С чего начинать учить географию

География

Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов

Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы

План урока:

Введение

География одна из наук о планете Земля — нашем общем доме, единственная планета Солнечной системы, где живёт представитель вида Homo sapiens — человек разумный. На ней обитают и мирно сосуществуют многочисленные представители животного и растительного мира. Есть материки, океаны и воздух, без которого жизнь невозможна. К сожалению, обитаемые миры, покорённые человеком галактики и вселенные, остаются реальностью только в мире научной фантастики.

Земля из космоса (вид с поверхности Луны)

Пределы обитаемой Ойкумены — это то, что изучает география. Границы изведанного мира значительно расширились, когда человек впервые облетел планету, вышел в космическое пространство, смог месяцами и годами жить и работать в условиях невесомости на станциях, выведенных на планетарную орбиту. И всё-таки, несмотря на активное развитие науки и технологии, единственной космической поверхностью, на которую ступил человек, остаётся наш спутник Луна.

Борьба за первенство в космосе потеряла свою актуальность, но возросла роль географии в современном мире. Сегодня ни одной стране мира, насколько бы развитой она не была, не вытянуть космические путешествия за пределы системы Земля-Луна только с помощью своего экономического потенциала. Поэтому вопрос о том, зачем необходимо изучать географию, актуален именно сейчас, потому что будущее за совместными мировыми проектами. Именно коллективное сотрудничество множества стран, участвующих в строительстве, разработке, выделении финансовых средств и интеллектуальных ресурсов способно помочь человечеству подняться в освоении космоса на ещё одну ступеньку.

Сегодня подобный проект уже существует — это международная космическая станция (МКС), построенная силами нескольких государств (начало строительства — 1998 год), изначально ведущих в космической отрасли. Россия лидер ещё и потому, что первая в мире запустила на орбиту Земли отечественную космическую станцию «Салют».

Международная космическая станция

Следующая станция после Луны для молодого поколения ясна — это Марс. А сейчас самое время знакомства с новой наукой, которая поможет понять значение географии в целом, узнать, насколько наша планета уникальна и неповторима не только в Солнечной Системе, но и сама по себе, несущая жизнь во всём многообразии видов.

Земля — это не только одна из планет Солнечной системы, ей посчастливилось быть обитаемой. Поэтому роль географии в решении глобальных проблем человечества велика и воистину необъятна. Человека окружает удивительный по красоте, многообразный и неповторимый мир. В нём действуют свои законы и ежесекундно происходят те или иные природные процессы и явления, которые влияют на человека положительно или отрицательно.

Вид на гору Фудзияма, Япония

Северное сияние, Финляндия

Люди видят смену сезонов года, как рассветы сменяются закатами, а по небу проносятся облака и грозовые тучи. Становятся свидетелями разрушительных землетрясений, извержений вулканов, наводнений и цунами. Читают новости о новых видах животных и растений, об изменении границ и названий государств и о многом другом. «Что», «где» и «почему» — главные вопросы, которые издревле волнуют людей. Роль географии в жизни человека состоит в том, чтобы объяснять природу происходящих вокруг процессов и явлений.

Извержение вулкана Шивелуч, Камчатка, Россия

Волна цунами, высотой в 1,5 метра, Япония

Тема географии и географических фактов широко представлена всемирным кинематографом. Создано богатое наследие художественных и документальных фильмов о роли географии в мире. Ей посвящали свои труды — стихи и прозу — поэты и писатели золотого и серебряного века: И. Ландо, Ф.Тютчев и т.д.

Не отстают от признанных мастеров пера и школьники 21-го века. Перевернув первую страницу учебника, они незаметно погружаются в мир интереснейшего предмета, узнавая истинную роль географии в современном обществе. Свои эмоции от регулярных географических открытий они стараются перенести на бумагу.

Одно из главных значений географии в жизни человека — это расширение его кругозора. На протяжении жизни люди своими глазами видят, как меняется мир, в котором они живут. Изменения русел рек и климата, появление и исчезновение озёр, новых видов животных и растений, государств и тому подобное происходит не где-то на Марсе или Венере, а рядом с нами каждый день. Быть частью этих изменений, понимать их причины, уметь прогнозировать будущее и стремиться сделать жизнь на планете лучше — этому и учит удивительная географическая дисциплина.

Южная часть России (вид из космоса)

Что изучает география и кто её придумал?

В целом, география — это наука о Земле. Термин образован из двух греческих слов «гео» (земля) и «графо» (пишу, описываю).Дословно переводится как «описание земли» или «землеописание». Следовательно, география естественная наука, цель которой описывать процессы, происходящие в окружающем пространстве. Почему именно греческие слова стали основой для ввода нового термина в жизнь?

С этим географическим моментом связана интереснейшая история, возраст которой более 2000 лет.

Считается, что имя учёного, давшего название науке «география», Эратосфен Киренский, величайший древнегреческий философ. Он жил на рубеже 3-го и 2-го веков до нашей эры. Сегодня можно с уверенностью сказать, насколько мощным для развития науки стал прорыв, которому с лёгкой руки дал старт Эратосфен, вклад в развитие географии этого человека оказался воистину великим.

Основоположник науки «география» впервые использовал термин в своих философских трудах. До нашего времени сохранились упоминания о книге Эратосфена «география». Хотя ничего удивительного в этом нет — он был вторым главным хранителем знаменитой Египетской Александрийской библиотеки (после грека Зенодота Эфесского, филолога и поэта, комментатора Гомера), существовавшей в античной Александрии. Естественно, что ему был открыт доступ к трудам соотечественников, и тех, кто жил до них.

Именно доступ к многочисленным материалам побудил античного учёного создать обобщённый географический трактат. На вопрос, что сделал Эратосфен для географии, кратко можно ответить следующим образом: он заново переписал данные обо всех населенных землях своей эпохи. При этом Эратосфен опирался только на фактический материал, подтвержденный папирусами и другими источниками знаний.

Благодаря своему труду на многие века Эратосфен стал тем, кто открыл географию как науку. Причина не только в том, что он придумал своему детищу новое имя. Живой ум учёного выхватил из изученных описаний важные факты и впервые сформулировал причинно-следственные связи, которые до сих пор являются актуальными. Поэтому недаром считается, что Эратосфен — «отец» географии.

Прежде всего, надо разобраться в том, какой вклад в географию внёс Эратосфен, почему он запомнился своим современникам больше всего, и как вышло, что именно его выводы дошли до нашего времени почти в неизменённом состоянии.

Умозаключения Эратосфена помогли в дальнейшем сформировать критерии, по которым определился главный предмет пристального изучения новой дисциплины. В данном случае «земная поверхность» — это то, что изучает физическая география с древних времён и до наших дней. Эратосфен оказался не только выдающимся аналитиком античности, но и настоящим учёным, оказавшим влияние на развитие науки географии на последующие тысячелетия.

Роль, значение и место географии в хозяйственной деятельности человечества

Говоря о роли географии в целом, надо помнить, что её суть почти не изменилась. Ведь недаром вопрос: «Почему географию называют древней наукой?» — считается уместным до сих пор. Современный человек, вооруженный знаниями и новейшими технологиями, занимается тем же, что и человек древнейший: описывает и изучает поверхность земли и её изменения, отображая это в доступной ему форме. В отличие от наших далёких пращуров, которые оставляли свои знания об окружающем мире в виде примитивных угольных рисунков на стенах родной пещеры, в распоряжении человека имеется более широкий спектр инструментов и приборов. С их помощью он описывает новое явление и фиксирует его различными методами: графическими, в виде текстового файла, 3Д формата, телеметрии и т.п.

Метеостанция Владивосток, Россия

Первоначальному накоплению географических знаний, как ни странно, способствовали междоусобные и захватнические войны. Отсюда начинается отсчет, сколько лет науке географии. Издревле завоеванные земли заселялись семьями победителей, народности смешивались, росла торговля, а вместе с ней и спрос на экзотический товар и специи.

Древний Египет, как самый процветающий и сильный регион, снаряжал военные компании в центральную часть Африканского континента, по побережьям Красного моря и Средиземноморья ещё в начале 3-го столетия до н.э. Соответственно, кругозор людей расширялся. Копились и приумножались знания об окружающих пространствах, прогрессировали умения в области использования небесных светил как основных ориентиров, облегчавших путь древним путешественникам. Поэтому роль географии в жизни общества росла, так как от правильных знаний, например, зависел успех ведения земледелия и скотоводства. Если бы люди не наблюдали ежегодно за разливом рек и другими периодическими природными явлениями, древние отрасли хозяйства не смогли бы успешно развиваться. Таким образом, география способствовала появлению древних календарей и заложила основы, объясняющие смену сезонов.

Тогда же силами и наблюдениями предков современных пакистанцев были открыты муссонные ветра, влияющие на земледелие и животноводство Юго-Восточной Азии. Географические компоненты присутствуют и в древнеиндийских трактатах. Например, в «Ведах» есть целая глава о космологии того времени, а в «Махабхарате» имеется список океанов, горных систем и священных рек.

Подводя краткий итог, можно с уверенностью сказать, что в начале своего развития география имела значение описательного характера. Где бы человек ни жил, он всюду занимался накоплением знаний, которые передавались из поколения в поколении не только обменом личного опыта, но и посредством сложения поэм, стихов, философских трудов и т.п.

Передача и обмен знаниями

Ответ на вопрос, «какие объекты изучает география?» многолик и многогранен. Парой слов его не охватить. Потому что географическая оболочка, в которой живёт человек — это сложная структура, в которой все природные элементы тесно взаимосвязаны между собой. Нарушить связи между ними проще простого, понять и сохранить неизменными — намного труднее.

Однако, специфичность и многочисленность объектов исследования привели к тому, что единая географическая дисциплина разделилась на ряд узконаправленных отраслевых ветвей. И теперь география это система наук!

Система географических наук (Источник)

Основное деление коснулось природы и экономики. Поэтому география в системе географических наук делится на две части: физическую и экономическую, изучает природу и законы развития мирового хозяйства соответственно.

С недавнего времени выделяют и третью — социальную, так как эра глобальных географических открытий уже закончилась, а изучение условий жизни и деятельности населения планеты как части природы происходит до сих пор.

Существует и неофициальное деление, в котором отдельно от этих трёх ветвей выделяют географическую картографию.

Однако и это не предел разделения. Вопросы в каждый части географии настолько объёмны, что каждая отраслевая группа дробится дальше, напоминая дерево с ветками. Например, физическая география распадается на три подгруппы, анализирующие разные предметы исследования.

Эти научные дисциплины тоже объёмные, поэтому имеют свою иерархию по видам изучаемых объектов. Они могут объединяться в общий альянс, изучая один элемент географической оболочки, но под разными углами. Так, в частности, альянс по изучению водных объектов подразделяется на следующие науки-категории:

В зависимости от глубины исследования и количества предметов изучения, эти науки дробятся дальше. Например, гидрология изучает воду во всём её многообразии, но вода это не только дождь и снег. На планете множество водных объектов, требующих более детального изучения. Так возникла лимнология, изучающая озёра планеты и их особенности, болотоведение, где из названия уже ясен предмет пристального внимания учёных-географов и т.п. Подобное дробление необходимо, чтобы успешно решать задачи современной науки географии.

Разнообразные типы почв и живых организмов «раскладывают по полочкам»:

Развитие технического прогресса в течение 20-го века показало, как география связана с другими науками. Стали появляться новые географические учения, возникающие на стыке соприкосновения с иными самостоятельными не географическими дисциплинами. Так, например, появилась география:

Изучив богатое на ветви географическое древо, можно подвести итог, зачем изучать географию: предмет настолько многогранен, что необходимы десятки других дисциплин, чтобы понять что, как и почему происходит на планете в целом и вокруг человека в частности.

Как изменялась специфика предмета изучения географии с древних времён до настоящего времени

Сегодня поразительно думать о том, что история развития географии как науки началась в глубокой древности. Для накопления знаний о земной поверхности и отображении их на географических картах и в описаниях, человечеству потребовались тысячелетия. Причём, география живая наука, и накопительный процесс познаний продолжается до сих пор. Современным школьникам и студентам достаточно открыть атлас — и весь мир перед их глазами. Тогда как их современники, жившие более двух тысяч лет назад, озадачивались вопросом: далеко ли от них находится край земли.

В течение долгого времени, пока география «взрослела», до получения ею полноценного «аттестата» — титула самостоятельной науки, формировались и совершенствовались основные формы организации исследований. Изначально это были пешие и гужевые [1] путешествия и экспедиции. Потом им на смену пришли комплексные наблюдения на специально оборудованных станциях (антарктические, арктические, высокогорные, глубоководные, шахты). И технический апогей 21-го века — мультикомплексные исследования с космических орбитальных станций, которые решают задачи современной географии.

Белых пятен на мировой карте уже давным-давно нет, но в мире достаточно мест, куда до сих пор ещё не ступала нога «белого» человека и таких районов достаточно:

Антарктида, панорама с высоты птичьего полёта

Начальная физическая география — это основа всех последующих знаний о земной поверхности. Структура курса представлена 4-мя рубриками, изучив которые станет понятно, что изучает современная география:

Итогами изучения этих тем будут новые знания о том:

Процесс изучения начальной физгеографии даёт старт воспитанию географической культуры, пониманию специфического языка науки, способности самостоятельно искать ответы на вопросы, используя многочисленные ресурсы географической направленности.

Словарь

Гужевой транспорт — вид транспорта, в котором повозки приводятся в движение животными (лошадьми, волами и т.п.). Образовано от слова «гуж» — кожаная или верёвочная петля в упряжи.

Источник

Игры, видео, онлайн-карты: 6 способов изучать географию, когда нельзя путешествовать

С чего начинать учить географию

Как изучать в домашних условиях такой объёмный и разноплановый предмет, как география, рассказывает педагог школы Wunderpark International School Валентина Третьякова.

Для домашних занятий лучше использовать разноплановые типы занятий. Это поможет осваивать материал с разных сторон, сделает обучение разнообразным и поможет выявить типы занятий, интересные именно вашему ребёнку.

1. Сделайте учебники нескучными

Для младших школьников родители могут использовать такой приём: сказать, что забыли какой-то научный факт, и спросить ребёнка, не помнит ли он. Ребёнок, скорее всего, сам захочет найти ответ в учебнике или интернете и рассказать. Но часто этой уловкой пользоваться нельзя.

Можно просто обсуждать в семье темы, перекликающиеся с темами школьной программы: старинные карты, древнее искусство, завоевания, колонии и изменения политической карты мира. Это применимо для любого возраста.

С чего начинать учить географию

В начальной школе можно играть с учебником: например, попросить найти нужный термин на скорость и объяснить значение. Ребёнок при этом не должен знать, что игра направлена на образовательные цели.

2. Обсуждайте и фантазируйте

Если ребёнок любит рисовать, можно делать иллюстрации по мотивам учебника, придумывать комиксы и истории. В теме «Круговорот воды в природе» может появиться путешествие капли воды, а в девятом классе можно пофантазировать на тему «Где бы я построил металлургический завод и какую прибыль он мне принесёт».

Окружите ребёнка красивыми и интересными ему книгами — сейчас огромное количество энциклопедий, книг-квестов, тематических раскрасок.

Научите ребёнка «бродить» по местам из художественной литературы через онлайн-карты и узнавать о них больше, чтобы лучше представить действие.

3. Смотрите вместе тематические фильмы и мультфильмы

Даже отдыхая и развлекаясь, можно учиться и повышать уровень мотивации. Посмотрите вместе «В поисках капитана Гранта», «Приключения капитана Врунгеля», «Вокруг света за 80 дней». Отмечайте на карте места, где побывали герои, обсудите, почему любителям путешествий важно знать географию, придумывайте игры по мотивам кино.

С чего начинать учить географию

Видео по соответствующим темам помогут развить интерес к предмету и особенно помогут детям с дислексией. Обсуждайте с ребёнком просмотренное, попросите записать, что нового он узнал. Поначалу ему может быть сложно, поэтому не ожидайте полного объёма информации. Много полезных видео на сайте Российского географического общества. Хорошие каналы на YouTube:

4. Сходите в онлайн-музей

Сейчас многие музеи мира проводят онлайн-экскурсии. Хорошо, если виртуальное знакомство с экспозицией вы проведете всей семьёй, чтобы потом поделиться впечатлениями. Можно начать с выставок Русского географического общества и онлайн-программ Государственного геологического музея им. В. И. Вернадского. Вот также несколько зарубежных музеев:

С чего начинать учить географию

5. Играйте!

6. Планируйте будущие или вспоминайте прошедшие путешествия

Разрабатывайте маршрут, наносите его на карту, учите простые фразы на языке страны посещения, обращайте внимание на отличия этой страны от России.

С чего начинать учить географию

Главные принципы самостоятельного обучения

Изучение темы должно начинаться с мотивации ребёнка, после этого можно приступать к получению новых знаний и закреплению. Мотивировать поможет интересное видео или серия мультфильма, разговор о том, зачем нужно знать географию. Далее — читаем учебную литературу или смотрим видеоурок, конспектируем.

Для закрепления материала предложите ребёнку сделать рисунок или аппликацию. Более старшие школьники могут создавать инфографику, презентации и сайты, каналы в интернете. Цикл можно повторять с каждой темой, экспериментируя с методами.

Важные моменты:

1. Возраст. Содержание учебного материала, методы и требования должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.

2. Выбор тем. Составляя план обучения, можно опираться на учебник. Конкретную тему лучше выбирать вместе с ребёнком. Чем он старше, тем больше свободы должно быть в выборе методов и материалов. Но помощь в обучении может потребоваться в любом возрасте.

3. График. Нужно соблюдать режим учёбы, сна, физических нагрузок, хобби и отдыха. Важно, чтобы был оптимальным для всех членов семьи. Младших школьников нужно учить соблюдать режим: используйте картинки, трекеры с наклейками, интерактивное расписание. Отслеживайте вместе, сколько времени ребёнку нужно на задания, отдых, хобби. Если ребёнок медлителен — это может быть для него нормой и никак не связано с успеваемостью. Запаситесь терпением! Важно выбирать методы, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, и помнить, что гармоничные отношения в семье всегда важнее высоких отметок.

Источник

Как выучить географию быстро и легко в любом классе

С чего начинать учить географию

Плюсы и минусы самостоятельного изучения географии

В интернете можно найти много полезных и бесплатных учебных материалов: электронные учебники, конспекты, карты, онлайн-сервисы, тесты и пр. Поэтому вы можете учить географию самостоятельно – тогда не придется платить за услуги репетитора. Но у самообучения есть и недостатки:

Как освоить школьный предмет с нуля

Не обязательно заниматься с репетитором лично – можно выбрать онлайн-формат. Стоимость в этом случае будет в 2 раза ниже, а учебный процесс таким же продуктивным. Общение происходит через видеосвязь. На первом занятии педагог оценит уровень подготовки и составит индивидуальную программу, далее на каждом уроке он будет рассказывать новую тему, отвечать на вопросы, проверять знание пройденного материала, разбирать ошибки в домашних заданиях. Для практических и письменных работ есть интерактивная доска.

На нашем сайте можно выбрать разные обучающие программы по географии для детей: сервисы для занятий с репетиторами или онлайн-курсы. Вы можете найти подходящий вариант по цене, сроку, формату (онлайн или в записи) и другим параметрам.

Для вашего удобства мы разделили курсы по классам:

Как быстро выучить всю географию

Наши рекомендации, как быстро освоить учебный материал:

Расскажем подробнее, что делать, если нужно выучить географию за месяц, неделю или день.

За месяц

Качественно подготовиться к экзамену за один месяц вы вряд ли успеете, но за этот период можно повторить пройденный материал за весь учебный год, к примеру, чтобы написать годовую контрольную на отлично.

Что делать, если на подготовку осталось 4-5 недель:

За неделю

За неделю вы сможете подготовиться к проверочной или контрольной работе, например, вспомнить основные климатические зоны, строение разных оболочек Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера), природные ресурсы России и пр. То есть за 5-7 дней вы можете повторить материал, который учили в течение 1-2 четвертей. Но выучить весь годовой курс по географии за неделю вряд ли удастся.

Что можно сделать:

Реально ли подтянуть знания в более короткие сроки

Если вы готовитесь к экзамену, то начинайте заниматься в начале учебного года – так вы успеете не только подтянуть знания по географии, но и потренируетесь решать задачи из прошлогодних ЕГЭ. Если хотите подготовиться к проверочной или контрольной работе, то подготовку стоит начать за пару недель, а не откладывать на последние 1-2 дня.

Накануне ответственного события лучше вообще не заниматься. Можно выделить один-два часа, чтобы повторить основной материал. Выучить целый параграф за 5-10 минут вы тоже не успеете. Но за 20-25 минут до урока можно почитать конспект по предыдущей теме, если она не слишком сложная.

Что нужно, чтобы получать пятерки на уроках географии

Расскажем, как можно выучить географию на 5:

Советы ученикам 5-9 и 10-11 классов

Самый эффективный способ выучить географию – это курсы в онлайн-школе. К примеру, в школе «Фоксфорд» есть учебные программы для разных возрастов:

Как легко выучить географию взрослому

Бывают разные ситуации, когда взрослому нужно выучить географию, например, чтобы поступить в университет после колледжа или техникума. Можно заниматься по школьным учебникам, работать с географическими картами, искать в интернете сборники заданий и тесты, чтобы проверить свои знания.

Если времени осталось немного, можно пройти дистанционный курс. В онлайн-школах есть разные варианты, в том числе подготовка к дополнительным вступительным испытаниям в ВУЗе. Вы быстро повторите школьную программу и сможете легко совмещать занятия с работой.

Источник

Изучаем географию с детьми

С чего начинать учить географию

Здравствуйте, наши дорогие читатели!

Сегодня мы хотим поговорить об изучении географии с детьми.

С чего начинать учить географию

Т.к. дети по своей природе очень любознательные, то география – для них – это просто кладезь интересных и необычных тем, благодаря которым они значительно могут расширить свой кругозор. Ведь география – это не только изучение стран, материков, морей и океанов, но и изучение растительного и животного мира, климата, стран и народностей, их культур и обычаев и т.д. А также география очень тесно связана с экологией. Поэтому изучение географии – это просто кладовая новых и интересных знаний для вашего ребенка!

С чего начинать учить географию

Начинать изучение географии можно разными способами:

Оба способа хорошие – выбирайте тот, что заинтересует вас и вашего ребенка.

С чего начинать учить географию

В изучении основ географии вам не обойтись без таких предметов как Глобус и Карта.

Глобусы сейчас представлены в различных вариантах – выбрать можно любой, в зависимости от целей вашего изучения. Но главное, это то, что глобус поможет понять вашему малышу как же выглядит наша планета (примерно такой ее видят космонавты из космоса).

А чем раньше в детской комнате появится географическая карта – тем лучше. Даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает, рано или поздно он ей заинтересуется. Даже если время от времени обращать внимание на карту, то в скором времени, вы заметите, что ребенок знает названия основных географических объектов.

В изучении географии важно не только запомнить географические объекты, но и разобраться в таких понятиях как пространство, время, расстояния, части света и т.д.

С чего начинать учить географию

Что можно изучить с ребенком?

Изучая материки, уделите внимание климату (погодным условиям), рельефу (горы или равнины), водным ресурсам (реки и озера), животному и растительному миру (отметьте животных и растений характерных именно для этого региона), населению (страны, народности, их культура и быт).

С чего начинать учить географию

Например, Африка – второй по величине материк. Рельеф преимущественно равнинный, преобладают пустыни (они занимают 30% суши). На севере материка расположена самая большая пустыня в мире – Сахара. Самая высокая точка материка – Вулкан Килиманджаро. Самая низкая точка материка – дно соленого озера Ассаль. Самая длинная река материка – Нил. Небольшие реки могут полностью пересыхать, из-за климата, который характеризуется малым количеством осадков и высокими температурами.

Характерные растения – кактусы (в пустынях) и пальмы (в тропических лесах)

Африка известна такими животными как слон, жираф, бегемот, обезьяны, зебры, леопарды, крокодилы, попугаи и т.д.

Основное население Африки представлено коренным населением – негроидами – их отличительной чертой является темный цвет кожи. Они существуют за счет охоты, рыбалки и собирательства, не видя необходимости в благах цивилизации, и потому редко общаются с окружающим миром.

Изучать континенты можно в любом порядке.

С чего начинать учить географию
С чего начинать учить географию

Не забудьте рассказать о животном и растительном мире рек, морей и океанов!

Изучая с ребенком географию стоит и затронуть вопросы экологии.

С чего начинать учить географию

Приучать детей бережному отношению к растениям, животным и окружающей среде также надо начинать с детства. Объясняйте детям,о роли каждого растения и животного в природе, например, растения – очищают воздух и т.д. Обучайте правилам поведения в лесу, на реке и т.д. – это не только экология, но и безопасность! А также стоит приучать ребенка к уходу за растениями и животными.

С чего начинать учить географию

Любое обучение стоит начинать тогда, когда ребенок сам начал проявлять интерес и все обучение проводить в игровой форме. Благо, вариантов можно придумать множество, например:

1. Детская литература.

Разнообразная детская литература несет в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Обсудите в какой стране жил сам автор или герои произведения. Найти эту страну на карте и т.д.

Так, читая о проделках Карлсона, найдем на карте страну Швецию.

Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции.

Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдем на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари.

Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии.

Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки.

Очень хорошо, если книги богаты иллюстрациями, биологическими и историческими объектами. Дети любят их рассматривать, запоминая множество полезных сведений, что потом во многом облегчит дальнейшее школьное обучение.

С чего начинать учить географию

2. Детские мультфильмы.

С чего начинать учить географию

Этот пункт похож на предыдущий. Есть множество приключенческих мультфильмов, которые можно обсудить с ребенком. После просмотра мультфильма найдите те города и страны, в которых побывали герои и попробуйте по карте проделать тот же путь – посмотрите какие материки и океаны они преодолели и т.д.

Список мультфильмов (многие мультфильмы сняты по литературным произведениям):

А также есть и специальные детские обучающие мультики, которыми тоже можно воспользоваться:

3. Воображаемое путешествие

Выбор страны→Выбор транспорта, на котором удобнее совершить путешествие →Обсуждаем, что встретится нам по пути (города, реки, горы и т.д.)→по прибытию в место назначения изучите символику выбранной страны, ее климат, природные особенности и т.д. →познакомьтесь с жителями этой страны (народ, его отличительные особенности, как живут, что едят и т.д.) и т.д.

Будет хорошо, если на карте вы будете отмечать те места, где уже успели “побывать” – так ребенок лучше запомнит информацию.

С чего начинать учить географию

4. Настольные игры, геопазлы

В настоящее время большой выбор настольных игр с географическим уклоном). Например, Вокруг света за 80 дней, Большое путешествие, Мемо: Флаги, Достопримечательности России и т.д. Все они представлены в разных видах – можно выбрать то, что по душе именно Вам и вашему ребенку.

Геопазлы – это такие пазлы, элементы которых повторяют очертания границ стран, регионов и других географических объектов. С их помощью, дети учат географию, складывая элементы вместе.

С чего начинать учить географиюС чего начинать учить географию

5. Энциклопедии, атласы, карточки и плакаты.

Энциклопедии пригодятся Вам для поиска ответов на вопросы, которые задаст Ваш Почемучка, а также пригодится и детям – любителям почитать).

Чтобы любая игра заинтересовала ребенка – она должна быть подкреплена хорошими иллюстрациями. Атласы, карточки и плакаты – могут стать отличным подспорьем.

С чего начинать учить географиюС чего начинать учить географию

6. Прогулки.

Прогулки – отличный способ знакомства в географией. Во-первых, можно изучать растительный и животный мир вашего региона, во-вторых, захватив с собой компас – изучать стороны света, а заодно и научить им пользоваться) и рассказывайте, рассказывайте и рассказывайте.

Чтобы ваши прогулки становились интереснее – устраивайте “походы” или “путешествия” и не так важно куда вы отправитесь на этот раз – в парк, в лес или к реке…..

Посетите зоопарк, а после его посещения вспомните каких животных вы видели и уточните в какой стране они проживают, укажите ее на карте и т.д.

Во время прогулки вы можете спрятать “клад” и нарисуйте карту с условными обозначениями. Обычно дети в восторге от таких игр). Начать игры с картами “кладов” можно начав с карты комнаты, квартиры и т.д., а потом переходить к поискам клада на улице. Сначала карты можно рисовать самостоятельно, а в последствии учить малыша составлять карты самостоятельно.

С чего начинать учить географию

Прогулки в разное время года – по своему интересны. Зимой можно “оказаться” на северном полюсе, а летом – на экваторе, в африке…. Весной, если удастся – разыскать ручеек и изучить “целые реки” – попробовать найти исток и устье, посмотреть как течет ручеек на ровной поверхности и с возвышенности (сравните равнинные реки и горные – чем они отличаются?), ровно ли течет ручеек или огибает препятствия, а как ведет себя большая река? и т.д.

У воды можно затронуть столько “околоводных” тем, что всех и не перечислить…. А где-нибудь на пляже можно заняться и “географическим” строительством – сооружать горы из песка, прокладывать реки, строить плотины и водохранилища…..

С чего начинать учить географиюС чего начинать учить географию

7. Реальные путешествия.

Это, пожалуй, лучший способ изучения географии. Всевозможные поездки и путешествия расширяют кругозор малыша, дают ему понять, что мир — это не только привычная комната и песочница во дворе. Существуют еще поля и леса, горы и моря, реки и озера, другие города и люди… Конечно, не все города и страны можно посетить, но даже путешествия в соседние города – хорошее подспорье в изучении географии.

С чего начинать учить географию

8. Устные игры, игры с картой, загадки, конкурсы, викторины….

Игра “Я знаю 5 названий…”

Мама задает тему: “Я знаю 5 городов…”. А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: “Москва — раз, Киев — два…”. Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: “Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…” Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает.

Игра “Отгадай, что это?”

В игре участвуют дети, знакомые с географической картой.
Взрослый дает описание того или иного объекта – постепенно, начиная с общих определений, переходя к более конкретным. Например: это остров, он находится в восточном полушарии, расположен в Тихом океане, на нем расположен город такой-то…. Или это река, расположена в Евразии, впадает туда-то, на ней стоит город такой-то. В процессе игры дети высказывают предположения. Кто быстрее угадал, о чем идет речь – получает очко.

Игра “Находилки”

Игрок загадывает географическое название, другой (ие) должны его найти. Можно давать подсказки: что это река, озеро, гора или город…

Геологика:

По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:

Кто в городе живёт?

Москвичи- живут в Москве, одесситы – в Одессе, японцы – в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:

Блиц-опрос

Например, географические рекорды России:

С чего начинать учить географию

Можно придумать вопросы для любой страны, материка….

География с песнях и пословицах

Русские поговорки и пословицы, а также песни помогут подружится с географией. Можно вспомнить песни и поговорки, в которых упоминаются географические объекты, вместе с ребенком, или предложить ему заполнить “забытые” слова:

Весь покрытый зеленью,
Абсолютно весь,
… (участок суши) Невезения,
В… (водоём) есть
…(участок суши) Невезения В…(водоём) есть,
Весь покрытый зеленью, Абсолютно весь.

Жил отважный капитан.

Он объездил много ….( суверенная территория ),

И не раз он бороздил …( водоем ).

Погибал среди акул,

Но ни разу даже глазом не моргнул.

Если долго, долго, долго,

Если долго, по дорожке,

Если долго по тропинке

Топать, ехать и бежать,

То, пожалуй, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в …( материк ) прийти!

А в ….(материк )…..( водоем ) вот такой ширины.

А в….(материк ) …..( ландшафт ) вот такой вышины.

Ах, крокодилы, бегемоты,

Ах, обезьяны, кашалоты,

Ах, и зеленый попугай!

Ах, и зеленый попугай!

А я иду, шагаю по …( город ),

И я еще пройти смогу соленый ….( название ) океан,

И …( ландшафт ), и ….( ландшафт ).

Географические загадки:

У меня в ладонях страны,
Реки, горы, океаны.
Догадались, в чём тут фокус?
Я держу руками …

Глобус делит ровная
Линия условная.
Выше – север, ниже – юг.
Назови границу, друг.
(Экватор)

Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шёл отважно –
На одном листе бумажном.
(Географическая карта)

У меня в столе хранится
Шар земной на ста страницах!
(Атлас)

Возьми, дружок,
Меня в поход!
Со мной никто
Не пропадёт!
Дорогу
Точно укажу!
Куда идти, –
Всегда скажу!
(Компас)

Север –
Там, где много вьюг.
Там, где жарко –
Будет…
(Юг)

Знает всякий: стар и молод,
Что на карте точка – …
(Город)

Суши маленький кусочек, –
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
(Остров)

У той немаленькой горы
Характер тихий до поры.
Но может так случиться –
Взорвётся, задымится!
(Вулкан)

Речка тихо нам журчала,
Чтоб нашли её начало –
Тихий, слабый ручеёк
Под названием…
(Исток)

Я не маленький ручей,
Я и шире, и длинней!
А ещё я глубока,
Потому что я…
(Река)

Читаю на карте названия разные:
Чёрное, Белое, Жёлтое, Красное…
А с виду – зелёное, серое, синее,
Когда ни взгляни – оно очень красивое.
(Море)

Географические загадки-шутки:

– Какой город может находиться в воздухе? (Орел)
– Какой город самый сердитый? (Грозный)
– Какой город самый сладкий? (Изюм)
– Какой остров считает себя одеждой? (Ямайка)
– Между какими двумя буквами можно поставить маленькую лошадь, чтобы получить название страны, острова? (Япония)
– Какой город носит название рыбы? (Судак)
– По какому городу течет кровь? (По Вене)
– Какую реку можно разрезать ножом? (Прут)
– Какой город называют воротами в Донбасс (Харьков)
– В каком море не водится рыба? Почему? (В Мертвом. Очень соленая вода.)
– Какую страну можно носить на голове? (Панама)
– Контур какой страны напоминает сапог? (Италия)
– Где текут сухие реки? (На карте)
– Какая река находится у нас во рту? (Десна)
– Какая река носит название посуды? (Таз)

С чего начинать учить географию

Изучать географию можно не только на уроках в школе, но и так – весело, интересно и познавательно!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *