С чего начинать учить анатомию человека
Как учить анатомию (на примере грудины)
Привет! Если вы оказались на этой странице моего блога, значит, скорее всего, вас заинтересовал вопрос — как выучить анатомию? Поскольку я являюсь медиком, я изучал анатомию на специальности «Лечебное дело». Не могу сказать, что я был самым лучшим студентом в потоке, однако анатомия у меня была одной из любимых наук и проблем с ней не возникало. Особенно это приятно вспоминать, если учесть, что у меня преподавал лучший анатом ever (если Наталья Александровна это читает, выражаю ей своё почтение и восхищение).
Анатомия является полноправной царицей медицинской науки, по крайней мере, на первых полутора курсах (гистология, извини, но ты же понимаешь). Анатомию должен знать каждый хороший врач, хирурги же должны её знать ну совсем-совсем круто.
Итак, мы немного знаем, что такое анатомия, знаем, для чего она нужна, но мы не знаем, как её учить. Я отлично помню своё первое семинарское занятие по анатомии (в качестве студента) — это был шок от обилия разных терминов на двух языках. Тогда, на первом занятии, я совершенно не мог понять, что вообще делать с этими странными костями, как можно это всё запомнить и что будет дальше.
Однако в ходе изучения материала мне стали открываться некоторые закономерности, благодаря которым я понял, что выучить анатомию — это задача проще, чем кажется.
Сегодня я попробую объяснить вам, уважаемые читатели, как следует учить анатомию – даже не для того, чтобы у вас не возникало проблем с ней, а чтобы вы поняли, какая это умная и логичная наука.
Я решил начать свой рассказ с грудины (sternum) – эта кость, к которой крепятся истинные рёбра с передней стороны туловища. Сзади они крепятся к позвоночному столбу (columna vertebralis), формируя грудную клетку (cavea thoracis).
Я выбрал именно грудину, потому что на ней проще всего продемонстрировать мой метод. Забегая вперёд, отмечу, что этот метод великолепно подходит для того, чтобы выучить суставы, ЦНС, органы чувств и спланхнологию.
Как это работает
Итак, грудина. Перед вами лежит вот такая кость, и вам нужно как-то запомнить её строение, правильно расположить по отношению к себе и – о ужас! – рассказать всё про неё на русском и на латинском языках. С чего начать? С названия.
Учим базовую часть
Первым делом давайте запомним, как она называется на русском – «грудина», потому что она находится в центре груди. Её латинское название – Sternum, на русском вы произнесёте её как «Стэрнум». Грудина – это плоская кость, которая имеет три основных части. Именно эти части мы и будем учить первым этапом.
Рисуем себе в тетрадь грудину (можно просто контур) и подписываем самые важные части.
Самая верхняя часть – это рукоятка, вот она. По-латински она называется manubrium. Соответственно, вы прочитаете её как «Манубриум». Похоже на заклятие из Гарри Поттера, не так ли? Есть отличная ассоциация – грудина похожа на меч. Рукоятка меча – это рукоятка грудины, то есть manubrium. PS — на рисунке слева красная линия должна быть чуть выше, я немного залез на тело грудины.
Вторая важнейшая часть – это тело грудины, corpus sterni. Думаю, слово «корпус» привычно для вас, уважаемые читатели. Оно в переводе с латыни обозначает не что иное как «тело». Если вы когда-нибудь ходили на бокс, то вы наверняка слышали выражение «пробить корпус», что значит «ударить по туловищу». «Корпус»=»туловище». А вот как выглядит тело, то есть туловище грудины:
Тело грудины, corpus sterni
Третья часть – мечевидный отросток, processus xiphoideus. Звучит как «Процессус Ксифоидеус». Слово «процессус» вам не придётся особо долго заучивать, так как оно будет встречаться вам ещё много раз — отростков, а именно так переводится это слово, в нашем теле имеется несколько штук. Кстати, отростки будут встречаться вам уже в этом зачёте. Вот со вторым словом посложнее, важно не перепутать всё словосочетание с другими отростками – processus transversus, processus zygomaticus, например.
Чтобы запомнить слово «Ксифоидеус», вам нужно понять, что мечевидный отросток (процессус) – единственный из всех отростков (процессусов), название которого начинается на букву «Икс». То есть, когда вам придёт время вспомнить отросток грудины, начинайте мыслить так – отросток, значит процессус, далее, «икс» — значит, ксифоидеус, других отростков на «икс» нет.
Мечевидный отросток, processus xiphoideus
Итак, первый этап работы с грудиной закончен, мы выучили три основных части этой кости, сверху вниз:
Если вы имеет проблемы с запоминанием этих трёх частей, то лучше зарисуйте контуры грудины себе в тетрадь и распишите их – без знания этих терминов двигаться далее нельзя.
Добавляем дополнительные знания
Итак, предположим, что вы заучили эти три латинских термина и уяснили для себя, где именно на грудине они находятся. Теперь, продвигаясь от общего к частному, рассмотрим образования на грудине, то есть то, что нам придётся рассказывать на зачёте кроме трёх уже изученных нами латинских терминов. Двигаться будем сверху вниз.
На рукоятке ключицы, то есть manubrium sterni, имеется несколько вырезок. Любую вырезку (и не только на грудине) мы будем называть incisura. Вырезка, которая находится на самой верхней части грудины по центру – это ярёмная вырезка, или incisura jagularis (звучит как «Инцизура Ягулярис»). Ярёмная вырезка – это участок грудины, где пройдут и соединятся две передние ярёмные вены.
Латерально относительно ярёмной вырезки имеются две ключичные вырезки – правая и левая. Уже знакомое нам слово «инцизура» прибавляем к слову «клявикуля», то есть «ключица», и получаем incisura clavicularis (произносим как «Инцизура Клявикулярис»).
Далее на мечевидном отростке мы можем увидеть и вырезки для рёбер. Вернее, для хрящей, при помощи которых рёбра соединяются с грудиной. Вырезки называются incisura costalis («Инцизура Косталис»), то есть рёберные вырезки. На мечевидном отростке имеются вырезки для первого ребра, а также для верхней части второго ребра.
Итак, на мечевидном отростке грудины имеются пять вырезок – латерально сверху расположены ключичные вырезки, по центру имеется ярёмная вырезка, а латерально относительно центра мы находим вырезки для первого и верхнего края второго ребра. Прибавляем это к тому, что разучили чуть раньше, то есть к основным частям грудины, и двигаемся далее.
А далее нас ждёт тело грудины, то есть corpus sterni. На теле грудины мы также можем видеть вырезки для рёбер — от второго ребра до шестого включительно.
Вырезка для второго ребра, как мы только что разобрали, будет наполовину находится на рукоятке, а наполовину — на теле грудины. Называться они будут также incisurae costales (множественное число), ну то есть рёберные вырезки. Каждая цифра — это номер ребра, который присоединяется своим хрящом к телу грудины:
И последняя часть — мечевидный отросток. На нём находится только половина вырезки для седьмого ребра, но, тем не менее, он чертовски важен. Именно мечевидный отросток будет служить одним из ориентиров на пропедевтике. Ещё более важная вещь — по мечевидному отростку определяют правильное расположение руки для проведения прекардиального удара — неотложного реанимационного действия.
Суть метода
Итак, нам нужно выучить какую-то кость. Делаем следующее:
Как мы изучали анатомию человека
Итак, нормальная анатомия (анатомия человека) изучается на лечебном факультете 1.5 года (= 3 семестра) и заканчивается государственным экзаменом в зимнюю сессию 2-го курса. Программа каждого семестра включает по 2 большие темы, которые завершаются зачетным занятием. Осенью на первом курсе учат кости и связки, затем мышцы; весной — внутренние органы, потом — кровеносную и лимфатическую систему.
Учебник анатомии 1974 года под ред. Привеса.
672 с. 17,5 x 26,5 см, уже 8-е издание.
Хорошо видна толщина. Бестселлер всех поколений студентов-медиков :D.
Поэтому словочетание «экзамен по анатомии» вызывает священный ужас даже у первокурсников (сленговое название «государственного экзамена» — слово «гос»). В декабре и январе в «анатомичке» не протолкнуться. Положение несчастных студентов осложняется еще и тем, что каждый из них стремится найти, перебрать, ухватить и подержать пинцетом все возможные сосуды и нервы. Ведь известно, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. В результате разобраться в сосудисто-нервных сплетениях потом сложно даже преподавателям. Но на экзамен кафедра анатомии «бережет» трупы получше, так что там разобраться проще.
На подготовку к госэкзамену по анатомии дается 5-6 дней. Несмотря на относительно большой срок, приходится читать учебник по анатомии как бульварный роман Донцовой, то есть не менее 100 страниц учебника в день. Естественно, ничего выучить уже не получится. В самом лучшем случае удастся все прочитать. Однако практика показывает, что практически у всех остаются какие-то непрочитанные разделы. Да и сам список вопросов к экзамену является брошюрой страниц этак на 20-25. Мой совет: если экзамен по анатомии вам еще предстоит, не откладывайте ничего на сессию. Сессия — только чтобы повторять.
Гос по анатомии сдается комиссии из 3 человек. Хорошее впечатление можно произвести, используя анатомические названия по авторам. В учебниках прежних лет уклон делался на того, кто первый описал данную структуру. Современные же учебники дают в основном общепринятые названия. Например, мне помог лимфоузел Пирогова, а названия синусно-предсердного (Киса-Флека) и предсердно-желудочкого (Ашоффа-Тавары) узлов в сердце следовало бы помнить 6 лет (эти узлы управляют частотой сокращений сердца). Потому что на 4 или 5 курсе профессор кафедры стоматологии (!) на врачебной конференции как-то поднял одного студента и спросил про авторские названия этих узлов, желая этим показать, что мы ничего не знаем. У профессора получилось. После этого мы сидели тихо и не разговаривали между собой.
Вообще, на многих кафедрах есть магические слова, которые волшебным образом действуют на экзаменатора. Упоминание таких слов в ответе значительно увеличивает благосклонность преподавателя. В моем случае это был «узел Пирогова», а на экзаменах по гистологии подобным словом является термин «гликозаминогликаны», означающий, если я не сильно забыл, сложные полисахариды в тканях с примесью белков.
На других факультетах свои нюансы в изучении анатомии. Например, стоматологи, которые учатся 5 лет (все остальные врачи — 6 лет), проходят этот курс по сокращенной программе, но зато учат анатомию головы больше всех. Педиатры уделяют большое внимание возрастным особенностям человека (например, когда появляются ядра окостенения в будущих костях). У нас же такие тонкости практически не спрашивали.
А вообще знания анатомии пригодятся на старших курсах. С середины 3-го по середину 4-го курса изучается топографическая анатомия и оперативная хирургия. Это та же анатомия, что на первом курсе, но под другим углом. На первом курсе учат анатомию по отдельным системам (нормальная анатомия), а на третьем — по частям тела (снаружи внутрь, от слова topos — место).
Кроме нормальной анатомии, есть еще патологическая анатомия. По содержанию этот предмет больше напоминает патологическую гистологию, поскольку изучает структуру поврежденных и больных тканей. Но про «патан» будет в другой раз, в теме про 3-й курс.
Сейчас в мае*, когда вы читаете эти строки, у второкурсников идут жаркие деньки. Кто-то уже сдал экзамен (и остальные ему завидуют), кому-то экзамен еще предстоит. Пожелаем им удачи!
Как постигать медицину: анатомия
Путь в тысячу миль начинается с одного маленького шага. В противовес этому афоризму хочется сказать, что путь к успеху в медицине начинается сразу с многокилометрового марафона. После поступления в медицинский университет мы видим, что на пороге оного нас встречает одна из самых необъятных дисциплин — анатомия. Приняв нас в свои хладные объятия, она окутывает до самого конца лечебной деятельности. Никто не сможет обойти эту науку: ни теоретик, ни практик, даже пациенту придется столкнуться с «делением на части» своего единого организма. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать о необходимости скрупулезного изучения этой парадоксально точной и индивидуальной дисциплины. В этом пособии мы попробуем разобрать основные правила и инструменты, которые помогут будущим и действующим докторам в изучении этого непростого предмета. С первого взгляда может показаться, что вещи, указанные в этой статье, вы уже многократно слышали, однако помните, что именно наиболее очевидными вещами пренебрегают, и из таких деталей и строится общая картина.
Чем по своей сути является анатомия?
Анатомия (от греч. ἀνα- «вновь; сверху» + τέμνω «режу, рублю, рассекаю») — фундаментальная наука, изучающая строение организма. Но, как говорил академик А.И. Струков: «Функция без структуры немыслима, структура без функции бессмысленна». Именно поэтому в рамках анатомии нужно рассматривать функции тех или иных органов и систем (физиология), а также заглядывать в смежные предметы, изучающие строения на меньшем уровне (гистология). По моему мнению, учить анатомию, не заглядывая в другие дисциплины, — сизифов труд.
Итак, мы можем вывести первое правило, которое является к тому же первым инструментом:
Изучение смежных дисциплин
Все мы были первокурсниками и понимаем, что программы в университете хватает с головой. Далеко не у всех есть свободное время, силы и возможности читать что-то помимо тех книг, что выдали в университетской библиотеке. Однако при обучении гораздо продуктивнее обращаться к так называемой клинической анатомии. Читаете анатомию глаза — смотрите этот раздел в офтальмологических учебниках. Читаете анатомию сердца — смотрите кардиологию и какой-нибудь атлас по коронароангиографии. Читаете анатомию костей — смотрите атлас рентгеноанатомии. Учите синтопию — КТ/МРТ атласы (названия учебников и авторов приведены далее).
Хорошим примером является спланхнология (наука о внутренних органах); если понять принцип работы, к примеру, печени (белоксинтезирующая, дезинтоксикационная и т.д.), то можно с легкостью объяснить особенность ее анатомии — прохождение воротной вены сквозь оную. Так же и наоборот: зная, что воротная вена собирает кровь от ЖКТ, несложно догадаться, что из нее нужно извлечь максимум питательных веществ. Какой орган способен на это? Конечно же печень. Для полного освоения нормальной физиологии настоятельно рекомендую учебник Гайтона А. К. и Холла Д. Э. «Медицинская физиология», 2-е издание, 2018. Довольно доступный и полноценный учебник, считается отличным началом для освоения медицины в целом, ибо содержит в себе не только информацию по физиологии, но и по другим фундаментальным отраслям медицины. Также можете обратиться к следующей книге С. Зильбернагль, А. Деспопулос «Наглядная физиология».
По гистологии рекомендую читать гистологический атлас Жункейра и Карнейро. Также неплох учебник Кузнецова и Мушкамбарова «Гистология, цитология и эмбриология», 2005. Читается взахлеб, как художественная литература, однако очень скуден по количеству фотографий микропрепаратов, поэтому приходится подсматривать в различные электронные:
или печатные атласы:
Полный список хорошей литературы по вышеупомянутым дисциплинам вы можете найти в соответствующих гайдах.
Таким образом, зная только функцию органа, вы сможете описать примерное его строение. Зная только строение, можно предположить функцию, которую этот орган выполняет. Так что, изучая анатомию, не ленитесь заглядывать в книги других дисциплин.
Рисовать. Больше рисовать. Еще больше рисовать
Кажется, этот пункт настолько очевиден, что его можно было бы и не включать, однако в этом гайде мы рассмотрим и совсем примитивные вещи.
Логично, что выучить анатомию просто по тексту невозможно. Именно поэтому существует огромное количество всевозможных атласов, схем, рисунков.
Все, что требуется для лучшего понимания и запоминания — перерисовка или создание схем. Не важно, насколько хорошо вы рисуете, не стесняйтесь взять в руки карандаш или ручку. Делайте это для себя, чтобы вы сами могли ориентироваться в своих рисунках. После того, как нарисовали все, что можно, делайте схемы. Не зря существует поговорка, что все гениальное — просто. Чем проще рисунок, тем проще его запомнить, и, соответственно, тем проще его воспроизвести в голове. Нарисовав несколько десятков рисунков, вы, во-первых, будете идеально знать то, что учили (вам начнет это даже сниться), а, во-вторых, вы научитесь рисовать. Это может пригодиться вам в будущем.
Несмотря на то, что существует неисчислимое количество наглядных пособий и атласов, кое-что все-таки выделить можно:
Первые 3 указанных атласа знает каждый человек, связанный с медициной, потому что это основа. К сожалению, пользоваться лишь одним атласом не получится, так как зачастую в каждом из них не хватает рисунков. Используя более двух источников, вы увидите больше ракурсов, начнете лучше ориентироваться в пространстве, поэтому вы не просто заучите, но и поймете анатомию. Вдобавок к классическим атласам я рекомендую книги, которые содержат в себе фотографии результатов лучевой диагностики, что пригодится вам как в изучении анатомии, так и в вашей дальнейшей врачебной практике. Тем более, по большей части, учебники учат нас «норме» — тому, что встречается чаще всего. Однако анатомия парадоксально точна и индивидуальна одновременно. Существует множество различных аномалий развития, которые в атласах встречаются не так часто, но в жизни с ними приходится сталкиваться чуть ли не ежедневно–еженедельно.
Не стоит забывать, что мы живем в 21 веке и анатомия сильно шагнула вперед благодаря высоким технологиям. Одним из самых серьезных нововведений я считаю появление 3D атласов с множеством функций: выделение отдельных областей и органов, пироговские разрезы, удаление каких-либо структур и добавление оных, вплоть до визуализации патологические процессов. Далее приведены основные источники, которые невероятным образом помогут вам в обучении и на которые стоит сделать основной упор при подготовке:
И в дополнение еще парочка неплохих сервисов с видеолекциями, 3D атласами и прочими приятными вещами:
Конечно же, делая упор на рисунки, нельзя забывать про текст. На вашей кафедре нормальной анатомии вам скорее всего выдадут либо кафедральный учебник, либо учебник Сапина/Синельникова. В учебнике М. Р. Сапина огромное количество текста и мало иллюстраций, соответственно, запомнить без другой литературы будет практически невозможно. В учебнике Р. Д. Синельникова количество иллюстраций больше, однако по личному опыту могу сказать, что их хватать все равно не будет. Лично я учился по учебнику Сапина, использовал дополнительно 3 атласа и остался доволен.
Повторюсь, все мы прекрасно понимаем тот факт, что у первокурсников и так весь шкаф завален книгами и что времени на чтение другого совсем нет. Этот раздел был написан потому, что необходимость в этих источниках у вас обязательно появится. Это вопрос времени. Все вышеуказанные атласы и ресурсы нельзя назвать необходимыми. Они представлены для облегчения запоминания скучной и сухой информации, написанной на выцветших страницах университетских учебников. Используя эти ресурсы, вы скорее всего уменьшите время на изучение определенной темы, потому что будете не просто ее заучивать, но и отчасти понимать.
Наглядность
Какими красочными не были бы атласы и электронные аналоги оных, они никогда не сравнятся с реальностью. Поверьте, артерии не совсем красные, а вены не совсем синие. В живом организме очень сложно дифференцировать эти структуры лишь по цвету. Именно поэтому вам нужно посещать морг в университете или за его пределами. Попробуйте найти патологоанатома, который сможет водить вас в морг и покажет анатомию, как она есть. С первого же вскрытия и препарирования вы увидите огромную пропасть между «бумагой» и «материей». Предложите свою помощь в подготовке материалов для студентов, и вы сможете быть в непосредственной близости от наглядной анатомии.
Но тем не менее, далеко не у всех будет возможность найти контакты с врачами-патологоанатомами, особенно с теми, кто пустит с удовольствием в морг. Именно для этого в университетах на кафедре анатомии есть препараты и трупы. Не стесняйтесь подходить к ним с учебником/атласом/конспектом в руках. Нужно использовать все виды запоминания (зрительную, слуховую, тактильную) для того, чтобы не потеряться в большом объеме информации. Обычно у таких препаратов собирается большое количество студентов, но вам это лишь на руку, потому что среди них скорее всего найдется отличник, который с радостью объяснит ту или иную структуру. Кроме того, вы можете напроситься на кафедре нормальной анатомии на самостоятельное препарирование анатомических препаратов. Вы будете изготавливать готовые препараты по отдельным темам (сосудисто-нервный, мышечный, костный препараты), а следовательно, будете изучать полное топографическое строение той или иной области. Смотрите, трогайте, спрашивайте, формируйте пространственное мышление, и вы добьетесь результатов.
Учите сразу на латыни
Во-первых, изучая латынь, вы сильно облегчите себе медицинскую жизнь в дальнейшем — многие заболевания, синдромы, симптомы, препараты несут в своем названии всю необходимую информацию. Во-вторых, постоянное использование другого языка стимулирует работу мозга. В-третьих, если вы хотите не только быть, но и производить впечатление квалифицированного специалиста, то латынь прекрасно вам в этом поможет. В-четвертых, переводить с латыни на русский проще, нежели наоборот (субъективное мнение автора). В-пятых, учить надо термины не откуда-то абстрактно (даже современные и особенно отечественные учебники иногда дают термины по давно устаревшей ПНА), а из актуальной Номенклатуры.
Основные проблемы при изучении
У каждого предмета есть свои нюансы в изучении: гистологию придется представлять перед глазами, можно перепутать тип эпителия, расположение слоев в тканях, физиологию придется понимать, а в анатомии можно просто запутаться.
Основная проблема анатомии — огромное количество структур, при запоминании которых мозг может отказаться раскладывать их по полочкам и упорядочивать. Решить эту проблему можно разными способами, даже простым зазубриванием, однако это не приведет к полному запоминанию и воспроизведению спустя годы. Лично я рекомендую выписывать и систематизировать информацию, написанную в учебниках и атласах. Учите ангиологию? Обратитесь к схемам Вебера. Сделайте схему крупной артерии, от нее стрелочки, которые являются ее крупными ветвями. От них такие же стрелочки с более мелкими разветвлениями. Попробуйте упростить всю информацию, ее будет легче запомнить.
Другая проблема анатомии — малое количество времени. Наверное, это можно будет считать вредным советом, но я все же рекомендую вам рационально исключать что-то из вашего внимания. Если трезво смотреть на ситуацию, то у всех был или будет момент полного отсутствия времени для изучения чего-либо. Решением этой проблемы будет «вычеркивание» из списка необходимой для запоминания темы. Учите сердце, но зачет уже через пару часов? Сделайте упор на основные моменты анатомии сердца: коронарные артерии, клапанный аппарат, полости сердца, проводящая система оного. Перикард, скелетотопию, иннервацию оставьте в покое. К изучению этой части темы вы всегда успеете вернуться, но, когда поджимают сроки, лучше заняться рациональным исключением чего-либо. Тем более, в спешке запоминания всего подряд вы сможете запутаться даже в том, что очень хорошо знали. Однако не забывайте, что вернуться к изучению пробелов вам в любом случае придется, так что не откладывайте это в долгий ящик. Да и вообще желательно не попадать в ситуацию отсутствия времени. Учите анатомию по полчаса в день вместо того, чтобы просидеть целый день и ночь перед зачетом. Постоянная стимуляция мозга к работе дает хорошие результаты.
Ну и наконец самая главная проблема изучения анатомии — утрата знаний. Спустя некоторое время вы поймете, что практически все ранее изученное бесследно исчезло в просторах вашего разума. Это нормально, ведь наш мозг устроен таким образом, что та информация, которую мы не используем, «стирается», чтобы на ее место поместить более необходимые знания.
Заключение
Как вы видите, никаких секретов в изучении нет. Придерживаясь этих несложных принципов, вы сможете сильно облегчить себе этот кажущийся непосильным труд и станете лучше ориентироваться в информации в своей голове. Осмелюсь сказать, что вы превратите эту информацию в знания, а знания в мудрость. Не останавливайтесь никогда на достигнутом: выучить анатомию полностью никогда не получится, но всегда нужно пытаться. Если вы не будете пренебрегать вышеописанными советами, то никогда операционное поле не будет для вас пропастью незнания, а жалобы пациента на боль никогда не заставят вас сомневаться в диагнозе.
Никто и никогда не даст вам самой секретной информации, овладев которой вы будете знать все. Все потому, что этой информации нет. Весь ваш результат будет зависеть от вашего собственного желания.
И помните, что не стыдно знать мало — стыдно не тянуться к знаниям.