С чего начинать закаливание ребенка
Закаливание малыша
Для детей с сильным иммунитетом не страшны сквозняки, перепады температуры, холодный лимонад или дождик. Их организм способен справиться с проблемой и дать отпор вирусам и бактериям. Поэтому вопросам укрепления защитных сил организма педиатры уделяют большое внимание.
Как правильно начать закалять ребенка?
Закаливание рекомендовано сразу, как только малыш окажется дома, если патронажная сестра и педиатр не выявляют противопоказаний. Перечень процедур зависит от возраста, но все они подчиняются определенным правилам.
Итак, как правильно закалять ребенка в домашних условиях. Для этого нужно запомнить, что:
• Количество закаливающих процедур и их продолжительность наращивается медленно.
• Хорошее настроение: ребенок сыт, доволен и расслаблен.
• Соблюдение температурного режима: перегревание и переохлаждения недопустимы.
• Полное здоровье ребенка.
Противопоказания
• Болезненное состояние (повышенная температура, боль в животе, ОРВИ, обострение хронических заболеваний). Закаливание возобновляются через 10 дней после полного выздоровления
• У недоношенных младенцев мероприятия по укреплению иммунитета стоит отложить до того момента, когда он «догонит» сверстников по весу
• Если во время закаливания состояние младенца меняется (становится вялым или, напротив, возбужденным), сеанс рекомендуется прервать.
Все методики закаливания условно разделены на три большие группы: воздушные, водные и солнечные.
Как закалять маленького ребенка воздухом
Вторым видом воздушного закаливания являются прогулки, причем, чем больше и дольше, тем лучше. Главное, чтобы малыш был одет по погоде, не мерз, но и не перегревался.
Как правильно закалять ребенка водой
Водные закаливания мы начинаем с обтираний. Они выполняются в определенном порядке: руки, грудка, спина и ноги. Рука взрослого идет по направлению от периферии к центру, например, от пальчиков рук к подмышке малыша. Температура воды вначале составляет 35 С, затем раз в несколько дней уменьшается на один градус. Оптимально довести воду до 25 градусов. Малыш привык к обтираниям? Пора подключать обливания. Действовать рекомендуется по той же схеме: начинать воды 35 градусов с постепенным уменьшением до 22-25 градусов. Последовательность следующая: плечи, ручки, спинка и ноги и в завершении —голова. Обливания младенцев обычно проводят после гигиенической ванны, у детей старше 12 месяцев водные процедуры разрешается осуществлять отдельно. В теплую погоду можно обливать малыша на улице.
Закаливание солнцем
Пребывание под лучами солнца повышает иммунитет и стимулирует выработку витамина D, отвечающего за крепость и здоровье костей и зубов. Малышам до года рекомендован рассеянный солнечный свет, «поймать» который можно под кроной деревьев. Дети старше 12 месяцев могут находиться под прямыми солнечными лучами с соблюдением ряда условий:
• Свободная светлая одежда из натуральных тканей
• Светлая панама на голове
• Солнцезащитный крем на открытых участках кожи
• Время «правильного загара: до 11 часов дня и после 16 часов после полудня
Как повысить иммунитет дома: правила закаливания детей и подростков
О том, что закаливание полезно, знают все. Однако многие представляют данную процедуру как обливание водой, окунание в проруби или растирание снегом зимой. Так ли это? Или можно без стресса добиться здорового духа в здоровом теле?
Содержание:
Что такое закаливание
Закаливание – это система процедур, которые помогут защитить организм от гриппа, простуды и инфекционных болезней. Также закалка повышает качество жизни: улучшает сон и пробуждает аппетит, помогает вырастить ребёнка выносливым и энергичным. И до сих пор ещё не придумано средство для повышения иммунитета лучше. Кроме того, закаливание не требует денежных средств и доступно каждому.
Закалённому малышу не страшны перепады температур, ветер, сквозняки и вирусы. Такой ребёнок реже болеет и гораздо легче переносит респираторные заболевания, имеет меньше проблем с кожей, нервной и пищеварительной системой, и даже с психикой (подробнее об этом можно почитать в научном исследовании российских специалистов).
Но, как и другие подобные процедуры, закаливание имеет свои нюансы и даже противопоказания. Чтобы получить желаемый результат, нужно следовать рекомендациям.
Когда начинать закаливание
К закаливанию можно приступить сразу, как только новорождённый после выписки приедет домой. Впрочем, начать закаляться не поздно никогда. А следуя всем правилам, вы сможете достигнуть такого же результата, как если бы занимались этим с раннего возраста.
Основным фактором, мешающим начать закаливание рано, является психологическая неподготовленность родителей. От страхов и сомнений следует избавиться ради здоровья крохи, желательно, ещё до самих родов. Если это сделать не удалось, можно начать прямо сейчас: освободить кроху от лишней кофточки или шерстяных носочков. Излишняя одежда приводит к тому, что организм привыкает к таким тепличным условиям, и, как следствие, незначительное понижение температуры в дальнейшем будет каждый раз заканчиваться переохлаждением.
Также на решение родителей приступить к закалке ребёнка влияет мнение окружающих, особенно старшего поколения. Вы должны быть готовы, что даже близкие могут не оценить положительно ваши действия. Но важно помнить: малышу нужно прививать здоровый образ жизни с первых дней, чтобы ничье мнение по этому поводу не смутило ребёнка в будущем.
О том, как правильно повысить устойчивость малыша в различных условиях окружающей среды, смотрите в видео ниже:
Индивидуальный подход
Следует помнить: одинаковых детей не бывает и в закаливании нет общего и наилучшего подхода для всех. Возможно, именно вашему крохе какая-то процедура не подойдёт. В любом случае, если ребёнку что-то не нравится, настаивать не стоит. Пользуйтесь простым правилом: перед тем, как дать малышу что-то, попробуйте это на себе.
Что важно знать и как приступить к закалке
Разумеется, разрешение у педиатра можно ли ребёнку бегать босиком дома не требуется. Однако если вы решили всерьёз заняться закаливанием малыша, важно получить консультацию специалиста: убедиться, что ребёнок здоров, знать, когда он болел последний раз и не обострились ли его хронические заболевания. Больному или не совсем выздоровевшему ребёнку закалка может навредить.
Также важно помнить, что для закаливания существуют противопоказания. Например, заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, а также перинатальное поражение ЦНС. Безусловно, глубоко недоношенным детям закаливание с первых дней противопоказано.
Виды закаливающих процедур и правила их проведения
Все способы закаливания делятся на 2 группы: общие и специальные. Первые включают в себя режим дня, физическую активность и правильное питание. Специальные – это закаливание с помощью естественных факторов (воздух, солнце и вода). Педиатры рекомендуют начинать (особенно часто болеющим детям) с наименее сложного способа – воздушных ванн.
Воздушные ванны
Самый простой метод, который подходит даже грудничкам. После сна и перед ним малышу можно дать полежать без одежды пару минут. Температуру в квартире нужно снижать, но не резко (в течение нескольких месяцев) до 18° С. А саму продолжительность процедуры нужно увеличивать до 15-20 минут.
Важно завершить мероприятие до того, как кожа ребёнка покроется мурашками. Перед тем, как одеваться, можно осторожно растереть кожу малыша тканевой мягкой рукавичкой.
Закаливание на воздухе включает следующие методы:
Прогулки и игры
Игры на свежем воздухе укрепляют иммунитет, повышают двигательную активность ребёнка и дарят хорошее настроение. Грудничкам прогулки на открытом воздухе помогают крепко спать.
Ребёнок должен быть одет по сезону, но не укутан множественными слоями одежды. Следить нужно как за тем, чтобы он не замерз, так и за тем, чтобы он не вспотел – это показатель того, что вы слишком тепло одели малыша.
Проветривание
Проветривайте помещение, где живёт малыш, минимум 4 раза в день, особенно перед сном и после него – утром. Летом, когда тепло, окно можно и вовсе оставить открытым на всю ночь. Оптимальная температура воздуха в детской должна быть следующей:
Возраст | Лето | Зима |
До 3-х лет | 20-22° С | 22-23 °С |
Старше 3-х лет | 20-18 ° С | 20-22 ° С |
Правильно подобранная одежда
Малыша с рождения важно не утеплять чрезмерно, чтобы он не потел и не перегревался. Идеальная детская одежда – лёгкая, удобная и сухая.
Ходьба босиком
Данная процедура не только улучшает здоровье, но и представляет собой великолепную профилактику плоскостопия. Начинать ходить босиком нужно дома, далее, когда на улице потеплеет, можно пробовать гулять босиком и там: сначала по более приятным поверхностям – песку и траве, потом и по мелким камушкам, гальке и ракушкам. Лучше гулять на пляже, даче, в парках, где невелик риск травмировать ножку малыша мусором.
Закаливание водой
Это один из самых действенных методов иммунопрофилактики, но начинать его стоит после того, как ребёнок освоил воздушный способ закалки. Способ состоит из различных процедур: контрастный душ, протирание мокрым полотенцем, обливания и плавания в открытых водоёмах.
Закаливание грудничков (до года):
Маленьких детей с 2 месяцев можно протирать влажными, прохладными салфетками. В качестве подготовки кроху до небольшого покраснения растирают сухой махровой варежкой. Кожа адаптируется и после этого следует приступить к обтиранию. Сначала температура воды должна быть не прохладнее 35° С. Затем каждые несколько дней её понижают на один градус.
Когда малыш адаптируется, переходят уже к активным действиям.
Инструкция, как закалять малышей с первых дней:
Каждые 3-4 дня температуру воды понижайте на 1 градус, пока разница не станет в 15 градусов. Когда это произойдёт, малыша во время купания нужно продолжать обливать прохладной водой.
Закаливание детей от 1 года:
К 2-3 годам дети, как правило, начинают посещать дошкольные учреждения. И многие малыши начинают часто болеть. Поэтому важно укреплять иммунитет ребёнка закаливанием:
Школьникам или подросткам, которые ещё не имеют опыта в закаливании, придутся по нраву умывания холодной водой. Как правило, это даётся им легче, чем обливания. Когда такое умывание станет обычным делом, можно постепенно переходить на шею, плечи, руки до локтей, а затем и на всё тело. Температура воды для начинающих должна быть теплой – 28-30° С, затем постепенно её нужно понизить до 15-18° С. Делать это нужно медленно: не более 1° С через 5-10 дней.
Также можно мыть и руки прохладной водой, важно лишь убедиться, что ребёнок не замёрз, чтобы не ухудшить его состояние.
Морская вода в домашней ванной
О пользе морских купаний наслышаны все, но мало кто знает, что в простой ванне можно устроить настоящее море – для этого понадобится только морская соль. Ещё в прошлом веке учёные доказали, чем полезны такие ванны: хлоридно-натриевая вода воздействует не только на терморецепторы кожи, но и нормализует деятельность нервной системы. Продолжительность купания в соли не должна превышать 15 минут.
Обливания прохладной солёной водой заметно улучшают кровообращение. Если после такой ванны не ополаскивать ребёнка, то оставшийся «соляной слой» на коже продлит эффект на несколько часов.
Контрастный душ
Ещё один великолепный метод – душ с чередованием холодной и горячей воды. Эффект вы получите сильнее, если разница температур будет максимальной. Начинать стоит осторожно и постепенно. Сперва нужно прогреть ребёнка, а затем облить его прохладной водой, а ступни и руки можно окунуть в холодную воду и снова включить теплую. После трёх повторений, душ следует закончить холодным обливанием. В окончании ребёнка заворачивают в полотенце.
Обливание
Процедура подразумевает обливание тела водой. Начинают с комфортной температуры воды, а каждые 1-2 дня понижают на градус. Если к столь радикальным мерам вы не готовы, можно попробовать сперва обливать только ноги. Помните, что обливание прохладной и холодной водой – вещи разные и детям, безусловно, рекомендуется выбрать менее агрессивный вариант.
Купание в открытом водоёме
Плавание в водоёме или бассейне – это одновременно и закалка, и спорт. Температура воды для начала не должна быть ниже 22 ° С, а само время плавания ребёнка нужно контролировать: чем он младше, тем меньше времени должен купаться. Если у малыша посинели губы, мурашки по коже, следует незамедлительно вытащить его из водоёма или бассейна, согреть и дать тёплый напиток.
Закаливание солнцем
Солнечные ванны начинают с прогулки в тени деревьев. Оптимальная температура воздуха от 22° до 29 ° С. Ребёнок обязательно должен быть в панаме. Через 1-2 дня выставляют на солнце открытые ручки и ножки малыша на 5 минут. После появления у ребёнка лёгкого загара, допустимо раздеть его до трусиков. Пребывание на солнце за 1 раз увеличивают с 5 до 10 минут, при этом находиться под прямыми лучами рекомендовано до 50 минут в день. Во время процедуры предлагайте малышу пить больше жидкости, а после желательно облить с головы до ног прохладной водой.
Важно всегда помнить: пребывание на солнце возможно только утром с 9 – 11 часов и после обеда с 16 до 18 часов, когда солнечная активность не столь высока.
Если же ребёнок сильно вспотел, а его лицо покраснело, возможно, у него перегрев. Малыша необходимо срочно увести в тень, напоить и умыть прохладной водой.
Для хорошего результата, важно сочетать вышеперечисленные методы. Подробнее о них в видео:
Это традиционные методы закаливания. Нетрадиционные же основаны на резком контрасте температур – это обливание ледяной водой, растирание снегом и т.п. Безусловно, эти способы имеют противопоказания, и относиться к ним следует осторожно. Детям, особенно дошкольного возраста, они не рекомендуются.
Закаливание горла
Укреплять горло важно и детям, и взрослым, чтобы уберечься от осложнений при простуде, а также повысить иммунитет. Основной принцип этого метода – на слизистую горла происходит воздействие холодом. Как результат, слизистая привыкает и в дальнейшем спокойно реагирует на переохлаждение, холодные напитки и мороженое.
Пробовать закалять горло лучше в летнее время, когда ещё не стартовал сезон ОРВИ. Такие тренировки будут действенными, если их проводить дважды в день: с утра и вечером.
Методики закаливания горла:
– питье
Этот метод даёт эффект очень быстро. Начинают с жидкости (вода, морс) комнатной температуры, постепенно понижая градус. Пьют маленькими глотками.
– полоскания
Наиболее безопасный способ даже для тех, кто часто болеет. Метод заключается в полоскании дважды в день горла водой температурой 25° С. Каждые 4 дня градусы понижают, постепенно доводя воду до температуры 15° С.
– мороженое
Самая желанная процедура у детей и не только. Начинают с 1 чайной ложки размягчённого мороженого, постепенно увеличивая порцию. Но не злоупотребляйте сладким лакомством.
А как быть зимой?
С наступлением морозов, с закаливанием необходимо проявлять осторожность. Если ребёнок простыл, процедуры лучше отложить. Но когда малыш здоров, даже зимой не стоит пренебрегать закаливанием, лучше соблюдать правила:
Правила закаливания
Будет ли закаливание успешным, зависит от родителей. На самом деле для этого требуется не так уж много. Главное в закаливании, чтобы оно было регулярным, а не несколько раз в год по настроению. От правильных действий взрослых зависит понравится малышу закаливание или нет. Важно не испугать ребёнка и не настаивать на процедуре, если он категорически не хочет её. А если вы ещё и превратите процесс в весёлую игру, всё точно пройдёт позитивно. Так, маленькими шагами вы с малышом достигнете большой цели.
С чего начинать закаливание ребенка
Основные эффекты закаливающих процедур:
— укрепление нервной системы;
— развитие мышц и костей;
— улучшение работы внутренних органов;
— активизация обмена веществ;
— невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.
Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей.
Основные принципы закаливания:
проводить закаливающие процедуры систематически;
увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно;
учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры;
начинать закаливание в любом возрасте; лучше в весеннее время;
никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка;
избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце;
правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов;
закаливаться всей семьей;
закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем;
в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.
Закаливающие воздушные процедуры:
Проветривание комнаты. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть от 20 до 22 градусов. Проветривание зимой можно проводить в присутствии ребенка. За счет открытых форточек и окон быстро достигается снижение температуры воздуха на 1 градус. Повторяют проветривание зимой 4-5 раз в день, а летом доступ свежего прохладного воздуха должен быть постоянным. Сквозное проветривание проводят при отсутствии ребенка в комнате. Методы закаливания делятся на традиционные и нетрадиционные. Наиболее удобными и физиологически обоснованными являются традиционные методы закаливания воздухом. Это объясняется тем, что потребность растущего организма в кислороде более, чем в 2 раза превышает таковую у взрослых. Пребывание ребенка на свежем воздухе имеет важное оздоровительное значение. Солнечные ванны также являются хорошей закаливающей процедурой. Инфракрасные лучи солнечного спектра оказывают на организм тепловое воздействие, что способствует улучшению кровотока. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке витамина Д и повышают обменные процессы. Они оказывают бактерицидное действие, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям. Прогулки на свежем воздухе должны проходить ежедневно и составлять не менее 2-хчасов.
Воздушные ванны: при первых признаках переохлаждения ребенка и появлении “гусиной кожи”, посинения губ, беспокойстве, малыша следует немедленно одеть!
Закаливание водой может проводиться, как местные или общие процедуры.
К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны.
Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка
Существуют специальные правила закаливания:
1. необходим психологический настрой;
2. важна систематичность занятий;
3. нужно учитывать сезон, не стоит начинать закаливание весной и осенью т.к. возможны простудные заболевания и обострение хронических;
4. закаливание должно быть комплексным: активным и пассивным, общим и местным;
6. учитывать индивидуальные особенности ребенка и климатические факторы;
7. закаливание должно приносить радость
Интенсивные методы закаливания
К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры. Ведущим должен быть принцип использования контрастных воздействий т.к. он обеспечивает оптимальную тренировку термрегуляционных механизмов.
Основные виды контрастных закаливающих процедур:
контрастные ножные ванны;
сауна; русская баня
ЗАКАЛИВАНИЕ
Как не стыдно человеку
Чуть чего бежать в аптеку!
Ты прими хоть сто пилюль,
Все равно здоровья — нуль!
Зато у матушки-природы
Полным-полно других даров.
Прими леса, поля и воды,
И гор хребты, и неба своды —
И ты практически здоров!
Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель — опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные — своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад… Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло — его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным — закаливать. А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ — повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Наши задачи совершенно иные.
Во-первых, объяснить суть закаливания, его цели и способы их достижения.
Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное, но гордое название «закаливающие процедуры», взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название «простудные заболевания». К наиболее частым причинам «простуд» относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги или выпили холодного лимонада). С одной стороны, взаимосвязь «холод-болезнь» совершенно очевидна, с другой — совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными — собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз, — невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам Природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий — провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникает лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды. Стабильность этих условий — например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) — приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные — движущийся воздух, именуемый страшным словом «сквозняк», или температура в комнате +17 °С, — становятся источником повышенной опасности.
Тем не менее естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо.
Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное — сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался.
Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем: были не правы. Готовы исправляться.
С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека — неважно, взрослый это или ребенок, — постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая — факторы естественные (природные): знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая — факторы цивилизации: место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям вполне может быть устранено. Для этого надо совсем немного — принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с «вредностями цивилизации». Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы. Логичное следствие — многократное повышение устойчивости организма, снижение как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении — школа, домашние задания, многочасовые бдения возле телевизора или компьютера, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить: дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании, как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни, весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять.
Совершенно особый вопрос — посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на «плохую погоду» и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии — мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа — это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа — источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут-то было…
Почему математика четыре раза в неделю, а физкультура — два? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 — перекличка, «равняйся», «смирно», «на первый-второй рассчитайся». Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса! Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема «закаливание»! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка — отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, три почетные грамоты, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она пять раз болела ОРЗ и один раз — бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать, и был поддержан на семейном совете (пять голосов «за», теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра «Закаливание». Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица — с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали — начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 °С, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано: в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С… В принципе, закаливать оказалось очень даже просто — каких-то десять минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, — с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой — очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15—20 минут в день на закаливающие процедуры, взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют.
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания. Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории — практический способ закаливания: сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра — минуту, послезавтра — две минуты, в идеале — через три месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги — болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном две-три минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев «закаливающие процедуры» не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей.
Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы — мол, мы сделали все, что могли.
Так что, не закаливать? Закаливать, но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открывания форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные для исполнения: гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому выбирать количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день — влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух — не из окна, а в лесу, цветы — не в вазе, а в поле, воду — в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем — печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: «все свободное время — гулять». Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать: «прохладный душ по утрам». Надо ведь иметь горячую воду — без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания +15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию, можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий — болезнь ребенка сама по себе требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос «что делать?».
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант — относительно пассивный — коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать, мы уже определили. Сразу же заметим — подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант — активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5—10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5—10 минут — комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого — максимум 30 минут. Дома — водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень. Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий: собственная двигательная активность + вода и свежий воздух + общение с любимым родителем. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему — не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:
1) систематичность — раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;
2) постепенность — плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;
3) учет индивидуальных особенностей — возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.
Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания — родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание никоим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней: если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа — «благополучно» заболеет, как и остальные, «незакаленные». Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное.
Ребенок не нуждается в закаливании.
ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни.
Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая прохладная детская комната в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.