – кислая, но очень полезная для здоровья ягода. В ней много витаминов. Собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самой хорошей клюква станет тогда, когда пролежит морозную зиму под снегом.
Где растёт клюква? Выпиши из текста предложение-ответ на этот вопрос.
Сфагнум – это _________
Что имеет сфагнум? Подчеркни:
стебель корень цветки плоды листья
Вставь в предложения нужные слова.
Снизу мох ___________________, а сверху _____________________.
Автор использует сравнение для описания клюквы. С чем он сравнивает:
стелющиеся стебельки клюквы — __________________________
6. Дай полный ответ на каждый вопрос.
Когда собирают клюкву?
Когда клюква бывает самой вкусной?
Снизу мох отмирает, а сверху растет. Вместе с ним, точно лёгкий поплавок на зеленой волне, поднимаются стелющиеся стебельки клюквы. Когда клюква созреет, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зелёной бархатной скатерти.
Клюква – кислая, но очень полезная для здоровья ягода. В ней много витаминов. Собирают её поздней осенью. Но не все знают, что самой хорошей клюква станет тогда, когда пролежит морозную зиму под снегом.
Обрати внимание: около некоторых слов стоят цифры. Каждой цифре соответствует какое-то задание:
Подбери и запиши синоним к данному слову.
Разбери слово по составу.
Запиши транскрипцию данного слова.
Выпиши грамматическую основу из данного предложения.
Выполни орфографический разбор слова: выпиши, обозначь орфограмму, запиши ещё три слова с этой орфограммой.
Я приготовила для тебя вкусное блюдо из клюквы. Отгадаешь его – полакомишься!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В последнее время большое развитие в обучении русскому языку получает коммуникативное направление, то есть на первое место ставится обучение языку как средству общения. Поэтому не случайно в учебники русского языка в разных системах введено такое понятие как «текст».
Стандарты второго поколения в планируемых результатах начального общего образования требуют, чтобы в результате изучения всех предметов выпускники начальной школы приобрели первичные навыки работы с информацией.
Мною разработана целая серия подобных работ.
Номер материала: 578069
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.