С чем ассоциируется золотой цвет
Что означает золото и золотой цвет в психологии
Золотой цвет привлекает внимание не только из-за собственного блеска, но и из-за драгоценного металла, с которым он традиционно ассоциировался – золота. И это то, что этот элемент очень необычен в природе, делает его очень ценным. Его хроматические характеристики золотого цвета выделяют его выше других цветов, таких как красный и синий. Благодаря ассоциациям непосредственно с золотом, золотой цвет тесно связан с богатством и властью.
В чем особенности золотого цвета
Золотой цвет – один из самых редких и ярких цветов. Он назван в честь наиболее характерного металла этого цвета, золота, и, по правде говоря, является оттенком желтого цвета с длиной волны от 565 до 590 нанометров. Яркость этого цвета зависит от эффекта отражательной способности материала.
Как металл золото характеризуется тем, что сопротивляется действию кислот и отбеливателей, а также не окисляется. Существует только один способ изменить его химические свойства – подвергнуть его действию смеси концентрированной соляной и азотной кислоты.
Что означает золотой цвет в психологии?
Количество значений, связанных с золотым цветом, очень велико, все они имеют сильную связь между цветом и материалом, из которого он изначально был получен. Несмотря на то, что золотой цвет связан с желтым, их значения не совпадают. Думать о золотом цвете – это думать о драгоценном металле, из которого он получен.
Из основных психологических значений золотого цвета можно выделить такие аспекты, как богатство, власть, изобилие, амбиции и роскошь. Он связан с жизнью и счастьем, символизируя успех на протяжении всей жизни и во многих отношениях, таких как работа и семья.
Он связан с верностью. Это обусловлено характеристиками металла, из которого был получен цвет, поскольку золото является химическим элементом, не сочетающимся с другими при плавлении. По этой причине обручальные кольца, символизирующие верность супругов, сделаны именно из золота.
Хотя деньги не приносят счастья, они помогают достичь его, и именно поэтому золотой цвет также в равной степени связан с богатством и блаженством.
Все, что служит для получения богатства, связано с этим цветом, с очень выдающимися качествами (например, великий певец имеет “золотой голос”). Даже несмотря на то, что они не золотого цвета, слово “золото” обычно используется для обозначения очень дорогих вещей, таких как нефть – “черное золото”, фарфор и слоновая кость – “белое золото”…
Позолота также ассоциируется с гордостью и заслугами. Это цвет, связанный со славой и наградами, которые сами по себе представляют выдающиеся качества человека и его победу в их получении. Есть немало наград, которые имеют этот цвет и также получают название “золотой”: Оскары – золотые статуэтки, Золотые глобусы присуждаются в кино…
Золото, несомненно, является цветом роскоши, избыточного богатства и непомерных цен. Золотые костюмы зарезервированы для особых ситуаций, таких как важные события и вечеринки. Золотые украшения, которые иногда настолько бросаются в глаза, что перестают быть элегантными, являются символом избыточного богатства, проявления силы.
Предметы, которые не могут быть изготовлены из золота, покрываются золотом, возрастают в цене и получают ярлык предметов роскоши.
Культурные и исторические значения золотого цвета
В Средние века алхимики были прочно повязаны с этим цветом. Они были одержимы превращением всей материи в ценный драгоценный металл и сосредоточили свои усилия на получении и поиске философского камня, который был бы способен превращать в золото все, к чему он прикасался.
Поскольку золото является оттенком желтого, оно также связано с Солнцем. Не зрая солнечные лучи обычно называют золотыми. Инки считали, что золото было кровью Солнца. Точно так же, как этот материал был связан с солнцем, серебро, традиционно рассматриваемое как его антагонист, было связано с луной во многих культурах.
В живописи позолота всегда использовалась для картин с благочестивыми мотивами. Например, иконы в православных церквях.
Золотой цвет хорошо сочетается с оттенками земли, а также служит для обогащения палитры красных и бордовых. Великий австрийский художник Густав Климт ассоциировал этот цвет с дворянством, и его картины не обходились без золотистых тонов.
Как упоминалось выше, брачные кольца изготавливаются из золота не только потому, что оно имеет высокую ценность, но и потому, что золото не “соединяется” с другими металлами, а также никогда не теряет своей ценности, как и положено любому хорошему браку. Это одна из причин, по которой по прошествии пятидесяти лет в браке отмечаются золотые свадьбы.
В астрологии золото ассоциируется со знаком Льва (июль и август), когда Солнце находится высоко на небосводе. Оно ассоциируется с монархией и высшими сословиями дворянства, с королевской властью – златогривый Лев – король животных, а Солнце – король звезд.
Король Франции Франциск I заказал 13 600 золотых пуговиц, чтобы украсить один костюм. В XVI веке он считался самым элегантным. При этом король постановил, что ни один человек ранга ниже наследного принца не может носить золотые одежды.
В геральдике золотой цвет считается одним из самых важных. Как правило, щит не может иметь в составе более одного металла, то есть он может быть либо золотым, либо серебряным. Хотя есть одно исключение из этого правила: щит папы.
Цвета флага Ватикана – золотой и белый, на белой части – щит, сделанный из золотых и серебряных ключей, изображающий небесные врата, охраняемые Святым Петром.
Основные виды применения золотого цвета
Цвета сами по себе не обладают целебными или магическими свойствами; однако они способны воздействовать на человека психологически.
В лечебных целях
В азиатском искусстве фэн-шуй существует норма размещения желто-золотых цветов или украшений в комнате при поиске решения проблем общения с важными для себя людьми.
Хотя, как уже было сказано, цвета не обладают каким-либо магическим свойством, которое лечит проблемы любого рода, следует отметить, что в альтернативной медицине, а именно хромотерапии, золотой цвет используется для борьбы с психологическими расстройствами, такими как депрессия.
По мнению психологов, цвет золота уравновешивает ум, дает энергию и счастье, хотя для таких утверждений нет научной поддержки. Также считается, что золото служит для трансмутации отрицательных энергий в положительные.
Золотой цвет в маркетинге
Оставив в стороне духовный и мистический мир хромотерапии и убеждений, перейдем к более реальному – маркетингу. В этой области золото используется для рекламы дорогостоящих продуктов или услуг.
Поскольку этот цвет ассоциируется с роскошью, то маркетинговые кампании ряда производителей/услугодателей при минимуме функций/услуг предлагают продукт под девизом, что он “Золотой”, продавая его по непомерным ценам.
Премиальные услуги – то, что нельзя получить по обычной цене, как правило, продаются с золотыми оттенками, которые уже сами по себе привлекают внимание клиента.
Но не стоит забывать старинную поговорку: “не все золото, что блестит”. Навязываемое “золотое” не всегда лучше, это просто еще одна стратегия продажи продукта или услуги.
Clarke, T. y Costall, A. (2008). The Emotional Connotations of Color: A Qualitative Investigation. Color Research and application, 33(5): 406-410.
Heller, E. (2004). Психология цвета. Как цвета действуют на чувства и разум. Издательство Густаво Гилл.
Значение золотого цвета
В жизни каждого человека велико значение золотого цвета, однако зачастую люди этого не осознают. Этот тон вызывает у людей восхищение, радость, он быстро расслабляет и придаёт уверенность в себе. Золотой цвет в психологии близок по значению к жёлтому и означает тепло, богатство, сияние, успешность, красоту, опыт, мудрость. Казалось бы, как просто поменять своё мышление на позитивное, окружить себя предметами золотого цвета и в жизнь придёт слава и процветание, любовь и прощение, но люди почему-то этого не делают, позволяют грустным мыслям поглощать свой разум и наполняют свою жизнь мрачными вещами. Этот солнечный тон выбирают сильные, независимые, уверенные в себе люди. Слабые духом не в состоянии справиться с сильной энергетикой этого цвета, поэтому воздерживаются от него.
В психологии
Золотой цвет символизирует солнце, как источник жизни и достатка духовного и материального.
В психологии золотой цвет имеет следующее значение: решительность к действиям, бесстрашие, желание выделиться. Этот тон подчёркивает свою избранность.
Золотая медаль это важнейшая награда всех чемпионов в спорте или других состязаниях, например, в учебных олимпиадах, песенных конкурсах и прочее. К отрицательным характеристикам золотого цвета в психологии причисляют грусть, недоверие, мученичество, боязнь поражения. В процессе состязания спортсмен испытывает воздействие двух состояний, обладающие противоположными направленностями. Во-первых, это желание выиграть, а, во-вторых, страх проиграть. Когда вторая сила превалирует над первой, то, срабатывают законы физики, и человек получает соответствующий итог. Поэтому важно на начальных этапах подготовки учитывать фактор принятия вероятного проигрыша, как фактор необходимости включения видоизменений в тренировочный процесс.
Психологи отмечают существование верхнего порога зоны уверенности, который включает наибольшее количество выигрышей, идущих один за другим, после которых возникает боязнь проиграть. Человек так устроен, что если длительное время выигрыши следуют чередой друг за другом, то у него обязательно возникнет мысль о неизбежности проигрыша. Простыми словами, спортсмен себе мысленно непроизвольно внушает, что поскольку он пять раз выиграл, то теперь он точно проиграет.
Итак, страх поражения неделимо связан с боязнью победы. Это применимо ко всем сферам жизни человека. Зачастую человек сопротивляется внутренне победе, не верит в неё, сомневается в возможности достижения успеха, получения большого количества денег, имеет мрачный взгляд на многие вещи. Также нередко достижение целей не приносит радости человеку, а если и приносит, то на короткое время. Почему так происходит? Это связано с тем, что человек получает удовольствие только от самого процесса, от того пути, который он проделывает к тому, чтобы одержать победу, получить золото или успех.
Отношение в мире
Золото представляет самый благородный из всех цветов и металлов, которые активно используются в геральдике. Цветовые оттенки в геральдике – это не просто цвета, как люди привыкли считать их в обыденной жизни. Каждый тон и его оттенок имеет своё значение на гербе для определённой семьи, города или государства.
Золото в геральдике самый значимый металл, на гербе обозначает могущество, богатство, знатность, власть, верховенство, искусство. Может символизировать христианские добродетели: милосердие, великодушие, справедливость, смирение.
В Древнем Египте цвет золота связывали напрямую с небесным богом Солнца Ра, в Индонезии он обозначает просвещённость и истину. В Греции значение золотого цвета связано с бессмертием и высшим разумом, а в Индокитае с просветлением.
Этот солнечный тон символизирует материальный достаток, поэтому золото могли позволить себе носить только короли, принцы, а также вельможи и богатая знать. Простым людям было недоступно носить украшения из золота или одежду золотого цвета.
В древнегреческой мифологии баранья шкура золотого цвета получила название «золотое руно». По легенде шкуру барана опускали в золотоносную реку и таким способом люди вылавливали золото, поскольку на баранью шкуру оседали частицы золотого песка. Такое руно было очень ценно.
Значение золотого цвета по фен-шуй это счастье, радость, позитив, солнечное настроение. Золотой тон привлекает достаток, увеличивает денежный поток и удачу.
В одежде
На одежде и аксессуарах оттенков золота останавливают выбор модные и элегантные люди. Вещи данного тона предпочитают по большей части женщины. Эффектно одежда во всех оттенках выглядит в вечернее время. Днём данный тон затмевает солнечный свет, и такая одежда смотрится неуместно. Идеально золотое одеяние подходит для вечеринок, торжеств в вечернее время, посещения клубов и дискотек.
Жизнелюбивые и волевые люди имеют в своём гардеробе вещи золотого цвета. Активные и стремящиеся к вниманию люди сочетают этот тон с другими оттенками. Традиционным вариантом сочетания остаётся золотой и тёмно-синий цвет. Эффектно будет смотреться синий верх и золотой низ. Также неплохо этот тон можно применять как дополнительный цвет, например, если завершить образ золотым клатчем или туфлями.
В золотом тоне верхнюю одежду оденет не каждый человек, на это решится только экстравагантная личность или человек из мира шоу бизнеса.
Идеально сочетаются с золотым цветом грушевый, бирюзовый, яблочный, цвет морской волны, оливковый. Такие сочетания делают акцент на выразительных чертах фигуры, придавая образу эффектность и романтичность.
В интерьере
С древнейших времён золото являлось признаком обеспеченности людей. До сих пор оно олицетворяет богатство и роскошь. Золотой цвет в дизайне интерьера был весьма популярен во времена Античности, эпохи Возрождения.
Одним из выражений мощнейшей энергетики солнечного тона является его распространённость в оформлении интерьера. У людей сформировалось исключительное отношение к золоту, поскольку оно испокон веков ассоциировалось с роскошью и благополучием.
Сегодня отношение к золотому цвету несколько изменилось, некоторые причисляют его изобилие в интерьере к признаку дурного тона. Однако если этот тон применить уместно, то он поможет создать достаточно уютную атмосферу в доме с элементами роскоши, достатка и изобилия.
Самым беспроигрышным вариантом будет применение золотых оттенков в качестве обрамления картин или зеркал. Это сделает акцент на изысканности и грациозности дизайна интерьера.
Солнечный тон оптически увеличивает пространство, поэтому его эффективно применять в помещениях с малой площадью.
Этот тон безупречно гармонирует с тёплыми оттенками – песочным, бежевым, оранжевым, коричневым, оливковым. Зачастую его применяют в оформлении прихожих, гостиных, спален. В ванной и на кухне золотой цвет используют, как дополнительный оттенок.
В рекламе
Золотой цвет наиболее тонко и сильно воздействует на внутренний мир человека, вызывая особенные чувства.
Человек подсознательно ориентируется по цвету и маркетологи с рекламодателями успешно этим пользуются в целях увеличения продаж своей продукции. В рекламе золотой цвет означает сияние, роскошь, изысканность. Просматривая рекламу, оформленную в золотых тонах по ТВ или в журнале, люди наделяют товар важной ценностью. Если это парфюм, то у него обязательно роскошный аромат, если это кофе, чай, конфеты, то изысканный вкус, если это косметика, то женщины почувствуют себя обладательницами элитного продукта, даже если он таковым не является.
Золотые оттенки также повсеместно применяются в оформлении упаковки, чтобы привлечь покупателя. Золотая упаковка относится к премиальной. Она должна сигнализировать о том, что за её содержимое человеку не будет жалко расстаться со своими деньгами, даже если это и дорого. В настоящее время люди оценивают товар не только по его стоимости, но и по внешнему виду, его упаковке. Благодаря дизайну товар делается дорогим. Зачастую это можно наблюдать в сегменте гаджетов и в алкоголе.
Чёрно-золотая гамма в рекламе сейчас в тренде и воспринимается людьми как маркер достатка, а также сигнализирует о запредельной дороговизне. Например, золотистая упаковка шоколада или духов придаёт этим товарам больше праздничности.
Итак, в первую очередь значение золотого цвета это богатство и успех, во вторую оптимизм, мудрость и жизнь. Целенаправленные люди получают от этого тона дополнительную силу, а неуверенные и безвольные не способны совладать с энергией золотого цвета и отказываются в своей жизни от него.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
С чем ассоциируется золотой цвет
Значение золотого цвета
Цветное золото имеет разную коннотацию в разных частях света, в разных культурах, религиях и т. д.
Значение золота в психологии цвета
Могут ли цвета иметь негативную значение?
Золотые оттенки
Розовое золото – натуральный цвет золота с примесью меди. Оно сравнимо с бледным: имеет слабый колор и насыщенный блеск.
Старое золото – это когда жёлтый цвет имеет больше примеси синего, чем в жёлтом или ярком. Такое золото дает ощущение ретро. На фоне «притушенного золота» его блеск кажется менее интенсивным.
Тёмное золото – как и яркое золото — это искусственно выведенный цвет, вероятно навеянный золотым блеском в темноте при свете свечи. Он загадочный и утонченный.
Палитра Пантон:
цвет золотое руно | цвет золотой дымки | золотисто-соломенный цвет | цвет золотого крема |
цвет золотой осины | цвет золотистого крема | цвет закатного золота | цвет солнечного сахара |
цвет золотой жезл | цвет шелкового кокона | цвет ротанга | цвет охры |
цвет молодой пшеницы | цвет золотого абрикоса | золото с зелёным оттенком | цвет жёлтого масла |
цвет лимонного карри | цейлонский жёлтый цвет | бледно-золотой цвет | цвет Сотерна |
цвет золотых специй | золотой жёлтый цвет | цвет статарного золота | цвет жёлтого минерала |
цвет золота ремесленников | цвет золотого сияния | цвет золотого сплава | цвет золотого меда |
цвет золотой земли | золотисто-оливковый цвет | цвет античное золото | цвет полированного золота |
цвет роскошного золота | цвет карри | цвет таффи | цвет мишуры |
медовый цвет | цвет яркого золота | цвет золотого урожая | нарциссовый цвет |
цвет золотого самородка | смугло-оливковый цвет | цвет Арроввуда | цвет подсолнечника |
горчично-золотой цвет | янтарно-золотой цвет | оттенок золотого самородка | цвет золотой пальмы |
тусклый цвет золота | цвет золотого дуба | цвет золота инков | золотисто-коричневый цвет |
Значение цвета золота на основе регионов
1. В Северной Америке, Канаде и Соединенных Штатах золотой цвет указывает на богатство, яркость и деньги. Цвет широко используется в рекламе или производстве ювелирных изделий, архитектуры, спиртных напитков и шоколада.
2. В Латинской Америке и Мексике он используется в церковных украшениях.
3. На Карибах, Кубе, Ямайке, Багамах, Гаити и т.д. цветное золото изображает пиратов и их сокровища.
4. В Китае золотисто-желтый представляет элемент Земли.
5. В Японии золото обозначает силу и богатство.
6. На европейском флаге, который имеет 12 золотых звезд на синем фоне, цвет золота обозначает гармонию и мистику, а также единство и солидарность между разными народами.
7. Во Франции золотое значение означает украшение, свет или роскошь.
Яркое золото бросается в глаза и символизирует вдохновение и активацию духовной энергии.
Тёмное золото богаче, теплее и интенсивнее. Это может быть связано с усталостью и стрессом от напряжения.
Цвет золота
Прежде чем начать разговор о золотом цвете, коснемся основных отличий блестящих и матовых поверхностей, отражающих какие-либо цвета. Так, еще Гёте отмечал, что золото в совершенно чистом виде дает нам, особенно если присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете; так же и яркий желтый оттенок, выступающий на блестящем фоне, производит великолепное впечатление. И сегодня нередко считают, что насыщенный желтый цвет вообще выигрывает при блестящей окраске и проигрывает при матовой.
Современное цветоведение основывается на экспериментальной проверке этого мнения. Помимо цветового тона, насыщенности и светлоты на восприятии существенно сказываются глянцевость или матовость отражающей цветовой поверхности. В определенных условиях наблюдения эти факторы могут даже менять видимую насыщенность или цветовой тон независимо от распределения энергии в спектре источника света.
Так, матовая поверхность нередко может казаться более белесой, чем ее реальный цвет, из-за того что имеет множество мелких бликов, сливающихся в одно – слегка осветляющее – целое. Вероятно, поэтому у Н. Д. Нюберга[12] сложилось впечатление, что блестящие цвета можно отнести к твердым материалам, а матовые – к мягким.
Цвет освещения может быть узнан по цвету бликов на блестящих поверхностях. Однако, согласно данным С. В. Кравкова, от блеска страдает различительная чувствительность глаза, ибо блеск поля оказывает слепящее действие и снижает остроту зрения.
Различие блестящих и матовых поверхностей состоит в их отражательной способности. Блестящие отражают свет преимущественно в одном направлении, тогда как матовые – во всевозможных. Вследствие этого при одинаковом коэффициенте отражения матовые поверхности дают большую освещенность, чем блестящие той же площади.
Ватикан. Собор Святого Петра
Блеск золота как блестящего желтого цвета всегда воспринимался человеком как светоносность, как застывший солнечный свет. Но золото с древнейших времен – богатство, а следовательно, и власть, и укрепляющая ее вера. Так, Будда предстает непременно золотым во множестве скульптурных и живописных изображений.
Экстрасенсы усматривают в золотистых цветах ауры крепкое здоровье и благополучие. Такие люди способны позаботиться о себе, редко волнуются и легко учатся. Они обладают живым умом, радостны, дружелюбны, готовы оказать помощь.
Из золота делалось множество ювелирных украшений и у египтян, и у евреев (особенно во времена Соломона), и у греков. Многие греческие скульптуры были инкрустированы золотом и другими драгоценными материалами. Как писал Платон, даже то, что раньше казалось безобразным, после того как украсится золотом, представится прекрасным.
В раннем христианстве самыми прекрасными считались те цвета, которые больше блестят, то есть те, которые больше причастны к свету, ибо «царь цветов – свет». Такое отношение к цвету сохранялось до позднего средневековья. Святой Петр – хранитель веры, заступник людей перед Богом – часто изображался в золотых ризах.
«Золото полуденного солнца, – считал князь Трубецкой, – из цветов цвет и из чудес чудо. Все прочие краски находятся по отношению к нему в некотором подчинении и как бы образуют вокруг “чин”». Золотой фон – вот первое, что появляется, когда иконописец создает икону. Мастер как будто воспроизводит образ сотворения мира: как божественный свет вызывает к жизни видимые формы, так и «света» иконы рождают ее изображение.
Действительно, золотое сияние, окутывая изображаемое событие облаком ирреального света, удаляет его от зрителя, возвышает над эмпирией суетной жизни. В художественной структуре мозаичного изображения и иконы золото фонов и нимбов выступало важным гармонизирующим фактором, подчиняющим себе весь цветовой строй изображения.
Как отмечает историк и теоретик искусства И. Е. Данилова, в древнерусской живописи золото сохраняло свое значение (как и в западноевропейской) овеществленного света. Художники Возрождения не любили золото; они видели в нем не только характерный признак варварского средневекового прошлого, но и наиболее иррациональное, неподвластное воле художника живописное средство.
Теоретики Возрождения нередко даже порицали художников, использовавших золото, требуя, чтобы они изображали его желтыми красками. Это бы, по их мнению, создавало истинную живописную иллюзию блеска и не связывало художников иррациональными эффектами золота с его собственной – свободной от кисти – световой жизнью.
К примеру, Леон Альберти отмечал, что некоторые позолоченные поверхности сияют там, где они должны быть темными, и кажутся темными там, где они должны быть светлыми. Леонардо да Винчи также писал, что истинный цвет каждого цвета обнаруживается в той части, которая не заслонена тенью любого качества и не блестит, если тело полированное. Уже в Новое время Делакруа подчеркивал: «Золотой фон совсем затирает фигуры и нарушает гармонию живописи. Он навязчиво выпирает, лишая картину фона, который должен служить интересам целого».
И эти мнения сегодня имеют достаточно серьезное обоснование. Согласно экспериментальным данным С. В. Кравкова, всякое яркое раздражение, падающее на сетчатку глаза, рефлекторно вызывает двигательный импульс, заставляющий направить взор на это яркое поле. От ярких раздражителей в поле зрения возникают заметные образы, мешающие последующему восприятию.
Ангел Златые власы (Архангел Гавриил), 2-я половина XII века
Волосы ангела выполнены в технике ассиста сусальным золотом: по каждому волоску проложена золотая нить, отчего икона сияет божественным светом.
В России же иконописный золотой фон воспринимался несколько иначе. Так, Павел Флоренский в статье «Храмовое действо как синтез искусств» отметил: «Золото – варварское, бессодержательное при дневном рассеянном свете – волнующимся пламенем лампады или свечки оживляется, ибо искрится мириадами всплесков, то там, то здесь давая предчувствие иных, неземных светов, наполняющих пространство. Золото – условный атрибут мира горнего, нечто надуманное, аллегорическое в музее, есть живой символ, есть изобразительность в храме с теплящимися лампадами и множеством свечей».
Весьма актуальны высказывания М. Фридлендера о золотом цвете. Согласно его построениям, золото принадлежит к тем средствам, которые выводят произведение искусства из земной сферы, помещая его в сферу призрачно-иллюзорного. Так драгоценная материя становится символом духовного и бестелесного. Золотой фон отрицает пространство.
Несложно показать, что при хроматическом сопоставлении цитированной выше овеществленности света, а также опредмеченности времени с этой внепространственностью фона семантика золотого цвета приобретает парадоксальный характер: в золотом фоне опредмечены свет и время, тогда как пространство распредмечено. Очевидно, чувствуя эту парадоксальность, Фридлендер констатирует: «Количество золота в церковной картине всегда говорит о степени консерватизма религиозного духа».
Об этом консерватизме свидетельствует тот факт, что в византийской, а затем и в русской иконописи фон изображался преимущественно в ирреально-вневременных тонах ассиста (штрихов из сусального золота, символизирующих присутствие Божественного света). На Западе же где-то с конца XV века можно встретить изображения реальных фигур на каком-либо реальном фоне (пейзаж, интерьер и т. п.).
Следуя за предположением о том, что различные люди по-разному улавливают взаимосвязь между типом поверхности (матовым или глянцевым) и собственно ее цветом, можно сказать, что это происходит автоматически, или подсознательно.
Иначе говоря, на Западе можно «сознательно» различить соотношение между фоном и фигурой в силу отсутствия иррационально-золотого фона. В России же ассист церковной живописи постоянно вводит верующего в этот иррациональный мир подсознания, а строго говоря – как это доказывается в хроматизме – бессознания. Может, поэтому умом Россию и не понять? Не зря же Сергей Есенин иррационализировал даже избу:
Все равно я остался поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Как чудом застывшие лучи, золото и в Новое время символизировало свет, благодать, славу, просвещение, мудрость, милость, избранность. Лицезрение золота, как писал Омар Хайям, дает свет глазам и радость сердцу… Оно делает человека смелым и укрепляет ум.
А кто, если не женщина, любит золото? Кто способен сделать человека смелым? Кто укрепляет ум мужчины? Кто дает свет глазам и радость сердцу? Да и собственно блеск золота радует глаз:
Дразня и слепя до слез —
Сплошным золотым прелюбом
Так архетипически смело прорисован образ Мариной Цветаевой – мужественной в творчестве и женственной в жизни.
Интересно, что у женщин к золоту наблюдается достаточно выраженный интерес по сравнению с мужчинами. Так, в Золотых кладовых Эрмитажа мне неоднократно приходилось наблюдать совершенно различную реакцию мужчин и женщин. Если у большинства мужчин интерес к экспонатам внешне достаточно демонстративен, но практически никак не отражается во взоре, то у преобладающего большинства женщин при виде золотых украшений зрачки расширяются примерно так же, как при лицезрении Мадонны с младенцем.
Николай Гумилёв вывел замечательный тип мужской характеристики золота: «Распутник в раззолоченном плаще».
Сейчас раззолоченные плащи или парчу на мужчинах можно встретить только в цирке да на эстраде. Правда, в 90-х годах XX века в России часто стали встречаться мужчины с золотыми цепями на шее и в малиновых пиджаках, то есть практически в той же парче. Как по этому поводу справедливо замечает Т. Забозлаева, увлечение парчой – это всякий раз тяготение к своего рода показухе, это недоверие к собственным внутренним достоинствам.
Психологи же в один голос утверждают, что это недоверие преимущественно характеризует женщин, по сравнению с Я-концепцией мужчин. Любопытную аналогию с человеком можно усмотреть в царстве пернатых. К примеру, до тех пор, пока самец строит гнездо, его окраска сливается с окружающей средой. Когда он замечает партнершу, то приобретает блестящую окраску брачного периода, которая и привлекает самку.
Можно полагать, что вышеупомянутая потеря остроты зрения из-за блеска функционально связана – в силу детализации и конкретизации каких-либо составляющих поля зрения – с формальной логикой. Действительно, и та и другая в наибольшей степени характеризуют женственное сознание как компонент интеллекта. Поэтому-то предбрачный блеск самцов (в нашем случае – представителей мужского пола) при взгляде на них вполне может привлекать внимание женщины из-за потери ею остроты зрения.
Подобные вещи отмечаются и в символике аналогично этому явлению. К примеру, Гегель заметил, что блеск и матовость цвета также имеют в себе нечто символическое: первый соответствует обычно настроению человека, находящегося в блестящем положении; матовый, напротив, – пренебрегающему всякой пышностью простому и мирному характеру.
В функциональной психологии отмечается, что золото, независимо от своей покупательской способности, выражает чувство лучезарного счастья. Выводится это заключение следующим образом: если желтый цвет есть выражение освобождения и счастья, то именно это его значение усиливается благодаря полированной, блестящей поверхности золота.
Подводя итог разделу, можно заметить, что блеск золота свидетельствует прежде всего о женственности человека – кем бы он ни был – мужчиной или женщиной. Среди же религиозных направлений, по-видимому, архетип золотого цвета может быть связан с буддизмом.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Судьба «царского золота» на рубеже 1920-1930-х гг
Судьба «царского золота» на рубеже 1920-1930-х гг Возвращаясь к судьбе царских ценностей, оставленных на хранение у надежных людей в Тобольске, следует сразу отметить, что судьбы этих людей сложились трагически не только в силу добровольно принятой ими на себя роли
Глава третья Жажда золота и денег
Глава третья Жажда золота и денег Если не вся европейская история, то, несомненно, история капиталистического духа ведет свое начало от борьбы богов и людей за обладание золотом, приносящим несчастье.Волюса рассказала нам, как из смешения первобытного водного царства