С чего необходимо начать команде во время общей работы
5 моделей эффективного командного взаимодействия
Выбор моделей и подходов для повышения эффективности работы команды — это извечная головная боль менеджеров продуктов, тим лидов, собственников бизнеса, HR, ученых и психологов.
У любого подхода всегда найдутся сторонники и оппоненты. Некоторые из популярных моделей ориентированы на коммуникационную стратегию, некоторые больше связаны с корпоративной культурой и индивидуальными особенностями и талантами каждого члена команды. Какие же факторы помогают грамотно определить эффективность командной работы?
Любая эффективно работающая команда состоит из личностей, обладающих навыками, необходимыми для достижения индивидуальных и групповых целей.
Крайне важно, чтобы каждый специалист в эффективной команде умел транслировать свои знания и умения на всю группу. В успешной команде точно знают о грамотной коммуникации, активном слушании, важности обратной связи и своевременного реагирования на критические моменты.
Все члены эффективной команды несут ответственность за достижение целей и глобальной стратегии компании и мотивированы на то, чтобы преуспевать в бизнесе. Они доверяют друг другу и поддерживают друг друга.
Казалось бы, все строится на профессионализме и простым человеческом отношении друг к другу. Зачем же тогда нужны какие-то модели и техники для повышения эффективности?
Все они было разработаны, чтобы помочь выяснить быстро и верно, какие модели взаимоотношений, стратегии, инструменты следует применять в случае конкретной команды для конкретного бизнеса.
Возможно, некоторые научные подходы и авторские модели помогут быстрее “пролить свет” на застоявшиеся проблемы внутри команды и раскрыть ее потенциал.
Модель Такмена
Модель полезна всем участникам команд любых размеров из любой отрасли.
Брюс Такмен описал свою теорию в 1965 году. Автор выделил четыре стадии развития команды:
Формирование (Forming)
Этот организационный этап посвящен формированию команды; в это время намеренно избегаются конфликтные ситуации и каждый участник команды фокусируется на выполнении рутинных задач. В процессе формирования команды важно накапливать информацию и впечатления.
Члены команды знакомятся, встречаются, изучают возможности и требования, принимают общие цели и стратегию и приступают к их реализации.
Этот этап очень важен потому, что участники узнают друг друга, а для менеджера это отличный шанс понять кто и как предпочитает работать: самостоятельно или в группе, как справляется с нагрузкой и т.д.
Конфликтная стадия или столкновение интересов (Storming)
Сформировавшись в единую группу, ее участники выносят на обсуждение свои идеи.
Наиболее опытные члены команды обычно определяют, готова ли команда двигаться дальше. Некоторые фокусируются на мелочах, чтобы избегать более серьезных вопросов в дальнейшем. Этот этап необходим для роста команды.
Иногда он даже может оказаться весьма “болезненным”, поэтому важно уделить внимание терпеливому отношению к процессу и толерантности. Во время Storming лидеры команд должны помогать участникам “сглаживать” спорные ситуации и возможные конфликты и подавать пример профессиональным поведением.
Стадия нормирования ( Norming)
После обсуждения идей, команда приступает к согласованию общего плана. Не все идеи будут реализованы, поэтому некоторым придется отказаться от собственных инициатив, чтобы действовать командно.
Все участники сплоченной группы готовы работать для достижения общей цели. Все готовы идти на компромисс, любая враждебность исчезает.
Исполнительная стадия (Performing)
К этой стадии команда уже может полноценно функционировать и добиваться результатов, находить способы выполнять работу гладко и эффективно без неуместных конфронтаций.
Все члены группы мотивированы, компетентны и могут принимать решения самостоятельно. Миссия лидера — оценивать эффективность работы команды, предоставлять своевременную обратную связь и согласовывать личные устремления участников.
При определенных обстоятельствах, даже самые высокоэффективные команды могут временно вернуться к ранним стадиям развития.
В 1977 году Такман вместе с Мэри Энн Йенсен добавил в модель развития команды пятый этап — стадию расставания (adjourning).
Стадия символизирует достижение поставленных целей и задач и, как следствие, спад активности группы. Совместная деятельность команды прекращается.
Модель Катценбаха и Смита
Авторы этой модели Джон Катценбах и Дуглас Смит описали свой подход в 1993 году после изучения множества команд в разных компаниях и отраслях. Они определили команду как небольшую группу людей с разносторонними навыками, приверженную общим целям и единой стратегии поведения. Основы модели были объединены в книге «The Wisdom of Teams».
Авторы различают типы команд по своему развитию:
Модель эффективности команды T7
Модель Т7 была также описана в 90-х годах прошлого века. Ее авторы попытались понять и изучить, какие факторы влияют на эффективность команды. По их мнению, существует 7 таких факторов — пять внутренних и два внешних. Все они начинаются с буквы «Т»:
Для высокой производительности команды, в ней должны присутствовать все пять внутренних факторов.
Модель Ленсиони
Модель, предложенную Патриком Ленсиони, еще называют «5 Дисфункций команды». Одноименная книга увидела свет в 2005 году.
Изучая эту модель, вы узнаете об эффективности рабочей группы, основанной на том, что вызывает дисфункции, непонимание и конфликты внутри группы.
По утверждению автора, все команды имеют потенциал быть дисфункциональными. Модель включает 5 главных дисфункций любой команды: отсутствие доверия, боязнь конфликта, нехватка обязательств, избегание ответственности, невнимательность к результатам.
Модель Ленсиони визуализируется как пирамида: вы решаете каждую дисфункцию одну за другой снизу вверх.
Модель ЛаФасто и Ларсона
Первоначально модель носила название «Пять динамических характеристик сотрудничества и командной работы». Ее авторы, Фрэнк ЛаФасто и Карл Ларсон описали свои соображения в 2001 году, проанализировав результаты опроса, проведенных среди представителей 600 команд из различных отраслей и сфер.
Участники опроса отвечали на простой вопрос “Что такое эффективная команда?” В результате авторы придумали и описали модель, состоящую из пяти уровней или компонентов, каждый из которых повышает вероятность роста эффективности:
Все описанные модели помогут выявить слабые стороны вашей команды и направят ваши усилия на повышение эффективности работы.
А вы применяли подобные модели эффективности в своей команде? Может, существуют более интересные подходы?
Идеи и способы сплочения команды сотрудников в компании
Результат деятельности слаженной команды, направленный на решение одной глобальной задачи, превосходит даже самые мощные единичные усилия. Достичь этого можно только при правильной организации рабочей деятельности и внимательном отношении к атмосфере внутри компании. В статье расскажем, как сплотить коллектив, способы и идеи.
Что такое сплоченный коллектив
Сплоченный коллектив — это основа эффективной работы компании и одна из важнейших задач руководителя. Сплочение коллектива подразумевает единый подход к рабочему процессу. Для сотрудников формируют правильную мотивацию, систему поощрений, а также используют специальные методы управления персоналом.
Процесс сплочения коллектива направлен на отношения между сотрудниками, его цель — продуктивная организация рабочего времени в рамках совместной работы. Определяющим фактором здесь становится социальный и психологический настрой внутри группы, а также уровень взаимоуважения и доверия в отношениях подчиненных и руководителей.
Зачем нужна сплоченность в коллективе
Сплоченность коллектива влияет на результативность и эффективность деятельности компании. Коллектив, в котором преобладает взаимоуважение, доверие и готовность к сотрудничеству, необходим для:
Признаки сплоченного коллектива
Сплоченный коллектив отличается:
Преимущества дружной команды и последствия разногласий среди персонала
Сплочение коллектива положительно сказывается и для компании, и для сотрудников. В первом случае к преимуществам можно отнести:
Для персонала свои плюсы:
Разногласия внутри коллектива могут привести к следующим проблемам:
Как понять, что нужно сплочение команды
Руководству необходимо вмешаться и изменить систему взаимоотношений внутри компании, в которой есть:
Условия формирования сплоченной команды
Чтобы понять, как сплотить коллектив, важно отметить условия, при которых возможно формирование здоровых, уважительных отношений внутри команды:
Мотивация
Правильно мотивировать сотрудников на выполнение планов — задача руководителя, который следит за активностью и заинтересованностью коллектива в работе. Важно, чтобы каждый член команды понимал важность совместной деятельности и осознавал причастность к общему делу.
Именно уровень мотивации становится определяющим фактором при вовлечении работников, так как продуманная система обещает им поощрение за успешную работу. Часто поощрением становятся премии, бонусы, награды, которые получают лучшие специалисты. Определить уровень мотивации можно по показателям активности сотрудников.
Целенаправленность
Целенаправленность отражает общность интересов коллектива и его стремление к достижению нужных результатов. Для сплочения важно, насколько личные цели каждого работника соответствуют командным. Они могут логично дополнять их, например, когда за хорошую работу выплачивается премия всему отделу, и противоречить, если учитывается личный план продаж и коллеги становятся конкурентами.
Показатель целенаправленности фиксируют через интерес всех членов команды в достижении общих результатов. Каждый участник коллектива должен стремиться к выполнению собственной задачи, но не наперекор коллегам, а совместно с ними.
Структурированность
Структурированной можно назвать ту команду, где четко распределяются функции, обязанности и ответственность за их выполнение, каждый знает свою роль. При выполнении трудоемких процессов это помогает разбивать персонал на группы, в рамках которых решаются локальные задачи и достигается общая цель.
Целостность
Целостность отвечает за общность и совместимость подходов, помогает сотрудникам думать и работать как одна команда, каждая часть которой влияет на другую. Чтобы определить уровень целостности и сплоченности, оценивают успешность групповой деятельности, склонность сотрудников к индивидуальному поиску решений.
Организованность
При хорошей организованности у коллектива есть общая цель, он собран и четко видит поставленные задачи. Такой командой проще управлять, так как каждый сотрудник отличается пунктуальностью, ответственностью и исполнительностью. Под руководством лидера это гарантирует эффективную работу над разработанным планом.
Организованность позволяет руководителю не отвлекаться на решение мелких задач, так как каждый сотрудник может самостоятельно работать в своей зоне ответственности.
Согласованность
Согласованность нужна для быстрой и эффективной совместной работы. Она указывает на гармоничные действия коллектива, где сотрудники успешно делегируют части большой задачи, обмениваются актуальной информацией и оперативно взаимодействуют между собой. При этом наблюдается низкая степень конфликтности, благодаря действиям руководителя и своевременным решением противоречий и проблем.
Результативность
Этот показатель напоминает о важности того, чтобы все члены коллектива были заинтересованы в работе и действовали слаженно. По результативности оценивают успешность мероприятий, которые проводились для сплочения команды. В дружном коллективе каждый знает, что его работа напрямую влияет на общий результат, а поэтому выкладывается полностью. В итоге команда работает слаженно и добивается высоких показателей.
Как формируется сплоченная команда
Чтобы сплотить коллектив, пробуют разные методы. Всего команда проходит пять стадий формирования, после чего в ее работе налаживается взаимопонимание и появляется целостность.
Стадия притирки
Первые контакты и последующее формирование отношений всегда начинаются со стадии притирки. Она происходит, когда члены коллектива ранее не работали вместе и не знают, кто на что способен. В этих случаях сотрудники демонстрируют темперамент, мировоззрение, отстаивают личные границы. На этой стадии руководитель может пригласить психолога, чтобы правильно выстроить отношения в команде.
Конфликтная стадия
Конфликты — неотъемлемая часть в работе любой команды. На этой стадии формируются небольшие группы, обозначаются неформальные лидеры и отстающие. Чтобы правильно преодолеть этот этап, команде нужно внимание руководителя, способного своевременно решить назревающий конфликт. Особенно необходимо вмешательство при жесткой конфронтации или психологическом давлении.
Экспериментальная стадия
В этот момент конфликты улажены, а участники коллектива стремятся к правильной организации рабочего времени, личностному и профессиональному развитию. Еще происходят некоторые сбои, ошибки, неправильно распределяется нагрузка. Однако команда постепенно выравнивает рабочие показатели и улучшает свои результаты.
Творческая стадия
При развитии рабочих взаимоотношений появляются лидеры, готовые брать ответственность за результат коллективной работы и объединять группу в трудные моменты. Руководитель может поручать им особенно важные задачи и передавать некоторые полномочия. На этой стадии коллектив не просто следует стандартизированному рабочему алгоритму, но и ищет собственный творческий подход к делу.
Стадия зрелости
На этой стадии сотрудники уже сработались. Они хорошо распределяют обязанности, понимают свою зону ответственности, все вопросы решают спокойно и дисциплинированно. Сложившийся коллектив уже может самостоятельно выполнять сложные задачи и достигать хороших результатов за счет общей сплоченности.
Какие мероприятия сплачивают коллектив
Улучшить атмосферу в коллективе можно с помощью мероприятий, нацеленных на создание и поддержку благоприятной и дружной обстановки. На подобных встречах сотрудники чувствуют себя более свободными, устанавливают тесные межличностные отношения, между ними повышается доверие.
Традиции
Каждой команде нужны традиции для коллективного взаимодействия, например, утренний кофе, просмотр забавных роликов, совместные выходные с походами в бассейн, боулинг, фитнес. При этом стоит привязать традиции и к корпоративной культуре, например, ежегодно праздновать день рождения компании. Это создаст атмосферу уюта и непринужденности в коллективе.
Собрания
Для сплочения коллектива нужна доверительная обстановка, в которой каждый член команды может открыто выражать мысли. Собрания проводят не для выполнения плана по проведенным планеркам, а для реального обсуждения насущных вопросов, связанных с работой отдела. Все сотрудники должны иметь возможность высказаться, оценить промежуточные итоги и предложить изменения в соответствии с ситуацией в компании.
Мозговые штурмы
Это коллективная работа для решения поставленной задачи. Команда подготавливает идеи, самые удачные из которых позже используют в маркетинговой стратегии. Мозговой штурм раскрывает интеллектуальный и творческий потенциал сотрудников, поэтому такой метод приносит плюсы и компании, и ее работникам.
Тимбилдинг
Это мероприятия, способные сплотить коллектив, сформировать командный дух и повысить эффективность работы. Тимбилдинг может быть:
Это корпоративный журнал или газета. Цель создания — рассказать о личной и профессиональной жизни участников команды. Издание освещает достижения, победы, цели команды, поздравляет с важными датами, содержит предложения и пожелания. Корпоративное СМИ могут выпускать все отделы по очереди.
Отдых
Еще один способ сплотить коллектив и организовать неформальную обстановку — совместный отдых. Желательно устроить активное времяпрепровождение, чтобы члены коллектива не скучали. Это могут быть походы, выезды на природу, экскурсии — все, что разбавит рутинные дела и добавит сплоченности в команду. Смена обстановки благоприятно сказывается на настроении коллектива, помогает снять напряжение.
Игры — один из наиболее интересных способов проведения досуга в коллективе. Этот формат можно реализовать в офисе или вне его, совмещая такой подход с отдыхом или тимбилдингом. Игры помогают сменить привычные роли, почувствовать творческий азарт, посмотреть на коллег с другой стороны. После хорошей игры остаются приятные воспоминания, которые сплачивают коллектив.
Рекомендации для руководителя
Лидер объединяет коллектив под своим руководством, для чего может использовать следующие методы:
Компания работает эффективнее и стабильнее всего, когда у сотрудников развит командный дух, каждый из них выполняет свою роль и достигает долгосрочных целей.
Определение ролей
Тщательный процесс отбора членов команды дает большие долгосрочные преимущества, даже если придётся потратить больше времени на набор персонала, чем хотелось бы.
Наём персонала только для численности может нанести вред команде. Компании, которые делают так, становятся временным трамплином из-за того, что потенциальные сотрудники меньше интересуются обучением и развитием в них. Это будет стоить вам дороже в долгосрочной перспективе.
Вложение времени и денег в людей, которые по-настоящему раскрываются в той роли, в которой нуждается компания, принесёт огромные плоды.
Привнесение ценности
Отношение к каждому сотруднику как к неотъемлемой части команды чрезвычайно важно. Каждый член команды должен чувствовать, что его работа важна, даже не спрашивая себя: «Почему я здесь?».
Не секрет, что целеустремленность подстёгивает производительность каждого сотрудника. Когда люди чувствуют, что их роль недооценена или, возможно, не нужна, это можно легко увидеть: работа становится механической, они от неё полностью отрываются, как только день заканчивается.
Коммуникации
Лучший способ продемонстрировать ценность команды и взаимодействия её участников — это коммуникации.
Трудно чувствовать, что вы являетесь частью команды, когда у всех есть информация, которой с вами ещё не поделились, или когда члены команды не рассказывают друг другу, над чем работают. Соблюдайте прозрачность между всеми членами команды, даже если информация не относится непосредственно к каждому из них.
Такие приложения, как Slack, облегчают задачу. Общие каналы помогают команде обмениваться информацией и создавать более продуктивный рабочий процесс.
Проведение еженедельных встреч и разговоров, выходящих за рамки распорядка, могут привести к появлению новых идей или помочь кому-то разобраться в новой области.
В вопросе коммуникаций у каждого члена команды должно быть право голоса. Позволив всей команде давать ценные отзывы, вы поможете им оставаться вовлеченными и сплотите их.
Когда каждый член команды тратит время на то, чтобы оценить решение и сформировать мнение, он становится частью общего дела и хочет знать, что его мысли учитываются в процессе. Это позволяет людям почувствовать причастность к успеху, что приводит к повышению производительности.
Установите цели
Постановка краткосрочных и долгосрочных целей команде также становится основой каждой задачи, которую они ставят перед собой каждый день.
Если вы с энтузиазмом относитесь к результату и мотивируете друг друга, это помогает команде убедиться в том, что все работают с пониманием общей картины. Люди знают, почему каждая задача, которую они выполняют, необходима для достижения долгосрочной цели.
Важно отметить, что цели должны быть реалистичными, чтобы вы и ваша команда не чувствовали, будто работаете без перспектив. Наличие вех и сроков может дать членам команды возможность помогать друг другу и объединяться для достижения успеха.
Отмечайте успехи и неудачи
Это также объединяет команду и позволяет всем увидеть, что, когда коллектив работает слаженно, то может добиваться превосходных результатов.
Если кто-то проделал отличную работу, отметьте это перед остальной частью команды, чтобы усилия были замечены и оценены. Это также помогает каждому человеку чувствовать себя заметным — то, что он делает, оказывает влияние.
Напротив, если команда терпит неудачу, соберитесь, чтобы перегруппироваться и превратить фиаско во что-то положительное. Не превращайте дискуссию в сплошное обвинение. Это никогда никому не помогает.
Вместо этого возложите на всю команду равную ответственность за то, чтобы собраться и определить следующие шаги.
Узнайте друг друга
Вы, конечно, не обязаны становиться лучшими друзьями с членами вашей команды. Но проведение ежемесячного сбора или участие в каком-либо внешнем мероприятии может дать членам команды возможность ценить друг друга не только за работу, которую они делают. Знакомство с людьми, с которыми вы работаете, помогает понять их стиль и то, как вести с ними конструктивные дискуссии, решать проблемы.
Как сплотить удаленных сотрудников
Несмотря на удаленную работу, сотрудников можно вовлечь в коллективное взаимодействие:
Заключение
Именно сплочение коллектива помогает достичь высоких результатов, работать ради одной общей цели. В сплоченном коллективе каждый чувствует свою ценность и важность, в то время как в разобщенной команде все решают собственные проблемы. Это влияет на прибыль организации, а потому такая ситуация требует вмешательства лидера и реорганизации команды.
Работа в команде: 6 способов настроить сотрудников на результат
Каждый руководитель хотя бы раз сталкивался со снижением инициативности коллектива, а то и вовсе полным безучастием персонала. Что с этим делать? Ведь от поведения людей в компании напрямую зависит не только успех одного проекта, но и дальнейшее развитие бизнеса.
Несколько полезных и проверенных на практике советов о том, как создать эффективную команду и мотивировать работать каждого специалиста на вас.
1. Поставьте задачу, а потом создавайте команду
Команды не возникают сами по себе. Нас с детства учат быть индивидуальными игроками, лучшими в классе или на работе. А потому команда возможна лишь тогда, когда от вас поступит задача трудиться сообща. Когда же задача решена, то и команда больше не нужна.
Таким образом, процесс создания команд должен быть оперативным и технологичным. Люди повышают свою результативность, когда понимают, что ограничены во времени.
2. Ориентируйтесь на профессиональные навыки, а не на характеры
Создавая рабочую группу под проект, подбирайте сотрудников исключительно по профессиональным навыкам, а не личностным качествам. Доверие, контакт и гибкое перераспределение ролей возникнет само по мере их общения между собой.
Исключение составляют команды, создаваемые на длительный срок. Творческие экстраверты, генерирующие каждый час по новой идее, так же быстро загораются, как и перегорают. Костяк же должен состоять из толерантных, уживчивых, терпеливых и неконфликтных сотрудников.
3. Установите четкие правила с первого дня
Команда без четкого свода правил подходит для похода в кино или корпоративного выезда на природу, но никак не для решения бизнес-задач. А потому с первого дня:
Однако не переусердствуйте. Если поначалу правила играют на вас, то потом лишь тормозят работу коллектива. Вовремя «отпустите» сотрудников, позволив им уже самим искать способы работать лучше.
4. Реагируйте на вопросы
Создайте у сотрудников ощущение крайней необходимости их работы и веру в правильность выбранного направления. Все должны быть убеждены в том, что перед командой действительно стоят серьезные и срочные задачи. При этом члены команды должны ясно понимать, чего от них ждут.
Важна и обратная связь. Доказано, что сотрудники, регулярно получающие отклик о своей деятельности, работают эффективнее и допускают меньше ошибок.
5. Позвольте почувствовать вкус победы
Начните с амбициозных, но достижимых за короткое время задач. Пусть команда почувствует свою эффективность и увидит возможности.
Снабжайте команду свежей информацией и необходимыми ресурсами. Но только теми ресурсами, которые группа не в состоянии добыть сама.
6. «Не кормите крокодилов»
Ни один руководитель не застрахован от конфликтов. И важно разрешать подобные ситуации на перспективу.
Помните, что большинство недоразумений, происходящих в коллективе, можно поделить на три типа:
Ссоры между сотрудниками, как и объединения против кого-то, — самые частые явления, требующие безотлагательного вмешательства.
Не решайте за сотрудников и уж тем более не занимайте чью-либо позицию. Предложите противодействующим сторонам самим найти варианты разрешения конфликта или спросите, сколько времени им нужно на обдумывание вариантов. Дождитесь ответа в установленный срок и действуйте.
Между тем нет ни одной компании, где бы сотрудники не противостояли нововведениям. И это как раз та ситуация, когда реагировать на «бастующих» нельзя. Помните, самое верное правило для борьбы с сопротивлением — это формула «80:20». Больше внимания (80 %) вы должны уделить тем сотрудникам, которые вас поддерживают, а оставшееся (20 %) – тем, кто сопротивляется. Иначе говоря, «не кормите крокодилов».
7. Хороший руководитель — опытный модератор
И вот вы достигли желаемого: кризисы в становлении команд пройдены, а корпоративная культура процветает. Ваша задача как руководителя — развиваться вместе с командой.
Вы переходите на стиль модерации, то есть начинаете руководить с помощью вопросов. Поверьте, этот стиль руководства очень результативен, когда вам нужно, чтобы сотрудники принимали решения самостоятельно, когда вы хотите, чтобы они проявляли креативность и активность.
Стимулируйте команду не просто советовать, как следует делать, а задавать дополнительные вопросы, чтобы находить лучшие решения.
Галина Сартан, бизнес-тренер, автор книги «Круг влияния»
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.