С чего начинают чтение сборочного чертежа

Как научиться читать чертежи: советы и рекомендации

Умение читать чертежи — основной навык студентов технических вузов и колледжей, особенно, со строительным или производственным уклоном. Чертежи относятся к технической документации, в которой содержится информация для строительства или производства. От того, насколько точно специалист читает эти бумаги, часто зависят жизни людей.

В учебных заведениях учат основам, которые помогут в дальнейшем разобраться в любых конструкторских документах. Эти правила универсальны, с ними вам станет легче понимать чертежи.

Что такое чертёж

Чтобы научиться читать чертежи, нужно знать, что это такое. Чертёж — не просто изображение, это конструкторский документ. В нём на плоскости с помощью линий, масштабирования, различных надписей и обозначений записывают всю важную информацию о проекте, которая необходима специалисту.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Чертежи бывают разными, например, теоретическими, сборочными, монтажными и так далее. На них объект представляют в общем виде, в разрезе или отдельными частями. Итоговое изображение зависит от его предназначения. Все виды чертежей объединяют правила, по которым их создают. Эти правила закреплены в ГОСТах, которые вы найдёте в единой системе конструкторской документации, которая постоянно пополняется.

Последовательность чтения чертежа

Информация в чертеже зашифрована специальными символами и терминами, чтобы она была универсальной и понятной любому специалисту. Также существует определённый порядок чтения чертежа. Если его придерживаться, вы ничего не упустите.

Нюансы

Чтение чертежа — кропотливый процесс, особенно на первых порах. Чтобы научиться читать чертежи, сначала ознакомьтесь с теорией в учебниках, лекциях и даже видео на YouTube. Чем чаще вы будете анализировать чертежи, тем быстрее разовьёте этот навык и визуальное мышление. Не пытайтесь запомнить все ГОСТы сразу, начинайте с малого: с оформления основной подписи, далее переходите к изучению самых частых линий и обозначений в чертежа.

Чертёж бывает практической частью учебной работы. Если это ваш случай и вы не уверены в своих силах, Мультиворк поможет получить зачет или отличную оценку. Оформите заявку, обсудите все детали с менеджером и не волнуйтесь за учёбу.

Источник

Карандаши и листы ватмана постепенно уходят в прошлое, уступая место цифровым технологиям и специализированным программам. Но принципы начертания остаются теми же и необходимо учиться чтению чертежей. В производстве и в строительных организациях широко распространено использование конструкторской документации, разработать которую без знания черчения невозможно. Для создания простых и комплексных трубопроводов и электроустановок, для сборочного узла и высотных металлоконструкций всё равно необходимо создавать проекты.

Основные правила чтения чертежей

Любая стойка или крепёж сначала воплощаются на листе бумаги или экране компьютера и лишь потом передаются в производственный цех. Для правильного понимания задачи, чтобы ответственный работник мог понять, где именно должно проходить наложение сварочных швов или делать отверстие нужного диаметра, надо уметь читать технологические документы.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

В машиностроении чертежи могут быть разными: существуют чертежи деталей, сборочные, схемы, спецификации и др. Технические рисунки должны изготавливаться согласно правилам государственных стандартов (ГОСТ) или Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Обозначения на чертежах в машиностроении

Допуски и посадки

Зачем это все нужно? Этот вопрос возникает не только у рабочего на производстве. Это задумано, чтобы на заводе не теряли время на постоянное измерение фактических размеров полученной детали, и без брака производили совместимые изделия.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Числовые значения верхнего и нижнего предельных отклонений указывают рядом с размерами шрифтом меньшей величины, чем для размерных чисел. Допуск – это диапазон отклонения от номинального размера. Поле допуска обозначают либо одной, либо двумя буквами основного отклонения и номером квалитета.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Посадка состоит из допуска на наружной, охватываемой поверхности, допуска на внутреннюю поверхность, и определяется величиной зазора или натяга. Посадки указывают с помощью дроби в правой части от размера, в числителе обозначение предельного отклонения, а в знаменателе аналогичное обозначение для совместимой детали.

Обозначения размеров

Величина детали обозначается соответствующими числами и линиями со стрелками на концах. Линии размеров непрерывны и располагаются параллельно за пределами контура детали.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Единицы измерения на чертежах не обозначаются, по умолчанию всё указывают в миллиметрах.

Выносные элементы

Бывают случаи, когда удобнее вынести и увеличить часть детали за пределы основного контура. По сути, это самые сложные участки рассматриваемого изделия. Обычно так поступают с деталями замысловатой формы для экономии места на чертеже.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Комплексную часть обводят либо кругом, либо овалом и подписывают римской цифрой. Выносному элементу этого фрагмента присваивают тот же римский номер в знаменателе, а в числителе указывают его масштаб.

Обозначение материалов в сечениях

Сечение – это изображение фигуры, получившееся после условного её рассечения. Оно показывает лишь формы детали, не раскрывая остальные сегменты, что располагаются за ним.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Сечения бывают вынесенными или наложенными. Первые отображаются за пределами формы предмета, вторые прямо на нём.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Контур сечения заполняют косыми сплошными линиями с углом наклона 45 градусов. Линии должны располагаться в одну и ту же сторону на всех сечениях для одной детали, учитывая и материал изделия.

Могут быть расположены в любом месте на чертеже, под произвольным углом, но в этом случае с добавлением в надписи слова «повёрнуто» над сечением.

Условные обозначения на чертежах технологической документации

На чертежах используют условные обозначения, установленные государственными стандартами. Это основы, в них описываются правила оформления знаков, букв, цифр, линий и так далее.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Обычно их на чертеже не разъясняют, за исключением обозначений, в которых необходимо указать номер стандарта. Всё-таки с ГОСТами необходимо ознакомиться для выполнения и распознавания чертежей или схем.

Это как раз тот случай, когда просто прочесть учебник по черчению недостаточно. Лучше всего пройти специализированные курсы или обучиться инженерным специальностям или другим профессиям, относящимся к производству или к строительству.

Умение читать технологическую документацию необходимо как инженеру, так и рядовому токарю.

В целом, машиностроение и другие отрасли используют ряд основных обозначений:

Буквенные, отражающие условные величины, например, радиус, шаг резьбы и многое другое.

Цифровые, выражающие значения размеров, величину угла и т. п.

Буквенно-цифровые, встречаются в основном в электрических схемах.

Графические – это базовые элементы технического рисунка. Ими отображают как структуру детали, материал изделия, так и её конструкцию (дверной или оконный проём и т. п.).

Все это необходимо для корректной подачи минимума информации на листе и последующего его верного прочтения.

Порядок чтения чертежей для начинающих

Помимо чертежей, также широко используется эскиз – это не технический чертёж. Это набросок предмета в произвольном масштабе, для изготовления которого не применяют чертёжные инструменты, и он не сопровождается надписями и размерами. Какие-либо знаки на нём и рядом с ним также не ставятся. Качество эскиза зависит от того, насколько он приближен к чертежу.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Чтение чертежа – это представление на двумерной плоской поверхности по изображениям объёмной формы предмета и его размеров и содержащее прочие сведения.

Но как научиться читать чертежи правильно? Существуют ли какие-нибудь простые, общие принципы для этого?

Чтение происходит в следующем порядке:

читается основная надпись чертежа;

определяется главный вид;

анализируются виды и мысленно объединяются в единое целое;

определяются размеры детали и её компонентов.

Пример чтения чертежа детали

Основная надпись говорит о том, что на данном техническом рисунке изображено резьбовое соединение, в частности, скрепление болтом. Также на ней указан код документа и индекс изделия. Масштаб чертежа выполнен в натуральную величину, а именно 1:1.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Главный вид представлен с наложенным сечением скрепляемых деталей. Соединение показано двумя проекциями. Отдельно представлен болт, с метрической резьбой и высотой 120 мм и 30 миллиметровым диаметром. Также изображена гайка на виде сверху. А вот размеры шайбы по данным этого чертежа неясны.

Заключение

Источник

Чтение сборочного чертежа

Материал по теме «Чтение и деталирование сборочных чертежей»

Чертежи сборочных единиц

Сборочный чертеж — это графический документ, содержащий изображение изделия и данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.

Сборочный чертеж в соответствии с ГОСТ 2.109—73 должен содержать:

· изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимосвязи ее составных частей;

· сведения, обеспечивающие возможность сборки и контроля сборочной единицы;

· размеры, их предельные отклонения и другие параметры, подлежащие контролю или выполнению по сборочному чертежу;

· указания о характере сопряжения составных частей сборочной единицы и методах его выполнения, если точность сопряжения обеспечивается не заданием отклонений размеров, а подбором, пригонкой и т.п.;

· указания о способе выполнения неразъемных соединений (сварка, пайка и др);

· номера позиций составных частей, входящих в изделие;

· основные характеристика изделия;

· габаритные, установочные, присоединительные, а также необходимые справочные размеры.

Спецификация

Спецификация – текстовый документ, определяющий состав сборочной единицы (комплекса, комплекта) и необходимый для ее изготовления, комплектования конструкторских документов и планирования запуска в производство.

Спецификация выполняется на отдельных листах формата А4 с основной надписью по форме 2 для заглавного листа и по форме 2а для последующих листов при большом числе составных частей сборочной единицы (ГОСТ 2.108—68). В спецификацию вносят перечень составных частей, входящих в специфицируемое изделие, а также конструкторские документы, относящиеся к этому изделию.

Чтение сборочного чертежа

Прочитать сборочный чертеж — это означает определить назначение, устройство и принцип работы изображенного на нем изделия. При этом выясняют взаимодействие, способы соединения и форму каждой детали.

Рекомендуемая последовательность чтения сборочных чертежей:

1. Ознакомление с изделием. По основной надписи выяснить наименование изделия, масштаб изображения и др.

2. Чтение изображений. Определить, какие виды, разрезы, сечения даны на чертеже и каково назначение каждого изображения. Выяснить положение секущих плоскостей, с помощью которых выполнены разрезы и сечения, а при наличии дополнительных и местных видов — направления их проецирования.

3. Изучение составных частей изделия. По спецификации выяснить их наименования, по чертежу — форму и взаимное положение. Изучить составные части изделия по порядку номеров позиций спецификации, причем изображения деталей сначала следует найти на том виде, на котором указан номер позиции, а затем — на остальных. Учесть, что при наличии разрезов выявлению формы детали способствуют одинаковые наклон и частота линий штриховки ее сечений.

4. Изучение конструкции изделия. Выяснить характер соединения отдельных деталей между собой. Для неразъемных соединений (сварных, клепаных, паяных и т.п.) определить каждый элемент и места их соединения, а для разъемных — выявить все крепежные детали.

5. Определение последовательности сборки и разборки изделия. Это завершающая стадия чтения чертежа.

Рассмотрим последовательность чтения сборочного чертежа изделия на примере пробкового крана (рис. 50).

На чертеже (см. рис. 50 ) представлены

На рис. 48 представлено наглядное изображение пробкового крана в разобранном виде, позволяющее определить форму каждой детали, порядок

сборки и разборки изделия, а также виды разъемных соединений.

Сборку изделия производят в следующей последовательности:

· вставляют коническую пробку в притертое коническое отверстие корпуса;

· устанавливают кольцо на цилиндрическую часть пробки, помещают сальниковую набивку между корпусом и пробкой, устанавливают втулку, навинчивают накидную гайку;

· надевают на четырехгранную поверхность пробки рукоятку, устанавливают шайбу и вкручивают винт.

Разборку крана производят в обратной последовательности.

С чего начинают чтение сборочного чертежа
Рисунок 49

С чего начинают чтение сборочного чертежаРисунок 50

Источник

Последовательность чтения сборочных чертежей

При чтении сборочных чертежей целесообразно придерживаться следующей последовательности.

1. Определить название изделия. Зная название изделия, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж.

2. Ознакомиться с описанием данного изделия (его паспортом).

3. Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже? В результате их сопоставления создается общее представление о форме и устройстве изделия.

4. Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выяснить по спецификации название первой детали и другие относящиеся к ней данные. Найти изображения детали по обозначению ее позиции. Определить форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.

5. Установить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, шрифта, варки, клепки и т.п.)? Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия?

6. Уяснить другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования и т.д.).

7. Определить, какими способами и в какой последовательности производится обработка необходима в процессе сборки?

Для примера прочитайте сборочный чертеж, приведенный на рис.4.1. Вопросы к нему расположены в последовательности, указанной выше для чтения сборочных чертежей. Вначале ответьте на них самостоятельно.

Вопросы к сборочному чертежу (см. рис.4.1.)

1. Как называется изделие?

2. Каково его назначение?

3. Какие изображения приведены на чертеже?

4. Сколько составных частей входит в изделие? Как называются дет.поз.1, 6, 9?

5. Сколько стандартных изделий используется в вентиле?

6. Какова форма деталей?

Ответы на вопросы к сборочному чертежу (см.рис.4.1.)

1. На сборочном чертеже изображен вентиль. Это название записано в соответствующей графе основной надписи.

2. Вентиль предназначен для того, чтобы пропускать или задерживать жидкость.

3. Чертеж содержит пять изображений: фронтальный разрез, вид слева, половину вида сверху в соединении с половиной горизонтального разреза, сечение В-В (неполное изображение) и вид А (вид по стрелке).

Фронтальный разрез и половина горизонтального даны для того, чтобы выявить внутренне устройство всего изделия и отдельных деталей, его составляющий. Сечение В-В приведено на чертеже, чтобы показать, как соединяют между собой шток и клапан. Вид А дан, чтобы пояснить форму детали 13 (маховик), показать, в частности, количество и форму спиц в нем.

4. Изделие состоит из составных частей 14 наименований. Так как некоторых деталей (болтов, гаек) в изделии больше, чем одна, то полное количество составных частей – 24 (см. в спецификации графу «Количество») (рис.4.2.)

Дет.поз. 1 называется «Корпус», дет.поз. 6 – «Крышка», дет.поз. 9 – «Шток».

5. В вентиле используются стандартные изделия четырех наименований: в том числе шесть болтов М10, шесть гаек М10, одна гайка М14 и один маховик.

6. Детали «Шток» спецификацией присвоена поз. 9. Найдя около главного изображения цифру 9, мы по концу линии-выноски, оканчивающейся точкой, определяем местонахождение детали в изделии. На чертеже (см.рис.4.1.) шток представлен на главном изображении, на виде слева, на половине горизонтального разреза, и на сечении В-В. Сопоставив все данные на чертеже изображения штока (на рис.4.11 они условно обведены цветом), мы устанавливаем, что шток имеет цилиндрическую форму. На одном конце его нарезана резьба под гайку М14 (см. спецификацию) и профрезерован призматический элемент квадратного сечения. Примерно посередине длины штока нарезана резьба. Другой коней штока имеет канавку и заканчивается специфическим элементом.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Рис. 4.11. Чертеж вентиля, на котором цветом выделена деталь «Шпиндель» (показаны и те контуры, которые на сборочном чертеже не видны)

Вращение штока обеспечивает передвижение клапана (поз.3).

Деталь «Корпус» (поз.1) для наглядности также выделена цветом на рис.4.12. Сопоставив все три ее изображения, устанавливаем, что она имеет цилиндрическое ступенчатое отверстие внутри. Сбоку, под прямым углом к этой цилиндрической части примыкает цилиндрический фланец. Верхний и нижний фланцы имеют по шесть, а боковой четыре отверстия под болты. (в таком же порядке рассматриваются другие детали).

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Рис. 4.12. Чертеж вентиля, на котором цветом выделена деталь «Корпус»

? Прочитать сборочные чертежи

Дайте ответы на вопросы к сборочному чертежу «Вентиль» (рис.4.47, а и б). Эти ответы в общей форме содержатся в помещенной ниже матрице вопросов, где каждый из них помечен цифрой. Эти цифровые обозначения даны в двух вариантах – первый вариант слева от ответов, второй – справа. Преподаватель укажет Вам, (первый или второй) какой вариант следует использовать. Найдя в матрице ответ на первый вопрос, Вы должны написать цифру, его обозначающую, затем найти ответ на второй вопрос и после тире написать относящуюся к нему цифру. Так нужно обозначать цифрами все ответы. В результате получится четыре строчки цифр, указывающих на I, II, III, IV разделы вопросов.

Пример записи ответов, но при помощи букв вместо цифр, приведен ниже:

I в – н – а – к – о – г – и

II о – н – к – г – а – и – в

IV и – а – о – к – г – н

Вопросы к чертежу «Вентиль» (рис.4.47)

1. Назовите виды и разрезы.

2. Как называют таблицу содержащую основные сведения о входящих в изделие деталях?

3. Где наносят на сборочном чертеже номера позиций?

4. Как называют изображение, выявляющее профиль резьбы, нарезанной на большом диаметре штока?

5. Как называют изображение, обозначенное «Вид А»?

6. Каким изображением выявлена форма спицы маховика?

7. Чему равен размер на просвет у труб, соединяющихся с корпусом?

1. Через отверстие в какой детали жидкость поступает из левого трубопровода в правый?

2. Какая деталь закрывает и открывает это отверстие?

3. Какая деталь передает вращение штоку?

4. Какая деталь поднимает и отпускает клапан?

5. Чему равен больший диаметр клапана?

6. Назовите номер позиции детали, изготовленной из технической бумаги.

7. Какие детали, кроме штока и крышки, имеют резьбу?

1. Какой элемент штока обеспечивает ему возвратно-поступательное движение?

2. Какое основное рабочее движение может совершать маховик?

3. При помощи чего вентиль соединяется с трубами?

4. Какое рабочее движение совершает шток при его вращении?

5. Как соединен шток с клапаном?

В какой последовательности разбирают вентиль?

Матрица к сборочному чертежу «Вентиль» (рис.4.47)

Вари-ант 1I. Изображение, размеры и другие данныеВари-антII. Детали, входящие в вентильВари-антIII. Взаимосвязь и характер перемещения подвижной деталиВари-антIV. Последова-тельность сборки и разборки изделияВари-ант 2
Фронтальный разрез, вид сверху, часть вида слева, соединенная с частью профильного разреза Местный вид «А» Вынесенное сечение Местный вид «Б» Выносной элемент Спецификация Габаритные размеры Масштаб увеличения 1 ½″ «Полки» на выносных линияхКлапан Корпус Крышка Уплотни-тель Шток Маховик Винт М6 х 12.58 Прокладка Набивка ГайкаРезьба трубная Возвратно-поступательное движение Резьба штока Вращательное движение Подъем и опускание клапана Винтовое соединение Резьба крышки Расклепка Клапан перекрывает отверстие Уплотнение набивкиГаечным ключом вывертывают крышку Отделяется клапан вместе со штоком Снимают маховик Вывинчивают винт Отвертывают уплотнитель Клапан не отделяют Вывертывают шток Вывертывают крышку Маховик вращается Снимают крышку

С чего начинают чтение сборочного чертежаС чего начинают чтение сборочного чертежа

Рис. 4.17.а Задание для упражнений Рис. 4.17.б Задание для упражнений

?Ответить на вопросы к сборочным чертежам:

1. Как называется изделие? Каково его назначение?; 2. Какие виды, разрезы, сечения даны на чертеже?

3. Сколько составных частей образуют изделие?; 4. Сколько деталей? Каково название и форма каждой детали?

5. Сколько стандартных изделий? Назовите их.; 6. Какими способами соединены детали между собой?

7. Какова последовательность сборки изделия?

С чего начинают чтение сборочного чертежаС чего начинают чтение сборочного чертежа

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Сборочный чертеж приспособления для крестовой обжимки

С чего начинают чтение сборочного чертежаС чего начинают чтение сборочного чертежа

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Сборочный чертеж головки пневматического патрона для зажима кольца по внутренней поверхности

С чего начинают чтение сборочного чертежа

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Сборочный чертеж головки пневматического патрона для зажима кольца по наружной поверхности

Источник

Тема: Чтение и деталирование сборочных чертежей.

Урок № 8

Тема: Чтение и деталирование сборочных чертежей.

Цель: Ознакомить с порядком чтения и деталирования сборочных чертежей.

Изложение материала.

Прочитать сборочный чертеж означает определить устройство, принцип работы, назначение изображенного на нем изделия, представить взаимодействие деталей, их форму и способы соединения между собой.

Последовательность чтения сборочного чертежа.

1. Ознакомление с изделием: по основной надписи определить наименование изделия, обозначение чертежа, масштаб изображения, массу сборочной единицы, проектирующую организацию.

2. Чтение изображения: определить главный вид, другие виды, разрезы и сечения, назначение каждого из них; выявить положение секущих плоскостей при формировании соответствующих разрезов и сечений; выяснить направление проецирования при наличии дополнительных и местных видов.

3. Изучение составных частей изделия: определить по спецификации количество и наименование входящих в сборочную единицу деталей, а по чертежу определить их форму, взаимное расположение и назначение. Изображение детали найти сначала на том виде, на котором указан номер позиции, а затем на остальных. При этом необходимо помнить, что одна и та же деталь на любом разрезе (сечении) штрихуется в одну и ту же сторону с одинаковым шагом.

4. Изучение функционального назначения изделия и его конструктивного решения:установить способ соединения отдельных деталей между собой, взаимодействие составных частей в процессе работы, внешнюю взаимосвязь с другими сборочными единицами и изделиями. Для разъемных соединений выявить все крепежные детали. Определить сопрягаемые поверхности и размеры, по которым осуществляется сопряжение деталей.

5. Изучение конструкции изделия:установить характер соединения деталей, их функциональное взаимодействие в процессе работы, соединение и взаимодействие с другими сборочными единицами. В случае неразъемных соединений определить каждый элемент соединения, например, каждый отдельный сварной шов. В разъемном соединении выявить входящие в него все крепежные детали. Для подвижных деталей установить процесс их перемещения при работе механизма, определить трущиеся поверхности и способы осуществления смазки.

6. Определение порядка сборки и разборки изделия. Это завершающая стадия чтения чертежа.

Деталированием называется выполнение рабочих чертежей детали по чертежу общего вида.

Размеры деталей измеряют на чертеже с учетом масштаба, указанного основной надписи. Исключение составляют размеры, нанесенные на сборочном чертеже. Размеры стандартных элементов (резьб, конусностей, «под ключ» и др.) уточняются по соответствующим стандартам.

Процесс деталирования целесообразно разделить на три этапа: чтение чертежа общего вида, подробное выявление геометрических форм деталей и выполнение рабочих чертежей деталей.

Чтение чертежа общего вида.

Результатом чтения чертежа общего вида должно быть уяснение состава деталей, входящих в сборку, их взаимного расположения и способов соединения, взаимодействия, конструктивного назначения каждой детали в отдельности и изделия в целом.

2. Подробное выявление геометрических форм деталей, подлежащих вычерчиванию, с целью правильного выбора главного изображения, количества и содержания других изображений на рабочих чертежах. По мере выявления форм деталей следует решать вопрос о выборе главного изображения и необходимости выполнения других изображений для каждой детали, выбрать масштаб изображения, формат.

Пример чтения и деталирования сборочного чертежа изделия «Тиски»

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Тиски данной конструкции служат для закрепления обрабатываемых деталей на металлорежущих станках.

Сборочный чертеж изделия «Тиски» содержит пять изображений, дающих представление об устройстве изделия. На месте главного вида выполнен фронтальный разрез, необходимый для уяснения взаимного положения элементов, входящих в изделие. На виде сверху с помощью местного разреза показано соединение пластин (поз. 6) с корпусом (поз. 1) и губкой подвижной (поз. 2). Разрез А-А дает представление о форме оснований губки подвижной (поз. 2) и корпуса (поз. 1), а также о способе их соединения. Разрез Б-Б дает представление о виде соединения подшипника (поз. 3) и корпуса (поз. 1). На разрезе В-В показана форма пластины (поз. 6) и расположение винтов (поз. 9), предназначенных для крепления ее к корпусу. На изображениях нанесены габаритные размеры (длина – 390 мм, ширина – 220 мм, высота – 150 мм), установочные размеры (межцентровые расстояния отверстий в основании корпуса – 155 и 160 мм, положение оси винта относительно основания корпуса 95 мм). В спецификации к чертежу приведен перечень всех деталей и стандартных изделий, номера их позиций на чертеже и количество. Сборочных единиц в составе рассматриваемого изделия нет. Сборочный чертеж изделия «Тиски» сопровожден описанием принципа работы изделия и сведениями о материалах, из которых изготавливаются детали (материал деталей поз. 1–3 СЧ 18-36 ГОСТ 1412-70, материал деталей поз. 4–7 Ст 5 ГОСТ 380-71

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Рис. 1. Сборочный чертеж изделия «Тиски»

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Рис. 2. Спецификация изделия «Тиски»

Деталь «Корпус» (поз. 1)

С чего начинают чтение сборочного чертежаРис. 6 Деталь «Корпус»

Деталь «Корпус» (рис. 6) изготавливается из отливки с последующей механической обработкой. Для производства таких деталей выполняют два чертежа – чертеж на деревянную или пластиковую модель для получения отливки и чертеж на механическую обработку. Разработка чертежей на отливки является узкоспециализированной темой литейного производства, поэтому рассмотрим чертеж на механическую обработку готовой отливки (рис. 7). На главном изображении деталь располагается так, чтобы основная базовая опорная поверхность заняла горизонтальное положение. Такое положение соответствует как положению детали на разметочной плите, так и в готовом изделии. В качестве главного изображения выбран полный фронтальный разрез. Для однозначного определения формы основания корпуса и положения отверстий для крепления на столе строгального или фрезерного станка выполняется вид сверху. Для определения формы стойки для пластины и направляющих выполняется местный вид А, соответствующий виду справа. Кроме того, для определения формы и размеров отверстия под винты и шпильки, выполнены разрезы А-А и Б-Б в масштабе увеличения.

С чего начинают чтение сборочного чертежаРис. 7. Рабочий чертеж детали «Корпус»

Задания.

1. В рабочей тетради записать тему урока ознакомиться с материалами темы урока.

2. Прочесть сборочный чертеж «Прихвата гидравлического» (смотреть рисунок 1 ниже). Порядок чтения сборочного чертежа изложен в теме урока.

3. В рабочей тетради, согласно порядка чтения, ответьте на поставленные вопросы.

Обратная связь:

Все задания, выставленные на сайте, по «Технологии ручной электродуговой сварке» отправить на эл. адрес: koshevaya_gi@mail.ru или в группе на стене в контакте.

С чего начинают чтение сборочного чертежа

Рис. 1 Прихват гидравлический.

Гидравлический прихват служит для быстрого и надежного закрепления на столах фрезерных и строгальных станков обрабатываемых заготовок деталей

Урок № 8

Тема: Чтение и деталирование сборочных чертежей.

Цель: Ознакомить с порядком чтения и деталирования сборочных чертежей.

Изложение материала.

Прочитать сборочный чертеж означает определить устройство, принцип работы, назначение изображенного на нем изделия, представить взаимодействие деталей, их форму и способы соединения между собой.

Последовательность чтения сборочного чертежа.

1. Ознакомление с изделием: по основной надписи определить наименование изделия, обозначение чертежа, масштаб изображения, массу сборочной единицы, проектирующую организацию.

2. Чтение изображения: определить главный вид, другие виды, разрезы и сечения, назначение каждого из них; выявить положение секущих плоскостей при формировании соответствующих разрезов и сечений; выяснить направление проецирования при наличии дополнительных и местных видов.

3. Изучение составных частей изделия: определить по спецификации количество и наименование входящих в сборочную единицу деталей, а по чертежу определить их форму, взаимное расположение и назначение. Изображение детали найти сначала на том виде, на котором указан номер позиции, а затем на остальных. При этом необходимо помнить, что одна и та же деталь на любом разрезе (сечении) штрихуется в одну и ту же сторону с одинаковым шагом.

4. Изучение функционального назначения изделия и его конструктивного решения:установить способ соединения отдельных деталей между собой, взаимодействие составных частей в процессе работы, внешнюю взаимосвязь с другими сборочными единицами и изделиями. Для разъемных соединений выявить все крепежные детали. Определить сопрягаемые поверхности и размеры, по которым осуществляется сопряжение деталей.

5. Изучение конструкции изделия:установить характер соединения деталей, их функциональное взаимодействие в процессе работы, соединение и взаимодействие с другими сборочными единицами. В случае неразъемных соединений определить каждый элемент соединения, например, каждый отдельный сварной шов. В разъемном соединении выявить входящие в него все крепежные детали. Для подвижных деталей установить процесс их перемещения при работе механизма, определить трущиеся поверхности и способы осуществления смазки.

6. Определение порядка сборки и разборки изделия. Это завершающая стадия чтения чертежа.

Деталированием называется выполнение рабочих чертежей детали по чертежу общего вида.

Размеры деталей измеряют на чертеже с учетом масштаба, указанного основной надписи. Исключение составляют размеры, нанесенные на сборочном чертеже. Размеры стандартных элементов (резьб, конусностей, «под ключ» и др.) уточняются по соответствующим стандартам.

Процесс деталирования целесообразно разделить на три этапа: чтение чертежа общего вида, подробное выявление геометрических форм деталей и выполнение рабочих чертежей деталей.

Чтение чертежа общего вида.

Результатом чтения чертежа общего вида должно быть уяснение состава деталей, входящих в сборку, их взаимного расположения и способов соединения, взаимодействия, конструктивного назначения каждой детали в отдельности и изделия в целом.

2. Подробное выявление геометрических форм деталей, подлежащих вычерчиванию, с целью правильного выбора главного изображения, количества и содержания других изображений на рабочих чертежах. По мере выявления форм деталей следует решать вопрос о выборе главного изображения и необходимости выполнения других изображений для каждой детали, выбрать масштаб изображения, формат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *