С чего правильно начать работу с источниками информации
Работа с информацией. Как работать с информацией?
Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой работа с информацией, какие существуют правила, методы, способы и технологии такой работы, где брать информацию, как выбирать достоверные источники информации, как работать с информацией, ну и, конечно же, как применять информацию, которую вы получили.
Работа с информацией
На сегодняшний день информация является важнейшим критерием для принятия решений у людей самых разных специальностей и рода деятельности. Для финансовой сферы, выступающей главной тематикой сайта Финансовый гений, информация имеет, без преувеличения, колоссальное значение. Чтобы принять любое финансовое решение, касающееся работы, бизнеса или личных финансов, человеку необходима информация, причем, максимально точная и достоверная, в противном случае решение может стать ошибочным и обернуться финансовыми потерями.
Работа с информацией у среднестатистического человека происходит следующим образом. Вокруг него существует т.н. информационное поле — постоянные потоки разной информации, из которой он, ввиду особенностей функционирования мозга, воспринимает лишь какую-то небольшую часть, причем, не всегда нужную. В голове откладываются отдельные данные, а иногда и «обрывки» сведений, из которых человек уже формирует некую общую картину и мнение по интересующему его вопросу.
Также ни для кого не секрет, что в последнее время массово ведутся т.н. информационные войны, целью которых является подача (вброс) искаженной или ложной информации для формирования у людей нужного мнения или решения по определенному вопросу. Причем, информационные войны ведутся не только по политическим вопросам, но и по многим другим, в том числе, экономическим и финансовым. Они сейчас происходят постоянно и везде, и если вы их не замечаете — это только еще раз подтверждает, что они имеют должный эффект.
Чтобы избежать влияния неправильной информации, и ошибок, к которым могут привести решения на ее основе, человеку необходимо вырабатывать у себя осознанный и грамотный подход к работе с информацией, использовать определенные правила, формы, методы работы с информацией, которые позволят выделить из общего информационного поля только важные, нужные и достоверные данные. Рассмотрим, как работать с информацией правильно, какие этапы работы с информацией необходимо пройти.
Этап 1. Постановка целей работы с информацией
Работа с информацией всегда должна подразумевать определенные цели, то есть, ту пользу, которую вы хотите для себя извлечь. Как и в любом другом случае, цели должны быть сформулированы максимально конкретно, чтобы было понятно, как работать с информацией для достижения этих целей.
Исходя из поставленных целей, всю информацию для работы можно условно разделить на 3 категории.
1. Стратегическая информация. Как видно из названия, сюда следует относить сведения, позволяющие осуществлять долгосрочное планирование, решать наиболее глобальные задачи. К ним относятся долгосрочные тенденции экономического развития государства, работы банковской сферы, рыночной конъюнктуры, макроэкономические прогнозы, долгосрочные ценовые тренды валют и других активов, и т.д.
2. Тактическая информация. Сюда относятся сведения, позволяющие решать тактические задачи в рамках выполнения стратегического плана. Если стратегическая информация дает нам возможность определить, к чему мы будем идти, то тактическая — как мы будем это делать. В эту категорию можно включить промежуточные данные экономических показателей, действующие ставки по кредитам и депозитам, среднесрочные ценовые тренды и т.д.
3. Оперативная информация. И, наконец, последний, но не мене значимый, вид данных — оперативная информация. В некоторых ситуациях она может оказаться, наоборот, наиболее важной, поскольку на ее основе в дальнейшем будут сформированы и тактические, и стратегические данные. Отслеживание оперативной информации — очень важный этап анализа и обработки данных, ему всегда следует уделять особое внимание. Сюда можно отнести внезапно вышедшие экономические и финансовые новости, курсы валют, важные новости отдельных финансовых субъектов, краткосрочные тренды.
На первом этапе работы с информацией необходимо точно сформулировать цели, которых вы хотите достичь, ради которых будете искать, анализировать и обрабатывать информацию.
Этап 2. Поиск информации. Как искать информацию?
Чтобы определиться, как работать с информацией, для начала нужно ее найти. Поиск информации включает в себя непосредственно поиск источника информации, проверку его на правдивость, актуальность и полезность. Все источники информации можно условно разделить на 3 категории:
1. Медийные источники информации. Сюда входят любые СМИ: интернет-издания, пресса, ТВ, радио.
2. Узкоспециализированные источники информации. Сюда относятся тематические сайты и блоги, книги, научные труды и аналитические статьи отдельных авторов, сайты конкретных компаний и финансовых субъектов. Такие источники, как правило, могут дать более полную и полезную информацию, чем представители первой группы.
3. Живые источники информации. И, наконец, думая о том, как искать информацию, следует рассматривать и возможность получения ее от конкретных людей, которых вы считаете компетентными в нужном вам вопросе. Могут быть использованы слова из их публичных выступлений и даже полученные при личном общении.
Лучше всего иметь несколько надежных и проверенных источников информации в интересующей вас сфере. Если все они предоставляют одинаковые или схожие сведения, то вероятность того, что эти данные правдивые, существенно повышается.
Этап 3. Анализ полученной информации
Непосредственная работа с информацией всегда начинается с ее анализа. Чтобы провести анализ полученной информации, прежде всего, необходимо разделить все сведения, данные, знания, которые вы получаете, на 2 простых категории:
Первая категория послужит предметом дальнейшего анализа и исследования, а вторая вам попросту не нужна — она лишь будет занимать лишнее место в вашем мозгу и компьютере, поэтому от ее получения лучше сразу отказаться. Как разграничить, где полезная информация, а где информационный шум? Очень просто. Ответьте себе на простые вопросы:
Если вы задумались, и не можете дать четких ответов, значит, вы имеете дело с информационным шумом, то есть, бесполезной информацией, которую вы никак не сможете использовать с выгодой для себя. Такие сведения вам попросту не нужны, и не стоит тратить драгоценные «килобайты» своего мозга на их хранение и обработку.
Кроме тогда анализ полученной информации должен обязательно включать в себя проверку данных на:
При работе с информацией особое внимание следует уделять источникам, из которых вы ее получили. Чем больше данных из этого источника, полученных ранее, в дальнейшем подтверждалось, тем более надежным можно считать источник. Также для подтверждения информации всегда нужно сравнивать ее с другими источниками.
Конечно же, анализ полученной информации не принесет никакой пользы, а может даже принести вред, если данные уже устарели и являются неактуальными. При анализе финансовой информации актуальность данных играет особенно важную роль.
На сегодняшний день более 90% того, что мы называем информацией, является, по сути, лишь информационным шумом. Поэтому первый этап работы с информацией — анализ как раз необходим для того, чтобы пропустить все поступающие сведения через фильтры и среди огромного потока бесполезных, недостоверных и неактуальных данных выделить те немногие, которые вам действительно пригодятся для дальнейшей работы.
Этап 4. Хранение информации
Перед тем, как начать работать с информацией, необходимо ее сохранить. Особенно, если речь идет о стратегической или тактической информации — ведь она понадобится вам для работы на протяжении еще долгого времени.
Хранение информации должно быть систематизировано таким образом, чтобы вы всегда в нужный момент могли быстро и без труда получить доступ к необходимым данным. Все инструменты для хранения информации сейчас можно разделить на 2 категории:
Первый вариант на сегодняшний день уже неактуален: информацию в бумажном виде хранить неудобно, да и не нужно (конечно, если речь идет именно об информации, а не о важных документах). Поэтому все бумажные носители информации лучше сразу превратить в электронные (например, отсканировать или даже просто сфотографировать) и сохранить на жестком или съемном электронном носителе.
Однако, следует понимать что хранение единственного экземпляра информации в электронном виде чревато его утерей, ведь любая техника может выйти из строя. Поэтому необходимо делать копии. Для них можно использовать флэш-накопители или т.н. облачные сервисы, позволяющие хранить информацию на других серверах онлайн (Яндекс.Диск, Гугл.Диск, и т.п.)
Можно выделить 3 уровня доступа к информации, исходя из того, как часто вы будете к ней обращаться, и как быстро она вам может понадобиться.
Если информация устарела, является неактуальной и точно не понадобится вам для работы — не нужно ее хранить: выбрасывайте или удаляйте.
Важно также правильно классифицировать информацию каждого уровня, чтобы всегда быстро и легко можно было найти нужные данные. То есть, необходимо продумывать структуру хранения информации, систематизировать данные, распределять их по папкам, в т.ч. разного уровня вложенности. Например, у вас может быть папка «2015», в ней папки «январь», «февраль», «март» и т.д., в каждой из них папки «входящие документы», «исходящие документы», «отчетность», «договора» и т.д.
[stextbox золотое правило хранения информации: необходимо хранить оригинал и 2 копии — так вероятность утери данных будет приближена к нулю.
Этап 5. Принятие решения на основе полученной информации
Вся работа с информацией сводится к тому, чтобы в результате принять какое-то решение, исходя из целей, поставленных на первом этапе. От того, насколько грамотно вы осуществляли поиск, анализ, обработку и даже хранение информации, будет зависеть точность и правильность принятого в итоге решения, как стратегического, так и оперативного характера.
Принятие решений — это отдельная объемная тема, которая уже рассматривается в других публикациях на Финансовом гении, к примеру, вот здесь: Квадрат Декарта — техника принятия решений.
Ну а сегодня вы узнали о том, как работать с информацией, и каковы основные этапы работы с информацией, которые вам регулярно предстоит проходить.
И в заключение один исторический пример. Наверняка все слышали крылатую фразу «Кто владеет информацией — тот владеет миром»: она родилась в династии Ротшильдов после удачной биржевой сделки, принесшей Натану Ротшильду прибыль в 40 млн фунтов стерлингов за один день. Ротшильд был единственным человеком в Лондоне, который достоверно знал о поражении Наполеона под Ватерлоо. Эту информацию он получил голубиной почтой и использовал для извлечения прибыли: на бирже он сделал вид, что Наполеон выиграл сражение, и начал продавать акции. Его примеру тут же последовали другие владельцы ценных бумаг. Цена падала, а подставные агенты Ротшильда скупали дешевые акции. Правду все узнали только на следующий день — тогда цена акций мгновенно взлетела, и Ротшильд получил сверхприбыль. Аналогичным образом действовал брат Натана Ротшильда Яков на Парижской бирже.
Учитесь грамотно искать, фильтровать, анализировать, обрабатывать и хранить информацию, и она всегда будет работать вам во благо!
Урок 6. Работа с информацией
Актуальность правильной работы с информацией сегодня неоспорима. Если прошлое столетие было эпохой промышленности, то в 21 веке наиболее ценным ресурсом без каких-либо сомнений является информация.
В наше время любая перспективная, престижная и высокооплачиваемая профессия связана с потоками данных, а развитие критического мышления и тренировка навыков работы с информацией крайне важны для достижения успеха на любом поприще.
Всякий человек, заинтересованный в достижении успеха в обучении, на работе и в жизни вообще, просто обязан научиться находить, собирать, анализировать, исследовать и хранить информацию, а также делать на ее основе правильные выводы.
Содержание:
Информация огромнейшими объемами обрушивается на нас буквально ежедневно. И если мы не будем в состоянии распределять данные, определять, какие из них полезны и ценны, а какие можно отбросить за ненужностью, мы рискуем в них завязнуть и утонуть.
Информационное поле – это та среда, в которой сейчас мы находимся постоянно, однако далеко не все, что мы узнаем, видим и слышим, может быть для нас важным и имеющим значение. Данные нужно оценивать критически, проверяя на актуальность, достоверность, правдивость.
Чересчур большие объемы поступающих сведений становятся причиной поверхностного восприятия, а это в свою очередь приводит к клиповому мышлению, являющемуся, кстати говоря, одной из характеристик поколения современности.
Клиповое мышление представляет собой такое явление, когда человек улавливает и усваивает лишь небольшие и поверхностные отрывки информации. В итоге память засоряется огромным количеством самых разных, но, по сути, совершенно бесполезных сведений.
Чтобы избежать этой коварной ловушки, нужно также научиться правильно взаимодействовать с данными, а это требует не только умения отсеивать нужное и ненужное, но и освоения различных методов работы с информацией.
Обо всем, что мы только что перечислили, мы с вами и поговорим ниже. После прохождения урока ваши знания о развитии и применении критического мышления станут намного обширнее, что, несомненно, пригодится на практике в каждодневной жизни.
Для чего нужна информация
Цели применения информации могут быть стратегическими, тактическими и оперативными. Это обуславливает ее целевое назначение.
Стратегическая информация
Стратегическая информация применяется при долгосрочном планировании и решении задач глобального масштаба, а также в бизнесе, к примеру, в поиске путей развития компаний и организаций. Даже в тех случаях, когда при первом ознакомлении с этим типом данных они никак не связаны с деятельностью напрямую, они могут играть решающую роль судьбе человека или организации, инициировавшей поиск.
Структура базы стратегической информации применительно, например, к бизнесу, может выглядеть следующим образом:
Говоря проще, стратегическая информация позволяет найти ориентиры на пути постановки целей и в общих чертах указать направление движения.
Тактическая информация
Если стратегическая информация служит для определения направления развития, то тактическая будет отвечать на вопрос, каким именно образом будут достигаться цели и решаться задачи. Она способствует повышению эффективности планирования, помогает определять препятствия на пути, расширять масштабы деятельности, внедрять инновации, применять новые технологии и т.п.
Если вернуться к нашему примеру с бизнесом, то структура базы тактической информации будет выглядеть так:
Продукт (исследование предложений конкурентов, снятие с производства устаревшей продукции, вывод на рынок новых разработок, изучение соответствия нового продукта правовым нормам государства).
Тактическая информация носит более практический характер и позволяет разработать комплекс конкретных мероприятий или подробный план действий по решению наиболее приоритетных задач.
Оперативная информация
Оперативная информация состоит из сведений, которые могут помочь разрешить текущие и срочные вопросы. В бизнесе это может быть срочный поиск нового поставщика или заказчика, урегулирование форс-мажорных обстоятельств, устранение угроз, способных привести к исчезновению компании. В работе это могут быть изменения в структуре организации, повышение должности, объединение нескольких отделов. В обычной жизни это может быть поиск той самой работы при внезапном сокращении, выбор специальности при поступлении в институт и т.д. Оперативная информация необходима для разрешения любых подобных ситуаций.
Базы оперативной информации включают все, что может быть быстро применимо в сложных условиях. Точность и достоверность фактов играет здесь ключевую роль, т.к. вопросы, на разрешение которых они влияют, могут иметь судьбоносное значение для всей деятельности человека, группы людей или организации.
Несмотря на то, что мы привели в качестве основного примера бизнес, не стоит полагать, что стратегические, тактические и оперативные цели применения информации касаются только этой сферы. С подобным успехом аналогичные цели можно ставить при планировании обучения, разработке пошагового руководства по выходу из сложной финансовой ситуации, разрешении срочных проблем в любой сфере жизни. Главное в этом вопросе – определить, какая информация будет стратегической, какая – тактической, а какая – оперативной.
Таким образом, понять, в чем суть применения информации, достаточно просто: она служит для пополнения своего багажа знаний (базы данных) новыми сведениями, которые могут теоретически или практически пригодиться в жизни. Но мы с вами ведем речь о развитии критического мышления, а это значит, что информацию нужно научиться правильно искать, и этот вопрос имеет в контексте нашей беседы основополагающее значение.
Теоретические основы поиска информации
Одна из особенностей информации в эпоху современности состоит в том, что намного чаще она сама находит человека, даже если он ее не ищет. Но знать основы информационного поиска все же нужно.
В первую очередь следует вспомнить, что информация может различаться по способу восприятия (визуальная, аудиальная, обонятельная, тактильная и вкусовая), по форме представления (графическая, звуковая, текстовая и числовая) и по назначению (массовая, личная и специальная).
Такое различие обуславливает и многообразие источников информации. Среди основных источников можно выделить:
✔ | Средства массовой информации (радио, телевидение, газеты). |
✔ | Интернет. |
✔ | Узкопрофильные источники (научные трактаты, фундаментальные труды, методические пособия, учебники и другая специализированная литература). |
✔ | Живые источники (друзья, коллеги, специалисты и другие люди, которые могут предоставить какие-то сведения). |
Чтобы поиск информации проходил наиболее продуктивно, рекомендуется использовать в работе сразу несколько источников информации, и желательно, чтобы они были разных типов. Но основное значение имеет все же их достоверность. К примеру, самыми объективными и правдивыми считаются данные из научной литературы, энциклопедий и словарей. Если же с какими-то материалами вы сталкиваетесь впервые, нужно проводить анализ источников информации.
Получить дополнительные знания о поиске информации и выборе источников вы можете, перейдя по этой ссылке. Мы же, учитывая наличие на нашем сайте соответствующего материала, рассчитываем на ваш серьезный подход к делу, и, дабы не тратить времени, перейдем к следующему вопросу.
Практические основы поиска информации
Информация, если найти ее определение в энциклопедии или Википедии, представляет собой сведения по какому-либо вопросу. О том, зачем человеку могут потребоваться сведения, говорить, наверное, не нужно – это просто жизненная необходимость. Располагая нужной информацией, мы получаем возможность принимать решения, делать выводы, давать оценку происходящему и реагировать на него. Но сам факт того, что у нас есть информация, еще вовсе не означает, что все это мы сможем сделать правильно, критически и объективно.
Информация обладает рядом качественных характеристик:
Подходя к работе с данными безграмотно, мы рискуем не только никуда не продвинуться на своем пути и не узнать ничего дельного, но и составить неверные выводы, совершить неправильные поступки и ошибиться. Поэтому работа с информацией предполагает серьезный и критический подход.
Правильный подход к работе с информацией означает, что:
1 | Нужно составить приблизительный список источников, где может находиться искомая информация (книги, учебники, интернет-сайты, карты, фотографии, аудиозаписи, видеоматериалы, статистика и т.д.) |
2 | Нужно грамотно и грамматически верно сформулировать запрос (очень важно четко понимать, что конкретно вы хотите найти). |
3 | Нужно использовать уже имеющуюся информацию, которая может помочь в поиске недостающей (например, при поиске данных в периодике может помочь знание дат выпуска изданий, при поиске стихотворения в интернете может помочь даже пара слов из какой-то строчки и т.д.) |
Как только вы обозначите область поиска, можно приступать к практическим действиям. Основой этих действий служат методы работы с информацией:
Рассмотрим методы работы с информацией подробнее.
Мозговой штурм
Первым этапом здесь станет своеобразный мозговой штурм: вы просто находите информацию по теме, никак ее не анализируя, не сортируя и не отбирая. Ваша задача – собрать материал для работы, т.е. любые сведения на исследуемую тему.
Фильтрация
Следует понимать, что случаи, когда полезным оказывается весь объем найденных данных, – большая редкость. Практически всегда люди ищут ответы на конкретные вопросы или раскрывают узкую тему. Получается, что на втором этапе вы должны отобрать полезные вам сведения. Лучше всего сразу бегло ознакомиться с источником и отбросить все, что не касается актуальной для вас темы. Далее следует третий этап.
Анализ
Как только вы отсеете все ненужное, вам останется проанализировать нужное и определить его объективность и достоверность (не забывайте учитывать и достоверность источников). Критически оценить информацию можно только через факты и логику – ни о каких ощущениях и «здравом смысле» не может быть и речи. Подтвердить же факты и свидетельства вы сможете лишь с помощью собственного исследования.
Исследование проводится с учетом следующих правил:
✔ | Проверять все, что только можно проверить, и не доверять ничему, что не подкреплено фактами, установленными эмпирическим путем. |
✔ | Принимать во внимание любые источники информации, где есть хотя бы некоторые сведения по интересующему вопросу. |
✔ | Если один источник ссылается на другие, в обязательном порядке проверять их. |
✔ | Всегда искать более одного взгляда на проблему, в особенности, когда она касается каких-то предположений, гипотез и теорий. |
✔ | Учитывать любую информацию, не опровергнутую доподлинно (при этом, если достоверность не подтверждена полностью, эта информация становится второстепенной). |
После всех описанных манипуляций с источниками в распоряжении появляется определенный массив информации, где содержатся самые разнородные сведения. Из них уже можно составить общую картину происходящего, но делать окончательный вывод еще рано. До этого нужно еще раз проанализировать все новые данные.
Повторный анализ
Делая окончательный анализ, нужно вернуться к основной теме и целям поиска, чтобы посмотреть на полученные сведения именно под этим углом. Очень важно получить ответы на основные вопросы:
Если на какой-то из вопросов ответить однозначно не получается, сбор данных следует осуществить повторно. Может получиться так, что вы сделаете выводы, совершенно противоположные тем, к которым вы склонялись в начале, или найдете новый смысловой слой по выбранное проблеме, способный изменить или углубить ваше понимание.
Еще немного об анализе информации
Самое главное в процессе анализа данных и, пожалуй, первое, что вы должны сделать – это определиться с тем, что для вас будет действительно полезной информацией, а что окажется лишь информационным шумом. В этом вам помогут ответы на такие вопросы:
Как видите – критическое мышление во всей красе. И если по какой-то причине ответить на эти вопросы вы не можете, значит, сведения, с которыми вы столкнулись, вам не нужны. Полезная информация всегда связана с действиями. Поэтому данные, которые нельзя нигде применить, можно считать бесполезными.
Кроме того, при анализе информации нужно учитывать два базовых критерия оценки – это правдивость и надежность сведений. Определить их можно, изучив первоисточник, а также сравнив его с другими первоисточниками. Получаемые вами данные должны соответствовать особенностям эпохи и быть актуальными, иначе их можно смело отбросить как устаревшие.
О других принципах отбора информации вы также можете узнать из статьи, указанной нами выше, в одноименном разделе. Помните, что анализ данных – это краеугольный камень всего информационного поиска, и если они соответствуют заявленным требованиям, их можно смело брать в оборот.
Когда нужная информация будет найдена, настанет время переходить к следующей стадии – обработке, заключающейся в составлении выводов и грамотной формулировке.
Выводы и формулировка
Выводы проистекают из анализа. Анализ, конечно, отвечает на поставленные в начале поиска вопросы, но выводы являются сферой деятельности личного ума и творческой составляющей. Основываясь на проанализированной информации, следует сделать умозаключения. Нередко это позволяет даже выдвинуть собственные гипотезы и версии.
Теперь нужно придать своим мыслям удобоваримую форму, выстроив их в текст. Можно делать это письменно, а можно мысленно и устно. Последнее, кстати, прекрасно упорядочивает мышление, делая его более стройным и лаконичным, и способствует более глубокому пониманию новой информации.
На этом поиск и обработка информации заканчиваются, и вы можете использовать ее для решения актуального для вас вопроса. В бизнесе этот навык позволяет «прощупать почву» на новом рынке, в работе помогает реализовывать проекты, в обучении служит прекрасным инструментом для написания курсовых и научных работ, дипломов и диссертаций, в обычной жизни способствует разрешению конфликтов и выходу их сложных ситуаций.
Это лишь несколько примеров, показывающих всю широту области применения навыка критической обработки информации. Применена же информация может быть как единовременно, так и многократно. Информация, нужная нам сейчас лишь постольку-поскольку, чаще всего через какое-то время отбрасывается за ненадобностью. Но важные сведения, имеющие для человека большое значение, сохраняются, чтобы к ним был обеспечен постоянный доступ. Поэтому необходимо уметь правильно хранить их.
Хранение информации
Невзирая на то, что сегодня всеобщее распространение получил интернет, а информацию все чаще хранят на портативных высокотехнологичных носителях (флешках, внешних жестких дисках и других хранилищах) и в виртуальном пространстве (Google.Docs, Яндекс.Диск, Облако@mail и т.п.), многие учреждения (государственные, коммерческие, юридические) и специалисты предпочитают хранить важные сведения в форме бумажных документов. Исходя из этого, нижеизложенные советы будут применимы как к электронным, так и к бумажным носителям.
Наиболее удобным способом работы с данными станет размещение документации так, чтобы был обеспечен быстрый и беспрепятственный доступ к ним. Для этого рекомендуется создать три рабочих области, и каждая из них будет соответствовать частоте ваших запросов – тому, насколько часто вы к ней обращаетесь.
Первая область
К первой области нужно отнести те сведения, которые требуются вам каждый день, и которые могут пригодиться в любой момент. Независимо от того, в бумажной или электронной форме они представлены, находиться они должны на вашем рабочем столе (рабочем столе компьютера).
ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Касаемо конкретно ПК, не следует хранить файлы важных данных на самом рабочем столе, т.к. все, что на нем находится, относится к операционной системе, а она, как правило, устанавливается на системный диск C. Если вдруг «винда слетела» или на компьютере произошел какой-то сбой, систему придется переустанавливать, а это значит, что все данные с диска C будут стерты. Чтобы предостеречь себя от потери важных документов, нужно либо создавать резервные копии и переносить их на диск D или съемный носитель, либо просто хранить на диске D, а на рабочем столе создавать ярлыки. Здесь же заметим, что не стоит хранить данные на обычных компакт-дисках, т.к., во-первых, они уже почти неактуальны, а во-вторых, при многократном использовании и долговременном хранении они перестают читаться устройствами воспроизведения и становятся совершенно непригодными к использованию.
Вторая область
Ко второй области относится информация, необходимая время от времени, но не каждый день. Например, в рабочем кабинете или просто дома для хранения таких данных могут подойти ящики рабочего стола или специальные полочки для папок и бумаг. Если речь об электронных документах, то они могут храниться на диске D или на съемном накопителе.
Третья область
И третья область – это архивная зона. В ней хранятся сведения, использовавшиеся вами ранее и способные пригодиться в перспективе. Иногда нужно что-то перепроверить или освежить в памяти, и документы в архиве хранятся как раз для этого. На компьютере этим документам соответствует раздел «Архив», а в рабочем кабинете или дома – отдельные полки, стеллажи, ящики, коробки.
Кстати, говоря об электронных носителях, важно заметить, что сохранять свои файлы и документы нужно в распространенных расширениях (например, документ MS Word лучше сохранить с расширением «doc», а не «docx»), чтобы при необходимости они могли быть открыты любыми версиями и аналогами программ.
ВАЖНЫЙ СОВЕТ: Не будет лишним заметить, что для хранения информации второго (время от времени) и третьего (архив) порядка сейчас очень удобно использовать облачные сервисы, о которых мы упоминали в начале этого раздела. При желании можно обратиться и к платным сервисам хранения данных, где сведения будут защищены более надежно: Microsoft OneDrive, Dropbox, Amazon Web Services, iCloud Drive (плата на этих сервисах взимается, если вы планируете хранить более 5-10 Гб данных). Ощутимое преимущества такого способа хранения состоит в том, что получить доступ к данным вы можете из любой точки мира, где имеется доступ в Сеть. Однако слепо доверять этим сервисам опять же не стоит, ведь в случае серьезного сбоя в работе или мощной хакерской атаки информация может быть безвозвратно утеряна или доступна третьим лицам. Помните, что осторожность всегда полезна, а золотым правилом хранения данных является наличие одного оригинала и двух копий на разных носителя и в разных местах.
Корзина
Не менее важно, помимо прочего, и то, что работа с информацией включает в себя не только ее сбор, обработку и хранение, но также и утилизацию. Поэтому есть еще и четвертая область (она может быть как реальной, так и виртуальной) – это корзина (мусорное ведро). Если данные устаревают и становятся неактуальными, если вы уверены в том, что вам больше не придется к ним обращаться, без всяких сожалений выбрасывайте их. Во-первых, вы освободите львиную долю места, а во вторых избавите себя от перспективы тратить время на разбор завалов, состоящих из кип бумаг или десятков и сотен самых разношерстных файлов. На этом разговор о работе с информацией можно считать законченным.
Заключение
Грамотная работа с информацией является одним из важных элементов критического мышления. Научившись правильному поиску, фильтрации, анализу, обработке и хранению данных вы существенно облегчите себе жизнь. Отныне вы не будете тратить бесконечные часы на блуждание в информационных потемках, а все собранные вами данные будут иметь исключительную практическую пользу для вас.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Итак, наш курс по развитию критического мышления подошел к концу. Теперь в вашем распоряжении все необходимые знания. Мы желаем вам успехов на пути освоения навыка мыслить критически, и уверены, что успех не заставит себя долго ждать.