С чего необходимо начать при переходе на налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг: с июля действуют обновленные правила

Автор: Шелег Е. Е., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Налоговый мониторинг – форма налогового контроля, применяемая только к крупным организациям, причем на их добровольной основе (по заявлению при утвердительном решении налогового органа). Но для того чтобы попасть под этот вид контроля, необходимо соблюсти определенные условия, прописанные в разд. V.2 НК РФ.

С июля 2021 года они заработают в обновленном виде – соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 29.12.2020 № 470-ФЗ (далее – Закон № 470-ФЗ). Об этом поговорим далее и напомним основные моменты по теме.

Какова суть налогового мониторинга?

Налоговый мониторинг предоставляет возможность налогоплательщику взаимодействовать с налоговым органом в режиме реального времени: первый раскрывает информацию, второй, получая доступ к данным бухгалтерского и налогового учета организации, проводит анализ. Обнаружив нарушение, инспекция составляет мотивированное мнение (а не решение о привлечении к ответственности!). Мотивированное мнение может быть составлено и по заявлению налогоплательщика.

Таким образом, налоговый контроль ведется непрерывно.

Кто может участвовать в налоговом мониторинге?

Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ перейти на налоговый мониторинг могут организации, у которых по итогам года, предшествующего году представления заявления о проведении налогового мониторинга, будут выполнены следующие условия в совокупности:

общая сумма НДС, акцизов, НДФЛ, налога на прибыль, НДПИ и страховых взносов составляет не менее 100 млн руб. (прежде – 300 млн руб.);

доходы по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности составили не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.);

балансовая стоимость активов (на 31 декабря) составляла не менее 1 млрд руб. (прежде – не менее 3 млрд руб.).

Обратите внимание: в расчет общей суммы налогов и страховых взносов включаются налоги, которые уплачивает (перечисляет) как налогоплательщик, так и налоговый агент.

А вот НДС и акцизы, которые нужно уплатить при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, в расчет не включаются.

Все эти условия должны выполняться, если на момент подачи заявления мониторинг не проводится.

Для организации, уже «включившейся» в налоговый мониторинг, а также для организации, являющейся участником КГН (в том числе ответственным участником этой группы), выполнение названных условий для принятия решения о проведении мониторинга в соответствии со ст. 105.27 НК РФ не является обязательным.

Как подать заявление на проведение налогового мониторинга?

Заявление о проведении налогового мониторинга организация представляет в налоговый орган по месту своего нахождения (по месту ее учета – для крупнейших налогоплательщиков) не позднее 1 сентября (ранее – не позднее 1 июля) года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг (п. 1 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Для перехода на налоговый мониторинг с 2021 года рекомендуется использовать заявление, направленное Письмом ФНС России от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@.

Обратите внимание: организация, подавшая заявление о проведении налогового мониторинга, до принятия налоговым органом соответствующего (положительного либо отрицательного) решения может отозвать его на основании письменного заявления. При таких обстоятельствах заявление не считается представленным (п. 3 ст. 105.27 НК РФ).

Какие еще документы (информацию) нужно представить?

С заявлением о проведении налогового мониторинга также представляются (п. 2 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

регламент информационного взаимодействия (его содержание представлено в п. 6 ст. 105.26 НК РФ; в случае неполного информирования налоговый орган не позднее месяца со дня получения заявления сообщает об этом организации с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения и (или) внести соответствующие изменения в регламент);

информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25 %;

учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, включающая информацию о порядке отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета;

внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

К сведению: для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе для достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, оценки, минимизации и (или) устранения рисков неправильного исчисления (удержания), неполной и (или) несвоевременной уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов организации в целях выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации (п. 7 ст. 105.26 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Как налоговый орган принимает решение о проведении налогового мониторинга?

По результатам рассмотрения заявления о проведении налогового мониторинга и документов (информации), представленных организацией, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает одно из следующих решений (п. 4 ст. 105.27 НК РФ):

1) о проведении налогового мониторинга;

2) об отказе в проведении налогового мониторинга. Такое решение должно быть мотивированным. Основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга перечислены в п. 5 ст. 105.27 НК РФ.

Каковы сроки проведения налогового мониторинга?

В силу п. 4 ст. 105.26 НК РФ налоговый мониторинг проводится за календарный год (продлевать его можно неограниченное количество раз). Этот срок начинается с 1 января года указанного периода и оканчивается 1 октября года, следующего за этим периодом (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Когда налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг?

В Налоговом кодексе закреплено право на автоматическое продление налогового мониторинга на следующий год в случае, если налогоплательщик не представил до 1 декабря года, за который проводится налоговый мониторинг, заявление об отказе в его проведении (п. 7 ст. 105.27 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ). Таким образом, подавать каждый год заявление не нужно.

Особые положения для продления налогового мониторинга предусмотрели и при подаче уточненной декларации. О таком решении (оно принимается руководителем налогового органа или его заместителем до окончания срока, указанного в абз. 1, – 1 октября года, следующего за годом проведения мониторинга) налоговый орган уведомляет организацию в течение 5 дней со дня принятия решения.

В частности, налоговый орган вправе продлить налоговый мониторинг (п. 6 ст. 105.26 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

не более чем на 3 месяца – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 3 месяца до окончания срока проведения мониторинга уточненную налоговую декларацию (уточненный расчет) за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен мониторинг;

не более чем на 6 месяцев – если налогоплательщик представит в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, менее чем за 6 месяцев до окончания срока проведения мониторинга «уточненку» по НДС (акцизу) с суммой налога к возмещению, за налоговый период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг.

К сведению: в случае представления налоговой декларации (расчета) или «уточненки» (декларации, расчета) за налоговый (отчетный) период года, за который проведен налоговый мониторинг, такая отчетность проверяется в рамках проведения налогового мониторинга, срок проведения которого не окончен.

При каких обстоятельствах налоговый мониторинг прекращается досрочно?

Случаи досрочного прекращения налогового мониторинга указаны в ст. 105.28 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия;

2) выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе мониторинга;

3) систематическое (2 раза и более) непредставление или несвоевременное представление налоговому органу в ходе мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном ст. 105.29 НК РФ.

Обратите внимание: налоговый орган уведомляет (в электронной форме) организацию о наличии основания для досрочного прекращения мониторинга в течение 10 дней со дня установления обстоятельств для этого.

Последующие 10 дней (со дня получения уведомления) отводятся организации для принятия ею мер по устранению указанных обстоятельств (разумеется, если такая возможность имеется) и уведомления налоговиков об этом либо представления пояснений и документов (при наличии), подтверждающих отсутствие оснований для досрочного прекращения налогового мониторинга (п. 1.1 ст. 105.28 НК РФ, введенный Законом № 470-ФЗ).

Пояснения и прилагаемые к ним документы (при наличии) представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС и (или) посредством предоставления доступа к таким документам через информационные системы организации в случае получения к ним доступа налогового органа.

По результатам рассмотрения уведомления об устранении обстоятельств для досрочного прекращения налогового мониторинга или пояснений с документами либо (при отсутствии таковых) налоговый орган в течение 10 дней со дня истечения срока для представления документов принимает решение о досрочном прекращении налогового мониторинга или уведомляет (в электронной форме) организацию об отсутствии оснований для досрочного прекращения мониторинга.

Каков порядок устранения выявленных в ходе мониторинга нарушений?

Если при проведении мониторинга выявлены противоречия между представленными сведениями либо несоответствия между представленными и имеющимися у налогового органа сведениями, он сообщает об этом организации – той отводится 5 дней, чтобы представить необходимые пояснения или внести соответствующие исправления (п. 2 ст. 105.29 НК РФ).

Если таковые не дали результатов и факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов, сборов, страховых взносов, будет установлен, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение. Организацию уведомят (в течение 10 дней) о наличии оснований для составления мотивированного мнения в порядке, предусмотренном ст. 105.30 НК РФ (п. 2.1, введенный в ст. 105.29 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в уведомлении указываются документально подтвержденные факты, свидетельствующие о нарушениях, выявленные в ходе мониторинга, а также выводы и предложения налогового органа по устранению выявленных нарушений.

Организация в течение 15 дней со дня получения такого уведомления вправе представить налоговикам необходимые пояснения или внести соответствующие исправления, сообщив об этом налоговому органу в электронной форме по ТКС и (или) через свои информационные системы, к которым предоставлен доступ налоговому органу. И только если после этого нарушения останутся, инспекция составит мотивированное мнение.

Обратите внимание: мотивированное мнение направляется организации в течение 5 дней со дня его составления. Оно может быть составлено в течение срока проведения налогового мониторинга (п. 3 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (п. 3 ст. 105.29 НК РФ). Такая информация может быть передана в электронной форме или через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу. Не запрещено представлять документы и на бумажном носителе (в виде заверенных организацией копий), которые могут быть переданы в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов). Истребуемые информация или пояснения могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (п. 4 ст. 105.29 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Обратите внимание: в ходе проведения мониторинга налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией (ее представителем) копий на бумажном носителе или в электронной форме, заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью организации (ее представителя).

Вправе ли организация составить запрос о предоставлении мотивированного мнения?

Организация может направить запрос в налоговый орган о представлении ей мотивированного мнения при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов по совершенной или планируемой сделке (операции) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), а также по иным совершенным фактам хозяйственной жизни организации (п. 2 и 4 ст. 105.30 НК РФ). К запросу могут быть приложены копии документов, подтверждающих указанную в нем информацию.

К сведению: запрос о предоставлении мотивированного мнения в отношении сделки (совокупности взаимосвязанных сделок), операции (операций), а также иных фактов хозяйственной жизни может быть направлен организацией не позднее 1 июля года, следующего за периодом, в котором они были совершены.

Запрос о представлении мотивированного мнения и прилагаемые к нему документы (при их наличии) направляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу (п. 4.3, введенный в ст. 105.30 НК РФ Законом № 470-ФЗ).

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть направлено ей в течение месяца со дня получения налоговиками запроса. Вместе с тем указанный срок может быть продлен на месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения. Об этом налоговый орган сообщает организации в электронной форме в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (п. 5 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

Если организация согласна с мотивированным мнением, в течение месяца с даты его получения она должна сообщить об этом и подтвердить (в том числе документально) выполнение указаний инспекцией (п. 6 ст. 105.30 НК РФ). Организации также следует уведомить налоговый орган, который составил мотивированное мнение в отношении планируемых сделок (операций) или совокупности взаимосвязанных сделок (операций), о начале совершения (об отказе от совершения) таких сделок (операций) не позднее месяца со дня начала их совершения (отказа от их совершения) (п. 6 ст. 105.30 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ).

К сведению: уведомление и прилагаемые к нему документы (при их наличии), подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения, представляются в налоговый орган в электронной форме либо через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

В случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение месяца со дня его получения представляет разногласия в налоговый орган, которым составлено это мотивированное мнение (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). После этого проводится взаимосогласительная процедура.

Как проверяют участников налогового мониторинга?

В силу п. 1.1 ст. 88 НК РФ (в редакции Закона № 470-ФЗ) при представлении в течение срока проведения налогового мониторинга налоговой декларации (расчета) или «уточненок» за налоговый (отчетный) период года, за который проводится или проведен налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится. Исключение – случай досрочного прекращения мониторинга менее чем через 3 месяца со дня представления такой декларации (расчета). При этих обстоятельствах «камералка» проводится со дня, следующего за днем досрочного прекращения налогового мониторинга.

Налоговые органы не вправе проводить и выездные налоговые проверки (ВНП) за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с НК РФ возложена на налогоплательщика. Исключением являются следующие случаи (п. 5.1 ст. 89 НК РФ в редакции Закона № 470-ФЗ):

1) проведение ВНП вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

2) досрочное прекращение налогового мониторинга;

3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении ВНП выносится налоговым органом не позднее 2 месяцев со дня истечения указанного срока;

4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, «уточненок» (декларации, расчета) за период, когда он проводился, с уменьшением суммы налога или взносов, увеличением суммы возмещения НДС и акцизов либо увеличением суммы убытка.

В статье освещены основное моменты налогового мониторинга с акцентом на изменения, которые вступят в силу с 01.07.2021. Переход на этот вид контроля упрощается: снижаются лимиты по доходам и активам с 3 млрд до 1 млрд руб., по уплаченным налогам – с 300 млн до 100 млн руб.

Взаимодействие налоговых органов и участников системы налогового мониторинга будет осуществляться не только через личный кабинет налогоплательщика, но и через информационные системы организации, к которым предоставлен доступ налоговому органу.

Исключаются основания для проведения камеральных налоговых проверок, что обеспечит непрерывность налогового мониторинга.

Заявить о переходе на мониторинг можно будет до 1 сентября.

Источник

Налоговый мониторинг. Стоит ли переходить и к чему готовиться

В первом квартале текущего года некоторые крупные компании получили от налоговых органов предложения о переходе на налоговый мониторинг.

В разъяснениях ФНС, как правило, содержится описание существенных выгод, которые получит налогоплательщик, применяющий данную систему.

Так ли это, что необходимо для перехода на налоговый мониторинг и существуют ли альтернативные варианты — попробуем разобраться.

Что такое налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг — это одна из форм осуществления налогового контроля за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах со стороны налоговых органов. Данная форма контроля является в определенной степени новой — она введена и применяется лишь с 1 января 2015 года.

В большинстве своем она заменяет традиционные камеральные и выездные налоговые проверки на онлайн-взаимодействие на основе удаленного доступа (полного или ограниченного) к информационным системам налогоплательщика и его бухгалтерской и налоговой отчетности. Если говорить упрощенно, налоговый орган подключается к базе налогоплательщика или предоставленным налогоплательщиком данным и смотрит, как исчисляются и уплачиваются налоги практически в режиме реального времени.

Помимо этого, такой способ предоставления данных позволяет налогоплательщикам оперативно согласовывать с налоговым органом позицию по обложению планируемых и совершенных операций. В этой связи, такая форма налогового контроля обеспечивает превентивное выявление налоговых рисков и представляет возможность урегулирования спорных вопросов.

При всем этом, основное отличие налогового мониторинга от иных форм налогового контроля заключается в его применении сторонами исключительно на добровольной основе.

Кто может перейти на налоговый мониторинг?

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего заявления организации и решения налогового органа о его проведении (пункты 1 и 2 ст. 105.26 НК РФ).

В настоящее время, чтобы перейти на налоговый мониторинг с 2021 года, организации необходимо подать заявление о его проведении не позднее 1 октября (срок был перенесен с 1 июля в связи с пандемией (Постановление Правительства РФ от 02.04.2020 No 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (вместе с «Правилами предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховых взносов»), п. 1 ст. 105.27 НК РФ)). Соответственно, при принятии налоговым органом положительного решения процедура начнет применяться с 1 января 2021 года, а закончится 1 октября 2021 года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ).

Иными словами, действует следующее правило: если заявление подано в текущем году до установленной даты, то периодом мониторинга будет являться следующий год. Соответственно, процедура начнет применяться с 1 января следующего года, а закончится — 1 октября года, следующего за периодом проведения мониторинга.

Однако на налоговый мониторинг берут только крупных налогоплательщиков, чьи совокупные показатели деятельности должны соответствовать определенным суммовым критериям.

Расчеты показателей делаются по данным календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга. При этом, предусмотрено, что для перехода организация должна соответствовать всем приведенным ниже критериям единовременно.

Действующие в настоящее время критерии перехода на налоговый мониторинг

Наименование показателяЗначение показателя
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза)не менее 300 млн. руб.
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организациине менее 3 млрд. руб.
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабряне менее 3 млрд. руб.

Вместе с тем необходимо отметить, что в скором времени налоговый мониторинг станет доступнее: утвержденная в начале года Концепция (Распоряжение Правительства РФ от 21.02.2020 No 381-р «Об утверждении концепции развития и функционирования в РФ системы налогового мониторинга»), предполагает существенное снижение установленных для перехода значений для применения налогового мониторинга.

Цель Концепции увеличить в разы количество участников налогового мониторинга:

— к 2022 году — до не менее 3879 плательщиков;

— к 2024 году — до не менее 7827 плательщиков;

Планируемые критерии перехода на налоговый мониторинг

Наименование показателяЗначение показателя
Совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ (без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза)не менее 100 млн. руб.
Размер полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организациине менее 1 млрд. руб.
Размер активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабряне менее 1 млрд. руб.

Кроме этого, планируется установить возможность соответствия лишь одному из перечисленных выше критериев. Расширению круга потенциальных участников будет способствовать также включение сумм НДФЛ и страховых взносов в совокупную сумму исчисленных налогов и страховых взносов.

Практика показала, налоговые органы с удовольствием выходят на общение с самими налогоплательщиками по вопросам, возникающим у них при вступлении в налоговый мониторинг, помогают сориентироваться в законодательстве.

Помимо этого, ФНС проводит вебинары с практическими рекомендациями по вступлению в налоговый мониторинг (осуществляется через Главный научный инновационный внедренческий центр ФНС России).

Положительные стороны перехода на налоговый мониторинг

По замыслу создателей данной системы следствием ее функционирования и вовлечения в применение расширенного круга организаций должно привести к следующим положительным, в первую очередь для самих налогоплательщиков моментам:

Как следствие, указанная совокупность призвана способствовать снижению налоговых рисков и, соответственно, доначислений по результатам проверок,что позитивно скажется на возможности планировать налоговую нагрузку по организации. Кроме того, применение данной системы в обозримом будущем приведет к снижению затрат, связанных с налоговым администрированием (временных, трудовых, материальных). Более того, сам по себе факт применения налогового мониторинга способен сформировать и подтвердить применительно к конкретной организации репутацию добросовестного налогоплательщика.

«Минусы» налогового мониторинга

Несмотря на довольно большое число положительных сторон перехода на режим налогового мониторинга, безусловно, существуют и моменты, сдерживающие переход на применение данной системы.

К числу таковых можно отнести:

В этой связи, в настоящее время число организаций, применяющих режим налогового мониторинга, невелико и составляло по информации на конец 2019 года 44 единицы, причем большая их часть приходилась на компании с государственным участием.

Документы для проведения налогового мониторинга

Можно выделить следующие этапы подготовки к применению налогового мониторинга:

Итак, если организация соответствует критериям для перехода на налоговый мониторинг и приняла решение о переходе с 1 января 2021 года, то не позднее 1 октября 2020 г. необходимо представить в налоговый органследующие документы:

Приведенный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На первый взгляд, ничего сложного в составлении приведенных документов нет. Однако, их подготовка производится при участии и тесном взаимодействии с налоговыми органами и имеет много специфических требований, что может оказать не только положительное влияние, но и в некоторых случаях создать определенные сложности. Поэтому подготовкой документов для налогового мониторинга нужно заняться заранее.

Остановимся более подробно на некоторых из них, имеющих определяющее значение для принятия налоговым органом положительного решения о вступлении организации в данную процедуру.

Регламент информационного взаимодействия (РИВ): подготовка и согласование («дорожная карта»)

Форма РИВ и предъявляемые к нему требования утверждены Приказом ФНС России от 21.04.2017 No ММВ-7-15/323@, в связи с чем, наличие каких-либо несоответствий является основанием для отказа в проведении налогового мониторинга. В частности, в РИВ должны быть отражены способы и порядок взаимодействия организации и налогового органа по следующим разделам.

1. Порядок представления налоговому органу документов(информации), включающий в себя достаточно объемный блок информации, где принципиальным моментом является разрешение вопроса о способеинформационного взаимодействия между сторонами, в качестве которых насегодняшний применяются:

2. Порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов, расходов, объектов налогообложения, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, где основными являются следующие моменты:

При этом структура раскрытия показателей налоговой отчетности представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя, в том числе:

3. Информация о системе внутреннего контроля организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, которая включает:

Подготовка и согласование данного раздела РИВ как наиболее объемного и наименее урегулированного нормативно на уровне действующего налогового законодательства представляется наиболее сложным и трудоемким для исполнения процессом, в связи с чем требует отдельного раскрытия.

Система внутреннего контроля должна быть идеальна

Согласно пункту 7 ст.105.26 НК РФ для целей проведения налогового мониторинга система внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов (далее — СВК) — это совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении (удержании) налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты (перечисления), а также для своевременной подготовки бухгалтерской (финансовой), налоговой и иной отчетности организации.

СВК организаций, принявших решение о вступлении в режим налогового мониторинга, должна удовлетворять требованиям приказа ФНС России от 16.06.2017 No ММВ 7 15/509 @.

Согласно приказу СВК должна обеспечивать:

При этом предполагается, что СВК является единым, комплексным инструментом, который охватывает все структурные подразделения организации и влияет на все происходящие бизнес процессы, вместе с тем, представление информации об СВК компании различно в зависимости от потребителя информации.

Организации, которые могут перейти на налоговый мониторинг по своим финансовым показателям попадают под обязательный аудит, а значит, они, как минимум, обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (ст. 19 Федерального закона от No 402-ФЗ 06.12.2011 «О бухгалтерском учете»). Соответственно, при проведении обязательного аудита аудиторы сопоставляют применяемую организацией СВК с предусмотренной Международным стандартом аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» моделью. И не секрет, что не всегда СВК организации соответствует всем требованиям.

Перед переходом на налоговый мониторинг организации необходимо привести свою СВК и регламентирующие ее документы в идеальное состояние. И в этом могут помочь аудиторские компании.

К примеру, СВК можно адаптировать к требованиям налогового мониторинга самостоятельно, учитывая замечания и рекомендации аудиторов, указанные в аудиторском заключении.

При выявлении недочетов и уязвимостей в СВК, способных оказать негативное влияние на функционирование организации, аудитором могут быть даны соответствующие рекомендации по их устранению, а также при необходимости разработаны недостающие составляющие и компоненты применяемой организацией СВК.

Что после представления документов?

После получения всех необходимых документов налоговый орган проводит проверку их соответствия рекомендованным требованиям (Письмо ФНС России от 28.06.2017 No ЕД-4-15/12378 «О направлении порядка оценки полноты сведений, указанных организацией в заявлении о проведении налогового мониторинга и документах(информации)»), следовательно, организации остается лишь дождаться ответаналоговой, и, если он положительный, то с 1 января следующего года начать жить по-новому.

Комплексный аудит — как альтернатива налоговому мониторингу

Как уже говорилось, одно из преимуществ налогового мониторинга — это минимизация ошибок в учете и отчетности и, как следствие, — низкий риск привлечения к налоговой ответственности. Но не все компании подходят по критериям под налоговый мониторинг, а некоторые компании просто не хотят быть «под лупой» ФНС или пока не готовы к подготовке соответствующих документов.

Есть ли альтернатива налоговому мониторингу, позволяющая добросовестным организациям чувствовать себя защищенными от налоговых претензий? — Да — это системный комплексный аудит.

В рамках проведения комплексного аудита, помимо предоставления аудиторского заключения, мы системно в течение года отслеживаем корректность налогового учета и формирование налоговой базы. Однако, помимо этого, — ищем законные финансовые резервы, позволяющие скорректировать налоговую нагрузку в сторону уменьшения. А главное, — даем расширенные гарантии и защиту от претензий налоговых органов, в том числе в судебном порядке в течение 3-х лет, следующих за проверенным нами периодом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *