С чего начинают передвижение на лыжах

Как кататься на лыжах: инструкция для начинающих

Прогулки на лыжах – отличный способ выйти из дома в зимнее время, заняться активным видом отдыха. В крупных городах для катания есть специальные трассы, в регионах можно ходить по заснеженным полям. Занятия будут полезны как для физического, так и для психологического состояния. Даже спокойные тренировки укрепляют иммунитет, улучшают работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы, положительно влияют на мышцы.

В статье приведена подробная инструкция, как научиться кататься на беговых лыжах, даже если вы ни разу на них не вставали. О том, как выбрать лыжи и сопутствующее снаряжение, рассказано в другом разделе. Материал предназначен не только для абсолютных новичков, но и поможет освоить пару навыков для тех, у кого уже есть небольшой опыт катания.

Как кататься на лыжах: подготовка, выход на снег и первые шаги

После покупки новеньких лыж так и хочется быстрее опробовать их в деле. До того, как выйти на снег, нужно правильно одеться и подобрать обувь. Надевайте тёплые носки из микрофибры, короткие куртки спортивного стиля и утеплённые штаны, которые не будут стеснять движения. Для первого катания новичку стоит выбрать ровную местность без большого числа людей.

Как надевать лыжи и брать палки

Какие бывают крепления для ботинок

На всех видах беговых лыж есть одно из трех типов креплений: SNS, SNS-Pilot, NNN. Также фиксаторы можно разделить на механические и автоматические.

Эти крепления застегиваются по-разному.

Как застегнуть крепления SNS и NNN

Иногда на лыжах можно встретить старые, советские крепления.

Как стоять на лыжах

С чего начинают передвижение на лыжахС чего начинают передвижение на лыжах

Как ходить на лыжах

Любое большое путешествие начинается с одного шага. Так и с лыжным спортом – чтобы научиться хорошо и правильно кататься, нужно начать ходить. Ниже перечислены практические упражнения, которые помогут освоиться с экипировкой.

Ходьба в бок

Ходьба по кругу

В этом упражнении есть два варианта выполнения, используйте каждый – пригодится во время катания и на поворотах.

Второй вариант выполнения очень похож, только на первом этапе вместо поворота ведущей ноги наружу, она поворачивается внутрь, то есть осуществляется поворот против часовой стрелки.

Махи ногами

Упражнение направлено на развитие чувства равновесия. В зависимости от текущего состояния физической формы и уровня уверенности на скользкой поверхности новички могут выполнять его с опорой на палки или без них.

Если не получается, начните с небольших махов не отрывая лыжу от поверхности снега.

Как выполняется скольжение на лыжах

Скольжение – основа каждого движения в лыжном спорте. Чтобы кататься правильно, не терять равновесие каждые несколько минут и не получить травму, пройдите тренировку, описанную ниже.

Скольжение на одной ноге

Занятие можно проводить с палками или без них. На данном этапе будет использоваться накатанная лыжня, что увеличит сложность задачи. Для начала упражнения нужно надеть только одну лыжу, вторая нога может оставаться в обычном ботинке.

По мере развития уверенности толчки будут становиться все сильнее. Дальше в работу нужно включать руки и палки.

Работа руками

Какой ход лыж выбрать начинающим

Есть два основных типа катания на лыжах: коньковый и классический ход. Тем, кто ранее не сталкивался с лыжами, коньками, роликами, лучше выбирать классический ход. Он проще в техническом плане. Если вы увлекались катанием на фигурных или роликовых коньках, лыжные тренировки коньковым ходом будут для вас легче и привычнее. Рассмотрим каждый стиль подробнее.

Классический ход

К особенностям стиля катания и подбора экипировки относятся:

Коньковый ход

Здесь потребуются коньковые лыжи – они подбираются по весу и росту – на 10-15 см меньше, чем классические лыжи при одном и том же росте спортсмена. Подробно о подборе лыж читайте в этой статье. Из нюансов техники катания:

Комбинированный ход на лыжах

Техника подходит для новичков, так как сочетает в себе движения обоих стилей. Для тестирования выбираются лыжи средней длины (или чуть больше среднего). Во время тренировки можно легко понять, какая из техник вам лучше подходит.

Как подняться на горку на лыжах

При изучении техники подъёма вопрос заключается в крутизне склона. Если наклон небольшой, используется классический двушажный ход на параллельных лыжах. Он выглядит как стандартный бег, чтобы не упасть во время подъёма, нужно помогать себе палками.

Для крутых склонов используется коньковый метод «ёлочкой». Поставьте пятки вместе, носки разведите в стороны, старайтесь врезаться в снег рёбрами лыж. Делайте короткие шаги и опирайтесь на палки, чтобы не упасть и не скатиться к началу горки.

Как научиться тормозить на лыжах

Перед тем, как правильно кататься на лыжах, нужно научиться быстро и безопасно тормозить. Независимо от вида лыж и техники катания, скорость сбавляется при постановке лыж носками по направлению друг к другу:

Не наклоняйтесь вперёд слишком сильно, это может привести к падению.

Альтернативный способ торможения

Источник

Учимся кататься на лыжах: советы и видео для новичков

Лыжи — один из самых полезных видов спорта для любителей, в процессе которого работают все группы мышц. Катание на лыжах не требует особой подготовки и считается не травмоопасным: можете начинать с прогулки на лыжах, тренироваться, и постепенно чередовать бег с ходьбой. Часто люди учатся кататься на лыжах в школе, кто-то делает это интуитивно во взрослом возрасте. Мы уже рассказывали, как выбрать лыжи, теперь переходим к основным правилам катания.

Для первого раза инвентарь можно арендовать: поймете, насколько нравится кататься, стоит ли ради этого покупать экипировку и дополнительные вещи. Катайтесь в минусовую погоду: это улучшит скольжение, снег не будет прилипать к лыжам.

Для начала нужно правильно застегнуть обувь: наденьте ботинок и прижмите к креплению, пока не услышите характерный щелчок. Это гарантирует четкое закрепление ноги и снижает риски травмы во время катания.

Прежде, чем поехать, попробуйте переминаться с ноги на ногу на пристегнутых лыжах. Вы привыкните к инвентарю и научитесь занимать правильное устойчивое положение.

Выполните несколько простых упражнений, стоя на месте. Попробуйте переступать на лыжах с ноги на ногу и двигаться в бок. Сделайте по 10-15 шагов в сторону и вернитесь на место.

С чего начинают передвижение на лыжахshutterstock.com

Чтобы потренировать равновесие: уберите палки, наденьте одну лыжу и поставьте на лыжню. Толкайтесь свободной ногой и скользите на одной лыже, удерживая равновесие, будто едете на самокате. Поменяйте ноги.

Во время катания смотрите прямо перед собой, не опускайте голову. Расслабьте тело, перенесите вес вперед, округлите спину, ноги держите параллельно друг другу, немного согнутыми. Не оттопыривайте ягодицы назад, держите четко посередине.

Бесшажный ход

Встаньте в позу лыжника, рядом в снег воткните палки. Телом потянитесь к палкам, ноги держите прямыми. Чуть оторвите пятки от лыж. Надавите на палки, оттолкнитесь назад, присядьте.

Классическое и коньковое катание

Любители разделяют катание на два типа ходов: классический и коньковый.

Во время классического лыжи двигаются параллельно друг другу. Такое катание подходит новичкам, которые никогда не стояли на лыжах: удобно практиковать даже по нераскатанному снегу.

Встаньте прямо, возьмите палки, немного согните колени. Упритесь палками в снег чуть впереди себя, и подтяните тело, проталкивая себя, чтобы проскользить.

В процессе конькового катания носки расходятся в стороны, будто катаетесь на коньках. Такой вид катания выбирают более опытные лыжники, чаще — на горнолыжных курортах.

С чего начинают передвижение на лыжахshutterstock.com

Чтобы подняться на горку

Небольшие подъемы можно преодолеть коротким передвижением, которое напоминает бег без лыж. Делайте короткие шаги, помогайте палками.

Если холм — крутой, поднимайтесь «елочкой». Разведите носки лыж пошире, вес тела перенесите на внутренние ребра лыж, ставьте их в снег, опирайтесь и поднимайтесь.

Как тормозить

Разверните носки внутрь, пятки — наружу, будто косолапите. Направьте колени внутрь, наклоните стопы, чтобы лыжи упирались на внутренние ребра, как при подъеме «елочкой» в гору.

С чего начинают передвижение на лыжахshutterstock.com

Как правильно подняться после падения

При падении постарайтесь завалиться набок — так проще подниматься. Когда лежите на боку, соедините ноги: лыжи должны быть параллельны друг другу. Поставьте их перпендикулярно раскатанной лыжне, чтобы снова не упасть во время подъема. Опирайтесь на снег, держите баланс и поднимайтесь.

С чего начинают передвижение на лыжахshutterstock.com

Источник

Виды и способы передвижения на лыжах. Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах

С чего начинают передвижение на лыжах Олеся Чепорнюк
Виды и способы передвижения на лыжах. Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах

Виды и способы передвижения на лыжах

По мере овладения ступающим, а затем скользящим шагом старшие дошкольники осваивают попеременных двухшажный ход и другие лыжные хода, включающие выполнение поворотов, торможения, преодоление подъемов и спусков. Все эти движения лыжники-новички выполняют без палок. Их можно давать только тогда, когда ребенок уже уверенно держится на лыжах.

Повороты на лыжах выполняются на месте и в движении. Чаще всего используют поворот переступанием. Повороты на месте переступанием вокруг пяток и вокруг носков лыж несложны, но желательно отработать их еще раз до полной автоматизации.

Подъем «лесенкой» применяется на крутых и обрывистых склонах и выполняется с продвижением только вверх или вперед-вверх. Стоя боком к склону, нужно сделать шаг в сторону подъема и поставить лыжу на внешнее ребро, чтобы она не соскальзывала, и одновременно переставить палку. Опираясь на палку и лыжу, стоящую выше по склону, приставить к ней вторую лыжу, опираясь на ее внутреннее ребро, и затем переставить палку. Сначала детей учат переступать на ровном месте, затем при подъемах на горку.

Лыжные ходы получили свое название от различных сочетаний движений рук и ног.Они подразделяются на две группы: попеременные ходы (руки работают попеременно) и одновременные ходы (руки работают одновременно).

По количеству скользящих шагов в цикле движения лыжные ходы подразделяются на бесшажные, одношажные, двухшажные, четырехшажные.

Бесшажный ход с палками применяется при передвижении под уклон и на равнине, на раскатанных участках лыжной трассы, при наличии хорошей опоры для палок и отличном скольжении. Передвигаясь этим ходом, лыжник одновременно сильно отталкивается палками. Скользя на обеих лыжах, он выносит обе палки вперед и вверх, затем быстро ставит их впереди носков ботинок и сильно отталкивается. Туловище при этом наклоняется до горизонтального положения

Одновременный бесшажный ход выполняется следующим образом:

1. После окончания толчка руками лыжник скользит, согнувшись на двух лыжах, голова чуть приподнята.

2-3. Продолжается скольжение, лыжник медленно выпрямляется и легким маятникообразным движением выносит палки вперед.

5. Палки ставятся на снег чуть впереди креплений, начинается толчок руками.

6. Основное усилие на палки развивается за счет сгибания туловища. Угол сгибания рук в локтевых суставах несколько уменьшается.

7-8. Толчок заканчивается полным разгибанием рук. Кисти рук находятся на уровне не выше колен, угол наклона палок наибольший.

9. После окончания толчка лыжник по инерции скользит, согнувшись, на двух лыжах.

Цикл движений повторяется.

По мере взросления, в школьные годы, будут освоены и другие лыжные ходы, способы подъемов, спусков, поворотов, торможений, преодоления неровностей.

Последовательность обучения

Непосредственное обучение передвижению на лыжах дошкольников проводится в следующей последовательности.

При ходьбе без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, на координации движений, на сохранении равновесия. Чем раньше дети начнут использовать палки, тем хуже будет их техника передвижения. Несвоевременное использование палок затрудняет передвижение, побуждает ребенка «висеть» на них, что может привести к травмам. Палки дают детям, когда они могут уверенно ходить на лыжах.

После этого учат поворотам на месте (вокруг задников и носков).

Затем поворотам в движении («переступанием», «плугом», «полуплугом»).

Учат торможению, подъемам на горку (обычным шагом, «елочкой», «полуелочкой», «лесенкой»); спускам с горки («лесенкой», в низкой, средней и высокой стойке).

Подъемы «елочкой» и «лесенкой» применяются только старшими дошкольниками, так как для малышей они еще очень сложны.

С горки спускаются в основной стойке: туловище немного наклонено вперед, ноги согнуты, руки отведены назад и согнуты в локтях.

В дальнейшем дети учатся передвигаться на лыжах скользящим шагом.Для освоения скользящих шагов можно давать такие задания:

— после разбега ступающим шагом скольжение на одной лыжне до полной остановки, вторую приподнять над лыжней;

— скольжение под уклон то на одной, то на другой лыже;

— скользящие шаги с палками в руках, взятыми за середину.

Затем осваивают попеременный двухшажный ход. Обучать этому ходу следует на укатанной лыжне, идущей под уклон, чтобы ребенку было легче скользить.

Одновременному бесшажному ходу обучают детей тогда, когда они освоят ступающий, скользящий шаги, а также попеременный двухшажный ход (примерно в 5-6 лет).

Однако, следует помнить, что при начальном обучении детей-дошкольников ходьбе на лыжах проводится предварительная работа.

На первых занятиях по лыжной подготовке, (которые проводятся в физкультурном зале, дети приучаются к порядку, организованности, правильному выполнению определённых действий, построения в колонну по одному с лыжами в руках.

Затем они учатся надевать лыжи, натягивать крепления на ботинки, чистить лыжи после катания и ставить на место.

С дошкольниками эту стойку полезно повторять на каждой прогулке перед началом ходьбы на лыжах.

Освоению стойки лыжника и основных элементов передвижения на лыжах помогают подготовительные упражнения (как без лыж, так и на лыжах поочередное поднимание ног, переступание в стороны и т. д., а также имитация разных способов ходьбы на лыжах.

Необходимо отметить, что в основе ходьбы на лыжах заложена обычная ходьба и в процессе формирования навыка ребёнка следует отталкиваться от органов чувств, поэтому первые занятия проводятся в зале без лыж, с имитацией ходьбы на лыжах. В дальнейшем по степени освоения можно давать некоторым детям лыжи в зале и совершенствовать технику. Только после этого можно выходить на улицу.

— Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

— Прыжки с поворотом на 180 и с сохранением равновесия.

— Прыжки на одной ноге с сохранением равновесия на одной лыже.

— Постановка одной лыжи параллельно туловищу впереди с сохранением равновесия.

— Отведение одной лыжи назад так, чтобы она касалась снега только носком.

Все эти упражнения достаточно сложные и не сразу детям удается их выполнить. Далее при ходьбе необходимо контролировать, чтобы носок лыжи был приподнят, а задний конец прижат к снегу, следить, чтобы руки как при ходьбе двигались с перекрестной координацией.

Кроме того, чтобы избежать травм при ходьбе на лыжах, воспитатель обязан выучить с детьми основные правила,которые они должны усвоить:

1. идти, соблюдая интервал, не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего ребенка;

2. не разговаривать на дистанции;

3. при подъеме на горку и других препятствиях помогать слабому ребенку;

4. скатываться с горки тогда, когда внизу никого нет;

5. если на пути неожиданно возникает препятствие, постараться мягко упасть на бок.

С чего начинают передвижение на лыжахФотоотчет «Мы любим кататься на лыжах!» Рядом с нашим детским садом есть очень красивый парк. Там очень много деревьев. И очень много места. Зимой мы очень любим ходить в этот парк.

С чего начинают передвижение на лыжахХодьба на лыжах с палками и без палок 1. Ступающим шагом без палок с изменением темпа и направления с выполнением подпрыгиваний (для детей 3-7 лет) 2. Игровое упражнение «Дорожка».

Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении и совершенствовании передвижения на лыжах Использование игровых заданий и подвижных игр при обучении и совершенствовании передвижению на лыжах По мере усвоения навыков ходьбы на.

Конспект НОД по аппликации в средней группе «Зайчик на лыжах» МАДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №166 КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ.

Консультация для родителей «Учим детей ходить на лыжах» Учим детей ходить на лыжах Часто родители задаются вопросом: «С какого возраста можно начинать учить ребенка ходьбе на лыжах?». Хотя лыжи.

С чего начинают передвижение на лыжахКонсультация для родителей «Учим детей кататься на лыжах» Консультация для родителей «Учим детей кататься на лыжах» Самые маленькие Строго говоря, по-настоящему кататься на лыжах стоит учиться после.

С чего начинают передвижение на лыжахЛюблю на лыжах прокатиться! Фотоотчет Воспитанники дошкольных групп МОУ Прозоровская СОШ с нетерпением ждали наступления зимы. И ждали они не только Новый год и Деда Мороза со.

Программа по обучению детей ходьбе на лыжах Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. г. т. Войвож Программа по обучению детей ходьбе.

Программа по обучению детей ходьбе на лыжах Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа» п. г. т. Войвож Программа по обучению детей ходьбе.

Источник

Начальное обучение передвижению на лыжах

С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах

С чего начинают передвижение на лыжах

С чего начинают передвижение на лыжах

Детей, приступивших к занятиям по лыжной подготовке, необ­ходимо обучить прежде всего умениям и правилам обращения с лыжным инвентарем, а также строевым упражнениям с лыжами и на лыжах.

Для успешного овладения основными способами передвижения на лыжах школьники должны предварительно достигнуть опреде­ленных уровней физической и координационной готовности. Дос­тижение таких уровней позволит им успешно овладевать пред­усмотренными программой способами передвижения на лыжах. Так, например, для овладения скользящим шагом в I—II классах дети должны обладать: чувством равновесия, достаточным для выполнения скольжения на одной лыже; координацией движения, необходимой для управления лыжами при движении по лыжне и для согласованности работы рук и ног. Младшим школьникам требуется и физическая готовность, что позволит с нужной силой

выполнять отталкивания и передвигаться в достаточно низкой посадке (на согнутых ногах).

Частично физическая и координационная готовность для ов­ладения способами передвижения на лыжах обеспечивается физи­ческим воспитанием детей дошкольного возраста в семье и дет­ских садах.

Для решения отдельных задач по воспитанию перечисленных качеств («чувства лыж, снега» и равновесия) в I классе использу­ются следующие подводящие упражнения в перечисленной ниже последовательности: 1) перенос веса тела с лыжи на лыжу; 2) под­нимание и опускание носков и пяток лыж (поочередно правой и левой), ноги слегка сгибают; 3) поднимание носков лыж и разма­хивание носком вправо и влево; 4) поднимание и перестановка Носков лыж в сторону и обратно; 5) поднимание согнутой ноги назад и вперед, при этом сначала отрывают пятку, а затем носок лыжи; 6) поднимание согнутой ноги, лыжу удерживают горизон­тально лыжне; 7) прыжки на месте, при этом сначала все тело пере-

С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжахносят с лыжи на лыжу; 8) приставные шаги в сторону; 9) отведе­ние прямой или слегка согнутой ноги с лыжей назад.

Все упражнения выполняются с опорой или без опоры на палки поочередно с правой на левую ногу и с постепенным увеличением времени выполнения или количества повторений. Постепенно увеличивается не только продолжительность, но и темп выполне­ния упражнений. Обычно это делают на первых 2-3-х уроках. Выполнять упражнения можно в игровой форме, что повышает эмоциональность урока.

После указанных упражнений можно перейти к следующим иг­ровым занятиям: 1. Чей веер лучше? (Поворотом переступанием на месте на 90° вокруг пяток лыж «нарисовать» лыжами на снегу веер, рис. 36.) 2. У кого красивее «снежинка»? (Поворот переступанием на месте на 360° вокруг пяток лыж.) 3. Кто лучше нарисует «гар­мошку»? (Переступанием в сторону поочередно носками и пятка­ми лыж нарисовать на снегу «гармошку».) 4. Кто дольше и лучше выполнит упражнение «аист»? (Поднять сильно согнутую ногу и удерживать лыжу горизонтально возможно дольше.) 5. Прыжки-подскоки на двух лыжах.

С чего начинают передвижение на лыжах

Перечисленные упражнения помогают овладеть лыжами как снарядом и одновременно являются подводящими к строевым упражнениям и перестроениям на лыжах. Независимо от того, как часто учащиеся класса до прихода в школу катались на лыжах, необходимо со всеми школьниками выполнить все перечисленные упражнения, пройти «школу лыжника». Только после этого мож­но перейти к изучению ступающего, а затем скользящего шага.

С чего начинают передвижение на лыжах

Рис. 36. Поворот переступанием на месте 276

Ступающий шаг на равнине является подводящим упражнением к скользящему шагу и к преодолению подъемов. Обычно после показа школьники сразу могут его выполнить. Следует только повторить его в различных условиях: на накатанной лыжне, по целине с неглубоким снежным покровом, зигзагом, обходя дере-

Подбор упражнений в единую систему, их дозировка планиру­ются учителем в зависимости от степени подготовленности детей. Однако общая последовательность упражнений должна быть вы­держана, так как она составлена с учетом постепенного повыше­ния координационной нагрузки и взаимосвязей между отдельны­ми движениями.

Такой подход не позволит овладеть основными движениями, не обеспечит координационную готовность и затянет процесс обучения способам передвижения на лыжах, предусмотренным школьной программой. Обоснованное применение указанных упражнений, а также правильное построение методики обучения скользящему шагу с учетом физического развития позволят пре­дотвратить появление целого ряда ошибок, что очень важно при Дальнейшем обучении школьников и совершенствовании техни­ки передвижения на лыжах.

С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжахСодержание и методика проведения уроков в начальной школе

Перед уроками лыжной подготовки в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

Уроки по лыжной подготовке в начальной школе проводятся два раза в неделю продолжительностью 45 мин; сдваивать их за­прещается. Два урока дают большой эффект при обучении и по­вышении общей работоспособности детей младшего возраста. Вместе с тем это заставляет учителя более ответственно подходить к подготовке, организации и проведению уроков по 45 мин, более «экономно» расходовать время на уроке. Кроме того, ученики младших классов порой физически не готовы к продолжительным (90 мин) урокам по лыжной подготовке. Все это может привести к перегрузке детей, особенно в I—II классах.

В процессе уроков лыжной подготовки в I классе необходимо научить школьников правилам и умениям обращения с лыжным инвентарем, дать первые теоретические знания по гигиене занятий на лыжах, пройти с учениками «школу лыжника», освоить про­граммный материал, укрепить здоровье и повысить общую рабо­тоспособность, чтобы каждый школьник смог пройти на лыжах в медленном темпе 2-3 км.

Лыжная подготовка в I классе начинается с вводного урока. Первая часть урока отводится на беседу продолжительностью обычно не более 10-15 мин. В ходе беседы учитель сообщает школьникам ряд теоретических сведений. Необходимо прежде всего рассказать ученикам, как одеваться на уроки лыжной под­готовки и при выполнении домашних заданий на лыжах в зависи­мости от изменений погоды. Кроме этого, учитель должен пока­зать лыжный инвентарь, коротко рассказать о простейших прави­лах обращения с инвентарем и ухода за ним.

Здесь следует объяснить ученикам, почему нельзя сразу после выхода из теплого помещения класть лыжи на снег (к лыжам при­липает снег и они подмерзают, если их предварительно хотя бы немного не охладить). Учитель рассказывает о необходимости очистить лыжи от прилипшего снега, скрепить их и только после этого поставить в стеллажи или пирамиду на хранение.

Исключительно важное значение для укрепления здоровья имеют сведения по гигиене. В I классе достаточно будет сообщить простейшие правила и гигиенические требования к занятиям на лыжах: почему нельзя садиться на снег даже в случае сильного утомления, есть снег, снимать шапочку и расстегиваться, пить

холодную воду сразу после занятии на лыжах и почему нельзя пить сразу много (ложная жажда). Учитель должен ознакомить детей с организацией выдачи лыж до урока и приема их на хране­ние после возвращения в школу, порядком перехода к месту заня­тий, правилами поведения на учебном кругу и склоне.

Если все эти сведения учитель не успел сообщить в первой ввод­ной беседе (затягивать ее не следует), можно это сделать и в ходе последующих уроков. Но в любом случае все эти сведения сообща­ются в краткой, ясной и доступной форме с применением принятой в лыжах терминологии. При этом очень важно не только рассказать школьникам о всех правилах, приемах и требованиях, но и объяс­нить их значение, убедить в необходимости точного выполнения. Такое сообщение будет способствовать воспитанию сознательного отношения учащихся к уроку и дисциплинированности.

Большое значение для повышения эффективности урока имеет умение детей обращаться с лыжным инвентарем. На морозе порой бывает очень трудно быстро прикрепить свалившуюся лыжу, дети на это тратят много времени, мерзнут, что сказывается на качест­ве урока в целом. Практическое освоение инвентаря, переноска лыж и палок, надевание проходят в спортивном зале или коридо­ре сразу после вводной беседы. Дети должны научиться в теплом помещении быстро надевать и снимать лыжи.

С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжахслучае их сразу надо перевести на внутренний круг, чтобы они не мешали передвигаться другим ученикам.

На основании своих наблюдений учитель сразу должен рас­пределить школьников на подгруппы в зависимости от уровня их физической подготовленности, степени владения техникой пере­движения на лыжах и общей координации движений. Это даст возможность осуществить дифференцированный подход к обуче­нию и развитию физических качеств и поможет более целесооб­разно планировать всю учебную работу по лыжной подготовке. Учеников, до школы катавшихся на лыжах, умеющих обращаться с ними и владеющих спуском со склонов, необходимо выделить в отдельную подгруппу и проводить обучение, не сдерживая их развитие и овладение техникой.

Вместе с тем необходимо обращать самое серьезное внимание на школьников, не умеющих передвигаться на лыжах, с тем, что­бы ускорить процесс обучения и «подтянуть» их до уровня луч­ших учащихся. В целом класс может быть условно разделен на 2-4 подгруппы, что позволит сделать первые шаги к индивидуали­зации процесса обучения.

Уровень организации урока, а также дисциплина школьников и качество урока в целом во многом зависят от четкости пере­строений, переходов и выполнения других различных строевых приемов с лыжами и на лыжах. Это позволит выделить больше времени на непосредственное обучение и развитие физических качеств. Поэтому в процессе уроков лыжной подготовки в на­чальной школе учащиеся должны овладеть всеми основными строевыми приемами.

В 1-Й классах ставятся следующие задачи по обучению школь­ников передвижению на лыжах: 1. Научить управлять лыжами при поворотах на месте. 2. Научить передвижению ступающим и скользящим шагом. 3. Научить преодолевать небольшие подъемы и спускаться с пологих склонов. 4. Научить повороту переступа-нием в движении (во II классе).

Для того чтобы успешно решить все поставленные задачи, все школьники независимо от уровня владения лыжами и умения на них передвигаться должны пройти «школу лыжника»: освоить систему подводящих упражнений, в том числе и ступающий шаг. После этого переходят к освоению скользящего шага.

С чего начинают передвижение на лыжах

Рис. 37. Скользящий шаг

Из всего многообразия специальных и имитационных упраж­нении следует выбрать те, что способствуют освоению именно основных, ключевых элементов скользящего шага. Вначале необ­ходимо ознакомить школьников с посадкой лыжника, это поло­жение они принимают стоя на месте.

Следует обратить внимание на правильное положение (наклон) туловища.

Затем можно выполнить серию подводящих и имитационных упражнений: 1. Ходьба широким шагом с размахиванием руками (в плоскости плеча). 2. Ходьба полувыпадом. 3. Имитация фазы одноопорного скольжения (вес тела на опорной ноге, другая вы­прямлена и отведена назад). 4. Махи ногами в одноопорном поло­жении. 5. Подскоки (невысокие) в положении одноопорного сколь­жения. 6. Прыжки вперед с одной ноги на другую. 7. Прыжки впе­ред с широкими размахиваниями руками (поочередно). 8. То же, но с остановкой и сохранением равновесия на опорной ноге после приземления. 9. Имитация движении рук в скользящем шаге без палок (в положении посадки ноги чуть согнуты в коленях, тулови­ще немного наклонено вперед, стопы параллельны). 10. Имитация Движений скользящего шага на месте в положении свободного

С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжахскольжения (поочередно на правой и левой ноге). В последнем упражнении смена положений происходит медленно, в фазе сколь­жения необходимо сделать паузу и обратить внимание на полный и мягкий перенос веса тела на опорную ногу. После выполнения всех упражнений школьники пробуют выполнить имитацию скользящего шага без палок в движении.

Обучение скользящему шагу следует начинать на хорошо подго­товленной лыжне при хорошем скольжении, можно и в облегчен­ных условиях (лыжня прокладывается под очень пологий уклон). Начинать первые попытки в передвижении скользящим шагом можно из двух исходных положений: 1.Из положения посадки (ноги чуть согнуты в коленных суставах, туловище наклонено вперед, колени слегка поданы вперед, голова прямо, руки опуще­ны). В этом случае дети сразу начинают шаг вперед и передвига­ются дальше по лыжне скользящим шагом (лучше это сделать под уклон). 2. Дети начинают передвигаться скользящим шагом после разбега ступающим шагом.

Лучшему освоению скользящего шага поможет применение следующих упражнений в движении: 1.С небольшого разбега ступающим шагом двигательное скольжение на одной лыже (до остановки), другая нога с лыжей отведена назад. 2. Длительное скольжение на одной лыже, отталкиваясь другой лыжей или но­гой без лыжи («самокат»). 3. То же упражнение, но отталкивание производить лыжей, развернутой носком в сторону (опора на внут­реннее ребро усиливает и облегчает отталкивание при передвиже­нии таким односторонним коньковым ходом). 4. Передвижение скользящим шагом под пологий уклон. 5. Передвижение скользя-

щим шагом по лыжне, размеченной ориентирами (флажками, вет­ками). Расстояние между ними равно длине скользящего шага и постепенно увеличивается. 6. То же под пологий уклон.

Все перечисленные упражнения применяются и во II классе при дальнейшем совершенствовании скользящего шага. Они способ­ствуют развитию чувства равновесия, освоению одновременного скольжения и увеличению длины скользящего шага. В начальный период обучения особенно целесообразно более широкое приме­нение упражнений под уклон (в облегченных условиях) и на хо­рошо подготовленной лыжне. При этом следует учитывать даже направление ветра (он должен быть в спину). Все упражнения вы­полняются в различной форме и сочетаниях: вначале без палок с широкими размахиваниями руками, потом с палками, держа их за середину, а затем и заложив руки за спину.

Необходимо сразу приучить школьников к длительному рав­номерному передвижению скользящим шагом по учебному кругу (без остановок). Это повышает плотность урока и способствует улучшению общей работоспособности. Остановки должны быть только по команде учителя: в случае необходимости показать упражнение, объяснить его или исправить ошибку.

В I классе школьники осваивают основные элементы скользя­щего шага, во II классе ставится задача его освоения. В III классе продолжается дальнейшее совершенствование навыка передвиже­ния скользящим шагом.

Совершенствование скользящего шага должно проходить в раз­личных условиях, на учебной площадке и на учебной лыжне. Учебная площадка должна иметь пологий уклон (на одной сторо-■ не). Это позволит по-прежнему использовать облегченные условия для увеличения длины шага. Учебная лыжня прокладывается с Поворотом, чтобы ученики при передвижении совершенствовали навыки в изменении направления движения (поворот переступани-ем в движении, но на равнине). Можно использовать скольжение под уклон, но с выходом на ровный участок. Учащиеся, набрав скорость и широкий шаг, смогут удержать его и на равнине.

С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжахШкольной программой по лыжной подготовке уже в I—III клас­сах предусмотрено изучение спусков и поворота переступанием. Однако учителя младших классов при изучении этого материала порой испытывают значительные затруднения, которые связаны с тем, что большая часть школьников, приходящих в I класс, не уме­ют ходить на лыжах, не говоря уже об умении спускаться со скло­нов. Затруднения в обучении этим элементам связаны еще с тем, что учителя порой не владеют методикой первоначального обуче­ние спускам, неверно выбирают места занятий, нарушают принцип постепенности, не используют подводящих упражнений и т. п.

Прежде чем учащиеся попробуют выполнить свой первый спуск в изучаемой основной стойке (см. рис, 24), необходимо объ­яснить и показать ее на ровном месте. Затем школьники несколь­ко раз принимают положение стойки на ровном месте имитируют все движения несколько раз и только после этого пробуют спус­титься со склона.

Серьезным препятствием в овладении уверенными спусками со склонов является недостаточно развитое чувство равновесия. Для улучшения равновесия используются разнообразные упражнения

без лыж (на уроках второй четверти) и на лыжах при начальном обучении передвижению скользящим шагом. Помимо этого, в значительной степени затрудняет обучение чузство страха перед скоростью спуска, которое порой возникает у школьников. Страх сковывает учеников, вызывает излишнее напряжение мышц и, как следствие, потерю равновесия и падение. Снижение скорости и даже обучение в дальнейшем способам торможений не всегда спо­собствуют подавлению чувств страха. Хорошим приемом для его преодоления является отвлечение внимания учеников дополни­тельными заданиями и играми. С этой целью можно дать задание ученикам подобрать на склоне какой-либо предмет (варежку, рей­ку, флажок) или переставить их с одной стороны лыжни на дру­гую и т.д. С успехом можно применить упражнение-задание дог­нать катящийся по склону мяч. Для этого рядом с основной лыж­ней спуска прокладывается еще одна лыжня-борозда, по которой и катится мяч. Скорость скатывания мяча регулируется глубиной борозды и степенью ее уплотнения. Внимание ученика направле­но на катящийся мяч, и он забывает о чувстве страха.

Большое значение в обучении спускам имеет реализация прин­ципа постепенности. Не следует усложнять задание, преждевре­менно переходя на более длинные и крутые склоны, если ученики не освоили свои первые спуски на коротких склонах и с неболь­шой скоростью. Это поможет избежать падений и возможных травм, которые могут значительно затормозить процесс обуче­ния, нового возникновения чувства страха и появления неуверен­ность в своих силах.

С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжахПосле освоения спуска в основной стойке в III классе ученики изучают спуск в низкой стойке (см. рис. 25). Но предварительно необходимо выполнить ряд подводящих упражнений при спуске по прямой. Эти упражнения не только способствуют освоению низкой стойки, но и улучшают равновесие. Они являются подводящими и для изучения поворота переступанием. Вот эти упражнения:

Данные упражнение в начале выполняются на пологом ровном склоне из урока в урок в небольшом объеме. Постепенно крутизна склона увеличивается. Естественно в I классе большая часть учени­ков не могут выполнить все эти упражнения (они по силам тем де­тям, которые до школы много катались на лыжах под руково­дством родителей), но к окончанию начальной школы учащиеся должны уверенно их выполнять. Освоение подводящих упражнений при спуске по прямой позволит успешно изучать другие элементы горнолыжной техники, предусмотренные школьной программой.

Обучение происходит по общепринятой методике, но приме­нение подводящих упражнений на склоне позволяет ускорить изучение поворота переступанием с внутренней лыжи. Главное внимание обращается на полный перенос веса с одной лыжи на другую. Это, по существу, ключевой элемент в подготовке к по­вороту. Однако свободное выполнение этого элемента и пово­рота в целом во многом зависит от развития чувства равновесия, особенно от умения скользить какое-то время на одной лыже. Неумение выполнить это приводит к быстрой постановке дру­гой лыжи на снег и к короткому шагу носком в сторону, порой даже без отталкивания. Отсутствия равновесия может привести

С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжах С чего начинают передвижение на лыжахучастника, из-за плохой подготовки трассы или при недостаточ­ном уровне подготовленности.

Обучение способам торможений изложено в главе IV (раздел «Способы торможений»). Обучение торможению «упором» изло­жено там же.

Иногда в силу недостаточной физической подготовки школьни­ки не могут жестко удержать лыжи в «плуге», и носки их перекре­щиваются, наезжая друг на друга. Для устранения этой ошибки необходимо повторить имитацию «плуга» на месте с пружинисты­ми полуприседаниями. Во всех этих случаях учитель должен не только кратко, ясно и точно объяснить движения, но и, главное, образцово показать. В начальной школе в силу анатомофизишюги-ческих и психологических особенностей школьники лучше воспри­нимают упражнения при показе, чем при объяснении.

Успешное овладение в начальной школе торможениями «плу­гом» и «упором» при дальнейшем совершенствовании в последую­щих классах позволит учащимся легко изучить и одноименные повороты в движении.

Аналогичным способом поэтапно происходит освоение и по­переменного двухшажного хода. В начальной школе (в IV классе)

необходимо добиться согласованности движения в работе рук и ног в цикле попеременного двухшажного хода. Добиваясь согла­сованности в работе рук и ног, прежде всего необходимо научить школьников правильному маховому выносу руки вперед. С этой целью выполняются имитационные упражнения (размахивание руками) стоя на месте в положении посадки. При этом учитель обращает внимание учащихся на большую амплитуду движений, особенно при отведении рук назад (имитация отталкивания рукой), и энергичный маховый вынос почти выпрямленной руки вперед (при выносе кисть руки проходит около колена). После выполнения имитации движений школьники пробуют добиться согласованно­сти в движениях при скольжении по учебному кругу.

Между амплитудой в работе ног и рук существует четкая взаи­мосвязь: увеличение амплитуды в движении руками (размахивание) тут же влечет за собой и увеличение длины шага. На это следует обратить внимание учащихся. Рука выносится вперед почти вы­прямленной и поднимается впереди чуть выше плечевого сустава. Палка ставится на снег под углом примерно около 70° (кольцом назад). В момент постановки палки на снег рука чуть сгибается в локтевом суставе, но локоть всегда опущен вниз. Маховой вынос руки вперед и отталкивание назад всегда выполняются в плоско­сти плечевого сустава. Боковые отведения руки наружу или внутрь являются ошибками, они также могут привести к наруше­нию в согласованности движений.

Освоение согласованности движений в работе рук и ног является основной задачей обучения в IV классе, на этом и заканчивается изучение попеременного двухшажного хода в начальной школе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *