С чего начинаются раскопки

Как проводят археологические раскопки

Археологическое наследие составляет основную летопись человеческой деятельности в прошлом. Поэтому его защита и надлежащее управление необходимы для того, чтобы археологи и другие ученые могли изучать и интерпретировать его от имени и на благо нынешнего и будущих поколений. Вот почему так важно, когда в случае строительных или других работ на участке, должна быть оформлена справка археологического наследия, указывающая на отсутствие на месте проводимых работ памятников истории, культурного наследия и других объектов, представляющих археологическую ценность.

Что включает в себя археологическое наследие

Археологическое наследие является национальным достоянием, поскольку оно свидетельствует о ценности цивилизации или культуры той или иной страны, несет соответствующую культурную ценность и отражает ценности памяти, древности, подлинности, оригинальности, редкости, уникальности или образцовости. Государство должно обеспечить его архивирование, сохранение, управление, совершенствование и распространение.

Археологическое наследие также включает:

Методы археологических раскопок

С чего начинаются раскопки

Процедура, с помощью которой археологи определяют, извлекают и регистрируют культурные и биологические останки, найденные в земле, называется археологические раскопки. Прошлые действия оставляют следы в виде фундаментов домов, могил, артефактов, костей, семян и многих других следов, свидетельствующих о человеческом опыте.

Эти пласты выживают по-разному, в зависимости от типа местности и геологии:

Выживание и видимость также зависят от того, насколько остатки прошлого уже разложились или были потревожены более поздними видами деятельности, такими как культивирование или строительство. Эти процессы формирования придают участку его современный характер, и оказывают сильное влияние на используемый метод раскопок.

Раскопки обычно требуют удаления и постоянного рассеивания пластов, поэтому они никогда не могут быть повторно исследованы. Таким образом, на метод также влияет необходимость сохранения культурных слоев в той мере, в какой это возможно.

Процесс археологических исследований

В археологии обычно считается лучшей практикой не проводить раскопки, если для этого нет веских причин. Как часть этого мышления, наиболее идеально, если свидетельства из прошлого могут быть оставлены нетронутыми для будущих поколений археологов, которые будут иметь лучшие методы, чем сейчас.

Но такой вариант не всегда возможен или даже желателен. Иногда памятники находятся на пути современных потребностей, и археологические исследования могут восстановить по крайней мере часть информации об исчезающем объекте до того, как он будет уничтожен. В других случаях вопросы о прошлом могут быть решены только с помощью новых археологических свидетельств, и поэтому исследователи выбирают раскопки, чтобы углубить историческое понимание.

Источник

С чего начинаются раскопки

Кто не мечтал в детстве найти старинный клад? Кто не хотел поехать в экспедицию и совершить открытие, извлечь наружу зарытые в землю тайны? А ведь есть счастливчики, которые осуществили эти мечты. Имя им археологи — учёные, которые ведут раскопки и исследуют древние памятники.

Эта статья была опубликована в журнале OYLA №3(31). Оформить подписку на печатную и онлайн-версию можно здесь.

С чего начинаются раскопки

Археологические раскопки скифских захоронений на реке Ак-Алаха (Россия)

Прежде чем приступить к раскопкам нового памятника, необходимо провести тщательную разведку — сначала в архивах, чтобы понять примерное расположение того или иного городища или захоронения. Сделать это не всегда просто. Так, одной из загадок современности, к примеру, считается античный некрополь Кыз-Аул на южной оконечности Керченского полуострова. Некрополь копают с середины прошлого века, а городское поселение, к которому он относился, до сих пор не обнаружили. Поэтому учёные действуют практически наобум.

После того как следы памятника найдены, нужно исследовать местность. Это делается при помощи обмеров, аэрофотосъёмки, на основании которой составляется подробная топографическая карта, и пробных раскопок небольших участков.

С чего начинаются раскопки

В древности животных хоронили вместе с хозяином — верили, что они пригодятся ему в загробной жизни

Раскопать исторический памятник и описать его недостаточно. Нужно ещё объяснить, как он сформировался, поэтому раскопки проводят послойно. Задача исследователя — объяснить происхождение каждого слоя и всех найденных в нём объектов. Существует два основных метода раскопок – по фиксируемым глазом и произвольным слоям (впрочем, они могут сочетаться). В первом случае последовательно снимаются отличимые на глаз слои (например, кости животных). Второй используется, когда границы слоёв трудно отделить друг от друга. Тогда почва снимается стандартными пластами от 5 до 20 см.

Затем участок — будущий раскоп — разбивают на квадраты, размер которых зависит от возраста памятника: чем древнее, тем меньше квадрат. Самый большой квадрат, примерно 10×10 метров, разбивается для поздних памятников (например, Средневековья). Для Античности обычно 5 × 5 или 2 × 2, для бронзового века 1 × 1. В случае палеолитического памятника размер квадрата может быть уменьшен до нескольких дециметров. Чем древнее находки, тем хуже они сохраняются, поэтому доставать их из земли нужно с особой осторожностью.

Волонтёры-археологи работают с раннего утра, чтобы застать наиболее прохладные часы. В обеденное время они отдыхают, а после вновь принимаются за работу. Вечером им читают интересные лекции, а в выходные часто бывают экскурсии, ведь раскопки, как правило, проходят в исторически значимых местах, где есть что показать и о чём рассказать.

Первым делом снимают верхний слой — это называется копка на штык (на один штык лопаты). Но чем ниже спускается археолог, тем меньше земли он должен захватывать за раз — чтобы ничего не пропустить и не повредить. В случае, например, античного городища раскопки на глубине ведутся примерно на половину штыка, а памятники времён палеолита иногда и вовсе не выкапывают, а осторожно ковыряют ножами, убирая землю кисточками.

С чего начинаются раскопки

Второй этап — горизонтальная зачистка. Для этого тоже нужна лопата, только теперь её не втыкают в землю перпендикулярно, а держат почти горизонтально и снимают тонкий-претонкий слой. Работать нужно быстро, но предельно аккуратно. Одновременно археологи смотрят на состав почвы — цвет и консистенцию. Ведь она может быть очень разной. Так, светлые полосы земли нередко означают, что когда-то здесь рыл нору крот. Чередующиеся породы указывают на древние геологические процессы. Большие участки рыхлой земли могут свидетельствовать о наличии древнего захоронения (учёные называют это «могильным пятном»). Значит, здесь и нужно копать. Но прежде — сфотографировать место раскопа (съёмку вообще полезно проводить после каждого этапа). Благодаря этим фото исследователи смогут уточнить детали, связанные с памятником.

С чего начинаются раскопки

Искусственная деформация черепа была характерна для поздних сармат, которые жили в Боспорском царстве вместе с греческим населением

Следующий этап — вертикальная зачистка. Сначала архео­логи подметают землю. Да-да, в буквальном смысле — чтобы увидеть точную картину того, что они собираются раскапывать. Это делается при помощи обычной метлы или швабры. Затем, вооружившись ножом (особенно популярны короткие косые ножи, которыми пользуются сапожники), учёные понемногу снимают почву, а добравшись до находок, берутся за кисточки — малярные и даже более тонкие, для рисования: осторожность превыше всего.

Сильно подкапывать под памятник нельзя, как и извлекать находки из земли раньше времени (то есть до того, как всё зарисовано и сфотографировано). Ведь от этого артефакты могут рассыпаться, к тому же их часто достают вместе с землёй, дабы не нарушить целостность и изучить состав почвы: это необходимо, например, при исследовании содержимого ёмкостей. В тех же захоронениях можно обнаружить глиняные сосуды с остатками ритуальной пищи, которую клали в могилу к умершему.

С чего начинаются раскопки

Работа в земле на этом закончена. Следующий этап — фотографирование и зарисовка карандашом на миллиметровой бумаге. А как иначе вы узнаете точные размеры частей памятника и как именно они лежали друг относительно друга?

Ещё один важный пункт — нивелирование, то есть измерение частей находки и определение глубины её залегания. Это делается при помощи специального геодезического инструмента, напоминающего фотоаппарат на треножнике, — нивелира. Он определяет разность высот между несколькими точками земной поверхности.

В конце полевого сезона раскоп засыпают землёй, чтобы находки не испортились или попросту не были украдены. В начале нового сезона их опять придётся раскапывать — археологи называют это «двигать отвал».

И вот, наконец, последний этап — сбор находок. Очень аккуратно, иногда при помощи пинцета, выкопанные фрагменты упаковывают в заранее подписанные закрывающиеся пакеты. Теперь добычу археологов будут изучать в лабораториях.

Источник

Процесс археологических раскопок

Процесс археологических раскопок

Археологические раскопки являются чрезвычайно точным и обычно медленно продвигающимся процессом, нечто большим, чем простое копание. Истинный механизм археологических раскопок лучше всего познавать в поле. Есть свое искусство в мастерском владении лопаткой, кистью и другими приспособлениями при очистке археологических слоев. Очистка слоев, открытых в траншее, требует наметанного взгляда на изменение цвет и текстуры почв, особенно при раскопке ям столбов и других объектов; несколько часов практической работы стоят тысячи слов инструкций.

Цель раскопщика — объяснить происхождение каждого слоя и объекта, обнаруженного на памятнике, будь он естественного происхождения или создан человеком. Недостаточно просто раскопать и описать памятник, нужно объяснить, как он сформировался. Это достигается путем снятия и фиксирования налагающихся слоев памятника один за другим.

Основной подход при раскопках любого памятника заключает в себе один из двух главных методов, хотя они оба использоваться на одном и том же памятнике.

Раскопки по фиксируемым глазом слоям. Этот метод заключается в раздельном снятии каждого фиксируемого глазом слоя (рис. 9.10). Этот медленный метод обычно используется на памятниках-пещерах, которые часто имеют сложную стратиграфию, а также на открытых памятниках, таких как места забоя бизонов на североамериканских равнинах. Там достаточно легко выделить слои костей и другие уровни еще на этапе предварительные: тестовых стратиграфических шурфов.

С чего начинаются раскопки

Рис. 9.10. Общий вид главного разреза в Куэлло, стратифицированном памятнике майя в Белизе. Бирками маркированы идентифицированные слои

Раскопки по произвольным слоям. В данном случае почва снимается стандартными по размеру слоями, величина их зависит от природы памятника, обычно от 5 до 20 сантиметров. Такой подход используется в таких случаях, когда стратиграфия слабо различима или при перемещении слоев заселения. Каждый слой тщательно просеивается в поисках артефактов, костей животных, семян и других мелких объектов.

Конечно, в идеале хотелось бы каждый памятник раскапывать в соответствии с его естественными стратиграфическими слоями, но во многих случаях, как, например, при раскопках прибрежных калифорнийских раковинных куч и некоторых больших жилых холмов, просто невозможно разглядеть естественные слои, если они вообще когда-то существовали. Часто слои слишком тонкие или чересчур запеплены для того, чтобы образовать дискретные слои, особенно когда они перемешаны ветром или утрамбованы более поздними поселениями или скотом. Я (Фаган), раскапывал ряд африканских земледельческих поселений на глубине до 3,6 метра, которые логично было раскапывать по выборочным слоям, так как немногие фиксируемые глазом слои заселения были отмечены концентрацией фрагментов стен обрушившихся домов. В большинстве слоев были найдены обломки горшков, изредка другие артефакты и много фрагментов костей животных.

Любые археологические раскопки начинаются с тщательного изучения поверхности и составления точной топографической карты памятника. Затем на памятник накладывается сетка. Изыскания на поверхности и коллекция артефактов, собранных в это время, помогают разработать рабочие гипотезы, являющиеся основой для принятия археологами решения, где копать.

Первое решение, которое следует принять, это предпринимать сплошные раскопки пли выборочные. Оно зависит от размеров памятника, неизбежности его разрушения, от тех гипотез, которые будут проверяться, а также от имеющихся денег и времени. Большинство раскопок являются выборочными. В таком случае встает вопрос об участках, которые следует раскапывать. Выбор может быть простым и очевидным, а может основываться на сложных предпосылках. Совершенно очевидно, что выборочные раскопки для определения возраста одного из сооружений Стоунхенджа (см. рис. 2.2) проводились у его подножия. Но участки раскопок раковинной кучи, не имеющей поверхностных признаков памятника (features), будут определяться методом выбора случайных квадратов сетки, на которых будут искать артефакты.

Во многих случаях выбор раскопок может быть очевидным и неочевидным. При раскопках ритуального центра майя в Тикале (см. рис. 15.2) археологи хотели узнать как можно больше о сотнях курганов, расположенных вокруг основных ритуальных мест (Коэ — Сое, 2002). Эти курганы тянулись на протяжении 10 километров от центра памятника в Тикале и были идентифицированы вдоль четырех тщательно изученных выступающих из земли полос. Очевидно, что провести раскопки каждого кургана и идентифицированного строения было невозможно, поэтому была составлена программа копки тестовых траншей для сбора случайных керамических образцов, приемлемых для датирования, для определения хронологического промежутка памятника. Посредством правильно составленной стратегии выборки исследователям удалось выбрать около сотни курганов для раскопок и получить те данные, которые они искали.

Выбор места, где копать, может определяться соображениями логики (например, доступ к траншее может быть проблемой в маленьких пещерах), имеющимися фондами и временем или, к сожалению, неизбежностью разрушения части памятника, находящегося близко от места промышленной активности или строительства. В идеале раскопки лучше проводить там, где результаты будут максимальными и шансы получения данных, необходимых для проверки рабочих гипотез, наилучшими.

Стратиграфия и разрезы

Мы уже кратко касались вопроса археологической стратиграфии в главе 7, где было сказано, что основой всех раскопок является должным образом зафиксированный и интерпретированный стратиграфический профиль (Уиллер — R. Wheeler, 1954). Поперечное сечение памятника дает картину аккумулированных почв и слоев обитания, которые представляют древнюю и современную историю местности. Очевидно, что человеку, фиксирующему стратиграфию, нужно как можно больше знать об истории естественный процессов, которым подвергся памятник, и о формировании самого памятника (Штайн — Stein, 1987, 1992). Почвы, покрывающие археологические находки, подверглисы трансформациям, которые радикально воздействовали на то, как сохранялисы артефакты и как они перемещалисы в почве. Роющие животные, последующая деятельность человека, эрозии, пасущийся скот — все это значительно меняет налагающиеся слои (Шиффер, 1987).

Археологическая стратиграфия обычно намного более сложна, чем геологические наслоения, так как наблюдаемое явление носит более локальный характер, а интенсивность деятельности человека очень велика и часто включает в себя постоянное повторное использование одной и той же местности (Вилла и Куртин — Villa and Courtin, 1983). Последовательная деятельность может радикально изменить контекст артефактов, строений и других находок. Памятник-поселение может быть выровнен и затем вновь заселен другим сообществом, которое будет вырывать фундаменты своих строений более глубоко, а иногда повторно использовать строительные материалы предыдущих обитателей. Ямы от столбов и ямы-хранилища, а также захоронения погружаются глубоко в более древние слои. Их присутствие можно обнаружить лишь по изменениям в цвете почв или по содержащимся артефактам.

Вот некоторые из факторов, которые следует принимать во внимание при интерпретации стратиграфии (Хэррис и другие — E. C. Harris and others, 1993).

• Деятельность человека в прошлом, когда памятник был заселен, и ее последствия, если таковые имеются, для более ранних этапов заселения.

• Деятельность человека — вспашка и промышленная активность, последовавшая за последним оставлением памятника (Вуд и Джонсон — Wood and Johnson, 1978).

• Естественные процессы отложений и эрозии во времена доисторического заселения. Памятники-пещеры часто оставлялись обитателями, когда стены разрушались морозами и куски скал осыпались внутрь (Корти и другие — Courty and others, 1993).

• Естественные явления, изменявшие стратиграфию памятника после того, как он был оставлен (наводнения, укоренение деревьев, рытье животных).

Интерпретация археологической стратиграфии включает в себя реконструкцию истории напластований на памятнике и последующий анализ значения наблюдаемый естественных и поселенческих слоев. Такой анализ означает разделение типов деятельности человека; разделение наслоений, которые получились в результате накопления мусора, остатков строительства и последствий, траншей-хранилищ и других объектов; разделение естественных последствий и вызванный человеком.

Филипп Баркер, английский археолог и специалист-раскопщик, является сторонником комбинированных горизонтальных и вертикальных раскопок для фиксирования археологической стратиграфии (рис. 9.11). Он указывал, что вертикальный профиль (разрез) дает стратиграфический вид только в вертикальной плоскости (1995). Многие важные объекты появляются в сечении в виде тонкой линии и поддаются расшифровке только в горизонтальной плоскости. Главная задача стратиграфического профиля (разреза) состоит в фиксации информации для потомков, с тем чтобы последующие исследователи имели точное впечатление о том, как он (профиль) формировался. Так как стратиграфия демонстрирует взаимоотношения между памятниками и строениями, артефактами, естественными слоями, то Баркер предпочитал кумулятивное фиксирование стратиграфии, которое позволяет археологу одновременно фиксировать слои в разрезе и в плане. Такое фиксирование требует особенно искусных раскопок. Различные модификации такого метода используются как в Европе, так и в Северной Америке.

С чего начинаются раскопки

Рис. 9.11. Трехмерный стратиграфический профиль (разрез) памятника Дэвилс Маус в Техасе, водохранилище Эрмистэд (Armistad Reservoir). Сложные наслоения коррелируются от одного раскопа к другому

Вся археологическая стратиграфия является трехмерной, можно сказать, что она включает в себя результаты наблюдений как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости (рис. 9.12). Конечной целью археологических раскопок является фиксирование трехмерных взаимоотношений на памятнике, так как эти взаимоотношения обеспечивают определение точного местоположения.

С чего начинаются раскопки

Рис. 9.12. Трехмерная фиксация традиционным образом (вверху). С использованием измерительного квадрата (measuring square) (внизу). Приближенный вид на квадрат сверху. Горизонтальные измерения проводятся по краю (траншеи), перпендикулярно линии сетевых столбов; вертикальный замер проводится с помощью вертикального отвеса. Сейчас для трехмерной фиксации обычно используются электронные приборы

Учет данных в археологии делится на три обширные категории: письменные материалы, фотографии и цифровые изображения, натурные чертежи. Компьютерные файлы являются важной частью ведения учета.

Письменные материалы. Во время раскопок у археолога накапливаются рабочие блокноты, включая дневники памятника и ежедневники. Дневник памятника — это тот документ, в котором археолог фиксирует все события на памятнике — объем проделанной работы, ежедневные графики работ, количество работников в группах раскопщиков и любые другие трудовые вопросы. Фиксируются также все размеры и другие сведения. Под дневником памятника подразумевается полный отчет о всех событиях и действиях на раскопках. Это нечто большее, чем просто инструмент для оказания помощи памяти археолога, которая может подвести, это документ о раскопках для последующих поколений исследователей, которые могут вернуться на этот памятник для пополнения коллекции первоначальных находок. Поэтому отчеты о памятнике нужно вести в цифровом виде, а если письменно — то на бумаге, которая может долго храниться в архивах. Между наблюдениями и интерпретациями делается четкое различие. Любые интерпретации или соображения по ним, даже те, которые после рассмотрения отбрасываются, тщательно фиксируются в дневнике, будь он обычный или цифровой. Тщательно фиксируются важные находки и стратиграфические детали, так же как и явно незначительная информация, которая впоследствии, в лаборатории, может оказаться жизненно важной.

Планы памятников. Планы памятников начинаются от простык контурных, составленный для курганов или мусорный свалок, и кончаются комплексными планами целого города или сложной последовательности строений (Баркер — Barker, 1995). Точные планы очень важны, так как на них фиксируются не только объекты памятника, но и система измерительной сетки до раскопок, которая нужна для установки общей схемы траншей. Компьютерные программы для составления карт, находясы в руках специалистов, значительно облегчили производство точных карт. Так, например, с помощью программы AutoCad Дуглас Гэнн (1994) составил трехмерную карту пуэбло Хомолыови у города Уинслоу, штат Аризона, которое представляет собой более яркую реконструкцию 150-комнатного поселения, чем его двухмерная карта. Компьютерная анимация позволяет любому человеку, незнакомому с памятником, живо представить себе, каким он был в реальности.

Стратиграфические чертежи могут быть выполнены в вертикальной плоскости или же могут быть начертаны аксонометрически с использованием осей. Любой вид стратиграфического чертежа (отчета) весыма сложен, и для его выполнения требуются не только чертежные навыки, но и значительные интерпретационные способности. Сложность фиксации зависит от сложности памятника и от его стратиграфических условий. Часто различные слои обитания или какие-либо геологические явления четко обозначены на стратиграфических разрезах. На иных памятниках слои могут быть намного более сложными и менее выраженными, особенно в условиях сухого климата, когда засушливосты почвы делает цвета блеклыми. Некоторые археологи использовали масштабированные фотографии или изыскательские инструменты для фиксации разрезов, причем последние совершенно необходимы при больших разрезах, таких как разрезы через городские валы.

Трехмерная фиксация. Трехмерная фиксация — это фиксация артефактов и строений во времени и пространстве. Местоположение археологических находок фиксируется относительно сетки памятника. Трехмерная фиксация проводится с помощью электронный устройств или рулетками с отвесом. Она является особенно важной на таких памятниках, где артефакты фиксируются в своем первоначальном положении, или там, где отбираются отдельные периоды в строительстве здания.

Новые технологии позволяют добиватыся большей точности при трехмерной фиксации. Использование теодолитов с лазерными лучами позволяет резко сократиты время фиксации. Многие раскопщики используют устройства и программное обеспечение, позволяющие мгновенно преобразовываты их цифровые фиксации в контурные планы или трехмерные репрезентации. Они могут почти мгновенно вывести на монитор распределения отдельно нанесенных на график артефактов. Такие данные могут использоваться даже при планировании раскопок на следующий дены.

ТУННЕЛИ В КОПАНЕ, ГОНДУРАС

Рытье туннелей редко случается в практике археологических раскопок. Исключением являются такие сооружения, как пирамиды майя, где их историю можно расшифровать лишь с помощью туннелей, так как иначе проникнуть внутрь невозможно. Чрезвычайно дорогой и медленный процесс создания туннелей создает также трудности в интерпретации стратиграфических слоев, которые имеются на каждой стороне траншеи.

Самый протяженный современный туннель использовался для изучения серии последовательных храмов майя, составляющих великий Акрополь в Копане (рис. 9.13) (Фэш — Fash, 1991). В этом месте раскопщики создали туннель в эродированном склоне пирамиды, подточенной протекающей рядом реки Рио Копан. В своей работе они руководствовались расшифрованными символами (глифами) майя, в соответствии с которыми данный политический и религиозный центр относится к периоду от 420 до 820 года н. э. Археологи следовали по древним площадям и другим объектам, погребенным под спрессованным слоем земли и камня. Для создания трехмерных презентаций меняющихся строительных планов они пользовались компьютерными изыскательскими станциями.

У правителей майя имелась страсть увековечивать свои архитектурные достижения и ритуалы, их сопровождавшие, детально продуманными символами. У создателей туннеля имелся ценный ориентир в надписи на ритуальным алтаре под названием «Алтарь Кью», который давал текстовое указание на правящую династию в Копане, обеспечиваемую 16 правителем Якс Пэком. Символы на «Алтаре Кью» говорят о прибытии основателя Киник Як Кьюк Мо в 426 году н. э. и изображают последующих правителей, которые украшали и способствовали росту великого города.

К счастью для археологов, Акрополь является компактным царским районом, что сделало расшифровку последовательности зданий и правителей относительно легкой. В итоге этого проекта были соотнесены отдельные строения с 16 правителями Копана. Самое раннее строение относится к временам правления второго правителя Копана. Вообще же здания делятся на отдельные политические, ритуальные и жилые комплексы. К 540-му году н. э. эти комплексы были объединены в единый Акрополь. Лишь на распутывание сложной истории всех разрушенных зданий потребовались годы туннельных работ и стратиграфического анализа. Сегодня мы знаем, что развитие Акрополя началось с небольшого каменного строения, украшенного яркими фресками. Возможно, это была резиденция самого основателя Киник Як Кьюк Мо. Его последователи изменили ритуальный комплекс до неузнаваемости.

Акрополь Копана является необычной хроникой царской власти и династической политики майя, имевших глубокие и сложные корни духовного мира, открытого при расшифровке символов. Он также является триумфом тщательных раскопок и стратиграфической интерпретации при очень сложных условиях.

С чего начинаются раскопки

Рис. 9.13. Художественная реконструкция центрального района в Копане, Гондурас, выполненная художником Татьяной Прокуряковой

В основе всего процесса фиксации лежат сетки, единицы, формы и этикетки. Сетки памятника обычно разбиваются с помощью окрашенных кольшков и веревок, растягиваемых над траншеями, если фиксация необходима. При мелкомасштабной фиксации сложных признаков могут использоваться даже более мелкие сетки, которые охватывают всего один квадрат общей сетки.

В пещере Боомплаас в Южной Африке Хилари Дикон использовала точную сетку, которую откладывали с крыши пещеры для фиксации положения маленьких артефактов, объектов и данных по окружающей среде (рис. 9.14). Подобные сетки возводились над местами морских катастроф в Средиземноморье (Бэс — Bass, 1966), хотя лазерная фиксация постепенно вытесняет такие методы. Разным квадратам в сетке и на уровнях памятника присваиваются свои номера. Они позволяют идентифицировать положение находок, так же как и основание для их фиксации. Ярлыки крепятся на каждый пакет или наносятся на саму находку, на них указываются номер квадрата, который также заносится в дневник памятника.

С чего начинаются раскопки

Рис. 9.14. Педантичная фиксация на раскопках в пещере Боомплаас в Южной Африке, где исследователи вскрывали десятки тончайших слоев обитания и хрупких данных об условиях окружающей среды, относящихся к каменному веку. При раскопках перемещались тонкие слои отложений, а положение отдельных артефактов фиксировалось с помощью сети, подвешенной с потолка пещеры

Анализ, интерпретация и публикации

Процесс археологических раскопок завершается заполнением канав и транспортировкой находок и документов по памятнику в лаборатории. Археологи возвращаются с полным отчетом о раскопках и всеми сведениями, необходимыми для проверки тех гипотез, которые были выдвинуты перед выходом в поле. Но на этом работа далеко не закончена. Фактически, она только начинается. Следующим этапом исследовательского процесса является анализ находок, о чем будет говориться в главах 10–13. После завершения анализа начинается интерпретация памятника (глава 3).

Сегодня стоимость печатных работ очень высока, поэтому невозможно полностью опубликовать материалы даже о небольшом памятнике. К счастью, многие системы поиска данных позволяют хранить информацию на CD-дисках и в виде микрофильмов, поэтому у специалистов есть возможность получить к ним доступ. Обычным становится размещение информации в Интернете, но здесь есть интересные вопросы, касающиеся того, насколько постоянными в действительности являются киберархивы.

Помимо опубликования материалов, у археологов есть два важных обязательства. Первое — поместить находки и документы в такое хранилище, где они будут находиться в безопасности и где они будут доступны последующим поколениям. Второе — сделать результаты исследований доступными как для широкой публики, так и для коллег-профессионалов.

ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПАМЯТНИКЕ

Я (Брайан Фейган) в своих блокнотах веду различные записи. Наиболее важны следующие.

Ежедневный дневник о раскопках, который начинаю вести с того момента, как мы прибываем в лагерь, и заканчиваю в тот день, когда мы сворачиваем работы. Это обычный дневник, в котором я пишу о ходе раскопок, фиксирую общие соображения и впечатления, пишу о работе, которой был занят. Это также личный отчет, в котором я пишу о разговорах и дискуссиях, о других «человеческих факторах», таких как несогласия между членами экспедиции по теоретическим вопросам. Такой ежедневник совершенно неоценим при работе в лаборатории и при подготовке публикаций о раскопках, так как в нем содержится много забытых деталей, первых впечатлений, неожиданно пришедших в голову мыслей, которые иначе были бы потеряны. Я веду дневники во время всех своих исследований, а также просто во время посещений памятников. Например, мой дневник напомнил мне о деталях посещения раскопок центра майя в Белизе, которые ускользнули из моей памяти.

В Чатал-Хююке археолог Айэн Ходдер просил своих коллег не только вести дневники, но и размещать их во внутренней компьютерной сети, с тем чтобы каждый знал, о чем рассуждают другие участники экспедиции, а также для того, чтобы поддерживать постоянную дискуссию об отдельных траншеях, находках и проблемах раскопок. Судя по своему личному опыту, я склонен думать, что это является замечательным способом совмещать непрерывное течение теоретических дискуссий с практическими раскопками и ведением документации.

Дневник памятника является формальным документом, который включает в себя технические детали раскопок. Информация о раскопках, методы отбора, стратиграфические сведения, записи о необычных находках, основные объекты — все это фиксируется в дневнике помимо многого другого. Это намного более организованный документ, настоящий вахтенный журнал всех ежедневных действий на раскопках. Дневник памятника является также исходной точкой всех документов памятника, и они все ссылаются друг на друга. Я обычно использую блокнот со вставными листами, тогда можно вставлять записи об объектах и о других важных открытиях в нужное место. Дневник памятника следует вести на «архивной бумаге», так как он является долговременным документом об экспедиции.

Материально-технический дневник, как явствует из названия, это тот документ, где я фиксирую счета, основные адреса, различные сведения, относящиеся к административной и бытовой жизни экспедиции.

Когда я начал заниматься археологией, все пользовались ручками и бумагой. Сегодня многие исследователи пользуются портативными компьютерами и отправляют свои заметки на базу посредством модема. Использование компьютера имеет свои преимущества — возможность мгновенно дублировать очень важную информацию и вносить свою информацию в материалы исследования, находясь непосредственно на памятнике. На раскопках в Чатал-Хююке имеется своя собственная компьютерная сеть для свободного обмена информацией, что было невозможно во времена ручек и бумаги. Если я ввожу свои документы в компьютер, я обязательно сохраняю их приблизительно через каждые четверть часа и распечатываю их в конце рабочего дня для того, чтобы обезопасить себя от компьютерного сбоя, когда результаты многих недель труда могут быть уничтожены в течение секунд. Если я пользуюсь ручкой и бумагой, то как можно быстрее делаю фотокопии всех документов, а оригиналы храню в сейфе.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Продолжение раскопок

Продолжение раскопок Открытое В. А. Гаряиновым местонахождение псевдозухий у Рассыпного оказалось крупным. Б. П. Вьюшков решил устроить следующим летом — в 1954 году — генеральные раскопки. Я вновь поехал с ним в экспедицию, но теперь уже как студент-дипломник. Большую

История археологических открытий

История археологических открытий Подлинное изучение истории и культуры древних народов Месопотамии началось лишь с того времени, когда учёные получили возможность подвергнуть научному исследованию надписи и археологические памятники, найденные на территории

История археологических открытий

История археологических открытий Древнеегипетская культура, оказавшая сильное влияние на развитие античной цивилизации, нередко привлекала к себе внимание европейских путешественников и учёных.Этот интерес особенно усилился в эпоху Возрождения, когда в Европе стали

История раскопок

История раскопок Охота на оленя. Рельеф из Малатиа Ещё в XVIII в. европейские путешественники, посещавшие восточные области Малой Азии и Северную Сирию, обратили внимание на древние памятники, покрытые изображениями и надписями, в частности на хеттские гиероглифические

6. Артефакты эпохи с места раскопок Чобота

6. Артефакты эпохи с места раскопок Чобота СОЛНЕЧНЫЙ ВОСХОД НА ГОЛУБОМ ОЗЕРЕВ поисках еще одною места раскопок эпохи кловис в Канаде я направился на север от Калгари, к Эдмонтону, Альберта, и подъехал к домам, глядящим на озеро Бак. Зарегистрировавшись в прибрежном мотеле,

6. Артефакты эпохи с места раскопок Чобота

6. Артефакты эпохи с места раскопок Чобота СОЛНЕЧНЫЙ ВОСХОД НА ГОЛУБОМ ОЗЕРЕВ поисках еще одною места раскопок эпохи кловис в Канаде я направился на север от Калгари, к Эдмонтону, Альберта, и подъехал к домам, глядящим на озеро Бак. Зарегистрировавшись в прибрежном мотеле,

Глава II ИСТОРИЯ РАСКОПОК

Глава II ИСТОРИЯ РАСКОПОК В истории наук, занимающихся изучением прошлого, раскопки Помпей принадлежат к числу довольно редких фактов, знакомство с которыми оставляет в душе и глубокое удовлетворение, и спокойную надежду, что сколько бы человек ни блуждал по неверным

§ VII. Результаты раскопок 1882 года

§ VII. Результаты раскопок 1882 года Теперь я обобщу результаты моей пятимесячной троянской кампании 1882 года.Я доказал, что в отдаленной древности в долине Трои существовал большой город, разрушенный в старину в результате страшной катастрофы; на холме Гиссарлык находился

Часть IV Обретение археологических фактов

Часть IV Обретение археологических фактов Археология является единственной отраслью антропологии, где мы сами уничтожаем источники информации в процессе их изучения. Кент В. Флэннери. Золотой Маршаллтаун Обычная яма в земле не самое интересное и волнующее зрелище в

Поиск археологических памятников

Поиск археологических памятников ОТКРЫТИЯ АФРО-АМЕРИКАНСКОЕ ЗАХОРОНЕНИЕ, НЬЮ-ЙОРК, 1991 В 1991 году федеральное правительство планировало построить 34-этажное офисное здание в центре Нижнего Манхэттена. Агентство, ответственное за объект, наняло группу археологов для

Оценка археологических памятников

Оценка археологических памятников Целью археологических обследований является решение конкретных исследовательских проблем или обращение к делам управления культурными ресурсами. После того как памятники найдены, они тщательно осматриваются и данные о них

Организация археологических раскопок

Организация археологических раскопок Руководителю современной археологической экспедиции требуются навыки, намного превосходящие просто компетентного археолога. Он или она должны уметь быть и бухгалтером, и политиком, и врачом, и механиком, и менеджером по персоналу,

Планирование раскопок

Планирование раскопок Раскопки являются кульминационным моментом исследования археологического памятника. Во время раскопок получают данные, которые нельзя получить иным образом (Баркер — Barker, 1995; Хестер и другие — Hester and others, 1997). Подобно историческому архиву, почва

Типы раскопок

Типы раскопок Археологические раскопки требуют достижения оптимального баланса между двумя, зачастую полярными обстоятельствами, — скажем, необходимостью, с одной стороны, разрушать какие-то сооружения, а с другой — получить максимальное количество информации о

Начало раскопок

НА УКРАИНЕ РАЗГОРАЕТСЯ СКАНДАЛ ВОКРУГ РАСКОПОК В БЫКОВНЕ

НА УКРАИНЕ РАЗГОРАЕТСЯ СКАНДАЛ ВОКРУГ РАСКОПОК В БЫКОВНЕ Киев, 11 ноября 2006 г., «Зеркало недели»Выяснилось, что раскопки в Быковне летом 2006 г. проводились с грубыми нарушениями законодательства, а также вопреки элементарным нормам и общепринятым методикам проведения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *