С чем ассоциируется 19 век
С чем ассоциируется 19 век
Первая половина 19 века: Пушкин, балы, дуэли, помещики, чепцы, цилиндры.
Вторая половина 19 века: старинные фотографии и фотоаппараты, развитие транспорта (пароход, паровоз, дирижабль и др.).
1900-е: почти что продолжение 1890-х. Продолжение рассвета кино, развитие техники.
1910-е: новый стиль одежды, шляпки, зонтики от солнца, чаепитие, станции поездов, пристани пароходов, немое кино, фабрики, рабочие, девушки-студентки.
1930-е: дивы раннего звукового кино, длинные платья, боа, блёстки, сценические и экранные огни, зрелищность.
1940-е: Великая Отечественная война, Вторая Мировая война, Сталин, женские пиджаки, чулки, отправление солдатов на войну, поезда и станции.
Помогите создать цепочку из символов 19века (её нужно объяснить) (9класс) берёться во внимание весь 19 век.
Пушкин в гробу»
Картина Александра Козлова. 1837 год
Эскизы к своей картине Александр Козлов сделал на следующий день после смерти поэта. В квартиру на Мойке он приехал с разрешения Жуковского вместе с художником Федором Бруни (тогда же Жуковский распорядился снять посмертную маску с Пушкина). Картина Козлова затем хранилась в имении Остафьево Петра Вяземского.
Всероссийский музей А. С. Пушкина
Памятник царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину в Костроме
Гравюра Михаила Рашевского по рисунку А. Ветчинского. Иллюстрация из журнала «Нива». 1891 год
Культ Ивана Сусанина как представителя народа на службе государю стал формироваться при Николае I — в соответствии с триадой «Православие, самодержавие, народность». В 1838 году император повелел поставить в Костроме памятник Сусанину, в 1851 году он был открыт. Сусанин стоит у подножия колонны, увенчанной бюстом царя Михаила Федоровича. На пьедестале — барельеф со сценой гибели Сусанина и надпись: «Ивану Сусанину, за царя — спасителя веры и царства, живот свой положившему. Благодарное потомство».
Появление железных дорог полностью поменяло представление о времени и пространстве. В 1837 году открылась Царскосельская железная дорога, путь от Санкт-Петербурга до Царского Села составил 35 минут. А в 1851 году железная дорога соединила столицу с Москвой, добраться до которой теперь можно было за 19 часов (на лошадях дорога занимала несколько суток).
Большой редан, он же 3-й бастион, — один из шести главных редутов обороны Севастополя во время Крымской войны, ставший одним из ее главных символов. В течение всей осады Севастополя бастион подвергался обстрелам и попыткам штурма со стороны британской армии. Бастион устоял, однако Севастополь был взят, а Россия потерпела в Крымской войне болезненное поражение, потеряв свои позиции на Черном море.
Расцвет литературной критики начался в 1847 году, после того, как Николай Некрасов и Иван Панаев выкупили пришедший в упадок журнал «Современник». Политика журнала определялась критическими статьями Чернышевского и Добролюбова, которые со временем становились все радикальнее. В 1858 году в редакции произошел раскол, и ее покинули Лев Толстой и Дмитрий Григорович. На фотографии — редакция «Современника» до этих событий: слева направо сидят Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин и Александр Островский; стоят — Лев Толстой и Дмитрий Григорович.
«Храм Христа Спасителя в Москве с видом на Кремль»
Акварель Александра Тона. 1836–1837 годы
Первый храм, который должен был стать символом победы в Отечественной войне 1812 года, был заложен на Воробьевых горах, но проект оказался неудачным. Разработку второго проекта поручили архитектору Константину Тону; строительство началось в 1839 году и продолжалось почти 50 лет. Собор был освящен через два года после смерти архитектора. Акварель Александра Тона — художника, архитектора и брата Константина Тона — была написана еще до официального распоряжения о возведении собора.
OFF: Опрос. С чем у вас ассоциируется XIX век?
Битва при Ватерлоо.
Участвовало 200 тыс (общее количество с обеих сторон)
Потери: 50 тыс.
Сталинградская битва
Участвовало 2 млн чел
Потери: 2,5 млн чел
Ага. Больше, чем участников.
Или взять Курскую битву с общими потерями 1 млн чел.
Или взять два взрыва (Хиросима и Нагасаки), от которых умерло (и продолжают умирать до сих пор!) уже более 500 тыс. человек. Как вы понимаете, это не солдаты.
Главные изобретения 19 века
* Автомобиль
* Автомобильная шина
* Автомат (оружие)
* Бессемеровский процесс
* Броненосец
* Бурение
* Велосипед
* Граммофон
* Гребной винт
* Двигатель внутреннего сгорания
* Дизель
* Динамит
* Железнодорожный транспорт
* Револьвер
* Резина
* Керосин
* Кинематограф
* Консервирование
* Лампа накаливания
* Мартеновская печь
* Метрополитен
* Морская мина
* Мотоцикл
* Органическая химия
* Паровоз
* Пароход
* Подводная лодка
* Подшипник
* Пулемёт
* Радио
* Свинцово-кислотный аккумулятор
* Телеграф
* Телефон
* Трактор
* Трамвай
* Торпеда
* Унитаз
* Целлулоид
* Швейная машинка
* Фонограф
* Фотография
* Электровоз
* Электромотор
* Электрогенератор
Вдогонку «выразил в виде математических формул» <> «объяснил»
Дал инструмент для расчётов. Физическая сущность электрического тока до сих пор имеет несколько версий.
У меня дядя профессиональный электрик. Мы с отцом (такие философы) его спросили:
— Гриша, вот ты электрик. Скажи, в чём физическая сущность электрического тока??
А он отвечает:
— Бьёт, зараза!
(0) из Лермонтова:
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Мы долго полча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег я вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
и бухгалтерский учет оформился в самостоятельную дисциплину!
Тема открытия законов электричества, наверное, самое важное событие в 19 в. По своей сути следствия из уравнений Максвелла великое множество: это и предсказания максимальной скорости распространения взаимодействия, это и предсказание существование электромагнитных волн, объяснение электромагнитной природы света и т. д.
Одними из самых причудливых следствий или парадоксов теории Максвелла стали фундаментом для теории относительности и квантовой механики, замечу, правда, если ТО является прямым следствием, то квантовая механика, скажем так, обратным следствием. Множества эффектов уравнений теории электричества не подтвердились. Основным было расхождение закона Вина (http://ru.wikipedia.org/wiki/Абсолютно_чёрное_тело) с экспериментом (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ультрафиолетовая_катастрофа) и триумфальное объяснение Планка (http://ru.wikipedia.org/wiki/Формула_Планка).
Т. е. мы снова возвращаемся к предсказательной (объяснительной) силе теории. Вот это прекрасно иллюстрируется формулами (теорией) Максвелла.
Роль Фарадея тут важна. Он хоть и не имел систематического образования, но был очень талантливым экспериментатором. До Фарадея явления электрической и магнитной природы исследовались отдельно и вне зависимости друг от друга (несовсем точно, до него были опыты Эрстеда, но это уже совсем другая история). Т. е. это были абсолютно две разные «вселенные» явлений и они не пересекались. И вот Фарадей изучает эти явления и открывает свой закон и выражает его в математическую форму.
И вот уже в последней четверти 19 в зарождается электротехническая революция — создание электрических батарей, электромагнитов, электрического освещения, телеграфа, телефона, прокладка трансатлантического кабеля, электродвигателей, электрогенераторов и электротранспорта (трамвай, троллейбус, метро). Важную, если не сказать главную роль сыграл Эдисон. В истории техники не силен поэтому из вики: «Он усовершенствовал телеграф, телефон, киноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания, построил первые электровозы, положил начало электронике, изобрёл фонограф».
ПС
И казалось бы зачем нужна наука 😉
От античности до модернизма: 8 основных стилей в архитектуре
Архитектурный стиль — это совокупность деталей и особенностей сооружения, которые указывают на время его постройки, назначение, историческую ценность, регион, а иногда даже и на автора. Разные стили оперируют разными формами и материалами, отражая изменения моды, верований, владеющих умами идей, технологий. Какие-то стили следуют друг за другом в хронологическом порядке, какие-то развиваются параллельно во времени.
Чаще смена доминирующих стилей происходит постепенно, по мере того как архитекторы воспринимают дух времени и адаптируются к новым идеям. Вместе с экспертами разбираемся с базовыми стилями в архитектуре.
Эксперты в статье:
Екатерина Сванидзе, партнер архитектурной студии DVEKATI
Николай Фанеев, ведущий архитектор студии IND architects
1. Античный стиль
Древнегреческая архитектура появилась на материковой части Греции, Пелопоннесе, островах Эгейского моря и в колониях в Анатолии и Италии в период приблизительно с 900 года до н. э. до I века н. э. Самые ранние сохранившиеся сооружения датируются примерно 600 годом до н. э.
Древнегреческая архитектура особенно известна своими храмами. Вторым важным типом зданий, дошедшим до наших дней, считается театр под открытым небом. Самый ранний из них датируется примерно 525-480 годами до н. э. Еще сохранились ворота для процессий (пропилеи), окруженные колоннадами рыночные площади (стоа), здания городского совета (булевтерии), гробницы (мавзолей) и стадионы.
Основные черты древнегреческой архитектуры:
Екатерина Сванидзе:
«К античному стилю можно отнести архитектуру Древней Греции VII-VI вв. до н.э. и архитектуру Древнего Рима. Преобладающей типологией в это время были храмы, спроектированные с учетом принципов симметрии, геометрии, гармонии частей и целого, перспективы. Отличительная черта античного стиля (в особенности в греческой архитектуре) — ордерная система (ионический, дорический, позднее — коринфский ордеры), которая впоследствии была переосмыслена римлянами — появились римско-дорический, тосканский, римско-ионический, римско-коринфский ордеры и композитная капитель. К самым ярким примерам античного стиля относятся Парфенон, построенный в Афинском Акрополе в V веке до н.э., и амфитеатр Флавиев (Римский Колизей) 72-80 гг. н.э».
2. Готика
Готика — стиль, особенно популярный в Европе с середины XII по XVI век, а в некоторых районах сохранившийся до XVII—XVIII веков. Стиль возник в регионе Иль-де-Франс на севере Франции, развившись из романской архитектуры.
Одной из главных инженерных инноваций готической архитектуры стала каркасная система. С виду ажурная и «сложносочиненная» (полная противоположность монументальной романской), она изменила распределение нагрузки в здании, облегчила стены и перекрытия, дала возможность увеличить высоту сооружений и их площадь, а также сэкономить строительные материалы.
Образцы готических построек можно найти в христианской церковной архитектуре — соборах, аббатствах и приходских церквях. В этом стиле также строили замки, дворцы, ратуши, университеты и даже частные жилые дома. Многие образцы средневековой готической архитектуры занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Николай Фанеев:
«Готическая архитектура в основном представлена религиозными сооружениями. Безусловно, готика ассоциируется, прежде всего, с собором Нотр-Дам-де-Пари, Шартрским Собором, Аббатством Сен-Дени, Кельнским собором и др. Несколько особняком стоит английская готика, которая, переняв характерные черты оригинального французского стиля, адаптировала его к своим региональным предпочтениям. Например, английская готика, в отличие от французской, тяготеющей максимально ввысь, подчеркивала длину здания, а не его высоту. Примеры: кафедральные соборы в Линкольне и Йорке, кафедральный собор в Глостере и др».
3. Барокко
Барокко — декоративный стиль, который появился в Италии в начале XVII века и постепенно распространился по всей Европе. Своего пика стиль достиг в эпоху высокого барокко (1625-1675), когда его использовали в церквях и дворцах Италии, Испании, Португалии, Франции и Австрии. В период позднего барокко (1675-1750) стиль пришел в Россию, а также в испанские и португальские колонии в Латинской Америке.
Архитекторы эпохи барокко до предела развили основные элементы архитектуры Возрождения (которая, в свою очередь, наследует античному стилю), включая характерные купола и колоннады, и сделали их более высокими, величественными, украшенными. Внутри здания часто использовалась живопись Тромплей (также известна как «обманка» — изображение, выполненное настолько точно, что его можно принять за кусок реальности) в сочетании со скульптурой. Для барокко характерен избыточный декор: многочисленные ангелы и раскрашенные фигуры на потолке, витые колонны, изобилие декоративных элементов, занимающее все пространство. Во дворцах в стиле барокко парадные лестницы стали центральным элементом.
Екатерина Сванидзе:
«Барокко» (в переводе с португальского означает «жемчужина неправильной формы») — это стиль абсолютистской эпохи (с 1600 г. до 1780 г.), когда власть церкви солидаризируется со светской. Пышность декора, впечатляющие размеры сооружений и особое членение барочных помещений усиливают авторитет церкви и государства — католическая церковь взывала к верующим через искусство и архитектуру. В этом стиле архитектуре подчиняются все остальные виды искусства — скульптура, живопись. Сложные архитектурные формы, в основе которых, как правило, был овал/эллипс, а также динамическое противопоставление и взаимопроникновение пространств, величие, драматизм и контраст освещения, пышные формы и богатый декор — характерные черты барокко. Грандиозные творения барокко — церковь Санта-Мария делла Салюте в Венеции, базилика Санта-Кроче в Лечче».
4. Классицизм
Корни классицизма уходят в храмовую архитектуру Древней Греции и в религиозную, военную и гражданскую архитектуру Римской империи. Стиль отличается ясностью и простотой традиционных форм, например, колоннами, каждая из которых имеет фиксированные пропорции и орнаменты. Он развился в архитектуре в эпоху итальянского Возрождения, особенно ярко ранний классицизм представлен в работах и проектах Леона Баттисты Альберти и Филиппо Брунеллески.
Классицизм быстро распространился в Италии, а затем пришел во Францию, Германию, Англию, Россию и другие страны. В каждой из них он трактовался по-своему, обретая индивидуальные черты. В эпоху правления Людовика XIV на фоне абсолютизма появился «Большой стиль» — в нем соединились классицизм и барокко. В России на классические здания в этом стиле «наложилась» военная и патриотическая тематика.
Николай Фанеев:
«На рубеже 1800 г. старый мировой порядок сменяется — получают развитие идеи субъективизма, либерализма, демократии, церковь утрачивает былую силу, а церковное строительство перестает быть стилеобразующим. Однако для создания нового стиля не хватало знаний и развитого вкуса, поэтому в этот век обратились к формам античности. Идеалы красоты «археологического классицизма» были определены в труде Винкельмана «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре». Характерные черты стиля: членение корпуса сооружения пилястрами и карнизами, фасадная сторона напоминает греческий или римский храм с треугольным фронтоном или портиком. Пара примеров классицизма в архитектуре — Сан-Франческо ди Паола в Неаполе и кафедральный собор Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге».
5. Рококо
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль, включающий витиеватые, асимметричные узоры, работу с пастельными оттенками.
Стиль появился в Париже в ответ на тяжеловесную архитектуру барокко и вскоре был принят во Франции, Германии, Австрии. К концу XVIII века господство рококо в значительной степени сменилось неоклассическим стилем.
Хотя между архитектурой барокко и рококо есть много общего, можно найти и различия. Внешний вид зданий в стиле рококо более игривый, легкий и с обильным использованием изгибов. Одно из принципиальных различий еще и в том, что рококо подчеркивает асимметрию форм.
Стены, молдинги (выпуклые декоративные детали на фасадах) и потолки зданий в этом стиле украшены многочисленными переплетениями декоративных деталей, основанных на формах «C» и «S», раковинами и другими натуралистическими формами.
Цвета рококо преимущественно пастельные, активно задействуются слоновая кость и золото, в декоре много зеркал — для усиления ощущения открытого пространства. В стиле рококо построены Азамкирхе в Мюнхене, Дворец Сан-Суси в Потсдаме, Дворец Келуш в Синтре, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Дворец Чапских в Варшаве.
6. Ампир
Ампир как движение в архитектуре, интерьерах, изобразительном искусстве возник во Франции во время правления Наполеона. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы, а затем и в России.
Стиль активно продвигали придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями: синий, белый, ярко-красный, четкие линии, обилие позолоты. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, военные символы — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы, которые вошли в моду после Египетского похода Наполеона.
Основными сооружениями, которые относятся к этому стилю, считаются триумфальная арка на площади Каррузель в Париже, Вандомская колонна, триумфальная арка на площади Шарля де Голля. Интерьеры в стиле ампир можно увидеть во дворце Фонтенбло и в Большом дворце в Версале.
Николай Фанеев:
«Стиль ампир появился во Франции во времена правления Бонапарта (1804-1814), считавшего себя величайшим императором со времен античности и использовавшего архитектуру для создания визуальной связи и коннотаций между Французской Империей и Римской Империей. В сооружениях той эпохи — преимущественно триумфальных арках — широко применялись символы и орнаменты, заимствованные из античного мира (в частности, Римской Империи)».
7. Модерн / Ар-нуво / Югендстиль
На рубеже XIX—XX вв. стиль модерн буквально захватил весь европейский континент, по-разному проявляясь в каждом национальном контексте: в Германии и Австрии он известен как югендстиль или стиль Сецессиона, в Бельгии и Франции — ар-нуво, в Италии — стиль либерти или stile floreale (цветочный стиль). Главное утверждение модерна: искусство и жизнь неразделимы. Природа становится основным источником вдохновения для движения, которое стремилось к полному единству структуры и декора. Модерн характеризуется извилистыми линиями и органическими объемами, часто встречаются флоральные и анималистические мотивы. Ярчайший пример модерна — входы на станцию метро в Париже, спроектированные Эктором Гимаром.
8. Модернизм
Модернизм — архитектурный стиль, основанный на инновационных для прошлого века технологиях строительства, в частности, использовании стекла, стали и железобетона. Основными критериями в архитектуре стали функциональность, минимализм, отказ от орнамента. Стиль возник в первой половине XX века и стал доминирующим после Второй мировой войны и до конца 1980-х.
Архитектура модернизма появилась в результате прорыва в технологиях, инженерии и строительных материалах, а также из желания оторваться от исторических архитектурных стилей и изобрести что-то новое.
Использование чугуна, гипсокартонного листового стекла и железобетона позволило строить конструкции, которые были как никогда прочными, легкими и высокими. Хрустальный дворец Джозефа Пакстона на Всемирной выставке 1851 года — ранний пример революционной для своего времени конструкции из железа и листового стекла
В 1884 году был построен первый небоскреб со стальным каркасом — десятиэтажное здание страховой конторы в Чикаго архитектора Уильяма Ле Барона Дженни. Железный каркас Эйфелевой башни, в то время самого высокого сооружения в мире, поразил воображение миллионов посетителей Всемирной выставки 1889 года, которая проходила в Париже.
Николай Фанеев:
«Модернизм зародился в первой половине XX века и быстро стал ведущим стилем и даже философией архитектуры того времени. Это было связано со строго рациональным использованием материалов, конструктивными нововведениями, аналитическим подходом к функциям зданий. Главные постулаты — «форма следует за функцией» и «меньше значит больше». Пионерами движения были Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус, а среди ярких представителей — немецкая школа Баухауз и Фрэнк Ллойд Райт».